актуальность темперамента в жизни человека
Темперамент (16)
Главная > Курсовая работа >Психология
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Тверской государственный университет
(представительства ТвГУ в городе Бежецке)
Факультет психология и социальная работа
Кафедра социальной психологии
Глава 1. Темперамент как предмет исследования психологии: исторический аспект……………………………………………………………………………………………………………….5
Возникновение учения о темпераменте и его дальнейшее развитие……………………………………………………………………………………………..5
Конституционные типологии человеческой психики………………………..8
Исследования темперамента в отечественной психологической науке………………………………………………………………………………………………….17
Исследования В. П. Казначеева……………………………………………………….17
Критика концепции И. П. Павлова…………………………………………………..21
Глава 2. Анализ подходов к изучению темперамента в современной психологической науке………………………………………………………………………………….28
. Подходы к определению понятия темперамента………………………………28
. Психологическая характеристика типов темперамента…………………….38
. Внешние признаки, характерные для представителей различных типов темперамента……………………………………………………………………………..44
Глава 3. Эмпирическое исследование типов темперамента………………………..48
.Методический инструментарий и ход исследования……………………….48
.Анализ полученных результатов. Выводы…………………………………………..48
Еще в детстве мы замечаем, что одни из нас более подвижны, веселые, настойчивые, а другие медлительные, застенчивые, неторопливые в движениях и поступках.
Возникает вопрос: что же именно влияет на наше поведение?
В психологии особым образом выделяется задача, заключающаяся в исследовании различных свойств личности, которые формируются и проявляются в деятельности человека и оказывают влияние на эффективность этой деятельности. Индивидуально психологические особенности личности человека придают своеобразную окраску всей деятельности и поведению. Именно в этих особенностях и проявляется темперамент.
Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми – различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий, и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее, темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. То есть темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека, и одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными и в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.
Сегодня существует несколько разных типологий темперамента, хотя, как правило, все они подчинены некой общей цели, способствующей пониманию индивидуальности человека и определению его возможностей и склонностей.
Появляется вопрос, какие индивидуально психологические особенности личности существуют?
Гипотеза : так как человеку присущи индивидуальные свойства психики, которые определяют динамику его психической деятельности и проявляются в особенностях поведения, можно предположить, что именно тип темперамента оказывает влияние на все личностные особенности человека.
Объектом исследования является психологическая характеристика типов темперамента, а предметом – подходы к изучению темперамента.
Цель исследования: дать психологическую характеристику типам темперамента и выявить влияние темперамента на личностные особенности человека. Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:
проанализировать литературные источники по данным проблемам;
подобрать методики для исследования;
выявить тип темперамента;
установить влияние темперамента на личностные особенности человека.
Актуальность данного исследования состоит в том, что проблема влияния темперамента на особенности психической деятельности человека не до конца не изучена. Наблюдая за поведением другого человека, зная его темперамент, можно предположить, как он будет себя вести в той или иной ситуации. Также это актуально в педагогическом процессе, в семейной жизни, то есть, в любой ситуации, где происходит взаимодействие личности и группы.
ГЛАВА 1. Темперамент как предмет исследования психологии: исторический аспект.
Учение о темпераменте возникло еще в древности. Слово «темперамент» в переводе с латинского обозначает «надлежащее соотношение частей»; равное ему по значению греческое слово «красис» ввел древнегреческий врач Гиппократ (5-4 вв. н. э.). Он впервые дал определение понятия «темперамент» и более или менее подробно описал темпераменты. Под темпераментом он понимал анатомо-физиологические и психологические индивидуальные особенности человека. Он, а затем Гален, наблюдая индивидуальные особенности поведения людей, сделал попытку данные особенности объяснить. Согласно теории Гиппократа, различия между людьми определяются соотношением основных видов жидкости в их организме. При правильном их смешении человек бывает здоров, при неправильном – болен. Одна из жидкостей преобладает, что и определяет темперамент человека. По Гиппократу, таковых жидкостей четыре: кровь, два сорта желчи и слизь (или лимфа). У сангвиников преобладает кровь, у холериков – желтая желчь, у флегматиков – слизь, а меланхолики – это люди с избытком черной желчи.
Дальнейшее развитие учения о темпераменте происходило в следующих направлениях.
Все более расширялась психологическая характеристика темперамента. Римский врач Гален (2 в.), в отличие от Гиппократа, характеризует типы темперамента наряду с физиологическими, психологическими и даже нравственными свойствами.
Немецкий философ И. Кант в конце 18 века рассматривает темперамент только как психические свойства. Вплоть до новейшего времени характеристика темперамента оставалась преимущественно психологической. В связи с этим изменяется понятие о типах темперамента. Они характеризуются пропорцией не физиологических, а психических свойств. У Канта – это соотношение разных чувств и разной степени активности деятельности. Он утверждал, что у сангвиника основное стремление есть стремление к наслаждению, соединенное с легкой возбуждаемостью чувствований и с их малой продолжительностью. Он увлекается всем, что ему приятно. Склонности его не постоянны, и нельзя слишком много на них рассчитывать. Доверчивый и легковерный, он любит строить проекты, но скоро их бросает.
У меланхолика господствующая наклонность есть наклонность к печали. Безделица его оскорбляет, ему все кажется, что им пренебрегают. Его желания носят грустный оттенок, его страдания кажутся ему невыносимыми и выше всяких утешений.
Холерический темперамент обнаруживает замечательную силу в деятельности, энергию и настойчивость, когда находится под влиянием какой – нибудь страсти. Его страсти мгновенно воспламеняются от малейшего препятствия, и его гордость, мстительность, честолюбие, сила его чувств не знают пределов, когда душа его находится под влиянием страсти. Он размышляет мало и действует быстро, потому что такова его воля.
По мнению Канта, чувствования не овладевают флегматиком быстро. Ему не нужно делать над собой больших усилий, чтобы сохранить свое хладнокровие. Для него легче, чем для других, удержаться от скорого решения, чтобы обдумать его прежде. Он трудно раздражается, редко жалуется, переносит свои страдания терпеливо и мало возмущается страданиями других [11].
Кантовские описания темпераментов были повторены потом во многих и многих источниках. Более того, представляя с самого начала полунаучные-полухудожественные образы, они довольно быстро перешли в общую культуру.
В качестве примера можно привести отрывки из ярких описаний темпераментов, принадлежащих Стендалю.
Сангвинический темперамент. Сангвиник – человек с ослепительным цветом лица, довольно полный, веселый, с широкой грудью, которая заключает в себе вместительные легкие и свидетельствует о деятельном сердце, следовательно, быстром кровообращении и высокой температуре.
Душевные свойства: приподнятое состояние духа, приятные и блестящие мысли, благожелательные и нежные чувства; но привычки отличаются непостоянством; есть что-то легковесное и изменчивое в душевных движениях; уму недостает глубины и силы. Сангвинику нельзя поручить защиту важной крепости, зато его следует пригласить на роль любезного царедворца. Подавляющая масса французов – сангвиники, и поэтому в их армии во время отступления из России не было никакого порядка.
Холерический темперамент. Желчь – один из самых своеобразных элементов в человеческом организме. В химическом отношении это вещество горючее, белковое, пенящееся. С точки зрения физиолога, это очень подвижная жидкость, сильно возбуждающая и действующая подобно дрожжам.
Исследовательская работа «Темперамент и его особенности»
Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия № 12»
Темперамент и его особенности
3. Типы темперамента и их характеристика…………….…………………………..…. 7-9
Все люди с самого рождения отличаются друг от друга своим поведением. Нам нравятся разные вещи и разные люди, каждый имеет свои вкусы и привычки. Разве было бы интересно, если бы мы не были столь индивидуальны? Посмотрите на деревья, цветы — и они все разные. У каждого листочка свои особенности. И животные имеют свой характер. Одни игривые, другие спокойные и уравновешенные. Так устроен наш мир.
У меня очень много друзей, и все они не похожи друг на друга. Одни любят тихонечко сидеть и читать книги, а другие носятся весь день, играя в футбол. Одни предпочитают компьютерные «стрелялки», а другие без ума от логических головоломок. Почему это происходит? Мои родители объяснили мне, что это связано с темпераментом. Меня это очень заинтересовало, и я захотел сам во всём разобраться.
Тема темперамента привлекала внимание учёных на протяжении многих веков. Этот вопрос изучали Гиппократ, Гален, И.П. Павлов и многие другие. Несмотря на то, что предпринимались неоднократные и постоянные попытки исследовать проблему темперамента, до сих пор эта проблема относится к разряду спорных и до конца не решенных проблем в современной психологии.
Я считаю, что знание положительных и отрицательных сторон своего темперамента, а также умения владеть и управлять ими позволит человеку быстро приспособиться к современному миру. Это и определяет актуальность моего исследования.
Цель работы: изучить современные представления о темпераменте и его свойствах.
Перед собой я ставлю следующие задачи:
— выяснить, что такое темперамент;
— познакомиться с историей происхождения темперамента;
— определить типы темперамента и их особенности;
— изучить темперамент учеников 4А класса на основе тестирования и установить, помогает ли школьникам какой-то определенный тип темперамента быть успешными в учебной деятельности.
Объект исследования – темперамент обучающихся 4 А класса.
Предмет исследования – типы темперамента учеников младших классов.
Гипотеза исследования: возможно, что тип темперамента не влияет на успеваемость школьников.
— изучение научной литературы;
1. Что такое темперамент
Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. До сих пор ведутся дискуссии на счет, является ли темперамент врожденным качеством. Многие ссылаются на то, что темперамент уже заложен в человека с рождения, а на его основе формируются определенные черты характера. Если в темпераменте имеются устойчивые особенности, тогда их следует отнести к особенностям нервной деятельности, которая уже заложена в человека.
Темперамент имеет два компонента – активность и эмоциональность.
Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты или, наоборот медлительности. В свою очередь, эмоциональность характеризует протекание таких процессов как (радость, горе, страх, гнев).
Сразу хочется сказать, что нет плохих или хороших темпераментов – каждый из них имеет свои положительные стороны, и поэтому главные усилия должны быть направлены не на его исправление, а на разумное использование в конкретной деятельности его достоинств. Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным. Тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого.
К сожалению, темперамент представляет собой устойчивое образование и изменить, переделать его кардинальным образом невозможно. Маленький ребенок не может в полной мере владеть своим темпераментом, но со временем, подрастая, он учится управлять им.
В современном мире значение исследований темперамента возрастает еще и потому, что он имеет тесную связь с деятельностью человека. Учет темперамента в деятельности работника позволит увеличить производительность труда, снизить количество опасных случаев на производстве.
2. История происхождения темперамента
Римский анатом и врач Клавдий Гален, живший во II в. до н.э., впервые дал развернутую классификацию разных типов темперамента. Впоследствии представителями античной медицины число типов темперамента было сведено до четырех. Каждый из них характеризовался преобладанием какой-либо одной жидкости.
В зарубежной психологии (Кречмер, Шелдон) широко распространены теории, утверждающие, что темперамент зависит не от свойств нервной системы, а от внешних признаков, которыми являются строение тела, соотношение его отдельных частей, а также соотношение различных тканей организма.
Э. Кречмер в 1921 г. опубликовал свою работу “Строение тела и характер”. Главная его идея заключалась в том, что люди с определенным типом сложения имеют определенные психические особенности.
Наиболее успешную попытку связать темперамент с особенностями организма человека предпринял русский ученый-физиолог И.П.Павлов, открывший свойства высшей нервной деятельности. В лабораториях Павлова, где на собаках изучали условные рефлексы, обнаружили, что у разных животных условные рефлексы образуются по-разному: у одних они образуются быстро и долго сохраняются, у других же, напротив, медленно и угасают быстро.
На основе полученных результатов исследований И.П.Павлов показал, что в основе каждого из четырех темпераментов лежит то или иное соотношение основных свойств, которое было названо типом высшей нервной деятельности.
3. Типы темперамента и их характеристика
Различают 4 типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.
Такую мы найдем у композиторов:
Вольфганга Амадея Моцарта;
Сергея Сергеевича Прокофьева;
Из писателей к сангвиникам можно отнести:
Михаила Юрьевича Лермонтова;
Другие знаменитые люди с темпераментом сангвиника:
Владимир Ильич Ульянов (Ленин);
Людвиг Ван Бетховен;
Также известные поэты:
Александр Сергеевич Пушкин;
И другие знаменитые люди:
Александр Васильевич Суворов;
Владимир Владимирович Жириновский.
Меланхолик (в основе лежит слабый тип нервной системы). В отличие от других типов темперамента, у меланхолика преобладают чувственность и обидчивость. Такие люди ведут себя незаметно и медленно. Их движения отличаются сдержанностью, невыразительностью, однообразием и медлительностью. Меланхолики редко смеются, не уверены в себе, часто и легко теряются, не доводят работу до конца. Быстро утомляются от людей и новой обстановки, тактичны, мягки, стеснительны. Они легко уязвимы, хотя внешне этого не показывают, боятся трудностей, поэтому перед совершением какого-либо действия долгое время обдумывают его необходимость и план реализации. Если действие не требует психического напряжения, тогда оно выполняется.
Среди композиторов к меланхоликам можно причислить:
Пётра Ильича Чайковского;
Фредерика Франсуа Шопена.
Среди поэтов и писателей к меланхоликам можно отнести:
Антона Павловича Чехова;
Сергея Александровича Есенина;
Николая Васильевича Гоголя;
Фёдора Михайловича Достоевского.
Другие знаменитые люди с темпераментом меланхолика:
Чарльз Роберт Дарвин;
Майкл Джозеф Джексон;
Григорий Алексеевич Явлинский.
Флегматик (в основе лежит сильный, уравновешенный тип нервной системы). Его трудно рассмешить или рассердить. Такой человек обладает небогатой эмоциональной сферой, поэтому не способен быть энергичным и быстро переходить к совершению действий. Уравновешенность характера объясняется тем, что эмоции флегматика ровные и постоянные. Его называют спокойным и невозмутимым. Движения неторопливы, медленная походка, на вопросы отвечает не сразу. Он проявляет во всем основательность, склонен к порядку, но медленность мешает в процессе познания, уклоняется от споров. Неудачи и неприятности не выводят его из себя. Перед выполнением какого-либо действия флегматик долго и тщательно продумывает его будущее. Однако если он примет решение его совершить, тогда будет постепенно и целенаправленно его реализовывать. Такому человеку трудно перестраиваться с одной работы на другую, поэтому он предпочитает заниматься тем, что ему знакомо и привычно.
Среди знаменитых композиторов флегматического темперамента можно назвать:
Александра Порфирьевича Бородина;
Илью Сергеевича Глазунова;
Из известных писателей к флегматикам можно отнести:
Ивана Андреевича Крылова (баснописец).
Другие знаменитые люди с темпераментом флегматика:
Михаил Илларионович Кутузов;
Геннадий Андреевич Зюганов.
4. Темперамент и характер
У каждого человека есть свой темперамент и характер. Многие путают данные понятия, думая, что это одно и то же. На самом деле это два разных показателя психической реакции человека. Один является наследственным и практически не меняемым, а второй – приобретенным и зависящим только от самого индивида. Темперамент – это психическая реакция и состояние, которое зависит от устройства нервной системы человека. Формируется нервная система индивида еще в утробе матери на основе той генетической программы, которая передается от обоих родителей. Темперамент – это наследственный дар. Вот почему ребенок часто является таким же, как и его родители. Устройство нервной системы позволяет родственникам быть одинаковыми, что способствует их укреплению и поддержанию семьи.
Характер – это набор качеств, которые вырабатываются человеком в процессе жизни. Как это происходит? Возникает некая ситуация. Человек начинает на ее реагировать, обдумывать, делать выводы, принимать решения, совершать действия. На основе пройденного опыта делаются умозаключения (создаются убеждения). А последующие ситуации, в которых человек начинает реагировать подобным образом и совершать похожие поступки, формируют в нем привычки. Привычки в действиях, мыслях и решениях заставляют в определенных ситуациях проявлять те или иные качества характера. Человек может развить в себе любое качество и черту. Но развивается в нем лишь то, что соответствует его действиям, мыслям и решениям, которые он использует.
5. Темперамент учеников 4А класса на основе тестирования
Цель: изучить темперамент учеников 4А класса на основе тестирования по методике Ганса Айзенка и установить, помогает ли школьникам какой-то определенный тип темперамента быть успешными в учебной деятельности.
Актуальность темперамента в жизни человека
Типы темперамента и способы реагирования на жизненные трудности студентов
психологический темперамент жизненный
Актуальность: Исследования типов темперамента и способов реагирования на жизненные трудности очень актуально в наше время, так как многие ученые и исследователи по разному смотрят на данную проблему, и каждый выдвигает свои предположения.
Проблема: Теоретическое и практическое исследование индивидуальных особенностей типов темперамента и их способов реагирования на жизненные трудности.
Тема: Типы темперамента и способы реагирования на жизненные трудности.
Цель: Исследование различных типов темперамента и способов реагирования на жизненные трудности студентов.
Объектом исследования является темперамент.
Предмет: Типы темперамента и способы реагирования на жизненные трудности студентов.
Гипотеза: Мы предполагаем, что представители различных типов темперамента по разному реагируют на жизненные трудности.
Проанализировать научную литературу по проблеме исследования типов темперамента и их восприятия различных жизненных ситуаций.
Провести исследования по выявлению типов темперамента и способов реагирования на жизненные трудности.
Проанализировать результаты исследований.
Методы исследования: анализ литературы, констатирующий эксперимент, тестирование, математическая обработка результатов, интерпретация результатов исследования.
База исследования: ФГБОУ ВПО «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой», факультет педагогики и психологии, студенты I курса, в количестве 15 человек.
Практическое значение: При исследовании типов темперамента и способов реагирования на жизненные трудности, мы выявили, что представители различных типов темперамента ведут себя по разному при решении жизненных трудностей. Это исследование может представлять интерес для преподавателей сузов и вузов, с его помощью они смогут находить индивидуальные подходы к детям, имеющим различные типы темперамента, и помогать им быстрее адаптироваться в различных условиях.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА И СПОСОБОВ РЕАГИРОВАНИЯ НА ЖИЗНЕННЫЕ ТРУДНОСТИ
.1 Темперамент и его виды
Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад.
Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, а также особенностями социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов.
К биологически обусловленным структурам личности относится, прежде всего, темперамент. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик.
Несмотря на то, что предпринимались неоднократные и постоянные попытки исследовать проблему темперамента, до сих пор эта проблема относится к разряду спорных и до конца не решенных проблем современной психологической науки.
Римский анатом и врач Клавдий Гален, живший во II в. до н.э., впервые дал развернутую классификацию разных типов темперамента. Впоследствии представителями античной медицины число типов темперамента было сведено до четырех. Каждый из них характеризовался преобладанием какой-либо одной жидкости [11: 48-49].
Эммануил Кант (1724- 1804).Говорил что с физиологической точки зрения, когда речь идет о темпераменте, имеют в виду физическую конституцию (слабое или сильное телосложение) и комплекцию (жидкое, с помощью жизненной силы закономерно подвижное в теле). К нему относят также тепло или холод при обработке этих соков [11: 49-51].
На рубеже XIX и начала XX вв. сформировалась так называемая соматическая концепция, согласно которой существует связь между свойствами темперамента и телосложением. Наибольший интерес представляют те из них, в которых свойства темперамента, понимаемые как наследственные или врожденные, связывались с индивидуальными различиями в особенностях телосложения. Эти типологии получили название конституционных типологий. Так наибольшее распространение получила типология, предложенная Э. Кречмером, который в 1921 г. опубликовал свою знаменитую работу «Строение тела и характер». Главная его идея заключалась в том, что люди с определенным типом сложения имеют определенные психические особенности [8: 534-537].
Наиболее успешную попытку связать темперамент с особенностями организма человека предпринял русский ученый-физиолог И.П. Павлов, открывший свойства высшей нервной деятельности. В лабораториях Павлова, где на собаках изучали условные рефлексы, обнаружили, что у разных животных условные рефлексы образуются по-разному: у одних они образуются быстро и долго сохраняются, у других же, напротив, медленно и угасают быстро; одни животные могут переносить большие нагрузки при сильных раздражителях, а другие при тех же условиях впадают в тормозное состояние.
На основе полученных результатов исследований Павлов показал, что в основе каждого из четырех темпераментов лежит то или иное соотношение основных свойств, которое было названо типом высшей нервной деятельности [14: 436].
В свою очередь, эмоциональность характеризует протекание эмоциональных процессов, определяя знак (положительный или отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, гнев) [3: 48-51].
Ещё с древних времён было принято различать четыре основных типа темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический. Эти основные типы темперамента, прежде всего, различаются между собой по динамике возникновения и интенсивности эмоциональных состояний.
Сангвиник. Сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, быстрый тип. Все отделы головного мозга работают согласованно, в гармоническом взаимодействии.
У сангвиника положительные условно-рефлекторные связи образуются быстро и являются устойчивыми. Интенсивность реакций соответствует силе раздражителей. Условные тормозные реакции также образуются быстро, они сильны и устойчивы. Сильные нервные клетки коры и нормально возбудимые подкорковые области обеспечивают хорошую приспособляемость к требованиям окружающей среды. Деятельность коры характеризуется высокой подвижностью. Это живой темперамент, не вызывающий трудностей при воспитании. Речевые реакции образуются быстро и соответствуют возрастным нормам. Речь сангвиника, как правило, громкая, быстрая, выразительная, с правильными интонациями и ударениями, уравновешенная и плавная. Она сопровождается живой жестикуляцией, выразительной мимикой и эмоциональным подъемом.
Сангвиники с охотой берутся за каждое дело, способны к увлечению. Любят новизну, разнообразие ситуаций, перемену мест. В работу включаются быстро. Больше всего им подходит работа, требующая быстроты реакции и уравновешенности [22: 63-64].
Холерик. Характеризуется сильными условными реакциями, подверженными большому влиянию подкорковых областей. Повышенная подкорковая деятельность не всегда достаточно регулируется корой. Условны связи образуются медленней, чем у других типов, что связанно с повышенной возбудимостью подкорковых центров, которые тормозят центры коры. Условные тормозные реакции холерика не устойчивы. Дети такого типа учатся обычно удовлетворительно, однако испытываю затруднения в приспособлении своих реакций и эмоций к требованиям школы. Их речь становится в меру быстрой, но нервной и формируется труднее, чем у сангвиника и флегматика[22: 63-64].
Холерик вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях, инициативен в деятельности. Выразительный проникновенный взгляд. Движения быстрые и резкие. Резкая смена эмоций. Склонен переоценивать свои силы и недооценивать препятствия на пути к цели. Склоне перебивать собеседника, в разговоре захватывает инициативу, горячо настаивает на своем. Для холериков характерна цикличность в работе. Они способны со всей страстью отдаться делу, за которое взялись, увлечься им. Однако при подавленном состоянии, при упадки веры в свои возможности начатую работу забрасывают [23: 40].
1.2 Понятие жизненных трудностей в психолого-педагогических исследованиях
Трудная ситуация всегда характеризуется несоответствием между тем, что человек хочет (сделать, достичь и т.п.), и тем, что он может, оказавшись в данных обстоятельствах и располагая имеющимися у него собственными возможностями. Такое рассогласование препятствует достижению первоначально поставленной цели, что влечет за собой возникновение отрицательных эмоций, которые служат важным индикатором трудности той или иной ситуации для человека.
Развивающийся человек, познавая и осваивая окружающий мир, но, еще не обладая достаточным опытом, непременно будет сталкиваться с чем-то новым, неизвестным, неожиданным для себя. Это потребует от него испытания собственных возможностей и способностей, что далеко не всегда может оказаться успешным и потому может послужить причиной для разочарований. Любая трудная ситуация приводит к нарушению деятельности, сложившихся отношений, порождает отрицательные эмоции и переживания, вызывает дискомфорт, что при определенных условиях может иметь неблагоприятные последствия для развития личности.
Трудные жизненные ситуации, под влиянием которых складываются способы поведения и формируется отношение к затруднениям, имеют различный характер.
Существуют различные подходы к анализу ситуаций: структурный и содержательный и два основных подхода к описанию ситуаций: описательный и классификационный.
Для исследования, наряду с обычными ситуациями, представляют интерес трудные ситуации, являющиеся особым случаем психологических ситуаций. Концепция трудной ситуации разрабатывается в соответствии с представлениями К. Левина о психологической ситуации как актуальной системе взаимодействия личности и ее окружения.
Трудные ситуации возникают в случае неуравновешенности в системе отношений личности и ее окружения или несоответствия между целями стремлениями и возможностями их реализации, или качествами личности. Подобные ситуации предъявляют повышенные требования к способностям и возможностям человека, к его моральному и материальному потенциалу, ограничивают его активность [20: 57-58].
Существует несколько классификаций категории «трудные жизненные ситуации». Некоторые исследователи предлагают классифицировать их по степени участия человека:
) трудные жизненные ситуации;
) трудные ситуации, связанные с выполнением какой-либо задачи;
) трудные ситуации, связанные с социальным воздействием.
По типам трудностей классифицирует трудные жизненные ситуации К. Муздыбаев:
по величине потери или угрозы,
по длительности (хронические, краткосрочные),
по степени управляемости событий (контролируемые, неконтролируемые),
по уровню влияния [16: 57-58].
К. Флейк-Хобсон рассматривает трудные жизненные ситуации, характерные для детей, и выделяет два типа ситуаций повышенного риска.
. Ситуации, связанные с отсутствием или утратой чувства защищенности:
· враждебная, жестокая семья;
· эмоционально отвергающая семья;
· не обеспечивающая надзора и ухода семья;
· негармоничная семья (распадающаяся или распавшаяся);
· чрезмерно требовательная семья (доминирующая гиперопека);
· появление нового члена семья (отчим, мачеха, брат, сестра);
· противоречивое воспитание или смена типа;
· чуждое окружение за рамками семьи (язык, культура).
. Ситуации, вызывающие беззащитность из-за отрыва от семьи:
· помещение в чужую семью;
· направление в детское учреждение;
Такого рода ситуации, оказывая существенное влияние на весь ход психического развития, способны серьезно нарушить социальную адаптацию ребенка, глубоко деформировать его психику. Перечисленные ситуации охватывают наиболее существенные, значимые жизненные отношения ребенка, поэтому их наличие должно предопределять серьезные отрицательные последствия для развития личности [21: 444-446].
Именно в таких обыденных ситуациях человек приобретает удачный или неудачный опыт преодоления препятствий, определяет собственное отношение к трудностям, пробует, «примеряет» разные способы действия, вырабатывает наиболее приемлемую для себя тактику поведения [23: 75].
Трудные жизненные ситуации являются составной частью процессов социализации, во-первых, потому что они в целом обыденны, во-вторых, они не всегда травмируют личность, в-третьих, благоприятствуют развитию, когда происходят изменения конструктивного характера, способствующие достижению новых форм сбалансированности отношений с внешней средой.
Существуют четыре ключевых понятия, которыми в современной психологии описываются критические жизненные ситуации. Это понятия стресса, фрустрации, конфликта и кризиса.
Непроясненность категориальных оснований и ограничений более всего сказалась на понятии стресса. Стресс означал сначала неспецифический ответ организма на воздействие вредных агентов, проявляющийся в симптомах общего адаптационного синдрома, это понятие относят теперь ко всему, что угодно. По замечанию Р. Люфта, «многие считают стрессом все, что происходит с человеком, если он не лежит на своей кровати», а Г. Селье полагает, что «даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс». Подобные превращения конкретно-научного понятия в универсальный принцип так хорошо знакомы из истории психологии, так подробно описаны Л. С. Выготским закономерности этого процесса, что состояние, в котором сейчас находится анализируемое понятие, наверное, можно было бы предсказать в самом начале «стрессового бума».
Таким образом, главная тенденция в освоении психологией понятия стресса, по мнению Ф.Е. Василюка, состоит в отрицании неспецифичности ситуаций, порождающих стресс. Не любое требование среды вызывает стресс, а лишь то, которое оценивается как угрожающее, которое нарушает адаптацию, контроль, препятствует самоактуализации.
В соответствии с этим фрустрирующие ситуации классифицируются по характеру фрустрируемых мотивов и по характеру «барьеров». К классификациям первого рода относится, например, проводимое А. Маслоу различение базовых, «врожденных» психологических потребностей (в безопасности, уважении и любви), фрустрация которых носит патогенный характер, и «приобретенных потребностей», фрустрация которых не вызывает психических нарушений.
Отличительные черты теории кризисов, согласно большинства исследователей, состоят в следующем: она относится главным образом к индивиду, хотя некоторые ее понятия используются применительно к семье, малым и большим группам; «теория кризисов. рассматривает человека в его собственной экологической перспективе, в его естественном человеческом окружении»; теория кризисов подчеркивает не только возможные патологические следствия кризиса, но и возможности роста и развития личности.
Таким образом, трудные жизненные ситуации возникают или в случае неуравновешенности в системе отношений личности и ее окружения; или несоответствия между целями, стремлениями и возможностями их реализации и качествами личности. Подобные ситуации предъявляют повышенные требования к способностям и возможностям человека, к его личностному потенциалу и стимулируют его активность [16: 58-59].
Трудная ситуация всегда характеризуется несоответствием между тем, что человек хочет и тем, что он может, оказавшись в данных обстоятельствах и располагая имеющимися у него собственными возможностями. Любая трудная ситуация приводит к нарушению деятельности, сложившихся отношений, порождает отрицательные эмоции и переживания, вызывает дискомфорт, что при определенных условиях может иметь неблагоприятные последствия для развития личности.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТОВ И СПОСОБОВ РЕАГИРОВАНИЯ НА ЖИЗНЕННЫЕ ТРУДНОСТИ СТУДЕНТОВ
.1 Организация и методика исследования
Целью данной работы является исследование различных типов темперамента и способов реагирования на жизненные трудности студентов.
Исследования проводились в здании СГПА им. Зайнаб Биишевой факультета педагогики и психологии, со студентами 1 курса в количестве 15 человек, с 1 марта по 20 марта 2012 года.
При исследовании использовались две методики: опросник С.С. Гончарова и тест на определение типов личности Г. Айзенка.
Опросник С.С. Гончарова «Способы преодоления негативных ситуаций». Опросник состоит из 25 утверждений, Объединенных в 5 шкал. Предназначен для исследования юношей и девушек 14-18 лет. Опросник позволяет изучить способы и стратегии психологического преодоления негативных ситуаций. Стратегия представляет собой комбинацию способов преодоления, которые определяются как действия человека, предпринимаемые в ситуации психологической угрозы физическому, личностному социальному благополучию и разворачиваются в когнитивной, поведенческой или эмоциональной сфере.
Для получения «сырых» показателей по шкале нужно просуммировать ответы респондента на каждый пункт, входящий в шкалу.
«поиск поддержки» является одним из самых мощных копинг-ресурсов в преодоления негативной ситуации, смягчает влияние негативных ситуаций, сохраняет здоровье, низкие показатели по данной шкале свидетельствуют об избегании социальных контактов в стрессовых ситуациях, отрицательный эффект связан с чрезмерным и неуместным оказанием или поиском поддержки, что может привести к потере чувства контроля и беспомощности;
Определить тип темперамента без специальной аппаратуры и электронно-вычислительной техники можно с помощью двухфакторной модели экстравертированности и нейротизма Г. Айзенка, разработанный им на основе анализа материалов обследования 700 солдат-невротиков. В этой модели используются связанные с темпераментом понятия экстравертированности и нейротизма.
Экстравертированность представляет собой своего рода характеристику индивидуально-психологических различий человека, крайние плюсы которой соответствуют направленности личности либо на явления его собственного субъективного мира.
Исследования Г. Айзенка привели к выводу о том, что большинство людей находится между полюсами разработанной им двухфакторной модели экстравертированности и нейротизма и, согласно нормальному распределению, ближе к ее середине. Результатом этого исследования явилось четкое отнесение человека к одному из четырех типов темперамента.
Для того чтобы определить место типа темперамента испытуемого в двухфакторной модели Г. Айзенка, используется адаптированный вариант его опросника. На каждый предлагаемый вопрос следует ответить «Да» или «Нет». Среднего значения для ответа не предусмотрено [3: 74-75].
.2 Результаты экспериментальной работы
Входе проведенного исследования было выявлено:
Рис. 1 Типы темперамента (%)
В дальнейшем были выявлены стратегии поведения испытуемых в сложных ситуациях, такие как:
Рис.2 Способы реагирования на негативные ситуации (%)
Далее мы выявили выбор стратегий поведения в негативных ситуациях в зависимости от типов темперамента.
Стратегии поведенияПоиск поддержкиПовышение СамооценкиСамообвинениеАнализ проблемыПоиск виновныхТипы темпераментаФлегматик11Холерик16Меланхолик12Сангвиник 21
Исходя из таблицы мы видим, что наибольшее количество холериков в трудных жизненных ситуациях выбирают стратегию повышения самооценки. Наибольшее количество меланхоликов и сангвиников так же как и холерики выбирают стратегию повышения самооценки, флегматики в своем выборе разделились между стратегиями поиска поддержки и повышения самооценки.
Таким образом, гипотеза, поставленная нами в начале исследования, предполагала, что различные типы темперамента по разному реагируют на жизненные трудности, но это подтвердилось частично, потому что на поведение человека в различных негативных ситуациях влияет не только темперамент, а также характер, способности, условия среды и многое другое.
Трудная ситуация всегда характеризуется несоответствием между тем, что человек хочет (сделать, достичь и т.п.), и тем, что он может, оказавшись в данных обстоятельствах и располагая имеющимися у него собственными возможностями. Такое рассогласование препятствует достижению первоначально поставленной цели, что влечет за собой возникновение отрицательных эмоций, которые служат важным индикатором трудности той или иной ситуации для человека.
В нашем исследовании были выявлены типы темперамента у испытуемых и их способы поведения в трудных ситуациях. В дальнейшем мы выявили какие способы поведения в негативных ситуациях выбирают испытуемые с различными типами темперамента.
Мы предполагали, что представители различных типов темперамента по разному реагируют на жизненные трудности, но данная гипотеза была подтверждена частично. По результатам исследований мы видим, что темперамент не является доминирующим качеством личности при выборе поведения в трудных жизненных ситуациях. На поведение влияют так же характер, способности, окружающая среда и много другое. Но и отрицать влияние темперамента на способы поведения полностью нельзя. Гипотеза подтвердилась частично.
Список использованной литературы
.Батаршев, А.В. Темперамента и характер: психологическая диагностика / А.В. Батаршев.-М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001
Результаты исследования по тесту Гончаровой С.С. «Способы преодоления негативных ситуаций».
№Поиск поддержкиПовышение самооценкиСамообвинениеАнализ проблемыПоиск виновных18147962111081063122110138413231017651020109462238757517599881189795196881015209118115166105129161187137161011614817796151413111310
Результаты исследования по тесту Айзенка Г. на определение типов личности
Теги: Типы темперамента и способы реагирования на жизненные трудности студентов Курсовая работа (теория) Психология