аль хорезми биография кратко
Аль Хорезми
Фото Все
Видео Все
«Мудрость веков». Аль-Хорезми
ВВС: История математики | Часть 2 Гений Востока
Аль Хорезми — биография
Аль-Хорезми — учёный IX века математик, астроном, историк и географ. Являлся главой «Дома мудрости». Предложил поделить землю на меридианы и параллели, вычислил длину градуса земного меридиана.
Аль-Хорезми среднеазиатский универсальный учёный. Его открытия и написанные труды в разных науках намного веков опередили своё время. Аль-Хорезми является основателем нового раздела в математике — алгебры. Его имя использовалось древними математиками для обозначения арифметики, а в настоящее время обозначает вычислительный процесс в определённой последовательности, и называется алгоритм. И именно ему мы обязаны тем, что имеем современную вычислительную технику, в которой используется этот принцип. Его предложение по поводу измерения земли способствовало созданию навигации, так, что можно сказать, что он сделал первый шаг к созданию навигатора.
О его биографии известно совсем немного. А сам учёный не вёл библиографические записи. Имеется предположение, что он родился в семье зороастрийских жрецов. Полное имя великого учёного звучит так — Абу Абдуллах Мухаммад ибн Муса Аль-Хорезми. Точной даты его рождения нет, предположительно, что в 780 году в городе Хиве появился на свет знаменитый математик. В это время был культурный и научный подъём.
Свои первые знания он получил у себя дома. Его первыми учителями были выдающиеся учёные Мавераннахра и Хорезма. В юности, у себя на родине он изучал греческую и индийскую науку. Так, что в по прибытию в Багдад, Аль-Хорезми уже был состоявшимся учёным, со своей точкой зрения.
Научная деятельность
Вероятно, благодаря своей службе при дворе, Аль-Хорезми познакомился с Аль Мамуном, который был наместник в восточной провинции, а затем стал халифом и
Аль-Хорезми
Известно, что он прибыл в Багдад, в 819 году, уже состоявшимся ученным имевшим опыт работы. В этом городе учёный провел большую часть своей жизни. Его знакомство с Аль Мамуном произошло, когда будущий халиф еще был наместником в восточных провинциях, где Аль-Хорезми, вероятно с 809 года, служил при дворе одним из учёных аль-Мамуна. В своих воспоминаниях о халифе, Аль-Хорезме как-то написал, что он обладал любовью к наукам и стремился собрать вокруг себя учёных, покровительствовал им и помогал им.
Позднее Аль-Хорезми возглавил «Дом мудрости». Это может говорить о том, что он был не только учёный, но и занимался политикой. Это заведения было прототипом современных Академий наук. Там проводили свои изыскания учёные из Сирии, Персии, Египта и других стран. При «Доме мудрости» имелась астрономическая обсерватория и большая библиотека со старинными рукописями.
Его феноменальные способности позволили ему создать уникальные открытия не только в математике, но и астрономии, географии и истории. Но мировая наука знает его прежде всего, как создателя книги «Книга восполнения и противопоставления», собственно благодаря этому названию и появился термин «Алгебра» — аль-джебр.
«Книга восполнения и противопоставления»
В этом труде он впервые систематизировал изложение арифметики, которая основывалась на десятичной системе исчисления. Первые слова в этой книги были «Dixit Algorizmi», что означает «Сказал Аль-Хорезми», а так как книга была востребована и популярна для образовательных заведений в Европе на протяжении 700 лет, то его имя стало практически нарицательным, и основа его имени легла в образование термина «Алгоритпм».
Аль-Хорезми говорил, что он создал эту книгу, для того, чтобы помочь людям. В это время учёный ещё помогал в таких вопросах, как раздел наследства, участвовал в ведении купеческих счетов, помогал в решении торговых сделок и решении судебных дел.
Он классифицировал линейные и квадратные уравнения, определил метод их решения, который заключался в двух действиях. Первый он назвал «аль-джебр», что означает восстановление, он устраняет из уравнения отрицательную величину, добавляя по обеим сторонам уравнения выражений, противоположных данным отрицательным величинам. Второй назвал «валь-мукабала» — противопоставление.
В современной математике эти действия применяются как перенос одной части уравнения в другую, и приводятся подобные части. Это позволило приводить алгебраическое уравнение первой и второй степени к шести каноническим формам.
Труды Аль-Хорезми
До его открытия греческие учёные использовали в решении квадратных уравнений геометрический путь, Аль-Хорезми использовал алгебраический метод решения. С его помощью можно произвести расчёт любого квадратного уравнения по одному и тому же правилу нахождения положительных корней. Это конечно был огромный шаг вперёд, по сравнению с греческой методикой.
Благодаря другой книге «Об индийском счёте» была распространена десятичная система исчисления. Позднее этой системой стали пользоваться не только в Халифате, но и по всей Европе. На западе труд Аль-Хорезми был написан на арабском языке, и индийская нумерация там стала известна как «арабская».
Аль-Хорезми написал первый на тему математической географии. В своём труде «Картины жизни» он сделал описание обитаемой и на то время известной части Земли, собственно составил карту с 2402 поселениями, и с координатами самых значимых мест.
По распоряжению халифа аль-Мамуна, в 827 году, Аль-Хорезми начал работу над изготовлением инструмента для измерения и объёма и длины окружности земли. А позднее в пустыне Синджар, измерил длину градуса дуги земного меридиана. Точность его измерений на целых 700 лет оставалась непревзойдённой.
Универсальный учёный оставил след и в такой науки как астрономия. Он стал автором труда астрономических и тригонометрических таблиц, которые назвали «зидж». Применение им нашли и сухопутные и морские торговцы, и земледельцам на орошаемых территориях они были необходимы.
Первый раздел «Зиджа» содержал в себе информацию о календаре и хронологии. Это была необходимая информация в практической астрономии. Ранее имеющиеся лунные и солнечные календари и различные летоисчисления у разных народов датировались абсолютно по-разному. Аль-Хорезми написал юлианский календарь, известный как календарь «румов». Так же он смог сопоставить разные эпохи, оной из которых древняя эра Индии, которая начиналась в 3101 до н. э., и «эра Александра» которая датировалась 1 октября 312 до н. э. По его расчётам исламская эра летоисчисления соответствует 16 июля 622 года.
Аль-Хорезми написал книгу по всемирной истории. Но до наших дней его труд полностью не сохранился, остались лишь небольшие отрывки. Но можно сделать вывод, что книга писалась в форме летописи, события изложены в хронологической последовательности. В ней написаны сведения о месте и времени рождения Александра Македонского, о начале пророческой миссии и о смерти главного мусульманского святого, основателя ислама, пророка Мухаммада, о войне арабов с Византией и Ираном в 631-653 годах, о военных действиях арабов с хазарами в 728-731 годах.
Аль-Хорезми портрет
Его работы актуальны и в наше время, они имеют огромное значение в развитии прикладной математики и астрономии, сделанные им открытия, оказывают влияние на различные сферы развития человеческой деятельности. Заслуга Аль-Хорезми не только в гениальном уме и книгах, которые он оставил поколениям, но и в популяризаторской деятельности. Известный учёный Джордж Сартон назвал Аль-Хорезми «величайшим математиком своего времени и, если принять во внимание все обстоятельства, одним из величайших всех времен».
Ссылки
АЛЬ-ХОРЕЗМИ
АЛЬ-ХОРЕЗМИ (783–850). Полное имя – Абу Абдаллах (или Абу Джафар) Мухаммад ибн Муса ал Хорезми в переводе с арабского означает – отец Абдаллаха (или отец Джафара) Мухаммад, сын Мусы из Хорезма, один из крупнейших ученых (математик, астроном, историк, географ) Средневековья. Биографические сведения о нем почти не сохранились, известно лишь, что он родился в конце 8 в. (предположительно в Хиве), а умер во второй половине 9 в. Приведенные годы жизни – условны. В некоторых источниках его называют «аль-маджуси», т.е. маг, из этого делается вывод, что его предки были магами, жрецами зороастрийской религии, широко распространенной в те времена в Средней Азии.
Родина Аль-Хорезми – Хорезм, обширная область Средней Азии, которой соответствуют теперешний Узбекистан, часть Каракалпакии и часть Туркмении. Как и многие другие среднеазиатские ученые, он работал в «Доме мудрости» в Багдаде, столице арабского халифата. «Дом мудрости» был своего рода Академией наук, где работали ученые многих арабских стран, была богатая библиотека старинных рукописей и астрономическая обсерватория.
Считается установленным, что Аль-Хорезми был автором 9 сочинений:1. Книга об индийской арифметике (или Книга об индийском счете); Краткая книга об исчислении алгебры и алмукабалы; Астрономические таблицы (зидж); Книга картины Земли; Книга о построении астролябии; Книга о действиях с помощью астролябии; Книга о солнечных часах; Трактат об определении эры евреев и их праздниках; Книга истории.
Из этих книг до нас дошли только 7 – в виде текстов либо самого Аль-Хорезми либо его арабских комментаторов, либо в переводах на латынь.
Сочинение Аль Хорезми об арифметике сыграло важнейшую роль в истории математики и хотя его подлинный арабский текст утерян, содержание известно по латинскому переводу 12 в., единственная рукопись которого хранится в Кембридже. В этом сочинении впервые дано систематическое изложение арифметики, основанной на десятичной позиционной системе счисления. Перевод начинается словами «Dixit Algorizmi» (сказал Алгоризми). В латинской транскрипции имя Аль-Хорезми звучало как Algorizmi или Algorizmus, а так как сочинение об арифметике было очень популярно в Европе, имя автора стало нарицательным – средневековые европейские математики так называли арифметику, основанную на десятичной позиционной системе счисления. Позднее так называли всякую систему вычислений по определенному правилу, теперь этот термин означает предписание, задающее процесс вычислений, начинающийся с произвольных исходных данных и направленный на получение результата, полностью определяемого этими исходными данными.
Алгебраическая книга Аль-Хорезми (Китаб мухтасаб ал-джабр и ва-л-мукабала) состоит из двух частей – теоретической (теория решения линейных и квадратных уравнений, некоторые вопросы геометрии) и практической (применение алгебраических методов в решении хозяйственно-бытовых, торговых и юридических задач – дележ наследства, составление завещаний, раздел имущества, различные сделки, измерение земель, строительство каналов). Слово ал-джабр (восполнение) означало перенесение отрицательного члена из одной части уравнения в другую, и именно из этого термина возникло современное слово «алгебра». Ал-мукабала (противопоставление) – сокращение равных членов в обеих частях уравнения. Унаследованное от восточных математиков учение о линейных и квадратных уравнениях стало основой развития алгебры в Европе.
Геометрическая часть трактата посвящена, в основном, измерению площадей и объемов геометрических фигур (треугольник, квадрат, ромб, параллелограмм, называемый ромбоидом, круг, сегмент круга, четырехугольник с разными сторонами и углами, параллелепипед, круговой цилиндр, призма, конус).
Ведущее место среди точных наук на средневековом Востоке занимала астрономия как одна из самых необходимых на практике наук, без нее нельзя было обойтись ни в орошаемом земледелии, ни в морской и в сухопутной торговле. К 9 в. относятся первые самостоятельные труды по астрономии на арабском языке, особое место среди них занимали зиджи – сборники астрономических и тригонометрических таблиц (в то время тригонометрия была частью астрономии), с помощью этих таблиц вычислялись положения светил на небесной сфере, солнечные и лунные затмения, Они служили и для измерения времени. К числу первых зиджей относится зидж Аль-Хорезми, который начинался разделом о хронологии и календаре – это было очень важно для практической астрономии, поскольку разные народы в разное время пользовались различными календарями, а при наблюдениях важна датировка. Существовали лунные, солнечные и лунно-солнечные календари и начало летоисчисления в различных системах относилось к произвольно выбранному событию. Это приводило к множеству различных эр, у разных народов одно и то же событие датировалось по-разному, в соответствии с принятой у них эрой. Аль-Хорезми описывал арабский лунный календарь, юлианский календарь – календарь «румов» (римлян и византийцев). Сопоставлял он и различные эры, среди них одна из древнейших, существовавших в Индии, «железный век», которую Аль-Хорезми называл «эрой потопа» с началом в 3101 до н.э. Селевкидская эра или «эра Александра» (Селевк – один из полководцев Александра Македонского) начиналась 1 октября 312 до н.э. Принятая в исламских странах эра хиджры (переселения) начиналась16 июля 622 –день переселения Мухаммеда из Мекки в Медину. Рассматривал он и христианскую и испанскую эры даны и правила перевода дат из одной эры в другую.
Важна и книга Аль-Хорезми об астролябии – основном инструменте астрономических измерений того времени.
С трудами по математике и астрономии были связаны и его сочинения по географии, Аль-Хорезми считается автором первого сочинения по математической географии. Он впервые на арабском языке описал известную к тому времени обитаемую часть Земли, дал карту с координатами важнейших населенных пунктов, с морями океанами, горами, реками. Во многом он опирался на греческие сочинения (География Птолемея), но его Книга картины Земли – не просто перевод сочинений предшественников, а оригинальный труд, содержащий много новых данных. Он организовал научные экспедиции в Византию, Хазарию, Афганистан, под его руководством была вычислена (очень точно по тем временам) длина одного градуса земного меридиана, но главные его научные достижения связаны с математикой.
Нельзя сказать, что до Аль-Хорезми не было алгебры, в глубокой древности люди решали простейшие алгебраические задачи, существовали приемы решения отдельных конкретных задач, но Аль-Хорезми впервые представил алгебру как науку об общих методах решения числовых линейных и квадратных уравнений, дал классификацию этих уравнений, что было существенно для «добуквенной» алгебры.
Историки науки высоко оценивают как научную, так и популяризаторскую деятельность Аль-Хорезми. Известный историк науки Дж. Сартон назвал его «величайшим математиком своего времени и, если принять во внимание все обстоятельства, одним из величайших всех времен».
Аль-Хорезми
АЛЬ-ХОРЕЗМИ (783–850). Полное имя – Абу Абдаллах (или Абу Джафар) Мухаммад ибн Муса ал Хорезми в переводе с арабского означает – отец Абдаллаха (или отец Джафара) Мухаммад, сын Мусы из Хорезма, один из крупнейших ученых (математик, астроном, историк, географ) Средневековья. Биографические сведения о нем почти не сохранились, известно лишь, что он родился в конце 8 в. (предположительно в Хиве), а умер во второй половине 9 в. Приведенные годы жизни – условны. В некоторых источниках его называют «аль-маджуси», т.е. маг, из этого делается вывод, что его предки были магами, жрецами зороастрийской религии, широко распространенной в те времена в Средней Азии.
Родина Аль-Хорезми – Хорезм, обширная область Средней Азии, которой соответствуют теперешний Узбекистан, часть Каракалпакии и часть Туркмении. Как и многие другие среднеазиатские ученые, он работал в «Доме мудрости» в Багдаде, столице арабского халифата. «Дом мудрости» был своего рода Академией наук, где работали ученые многих арабских стран, была богатая библиотека старинных рукописей и астрономическая обсерватория.
Считается установленным, что Аль-Хорезми был автором 9 сочинений:1. Книга об индийской арифметике (или Книга об индийском счете); Краткая книга об исчислении алгебры и алмукабалы; Астрономические таблицы (зидж); Книга картины Земли; Книга о построении астролябии; Книга о действиях с помощью астролябии; Книга о солнечных часах; Трактат об определении эры евреев и их праздниках; Книга истории.
Из этих книг до нас дошли только 7 – в виде текстов либо самого Аль-Хорезми либо его арабских комментаторов, либо в переводах на латынь.
Сочинение Аль Хорезми об арифметике сыграло важнейшую роль в истории математики и хотя его подлинный арабский текст утерян, содержание известно по латинскому переводу 12 в., единственная рукопись которого хранится в Кембридже. В этом сочинении впервые дано систематическое изложение арифметики, основанной на десятичной позиционной системе счисления. Перевод начинается словами «Dixit Algorizmi» (сказал Алгоризми). В латинской транскрипции имя Аль-Хорезми звучало как Algorizmi или Algorizmus, а так как сочинение об арифметике было очень популярно в Европе, имя автора стало нарицательным – средневековые европейские математики так называли арифметику, основанную на десятичной позиционной системе счисления. Позднее так называли всякую систему вычислений по определенному правилу, теперь этот термин означает предписание, задающее процесс вычислений, начинающийся с произвольных исходных данных и направленный на получение результата, полностью определяемого этими исходными данными.
Алгебраическая книга Аль-Хорезми (Китаб мухтасаб ал-джабр и ва-л-мукабала) состоит из двух частей – теоретической (теория решения линейных и квадратных уравнений, некоторые вопросы геометрии) и практической (применение алгебраических методов в решении хозяйственно-бытовых, торговых и юридических задач – дележ наследства, составление завещаний, раздел имущества, различные сделки, измерение земель, строительство каналов). Слово ал-джабр (восполнение) означало перенесение отрицательного члена из одной части уравнения в другую, и именно из этого термина возникло современное слово «алгебра». Ал-мукабала (противопоставление) – сокращение равных членов в обеих частях уравнения. Унаследованное от восточных математиков учение о линейных и квадратных уравнениях стало основой развития алгебры в Европе.
Геометрическая часть трактата посвящена, в основном, измерению площадей и объемов геометрических фигур (треугольник, квадрат, ромб, параллелограмм, называемый ромбоидом, круг, сегмент круга, четырехугольник с разными сторонами и углами, параллелепипед, круговой цилиндр, призма, конус).
Ведущее место среди точных наук на средневековом Востоке занимала астрономия как одна из самых необходимых на практике наук, без нее нельзя было обойтись ни в орошаемом земледелии, ни в морской и в сухопутной торговле. К 9 в. относятся первые самостоятельные труды по астрономии на арабском языке, особое место среди них занимали зиджи – сборники астрономических и тригонометрических таблиц (в то время тригонометрия была частью астрономии), с помощью этих таблиц вычислялись положения светил на небесной сфере, солнечные и лунные затмения, Они служили и для измерения времени. К числу первых зиджей относится зидж Аль-Хорезми, который начинался разделом о хронологии и календаре – это было очень важно для практической астрономии, поскольку разные народы в разное время пользовались различными календарями, а при наблюдениях важна датировка. Существовали лунные, солнечные и лунно-солнечные календари и начало летоисчисления в различных системах относилось к произвольно выбранному событию. Это приводило к множеству различных эр, у разных народов одно и то же событие датировалось по-разному, в соответствии с принятой у них эрой. Аль-Хорезми описывал арабский лунный календарь, юлианский календарь – календарь «румов» (римлян и византийцев). Сопоставлял он и различные эры, среди них одна из древнейших, существовавших в Индии, «железный век», которую Аль-Хорезми называл «эрой потопа» с началом в 3101 до н.э. Селевкидская эра или «эра Александра» (Селевк – один из полководцев Александра Македонского) начиналась 1 октября 312 до н.э. Принятая в исламских странах эра хиджры (переселения) начиналась16 июля 622 –день переселения Мухаммеда из Мекки в Медину. Рассматривал он и христианскую и испанскую эры даны и правила перевода дат из одной эры в другую.
Важна и книга Аль-Хорезми об астролябии – основном инструменте астрономических измерений того времени.
С трудами по математике и астрономии были связаны и его сочинения по географии, Аль-Хорезми считается автором первого сочинения по математической географии. Он впервые на арабском языке описал известную к тому времени обитаемую часть Земли, дал карту с координатами важнейших населенных пунктов, с морями океанами, горами, реками. Во многом он опирался на греческие сочинения (География Птолемея), но его Книга картины Земли – не просто перевод сочинений предшественников, а оригинальный труд, содержащий много новых данных. Он организовал научные экспедиции в Византию, Хазарию, Афганистан, под его руководством была вычислена (очень точно по тем временам) длина одного градуса земного меридиана, но главные его научные достижения связаны с математикой.
Нельзя сказать, что до Аль-Хорезми не было алгебры, в глубокой древности люди решали простейшие алгебраические задачи, существовали приемы решения отдельных конкретных задач, но Аль-Хорезми впервые представил алгебру как науку об общих методах решения числовых линейных и квадратных уравнений, дал классификацию этих уравнений, что было существенно для «добуквенной» алгебры.
Историки науки высоко оценивают как научную, так и популяризаторскую деятельность Аль-Хорезми. Известный историк науки Дж. Сартон назвал его «величайшим математиком своего времени и, если принять во внимание все обстоятельства, одним из величайших всех времен».
Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми (биография)
Аль-Хорезми.Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми — известный мусульманский ученый (математик, астроном, географ и историк) IX века, основатель классической алгебры.
Сведений о жизни учёного сохранилось крайне мало. Родился предположительно в Хиве в 783 году. В некоторых источниках аль-Хорезми называют «аль-маджуси», то есть маг, из этого делается вывод, что он происходил из рода зороастрийскихжрецов, позже принявших ислам.
Родина Аль-Хорезми — Хорезм, включавший в себя территорию теперешнего Узбекистана, в том числе часть Каракалпакии, и часть Туркмении.
Аль-Хорезми родился в эпоху великого культурного и научного подъёма. Начальное образование он получил у выдающихся учёных Мавераннахра и Хорезма. На родине он познакомился с индийской и греческой наукой, а в Багдад он попал уже вполне сложившимся учёным.
В 819 году аль-Хорезми переехал в пригород Багдада, Каттраббула. В Багдаде он провёл значительный период своей жизни, возглавляя при халифе аль-Мамуне (813—833) «Дома Мудрости» (араб. «Байт аль-хикма»). До того, как стать халифом аль-Мамун был наместником восточных провинций Халифата, и не исключено, что с 809 года аль-Хорезми был одним из придворных учёных аль-Мамуна.
В одном из своих сочинений аль-Хорезми с похвалой отозвался об аль-Мамуне, отмечая его «любовь к науке и стремление приближать к себе учёных, простирая над ними крыло своего покровительства и помогая им в разъяснении того, что для них неясно, и в облегчении того, что для них затруднительно»..
«Дом мудрости» был своего рода Академией наук, где работали учёные из Сирии, Египта, Персии, Хорасана и Мавераннахра. В ней находилась библиотека с большим количеством старинных рукописей и астрономическая обсерватория.
Здесь на арабский язык были переведены многие греческие философские и научные труды. В это же время там работали Хаббаш аль-Хасиб, ал-Фаргани, Ибн Турк, аль-Кинди и другие выдающиеся учёные.
По заказу халифа аль-Мамуна аль-Хорезми работал над созданием инструментов для измерения объёма и длины окружности земли.
В 827 году в пустыне Синджар аль-Хорезми принимал участие в измерении длины градуса дуги земного меридиана с целью уточнить величину окружности Земли, найденную в древности. Измерения, сделанные в пустыне Синджар оставались непревзойдёнными по точности на протяжении 700 лет.
Примерно в 830 году Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми создал первый известный арабский трактат по алгебре. Аль-Хорезми посвятил два своих произведения халифу аль-Мамуну, который оказывал покровительство учёным Багдада.
Аль-Хорезми впервые представил алгебру как самостоятельную науку об общих методах решения линейных и квадратных уравнений, дал классификацию этих уравнений.
Историки науки высоко оценивают как научную, так и популяризаторскую деятельность аль-Хорезми.
Известный историк науки Дж. Сартон назвал его «величайшим математиком своего времени и, если принять во внимание все обстоятельства, одним из величайших всех времён».
Труды аль-Хорезми переводились с арабского на латинский язык, а затем на новые европейские языки.
На их основе создавались различные учебники по математике. Труды аль-Хорезми сыграли важную роль в становлении науки эпохи Возрождения и оказали плодотворное влияние на развитие средневековой научной мысли в странах Востока и Запада.
Аль-Хорезми разработал подробные тригонометрические таблицы, содержащие функции синуса.
В XII и XIII веках на основании книг аль-Хорезми на латыни были написаны работы Carmen de Algorismo и Algorismus vulgaris, сохранявшие актуальность ещё много столетий.
До XVI века переводы его книг по арифметике использовались в европейских университетах как основные учебники по математике.
В 1857 году князь Бальдассаре Бонкомпанья включил перевод «книги об индийском счёте» в качестве первой части книги под названием «Трактаты по арифметике».
Последнее упоминание об аль-Хорезми относится 847 году, когда умер халиф аль-Васик.
Аль-Хорезми упоминается среди лиц, присутствовавших при его кончине. Принято считать, что он умер в 850 году.
Я составил краткую книгу об исчислении алгебры и алмукабалы, заключающую в себе простые и сложные вопросы арифметики, ибо это необходимо людям.
Сочинения:
“Книга об индийском счете”;
“Краткая книга об исчислении аль-джабр и аль-мукабала”;
“Книга картины Земли”;
“Книга о построении астролябии”;
“Книга о действиях с помощью астролябии”;
“Книга о солнечных часах”;
“Трактат об определении эры евреев и их праздниках”.