альберто джакометти личная жизнь
Альберто Джакометти
Биография
Альберто Джакометти — художник, скульптор и автор гравюр. Большую часть жизни живописец провел в Париже. Он является представителем кубизма, авангарда и сюрреализма, развивавшихся в начале 20-го века.
Детство и юность
Альберто родился 10 октября 1901 года в швейцарской коммуне Стампа в семье художника-импрессиониста Джованни Джакометти. Он был старшим из четверых детей и с юных лет любил живопись. В первых работах Альберто часто подражал манере отца.
Образование юноша получил в Школе художеств и ремесел, а также в Школе изящных искусств в Женеве. В 1920-м в компании Джакометти-старшего он посетил биеннале в Венеции. Путешествие по Италии и знакомство с работами великих авторов произвело глубокое впечатление на Альберто.
В 1922-м художник с братом Диего переехали в Париж. Первым наставником автора стал Александр Архипенко, познакомивший Альберто с ролью пустоты и формы в скульптуре. Три года Джакометти брал уроки у Антуана Бурделя, а также свел знакомство с Пабло Пикассо, Луи Арагоном, Андре Бретоном и другими деятелями искусства. Увлекаясь кубизмом и сюрреализмом, он исследовал динамику и отошел от живописи.
Личная жизнь
Альберто не был разборчив в романтических связях. Он часто становился гостем борделей, а натурщицы оказывались любовницами художника. В 1946 году от неизбежности и по просьбе матери он женился на Аннет Арм. Девушка влюбилась в художника, переехала из Швейцарии во Францию, но так и не смогла найти отклик в его сердце.
У пары не было детей. После того как скульптор обрел славу, чувства к женщине, ставшей его опорой, не проснулись. Отдушиной в личной жизни была любовница по имени Каролин, о связи с которой знала супруга. На смертном одре Альберто позвал к себе именно ее.
Творчество
В 1925-м автор нашел вдохновение в африканской культуре. Альберто изучал традиции Африки и Океании, привнося в собственный стиль новые черты, разрабатывая уникальные типажи скульптур. Так в 1926-м появилась «Женщина-ложка», в основе которой оказалась ложка, участвовавшая в африканской церемонии и олицетворявшая чрево женщины. Джакометти работал над сборными конструкциями, двигающимися в пространстве. К ним относится «Время следов». Рисунки и эскизы автора становились самостоятельными гравюрами, созвучными его скульптурам. Они выполнены в черных и серых тонах без использования ярких цветов.
В 1927-м в Салоне Тюильри состоялась выставка работ художника. Произведения были посвящены исследованию человека. В 1932-м прошла персональная выставка, ознаменовавшая завершение сюрреалистического периода в творческой биографии.
Alberto Giacometti L’homme au doigt, 1947
Оккупация Франции перед началом войны заставила Альберто уехать в Швейцарию, где он оставался до завершения кровопролитных действий. За это время автор создал много масштабных работ, на которые его вдохновили ужасы происходящего в реальной жизни. Живопись в этот период стала основным занятием. В области скульптуры Джакометти исследовал особенности объема и пространства. Ярким примером экспериментов является «Указующий человек».
В 1945-м скульптор вернулся в Париж. Рецензии Жана Жене и Жан-Поля Сартра принесли Альберто популярность. Джакометти чувствовал дух перемен и описывал в работах современного человека. Они источали энергию художника-экзистенциалиста и несли глубокий смысл. Мастер постоянно доделывал и совершенствовал творения, не замечая финишного этапа, делая скульптуры нарочито миниатюрными и утонченными.
Всемирное признание скульптор получил в 1962-м на Венецианской биеннале, но и это не останавливало его в переделке и доработке собственных проектов. В 1965-м в Нью-Йорке в Музее современного искусства состоялась выставка работ Альберто Джакометти.
Смерть
В 1963 году Джакометти попал в больницу, где ему удалили три четверти желудка. Игнорируя рекомендации врачей, художник продолжал пить и курить. Боли в желудке и легких привели его в швейцарскую больницу в Куре в 1966-м. Здоровье Альберто было в ужасном состоянии. 12 января 1966-го он скончался. Причиной смерти стала злокачественная опухоль.
L’Homme qui marche I, Alberto Giacometti, 1961.
Сегодня работы автора выставлены в разных музеях мира, скульптура «Шагающий человек» изображена на банкноте в 100 швейцарских франков вместе с портретом Альберто Джакометти. Потомки могут составить впечатление о внешности скульптора благодаря сохранившимся фото, а о его жизни и творчестве рассказывают фильмы «Вечное созерцание», «Альберто Джакометти — глаза к горизонту», «Последний портрет».
В 2003 году открылся Фонд наследия Джакометти.
Альберто Джакометти: биография, творчество и интересные факты
Биография
Скульптуре Альберто Джакометти учился в школе художеств и ремесел в Женеве. В 1920 году отец взял юношу в Италию на XIV биеннале в Венеции. Здесь Альберто открывает для себя великих мастеров: Джотто, Чимабуэ. Он ходит по музеям, церквям, бродит по развалинам Помпеи. Знакомится с мозаиками Сан-Марко, видит стены Колизея. Здесь идет становление личности Джакометти.
В Париже
В 1922 году вместе со своим младшим братом Диего Альберто едет в Париж, где пройдет вся его жизнь. Братья зарабатывали себе на пропитание, изготовляя подсвечники, вазы, часы и даже мебель. Спустя время критики окажутся перед дилеммой: считать эти вещи предметами быта или произведениями искусства.
Первым учителем Альберто стал русский скульптор Александр Архипенко, давший понимание ученику, что такое пустота в скульптуре и что она также придает форму. Далее три года Джакометти, учась на курсах Антуана Бурделя, нашел больше ожидаемого. Он заражен жаждой динамизма. Постепенно на второй план уходят рисунок и живопись, главной специальностью, выбранной на всю жизнь, будет ваяние.
Африканское искусство
На протяжении нескольких лет внимание Альберто также привлечено к изучению искусства этих стран, что подтолкнуло его к созданию известных всему миру тонких фигур, которые во французском авангарде определяются как чувство изолированности личности. Его постоянный поиск в выработке своего уникального и узнаваемого типажа скульптур нашел свое отражение в удлиненных и хрупких фигурах. Пробы в этом жанре получились удачными.
Разнообразные стили
Будучи натурой разносторонней, Альберто никогда не запирал себя в одном стиле. Он не был скульптором, который иногда рисовал. Он был и тем, и другим. Рисунки и эскизы у него не наброски. Это вполне самостоятельный жанр Альберто Джакометти. Если это полотна, то они выдержаны в черных и серых тонах и очень напоминают его скульптуры, такие же хрупкие шеи и удлиненные фигуры. Как ни пытался Джакометти вносить в полотна другие цвета, это не получалось. Во время работы цвета палитры как бы устранялись сами собой, оставляя только серый.
Новые работы и новые темы
В 1927 году в Салоне Тюильри были выставлены к обозрению работы скульптора. А первая в жизни Джакометти выставка состоялась в 1932 году, на которой были такие работы, как «Подвешенный шар» (1931). Она, как никакая другая, вызывала материализацию ощущений. Эта агрессивная, исполненная эротизма работа произвела сильное впечатление на Сальвадора Дали. Были и другие работы, построенные вокруг ребристых форм. К примеру «Мужчина и женщина» (1927), где округлые (женские) формы взаимодействуют с прямоугольными формами, символизирующими в данной композиции мужское начало.
Прошел в творчестве Джакометти и сюрреалистический период. Ему стали интересны темы, связанные с происходящим в данный момент в жизни человека.
Работа во время войны
Отъезд в Женеву был связан с началом войны и оккупацией Франции. В Швейцарии Джакометти оставался до ее конца. Мастерская Альберто Джакометти на долгие годы стала и его домом, и его рабочим местом. Масштабных скульптурных работ в этот период было сделано немного.
Он больше занимается рисунком и живописью. Но о скульптуре не забывает. Он начинает эксперименты с размерами, изучает взаимодействие объема и пространства. Некоторые его работы уменьшились до размеров спичечного коробка. Но были и такие, которые спустя годы на аукционе продавались за неимоверные деньги. К таким работам можно отнести скульптуру Альберто Джакометти «Указующий человек». Отлитая в бронзе высотой 1.8 метра была продана за 141,285 млн долларов на аукционе Christie’s в 2015 году.
Известность
Немного о живописи
Наряду с удивительными скульптурами, на выставках успехом пользуются графика и картины Альберто Джакометти. Рисунки и живопись не были чем-то вроде набросков к скульптурам. Это были целостные произведения, хотя в этих работах просматривался взгляд скульптора. Каждая линия рисунка была точна и уместна. Живопись, рисунки и скульптуры Джакометти роднит невиданная энергия автора, его работы узнаваемы.
Как и в скульптуре, на живописных его портретах фигурируют близкие ему люди: его жена Аннет и брат Диего. В 1954 году был написан один из лучших портретов «Диего в рубашке-шотландке (Diego en chemise écossaise)». В нем художник изменил своему монохромному серому цвету. Здесь используются оттенки красного в лице, руках и клетке на рубашке. Для создания иллюзии трехмерности пространства картина помещена в еще одну рамку, что смотрится выигрышно.
Поздний период творчества Джакометти определяется разнообразием сюжетов. Это картины, натюрморты, скульптуры. Но красной нитью по его творчеству проходила тема человека. Это известные всему миру шедевры, выполненные скульптором. «Человек, пересекающий площадь» (1947), о котором Джакометти говорит, что фигура может быть как штрихи, с бесконечно вытянутыми силуэтами. Главное, она должна читаться «в лоб».
«Человек, который идет под дождем» (1949), энергично расталкивает окружающее пространство, прокладывая себе путь. Все это читаемо в тонком силуэте. Или в своем «Шагающем человеке» Альберто Джакометти дает символичный образ человека, замершего в полушаге, но готового ступать дальше, идти к своей цели. Все его люди-статуи выражали уязвимость, всматривались в текущее время, ища защиту своей обнаженной душе.
По большей части живя в Париже, Джакометти постоянно наведывался к себе домой, в городок Бергель в горах Баунбюрдена. Но где бы он ни был, он никогда не прекращал работать. Его младший брат Бруно рассказывал, что Альберто часто гостил у него. И всякий раз перед его приездом жена Бруно принималась прятать фигурки Джакометти, расставленные по квартире. Она боялась, что, увидев скульптуры, Альберто достанет свой знаменитый резец и начнет их доделывать и улучшать, ведь он считал, что готовых произведений искусства не бывает.
Наследие Джакометти
Альберто Джакометти: биография и скульптуры
Содержание статьи
Во время путешествия по Италии в 19-летнем возрасте на глазах Альберто внезапно скончался его молодой попутчик. С тех пор мысли о хрупкости жизни и неотвратимости смерти не покидали Джакометти. После этого случая он спал только при включенном свете.
Начало биографии
Альберто Джакометти родился 10 октября 1901 года (умер 11 января 1966). Его родина — небольшая деревня Боргоново в существовавшем в то время муниципалитете Стампа, италоговорящей части Швейцарии.
Джованни и Аннетта Джакометти, 1925-1931 гг.
Он был старшим из четырех детей швейцарского живописца Джованни Джакометти (1868–1933) и Аннетты Джакометти-Стампы (1871-1964). Три брата росли в творческой среде и впоследствии все они связали свою жизнь с искусством. Диего Джакометти (1902-1985) стал дизайнером и скульптором. Бруно Джакометти (1907-2012) — архитектором. Он был одним из самых известных архитекторов после Второй мировой войны в Швейцарии. Бруно прожил очень длинную жизнь, умер на 105-м году жизни. Их сестра Оттилия умерла после рождения сына в возрасте 33 лет.
Семья. Джованни и Аннетта Джакометти с детими.
Путь Альберто Джакометти в творчестве
Самым одаренным из детей оказался Альберто Джакометти. Он с детства любил рисовать и лепить скульптуры и быстро осознал, что талантлив. Его моделями были близкие, но чаще всего и на долгие годы, младший брат Диего.
В 1919-1920 годах Альберто учился в женевской Школе изящных искусств, а после отправился в Италию. Он стремился осмыслить и понять то, что видел вокруг себя. Обнаружил, что не может в своих произведениях воспроизводить реальность в традиционном виде. Ему казалось, что люди огромны внешне и внутренне, а то, как их принято изображать, не в состоянии отобразить этого.
После Италии поступил в художественную академию де ла Гранд Шомьер в Париже. Его преподавателем по скульптуре был ученик Огюста Родена — Эмиль Антуан Бурдель.
Джакометти не хотел следовать традиционным канонам, основанным на античности, и мучительно искал собственный путь в творчестве. В Париже он открыл для себя модернизм, кубизм, сюрреализм, африканское искусство и искусство народов Океании. Это утвердило его в нежелании творить в европейской традиции. Он считал, что плоскостное изображение, которое присуще этим культурам, наиболее близко к реальности. Действительно, когда смотрят на человека, то видят только одну его сторону и не знают, что у него сзади. Он создает портреты как маску, как плоскость. Начинает делать кубистические скульптуры, в которых угадываются человеческие фигуры.
В конце концов, Альберто Джакометти кардинально переосмыслил представление о скульптуре и добился своего — нашел свой изобразительный стиль. Фигуры его работ удлинились и невероятно утончились. Такими необычными пропорциями скульптор словно подчеркнул хрупкость и беззащитность живых существ.
Альберто Джакометти, 1960 г., Автор фото Курт Блум.
Мастерская Джакометти находилась в парижском районе Монпарнас. Он проработал в ней около 40 лет. Хотя помещение было небольшим, всего 20 кв.м, и неблагоустроенным, он не хотел никуда перебираться даже тогда, когда финансово уже мог себе это позволить. Он был фанатичным трудоголиком и равнодушным к благам мира. Не следил за своим здоровьем, некачественно питался, курил и посещал заведения с женщинами легкого поведения.
Личная жизнь
Свою будущую жену, 20-летнюю Аннет Арм, Джакометти встретил в Женеве, где жил во Вторую мировую войну. Детей у них не было. В юности Альберто переболел болезнью, которая сделала его бездетным.
Аннет и брат Диего были постоянными и самоотверженными моделями. Брат не только позировал для Альберто, но еще был его лучшим другом, опорой и помощником.
Альберто Джкометти и его жена Аннет, 1954 г.
Альберто Джакометти умер 11 января 1966 года в швейцарском городе Кур. Он не оставил завещания, и все его наследство целиком перешло жене. Ни брату, ни девушке, которую он горячо любил последние годы своей жизни, не досталось ничего.
Альберто Джакометти со своей возлюбленной Каролин
Работы Альберто Джакометти бьют рекорды на аукционах
Альберто Джакометти, «Шагающий человек»
В 2015 году другая скульптура — «Указывающий человек» поставила новый ценовой рекорд. Ее приобрели за 141,7 миллионов долларов на торгах в Christie’s.
Альберто Джакометти, «Указывающий человек»
Но не только скульптуры Джакометти имеют ошеломительный успех. В 2013 году аукционный дом Christie’s продал живописную работу «Диего в рубашке-шотландке» — портрет младшего брата, друга и помощника, написанный в 1954 году.
Альберто Джакометти, «Диего в рубашке-шотландке»
В 2014 году бронзовая скульптура «Колесница» была продана за 101 миллион долларов.
Альберто Джакометти, «Колесница»
Альберто Джакометти на купюре и в подделках
Коммерческий успех работ Джакометти не давал покоя некоторым завистникам. Так, с 1980-х годов его произведения взялся подделывать голландский художник Роберт Драйссен. Фальшивки под видом оригиналов долгое время пользовались спросом.
Творчество великого скульптора накрепко связано с деньгами ещё одной гранью. С 1996 года в Швейцарии выпускается 100-франковая купюра с изображением Альберто Джакометти и его скульптур.
100 швейцарских фунтов
Альберто Джакометти среди своих скульптур. Фотограф Анри Картье-Брессон.
Галерея скульптур Альберто Джакометти
Альберто Джакометти, «Мужчина и женщина»
Альберто Джакометти, «Невидимый объект»
Альберто Джакометти, «Кошка», «Собака».
Альберто Джакометти, «Рука»
Альберто Джакометти, «Мужчина и женщина»
Альберто Джакометти, «Высокая женщина»
Альберто Джакометти, «Три шагающих человека»
Альберто Джакометти, «Диего» (младший брат)
Почему автор знаменитого «Шагающего человека» отрёкся от сюрреализма, и чем покоряли зрителей его скульптуры-«палочки»
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
От реализма к авангарду: кубизм
Он родился в 1901 году в Швейцарии, в семье художника Джованни Джакометти. С самого детства Альберто увлекался рисованием и лепкой, заставляя близких часами позировать юному художнику, да и братья его – Диего и Бруно – переняли от отца любовь к искусству: один впоследствии стал скульптором, второй – архитектором. Художественное образование Альберто Джакометти получил в Женевской школе изящных искусств.
По классической и, пожалуй, устаревшей к тому времени традиции, он отправился в путешествие по Италии – знакомиться с шедеврами античного искусства и классиков Возрождения. Кстати, на уникальный стиль Джакометти, который впоследствии прославит его, оказала непосредственное влияние этрусская статуэтка «Вечерняя тень», хранящаяся в музее Вольтерры.
В 1922 году молодой швейцарец уже был в Париже, там он продолжал обучение в мастерской Эмиля Антуана Бурделя, ученика Родена, и получил доступ к ведущим мастерам авангарда – Бретону, Арагону, Бэккету, Миро, Пикассо, Эрнсту. Несмотря на приверженность учителя античным идеалам и вопреки собственной любви к реализму в искусстве, Джакометти начинает интересоваться новыми направлениями, которые диктует модерн. Это было модно, ново и демонстрировало возможность отказа от традиционных форм в пользу упрощения и абстракции. Помимо прочего, молодой художник видел в новых подходах возможность выразить подлинный облик окружающего мира, скрытого за привычной реальностью.
Джакометти и сюрреализм
Идеи сюрреализма захватили Джакометти с начала тридцатых годов. Собратья по цеху, и прежде всего основоположник сюрреализма Андре Бретон, пришли в восторг от его «Подвешенного шара», подвижной скульптуры, одновременно чувственной и агрессивной.
«Шар» стал первым произведением из череды прославивших Джакометти: в течение «сюрреалистического» периода творчества швейцарец создал и другие культовые для того времени скульптуры – «Женщина с перерезанным горлом», «Сюрреалистический стол», «Дворец в четыре часа утра».
Один из циклов его работ в этот период составили «Скульптуры в клетке», где клетка не столько становится символом несвободы и пленения, сколько очерчивает собственное пространство, где человек может чувствовать себя защищенным.
В работах, которые создает во время войны скульптор, начинает воплощаться самая сущность бытия. Он отказывается от намеков эротического плана в своих произведениях и вообще исключает все плотское, оставляя только вытянутые, хрупкие фигуры, как будто изъеденные окружающей средой, полностью изолированные друг от друга. Чрезмерная удлиненность вертикалей скульптур подчеркивает и автономность разных частей человеческого тела.
Феномен скульптур Джакометти
Одиночество, уязвимость, деформированность – главные черты творений Джакометти, как результат его попыток увидеть что-то за гранью привычного понимания вещей, разглядеть и показать отражение истинной сущности человека в мире. И сам художник признавался, что лепит не человеческую фигуру, а отбрасываемую ею тень. И тут снова вспоминается та встреченная Джакометти в итальянском музее скульптура, именно тень и изображающую.
Джакометти любил работать с гипсом, когда почти из ничего, из пыли и воды, в мастерской появлялись воплощения его страхов, фантазий и снов. Потом на основе гипсовых заготовок он отливал уже окончательные варианты работ.
Большую часть жизни художник проводил в своей мастерской. «В основном я работаю ради эмоций, которые испытываю, только когда нахожусь в процессе созидания». Его натурщиками были брат Диего, которому Джакометти посвятил некоторые произведения, знаменитая в среде художников Изабель Росторн (Ламберт), а потом Аннет Арм, которую он встретил в 1946 году и на которой спустя несколько лет женился.
Первые бронзовые скульптуры, которые создавал Джакометти в сороковые годы, были невысокими, меньше семи сантиметров, и толщиной не превышающие гвоздя. А вот знаменитый «Шагающий человек», который в 2010 году был продан на аукционе «Сотбис» за рекордную к тому времени цену, в высоту составлял уже 183 сантиметра.
Да и при жизни художник был довольно востребован – среди его заказов, правда, невыполненных, была скульптура для нью-йоркской площади, состоящая из трех объектов. Его творчество пытались осмыслить в своих сочинениях современники и друзья, в том числе и литераторы. Скандальный писатель Жан Жене, которого с Джакометти связывали довольно близкие приятельские отношения, формулировал суть манеры скульптора как стремление « показать то, что останется от человека, когда исчезнет видимость ». Писатель Франсис Понж видел в вытянутых скульптурах Джакометти « пафос предельного изнеможения », а Жан-Поль Сартр считал их воплощением экзистенциализма, образами, находящимися « между бытием и ничто ».
Наследие Джакометти составляли не только скульптуры – на протяжении всей своей жизни он оставался верен живописи и рисунку, и создавал сотни таких произведений, в том числе выполняя заказы на портреты. По сути, его скульптуры и сами были чем-то вроде трехмерного рисунка. Творчество Джакометти после отказа от идей сюрреализма нельзя отнести к какому-либо стилю, да и нет в этом, наверное, необходимости.
Альберто Джакометти умер в 1966 году в Швейцарии, причиной смерти стала болезнь сердца. Вдова – Аннет Джакометти – посвятила свою жизнь каталогизации, описанию и сохранению наследия мужа, в которое вошло около пяти тысяч его произведений.
Со временем, считал художник, все скульптуры – и его тоже – превратятся в прах. И, даже зная это, нужно создавать их, наполняя жизнью. На вопрос о том, сколько жизни в работах Джакометти, пожалуй, лучшим ответом будет то, что их узнают по всему миру до того, как прочитают на табличке имя художника.
Что до сюрреалистов, то вот, пожалуй, еще имя, которое нет нужды читать, чтобы определить авторство произведения: Сальвадор Дали.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: