Музыкальный словарь Гроува лучшим произведением композитора называет оперу Христофор Колумб (1892). Однако наиболее популярной стала Германия (1902), вплоть до первой мировой войны эту оперу ставили крупнейшие театры мира, а Карузо неоднократно записывал арии из неё. С 1926 по 1928 год Франкетти работал директором Флорентийской консерватории имени Луиджи Керубини.
Оперы Франкетти были запрещены к постановкам в Италии в связи с фашистской антиеврейской политикой 1938 года. Пьетро Масканьи обратился к Муссолини с просьбой проявить терпимость к Франкетти, но ходатайство было отклонено незадолго до смерти композитора. Франкетти умер в 1942 году в Виареджо. Его сын Арнольд Франкетти (1911-1993) в 1949 году эмигрировал в США, где стал успешным композитором.
Исполнилось 150 лет со дня рождения итальянского композитора Альберто Франкетти. Его имя блистало на афишах оперных театров мира, включая крупнейшие (Ла Скала, Ковент-Гарден, Метрополитен) на рубеже 19-20 веков. Крупнейшие мастера, в т. ч. Э. Карузо, участвовали в постановках его опер. Однако к концу двадцатых годов прошлого века творчество композитора постепенно было предано забвению. Как показало время, талант Франкетти был скромного калибра, да и стиль его сочинений, сочетающих в себе гремучую смесь Мейербера, Вагнера с новейшими изысками веризма, оказался на обочине мирового оперного процесса. Однако такое тотальное забвение все же кажется нам не вполне справедливым, да к тому же имеет причины не только художественного свойства.
Попробуем хотя бы теоретически восстановить некую справедливость и вспомнить в дни юбилея, пускай и кратко, творческий путь этого композитора.
Франкетти родился 18 сентября 1860 года в Турине в богатой еврейской аристократической семье. Его отцом был барон Раймондо Франкетти, мать Сара Луиза происходила из рода Ротшильдов. Прекрасно играя на рояле, она передала любовь к музыке и своему сыну. Учился юный Альберто сначала в Италии (Турин, Венеция), затем в Германии в Мюнхенской (у Й. Рейнбергера) и Дрезденской (у Ф.Дрезеке) консерваториях. Рейнбергер был авторитетным композитором и педагогом (среди его учеников Э. Хумпердинк, Э. Вольф-Феррари, В. Фуртвенглер), приверженцем старых классических традиций. Его педагогические принципы пользовались большим авторитетом, и он умел раскрывать в своих учениках способности к сочинению. Дрезеке, который вел класс композиции в Дрездене с 1884 года, наоборот был приверженцем новых тенденций в развитии музыки, которые прививал своим ученикам.
Среди первых крупных сочинений Франкетти отметим Симфонию e-moll (1886). Однако уже вскоре Альберто увлекся оперным сочинительством, которое стало основным делом его жизни.
Первая же опера Франкетти «Азраил» (1888, Реджо Эмилия, Театро Муниципале) на либретто Ф. Фонтаны по поэме Томаса Мура «Любовь ангелов» (о борьбе ангелов и демонов), имевшая подзаголовок «Легенда» и восходящая к поэме Байрона «Небо и земля», имела успех. Успех настолько большой, что в том же году ее поставили в Ла Скала, а в 1890 в Метрополитен. Почти одновременно состоялась немецкая премьера в Гамбурге. Опера произвела впечатление на Джузеппе Верди, и он рекомендовал молодого автора театру Карло Феличе в Генуе, который искал кандидатуру композитора для постановки оперы о Христофоре Колумбе, приуроченной к 400-летию со дня открытия Америки.
И такая опера была создана Франкетти. Премьера «Христофора Колумба» (либретто Л. Иллики) состоялась в Генуе 6 октября 1892 года под управлением Л. Манчинелли. Заглавную партию пел феноменальный баритон Иосиф (Джузеппе) Кашман (1850-1925), родившийся в ныне хорватском городке Мали Лошинь, затем эмигрировавший в Италию, много гастролировавший в России, и, по словам С. Левика, до появления Тита Руффо – «единственный соперник» Баттистини.
«Христофор Колумб» стал одним из двух наиболее известных опусов композитора. Написанная в духе «Африканки» Мейербера, с масштабными историко-приключенческими мотивами, опера также имела быстрый успех. В 1894 она звучала уже во многих городах Италии (в Ла Скала, Болонье, Тревизо и др.). В 1901 ее исполнили в Буэнос-Айресе, в 1907 вновь поставили в Ла Скала, в 1909 она шла в Монте-Карло. Американская премьера состоялась в Филадельфии (1913) с участием Розы Раизы в роли Королевы Изабеллы. Среди наиболее известных постановок первой трети 20 века спектакль Ла Скала 1923 года под управлением Тосканини.
После двух опер Франкетти становится признанным мэтром оперного искусства. Премьеры его следующих опер идут уже непременно в Ла Скала. «Альпийский цветок» (1894, либретто Л. ди Кастельнуово) и «Господин де Пурсоньяк» (1897, либретто Ф. Фонтана по одноименной комедии-балету Мольера), впрочем, не оставили следа в истории оперного искусства.
Ни одна последующая опера Франкетти не смогла сравниться с «Германией». Хотя он написал еще четыре опуса. Перечислим их для полноты картины:
После 1922 года Франкетти опер не писал, сосредоточившись на преподавательской работе и произведениях других жанров (симфонические поэмы, музыка для кино и т. д.). В 1926-28 он был директором Консерватории Керубини во Флоренции.
В 1929 в Ла Скала еще раз была поставлена опера «Германия». Начиная с 30-х гг. сочинения Франкетти постепенно забываются. Что же произошло? Наряду с чисто художественными причинами (талант Франкетти все-таки был вторичным и ни шел ни в какое сравнение со многими его современниками) были и другие. Ему не удалось, также как Леонкавалло («Паяцы»), Масканьи («Сельская честь»), Джордано («Андре Шенье»), написать хотя бы один абсолютный шедевр, который бы обессмертил его имя. Однако он вполне мог бы изредка исполняться на сценах мировых театров. Но и этого не произошло! И тут уж виной, как мы полагаем, стали причины иного свойства, а именно – политические. Две страны, в которых он был наиболее популярен – Италия и Германия – стали на путь фашизма, и «еврейской музыке», если только она не была гениальна, было трудно найти себе дорогу среди развившегося антисемитизма. Такие судьбы, как у Ф. Легара, остававшегося фаворитом и при Гитлере, который не тронул даже его жену-еврейку, случаются не так уж и часто.
Франкетти умер в самом разгаре войны (4 августа 1942 года). А после войны о нем уже никто и не вспоминал. Понадобилось еще полвека, чтобы «Христофор Колумб» извлекли из небытия по случаю 500-летия открытия Америки. В 1991 оперу исполнили во Франкфурте-на-Майне (концертное исполнение, в заглавной партии Р. Брузон), в 1992 она была поставлена в Майами с участием Х. Диаса и К. Неблетт, а также исполнена в Монпелье. Наконец, в 2006 в Германии вспомнили о «Германии» (уж простите за каламбур). В Немецкой опере Берлина была осуществлена постановка этого опуса Франкетти под управлением Р. Палумбо.
Таковы лаконичные факты из жизни и творчества одного из забытых композиторов прошлого века.
Альберто Франкетти родился в Турин, а Еврейский дворянин [1] независимых средств. Сначала он учился в Венеция, затем на Мюнхен Консерватория под Йозеф Райнбергер, и наконец в Дрезден под Феликс Дресеке. [2] Его первый крупный успех произошел в 1888 году с его оперой. Асраэль. Его оперный стиль сочетается Вагнерианство и черты Мейербер с итальянским веризм. Во время его жизни критики иногда называли его «Мейербером современной Италии».
Слова музыкального критика Г. Б. Наппи резюмируют основные таланты Франкетти: «Его персонаж, возможно, не подходит для страстных драм, но скорее для тех сюжетов, где фантастика, романтика и эпичность требуются в симфонической фактуре и больших хоровых картинах. В этом отношении Альберто Франкетти знает, что у него нет соперника »(из« Орфео »6.3, 1915).
Из последней оперы Франкетти Glauco только финал третьего действия (в исполнении сопрано) Нет piange ancora с его навязчивой мелодией, кажется, выжили.
Среди причин, по которым Франкетти погрузился в безвестность, стал тот факт, что после обнародования фашистского Расовые законы 1938 года, который в значительной степени лишал еврейское население Италии гражданских прав, произведения Франкетти были запрещены к исполнению. Это произошло несмотря на призыв к терпимости со стороны Пьетро Масканьи к Бенито Муссолини, который был отклонен незадолго до смерти Франкетти.
Недавние возрождения и записи Кристофоро Коломбо и Germania (Berlin Oper 2006/7) демонстрируют подлинное качество его работ с прекрасными способностями в оркестровке и использовании хора, симфонического стиля. Эти черты, наряду с неудачной тенденцией к двумерным персонажам, были обнаружены рано.
Его сын Арнольд Франкетти (1911–1993) стал композитором после эмиграции в Соединенные Штаты в 1949 году. Перед тем, как приехать в США, он изучал физику во Флорентийском университете, музыку в Зальцбургском Моцартеуме, а затем переехал в Мюнхен, где изучал композицию и оркестровку с Рихард Штраус На три года. Он был членом подпольного движения итальянского сопротивления времен Второй мировой войны с 1946 по 1948 год. Арнольд Франкетти был профессором композиции в музыкальной школе Хартта Университета Хартфорда, Коннектикут, с 1950 года до выхода на пенсию в 1979 году.