алекс долль художник биография личная жизнь
«Вернуться в Россию хочется всегда, но здравый смысл говорит, что пока это не возможно»
Художник Алекс Долль подарил музею имени Эрьзи свою картину и обещал поразить Саранск «Видами Лихтенштейна».
Художник Алекс Долль подарил музею имени Эрьзи свою картину и обещал поразить Саранск «Видами Лихтенштейна»
Художник Алекс Долль подарил музею изобразительных искусств свою работу. На литографии изображен высеченный в скале крест — это памятник русским воинам, погибшим во время перехода Суворова через Альпы. 26-летний уроженец Оренбурга приехал в Саранск на презентацию фильма о Федоре Ушакове, над которым работали его друзья. По словам гостя, в его душе оставило глубокий след посещение Санаксарского монастыря, где он побывал еще ребенком. Алекс Долль признался Татьяне Новиковой, что мечтает организовать выставку в музее им. Эрьзи и написать серию картин в Мордовии.
«С»: Вы знакомы с творчеством Эрьзи?
— Я много о нем читал и рад, что появилась возможность увидеть его работы воочию! Меня покорили деревянные скульптуры. Было интересно узнать, как мастер работал с мрамором. Эти открытия — бесценный подарок для меня. В своем творчестве я всегда стремлюсь к чему-то новому. Когда человек экспериментирует, он развивается. Было приятно сделать вашему музею подарок — литографию из серии «По следам Суворова в Швейцарии». А в следующем году планирую провести здесь выставку «Виды Лихтенштейна». Мы уже говорили об этом с директором музея Людмилой Нарбековой. Не успел к вам приехать, а уже завязались дружеские отношения. Это говорит об открытости человеческого сердца, чего не встретишь в мегаполисах. Такое возможно только в российской глубинке.
«С»: Расскажите, как вы впервые приехали в Мордовию…
— Я тогда был ребенком. Мы с моим духовным наставником митрополитом Оренбургским Валентином побывали в Санаксарском монастыре на канонизации Федора Ушакова. У меня до сих пор осталось яркое воспоминание: служба закончилась, и я пошел гулять в лес. Всегда хотелось вновь вернуться в ваши края. Спустя много лет мечта сбылась. Меня покорил музей им. Эрьзи, который является лицом республики. То, что я там увидел, поражает: разноцветные наряды, огромное количество украшений. Все это отражает характер народа. У вас очень гостеприимный регион. Было приятно и тепло, несмотря на достаточно холодную погоду. (Улыбается — «С») Давно понял, что увидеть русскую душу можно только в провинции. Она не бывает напоказ.
«С»: Как вы познакомились с митрополитом Валентином?
— В детстве, гуляя по Оренбургу, я заблудился. Уже не помню, как оказался в самом красивом храме, где встретил митрополита Валентина. Он предложил моей бабушке оставить меня там, и она согласилась. Этот человек очень много для меня сделал! Мы с ним объездили всю Россию! Когда я уехал в Швейцарию, у меня сохранились прекрасные отношения с церковью. Прилетая в гости к бабушке, постоянно встречаюсь с преемником отца Валентина — митрополитом Вениамином. Мы с ним дружим и часто встречаемся на моих выставках. А выставку в Оренбурге, посвященную Суворову, открывал архиепископ Западноевропейский и Женев-ский Михаил. Я благодарен церкви за поддержку моего благотворительного проекта в помощь «солнечным детям».
«С»: Хотите навсегда вернуться в Россию?
— Вернуться хочется всегда, но здравый смысл говорит, что пока это невозможно. Нужно на что-то жить, не смогу перебиваться случайными заработками, так как не умею ничего, кроме как заниматься творчеством. Живу в трех городах: в Берне, Москве и Берлине. У меня в Швейцарии мастерская, а душа рвется в Россию. Когда за границей слышу русскую речь, сразу в Интернете начинаю искать русские песни. Меня мучит ностальгия, смертная тоска выбивает из колеи. Через два года планирую приступить к новому циклу «Русская душа». Решил написать серию работ о русской глубинке. Там обязательно будут Санаксарский монастырь и высокие сосны. Детские воспоминания волнуют душу и задают тон на всю оставшуюся жизнь.
«С»: Тяжело жить на три страны?
— Я не хочу покоя. Просто чахну, если где-то задерживаюсь больше месяца. Переезжаю с одного места на другое. Я этим живу и вдохновляюсь. Покоя захочется лет в сто, но пока мне 26. Я очень люблю Россию и Швейцарию, пытаюсь налаживать дружеские мосты между странами. Как и многие швейцарцы, тяжело переживаю из-за конфликта на Украине. Для нас это страшно и непонятно, ведь русские и украинцы всегда были братьями. Мне хотелось рассказать людям о мире языком искусства. С моим другом, музыкантом Сашей Болдачевым на берегу озера в Цюрихе мы устроили перформанс, посвященный дружбе России и Украины. Он играл на арфе, а я писал этюды. Собралось много людей, которые нас поддержали!
«С»: Какие у вас впечатления о фильме, посвященном Федору Ушакову?
— Картина запала мне в душу. Я оценивал ее с профессиональной точки зрения. Фильм начинается с куполов русской церкви, освещенных теплым светом. Он сразу проникает в душу, становится легко и хорошо. Ведь свет несет положительную энергию.
«С»: Ваши работы тоже наполнены светом, который проникает в сердце, и появляется ощущение легкости…
— Иначе быть просто не может. В мире сейчас столько бед! Все время взрывают и убивают. Если постоянно жить негативом, можно сойти с ума. Искусство должно нести добро, я всегда пытаюсь донести до людей положительную энергию. У них улучшается настроение, появляется стимул к добрым делам. Я занимаюсь благотворительными проектами, помогаю «солнечным деткам» и малышам с онкологическими заболеваниями. В процессе реабилитации очень важны психологический аспект, атмосфера, в какой находятся пациенты. Пусть это будет творчество. Когда просят делать выставки в клиниках, никогда не отказываюсь.
«С»: А можно организовать вашу выставку в Детской республиканской больнице?
— Я соглашусь с большим удовольствием. Человек не может жить без доброты. Если ты занимаешься только своей основной деятельностью, то, безусловно, добьешься успеха. Но нельзя жить, не помогая ближнему. Вот замечательный пример: Федор Ушаков был награжден первым знаком отличия за милосердие, а не за военную победу. Благодарен судьбе за знакомство с удивительным человеком — бароном Эдуардом фон Фальц-Фейном. Я встретил известного мецената на приеме в швейцарском посольстве. Сейчас ему 104 года. Представляете, он сидел на коленях у последнего русского царя Николая II! Дед барона возглавлял пажеский корпус в Санкт-Петербурге. Во время революции семья эмигрировала, потому что их считали врагами России. Барон находится в здравом уме, обладает ясной памятью, свободно говорит на семи языках. Никогда не забуду его фразу: «Алекс, от Родины нельзя ничего требовать, только отдавать. Потому что это Родина. Она дала тебе духовное состояние. Родиться в России — это уникальность». Эти слова сформировали мой взгляд на жизнь.
Российская академия художеств
ДОЛЛЬ Алекс
Родился 18.04.1990 г., г.Оренбург.
Живет и работает в Швейцарии и России
Почетный член Российской академии художеств (2014 г.)
Член Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» (с 2013 г.)
Учился в городской художественной школе г.Оренбурга, изучал живопись и дизайн в Москве (мастерская проф.А.Александрова «Alexandrov Design House»). Окончил Высшую школу искусств, г. Берн (Швейцария), отделение живописи.
Основные произведения: Международный культурно-гуманитарный проект «Швейцарский взгляд», 2012-2013 гг.
Культурно-творческий проект «Цветы. Посвящение. / Hommage an die Blumen», 2017-2019 гг.
Почтовая марка «XXII зимние Олимпийские игры в Сочи 2014» (в соавторстве). Почта Лихтенштейна. Вадуц. 24 октября 2013 г.
Блок почтовых марок «По следам А.В.Суворова в Швейцарии и Лихтенштейне». Почта Лихтенштейна. Вадуц, 2014 г.
Библиография: Долль Алекс. Швейцарский взгляд / Swiss Vision. Alex Doll. Екатеринбург: Астарта, 2012 г.
Долль Алекс. По следам А.В.Суворова в Швейцарии. Каталог выставки. Москва, 2015 г. ISBN 978-3-9524400-5-6.
Долль Алекс. Виды Лихтенштейна. Каталог выставки. Москва, 2016 г. ISBN 978-9524400-7-0.
Участник коллективных выставок в России (Москве, Санкт-Петербурге, Оренбурге) и за рубежом Швейцарии, Италии.
Общественная деятельность.
Организатор поездок в Швейцарию «по суворовским местам» воспитанников Первого Президентского кадетского училища (2013-2014 гг.).
Проведение мастер-классов (совместно с Н.Бровко на базе оренбургского центра «Солнечные дети» для детей с синдромом Дауна (2016 г.). Создание документального фильма «Мечты о холсте», для привлечения внимания общественности к проблемам интеграции детей с синдромом Дауна (2016г.). Торжественное мероприятие «Арт-проект Солнечные дети» в Фонде им И.Кодры (2017г.).
Создание росписи на тему «Цветы» в новом здании детского отделения городской клинической больницы Н.И.Пирогова в Оренбурге в (2019 г.)
Реализация культурно-гуманитарных проектов совместно с московским дуэтом солистов «ОpenОpera Project».
Перфоманс, посвященный Италийскому и Швейцарскому походу Русской армии под командованием А.В.Суворова 1799 г. в рамках Всемирной выставки в Милане «ЭКСПО-2015» в октябре 2015 г. в павильоне итальянской газеты «Коррьере делла Сера» (2015г.)
Награды: Лауреат конкурса «Авангардная живопись» Казахстанской недели искусств (Астана, 2010 г.), лауреат VIII Межнационального конкурса молодых художников Х Международного фестиваля изобразительного искусства «Москва – город мира» (Москва, 2012 г.).
Почетный знак МИД России «За дружбу и сотрудничество» (2014 г.), благодарность губернатора Оренбургской области (2016 г.), Благодарность губернатора Вологодской области (2018 г.).
Орден «За служение искусству» Российской академии художеств (2014 г.)
«Может новое руководство не знает, как выглядит гранит»: российско-швейцарский художник Алекс Долль направил в мэрию Оренбурга кусок гранита для спуска к реке Урал
Российско-швейцарский художник Алекс Долль, который является уроженцем Оренбурга, направил по почте в администрацию областной столицы кусок гранита, который предназначен для спуска к реке Урал. Молодой человек хочет, чтобы чиновники увидели, как выглядит настоящий камень.
Так же Долль рассказал, что специально для Оренбурга приобрел дополнительно белый гранит, который ему напоминает о детстве в Оренбурге. В частности, о славной набережной реки Урал и гранитных ступенях спуска к мосту, соединяющему Европу и Азию.
Напомним, скандальная ситуация вокруг объекта культурного наследия длится уже 3 года. Сначала его выполнили из бетона, но этот материал не выдержал и года, стал разрушаться. Ремонт ранее сделанного капремонта ни к чему хорошему не привел: конструкции продолжили стремительно разрушаться.
В 2019 году было принято выполнить спуск к реке Урал в граните. Был выбран мансуровский гранит. Ремонт начался в 2019 году, а основные работы были проведены в 2020 году. Но уже летом и осенью 2020 года на граните появились следы «выпота» и желтые пятна. Зимой 2021 года гранит местами полопался, несколько балясин треснуло. Главным подрядчиком последних работ на спуске была компания «Мир кровли». Ее руководитель Михаил Марутян уверял журналистов, что ничего страшного не происходит, есть небольшие недочеты, которые быстро будут устранены с приходом тепла.
В начале марта 2021 года трещины в балясинах на спуске к Уралу в Оренбурге «отремонтировали» синей изолентой, соответствующие фотографии появились в Telegram-канале «Типичный Оренбург». Директор компании Михаил Марутян, занимающейся ремонтом спуска, сказал, что трещины могли появиться из-за вандалов. По словам субподрядчика, гранит твердый, но хрупкий.
Информационный портал 56орб сообщал, что компанию «Мир кровли» и ранее обвиняли в том, что она поставляет некачественную продукцию. В частности, речь идет о широко разрекламированной металлочерепице типа «Капелла».
Справка Урал56.Ру
Алекс Долль родился в 1990 году в Оренбурге. Изучал живопись и дизайн, а так же работал в мастерской Alexandrov Design House в Москве. Повышал свою квалификацию в Школе искусств в Берне на отделении рисунка. Живет и работает в Швейцарии и России. С 2013 г. — член Союза художников России. Он самый молодой кавалер ордена «За служение искусству» – высшей награды академии.
Персональные выставки художника в 2010-2011 гг. состоялись в Центре искусства Игоря Кодры («Город солнца», Мелиде, Швейцария), в галерее «Престиж» («Учитель и ученик», Монтре, Швейцария), галерее «СиБи» («Краски уходящего года», Берн, Швейцария) и в Музейно-выставочном комплексе Swissminiatur («Движение», Мелиде, Швейцария).
В 2012-2013 гг. в России был реализован российско-швейцарский культурный проект «Швейцарский взгляд», в рамках которого прошли персональные выставки художника Алекса Долля «Swiss Vision» Оренбургском областном музее изобразительных искусств в Оренбурге, в Белом зале на Моховой Государственного геологического музея им.В.И.Вернадского Российской академии наук, в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, в Музейно-выставочном комплексе им. И.С. Шемановского в Салехарде при содействии Посольства России в Швейцарии и Посольства Швейцарии в России.
В 2012 г. работы Алекса Долля экспонировались на Международной выставке молодых художников в Центральном доме художника в Москве и во дворце Бембо в Венеции (Италия) при участии галереи Beyeler Collection Basel. Он является соавтором лихтенштейнской почтовой марки, посвященной XXII зимним Олимпийским играм в г. Сочи — 2014. Презентация почтовой марки прошла 11 ноября 2013 г. в Вадуце и 21 декабря 2013 г. в Оренбурге. В рамках юбилейных мероприятий, посвященных 200-летию со дня установления российско-швейцарских отношений в Швейцарии и России, в 2014 г. прошли выставки Алекса Долля F A M I L Y, «По следам А.В.Суворова в Швейцарии», Swiss Vision Light и др.
Произведения Алекса Долля представлены в собраниях музеев и частных коллекциях в России, Италии, Франции, Лихтенштейне, Швеции и Швейцарии.
Алекс Долль
В моём представлении и воспоминаниях до сегодняшнего дня, экс-губернатор Оренбуржья остался нормальным мужиком, добрым товарищем, в крайних сложных ситуациях к которому можно всегда было обратиться, либо позвонить, либо прийти в приемную без 5 мин 7 утра, что меня всегда озадачивало, учитывая четырехчасовую разницу во времени Оренбурга и Берна.
Он был в моем личном понимании так же добрым Оренбуржцем, любил свой регион, и достойно представлял его на международной арене. Сам он человек статный, представительный, с ним было всегда приятно общаться коллегам, партнерам.
С его личным участием, мы организовали совместно с музеем ИЗО несколько красивых проектов и в Оренбурге и в Швейцарии. В Цюрихе, в одной из самых знаковых галерей Европпы, работающей с русским искусством Nadja Brykina Gallery, открывалась большая выставка рассказывающая и представляющая публике Оренбургский пуховый платок, были организованы выездные кадетские школы Оренбургских кадет в Швейцарию для языковой практики и знакомству жизни швейцарских военных в Андерматте, культурные обмены так же были поддержаны им лично.
Так же не стоит забывать, мне кажется, работу губернатора направленную на поддержку искусства и художников региона.
Международный ФильмФестиваль «Восток-Запад. Классика и авангард», возглавляемый Татьяной Воронецкой, Международный молодежный фестиваль «Евразия» и многое другое.
Со стороны, приезжая в регион время от времени, я наблюдал стабильную ситуацию с развитием Оренбуржья, лишь последние годы мне показалось, некое ухудшение ситуации, думаю так же немаловажную роль в этом сыграла международная обстановка со всевозможными санкциями.
Да, в эпохе губернаторства Юрия Берга есть как много доброго, положительного, так конечно и некие проступки, ошибки. Это и логично. Не осуждают как в поговорке звучит мысль только того, кто ничего не делает. Благо в этом смысле за 10 лет работы в Оренбурге губернатором было много сделано.
Кто прав в конечном итоге, рассудит только время, оно же, или накажет, или наградит.
Сейчас придет новый губернатор со своей новой командой, новыми идеями, новыми силами.
Надеюсь он сможет исправить допущенные ошибки и построет работу своего аппарата и системы так, в которой главной ценностью региона будет житель региона, Оренбуржец, человек. Который уже в свою очередь нуждается в рабочем месте, качественных медицинских услугах, достойном образовании и отдыхе.
А самому Юрию Александровичу желаю доброго здоровья, жизненных сил и успеха на новом посту или же радости отдыха.
#берг #оренбург #оренбуржье #губернатор»> Сегодняшнее московское утро началось с сообщения от друзей из Оренбурга об отставке губернатора Оренбуржья. И в этом информационном поле собственно и проходит весь день в социальных сетях.
Думаю тоже поделиться с друзьями своим мнением о человеке.
В моём представлении и воспоминаниях до сегодняшнего дня, экс-губернатор Оренбуржья остался нормальным мужиком, добрым товарищем, в крайних сложных ситуациях к которому можно всегда было обратиться, либо позвонить, либо прийти в приемную без 5 мин 7 утра, что меня всегда озадачивало, учитывая четырехчасовую разницу во времени Оренбурга и Берна.
Он был в моем личном понимании так же добрым Оренбуржцем, любил свой регион, и достойно представлял его на международной арене. Сам он человек статный, представительный, с ним было всегда приятно общаться коллегам, партнерам.
С его личным участием, мы организовали совместно с музеем ИЗО несколько красивых проектов и в Оренбурге и в Швейцарии. В Цюрихе, в одной из самых знаковых галерей Европпы, работающей с русским искусством Nadja Brykina Gallery, открывалась большая выставка рассказывающая и представляющая публике Оренбургский пуховый платок, были организованы выездные кадетские школы Оренбургских кадет в Швейцарию для языковой практики и знакомству жизни швейцарских военных в Андерматте, культурные обмены так же были поддержаны им лично.
Так же не стоит забывать, мне кажется, работу губернатора направленную на поддержку искусства и художников региона.
Международный ФильмФестиваль «Восток-Запад. Классика и авангард», возглавляемый Татьяной Воронецкой, Международный молодежный фестиваль «Евразия» и многое другое.
Со стороны, приезжая в регион время от времени, я наблюдал стабильную ситуацию с развитием Оренбуржья, лишь последние годы мне показалось, некое ухудшение ситуации, думаю так же немаловажную роль в этом сыграла международная обстановка со всевозможными санкциями.
Да, в эпохе губернаторства Юрия Берга есть как много доброго, положительного, так конечно и некие проступки, ошибки. Это и логично. Не осуждают как в поговорке звучит мысль только того, кто ничего не делает. Благо в этом смысле за 10 лет работы в Оренбурге губернатором было много сделано.
Кто прав в конечном итоге, рассудит только время, оно же, или накажет, или наградит.
Сейчас придет новый губернатор со своей новой командой, новыми идеями, новыми силами.
Надеюсь он сможет исправить допущенные ошибки и построет работу своего аппарата и системы так, в которой главной ценностью региона будет житель региона, Оренбуржец, человек. Который уже в свою очередь нуждается в рабочем месте, качественных медицинских услугах, достойном образовании и отдыхе.
А самому Юрию Александровичу желаю доброго здоровья, жизненных сил и успеха на новом посту или же радости отдыха.
Алекс Долль запись закреплена
iRYSTONTV
В Северной Осетии прошёл российско-швейцарский фестиваль «Барсы – цветы жизни». Мероприятие было посвящено восстановлению популяции леопардов. Центральным событием фестиваля стало выступление солистов оперного дуэта «Open Opera Project», посвящённое гармоничному сосуществованию человека и окружающей среды. В гостях участники мероприятия – художник Алекс Долль и дуэт «Open Opera Project» Мария Гриднева и Виталий Макаренко.
Алекс Долль запись закреплена
ZOO Новости
Событие было посвящено восстановлению популяции леопардов. В связи с ним республику посетили художник Алекса Долль и оперный дуэт «OpenOperaproject» Мария Гриднева (сопрано) и Виталий Макаренко (баритон).
Показать полностью.
Важнейшей целью визита, организованного при поддержке Бернского зоопарка и Российской Академии наук, является привлечение внимания общественности Северной Осетии к проблеме Программы восстановления кавказского барса (леопарда) и распространение информации о необходимости восстановления биоразнообразия в регионе и сохранения природного достояния.
Во Владикавказе состоялись концертные выступления дуэта, творческие встречи с культурной интеллигенцией Владикавказа. Кроме того, гости побывали в художественной школе и арт-пространстве «Портал».
Центральным событием фестиваля стал концерт Марии Гридневой и Виталия Макаренко в День города Владикавказа. Выступление дуэта было посвящено гармоничному сосуществованию человека и окружающей среды. Одновременно с вокалистами художник Алекс Долль работал на сцене над созданием нового полотна с цветочной композицией, которое он подарил Северной Осетии.
На центральной площадке празднования Дня города и республики была развернута выставка «Hommage an die Blumen/Цветы: Впечатление», которая пришлась по душе любителям искусства и природы. Волонтеры раздавали на память о событиях фестиваля наклейки и значки с логотипом фестиваля – леопарда в окружении цветов, созданным Алексом Доллем.
Известный волонтер Мадина Сланова добавила, что скульптурная композиция в виде бронзовых следов леопарда в натуральную величину символизирует возрождение исчезнувшей в середине прошлого века популяции и распространение этого вида на свой исторический ареал. На данный момент заложено 29 следов в центре Владикавказа, расходящихся от моста Штыба во все стороны света. Один след заложен в городе Цхинвале, еще один – в Институте проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН в Москве. След в Унале пока единственный в горах.
Справка. Проект ИПЭЭ РАН и РусГидро по восстановлению леопарда в Осетии реализуется с 2017 года и является частью международной программы восстановления леопардов на Кавказе, инициированной IUCN. С тех пор на территории республики проведена большая работа по подготовке к выпуску леопардов. В 2018 и 2020 году были выпущены две пары леопардов.
Дома звёзды ярче
Как-то пятилетним мальчиком будущий художник Алекс Долль заблудился в Оренбурге и оказался в церкви. Да так и остался там. На семь лет. И это стало знаком судьбы.
Сегодня вряд ли кто-то узнает в модном художнике, разъезжающем по Оренбургу на жёлтом скутере, того самого мальчика, который подавал облачение архиерею в Никольском соборе. Он постоянно путешествует, открывает свои выставки в Европе и в России, проводит мастер-классы и освещает всех вокруг своей лучезарной улыбкой и позитивными экспрессионистскими пейзажами. Мы попросили Алекса рассказать об оренбургских страницах своей биографии и о том, что помогает ему творить сегодня.
– Алекс, кто ваши близкие?
– Так сложилось, что меня вырастила бабушка. В советские времена она работала в военном ателье. Однажды придумала как-то по-особенному пришивать карманы на офицерскую форму, и её наградили грамотой Министерства обороны. А потом, когда рухнул Советский Союз, с работой возникли трудности, и она устроилась в кондитерский цех. Это были тяжёлые 90-е годы: неразбериха, безденежье. Бабушка брала меня на весь день в кондитерку, и я без конца дегустировал повидло и кремы. Однажды, улизнув на улицу, забрёл в незнакомое место, это была церковь Дмитрия Солунского. Священник расспросил, где я живу, и отвёл меня домой. Поговорив с бабушкой, предложил передать меня на воспитание церкви.
Вот так и вышло, что храм стал моим вторым домом. Я стоял во время богослужения у церковных врат, держал служебник, облачал архиерея, открывал Царские врата. В то время в Никольском соборе служили хорошие иконописцы (сейчас они живут в Андреевском монастыре Саракташского района), которые и обучили меня основам живописи. И я стал серьёзно изучать и практиковаться в иконописи.
– Бабушка ни разу не пожалела о том, что внук воспитывается у священников?
– Она никогда не была религиозным человеком. Но видела, что я занят делом, сыт, чисто одет и обут. И потом мне платили жалование, пусть и небольшое. Это было подспорьем для нас. Но главное даже не это. Во мне, как она говорила, стал виден какой-то духовный стержень. В смутные времена это казалось спасением.
– Значит, вы изнутри знаете церковную жизнь. Кто вам больше всех запомнился из оренбургских священников?
– Я был знаком с владыкой Леонтием. Он обладал удивительной способностью примирить всех, даже несогласных в чём-то друг с другом священников. Он их приглашал на Пасху к себе домой, и мир в души возвращался. Посмотрите на его могилу в кафедральном соборе Оренбурга – живые цветы никогда не переводятся.
Владыке Валентину я очень многим обязан. Это высоконравственный человек, воспитавший меня как сына. Я до сих пор захожу к нему в гости, когда приезжаю в Москву.
– Факт есть факт: домик на Пугачёвской, где жил Леонтий, сломали с согласия владыки Валентина. А ведь там можно было устроить церковный музей.
– Да, разговоры об этом шли. Но митрополит отвечал так: «Не могу же я церковное начальство из Москвы встречать в таком убогом домике». Думаю, что владыку Валентина тоже можно понять.
– Как же учёба в школе? Вы посещали занятия?
– Честно? Я появлялся там редко. Мне было неинтересно. Представьте, я уже писал иконы маслом, а учительница рисования в школе объясняла, как из двух кружочков получается фигура воробья. Базовое образование, безусловно, необходимо. И я сразу определил для себя, что это будет серьёзное изучение рисунка, живописи и дизайна. Настоящая учёба началась в Москве и в Швейцарии.
– Как вы там оказались?
– Злые языки в Интернете утверждают, что ваш дядюшка – посол, он- то и покровительствует вам.
– Это не так. Все мои родственники – обычные люди. И уже несколько лет я живу самостоятельно за счёт продажи собственных картин.
– Вы часто и подолгу бываете в Оренбурге. Что вас вдохновляет здесь?
– Архитектура старого Оренбурга: улица Кобозева, Советская, мост через Урал на Беловке. Нравится смотреть спектакли нашего драматического театра имени Горького, восхищают люди. Есть задумка сделать серию работ об Оренбурге и показать её в Европе. Недавно познакомился с развивающим центром для детей с синдромом Дауна «Солнечные дети». О них делают фильм администрация Оренбурга и федеральная телевизионная компания. Основная часть посвящена раскрытию через искусство внутреннего потенциала «солнечных детей». Меня пригласили на съёмки. По сценарию я провожу мастер- классы для ребят, общаюсь, гуляю с ними по городу, дарю картину, и мы вместе отмечаем мой день рождения.
– Вас что-нибудь может выбить из колеи?
– Звёздное небо в пригородах Оренбурга и оранжево-розовые закаты. Из-за них хочется всё бросить: и друзей, и родственников, и организационные выставочные вопросы – и пойти писать-писать-писать…
– Как ваша бабушка воспринимает вас сегодняшнего?
– Она по-прежнему живёт только мной и, конечно, гордится моими успехами. Мы разговариваем по скайпу, переписываемся, перезваниваемся. Когда-то в детстве я очень боялся, что она умрёт и меня отдадут в детский дом. Я и сейчас очень боюсь её потерять (ей 87 лет). И каждый день стараюсь придумать для неё какое-нибудь небольшое задание, чтобы она чувствовала, что я в ней нуждаюсь. Она с радостью выполняет мои поручения и отзванивается, мол, всё получилось хорошо. А ещё занимается бизнесом. (Смеётся.) Выращивает в квартире герань, фиалки. Несколько горшочков в месяц удаётся продать на рынке.
– У вас столько проектов в разных странах! Обзавелись ли вы помощниками, планируете ли создать семью?
– Конечно, мне помогают многочисленные друзья. Без их поддержки было бы трудно устраивать выставки по всему миру. Возможно, лет в шестьдесят возьму на воспитание ребёнка, обучу его всему, что знаю, и оставлю всё своё имущество. Будет хоть кому почистить палитру – терпеть не могу её отчищать! (Смеётся.)