алекс генин втб биография
Генеральным директором Brunswick Rail назначен Алекс Генин, бывший глава Access Industries
27 мая 2013 года, Москва ― Brunswick Rail, ведущая частная компания на российском рынке оперативного лизинга железнодорожных грузовых вагонов, объявляет о назначении Алекса Генина на должность генерального директора. Г-н Генин приступит к исполнению своих обязанностей в июне 2013 года, сменив Владимира Лелекова на этом посту. Г-н Лелеков сосредоточится на работе в Совете директоров компании в должности председателя комитета по стратегии.
Алекс Генин имеет богатый опыт работы в различных отраслях экономики: более двадцати лет он занимал руководящие посты в сфере прямых инвестиций, M&A и финансового менеджмента. С 2000 г. по 2011 г. работал в Access Industries на разных позициях, где, в том числе, возглавлял Access-CIS (2007 — 2011 гг.). Ранее г-н Генин был финансовым контролером Cargill Inc. в России и Великобритании, а также сотрудником таких компаний, как McKinsey & Company, PaineWebber и Ernst & Young. С 2011 г. по 2013 г. Алекс Генин — председатель наблюдательного совета RBS Global Limited, российской консалтинговой фирмы в сфере M&A и корпоративных финансов, а также специальный консультант по инвестициям General Atlantic LLC. Г-н Генин ― выпускник Гарвардской школы бизнеса.
Комментируя новое назначение, Пол Остлинг, председатель Совета директоров Brunswick Rail, заявил:
«Мы рады приветствовать Алекса Генина в команде Brunswick Rail. Его богатый опыт работы в сфере M&A и привлечения капитала наряду с многолетней практикой управления крупными промышленными предприятиями в России делают Алекса идеальной кандидатурой на посту руководителя Brunswick Rail».
Алекс Генин в свою очередь отметил:
«Brunswick Rail ― исключительная компания с высокопрофессиональной командой, благодаря которой она стала лидером отрасли. Поэтому для меня большая честь — возглавить Brunswick Rail и повести компанию вперед. Я убежден, мы будем уверенно двигаться к общей цели, обеспечим и устойчивый рост, и прибыльность бизнеса».
Вагоновожатый IPO
Впервые спустя несколько лет после объявления Brunswick Rail о размещении акций на бирже компания всерьез занялась подготовкой к IPO. Акционеры не только сменили руководителя компании на профессионального финансиста Алекса Генина, но и определились с объемом размещаемого пакета — «не менее 20% акций». В преддверии IPO новый гендиректор Brunswick Rail рассчитывает удвоить парк вагонов за счет сделок M&A.
Выход на IPO может произойти через 1,5—2 года, но не исключено, что и раньше, в случае благоприятных рыночных условий, рассказал РБК daily о деталях подготовки к IPO Алекс Генин. По его словам, наиболее интересными площадками для размещения представляются Лондон и Нью-Йорк. Объем размещаемого пакета он уточнить не смог, однако источник, близкий к Brunswick Rail, сообщил, что компания планирует разместить не менее 20% акций.
О своих планах провести IPO Brunswick Rail сообщала еще в 2010 году. Предполагалось, что размещение пройдет в течение двух лет, однако в итоге компания повременила с выходом на биржу. То, что акционеры решили реанимировать идею, стало понятно уже в этом году, когда прошлый гендиректор Владимир Лелеков (сейчас он отвечает за стратегию компании) заявил о намерении уйти со своего поста. Его место занял Алекс Генин. Более двадцати лет он проработал в сфере прямых инвестиций, M&A и финансового менеджмента в таких компаниях, как Access Industries, General Atlantic LLC, Cargill Inc, McKinsey & Company Inc. «Подготовка и проведение IPO является одной из моих приоритетных задач в компании», — признался Алекс Генин в беседе с РБК daily.
До выхода на биржу компания рассчитывает существенно нарастить свой парк, доведя его как минимум до 35—40 тыс. вагонов (сейчас в собственности оператора их свыше 24 тыс., из них 63% — полувагоны, 18% — цистерны). «В идеале хотелось бы вырасти, а потом разместиться», — резюмирует Алекс Генин. По его словам, в первую очередь компанию интересует специализированный парк.
Предполагается, что большая часть прироста подвижного состава будет обеспечена за счет сделок M&A с другими компаниями. В компании рассказывают: оператор ведет переговоры с несколькими российскими перевозчиками и лизинговыми компаниями. «Все зависит от конкретной компании: покупка может оплачиваться как cash, так и через допэмиссию», — рассуждает глава Brunswick Rail. Он также предполагает, что компания готова расстаться с незначительным миноритарным пакетом.
По оценке Константина Юминова из Raiffeisenbank, при текущей ситуации на рынке общая капитализация Brunswick Rail может достигать порядка 1,2 млрд долл. А если компания нарастит парк до 40 тыс. вагонов, очевидно, что цена будет гораздо выше. «Стратегически компания выбрала верное направление и имеет все шансы удачно разместиться при благоприятной конъюнктуре на рынке акций и железнодорожных перевозок», — резюмирует он.
Компанию Brunswick Rail возглавит Алекс Генин
Генеральным директором Brunswick Rail вместо Владимира Лелекова станет Алекс Генин. О назначении сообщили в лизинговой компании, уточнив, что новый руководитель приступит к исполнению своих обязанностей в июне. Лелеков же, как сообщалось ранее, сосредоточится на работе в совете директоров в должности председателя комитета по стратегии.
Генин более 20 лет занимал руководящие посты в сфере прямых инвестиций, M&A и финансового менеджмента. С 2000 по 2011 год работал в промышленной группе Access Industries на разных позициях, в том числе возглавлял Access-CIS. С 2011 по 2013 год Алекс Генин был председателем наблюдательного совета RBS Global Ltd., российской консалтинговой фирмы в сфере M&A и корпоративных финансов, а также специальным консультантом по инвестициям General Atlantic LLC.
Как сообщали ранее в Brunswick Rail, задачей нового руководителя будет подготовить компанию к запланированному на ближайшее время IPO.
Brunswick Rail основана в 2003 году группой Brunswick при участии международных инвесторов. Специализируется на передаче в оперативный и возвратный лизинг железнодорожного грузового подвижного состава. По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», компания занимает 14-е место среди лизингодателей РФ по размеру портфеля и 39-е — по объему нового бизнеса в 2012 году.
Бумажный боец
У владельца целлюлозно-бумажного комбината «Волга» Шалвы Бреуса, ценителя современного искусства, есть свое издательство. Пока оно выпустило всего две книги. Для монографии о художнике Борисе Орлове, работающем в стиле соц-арт, Бреус закупал мелованную бумагу в Финляндии. «Волга» такую не делает, ее специализация — газетная бумага (30% российского производства). Выпускать «меловку» — заветная мечта Бреуса. В апреле он остановил три из четырех бумагоделательных машин. Одна из них будет перенастроена под мелованную бумагу, другая после модернизации продолжит производить газетную, третья — иную продукцию, о которой Бреус пока не говорит.
Зачем вкладываться в мощности, когда рынок, казалось бы, сокращается из-за бурного развития электронных СМИ и книг? Около 50% продукции «Волги» идет на экспорт. И хотя валютные цены на газетную бумагу за последний год упали на 40%, девальвация рубля позволяет предприятию оставаться в плюсе. Его выручка в 2014 году выросла на 4,8%, до 10,2 млрд рублей, чистая прибыль составила почти 357 млн рублей. Шалва Бреус, у которого есть инвестиции в недвижимость и нефтедобычу, потратил на «Волгу» столько времени, сил и средств, что останавливаться на достигнутом не собирается. «Масштаб, сила, мощь, гигантские машины. В день приходят десятки эшелонов с сырьем и уходит столько же. И сотни грузовиков приходят и уходят, и еще баржи по реке. Гигантский механизм производит впечатление!» — расписывает он свой главный актив.
Слагаемые и перемена мест
«Бреус очень волевой, при внешней общительности и улыбчивости — жесткий в принятии решений», — вспоминает Юрий Черчен, бывший член совета директоров ОАО «Волга».
Когда и как Шалва Бреус появился на «Волге» (бывшем Балахнинском ЦБК), не до конца ясно. Сам он утверждает, что в 2003 году, когда руководство «Альфа-Эко» (инвестиционной «дочки» «Альфа-Групп») предложило ему, заместителю министра имущественных отношений РФ, возглавить ОАО «Волга». Однако один из бывших топ-менеджеров «Альфа-Групп» рассказал Forbes, что уже в начале 2000-х Бреус владел миноритарным пакетом «Волги» и руководящую должность занял «как собственник и человек, который намерен свою долю увеличивать».
Предложение возглавить и купить «Волгу» было сделано не без участия совладельца «Альфа-Групп» банкира Петра Авена, с которым, как говорит Бреус, его связывают дружеские отношения. Бреус и Авен учились в МГУ на экономическом факультете (Авен на два курса старше) и подружились, поскольку оба увлекались плаванием. Бреус серьезно занимался водным поло, стал чемпионом СССР и мастером спорта международного класса, а Авен, по словам знакомого с ним бизнесмена, «просто ходил плавать». После окончания МГУ Бреус учился в аспирантуре и работал в Институте востоковедения АН СССР. Как только разрешили предпринимательство, свежеиспеченный кандидат исторических наук влился в коммерческое движение. Вместе с партнерами он создал два торговых СП — советско-австрийское и советско-германское. В частности, импортировал в Россию одежду люксовых марок — Yves Saint Laurent, Paco Rabanne и Hugo Boss.
К 1997 году Бреус был совладельцем нескольких компаний (какого рода — он не рассказывает). В том году его познакомили с Александром Лебедем, кандидатом на пост губернатора Красноярского края. Кто? Бреус говорит, что не помнит — «это была полуслучайная история». Но на избирательную кампанию Лебедя в мае 1998 года он привез Алена Делона и устроил будущему шефу встречу с губернатором Техаса Джорджем Бушем — младшим.
После победы Лебедя Бреус занял пост его первого заместителя. А спустя два года перешел работать в федеральное правительство. «Я встречался с министром имущественных отношений Фаритом Газизуллиным, — вспоминает бизнесмен. — Был очень долгий, напряженный и интересный разговор. Вскоре после этого он предложил мне должность своего заместителя». Чем пришлось заниматься? Шалва Бреус приводит пример: «По мнению руководства Красноярского края, платежи «Норильского никеля» в региональный бюджет были недостаточными. Горячие головы в администрации были готовы на резкие шаги. Я и гендиректор компании Александр Хлопонин провели несколько раундов сложных переговоров. В итоге в течение двух лет при росте финансовых показателей «Норникеля» объем налогов вырос многократно. Это было достигнуто не в результате взаимного давления, а благодаря компромиссам».
Почему он вдруг согласился сменить министерское кресло в Москве на директорский кабинет в Балахне? По словам Бреуса, задача вывести «Волгу» из сложного финансового положения показалась интересной, к тому же «Альфа-Эко» предложила «устраивающий меня бонус». «До прихода «Альфа-Эко» «Волга» принадлежала американским инвесторам, была очень хороша с точки зрения прибыли и доходности, но управлялась неэффективно, — рассказывает бывший менеджер «Альфа-Групп». — Американцы довели комбинат до остановки, потому что не могли найти понимание с властью, у той были большие налоговые претензии. На этой стадии комбинат купила «Альфа». Ситуация была достаточно быстро разрулена, предприятие заработало. Точно не знаю как, но Бреуса привлек этот бизнес. Он в то время был государственным человеком и, хотя и думал уходить из чиновничества, не хотел афишировать собственность. Его долей управляли близкие к нему люди».
Возглавив в 2004 году совет директоров «Волги», Бреус жестко взялся за предприятие, которое, по его словам, было «типично советским». Почти из 6000 работников оставил около 2000 (сокращения растянулись на два года). Часть персонала перешла в фирмы, выполнявшие заказы предприятия на аутсорсинге. 2004 год компания завершила с чистой прибылью 250 млн рублей против 161 млн рублей убытка годом ранее. А в марте 2004-го контрольный пакет «Волги» перешел к инвестиционной компании «Ост Вест Груп» Шалвы Бреуса (в совокупности у него в собственности оказалось 93% акций).
Источник Forbes в наблюдательном совете «Альфа-Групп» утверждает, что Бреус сам предложил «Альфа-Эко» сделку. «Возникла ситуация, когда акционеры готовы были уйти, мы сделали классический «менеджмент-байаут», — объясняет сам Бреус. «Альфа» не хотела оставаться в этом активе, потому что решила выходить полностью из бумажной отрасли, — добавляет Юрий Черчен. — У группы было несколько активов, из них «Волга» — самый успешный и понятный».
Война на Волге
Cпокойно заняться развитием предприятия Шалве Бреусу не удалось. 10 февраля 2005 года сотрудники Оперативно-разыскного бюро ГУ МВД РФ по Приволжскому федеральному округу провели на комбинате обыски и изъятие документов. На следующий день на проходных комбината были выставлены посты ДПС Балахнинского ГОВД. В результате срыва поставок леса на переработку «Волга» понесла ущерб на 14 млн рублей. Спустя неделю депутат Госдумы Анатолий Грешневиков направил в Минприроды РФ заявление с требованием проверить, соблюдается ли на «Волге» природоохранное законодательство. Депутат апеллировал к сигналам в прессе. В марте была проведена проверка очистных сооружений ЦБК, однако существенных нарушений обнаружить не удалось. С тем же результатом окончились проверки Нижегородского территориального управления по надзору в сфере защиты прав потребителей и межрайонной природоохранной прокуратуры. Разного рода экологи приходили на ЦБК поодиночке и группами, угрожая остановить производство. От этой атаки «Волга» отбилась. В июне Арбитражный суд Нижегородской области остановил проверки. По мнению суда, они основывались не на реальном положении дел, а на клеветнических статьях в газетах «МК в Нижнем Новгороде» и «Ленинская смена».
Но экологический наезд был только разминкой. В мае 2005 года налоговые претензии на сумму свыше 400 млн рублей комбинату предъявило Управление федеральной налоговой службы по Нижегородской области. Областная прокуратура возбудила уголовные дела по факту уклонения от уплаты налогов. Кроме того, началась проверка внешнеторговой деятельности по запросу депутата Госдумы Николая Павлова.
Сейчас он уклоняется от ответа на вопрос, какова была роль «Базового элемента» в той истории. «Война с «Базэлом» началась, когда Дерипаска начал собирать лесные активы: купил долги Усть-Илимского ЛПК, потом Братского ЛПК, пакет Архангельского ЦБК и небольшой пакет акций «Волги», который принес ее бывший главный инженер Андрей Волошин, — на условиях анонимности изложил свою версию бывший менеджер «Альфа-Групп». — Выход «Альфы» из «Волги» послужил сигналом к атаке. Бреус казался легкодоступным».
Бреус не только сопротивлялся, но и пытался договориться с другими ЦБК. «Мы предлагали: давайте сливаться, или вы нас выкупите, или мы вас, как угодно, — вспоминает бизнесмен. — Но каждый владелец пользуется на месте огромным авторитетом, который не всегда хочется терять». Он вел переговоры с Владимиром Крупчаком, основным владельцем Архангельского ЦБК, находившимся в состоянии корпоративной войны с «Базэлом». Безрезультатно. Прорабатывал слияние с КондопожскимЦБК. Раздумал по причине закредитованности комбината: «Наш десант сидел на предприятии, но мы не нашли развязки с долгами».
Тем временем чиновники в правительстве Нижегородской области советовали Бреусу уступить и продать «Волгу» за полцены. Однако на сторону ее владельца встал глава областного законодательного собрания Евгений Люлин. И в «Альфе» не забывали о том, кому продали ЦБК. По словам источника Forbes в руководстве «Альфа-Групп», Петр Авен «всегда был рядом и помогал». «Альфа» оказывала юридическую, консультационную помощь. Кредитные линии поддерживались, — уточняет бывший менеджер «Альфа-Групп». — Бреуса прессовали жестко. Порой я удивлялся, как он умудрялся отстаивать свои позиции. Он настоящий боец».
К лету 2009 года «Волга» выиграла восемь из 10 налоговых дел в четырех судебных инстанциях. «Мы вышли из битвы с высоко поднятой головой», — заявляет Бреус. Впрочем, в финале этой истории есть признаки мирового соглашения. Осенью 2011 года в совет директоров «Волги» вошли два независимых члена. Один из них, Алекс Генин, более 10 лет проработал в Access Industries и представлял ее интересы в совете директоров «Русала». «Мы сидели в одной комнате с Олегом [Дерипаской], но я никогда на него не работал. Бреус искал опытных людей, меня он выбрал из-за финансового бэкграунда, — объясняет Генин. — Если бы на ЦБК имел место конфликт, мне вряд ли было бы интересно туда приходить». Его коллега по совету директоров «Волги» Максим Гольдман был и поныне является членом совета директоров «Русала». Алекс Генин, впрочем, уверяет: «Это чистое совпадение, что Максим и я в данном случае связаны с «Русалом».
Энергетические реки, мелованные берега
В 2005–2012 годах на «Волге» ежегодно устанавливали, запускали, реконструировали разного рода производственные линии. Но Шалва Бреус не забывал о других бизнесах.
В середине 2000-х он приобрел два здания бывших НИИ в Москве. Бизнесмен утверждает, что программы скупки пустующих «коробок» у него не было. Но одно из зданий недалеко от Белорусского вокзала он продал с хорошей премией. С тех пор Бреус время от времени покупает «один-два объекта, которые можно реконструировать, правильно подготовить и продать». Сейчас владеет несколькими зданиями в Москве, и как только коньюнктура будет благоприятной, выставит их на продажу.
Правда, основная цель ее покупки — обеспечение «Волги» электроэнергией. Сейчас на ГРЭС готовятся к установке дополнительной турбины стоимостью около €25 млн, которая полностью удовлетворит потребности ЦБК. Почти вдвое большую сумму — около €40 млн Шалва Бреус вкладывает в строительство на комбинате второй линии по выпуску термомеханической массы (ТММ) — древесного полуфабриката для бумаги. Решение переходить на ТММ он принял после того, как весной 2015 года группа «Илим», крупнейший производитель целлюлозы (самого чистого полуфабриката), вознамерилась поднять цены на 90%. У «Волги» нет собственного
производства целлюлозы, и наладить ее выпуск стоит в пять раз дороже, чем ТММ.
Остановка бумагоделательных машин обернется в этом году сокращением объемов производства и балансовым убытком. Однако модернизация, похоже, того стоит. По оценке аналитиков Lesprom Network, мощностей по производству мелованной бумаги в России недостаточно. В долгосрочной перспективе ожидается рост потребления этой продукции на 1–1,5% в год, в том числе в процессе импортозамещения. «И мы, и Соликамский ЦБК думаем о перепрофилировании производств, но сейчас рынок газетной бумаги позволяет вести эффективный бизнес, а переход в другой сегмент — это большие инвестиции и риски», — полагает президент Кондопожского ЦБК Дмитрий Туркевич.
В 2014 году производство газетной бумаги в России впервые после спада в 2009-м выросло на 3% до 1,64 млн т, в основном благодаря экспорту — он поднялся на 7,4%, до 1,17 млн т. Кондопожский ЦБК с приростом производства 34% вышел в лидеры. Но предприятие накопило долгов на 14 млрд рублей (с 2011 года оно находится под процедурой банкротства). Финансовое состояние «Волги» едва ли не самое лучшее в отрасли. Ее владелец не оставляет мысли создать холдинг. В начале 2014 года Банк Москвы выставил на продажу Сегежский ЦБК. Бреус сделал предложение по цене, но получил отказ. Оказалось, что сделку перебила АФК «Система» Владимира Евтушенкова. По словам источника Forbes в руководстве «Системы», Евтушенков уверен, что купил Сегежский ЦБК по рыночной цене. Миллиардер приобрел несколько активов в бумажной отрасли в разных регионах России и считает эти инвестиции очень перспективными. А с Бреусом «поддерживает хорошие отношения».
В ближайшие полтора года владельцу «Волги» нужно инвестировать в предприятие еще несколько десятков миллионов евро. Крупных долгов у комбината нет, но нет и свободного кеша. Где взять средства? «Мы никогда не просили денег у государства, но сейчас этот вопрос само государство подняло. Недавно было заседание в Минпромторге, возник вопрос об импортозамещении. Нам предложили субсидии, дотирование кредитных ставок», — отвечает Бреус. До конца 2015 года он планирует присоединить к системе водо- и теплоснабжения Нижегородской ГРЭС еще три района, после чего ее выручка должна вырасти в несколько раз. Бизнесмен не исключает, что года через три выставит этот комплекс на продажу.
А что будет с «Волгой»? «Газетный рынок сжимается, но у нас нет паники. С появлением новых носителей старые не исчезают полностью, — спокойно рассуждает бумажный магнат. — Мы стремимся диверсифицироваться. Модернизацию мы готовили много лет и доведем ее до конца».
Артистизм миллионера
В студенческие годы Шалва Бреус переводил с английского рассказы Набокова и дружил с московскими художниками. Активную деятельность на ниве современного искусства он развернул в 2006 году, когда приобрел находящийся в упадке журнал «АртХроника» и решил сделать из него прибыльное издание. Вскоре был учрежден фонд с аналогичным названием. Бреус попытался расширить аудиторию за счет «просвещенной буржуазии и людей, которые устали от гламура». Журнал продавался в супермаркетах, собирал рекламу и даже приносил небольшую прибыль. Однако в 2013 году Бреус решил его закрыть, а фонд переименовал в Breus Foundation.
В 2007 году бизнесмен совместно с Deutsche Bank учредил премию Кандинского и стал главой ее попечительского совета. Годовой бюджет премии — около €600 000, шестая часть идет на награждение лауреатов, остальное — на организацию трех выставок победителей в Москве и за рубежом. У Бреуса есть и издательская программа — она началась с выпуска книги «Чужие? Неофициальное искусство: мифы, стратегии, концепции» и продолжилась подготовкой фундаментальных монографий о современных художниках на русском и английском языках. Первая, о Борисе Орлове, вышла в 2013 году, вторая будет посвящена творчеству Виталия Комара и Александра Меламида, третья — Гриши Брускина. Каждая монография будет выпущена еще и «экономтиражом» для широкого круга читателей.
VTB Africa подобрали покупателя
Долю группы может купить бывший топ-менеджер банка
Покупателем VTB Africa — дочернего банка группы ВТБ в Анголе — может стать бывший топ-менеджер кредитной организации. Формально он не аффилирован с ВТБ, таким образом, сделка может вывести VTB Africa из-под санкций в преддверии укрепления российско-ангольского делового сотрудничества. Эксперты отмечают, что сейчас операции с клиентами в долларах могут проходить с большой задержкой, что сдерживает развитие кредитной организации.
Фото: Сергей Михеев, Коммерсантъ / купить фото
“Ъ” выяснил, кто станет покупателем доли ВТБ в ангольском банке VTB Africa, о возможной продаже которого стало известно на прошлой неделе. Ангольское антимонопольное ведомство сообщило, что 50,1% VTB Africa покупает структура Rostang ltd. В России зарегистрировано ООО «Ростанг», владельцем которого выступает Наталья Ранчинская, возглавляет компанию Леонид Ранчинский. Последний указан в списке аффилированных лиц ВТБ за 2015 год как член правления VTB Africa. Также господину Ранчинскому принадлежит компания «Здравэкспорт», которая занимается трудоустройством российских врачей в больницы Анголы.
1,8 миллиарда рублей
составила прибыль VTB Africa за 2018 год, согласно международной отчетности группы ВТБ
Источники “Ъ”, знакомые с ситуацией в VTB Africa, указывают, что именно Леонид Ранчинский может стать новым совладельцем африканского банка. «Если сделка состоится, то он продолжит развивать банк вместе со вторым акционером — экс-президентом ангольской алмазодобывающей компании Endiama Антонио Карлосом Сумбулой»,— отмечает один из собеседников “Ъ”.
Связаться с самим Леонидом Ранчинским не удалось, в «Здравэкспорте» сообщили, что он находится в командировке, из которой вернется через месяц. «Окончательного решения о продаже VTB Africa нет»,— уточнили “Ъ” в пресс-службе ВТБ в субботу, назвав дальнейшие комментарии преждевременными.
Причиной продажи доли в прибыльном африканском банке могут быть санкционные риски. Согласно отчетности ВТБ по МСФО, ангольский банк заработал в 2018 году 1,8 млрд руб. чистой прибыли. Однако, как и сам ВТБ, VTB Africa находится под секторальными санкциями США, что осложняет развитие бизнеса. Основную часть операций VTB Africa осуществляет в долларах, поясняет собеседник “Ъ”, знакомый с ситуацией. Секторальные санкции не ограничивают долларовые операции, но из-за «более жестких комплаенс-процедур они могут идти медленнее и чаще блокироваться под предлогом, например, борьбы с отмыванием», поясняет управляющий директор по методологии рейтингового агентства НКР Станислав Волков.
Почему вхождение Banco VTB Africa в Banco Privado Atlantico отменено
В декабре 2018 года министр финансов Антон Силуанов утверждал, что из-за санкций даже азиатские партнеры по бизнесу задерживают платежи российским компаниям в долларах, поскольку запрашивают информацию у OFAC (управление по контролю за иностранными активами Минфина США). По словам господина Силуанова, с задержками идет до трети платежей, а их срок может достигать месяца.
Скорее всего, в случае с VTB Africa речь идет о смене собственника для снижения санкционных рисков для контрагентов банка, подтверждает управляющий партнер УК «Право и бизнес» Александр Пахомов. «После смены собственника секторальные санкции с VTB Africa могут быть и не сняты, однако сам по себе шаг формирует для этого предпосылки»,— поясняет он.
Вывод банка из-под санкций особенно важен на фоне растущей деловой активности между Россией и Анголой. В этом году президент Анголы Жуан Лоренсу посетил Москву, где выступил в Госдуме, встретился с президентом РФ Владимиром Путиным, а также заключил ряд соглашений. Тогда Жуан Лоренсу заявил, что Ангола заинтересована в создании государственно-частного партнерства или совместных анголо-российских предприятий в таких отраслях, как обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, рыболовство, энергетика, туризм, геология и недропользование. В итоге в марте был учрежден деловой совет Россия—Ангола, председателем которого стал гендиректор АЛРОСА Сергей Иванов — компания работает в Анголе с 1993 года.