александринский театр актеры театра
Труппа
Волков Игорь Николаевич
Народный артист России
Зиганшина Эра Гарафовна
Народная артистка России
Карелина Галина Тимофеевна
Народная артистка России
Лисецкий Владимир Алексеевич
Народный артист России
Мартон Николай Сергеевич
Народный артист России
Паршин Сергей Иванович
Народный артист России, лауреат Государственной премии России
Семак Пётр Михайлович
Народный артист России, лауреат Государственных премий СССР и России
Смирнова Светлана Станиславовна
Народная артистка России
Ургант Нина Николаевна
Народная артистка России, лауреат Государственной премии СССР
Волгин Аркадий Наумович
Заслуженный артист России
Зимина Елена Константиновна
Заслуженная артистка России
Капитонов Евгений Павлович
Заслуженный артист Украины, лауреат Государственной премии СССР
Александринский театр актеры театра
В 2009 году окончил Театральный институт им. Б. Щукина (курс М. Пантелеевой и В. Фокина).
В этом же году был приглашен в труппу Александринского театра.
Роли в дипломных спектаклях: Дон Сезар де Базан («Рюи Блаз» В. Гюго), Майор Ковалёв («Нос» Н.В. Гоголя), исполнял музыкальные номера в спектакле «Контрасты».
Дебютом в Александринском театре стал ввод на роль участника хора фиванцев в спектакль «Эдип-царь» Софокла (реж. Т. Терзопулос). Ввелся в спектакли Валерия Фокина: «Ксения. История любви» В. Леванова – на роль Слепого, на роль чиновника в спектакль «Двойник» Ф. М. Достоевского и на роль Степана, слуги Подколесина, в спектакль «Женитьба» Н. В. Гоголя. В спектакле Валерия Фокина «Гамлет» В. Шекспира (2010) сыграл роль Розенкранца. В 2010 году введен на роль Ассистента доктора Штрауса в спектакль «Цветы для Чарли» по Д. Кизу (реж. И. Сакаев). В спектакле «Укрощение строптивой» В. Шекспира (реж. О. Коршуновас, 2010) сыграл роль Люченцио – жениха прекрасной Бьянки, младшей сестры Катарины. В 2010 году введен в спектакль «Иваны» по «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» и другим произведениям Н.В. Гоголя (реж. А. Могучий). В спектакле «Счастье» А. Могучего и К. Филиппова сыграл роль Аполлона – нерожденного брата Тильтиля и Митиль, а также был занят в массовых сценах (санитары, врачи скорой помощи, птицеголовые слуги Царицы Ночи) (реж. А. Могучий, 2011). В спектакле «Литургия ZERO» по роману Ф. М. Достоевского «Игрок» исполнил роль Де-Грие (реж. В. Фокин, 2012). В 2013 году принимал участие в театральном проекте «Невский проспект. Городские этюды», представленном в рамках 7-го Международного театрального фестиваля «Александринский» и на Международном театральном фестивале «Балтийский дом». Был занят в спектакле «Старая женщина высиживает» (реж. Н. Рощин, 2014, Новая сцена), задействован в спектакле Новой сцены «Теллурия» (2014) по роману Владимира Сорокина (реж. М. Гацалов). В 2015 году сыграл Дженнаро в спектакле Николая Рощина «Ворон» по одноименной пьесе К. Гоцци.
В 2017 году в спектакле Николая Рощина «Баня» сыграл Товарища Чудакова, Просителя, Исполнителя пантомимы «Владимир Маяковский» и «Труд и капитал актёров напитал», в спектакле Виктора Рыжакова «Оптимистическая трагедия. Прощальный бал» исполнил одну из главных ролей – Алексея.
В 2018 году сыграл роль графа Де Гиша в спектакле Николая Рощина «Сирано де Бержерак».
В декабре 2018 года исполнил роль спившегося актера Ладо в спектакле Андрея Калинина «Какая грусть, конец аллеи. » по пьесе Резо Габриадзе.
В 2020 году исполнил роль эксперта-криминалиста Эраста Фандорина в первом в истории театра онлайн-перформансе «Драма на шоссэ. Судебное разбирательство» по пьесе Бориса Акунина (художественный куратор Валерий Фокин, режиссер Антон Оконешников).
В 2021 году награжден Почетной грамотой Комитета по культуре Санкт-Петербурга за значительный вклад в развитие сферы культуры Санкт-Петербурга.
Снимался в кино и телесериалах: «Дикари», «День гнева», «На игре», «Агент особого назначения-4», «Ментовские войны-7», «Топи», «Огонь», «Майор Гром: Чумной доктор».
Театральный роман: 7 мужчин, которые прославили «Александринку»
Анна Михайлова, специально для МИА «Россия сегодня»
Старейший национальный театр России отмечает юбилей. Легендарному Александринскому театру — 260. За свою долгую историю он сменил не одно название, но остался театром с именем. Причем с женским.
Учрежденный 30 августа 1756 года императрицей Елизаветой и позже названный в честь супруги Николая I Александры Федоровны, он считается прародителем всего профессионального театра России. И хотя сегодня театр по старой (советской) памяти носит имя А.С. Пушкина, петербуржцы зовут его «Александринка».
Неудивительно, что у такой «красавицы» были самые завидные «женихи»: этой сцене посвятили себя лучшие драматурги, актеры и постановщики своего времени.
1. Гоголь
«Александринку» не зря называют учебником русского театрального искусства. Здесь состоялись премьеры «Горе от ума» Грибоедова, «Грозы» Островского, «Чайки» Чехова. Легко представить, как в зрительном зале театра могли столкнуться Пушкин и Лермонтов, Тургенев и Достоевский, Толстой и Чайковский. Однако судьбы пьес и их авторов вершили особы куда более влиятельные. Так, на премьере комедии «Ревизор» весной 1836 года присутствовал лично Николай I.
Несмотря на то, что сам Гоголь, разочарованный игрой актеров, считал спектакль провальным, император воспринял дерзкую сатиру на удивление благосклонно. По воспоминаниям современников, монарх «был чрезвычайно доволен, хохотал от всей души», а под конец даже воскликнул: «Ну и пьеса! Всем досталось, а мне более всех!». Благодаря такой реакции Николая «Ревизор» был допущен цензорами к постановке в Москве, а затем и в других российских театрах, где идет с неизменным успехом вот уже 180 лет.
2. Каратыгин
В начале XIX века позиции режиссера в русском театре как таковой не существовало, и успех постановок зависел от мастерства актеров. С 1832 года ведущим трагиком «Александринки» был Василий Андреевич Каратыгин. Первый Чацкий в «Горе от ума», он покорил зрителей настолько, что сам Грибоедов писал: «Для одного Каратыгина порядочные люди собираются в русский театр».
Среди поклонников его таланта были Рылеев, Кюхельбекер и Пушкин. Последний даже подарил актеру для бенефиса свою маленькую трагедию «Скупой рыцарь». Тем парадоксальнее, что звездной ролью Каратыгина считается трагедия не русского, а английского автора — шекспировский «Гамлет». Выдающийся критик Белинский в своей рецензии писал, что Каратыгин показал «чудо искусства», а публицист Герцен плакал навзрыд.
3. Симонов
ХХ век принес обществу кинематограф. Казалось, классическому театру невозможно сохранить свои позиции в изменившейся реальности, но «Александринка» не потеряла ни зрителей, ни традиции. На смену мэтрам пришли не менее талантливые молодые дарования. Среди них выделялся Николай Константинович Симонов.
Он был принят в труппу сразу после армии и на протяжении полувека успешно совмещал работу ведущего актера и режиссера «Александринки» со съемками в кино. Одной из его самых блестящих ролей был Борис Годунов в постановке Бориса Сушкевича. Этот спектакль 1934 года породил в театральной критике понятие «актер каратыгинской школы». До сих пор он остается эталоном для поколений артистов Александринского театра.
4. Мейерхольд
Верность традициям не мешала театру развиваться и искать новые формы художественного выражения. В переломный 1917 год в «Александринке» мастер гротеска Всеволод Мейерхольд ставит лермонтовский «Маскарад». Знаменитый режиссер работал над этим спектаклем совместно с художником Александром Головиным и актером Юрием Юрьевым почти шесть лет. К моменту премьеры роскошные декорации, которые обошлись театру в 300 тысяч рублей золотом, выглядели как прощание с ушедшей эпохой. За эту неуместную пышность постановку сняли с репертуара после всего 15 показов.
Однако исполнитель роли Арбенина Юрьев не сдался и продолжал сольно играть отрывки из спектакля на гастролях. Совместно с Мейерхольдом они разработали еще две редакции «Маскарада». Третья, вышедшая в 1938 году, была исполнена в значительно более холодных, мрачных и грозных тонах, но при этом с удивительной лирической страстностью. Через два года Мейерхольда расстреляли, но «Маскарад» продолжали ставить в «Александринке». Последний раз Юрьев исполнил роль Арбенина в апреле 1947 года.
5. Товстоногов
Бывало и так, что Александринский театр заново открывал зрителям и хорошо известные произведения. Пьеса Всеволода Вишневского «Оптимистическая трагедия» была написана еще в 1932 году, с успехом шла в московском Камерном театре. Однако позже отошла на второй план.
В 1955 году Товстоногов поставил свою версию спектакля на сцене Ленинградского театра драмы имени Пушкина — именно так называлась «Александринка» в советское время. Постановка имела ошеломительный успех, посмотреть её ехали со всей России. В восторге были не только рядовые зрители, но и руководство страны. В 1956 году труппа «Александринки» играла «Оптимистическую трагедию» для делегатов ХХ съезда КПСС. Товстоногов получил Ленинскую премию и предложение возглавить еще одну театральную Мекку Петербурга — Большой драматический театр, ныне известный как БДТ имени Товстоногова.
6. Гацалов
Режиссер Марат Гацалов, до недавнего времени возглавлявший Новую сцену «Александринки», в 2014 году поставил здесь один из самых ярких своих спектаклей — «Теллурию» по роману Владимира Сорокина. Благодаря оригинальной сценографии и новаторскому подходу к работе с, казалось бы, не поддающимся инсценировке текстом, постановка привлекла внимание зрителей и получила признание театрального сообщества в виде номинации на «Золотую маску». Сам режиссер признавался, что создавал спектакль путем совместного сочинения с артистами театра, которые покорили его своим профессионализмом и открытостью к экспериментам.
7. Фокин
Сегодня главный человек в «Александринке», без сомнений, — художественный руководитель Валерий Фокин. Этот год для театра вдвойне знаковый: в феврале режиссер отметил 70-летний юбилей. Фокин и словом и делом доказывает свой тезис о том, что «важно суметь достойно передать эстафетную палочку тех великих актеров, драматургов, режиссеров, которые составляли жизнь и суть первого российского театра страны на протяжении 260 лет». В этом сезоне худрук подарил «Александринке» свою первую постановку на Новой сцене — спектакль «Сегодня. 2016» по фантастической повести своего сына Кирилла Фокина. Режиссер использовал уникальные технические возможности новой площадки. Судя по отзывам, спектакль удался.
Александринский театр актеры театра
В 1986 году окончил Театральное училище им. Б.В. Щукина (ВУЗ) при театре им. Евг. Вахтангова по специальности «актёр театра и кино». Работал в Молодёжном театре БССР (Минск), Московском театре кукол, Ивановском областном драматическом театре, Свердловском театре, Театре драмы и комедии (ныне Театр на Литейном, Санкт-Петербург). В 1989 году был приглашен Юрием Томошевским в театр «Приют комедианта». С 1992 года – актёр Александринского театра.
В театре «Приют комедианта» Игорь Волков сыграл крупные роли во множестве спектаклей, среди которых были «Любовью не шутят» А. Мюссе, «Ёлка у Ивановых» А. Введенского, «Эскориал» М. де Гильдерода, «Стулья» Э. Ионеско, «Москва-Петушки» по В. Ерофееву. А также создал несколько моноспектаклей – «Весёленькое кладбище» по А. П. Чехову, «Исповедь русского брюзги» по дневникам и запискам Ф. М. Достоевского, «Последний сон Гоголя».
Спектакль-бенефис «Веселенькое кладбище», созданный совместно с режиссером Кириллом Чернозёмовым по мотивам произведений А. П. Чехова, принёс Игорю Волкову известность, открыл имя молодого актёра для театрального Петербурга. Игорь Волков, не понаслышке знающий театральную провинцию, создал образ актёра-странника, в котором соединились черты чеховских героев – актёров прошлого века – и современных лицедеев. Актёр сумел иронично и легко рассказать о грустном и смешном, о нелепых подробностях театрального быта и самоотверженной любви к искусству, мелочности, меркантильности и одновременно истинном донкихотстве странствующих рыцарей сцены. Свой спектакль Игорь Волков посвятил памяти провинциального актёра Иосифа Нахимовича Пругера – одного из таких театральных подвижников.
«Герой «Весёленького кладбища» – вечный скиталец бродячий актёр Погостов, вспоминая прошедшую жизнь, насмешливо и вдохновенно играет свое последнее представление, где суждено ему наконец блеснуть в ролях мирового репертуара: прожить сомнения и муки принца Гамлета, предстать пройдохой Хлестаковым, ощутить жуть бессмысленного существования чеховского доктора Чебутыкина…» – так писала об актёре критик Татьяна Ткач.
Спектакль «Весёленькое кладбище» стал лауреатом нескольких престижных театральных фестивалей: Чеховского фестиваля в Москве (1993), фестиваля «Русская классика» (1995 год, Новосибирск), фестиваля моноспектаклей «В начале было слово…» (1994 год, Пермь). Постановка с успехом была показана во многих городах России, а также в Франкфурте-на-Майне, Бонне, Риге.
После спектакля «Весёленькое кладбище» актёр был приглашен в Александринку. Дебют на Александринской сцене подтвердил заслуженный успех актёра у петербургской публики – за роль Горацио в спектакле Ростислава Горяева «Гамлет» Игорь Волков получил премию «за роль второго плана» на Смотре-конкурсе «Актер-92». Рядом с основательным цельным Гамлетом Виктора Смирнова Горацио Игоря Волкова был рефлексирующим интеллектуалом, именно Горацио, мечтательный студент с книжкой, казалось бы далёкий от всех дворцовых интриг, видел и осмысливал трагедию происходящего. Но не в силах был повлиять на ход событий.
Вслед за ролью Горацио актёр получил две кардинально несхожие меж собой роли: Яго в другом шекспировском спектакле Ростислава Горяева «Отелло» (1993) и роль графа Альбафьориты в комедии К. Гольдони «Хозяйка гостиницы» (реж. В. Воробьёв, 1992). Но и Яго – усталый от жизни, самолюбивый и уязвлённый интриган, – и блестящий светский щёголь Альбафьиорита отличались прежде всего склонностью к парадоксам и ироничным отношением к жизни – к чужой и собственной.
В сценической манере Игоря Волкова ощутима школа вахтанговского театра – яркая театральность, отточенность формы, любовь к психологическим парадоксам, этическая оценка персонажа. В его героях удивительным образом сочетается высокое и низменное, искренность в мгновение оборачивается лукавым лицедейством, а бесшабашный трёп становится исповедью одинокой человеческой души. Интеллектуализм актёра и его героев (таких как Эсекс и Бэкон в «Елизавете Английской» Ф. Брукнера (1995), Трилецкий в чеховском «Платонове» (1994), Вершинин в «Трех сестрах» (1996)) нередко становится поводом для самопародии и азартной театральной игры. Доморощенным мыслителем и заказным обличителем оказывался резонёр Репетилов в грибоедовской комедии «Горе от ума» (реж. А. Праудин, 1996). Вечно пьяненьким добродушным философом представал Любим Торцов в комедии А. Н. Островского «Бедность не порок» (реж. Е. Чёрная, 1996) – пафос защитника справедливости неизменно снижался иронией по отношению к игрушечному мирку спектакля Елены Чёрной, в котором события пьесы разыгрывались в жанре святочной, лубочной сказки. А хрестоматийно известный Митрофанушка в «Недоросле» Д. Фонвизина (реж. Н. Райхштейн, 1994) оказался современным молодым человеком – нахальным и обаятельным демагогом, самоуверенно шагающим по жизни навстречу удовольствиям. Игорь Волков, по мнению критика Елены Алексеевой, привнёс в спектакль, шедший до того три сезона с другим артистом, новые идеи: «Благодаря ему спектакль обрёл смысл, отличный от хрестоматийного, и стиль более свободный, игровой».
Склонность актёра к художественному обобщению, метафоричности образа проявилась в спектакле «Русская народная почта» О. Богаева (реж. И. Селин, 1998). Герой Игоря Волкова – забытый богом и людьми старик Иван Жуков, пишущий письма самому себе, оказывался сродни не только чеховскому Ваньке Жукову, отправляющему сиротские послания «на деревню дедушке», но и многим «маленьким людям» великой русской литературы – от гоголевского Поприщина до полубезумных персонажей Достоевского. В 2001 году два моноспектакля – «Русская народная почта» и «Весёленькое кладбище» были объединены в театральное представление в двух отделениях «Комната смеха», которое шло на малой сцене Александринского театра.
Игорь Волков сыграл более 50-ти театральных ролей, снялся в 10 кино- и телефильмах на Одесской киностудии и Ленфильме. С 1997 по 2003 годы был ведущим и соавтором сценария телевизионной театральной программы «Театр и Я», выходившей на Пятом канале (более 30 выпусков).
Актёр много работает в жанре моноспектакля. Он является автором инсценировок собственных моноспектаклей, а также написал инсценировку «Процесс» (по роману Ф. Достоевского «Бесы»), которую поставил Александр Гордон в Театре «Школа современной пьесы» (Москва, 2003).
В 2013 г. принимал участие в театральном проекте «Невский проспект. Городские этюды», представленном в рамках 7-го Международного театрального фестиваля «Александринский» и на Международном театральном фестивале «Балтийский дом».
Выступает в роли автора и исполнителя сценической композиции «Записки нервного капельдинера» (моноспектакль по рассказам М. Зощенко, 2013).
В 2014 году сыграл роль Клова в спектакле Теодороса Терзопулоса по пьесе С. Беккета «Конец игры». Был задействован в главной премьере Новой сцены 2014 года – спектакле «Теллурия» по роману Владимира Сорокина (реж. М. Гацалов). В феврале 2016 года сыграл роли подполковника Вершинина и отца трех сестер в спектакле Андрия Жолдака «По ту сторону занавеса». В 2016 исполнил роль Николая Васильевича Гоголя в обновленной редакции спектакля Валерия Фокина «Ваш Гоголь. Последний монолог» на Новой сцене Александринского театра. В спектакле Теодороса Терзопулоса «Мамаша Кураж и ее дети» (2017) сыграл роль Повара. В январе 2018 года сыграл Главного врача в спектакле Валерия Фокина «Швейк. Возвращение» по пьесе Татьяны Рахмановой. В сентябре 2018 года исполнил роли Отца Паисия и Инвалида в спектакле «Блаженная Ксения. История любви» (вторая редакция, реж. В. Фокин, 2018), а в декабре – роль Яши в спектакле Андрея Калинина по пьесе Резо Габриадзе «Какая грусть, конец аллеи…». В 2019 году сыграл роль Главного начальника по согласованию, Главначпупса Товарища Победоносикова в спектакле «Маяковский. Баня» (реж. Н. Рощин).
В марте 2020 года исполнил роль Инструктора в спектакле Теодороса Терзопулоса «Маузер» по пьесе Х. Мюллера.
В мае 2020 года исполнил роль Судьи в первом в истории театра онлайн-перформансе «Драма на шоссэ. Судебное разбирательство» по пьесе Бориса Акунина (художественный куратор Валерий Фокин, режиссер Антон Оконешников).
Как приглашенный артист принимал участие в спектакле Марфы Горвиц «С вечера до полудня» (по пьесе В.Розова) в театре «Приют комедианта».
Фильмография Игоря Волкова насчитывает несколько десятков ролей в кино и телесериалах, среди которых: «Ночь грешников», «Сон во сне», «Владимир Святой», «Дикарка», «Трудно быть богом», «Русский ковчег», «Тайны следствия», «Белая белая ночь» и др.
За «Весёленькое кладбище» и «Исповедь русского брюзги» Игорь Волков стал лауреатом нескольких российских фестивалей – в Перми, Новосибирске, Москве. «Последний сон Гоголя» был отмечен на Втором Международном фестивале моноспектаклей «Монокль», проходившем весной 1999 года. Спектакль «Записки нервного капельдинера» стал победителем Петербургского этапа Тринадцатого Международного фестиваля «Монокль» в 2021 году.
В 2006 году был награжден Медалью Пушкина (Указ Президента Российской Федерации № 392 от 17.04.2006).
В 2014 году удостоен почетного звания «НАРОДНЫЙ АРТИСТ РОССИИ».
В 2017 году награжден Российской национальной театральной премией «Золотая маска» (Специальная премия жюри за актёрский ансамбль в спектакле Андрия Жолдака «По ту сторону занавеса» – Игорь Волков (Вершинин), Виталий Коваленко (Кулыгин), Елена Вожакина (Маша)).
Спектакль «Блаженная Ксения. История любви» (специальная версия для музеев-заповедников, Псковский кремль), реж. В. Фокин. На переднем плане Игорь Волков (Отец Паисий) и Юлия Соколова (Попадья)
Спектакль «Блаженная Ксения. История любви» (специальная версия для музеев-заповедников, Псковский кремль), реж. В. Фокин. Игорь Волков (Инвалид), Анна Блинова (Ксения)
Онлайн-перформанс «Драма на шоссэ. Судебное разбирательство», реж. А. Оконешников. Игорь Волков (Судья)
Спектакль «Маузер», реж. Т. Терзопулос. В центре Игорь Волков (Инспектор)
Спектакль «Маяковский. Баня», реж. Н. Рощин. Игорь Волков (Товарищ Победоносиков)
Спектакль «Маяковский. Баня», реж. Н. Рощин. Игорь Волков (Товарищ Победоносиков)
Спектакль «Какая грусть, конец аллеи», реж. А. Калинин. Игорь Волков (Яша)
Спектакль «Какая грусть, конец аллеи», реж. А. Калинин. Игорь Волков (Яша)
Спектакль «Блаженная Ксения. История любви», реж. В. Фокин. Игорь Волков (Инвалид), Анна Блинова (Ксения)
Спектакль «Блаженная Ксения. История любви», реж. В. Фокин. Анна Блинова (Ксения), Игорь Волков (Инвалид), Дмитрий Бутеев (Слепой)
Спектакль «Швейк. Возвращение», реж. В. Фокин. Игорь Волков (Главный врач)
Спектакль «Швейк. Возвращение», реж. В. Фокин. Виктор Шуралёв (Небесный), Игорь Волков (Главный врач), Степан Балакшин (Швейк)
Спектакль «Швейк. Возвращение», реж. В. Фокин. Виктор Шуралёв (Небесный), Игорь Волков (Главный врач)
Спектакль «Мамаша Кураж и ее дети», реж.Т. Терзопулос. Игорь Волков (Повар), Елена Немзер (Мамаша Кураж), Сергей Паршин (Священник)
Спектакль «Мамаша Кураж и ее дети», реж. Т. Терзопулос. Игорь Волков (Повар), Елена Немзер (Мамаша Кураж)
Спектакль «Ваш Гоголь. Последний монолог», реж. В. Фокин. Игорь Волков (Н.В. Гоголь)
Спектакль «Ваш Гоголь. Последний монолог», реж. В. Фокин. Игорь Волков (Н.В. Гоголь)
Спектакль «По ту сторону занавеса», реж. А. Жолдак. Игорь Волков (Вершинин)
Спектакль «По ту сторону занавеса», реж. А. Жолдак. Игорь Волков (отец трех сестер)
Спектакль «Теллурия», реж. М. Гацалов. Владимир Лисецкий, Игорь Волков
Спектакль «Конец игры», реж. Т. Терзопулос. Сергей Паршин (Хамм), Игорь Волков (Клов)
Спектакль «Конец игры», реж. Т. Терзопулос. Игорь Волков (Клов)
Спектакль «Ваш Гоголь», реж. В.Фокин. Игорь Волков (Николай Васильевич Гоголь)
Спектакль «Ваш Гоголь», реж. В. Фокин. Игорь Волков (Николай Васильевич Гоголь)
Спектакль «Гамлет», реж. В. Фокин. Игорь Волков (1-й могильщик), Валентин Захаров (2-й могильщик)
Спектакль «Дядя Ваня», реж. А. Щербан. Игорь Волков (Астров), Юлия Марченко (Елена Андреевна)
Спектакль «Ксения. История любви», реж. В. Фокин. Игорь Волков (Инвалид), Янина Лакоба (Ксения)
Спектакль «Женитьба», реж. В. Фокин. Игорь Волков (Подколесин)
Спектакль «Женитьба», реж. В.Фокин. Игорь Волков (Подколесин), Дмитрий Лысенков (Кочкарев)
Спектакль «Женитьба», реж. В. Фокин. Игорь Волков (Подколесин)
Спектакль «Женитьба», реж. В. Фокин. Игорь Волков (Подколесин), Мария Кузнецова (Фёкла Ивановна), Тихон Жизневский (Степан)
Спектакль «Женитьба», реж. В.Фокин. Игорь Волков (Подколесин), Дмитрий Лысенков (Кочкарев)
Спектакль «Ревизор», реж. В. Фокин. Игорь Волков (Хлопов), Дмитрий Лысенков (Хлестаков)
Спектакль «Ревизор», реж. В.Фокин. Николай Мартон (Земляника), Игорь Волков (Хлопов), Янина Лакоба (Марья Антоновна)
Спектакль «Записки нервного капельдинера», автор и исполнитель Игорь Волков. Игорь Волков (Былинкин)
Спектакль «Записки нервного капельдинера», автор и исполнитель Игорь Волков. Игорь Волков (Былинкин)
Роли в Александринском театре:
В 1986 году окончил Театральное училище им. Б.В. Щукина (ВУЗ) при театре им. Евг. Вахтангова по специальности «актёр театра и кино». Работал в Молодёжном театре БССР (Минск), Московском театре кукол, Ивановском областном драматическом театре, Свердловском театре, Театре драмы и комедии (ныне Театр на Литейном, Санкт-Петербург). В 1989 году был приглашен Юрием Томошевским в театр «Приют комедианта». С 1992 года – актёр Александринского театра.
В театре «Приют комедианта» Игорь Волков сыграл крупные роли во множестве спектаклей, среди которых были «Любовью не шутят» А. Мюссе, «Ёлка у Ивановых» А. Введенского, «Эскориал» М. де Гильдерода, «Стулья» Э. Ионеско, «Москва-Петушки» по В. Ерофееву. А также создал несколько моноспектаклей – «Весёленькое кладбище» по А. П. Чехову, «Исповедь русского брюзги» по дневникам и запискам Ф. М. Достоевского, «Последний сон Гоголя».
Спектакль-бенефис «Веселенькое кладбище», созданный совместно с режиссером Кириллом Чернозёмовым по мотивам произведений А. П. Чехова, принёс Игорю Волкову известность, открыл имя молодого актёра для театрального Петербурга. Игорь Волков, не понаслышке знающий театральную провинцию, создал образ актёра-странника, в котором соединились черты чеховских героев – актёров прошлого века – и современных лицедеев. Актёр сумел иронично и легко рассказать о грустном и смешном, о нелепых подробностях театрального быта и самоотверженной любви к искусству, мелочности, меркантильности и одновременно истинном донкихотстве странствующих рыцарей сцены. Свой спектакль Игорь Волков посвятил памяти провинциального актёра Иосифа Нахимовича Пругера – одного из таких театральных подвижников.
«Герой «Весёленького кладбища» – вечный скиталец бродячий актёр Погостов, вспоминая прошедшую жизнь, насмешливо и вдохновенно играет свое последнее представление, где суждено ему наконец блеснуть в ролях мирового репертуара: прожить сомнения и муки принца Гамлета, предстать пройдохой Хлестаковым, ощутить жуть бессмысленного существования чеховского доктора Чебутыкина…» – так писала об актёре критик Татьяна Ткач.
Спектакль «Весёленькое кладбище» стал лауреатом нескольких престижных театральных фестивалей: Чеховского фестиваля в Москве (1993), фестиваля «Русская классика» (1995 год, Новосибирск), фестиваля моноспектаклей «В начале было слово…» (1994 год, Пермь). Постановка с успехом была показана во многих городах России, а также в Франкфурте-на-Майне, Бонне, Риге.
После спектакля «Весёленькое кладбище» актёр был приглашен в Александринку. Дебют на Александринской сцене подтвердил заслуженный успех актёра у петербургской публики – за роль Горацио в спектакле Ростислава Горяева «Гамлет» Игорь Волков получил премию «за роль второго плана» на Смотре-конкурсе «Актер-92». Рядом с основательным цельным Гамлетом Виктора Смирнова Горацио Игоря Волкова был рефлексирующим интеллектуалом, именно Горацио, мечтательный студент с книжкой, казалось бы далёкий от всех дворцовых интриг, видел и осмысливал трагедию происходящего. Но не в силах был повлиять на ход событий.
Вслед за ролью Горацио актёр получил две кардинально несхожие меж собой роли: Яго в другом шекспировском спектакле Ростислава Горяева «Отелло» (1993) и роль графа Альбафьориты в комедии К. Гольдони «Хозяйка гостиницы» (реж. В. Воробьёв, 1992). Но и Яго – усталый от жизни, самолюбивый и уязвлённый интриган, – и блестящий светский щёголь Альбафьиорита отличались прежде всего склонностью к парадоксам и ироничным отношением к жизни – к чужой и собственной.
В сценической манере Игоря Волкова ощутима школа вахтанговского театра – яркая театральность, отточенность формы, любовь к психологическим парадоксам, этическая оценка персонажа. В его героях удивительным образом сочетается высокое и низменное, искренность в мгновение оборачивается лукавым лицедейством, а бесшабашный трёп становится исповедью одинокой человеческой души. Интеллектуализм актёра и его героев (таких как Эсекс и Бэкон в «Елизавете Английской» Ф. Брукнера (1995), Трилецкий в чеховском «Платонове» (1994), Вершинин в «Трех сестрах» (1996)) нередко становится поводом для самопародии и азартной театральной игры. Доморощенным мыслителем и заказным обличителем оказывался резонёр Репетилов в грибоедовской комедии «Горе от ума» (реж. А. Праудин, 1996). Вечно пьяненьким добродушным философом представал Любим Торцов в комедии А. Н. Островского «Бедность не порок» (реж. Е. Чёрная, 1996) – пафос защитника справедливости неизменно снижался иронией по отношению к игрушечному мирку спектакля Елены Чёрной, в котором события пьесы разыгрывались в жанре святочной, лубочной сказки. А хрестоматийно известный Митрофанушка в «Недоросле» Д. Фонвизина (реж. Н. Райхштейн, 1994) оказался современным молодым человеком – нахальным и обаятельным демагогом, самоуверенно шагающим по жизни навстречу удовольствиям. Игорь Волков, по мнению критика Елены Алексеевой, привнёс в спектакль, шедший до того три сезона с другим артистом, новые идеи: «Благодаря ему спектакль обрёл смысл, отличный от хрестоматийного, и стиль более свободный, игровой».
Склонность актёра к художественному обобщению, метафоричности образа проявилась в спектакле «Русская народная почта» О. Богаева (реж. И. Селин, 1998). Герой Игоря Волкова – забытый богом и людьми старик Иван Жуков, пишущий письма самому себе, оказывался сродни не только чеховскому Ваньке Жукову, отправляющему сиротские послания «на деревню дедушке», но и многим «маленьким людям» великой русской литературы – от гоголевского Поприщина до полубезумных персонажей Достоевского. В 2001 году два моноспектакля – «Русская народная почта» и «Весёленькое кладбище» были объединены в театральное представление в двух отделениях «Комната смеха», которое шло на малой сцене Александринского театра.
Игорь Волков сыграл более 50-ти театральных ролей, снялся в 10 кино- и телефильмах на Одесской киностудии и Ленфильме. С 1997 по 2003 годы был ведущим и соавтором сценария телевизионной театральной программы «Театр и Я», выходившей на Пятом канале (более 30 выпусков).
Актёр много работает в жанре моноспектакля. Он является автором инсценировок собственных моноспектаклей, а также написал инсценировку «Процесс» (по роману Ф. Достоевского «Бесы»), которую поставил Александр Гордон в Театре «Школа современной пьесы» (Москва, 2003).
В 2013 г. принимал участие в театральном проекте «Невский проспект. Городские этюды», представленном в рамках 7-го Международного театрального фестиваля «Александринский» и на Международном театральном фестивале «Балтийский дом».
Выступает в роли автора и исполнителя сценической композиции «Записки нервного капельдинера» (моноспектакль по рассказам М. Зощенко, 2013).
В 2014 году сыграл роль Клова в спектакле Теодороса Терзопулоса по пьесе С. Беккета «Конец игры». Был задействован в главной премьере Новой сцены 2014 года – спектакле «Теллурия» по роману Владимира Сорокина (реж. М. Гацалов). В феврале 2016 года сыграл роли подполковника Вершинина и отца трех сестер в спектакле Андрия Жолдака «По ту сторону занавеса». В 2016 исполнил роль Николая Васильевича Гоголя в обновленной редакции спектакля Валерия Фокина «Ваш Гоголь. Последний монолог» на Новой сцене Александринского театра. В спектакле Теодороса Терзопулоса «Мамаша Кураж и ее дети» (2017) сыграл роль Повара. В январе 2018 года сыграл Главного врача в спектакле Валерия Фокина «Швейк. Возвращение» по пьесе Татьяны Рахмановой. В сентябре 2018 года исполнил роли Отца Паисия и Инвалида в спектакле «Блаженная Ксения. История любви» (вторая редакция, реж. В. Фокин, 2018), а в декабре – роль Яши в спектакле Андрея Калинина по пьесе Резо Габриадзе «Какая грусть, конец аллеи…». В 2019 году сыграл роль Главного начальника по согласованию, Главначпупса Товарища Победоносикова в спектакле «Маяковский. Баня» (реж. Н. Рощин).
В марте 2020 года исполнил роль Инструктора в спектакле Теодороса Терзопулоса «Маузер» по пьесе Х. Мюллера.
В мае 2020 года исполнил роль Судьи в первом в истории театра онлайн-перформансе «Драма на шоссэ. Судебное разбирательство» по пьесе Бориса Акунина (художественный куратор Валерий Фокин, режиссер Антон Оконешников).
Как приглашенный артист принимал участие в спектакле Марфы Горвиц «С вечера до полудня» (по пьесе В.Розова) в театре «Приют комедианта».
Фильмография Игоря Волкова насчитывает несколько десятков ролей в кино и телесериалах, среди которых: «Ночь грешников», «Сон во сне», «Владимир Святой», «Дикарка», «Трудно быть богом», «Русский ковчег», «Тайны следствия», «Белая белая ночь» и др.
За «Весёленькое кладбище» и «Исповедь русского брюзги» Игорь Волков стал лауреатом нескольких российских фестивалей – в Перми, Новосибирске, Москве. «Последний сон Гоголя» был отмечен на Втором Международном фестивале моноспектаклей «Монокль», проходившем весной 1999 года. Спектакль «Записки нервного капельдинера» стал победителем Петербургского этапа Тринадцатого Международного фестиваля «Монокль» в 2021 году.
В 2006 году был награжден Медалью Пушкина (Указ Президента Российской Федерации № 392 от 17.04.2006).
В 2014 году удостоен почетного звания «НАРОДНЫЙ АРТИСТ РОССИИ».
В 2017 году награжден Российской национальной театральной премией «Золотая маска» (Специальная премия жюри за актёрский ансамбль в спектакле Андрия Жолдака «По ту сторону занавеса» – Игорь Волков (Вершинин), Виталий Коваленко (Кулыгин), Елена Вожакина (Маша)).
Волков Игорь Николаевич
Спектакль «Блаженная Ксения. История любви» (специальная версия для музеев-заповедников, Псковский кремль), реж. В. Фокин. На переднем плане Игорь Волков (Отец Паисий) и Юлия Соколова (Попадья)
Волков Игорь Николаевич
Спектакль «Блаженная Ксения. История любви» (специальная версия для музеев-заповедников, Псковский кремль), реж. В. Фокин. Игорь Волков (Инвалид), Анна Блинова (Ксения)
Волков Игорь Николаевич
Онлайн-перформанс «Драма на шоссэ. Судебное разбирательство», реж. А. Оконешников. Игорь Волков (Судья)
Волков Игорь Николаевич
Спектакль «Маузер», реж. Т. Терзопулос. В центре Игорь Волков (Инспектор)
Волков Игорь Николаевич
Спектакль «Маяковский. Баня», реж. Н. Рощин. Игорь Волков (Товарищ Победоносиков)
Волков Игорь Николаевич
Спектакль «Маяковский. Баня», реж. Н. Рощин. Игорь Волков (Товарищ Победоносиков)
Волков Игорь Николаевич
Спектакль «Какая грусть, конец аллеи», реж. А. Калинин. Игорь Волков (Яша)
Волков Игорь Николаевич
Спектакль «Какая грусть, конец аллеи», реж. А. Калинин. Игорь Волков (Яша)
Волков Игорь Николаевич
Спектакль «Блаженная Ксения. История любви», реж. В. Фокин. Игорь Волков (Инвалид), Анна Блинова (Ксения)
Волков Игорь Николаевич
Спектакль «Блаженная Ксения. История любви», реж. В. Фокин. Анна Блинова (Ксения), Игорь Волков (Инвалид), Дмитрий Бутеев (Слепой)
Волков Игорь Николаевич
Спектакль «Швейк. Возвращение», реж. В. Фокин. Игорь Волков (Главный врач)
Волков Игорь Николаевич
Спектакль «Швейк. Возвращение», реж. В. Фокин. Виктор Шуралёв (Небесный), Игорь Волков (Главный врач), Степан Балакшин (Швейк)
Волков Игорь Николаевич
Спектакль «Швейк. Возвращение», реж. В. Фокин. Виктор Шуралёв (Небесный), Игорь Волков (Главный врач)
Волков Игорь Николаевич
Спектакль «Мамаша Кураж и ее дети», реж.Т. Терзопулос. Игорь Волков (Повар), Елена Немзер (Мамаша Кураж), Сергей Паршин (Священник)
Волков Игорь Николаевич
Спектакль «Мамаша Кураж и ее дети», реж. Т. Терзопулос. Игорь Волков (Повар), Елена Немзер (Мамаша Кураж)
Волков Игорь Николаевич
Спектакль «Ваш Гоголь. Последний монолог», реж. В. Фокин. Игорь Волков (Н.В. Гоголь)
Волков Игорь Николаевич
Спектакль «Ваш Гоголь. Последний монолог», реж. В. Фокин. Игорь Волков (Н.В. Гоголь)
Волков Игорь Николаевич
Спектакль «По ту сторону занавеса», реж. А. Жолдак. Игорь Волков (Вершинин)
Волков Игорь Николаевич
Спектакль «По ту сторону занавеса», реж. А. Жолдак. Игорь Волков (отец трех сестер)
Волков Игорь Николаевич
Спектакль «Теллурия», реж. М. Гацалов. Владимир Лисецкий, Игорь Волков
Волков Игорь Николаевич
Спектакль «Конец игры», реж. Т. Терзопулос. Сергей Паршин (Хамм), Игорь Волков (Клов)
Волков Игорь Николаевич
Спектакль «Конец игры», реж. Т. Терзопулос. Игорь Волков (Клов)
Волков Игорь Николаевич
Спектакль «Ваш Гоголь», реж. В.Фокин. Игорь Волков (Николай Васильевич Гоголь)
Волков Игорь Николаевич
Спектакль «Ваш Гоголь», реж. В. Фокин. Игорь Волков (Николай Васильевич Гоголь)
Волков Игорь Николаевич
Спектакль «Гамлет», реж. В. Фокин. Игорь Волков (1-й могильщик), Валентин Захаров (2-й могильщик)
Волков Игорь Николаевич
Спектакль «Дядя Ваня», реж. А. Щербан. Игорь Волков (Астров), Юлия Марченко (Елена Андреевна)
Волков Игорь Николаевич
Спектакль «Ксения. История любви», реж. В. Фокин. Игорь Волков (Инвалид), Янина Лакоба (Ксения)
Волков Игорь Николаевич
Спектакль «Женитьба», реж. В. Фокин. Игорь Волков (Подколесин)
Волков Игорь Николаевич
Спектакль «Женитьба», реж. В.Фокин. Игорь Волков (Подколесин), Дмитрий Лысенков (Кочкарев)
Волков Игорь Николаевич
Спектакль «Женитьба», реж. В. Фокин. Игорь Волков (Подколесин)
Волков Игорь Николаевич
Спектакль «Женитьба», реж. В. Фокин. Игорь Волков (Подколесин), Мария Кузнецова (Фёкла Ивановна), Тихон Жизневский (Степан)
Волков Игорь Николаевич
Спектакль «Женитьба», реж. В.Фокин. Игорь Волков (Подколесин), Дмитрий Лысенков (Кочкарев)
Волков Игорь Николаевич
Спектакль «Ревизор», реж. В. Фокин. Игорь Волков (Хлопов), Дмитрий Лысенков (Хлестаков)
Волков Игорь Николаевич
Спектакль «Ревизор», реж. В.Фокин. Николай Мартон (Земляника), Игорь Волков (Хлопов), Янина Лакоба (Марья Антоновна)
Волков Игорь Николаевич
Спектакль «Записки нервного капельдинера», автор и исполнитель Игорь Волков. Игорь Волков (Былинкин)
Волков Игорь Николаевич
Спектакль «Записки нервного капельдинера», автор и исполнитель Игорь Волков. Игорь Волков (Былинкин)