александров актер театра буфф
Евгений Александров. 35 лет в театре
Популярный петербургский артист, в прошлом ведущий известной телепередачи «Кружатся диски» – Евгений Александров в этом году отметил 35 летний творческий юбилей. Все эти годы актер играет на родной сцене театра «Буфф» в спектаклях своего мастера Исаака Штокбанта.
Евгений Геннадьевич, вы давно работаете в эстрадном жанре.
То, что «Буфф» эстрадный театр – это ошибочное мнение. Педагогом нашего курса, на основе которого 35 лет назад создан театр «Буфф», был потрясающий Анатолий Самойлович Шведерский. Эстрадой мы занимались только в свободное от работы время. Тогда одновременно ЛГИТМиК заканчивали: курс А. И. Кацмана, курс И. О. Горбачева и курс И. Р. Штокбанта. Курс Кацмана прогремел эстрадной программой «Ах, эти звезды!», а курс Штокбанта – спектаклем «Мандрагора» по Николо Макиавелли, где я играл Каллимако. Есть актер. Хороший или плохой. А в каком жанре он работает – это уже не так важно. Юрий Никулин, который работал в цирке, был только лишь цирковой актер? Он просто шикарный актер. Очень часто наш театр воспринимается как чисто развлекательный, но те, кто его за это ругают, как правило, не были ни разу в нашем театре. Понимаете, я ненавижу клише. А за «Буффом» театральные критики закрепили клише. А у нас есть замечательные, глубокие драматические спектакли. Я считаю, что не только в Санкт-Петербурге, но и в Москве они в числе лучших постановок, я имею в виду наши «Свадьбу Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина и «Лес» А. Н. Островского. И они могли бы получить огромное количество театральных премий. Я горжусь, что в нашем театре они есть. В нашем Островском не изменено ни слова, не придумано «новое прочтение».
А что такое по-вашему «новое прочтение»?
Сейчас вы сыграли в премьере «Свои люди» по А. Н. Островскому роль Большова. О чем эта история у вас в театре?
Для меня любой спектакль – это любовь и предательство. Что произошло с Большовым? Его предал самый близкий человек – дочь. Мы же сейчас постоянно видим это по всем ток-шоу программам на телевидении. Дочка или сын отказываются от своей матери или от своего отца, а мама от дочери. Телезрители смотрят и радуются. Но ведь это ужасно, это катастрофа, если задуматься. Что хотел Большов? Денег? Да. Но для кого? Для себя? Нет. Для себя – это второй вопрос. Я знаю богатых людей. Они зарабатывают не для себя, а для своей семьи. «Она не осрамит нашего капитала и нашего происхождения», – говорит мой персонаж. Он все тянет в дом, в семью, потому что верит: Липочка выйдет замуж, и все будет хорошо. И тут она его предает. Так и в жизни бывает. Предательство в нашем мире мы наблюдаем с утра до вечера.
Прямо шекспировская история получается.
Как бы я мечтал сыграть короля Лира! Но для этого нужно постареть. «Свои люди – сочтемся!» – очень хорошая пьеса, в ней много рассказано о нас сегодняшних. Вот у меня есть привычка. Когда я еду на гастроли, то обязательно иду на рынок и в театр. Последний рынок – это Гомель. Это безумно добрые люди. Они до сих пор верят в будущее, не в коммунизм, а в правду. Они считают, что все трудности – временные, что все будет хорошо, как в анекдоте – человек летит с десятого этажа и думает: «Пока все хорошо, пока все хорошо». В Беларуси безумно любят людей. Они не обманывают, как на рынке, так и в театре. Артисты честные и искренние, притом, что получают они мало. А у нас в России искренность исчезает, потому что легче прикинуться, надеть на себя маску хама, циника – кого угодно. Быть самим собой мало кто может себе позволить.
А кто позволяет? Вот вы критикуете современных режиссеров, а кто образец для вас?
Для меня пример – это Гафт, Алиса Бруновна Фрейндлих. Что бы она ни делала, нужно садиться в первый ряд и смотреть за этой школой, за этим сложнейшим актерским бисером, как она его собирает.
Есть ли уже какие-то новые планы?
Я не знаю, что Исаак Романович напридумывает. Но я безумно рад, что в нашем театре появился новый Островский, не знаю, как на этот спектакль будут ходить зрители, но от работы над этим спектаклем я получил огромное удовольствие.
Есть мнение, что язык Островского устарел. Вы согласны с этим?
Какие-то словечки – да. Но смысл этих слов остается тем же самым. Зритель приходит в зал за эмоциями, поймите! Как люди любили, так и любят, как ненавидели, так и ненавидят. В человеческих отношениях ничего ни капельки не изменилось. На первом курсе у актеров есть упражнение – «Стекло». Два актера играют за стеклом, а зритель должен понять, что происходит. И если актеры делают все правильно и искренне, то зритель поймет и без звука. В конце 1970-х я посмотрел заграницей «Город женщин» Феллини. Я был в восторге от этого фильма, хотя, как вы понимаете, смотрел без перевода на русский. Так что главное – эмоция, которую несет артист.
Вы стояли у истоков «Буффа».
– Я не знал, что у нас будет театр. После института меня приглашали в Москве в четыре театра и в Питере брали в три театра. Я помню, как ректор ЛГИТМиКа Волынкин спросил меня: «Женя, куда распределяешься?» А Исаак Романович сказал: «Как куда? В театр «Буфф». А Волынкин ему в ответ, что у Александрова есть предложения. Но я выбрал «Буфф» и не жалею. Я патриот своего театра. В театре, как в любой семье, было все. Но я люблю сцену и людей, с которыми работаю. С нашего курса в театре осталось сейчас пять человек: Елена Зубович, Наталья Бобровничая, Владимир Смилянец, Андрей Соловьев и я. Я очень дорожу ими. А вообще мне не верится, что я 35 лет работаю в театре. Кажется, что все только начинается.
Сильно изменился театр?
Да. Понимаете, нам, курсу, на основе которого возник театр, очень много дал А. С. Шведерский, педагог и актер, он играл в спектаклях еще у А. А. Брянцева. Это была глыба, незаменимый человек. Он любил говорить: «Исаак Романович поставил задачу, а теперь мы будем выяснять, почему мы это делаем». Сегодня времена, когда очень много делается для формы, и очень мало для смысла. После нашего курса у Исаака Романовича были другие педагоги, не такие въедливые. Я не хочу сказать, что мы хорошие, а они плохие. Есть среди них и поталантливее нас. Но вот со смыслом у них нередко проблемы, хотя, когда молодые включаются в спектакли с участием стариков, то они начинают это понимать.
Вместе с худруком театр не стареет?
Я желаю Исааку Романовичу здоровья, здоровья и здоровья. 93 года – это много, но наши репетиции с ним проходят в скандалах! Исаак Романович свою точку зрения отстаивает, мы пытаемся отвоевать что-то свое, приходим к общему мнению. Он в боевом духе, и я этому очень рад.
Вы сказали, что не знаете, что впереди. А о чем мечтается?
Я бы хотел, чтобы после нашей премьеры «Свои люди», зрители выходили – и у них появлялось желание набрать маму, папу, сына или дочь. Семья – это очень важно. Я считаю, что в России что-то начнет меняться, когда вернется внутренний герб фамилии, когда Иванов, Петров будут думать не только о себе, а и о своей фамилии, которую будут носить их дети. Нужно об этом думать. А еще мечтаю сыграть Короля Лира и Сирано де Бержерака. Дай Бог, чтобы это случилось!
Где вас можно увидеть кроме «Буффа»?
Не так давно мы сделали с режиссером Михаилом Смирновым комедию «Отель 18+», которую играем в ДК Выборгский. Из нашего театра в ней Ника Козоровицкая и я, еще с нами Сергей Селин и Татьяна Полонская из театра Комедии. Этот спектакль мне очень нравится играть. Он безумно смешной и безумно добрый! Где бы мы ни играли его, в финале публика встает, аплодирует и кричит: «Питер, браво!» Нам всем очень не хватает доброты. На словах мы все очень добрые. В поведении – нет, поэтому я желаю добра всем. Вы же видите, что в мире творится. Мужики пытаются выяснить, кто из них сильней. Что за ерунда. У всех будут свои полтора метра земли. Зачем, к чему это? Я очень хочу, чтобы наши спектакли и театр продолжали нести добро в зрительный зал и чуточку меняли нас всех в лучшую сторону.
Интервью Владимира Кантора
«Петербургский театрал». №8 (16) ноябрь 2018.
Вместо подарка Жеке привезли его Ваку
В Петербурге отмечает юбилей актер театра Буфф Евгений Александров. Многие помнят его по телепередаче «Кружатся диски», в которой участвовал зеленокрылый ару.
В театре Буфф празднуют юбилей артиста, который служит в нем с момента основания. Евгений Александрову исполнилось 50 лет. Всю неделю на сцене идут лучшие спектакли с его участием. Но известным на всю страну он стал благодаря телевидению.
Корреспондент НТВ Павел Рыжков поздравил актера с днем рождения, напомнил о необычном телевизионном дуэте и даже привез юбиляру пернатого соведущего.
Евгений Александров свои театральные апартаменты показывает теперь с удовольствием. В новом здании театра Буфф у заслуженного артиста отдельная гримерная со всеми удобствами. И повсюду даже в душе лягушки из его коллекции.
И вдруг неожиданная встреча с бывшим соведущим попугаем Вакой. Если бы сейчас актеру принесли живую лягушку, он бы и то удивился меньше.
Беспокойство Евгения Александрова понятно: за время съемок популярной программы «Кружатся диски» Вака клевал его неоднократно. Но сейчас в гостях у артиста попугай вел себя неплохо. Может, тоже соскучился. Не обиделся, даже когда партнер раскрыл тайны их закадровой жизни.
Евгений Александров, заслуженный артист России: «Мы его кормили. Кстати, так его учили говорить. Все зрители думали, что он умеет говорить. Он клюв раскрывал, и потом актер Ричард Богуцкий его озвучивал».
Феномен собственной популярности, которая наступила с выходом программы «Кружатся диски», Александров до сих пор не может объяснить. И ведь до него ведущим был Максим Леонидов свой человек в музыкальном мире.
Евгений Александров, заслуженный артист России: «Это была просто актерская роль, человека, который великолепно разбирается в современной музыке. Хотя я не очень разбирался. Вот Макс Леонидов, который был до меня, в эту музыку врубался».
Впрочем, Евгений Александров всегда пел на сцене. А с выходом программы «Кружатся диски» его голос услышала вся страна. Причем автором этих песен был Игорь Корнелюк, занимавший в то время должность музыкального руководителя Буффа.
Александров работает в театре Буфф со дня основания. А некоторые постановки с его участием идут многие годы. Например, «Блюз» по Клоду Манье играют уже 20 лет. Перед этим спектаклем он обязательно выходит на сцену порепетировать с трубой.
Евгений не может долго прожить без своих зрителей. И невозможно представить, как актер выдержал полтора года, когда восстанавливался после несчастного случая. Его поддерживали друзья и его учитель худрук театра.
Евгений Александров, заслуженный артист России: «Я в себя не верил, я искал уже другую профессию. Куда я пойду работать, не понимал. Я не мог играть ничего. Но он сказал: „Жека, да все нормально. Ты что, обалдел, что ли?“. Это святая ложь».
Тогда Александров поверил в себя и продолжил театральную карьеру. И в «Блюзе» он снова выходит на сцену со своей супругой Вероникой Козоровицкой.
Зеленокрылого ару на юбилейный спектакль, к сожалению, не оставили. Но Вака обронил перо, словно специально на память актеру, которого до сих пор помнят как того самого с попугаем.
Александров актер театра буфф
«Телевидение Радио Санкт-Петербург», №43 (2476) за 2003 год
Евгений АЛЕКСАНДРОВ: «НАДО ЧАЩЕ УДИВЛЯТЬ ДРУГ ДРУГА!»
Мы не пользуемся на съемках программы скрытой камерой, и поэтому не можем передать всю искренность встречи, когда муж встречает изменившуюся жену. Все ведут себя по-разному. Некоторые не показывают своего удивления, некоторые безумно удивлены и не могут этого скрыть.
— Вы не в курсе, герои программы живут уже в новом имидже?
— Почему начали с женщин?
— Как правило, мужчины не любят что-то менять в себе, они консерваторы. Женщины же готовы меняться!
— Но вы, наверное, исключение.
Мне кажется, самая большая ошибка в браке, что супруги не удивляют друг друга. Нельзя допускать «каждодневности», рутины. В этом смысле примером для меня был мой отец, он мог прийти вечером и неожиданно сказать жене, моей матери: «Дорогая, пошли в ресторан, я заказал столик». (Не у всех есть деньги, но найти пятьсот рублей можно, чтобы посидеть в кафе!) Надо чаще удивлять друг друга!
— Вы согласны с тем, что внутренне богатый человек уже красив?
— Любите наблюдать за людьми?
— Обожаю. Мне интересно понять, что за человек идет мне навстречу, кем он работает, счастлив ли, в браке ли он?
— Спрашивать, счастливы ли вы в браке, глупо, зная, какую роль сыграла жена в вашей жизни.
— Могу сказать, что я безумно счастлив, что у меня есть такая женщина, как моя жена.
— Да. Когда ей сообщили о том, что со мной случилось, и она приехала из другого города, ее встретил мой родной брат (эта фраза для какого-то красивого романа, но это было не в романе, а в жизни. Я об этом узнал месяца три назад), и она спросила: «Он живой?» Брат сказал: «Да». Ника сказала: «Поехали. Остальное меня не интересует».
Она три месяца находилась со мной в больнице. Помню, врачи сказали, что много видели семей, жен, но такую, как Ника, не видели никогда. И когда я сейчас прихожу в больницу без нее, они расстраиваются, а когда с Никой, сразу же бегут к ней. Вообще, не важно, что со мной произошло. Важно другое. Есть такое выражение, которое мы произносим каждый день, может, не всегда понимая его значение: «Друг познается в беде». А я теперь сполна ощутил смысл этой фразы. Я нашел очень много потрясающих друзей.
— Да. Новых. Я впервые встретился и с тем, что те люди, которые мне казались друзьями, оказались на самом деле. Я когда пришел в себя, спросил Нику: «А приходил этот, тот?» Она говорит: «Нет». Я был удивлен, сначала очень на них обиделся. А потом понял, что просто вышли с ними на разных остановках. Но, повторяю, безумно рад, что нашел новых людей. И каких! Например, я никогда не дружил с Максимом Леонидовым, но он приходил ко мне в больницу раз 7, помог Нике, в том числе и финансово. И еще не могу не сказать об одном замечательном человеке по имени Паша. Как он ко мне отнесся! Он взял на себя все мое лечение. Когда пришел в больницу, дал номер телефона и сказал: «Общаться только со мной!» И никого ко мне не пускал, и правильно делал, потому что на это нельзя было смотреть.
— Ваше мироощущение очень изменилось после этой трагедии?
— Я по-другому стал смотреть на все. Я понял, что надо всегда относиться к людям по-доброму. Даже человека, который сделал какую-то гадость, надо простить и пожалеть. А еще я иначе стал смотреть на бабушек, я их безумно люблю. Мы иногда говорим: «Я целый год болею» или «Три года не могу найти работу». Но только представьте, что эти бабушки 70 лет прожили в такой стране, как Россия, когда нашему руководству было всегда на них наплевать. Сколько обиды, злости должно было накопиться, им говорили только одно: «не воруй». А сейчас они понимают, что воруют все. Я отношусь к ним с трогательной любовью. Вообще у меня очень трепетное отношение к пожилым людям.
— Дочке 10 лет, сыну 18, поступил в этом году в Военмех.
— Вы сейчас довольны, как складывается ваша творческая жизнь?
— Вы в сериалах снимаетесь?
— А в «Черном вороне» вы сыграли роль.
Я ничего не буду говорить о «Черном вороне», потому что не смотрел фильм. Я не смотрю все, что делал «ДО», все, что произошло со мной до больницы. Не хочу. Я даже очень многие спектакли не восстановил.
Хотя благодаря художественному руководителю театра «Буфф» Исааку Романовичу Штокбанту я вернулся в родной театр, когда еще плохо говорил, но мы сделали прогон спектакля «Блюз», и Штокбант сказал:»Завтра играешь». С его стороны это была святая ложь. У меня и сейчас еще очень много работы по восстановлению здоровья. Но тогда. А Исаак Романович сказал, что все нормально. Я попросил сделать запись этого спектакля, не могу и сейчас смотреть его без слез. Но это было очень важно, потому что снова мог поверить в себя.
— Что вы испытали, когда вновь вышли на сцену?
Когда спектакль закончился, было ощущение бесконечного счастья.
— В каких спектаклях вы сейчас играете?
— Нравится процесс репетиций?
— По-разному. Иногда бывают сумасшедшие моменты. Как в жизни. Мне нравится репетировать, нравится играть.
— Чье мнение вам важно?
— Если говорить о театре, то мнение моей жены и моего педагога Юрия Андреевича Васильева.
— И часто вы с женой спорите?
— На протяжении разговора вы часто употребляли слово «доброта». Вас так воспитывали или на вас повлияло то, что с вами случилось?
— И то, и другое. Если бы не доброта Паши, врачей, жены, ничего бы не было. И врачи, и Господь Бог сделали все, чтобы все было хорошо. Теперь все зависит от меня.