алексеев авиаконструктор экраноплана биография

Конструктор Алексеев.

алексеев авиаконструктор экраноплана биография. e3e393es 100. алексеев авиаконструктор экраноплана биография фото. алексеев авиаконструктор экраноплана биография-e3e393es 100. картинка алексеев авиаконструктор экраноплана биография. картинка e3e393es 100.

алексеев авиаконструктор экраноплана биография. 4d69c2es 960. алексеев авиаконструктор экраноплана биография фото. алексеев авиаконструктор экраноплана биография-4d69c2es 960. картинка алексеев авиаконструктор экраноплана биография. картинка 4d69c2es 960.

алексеев авиаконструктор экраноплана биография. af69c2es 960. алексеев авиаконструктор экраноплана биография фото. алексеев авиаконструктор экраноплана биография-af69c2es 960. картинка алексеев авиаконструктор экраноплана биография. картинка af69c2es 960.

алексеев авиаконструктор экраноплана биография. 9f69c2es 960. алексеев авиаконструктор экраноплана биография фото. алексеев авиаконструктор экраноплана биография-9f69c2es 960. картинка алексеев авиаконструктор экраноплана биография. картинка 9f69c2es 960.

алексеев авиаконструктор экраноплана биография. 1769c2es 960. алексеев авиаконструктор экраноплана биография фото. алексеев авиаконструктор экраноплана биография-1769c2es 960. картинка алексеев авиаконструктор экраноплана биография. картинка 1769c2es 960.

алексеев авиаконструктор экраноплана биография. 3769c2es 960. алексеев авиаконструктор экраноплана биография фото. алексеев авиаконструктор экраноплана биография-3769c2es 960. картинка алексеев авиаконструктор экраноплана биография. картинка 3769c2es 960.

алексеев авиаконструктор экраноплана биография. d769c2es 960. алексеев авиаконструктор экраноплана биография фото. алексеев авиаконструктор экраноплана биография-d769c2es 960. картинка алексеев авиаконструктор экраноплана биография. картинка d769c2es 960.

алексеев авиаконструктор экраноплана биография. e769c2es 960. алексеев авиаконструктор экраноплана биография фото. алексеев авиаконструктор экраноплана биография-e769c2es 960. картинка алексеев авиаконструктор экраноплана биография. картинка e769c2es 960.

алексеев авиаконструктор экраноплана биография. bb69c2es 960. алексеев авиаконструктор экраноплана биография фото. алексеев авиаконструктор экраноплана биография-bb69c2es 960. картинка алексеев авиаконструктор экраноплана биография. картинка bb69c2es 960.

алексеев авиаконструктор экраноплана биография. 7769c2es 960. алексеев авиаконструктор экраноплана биография фото. алексеев авиаконструктор экраноплана биография-7769c2es 960. картинка алексеев авиаконструктор экраноплана биография. картинка 7769c2es 960.

алексеев авиаконструктор экраноплана биография. 769c2es 960. алексеев авиаконструктор экраноплана биография фото. алексеев авиаконструктор экраноплана биография-769c2es 960. картинка алексеев авиаконструктор экраноплана биография. картинка 769c2es 960.

алексеев авиаконструктор экраноплана биография. eb69c2es 960. алексеев авиаконструктор экраноплана биография фото. алексеев авиаконструктор экраноплана биография-eb69c2es 960. картинка алексеев авиаконструктор экраноплана биография. картинка eb69c2es 960.

алексеев авиаконструктор экраноплана биография. 1b69c2es 960. алексеев авиаконструктор экраноплана биография фото. алексеев авиаконструктор экраноплана биография-1b69c2es 960. картинка алексеев авиаконструктор экраноплана биография. картинка 1b69c2es 960.

алексеев авиаконструктор экраноплана биография. 9b69c2es 960. алексеев авиаконструктор экраноплана биография фото. алексеев авиаконструктор экраноплана биография-9b69c2es 960. картинка алексеев авиаконструктор экраноплана биография. картинка 9b69c2es 960.

алексеев авиаконструктор экраноплана биография. 8769c2es 960. алексеев авиаконструктор экраноплана биография фото. алексеев авиаконструктор экраноплана биография-8769c2es 960. картинка алексеев авиаконструктор экраноплана биография. картинка 8769c2es 960.

алексеев авиаконструктор экраноплана биография. 7a99c2es 960. алексеев авиаконструктор экраноплана биография фото. алексеев авиаконструктор экраноплана биография-7a99c2es 960. картинка алексеев авиаконструктор экраноплана биография. картинка 7a99c2es 960.

Комментарии 22

алексеев авиаконструктор экраноплана биография. 7fe9398s 60. алексеев авиаконструктор экраноплана биография фото. алексеев авиаконструктор экраноплана биография-7fe9398s 60. картинка алексеев авиаконструктор экраноплана биография. картинка 7fe9398s 60.

Товарищ Алексеев один из тех о ком нужно рассказывать детям. Этот человек — гордость нашего народа!
Но для меня наиболее весомыми его творениями представляются СПК. На мой взгляд это были самые красивые и необычные суда из всех что я видел.

алексеев авиаконструктор экраноплана биография. e3e393es 60. алексеев авиаконструктор экраноплана биография фото. алексеев авиаконструктор экраноплана биография-e3e393es 60. картинка алексеев авиаконструктор экраноплана биография. картинка e3e393es 60.

алексеев авиаконструктор экраноплана биография. 82c723as 60. алексеев авиаконструктор экраноплана биография фото. алексеев авиаконструктор экраноплана биография-82c723as 60. картинка алексеев авиаконструктор экраноплана биография. картинка 82c723as 60.

Учился в НГТУ им Алексеева (политех). Сам живу в 25 м от Нижнего Новгорода мне 30 т.е. почти молодежь))) Но поверьте Ростислава Евгеньевича знает половина молодежи моего региона и почти все из окружения. Вот так.

алексеев авиаконструктор экраноплана биография. e3e393es 60. алексеев авиаконструктор экраноплана биография фото. алексеев авиаконструктор экраноплана биография-e3e393es 60. картинка алексеев авиаконструктор экраноплана биография. картинка e3e393es 60.

алексеев авиаконструктор экраноплана биография. e3e393es 60. алексеев авиаконструктор экраноплана биография фото. алексеев авиаконструктор экраноплана биография-e3e393es 60. картинка алексеев авиаконструктор экраноплана биография. картинка e3e393es 60.

Это очень хорошо! Таких людей молодёж должна знать!

алексеев авиаконструктор экраноплана биография. ZIAAAgITl A 60. алексеев авиаконструктор экраноплана биография фото. алексеев авиаконструктор экраноплана биография-ZIAAAgITl A 60. картинка алексеев авиаконструктор экраноплана биография. картинка ZIAAAgITl A 60.

Незаслуженно забытый гений, первопроходец и патриот! Горькро осознавать то, что нас заставляют забывать своих гениев и преклоняться пред чужими!

алексеев авиаконструктор экраноплана биография. e3e393es 60. алексеев авиаконструктор экраноплана биография фото. алексеев авиаконструктор экраноплана биография-e3e393es 60. картинка алексеев авиаконструктор экраноплана биография. картинка e3e393es 60.

алексеев авиаконструктор экраноплана биография. e3e393es 60. алексеев авиаконструктор экраноплана биография фото. алексеев авиаконструктор экраноплана биография-e3e393es 60. картинка алексеев авиаконструктор экраноплана биография. картинка e3e393es 60.

Надо делать все что бы помнили!

алексеев авиаконструктор экраноплана биография. ZIAAAgITl A 60. алексеев авиаконструктор экраноплана биография фото. алексеев авиаконструктор экраноплана биография-ZIAAAgITl A 60. картинка алексеев авиаконструктор экраноплана биография. картинка ZIAAAgITl A 60.

алексеев авиаконструктор экраноплана биография. e3e393es 60. алексеев авиаконструктор экраноплана биография фото. алексеев авиаконструктор экраноплана биография-e3e393es 60. картинка алексеев авиаконструктор экраноплана биография. картинка e3e393es 60.

самый простой способ писать об этом! Надо что бы молодежь знала наших инженеров

алексеев авиаконструктор экраноплана биография. ZIAAAgITl A 60. алексеев авиаконструктор экраноплана биография фото. алексеев авиаконструктор экраноплана биография-ZIAAAgITl A 60. картинка алексеев авиаконструктор экраноплана биография. картинка ZIAAAgITl A 60.

А много здесь молодёжи? И нужно ли им это? Однажды у моего подчиненного индуса, 3-но механика, спросил про «кометы», «метеоры, «ракеты» и он мне ответил, что это русский придумал! Дело в том, что при развале СССР практически все действующие СПК и СВП были проданы в Индию и Грецию. Куда ушли технологии не знаю. В Грецию вероятно, потому что там сейчас самый современный скоростной флот на ПК! Но индус знал кто создал это, т.к. наши суда по сей день эксплуатируют в Индии. А у на даже студенты и молодые преподаватели судоводительских факультетов не знают об этом. А фамилия Алексеева вообще не известна.

алексеев авиаконструктор экраноплана биография. 509ca8s 60. алексеев авиаконструктор экраноплана биография фото. алексеев авиаконструктор экраноплана биография-509ca8s 60. картинка алексеев авиаконструктор экраноплана биография. картинка 509ca8s 60.

В честь Алексеева назван Государственный Технический Университет в Нижнем Новгороде. Так что поверьте, есть молодёж, которая в курсе. И поверьте, те, кто интересуется техникой — в курсе. И знают о Грачеве, Липгарте, Соловьеве, Морозове и др.

алексеев авиаконструктор экраноплана биография. e3e393es 60. алексеев авиаконструктор экраноплана биография фото. алексеев авиаконструктор экраноплана биография-e3e393es 60. картинка алексеев авиаконструктор экраноплана биография. картинка e3e393es 60.

алексеев авиаконструктор экраноплана биография. ZIAAAgITl A 60. алексеев авиаконструктор экраноплана биография фото. алексеев авиаконструктор экраноплана биография-ZIAAAgITl A 60. картинка алексеев авиаконструктор экраноплана биография. картинка ZIAAAgITl A 60.

Значит не все ещё потеряно для России. Это реально радует!

алексеев авиаконструктор экраноплана биография. e3e393es 60. алексеев авиаконструктор экраноплана биография фото. алексеев авиаконструктор экраноплана биография-e3e393es 60. картинка алексеев авиаконструктор экраноплана биография. картинка e3e393es 60.

А много здесь молодёжи? И нужно ли им это? Однажды у моего подчиненного индуса, 3-но механика, спросил про «кометы», «метеоры, «ракеты» и он мне ответил, что это русский придумал! Дело в том, что при развале СССР практически все действующие СПК и СВП были проданы в Индию и Грецию. Куда ушли технологии не знаю. В Грецию вероятно, потому что там сейчас самый современный скоростной флот на ПК! Но индус знал кто создал это, т.к. наши суда по сей день эксплуатируют в Индии. А у на даже студенты и молодые преподаватели судоводительских факультетов не знают об этом. А фамилия Алексеева вообще не известна.

Скажу Вам следующее что более 40 единиц Метеоров эксплуатирует Северозападное пароходство, на большей части уже установлены моторы МАN, Патриархия Валаама эксплуатирует три Метеора, в Н.Новгороде не скажу сколько но более 25 Метеоров в эксплуатации, Сам лично пользуюсь маршрутом Метеора 218 от Ярославля до Брейтово!
Знаю что в Новороссийске так же есть эти суда.

алексеев авиаконструктор экраноплана биография. ZIAAAgITl A 60. алексеев авиаконструктор экраноплана биография фото. алексеев авиаконструктор экраноплана биография-ZIAAAgITl A 60. картинка алексеев авиаконструктор экраноплана биография. картинка ZIAAAgITl A 60.

В Астраханской области их было много, точными данными не обладаю. Сейчас ни одной нет! Был завод имени Урицкого, строившийся Зарю и Зарницы. Сьроившие!Сейчас там Торговый Центр, в цехах! В Новороссе бываю ежегодно, крайний раз две недели назад, «Комет» не видел, ни одной! По крайней мере в море! Может у причала есть? Не знаю. И кстати, где им сейчас делают и для кого?

алексеев авиаконструктор экраноплана биография. 9d39d9as 60. алексеев авиаконструктор экраноплана биография фото. алексеев авиаконструктор экраноплана биография-9d39d9as 60. картинка алексеев авиаконструктор экраноплана биография. картинка 9d39d9as 60.

Скажу Вам следующее что более 40 единиц Метеоров эксплуатирует Северозападное пароходство, на большей части уже установлены моторы МАN, Патриархия Валаама эксплуатирует три Метеора, в Н.Новгороде не скажу сколько но более 25 Метеоров в эксплуатации, Сам лично пользуюсь маршрутом Метеора 218 от Ярославля до Брейтово!
Знаю что в Новороссийске так же есть эти суда.

В Нижнем Новгороде в эксплуатации больше нет метеоров и ракет((( Хотя по горе морю может еще и ходит один, но что то не вижу последнее время

алексеев авиаконструктор экраноплана биография. 485308cs 60. алексеев авиаконструктор экраноплана биография фото. алексеев авиаконструктор экраноплана биография-485308cs 60. картинка алексеев авиаконструктор экраноплана биография. картинка 485308cs 60.

стыдно и горько, что не уберегли такое наследие.

алексеев авиаконструктор экраноплана биография. e3e393es 60. алексеев авиаконструктор экраноплана биография фото. алексеев авиаконструктор экраноплана биография-e3e393es 60. картинка алексеев авиаконструктор экраноплана биография. картинка e3e393es 60.

алексеев авиаконструктор экраноплана биография. 60. алексеев авиаконструктор экраноплана биография фото. алексеев авиаконструктор экраноплана биография-60. картинка алексеев авиаконструктор экраноплана биография. картинка 60.

В 1982 году видел этого монстра на Каспии. В Каспийске проходил кубок по дзю до, и нас командой катали по морю. Там и видел

алексеев авиаконструктор экраноплана биография. 4706g2s 60. алексеев авиаконструктор экраноплана биография фото. алексеев авиаконструктор экраноплана биография-4706g2s 60. картинка алексеев авиаконструктор экраноплана биография. картинка 4706g2s 60.

Видел такое на Каспии.

алексеев авиаконструктор экраноплана биография. 48d83cas 60. алексеев авиаконструктор экраноплана биография фото. алексеев авиаконструктор экраноплана биография-48d83cas 60. картинка алексеев авиаконструктор экраноплана биография. картинка 48d83cas 60.

Что мы могли! А сейчас опять «до основания, а затем…» только новое героическим трудом?! Когда прижмет.

алексеев авиаконструктор экраноплана биография. 2c3bd82s 60. алексеев авиаконструктор экраноплана биография фото. алексеев авиаконструктор экраноплана биография-2c3bd82s 60. картинка алексеев авиаконструктор экраноплана биография. картинка 2c3bd82s 60.

Этим и кончится. Впереди нас ждёт восстановление страны. Новая индустриализация и прочее. Но начать придётся с другого…

алексеев авиаконструктор экраноплана биография. f0c328es 60. алексеев авиаконструктор экраноплана биография фото. алексеев авиаконструктор экраноплана биография-f0c328es 60. картинка алексеев авиаконструктор экраноплана биография. картинка f0c328es 60.

эту бы технику, да с применением авиационных материалов и технологий, хотя и так от неё в своё время шорох был неслабый, если бы не недальновидность правящих идиотов да подковёрные игры

алексеев авиаконструктор экраноплана биография. e3e393es 60. алексеев авиаконструктор экраноплана биография фото. алексеев авиаконструктор экраноплана биография-e3e393es 60. картинка алексеев авиаконструктор экраноплана биография. картинка e3e393es 60.

алексеев авиаконструктор экраноплана биография. e3e393es 60. алексеев авиаконструктор экраноплана биография фото. алексеев авиаконструктор экраноплана биография-e3e393es 60. картинка алексеев авиаконструктор экраноплана биография. картинка e3e393es 60.

Ростислав Евгеньевич многократно обогнал время, я бы даже сказал родился не в то время! не готова наша страна была к тому что творил Алексеев. Конечно мы до сих пор не оценили его работу и идеи, почему так вышло? не понятно, очень жаль что все сложилось именно так!
Лично для меня это человек в моем списке изобретателей стоит на первом месте.

алексеев авиаконструктор экраноплана биография. ZIAAAgITl A 60. алексеев авиаконструктор экраноплана биография фото. алексеев авиаконструктор экраноплана биография-ZIAAAgITl A 60. картинка алексеев авиаконструктор экраноплана биография. картинка ZIAAAgITl A 60.

Я тоже считаю его гением!

алексеев авиаконструктор экраноплана биография. 2c3bd82s 60. алексеев авиаконструктор экраноплана биография фото. алексеев авиаконструктор экраноплана биография-2c3bd82s 60. картинка алексеев авиаконструктор экраноплана биография. картинка 2c3bd82s 60.

Ростислав Евгеньевич многократно обогнал время, я бы даже сказал родился не в то время! не готова наша страна была к тому что творил Алексеев. Конечно мы до сих пор не оценили его работу и идеи, почему так вышло? не понятно, очень жаль что все сложилось именно так!
Лично для меня это человек в моем списке изобретателей стоит на первом месте.

Страна была вполне готова. И куда более сложную технику осваивали в производстве, в космос уже летали! Не готова оказалась только куча высокопоставленных бюрократов, которым Алексеев и ему подобные мешали вести тихую размеренную жизнь. Плюс дуболомы из ВМФ, среди их требований как апофеоз абсурда было требование о наличии на экранопланах якорей и механизмов их выдачи с якорными цепями, как на обычных судах! В результате непокорного Алексеева, отказывавшегося претворять в жизнь весь этот бред и не желавшего «не высовываться», просто затравили.
Точно также травили и гноили и Грачёва, перешедшего со своими колёсными вездеходами дорогу «гусеничникам», но у него был мощнейший заступник, «отец советской космонавтики» Сергей Павлович Королёв. И то у Грачёва инфаркт следовал за инфарктом. А у Алексеева такого «щита» не было, поэтому его просто «сожрали»…

Источник

Три жизни Ростислава Алексеева

алексеев авиаконструктор экраноплана биография. %D0%BA%D0%BB%D0%B8%D0%BC %D0%B6%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%B2. алексеев авиаконструктор экраноплана биография фото. алексеев авиаконструктор экраноплана биография-%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D0%BC %D0%B6%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%B2. картинка алексеев авиаконструктор экраноплана биография. картинка %D0%BA%D0%BB%D0%B8%D0%BC %D0%B6%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%B2.

За годы работы Алексеев создал мощнейшее предприятие с развитой проектно-испытательной базой и воспитал сотни людей, увлеченных одним делом, поэтому работы продолжались, невзирая на многочисленные «палки в колесах». В возрасте 63-х лет конструктор оставался человеком, полным сил, творческой энергии и здорового научного любопытства. Казалось, есть все слагаемые успеха: талант, ум, здоровье, колоссальный опыт. Но в 1980 году произошла неожиданная трагедия…

Ростислав Евгеньевич Алексеев родился 18 декабря 1916 года в провинциальном городке Новозыбкове Черниговской губернии. В Российской Империи сына агронома и учительницы из захолустья вряд ли могла ждать карьера ученого и, тем более, ведущего конструктора. Но история известным образом распорядилась судьбой страны и мальчика: после Октябрьской революции в огне Гражданской войны родилась новая держава, где, как теперь принято говорить, «заработали новые социальные лифты».

В июне 1918 года Совет Народных Комиссаров учредил Государственный индустриальный институт в Нижнем Новгороде. Именно туда в 1933 году переехала семья Алексеевых. Юный Ростислав поступил на рабфак (рабочий факультет), где готовился к поступлению в ВУЗ, подрабатывая чертежником в различных учреждениях. Вместе с этим мальчик обнаружил способности к рисованию и поступил в художественное училище. 1935 год стал поворотным в его биографии – Ростислав был зачислен в Горьковский индустриальный институт на кораблестроительный факультет. К четвертому курсу талантливого и многообещающего студента переводят в Ленинград на обучение в Военно-морской академии. Однако долго проучиться в Северной Пальмире ему было не суждено – из-за скандала с найденным в его квартире револьвером Ростислава отчислили из академии, после чего он вернулся в Горький.

6 июня 1941 года, за две недели до вторжения немецких войск в СССР, Ростислав женился, а 1 октября того же года защитил дипломную работу, ставшую знаковой не только в жизни Алексеева, но и в истории кораблестроения вообще. Работа под названием «Глиссер на подводных крыльях» представляла собой теоретическую разработку конструкции полупогруженных судов.

Несмотря на то, что вовсю полыхала война, молодой человек, будучи ценным техническим специалистом, был направлен не на фронт, а на завод «Красное Сормово», где проработал до 1943 года контролером выпуска танков. Именно так началась его «первая жизнь».

Не отрываясь от каждодневной рутины, Алексеев не оставлял своего увлечения кораблями и изобретательской деятельностью. В годы войны он предложил рационализацию устройства воспламенения бутылок с «коктейлем Молотова» и разработал реактивно-инерционный двигатель для ракетных катеров. При этом он постоянно бомбардировал вышестоящие инстанции предложениями по внедрению кораблей на подводных крыльях, в конце концов добившись успеха – в 1942 году ему выделили помещение и ассистентов для проведения предварительных работ по данной тематике. Помещением был сарай на территории «Красного Сормова» а коллективом – три человека. Так зарождалось будущее Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК).

К осени 1943 года, соблюдая режим жесточайшей экономии буквально всего, коллективу удалось создать опытный прототип катера А-4, который спустили на воду в заводской гавани. Однако довести революционную разработку до боевого применения не удалось – в 1945 году Великая Отечественная война завершилась. Тем не менее, Алексеев продолжал работу – в 1948 году на Черном море прошел испытания катер 123-бис, за который коллектив получил Государственную премию. Таким образом, была доказана практическая применимость и технологичность полупогруженных кораблей.

Интересно, что Алексеев потратил премию на первый в жизни фабричный автомобиль «Победа». До этого в его гараже успели побывать два других: «Фольксваген» и «Татра», собственноручно собранные конструктором из запчастей со свалок «Красного Сормова». Сам изобретатель называл их собирательно – «КДФ» (картон, дерево, фанера) с намеком на то, что фирменных деталей в его машинах был лишь необходимый минимум. Эта тяга к ручному труду сопровождала Алексеева на протяжении всей его жизни. Будучи маститым конструктором, он всегда старался пройти весь цикл создания своих аппаратов «от и до», как бы ставя себя на место токарей, фрезеровщиков, литейщиков и других рабочих.

В 1954 году научно-исследовательская гидролаборатория Алексеева вошла в состав ЦКБ-19, а его работой заинтересовалось Министерство речного флота. Коллектив получил техзадание на разработку речного корабля средней вместимости (до 66 человек пассажиров). Проект получил название «Ракета». К 1957 году теоретическая часть работ завершилась, проект передали на верфь, а в следующем году Алексеев с триумфом провел первый в мире корабль на подводных крыльях по системе каналов из Горького в Москву (это было приурочено к Международному фестивалю молодежи в Москве).

алексеев авиаконструктор экраноплана биография. 02. алексеев авиаконструктор экраноплана биография фото. алексеев авиаконструктор экраноплана биография-02. картинка алексеев авиаконструктор экраноплана биография. картинка 02.«Горьковский буревестник» Р.Е. Алексеев

Публичные испытания «Ракеты» Алексеев провел с большой помпой и пониманием, как сказали бы сегодня, маркетинга – в числе первых тридцати пассажиров был главный «ракетчик» страны Сергей Королев, а пилотировал корабль Герой Советского Союза Михаил Девятаев, в годы войны бежавший из фашистского плена на угнанном бомбардировщике. В ходе испытаний «Ракета» развила ураганную для пассажирского судна скорость в 70 км/ч, а дистанция от Горького до Казани (420 км) была пройдена за всего за шесть часов.

алексеев авиаконструктор экраноплана биография. 04. алексеев авиаконструктор экраноплана биография фото. алексеев авиаконструктор экраноплана биография-04. картинка алексеев авиаконструктор экраноплана биография. картинка 04.«Ракета» – теплоход на подводных крыльях

Несомненный успех «Ракеты» подвиг высокое начальство к ее дальнейшему развитию. ЦКБ-19 начинает разработку корабля повышенной вместимости и мореходности – новым проектом стал знаменитый «Метеор». Дюралевый корпус 34 метров в длину, изящные обводы, более подходившие самолету, нежели судну, скорость в 65 км/ч и от 78 до 123 пассажиров при троих членах экипажа – все это гарантировало «Метеору» оглушительный успех уже к моменту появления первого образца в 1959 году.

В серию «Метеор» пошел в 1961 году и производился до 1991 года – всего на воду сошли более 400 машин. «Ракеты» и «Метеоры» стали основой скоростного речного и прибрежного морского транспорта СССР, экспортируясь во многие страны мира.

алексеев авиаконструктор экраноплана биография. 05. алексеев авиаконструктор экраноплана биография фото. алексеев авиаконструктор экраноплана биография-05. картинка алексеев авиаконструктор экраноплана биография. картинка 05.Теплоход на подводных крыльях «Метеор»

После того, как сам Никита Хрущев прокатился на «Метеоре» по Москве-реке, Алексеев получил практически неограниченные возможности. Ежегодно его коллектив, выросший к тому времени до 2000 человек, проектировал, строил, испытывал по десять перспективных моделей. Из ЦКБ-19, а вскоре и собственного ЦКБ по СПК вышли многие корабли – такие как «Комета» (первый морской транспорт на подводных крыльях), «Восход», исполинский «Спутник», рассчитанный на 300 пассажиров (в серию не пошел), «Буревестник» с газотурбинным двигателем и скоростью в 94 км/ч, легкий катер «Волга» и многие другие.

алексеев авиаконструктор экраноплана биография. 06. алексеев авиаконструктор экраноплана биография фото. алексеев авиаконструктор экраноплана биография-06. картинка алексеев авиаконструктор экраноплана биография. картинка 06.Теплоход на подводных крыльях «Спутник» на постаменте в Тольятти

Алексеев был искренне влюблен в свое детище и, будучи убежденным сторонником максимы «практика – критерий истины», получил удостоверение пилота кораблей на подводных крыльях – это стало «второй жизнью» конструктора.

алексеев авиаконструктор экраноплана биография. 07. алексеев авиаконструктор экраноплана биография фото. алексеев авиаконструктор экраноплана биография-07. картинка алексеев авиаконструктор экраноплана биография. картинка 07.Теплоход на подводных крыльях «Комета»

Летающие крейсеры Ростислава Алексеева

Несмотря на колоссальный успех глиссеров, мысль Алексеева не стояла на месте. Все, что можно было выгадать за счет интенсивного развития конструкции, конструктор «выжал» из корабля на подводных крыльях. С этого момента увеличение скорости лежало в экстенсивной плоскости – увеличении мощности двигателей и игре с тонкостями аэродинамики. Однако это могло дать прирост скорости не более чем в 10-30 километров в час, что Алексеева категорически не устраивало. Глиссер оставался «прикованным» к воде, плотность которой в 800 раз выше воздуха, и подводные крылья могли решить проблему сопротивления среды лишь частично. Уже в 50-е годы Алексеев обдумывал парадоксальную возможность – нельзя ли заставить корабль оторваться от воды? Ответ дал так называемый эффект экрана – воздушная динамическая подушка, образующаяся под крылом при взлете самолета. То, с чем авиаторы боролись, для Алексеева стало подлинным выходом из тупика скорости. Отныне его гениальной головой владела идея экраноплана – корабля, способного идти над поверхностью за счет нагнетания встречного потока воздуха под крыло. Отсюда автоматически выводилась еще более революционная идея экранолета – корабля, способного оторваться от несущей поверхности и превратиться в самолет.

Уже в 1961 году, когда «Метеор» начал триумфальное шествие по рекам страны, на воду, а точнее, на лёд притока Волги реки Троцы сошёл первый опытный образец СМ-1. Как только появилось понимание того, что СМ-1 способен к устойчивому движению над водой, льдом, или иной относительно ровной поверхностью, Алексеев пригласил заместителя Председателя Совета министров на демонстрацию. Показ окончился полным успехом – ЦКБ по СПК получило заказ от ВМФ на разработку опытного образца экраноплана. Им стал знаменитый КМ – «Корабль Макет», названный аналитиками НАТО «Каспийским Монстром» (в точном соответствии с официальной аббревиатурой). Так началась «третья жизнь» Ростислава Алексеева – создателя первых в мире гибридов корабля и самолета.

Надо сказать, что эта «третья жизнь» была далека от постоянного успеха. Дело в том, что тема экраноплана находилась за пределами того поля, где Алексеев был несокрушимым авторитетом – вне кораблестроения в прямом смысле. «Авиаторы», которым и без того хватало «головных болей», отнеслись к идее скептически, а реализовать ее в полной мере можно было только при тесном сотрудничестве двух ведомств. К сожалению, это Алексееву не удалось – очень скоро начались межведомственные конфликты, дело доходило до доносов и использования в дискуссиях административного ресурса. Но несмотря на все бюрократические сложности, «Корабль Макет» все же сошел на воду Каспийского моря, где его сфотографировал американский спутник-шпион. Данные, полученные спутником, вызвали шок среди военных НАТО. Вот что писал журнал «Джейн Интеллидженс Ревью»:

«. На Каспийском море продолжаются испытания гигантского экраноплана, развивающего скорость 200 узлов. Считают, что этот аппарат построен на заводе «Красное Сормово». Он, вероятно, имеет длину 400 футов и способен нести 800-900 полностью вооруженных солдат. Полагают, что крылья этого экспериментального аппарата создают подъемную силу, которой хватает на подъем до высоты крейсирования, равной приблизительно 30 футам. По-видимому, аппарат может работать в арктических условиях».

У страха оказались очень большие глаза – на самом деле, характеристики первого экраноплана были куда скромнее. И, тем не менее, «Каспийский Монстр» впечатлял – его длина составляла 92 метра, взлетная масса – 544 тонны, максимальная скорость – 50 км/ч. До создания колоссального самолета Ан-225 «Мрия», способного поднимать космический челнок «Буран», КМ оставался крупнейшим летательным аппаратом в мире.

алексеев авиаконструктор экраноплана биография. 08. алексеев авиаконструктор экраноплана биография фото. алексеев авиаконструктор экраноплана биография-08. картинка алексеев авиаконструктор экраноплана биография. картинка 08.Экраноплан «Орленок» в музее ВМФ

На его основе были созданы десантный экраноплан «Орленок» и ударный экраноплан «Лунь» (уже после смерти конструктора). Авария экраноплана «Орленок» на испытаниях 1974 года, во время которой Алексеев лично «вытащил» на базу машину, лишившуюся хвоста, привела сначала к отстранению его от должности руководителя ЦКБ, а потом – и от должности заведующего сектором. Однако за годы работы Алексеев создал мощнейшее предприятие с развитой проектно-испытательной базой и воспитал сотни людей, увлеченных одним делом, поэтому работы продолжались, невзирая на многочисленные «палки в колесах».

Сам Ростислав Алексеев не унывал и занимался живописью, а так же проектированием экраноплана второго поколения. В возрасте 63-х лет конструктор оставался человеком, полным сил, творческой энергии и здорового научного любопытства. Казалось, есть все слагаемые успеха: талант, ум, здоровье, колоссальный опыт. Но в 1980 году произошла неожиданная трагедия. Ростислав Алексеев был чрезвычайно крепким человеком, и силу свою соизмерять не привык. Наступил январь 1980 года, и ЦКБ должно было представить рабочую модель пассажирского экраноплана к Московской олимпиаде. Испытывать ее предполагалось на базе в Чкаловске (Горьковская область). Несколько человек выкатывали машину из ангара, и среди них был Алексеев. Помощники кинулись расчищать снег, перекрывавший путь к реке, а когда дорога освободилась, кто-то крикнул: «Отпускай!» Будучи уже немолодым человеком, Алексеев не расслышал крика, руки не убрал, и вся тяжесть аппарата пришлась на него. Травма казалась нетяжелой, и, как говорится, ничто не предвещало беды, но вскоре конструктора пришлось госпитализировать с острыми болями. Выяснилось, что Алексеев попросту надорвался – это привело к перитониту и его скорой смерти.

алексеев авиаконструктор экраноплана биография. 01. алексеев авиаконструктор экраноплана биография фото. алексеев авиаконструктор экраноплана биография-01. картинка алексеев авиаконструктор экраноплана биография. картинка 01.Р.Е. Алексеев (1916-1980)

Ростиславу Алексееву не суждено было знать, что детище его «третьей жизни» в 1984 году было принято на вооружение ВМС СССР. Экранопланы «Орленок», а потом и «Лунь» должны были строиться серией, доходящей до ста двадцати экземпляров, но «орлят» успели поставить в строй всего четыре штуки, а «Лунь», выпущенный в 1985 году, остался и вовсе в одиночном образце. Грянувшая вскоре перестройка и последовавший за ней распад СССР надолго похоронили экранопланы вместе с «Бураном» и многими другими фантастическими разработками советских конструкторов. Но, как известно, мысль материальна, а мысль гения, каким был Алексеев, имеет твердость алмаза. Уже в наши дни в России было принято решение о расконсервации проектов экраноплана, и «орлята» должны вновь встать на крыло. Что из этого выйдет – покажет время.

Источник

Трагедия гения: почему разработки Ростислава Алексеева вызывают восхищение по всему миру

алексеев авиаконструктор экраноплана биография. Rostislav Alekseev 1030x687. алексеев авиаконструктор экраноплана биография фото. алексеев авиаконструктор экраноплана биография-Rostislav Alekseev 1030x687. картинка алексеев авиаконструктор экраноплана биография. картинка Rostislav Alekseev 1030x687.

К 800‑летию Нижнего Новгорода мы продолжаем изучать историю региона по публикациям в прессе. Сегодня завершаем наш рассказ о легендарном нижегородском конструкторе Ростиславе Алексееве, разработки которого до сих пор вызывают восхищение по всему миру.

Назойливый учёный

В 1968 году «Ростислава Евгеньевича снимают с поста начальника ЦКБ (запланированная акция партийных недоброжелателей), но оставляют в его подчинении сверхсекретное направление по экранопланам. … Москва давно хочет избавиться от назойливого «гения», как его называют в министерских кабинетах» (журнал Yachting, сентябрь-октябрь 2015). Как отмечается во многих публикациях, от закрытия проектов Алексеева спасал секретарь ЦК КПСС, курировавший оборонные отрасли, впоследствии министр обороны СССР Дмитрий Фёдорович Устинов.

Нередко отмечается, что виновником опалы и косвенным виновником гибели Ростислава Алексеева является Борис Бутома, министр судостроительной промышленности СССР, герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, прошедший путь от слесаря до министра.

Очевидно, что Бутома недолюбливал Алексеева, но дело здесь несколько сложнее: объективно у Алексеева было много недоброжелателей, возникновение которых во многом объясняет его послужной список.

Карьера феерическая: в 27 лет – руководитель секретной лаборатории по разработке собственного научно-технического направления, в 35 – Сталинская премия, в 41 год – спуск на воду первой «Ракеты», в 42 года – начальник большого коллектива СКБ по СПК, в 46 лет – Ленинская премия, защита учёной степени доктора наук, принимается программа по экранопланостроению.

Обгоняя время

Следует отметить, что все демонстрации, организованные Алексеевым, пользовались колоссальным успехом, и после них разработки коллектива, возглавляемого им, получали новый импульс развития. При этом Алексеев нарушал субординацию и через голову начальства «решал вопросы на самом верху». Такие темпы возможны при наличии авторитета и строгой дисциплины. В некоторых публикациях проскальзывает мысль о том, что Алексеев был строгим руководителем. К этому надо добавить, что у гениев нередко сложный характер – вспомним Генри Форда и Эдисона, Караваджо и Репина, Паганини и Вагнера.

Такие темпы, такие успехи и такое поведение не могли не породить большого количества завистников. Каждый из них делал свой вклад в создание проблем, и любой проступок давал им возможность как-то притормозить активность «капризного гения». Очевидно, что злоключения Алексеева и его сподвижников не ограничиваются влиянием Бутомы: после кончины последнего ещё три года Алексеев возглавлял очень небольшой коллектив и не смог возродиться в своём прежнем статусе.

Есть ещё одно обстоятельство, на которое многие не обращают внимания. В ряде статей говорится о том, что «американский конструктор экранопланов Стивен Хукер сказал про работы ЦКБ Алексеева: «Они опередили нас на 30 лет!» Но в них не отмечается, что данный специалист произнёс эти слова после посещения группой американских сотрудников ЦРУ ранее секретной базы на Каспийском море. Необходимо добавить, что в 1960–1980‑х годах в иностранной технической прессе публикуется масса статей, доказывающих бесперспективность работ по экранопланам. Нам представляется, что отстранение Алексеева от работ, связанных с доказавшими свою перспективность СПК, и оставление за ним малоперспективных, по мнению людей, доверяющих этим солидным зарубежным публикациям, секретных разработок по экранопланам укладывается в эту логику.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *