алексеев конструктор экранопланов биография личная
Ростислав Алексеев
Биография
Дорога жизни Ростислава Алексеева, «отца» судов на подводных крыльях, экранопланов и экранолетов, пролегала по водам и против течения. Невзирая на бушующую Великую Отечественную войну, козни властей и зависть недоброжелателей, он конструировал, переоборудовал, испытывал крылатые корабли. Изобретения Ростислава Евгеньевича до сих пор форсируют водоемы России и используются как прототипы в зарубежных странах.
Детство и юность
Кораблестроитель родился 18 декабря 1916 года в Новозыбкове Черниговской губернии Российской империи. Сейчас это город Брянской области.
Живость ума, прозорливость и целеустремленность Ростислав Алексеев унаследовал от отца и матери — агронома, члена Академии наук Белорусской ССР Евгения Кузьмича и учительницы русского языка Серафимы Павловны.
Таланты родителей передались и остальным детям. Анатолий, старший брат Ростислава, пропавший без вести в 1941 году, трудился радиоинженером. Сестры Галина и Маргарита тоже занимались точными науками: одна стала кандидатом физико-математических наук, другая — архитектором.
Страсть к покорению водных просторов в Ростиславе Алексееве проснулась еще в детстве. В 14 лет он смастерил свою первую лодку – совсем простенькую, но без труда держащуюся на волнах. В 16 лет «родилась» яхта. А самое ценное изобретение раннего периода биографии Ростислава Алексеева — яхта-швертбот «Пират», собранная в 1935 году для любительской регаты.
В парусном спорте Ростислав остался надолго. Яхты для соревнований он мастерил сам, чем особенно изумлял жюри. «Самопальные» суда ничуть не уступали по скорости и маневренности дорогостоящим плавучим сооружениям соперников, а во многом даже превосходили.
В 1933 году семья Алексеевых переехала в Горький. Сейчас этот город называется Нижний Новгород.
Альма-матер Ростислава Алексеева стал Горьковский индустриальный институт им. А. А. Жданова. В октябре 1941 года он защитил диплом по теме «Глиссер на подводных крыльях» и стал инженером-кораблестроителем. Уже тогда, в 25 лет, парень мечтал создавать крылатые корабли.
Личная жизнь
С Мариной, своей будущей женой, Ростислав Алексеев познакомился в студенчестве. Он избрал путь кораблестроителя, а она училась на химическом факультете. 6 июня 1941 года молодые люди сыграли свадьбу и с тех пор не расставались.
Артём Быстров и Полина Воробьёва в ролях Ростислава Алексеева и жены Марины (кадр из сериала «Обгоняя время»)
Личная жизнь Ростислава и Марины Алексеевых сначала была сплошной трагедией. Умирали их дети — один во время родов, другой совсем младенцем от порока сердца. 8 мая 1944 года на свет появилась дочь Татьяна. Ее здоровье тоже вызывало серьезные опасения, но малышка выжила. Позже родился сын Евгений.
Карьера
Война обошла Ростислава Алексеева стороной. Но это не значит, что он ничего не делал для соотечественников. В ноябре 1941 года народный комиссар Военно-морского флота СССР получил чертежи судна на подводных крыльях (СПК), назначение которого — истреблять подводные лодки. Идея показалась ему слабой. Но Ростислав не терял надежду пустить свои наработки в производство. Он вывозил опытные образцы в Волгу, укреплял крылья, вновь и вновь выверял устойчивость судна.
На стороне Ростислава Алексеева оказалось руководство завода «Красный Сормов», где в военные годы вместо кораблей собирали танки. Несмотря на загруженность производства, конструктору выделили 2 часа в день на создание своего СПК. Итоговый образец спустили на воду в апреле 1943 года. Он развивал скорость до 30 км/ч.
Ни одно изобретение Ростислава Алексеева не допустили в помощь Красной армии, хотя он регулярно предлагал чертежи и идеи. Может, это и к лучшему: изобретателю больше нравилось проектировать «мирные» корабли. Власть, правда, не позволяла.
В 1954 году предложение Ростислава Алексеева о создании пассажирского катера на подводных крыльях встретило категорический отказ. А затем еще раз. И снова. Создавалось впечатление, что «верхушке» не нравились не идеи Ростислава Евгеньевича, а он сам. Но, несмотря на козни Министерства судостроительной промышленности СССР, 8 мая 1957 года на воду встал теплоход «Ракета» вместимостью до 66 человек.
Три жизни Ростислава Алексеева
За годы работы Алексеев создал мощнейшее предприятие с развитой проектно-испытательной базой и воспитал сотни людей, увлеченных одним делом, поэтому работы продолжались, невзирая на многочисленные «палки в колесах». В возрасте 63-х лет конструктор оставался человеком, полным сил, творческой энергии и здорового научного любопытства. Казалось, есть все слагаемые успеха: талант, ум, здоровье, колоссальный опыт. Но в 1980 году произошла неожиданная трагедия…
Ростислав Евгеньевич Алексеев родился 18 декабря 1916 года в провинциальном городке Новозыбкове Черниговской губернии. В Российской Империи сына агронома и учительницы из захолустья вряд ли могла ждать карьера ученого и, тем более, ведущего конструктора. Но история известным образом распорядилась судьбой страны и мальчика: после Октябрьской революции в огне Гражданской войны родилась новая держава, где, как теперь принято говорить, «заработали новые социальные лифты».
В июне 1918 года Совет Народных Комиссаров учредил Государственный индустриальный институт в Нижнем Новгороде. Именно туда в 1933 году переехала семья Алексеевых. Юный Ростислав поступил на рабфак (рабочий факультет), где готовился к поступлению в ВУЗ, подрабатывая чертежником в различных учреждениях. Вместе с этим мальчик обнаружил способности к рисованию и поступил в художественное училище. 1935 год стал поворотным в его биографии – Ростислав был зачислен в Горьковский индустриальный институт на кораблестроительный факультет. К четвертому курсу талантливого и многообещающего студента переводят в Ленинград на обучение в Военно-морской академии. Однако долго проучиться в Северной Пальмире ему было не суждено – из-за скандала с найденным в его квартире револьвером Ростислава отчислили из академии, после чего он вернулся в Горький.
6 июня 1941 года, за две недели до вторжения немецких войск в СССР, Ростислав женился, а 1 октября того же года защитил дипломную работу, ставшую знаковой не только в жизни Алексеева, но и в истории кораблестроения вообще. Работа под названием «Глиссер на подводных крыльях» представляла собой теоретическую разработку конструкции полупогруженных судов.
Несмотря на то, что вовсю полыхала война, молодой человек, будучи ценным техническим специалистом, был направлен не на фронт, а на завод «Красное Сормово», где проработал до 1943 года контролером выпуска танков. Именно так началась его «первая жизнь».
Не отрываясь от каждодневной рутины, Алексеев не оставлял своего увлечения кораблями и изобретательской деятельностью. В годы войны он предложил рационализацию устройства воспламенения бутылок с «коктейлем Молотова» и разработал реактивно-инерционный двигатель для ракетных катеров. При этом он постоянно бомбардировал вышестоящие инстанции предложениями по внедрению кораблей на подводных крыльях, в конце концов добившись успеха – в 1942 году ему выделили помещение и ассистентов для проведения предварительных работ по данной тематике. Помещением был сарай на территории «Красного Сормова» а коллективом – три человека. Так зарождалось будущее Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК).
К осени 1943 года, соблюдая режим жесточайшей экономии буквально всего, коллективу удалось создать опытный прототип катера А-4, который спустили на воду в заводской гавани. Однако довести революционную разработку до боевого применения не удалось – в 1945 году Великая Отечественная война завершилась. Тем не менее, Алексеев продолжал работу – в 1948 году на Черном море прошел испытания катер 123-бис, за который коллектив получил Государственную премию. Таким образом, была доказана практическая применимость и технологичность полупогруженных кораблей.
Интересно, что Алексеев потратил премию на первый в жизни фабричный автомобиль «Победа». До этого в его гараже успели побывать два других: «Фольксваген» и «Татра», собственноручно собранные конструктором из запчастей со свалок «Красного Сормова». Сам изобретатель называл их собирательно – «КДФ» (картон, дерево, фанера) с намеком на то, что фирменных деталей в его машинах был лишь необходимый минимум. Эта тяга к ручному труду сопровождала Алексеева на протяжении всей его жизни. Будучи маститым конструктором, он всегда старался пройти весь цикл создания своих аппаратов «от и до», как бы ставя себя на место токарей, фрезеровщиков, литейщиков и других рабочих.
В 1954 году научно-исследовательская гидролаборатория Алексеева вошла в состав ЦКБ-19, а его работой заинтересовалось Министерство речного флота. Коллектив получил техзадание на разработку речного корабля средней вместимости (до 66 человек пассажиров). Проект получил название «Ракета». К 1957 году теоретическая часть работ завершилась, проект передали на верфь, а в следующем году Алексеев с триумфом провел первый в мире корабль на подводных крыльях по системе каналов из Горького в Москву (это было приурочено к Международному фестивалю молодежи в Москве).
«Горьковский буревестник» Р.Е. Алексеев
Публичные испытания «Ракеты» Алексеев провел с большой помпой и пониманием, как сказали бы сегодня, маркетинга – в числе первых тридцати пассажиров был главный «ракетчик» страны Сергей Королев, а пилотировал корабль Герой Советского Союза Михаил Девятаев, в годы войны бежавший из фашистского плена на угнанном бомбардировщике. В ходе испытаний «Ракета» развила ураганную для пассажирского судна скорость в 70 км/ч, а дистанция от Горького до Казани (420 км) была пройдена за всего за шесть часов.
«Ракета» – теплоход на подводных крыльях
Несомненный успех «Ракеты» подвиг высокое начальство к ее дальнейшему развитию. ЦКБ-19 начинает разработку корабля повышенной вместимости и мореходности – новым проектом стал знаменитый «Метеор». Дюралевый корпус 34 метров в длину, изящные обводы, более подходившие самолету, нежели судну, скорость в 65 км/ч и от 78 до 123 пассажиров при троих членах экипажа – все это гарантировало «Метеору» оглушительный успех уже к моменту появления первого образца в 1959 году.
В серию «Метеор» пошел в 1961 году и производился до 1991 года – всего на воду сошли более 400 машин. «Ракеты» и «Метеоры» стали основой скоростного речного и прибрежного морского транспорта СССР, экспортируясь во многие страны мира.
Теплоход на подводных крыльях «Метеор»
После того, как сам Никита Хрущев прокатился на «Метеоре» по Москве-реке, Алексеев получил практически неограниченные возможности. Ежегодно его коллектив, выросший к тому времени до 2000 человек, проектировал, строил, испытывал по десять перспективных моделей. Из ЦКБ-19, а вскоре и собственного ЦКБ по СПК вышли многие корабли – такие как «Комета» (первый морской транспорт на подводных крыльях), «Восход», исполинский «Спутник», рассчитанный на 300 пассажиров (в серию не пошел), «Буревестник» с газотурбинным двигателем и скоростью в 94 км/ч, легкий катер «Волга» и многие другие.
Теплоход на подводных крыльях «Спутник» на постаменте в Тольятти
Алексеев был искренне влюблен в свое детище и, будучи убежденным сторонником максимы «практика – критерий истины», получил удостоверение пилота кораблей на подводных крыльях – это стало «второй жизнью» конструктора.
Теплоход на подводных крыльях «Комета»
Летающие крейсеры Ростислава Алексеева
Несмотря на колоссальный успех глиссеров, мысль Алексеева не стояла на месте. Все, что можно было выгадать за счет интенсивного развития конструкции, конструктор «выжал» из корабля на подводных крыльях. С этого момента увеличение скорости лежало в экстенсивной плоскости – увеличении мощности двигателей и игре с тонкостями аэродинамики. Однако это могло дать прирост скорости не более чем в 10-30 километров в час, что Алексеева категорически не устраивало. Глиссер оставался «прикованным» к воде, плотность которой в 800 раз выше воздуха, и подводные крылья могли решить проблему сопротивления среды лишь частично. Уже в 50-е годы Алексеев обдумывал парадоксальную возможность – нельзя ли заставить корабль оторваться от воды? Ответ дал так называемый эффект экрана – воздушная динамическая подушка, образующаяся под крылом при взлете самолета. То, с чем авиаторы боролись, для Алексеева стало подлинным выходом из тупика скорости. Отныне его гениальной головой владела идея экраноплана – корабля, способного идти над поверхностью за счет нагнетания встречного потока воздуха под крыло. Отсюда автоматически выводилась еще более революционная идея экранолета – корабля, способного оторваться от несущей поверхности и превратиться в самолет.
Уже в 1961 году, когда «Метеор» начал триумфальное шествие по рекам страны, на воду, а точнее, на лёд притока Волги реки Троцы сошёл первый опытный образец СМ-1. Как только появилось понимание того, что СМ-1 способен к устойчивому движению над водой, льдом, или иной относительно ровной поверхностью, Алексеев пригласил заместителя Председателя Совета министров на демонстрацию. Показ окончился полным успехом – ЦКБ по СПК получило заказ от ВМФ на разработку опытного образца экраноплана. Им стал знаменитый КМ – «Корабль Макет», названный аналитиками НАТО «Каспийским Монстром» (в точном соответствии с официальной аббревиатурой). Так началась «третья жизнь» Ростислава Алексеева – создателя первых в мире гибридов корабля и самолета.
Надо сказать, что эта «третья жизнь» была далека от постоянного успеха. Дело в том, что тема экраноплана находилась за пределами того поля, где Алексеев был несокрушимым авторитетом – вне кораблестроения в прямом смысле. «Авиаторы», которым и без того хватало «головных болей», отнеслись к идее скептически, а реализовать ее в полной мере можно было только при тесном сотрудничестве двух ведомств. К сожалению, это Алексееву не удалось – очень скоро начались межведомственные конфликты, дело доходило до доносов и использования в дискуссиях административного ресурса. Но несмотря на все бюрократические сложности, «Корабль Макет» все же сошел на воду Каспийского моря, где его сфотографировал американский спутник-шпион. Данные, полученные спутником, вызвали шок среди военных НАТО. Вот что писал журнал «Джейн Интеллидженс Ревью»:
«. На Каспийском море продолжаются испытания гигантского экраноплана, развивающего скорость 200 узлов. Считают, что этот аппарат построен на заводе «Красное Сормово». Он, вероятно, имеет длину 400 футов и способен нести 800-900 полностью вооруженных солдат. Полагают, что крылья этого экспериментального аппарата создают подъемную силу, которой хватает на подъем до высоты крейсирования, равной приблизительно 30 футам. По-видимому, аппарат может работать в арктических условиях».
У страха оказались очень большие глаза – на самом деле, характеристики первого экраноплана были куда скромнее. И, тем не менее, «Каспийский Монстр» впечатлял – его длина составляла 92 метра, взлетная масса – 544 тонны, максимальная скорость – 50 км/ч. До создания колоссального самолета Ан-225 «Мрия», способного поднимать космический челнок «Буран», КМ оставался крупнейшим летательным аппаратом в мире.
Экраноплан «Орленок» в музее ВМФ
На его основе были созданы десантный экраноплан «Орленок» и ударный экраноплан «Лунь» (уже после смерти конструктора). Авария экраноплана «Орленок» на испытаниях 1974 года, во время которой Алексеев лично «вытащил» на базу машину, лишившуюся хвоста, привела сначала к отстранению его от должности руководителя ЦКБ, а потом – и от должности заведующего сектором. Однако за годы работы Алексеев создал мощнейшее предприятие с развитой проектно-испытательной базой и воспитал сотни людей, увлеченных одним делом, поэтому работы продолжались, невзирая на многочисленные «палки в колесах».
Сам Ростислав Алексеев не унывал и занимался живописью, а так же проектированием экраноплана второго поколения. В возрасте 63-х лет конструктор оставался человеком, полным сил, творческой энергии и здорового научного любопытства. Казалось, есть все слагаемые успеха: талант, ум, здоровье, колоссальный опыт. Но в 1980 году произошла неожиданная трагедия. Ростислав Алексеев был чрезвычайно крепким человеком, и силу свою соизмерять не привык. Наступил январь 1980 года, и ЦКБ должно было представить рабочую модель пассажирского экраноплана к Московской олимпиаде. Испытывать ее предполагалось на базе в Чкаловске (Горьковская область). Несколько человек выкатывали машину из ангара, и среди них был Алексеев. Помощники кинулись расчищать снег, перекрывавший путь к реке, а когда дорога освободилась, кто-то крикнул: «Отпускай!» Будучи уже немолодым человеком, Алексеев не расслышал крика, руки не убрал, и вся тяжесть аппарата пришлась на него. Травма казалась нетяжелой, и, как говорится, ничто не предвещало беды, но вскоре конструктора пришлось госпитализировать с острыми болями. Выяснилось, что Алексеев попросту надорвался – это привело к перитониту и его скорой смерти.
Р.Е. Алексеев (1916-1980)
Ростиславу Алексееву не суждено было знать, что детище его «третьей жизни» в 1984 году было принято на вооружение ВМС СССР. Экранопланы «Орленок», а потом и «Лунь» должны были строиться серией, доходящей до ста двадцати экземпляров, но «орлят» успели поставить в строй всего четыре штуки, а «Лунь», выпущенный в 1985 году, остался и вовсе в одиночном образце. Грянувшая вскоре перестройка и последовавший за ней распад СССР надолго похоронили экранопланы вместе с «Бураном» и многими другими фантастическими разработками советских конструкторов. Но, как известно, мысль материальна, а мысль гения, каким был Алексеев, имеет твердость алмаза. Уже в наши дни в России было принято решение о расконсервации проектов экраноплана, и «орлята» должны вновь встать на крыло. Что из этого выйдет – покажет время.
Трагедия гения: почему разработки Ростислава Алексеева вызывают восхищение по всему миру
К 800‑летию Нижнего Новгорода мы продолжаем изучать историю региона по публикациям в прессе. Сегодня завершаем наш рассказ о легендарном нижегородском конструкторе Ростиславе Алексееве, разработки которого до сих пор вызывают восхищение по всему миру.
Назойливый учёный
В 1968 году «Ростислава Евгеньевича снимают с поста начальника ЦКБ (запланированная акция партийных недоброжелателей), но оставляют в его подчинении сверхсекретное направление по экранопланам. … Москва давно хочет избавиться от назойливого «гения», как его называют в министерских кабинетах» (журнал Yachting, сентябрь-октябрь 2015). Как отмечается во многих публикациях, от закрытия проектов Алексеева спасал секретарь ЦК КПСС, курировавший оборонные отрасли, впоследствии министр обороны СССР Дмитрий Фёдорович Устинов.
Нередко отмечается, что виновником опалы и косвенным виновником гибели Ростислава Алексеева является Борис Бутома, министр судостроительной промышленности СССР, герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, прошедший путь от слесаря до министра.
Очевидно, что Бутома недолюбливал Алексеева, но дело здесь несколько сложнее: объективно у Алексеева было много недоброжелателей, возникновение которых во многом объясняет его послужной список.
Карьера феерическая: в 27 лет – руководитель секретной лаборатории по разработке собственного научно-технического направления, в 35 – Сталинская премия, в 41 год – спуск на воду первой «Ракеты», в 42 года – начальник большого коллектива СКБ по СПК, в 46 лет – Ленинская премия, защита учёной степени доктора наук, принимается программа по экранопланостроению.
Обгоняя время
Следует отметить, что все демонстрации, организованные Алексеевым, пользовались колоссальным успехом, и после них разработки коллектива, возглавляемого им, получали новый импульс развития. При этом Алексеев нарушал субординацию и через голову начальства «решал вопросы на самом верху». Такие темпы возможны при наличии авторитета и строгой дисциплины. В некоторых публикациях проскальзывает мысль о том, что Алексеев был строгим руководителем. К этому надо добавить, что у гениев нередко сложный характер – вспомним Генри Форда и Эдисона, Караваджо и Репина, Паганини и Вагнера.
Такие темпы, такие успехи и такое поведение не могли не породить большого количества завистников. Каждый из них делал свой вклад в создание проблем, и любой проступок давал им возможность как-то притормозить активность «капризного гения». Очевидно, что злоключения Алексеева и его сподвижников не ограничиваются влиянием Бутомы: после кончины последнего ещё три года Алексеев возглавлял очень небольшой коллектив и не смог возродиться в своём прежнем статусе.
Есть ещё одно обстоятельство, на которое многие не обращают внимания. В ряде статей говорится о том, что «американский конструктор экранопланов Стивен Хукер сказал про работы ЦКБ Алексеева: «Они опередили нас на 30 лет!» Но в них не отмечается, что данный специалист произнёс эти слова после посещения группой американских сотрудников ЦРУ ранее секретной базы на Каспийском море. Необходимо добавить, что в 1960–1980‑х годах в иностранной технической прессе публикуется масса статей, доказывающих бесперспективность работ по экранопланам. Нам представляется, что отстранение Алексеева от работ, связанных с доказавшими свою перспективность СПК, и оставление за ним малоперспективных, по мнению людей, доверяющих этим солидным зарубежным публикациям, секретных разработок по экранопланам укладывается в эту логику.
Конструктор «летучих кораблей». Гений и трагедия Ростислава Алексеева
Страшный сон американских адмиралов
Группа кораблей американского флота во главе с авианосцем несёт боевую службу в Мировом океане. Радары не фиксируют каких-либо угроз, и на американских кораблях царит спокойствие. Его нарушает внезапное визуальное обнаружение цели на горизонте — то ли корабля, несущегося с невероятной скоростью, то ли самолёта, буквально скользящего над поверхностью.
Неопознанная цель на глазах вырастает в громадный «летучий корабль». На авианосце объявлена тревога, но поздно — «чужой» выполняет ракетный залп, и через несколько десятков секунд объятая пожарами и разорванная на части гордость флота уходит на дно. И последнее, что видят в своей жизни гибнущие моряки, — стремительно уходящая за горизонт тень неведомого и страшного врага.
Такие или примерно такие кошмары мучили по ночам американских военачальников, имевших информацию о секретном оружии СССР — ударном экраноплане «Лунь» проекта 903.
Экраноплан длиной более 73 метров и высотой почти 20 метров мог перемещаться со скоростью до 500 км в час над поверхностью воды на высоте около 4 метров. На его вооружении находились противокорабельные ракеты «Москит», позволявшие наносить кораблям противника максимальный ущерб. «Лунь» получил прозвище «убийца авианосцев».
В погоне за скоростью
Ростислав Алексеев родился 18 декабря 1916 года в городе Новозыбкове Черниговской губернии, в семье учительницы и агронома. В 1935 году Ростислав поступил в Горьковский индустриальный институт имени Жданова на кораблестроительный факультет.
Будущий кораблестроитель в студенческие годы увлекался парусным спортом. Молодой человек задумался над тем, как увеличить скорость движения по воде.
Ещё в самом начале эры авиации лётчики и конструкторы обратили внимание на так называемый экранный эффект — резкое увеличение подъёмной силы крыла и других аэродинамических характеристик летательного аппарата при полёте вблизи экранирующей поверхности (воды, земли и т. д.).
Инженеры искали способы использовать этот эффект на практике.
Ростислав Алексеев пришёл к выводу, что путь к увеличению скорости движения на поверхности воды лежит через уменьшение площади контакта судна с водной средой.
Начинал молодой конструктор с идеи судна на подводных крыльях. Именно такой корабль стал для Алексеева темой его дипломного проекта, который он защищал в 1941 году.
Защита, состоявшаяся в июле 1941 года, проходила при закрытых дверях. Тема проекта Алексеева в условиях начавшейся войны была более чем актуальной — «Скоростной катер на подводных крыльях». Идея скоростного боевого катера для нужд ВМФ СССР получила высокую оценку.
Молодого инженера отправили на завод «Красное Сормово», где в 1942 году Алексеев получил помещения и специалистов для работы по созданию боевых катеров на малопогруженных подводных крыльях.
Создать уникальные боевые катера до окончания войны Алексеев не успел, однако его модели были признаны весьма перспективными. Работу конструктора и его подчинённых в 1951 году отметили Сталинской премией второй степени.
«Ракета», покорившая мир
В 1951 году военные наработки молодого конструктора преобразуются для нужд гражданского судостроения. КБ Алексеева начинает работу над пассажирским судном на воздушной подушке, получившим название «Ракета».
Первая «Ракета» была представлена в Москве во время Всемирного фестиваля молодёжи и студентов 1957 года. Пассажирское судно на подводных крыльях, по своей скорости на голову превосходившее все существовавшие на тот момент гражданские теплоходы, произвело в мире эффект разорвавшейся бомбы.
«Ракеты» шагнули далеко за пределы СССР. Их успешно эксплуатировали не только в странах социалистического лагеря, но и, так сказать, «в логове врага». Корабли Алексеева уверенно бороздили воды Великобритании, Канады, Германии, Финляндии и т. д.
Вслед за «Ракетой» были созданы и другие типы гражданских судов на подводных крыльях, такие как «Волга», «Метеор», «Комета», «Спутник», «Буревестник», «Восход».
За эту работу коллектив во главе с Ростиславом Алексеевым в 1962 году удостоился Ленинской премии.
«Каспийский монстр»
Но конструктор и не думал почивать на лаврах. Реализовав в полной мере идею судов на подводных крыльях, Алексеев переходит к работе над экранопланами — кораблями, парящими над водной гладью.
В 1962 году КБ Алексеева начало работу над проектом экраноплана «КМ» (корабль-макет). «КМ» имел действительно гигантские размеры — размах крыла 37,6 м, длина 92 м, максимальная взлётная масса 544 тонны. До появления самолёта Ан-225 «Мрия» это был самый тяжёлый летательный аппарат в мире.
Западные специалисты, получив снимок экспериментальной модели, назвали его «Каспийским монстром» (испытания проходили в Каспийском море).
Свой первый полёт «Каспийский монстр» совершил 18 октября 1966 года. Пилотировали его два лётчика, одним из которых был сам Ростислав Алексеев. Полёт прошёл успешно.
Испытания «КМ» продолжались в течение 15 лет. Новый «летучий корабль» имел массу достоинств, однако и недостатков хватало. По сути, «КМ» открывал совершенно новое направление на границе авиации и мореплавания, в котором ещё предстояло выработать свои законы и правила.
«Рубежное» положение экранопланов сказалось на их перспективах самым губительным образом. В ВВС полагали, что это корабль, а судостроители были убеждены, что речь идёт о самолёте. Алексеев своим необычным проектом вызывал раздражение у чиновников, ратовавших за классические формы развития кораблестроения.
От полного закрытия проекты Алексеева спасал главный куратор советской «оборонки», а впоследствии министр обороны СССР Дмитрий Устинов.
«Орлёнок» и опала
Помимо чиновных препон, были проблемы и с пилотами экранопланов. Лётчикам было крайне сложно привыкнуть к пилотажу, проходящему над самой поверхностью воды. Особенности экраноплана таковы, что «уронить» его в воду в горизонтальном полёте практически невозможно, даже если вовсе отпустить штурвал. Однако профессиональные привычки пилотов заставляли зачастую тянуть экраноплан вверх, выводя его «за пределы экрана», что становилось причиной аварий.
Каждая новая неудача чрезвычайно больно била как по идее экраноплана, так и по самому конструктору Алексееву. В 1968 году КБ, которое было создано им, разделили на два — по судам на подводных крыльях и по экранопланам. За Алексеевым оставили лишь второе направление.
В начале 1970-х годов Минобороны дало заказ КБ Алексеева на разработку десантного экраноплана для ВМФ, которому было присвоено кодовое название «Орлёнок». В 1974 году чиновники из Москвы буквально вынудили вывести Алексеева ещё «сырой» «Орлёнок» на ходовые испытания ещё до получения результатов статической проверки корпуса. Итогом этого стал отрыв хвостовой части корпуса во время испытаний. Алексеев, традиционно управлявший своим детищем в его первом полёте, сумел благополучно вернуть «Орлёнок» на базу. Никто не пострадал, зато самого Алексеева наказали по полной — его отстранили от разработки «Орлёнка», переведя на должность начальника отдела перспективного планирования.
Несмотря на это, отстранённый конструктор почти подпольно продолжал участвовать в работе над десантным экранопланом. В 1979 году «Орлёнок» был принят на вооружение ВМФ СССР. Этот десантный экраноплан мог взлетать при высоте волн до 2 метров и развивать скорость 400–500 км/час. Взяв на борт до 200 морских пехотинцев с полным вооружением или две боевые машины (танк, БТР, БМП), «Орлёнок» мог перебросить их на расстояние до 1500 км.
Конструктора погубило его детище
Всего было создано три боевых «Орлёнка», на их базе была сформирована 11-я отдельная авиагруппа непосредственного подчинения Главному штабу морской авиации. Эта серия должна была стать установочной, а всего в ВМФ СССР должно было встать на боевую службу 120 десантных экранопланов.
Несмотря на опалу, Алексеев продолжал много работать — шли испытания пассажирского экраноплана, продолжалась разработка ударной модели, вооружённой ракетами…
В январе 1980 года в Чкаловске проходили испытания пассажирской модели экраноплана. Его помощники расчистили ледяной завал и сказали, что можно отпускать модель. Что именно произошло в тот момент, доподлинно не ясно. Но Алексеев каким-то образом принял на себя часть веса 800-килограммового аппарата.
Сначала казалось, что этот инцидент на здоровье 63-летнего конструктора не повлиял — Алексеев благополучно доработал испытательный день. Но на следующее утро он стал жаловаться на боли в боку. Врачи поначалу затруднялись с диагнозом. Так прошло ещё два дня, после чего Алексеев потерял сознание. В ходе экстренной операции медики установили, что конструктор получил травмы во время инцидента на испытаниях — то, что в народе обычно определяют словом «надорвался». За прошедшие дни развился перитонит. Медикам пришлось провести три операции и, казалось, справиться с бедой. Но начались осложнения, и 9 февраля 1980 года Ростислава Евгеньевича Алексеева не стало.
Прошлое и будущее
Ударный экраноплан «Лунь», замысел которого принадлежал Алексееву, был спущен на воду летом 1986 года, а в 1991 году был официально принят на вооружение, войдя в состав Каспийской флотилии.
«Лунь» так и остался единственным ударным экранопланом ВМФ сначала СССР, а затем России. После смерти в 1984 году Дмитрия Устинова его преемник на посту министра обороны СССР Сергей Соколов свернул программу строительства военных экранопланов, посчитав данный вид вооружений неперспективным. А когда с распадом Советского Союза российскую армию накрыло тотальное безденежье, то революционные идеи Ростислава Алексеева и вовсе были преданы забвению.
В 2007 году экранопланы были окончательно списаны из состава ВМФ. Тогда же наиболее уцелевший экземпляр десантного «Орлёнка» был отбуксирован по Волге в Москву, где был установлен в музее ВМФ.
Спор о том, есть ли у экранопланов будущее в XXI веке, продолжается и по сей день. За спорами незаметно выяснилось, что боевые экранопланы малого водоизмещения появились на вооружении Ирана и Китая. Китайцы в скором времени намереваются представить десантный экраноплан, рассчитанный на 200 морских пехотинцев.
Что нужно России?
В России в настоящее время ведутся работы над пассажирскими экранопланами малого водоизмещения, а идеи создания военных машин подобного типа натыкаются на такое же сопротивление чиновников разного ранга, как и при жизни Ростислава Алексеева.
Вот ведь какая странная штука получается — в нашей стране с лёгкостью выделяются миллиарды на покупку у Франции вертолётоносцев «Мистраль», а свои собственные уникальные разработки с такой же лёгкостью отправляются в корзину или хоронятся путём бесконечных согласований.
А ведь только при опоре на свои идеи и на свои рабочие руки мы можем гарантировать независимость страны.
И Ростислав Евгеньевич Алексеев понимал это, как никто другой.