алексеев конструктор судов на подводных крыльях биография
Ростислав Алексеев
Биография
Дорога жизни Ростислава Алексеева, «отца» судов на подводных крыльях, экранопланов и экранолетов, пролегала по водам и против течения. Невзирая на бушующую Великую Отечественную войну, козни властей и зависть недоброжелателей, он конструировал, переоборудовал, испытывал крылатые корабли. Изобретения Ростислава Евгеньевича до сих пор форсируют водоемы России и используются как прототипы в зарубежных странах.
Детство и юность
Кораблестроитель родился 18 декабря 1916 года в Новозыбкове Черниговской губернии Российской империи. Сейчас это город Брянской области.
Живость ума, прозорливость и целеустремленность Ростислав Алексеев унаследовал от отца и матери — агронома, члена Академии наук Белорусской ССР Евгения Кузьмича и учительницы русского языка Серафимы Павловны.
Таланты родителей передались и остальным детям. Анатолий, старший брат Ростислава, пропавший без вести в 1941 году, трудился радиоинженером. Сестры Галина и Маргарита тоже занимались точными науками: одна стала кандидатом физико-математических наук, другая — архитектором.
Страсть к покорению водных просторов в Ростиславе Алексееве проснулась еще в детстве. В 14 лет он смастерил свою первую лодку – совсем простенькую, но без труда держащуюся на волнах. В 16 лет «родилась» яхта. А самое ценное изобретение раннего периода биографии Ростислава Алексеева — яхта-швертбот «Пират», собранная в 1935 году для любительской регаты.
В парусном спорте Ростислав остался надолго. Яхты для соревнований он мастерил сам, чем особенно изумлял жюри. «Самопальные» суда ничуть не уступали по скорости и маневренности дорогостоящим плавучим сооружениям соперников, а во многом даже превосходили.
В 1933 году семья Алексеевых переехала в Горький. Сейчас этот город называется Нижний Новгород.
Альма-матер Ростислава Алексеева стал Горьковский индустриальный институт им. А. А. Жданова. В октябре 1941 года он защитил диплом по теме «Глиссер на подводных крыльях» и стал инженером-кораблестроителем. Уже тогда, в 25 лет, парень мечтал создавать крылатые корабли.
Личная жизнь
С Мариной, своей будущей женой, Ростислав Алексеев познакомился в студенчестве. Он избрал путь кораблестроителя, а она училась на химическом факультете. 6 июня 1941 года молодые люди сыграли свадьбу и с тех пор не расставались.
Артём Быстров и Полина Воробьёва в ролях Ростислава Алексеева и жены Марины (кадр из сериала «Обгоняя время»)
Личная жизнь Ростислава и Марины Алексеевых сначала была сплошной трагедией. Умирали их дети — один во время родов, другой совсем младенцем от порока сердца. 8 мая 1944 года на свет появилась дочь Татьяна. Ее здоровье тоже вызывало серьезные опасения, но малышка выжила. Позже родился сын Евгений.
Карьера
Война обошла Ростислава Алексеева стороной. Но это не значит, что он ничего не делал для соотечественников. В ноябре 1941 года народный комиссар Военно-морского флота СССР получил чертежи судна на подводных крыльях (СПК), назначение которого — истреблять подводные лодки. Идея показалась ему слабой. Но Ростислав не терял надежду пустить свои наработки в производство. Он вывозил опытные образцы в Волгу, укреплял крылья, вновь и вновь выверял устойчивость судна.
На стороне Ростислава Алексеева оказалось руководство завода «Красный Сормов», где в военные годы вместо кораблей собирали танки. Несмотря на загруженность производства, конструктору выделили 2 часа в день на создание своего СПК. Итоговый образец спустили на воду в апреле 1943 года. Он развивал скорость до 30 км/ч.
Ни одно изобретение Ростислава Алексеева не допустили в помощь Красной армии, хотя он регулярно предлагал чертежи и идеи. Может, это и к лучшему: изобретателю больше нравилось проектировать «мирные» корабли. Власть, правда, не позволяла.
В 1954 году предложение Ростислава Алексеева о создании пассажирского катера на подводных крыльях встретило категорический отказ. А затем еще раз. И снова. Создавалось впечатление, что «верхушке» не нравились не идеи Ростислава Евгеньевича, а он сам. Но, несмотря на козни Министерства судостроительной промышленности СССР, 8 мая 1957 года на воду встал теплоход «Ракета» вместимостью до 66 человек.
Конструктор Алексеев.
Комментарии 22
Товарищ Алексеев один из тех о ком нужно рассказывать детям. Этот человек — гордость нашего народа!
Но для меня наиболее весомыми его творениями представляются СПК. На мой взгляд это были самые красивые и необычные суда из всех что я видел.
Учился в НГТУ им Алексеева (политех). Сам живу в 25 м от Нижнего Новгорода мне 30 т.е. почти молодежь))) Но поверьте Ростислава Евгеньевича знает половина молодежи моего региона и почти все из окружения. Вот так.
Это очень хорошо! Таких людей молодёж должна знать!
Незаслуженно забытый гений, первопроходец и патриот! Горькро осознавать то, что нас заставляют забывать своих гениев и преклоняться пред чужими!
Надо делать все что бы помнили!
самый простой способ писать об этом! Надо что бы молодежь знала наших инженеров
А много здесь молодёжи? И нужно ли им это? Однажды у моего подчиненного индуса, 3-но механика, спросил про «кометы», «метеоры, «ракеты» и он мне ответил, что это русский придумал! Дело в том, что при развале СССР практически все действующие СПК и СВП были проданы в Индию и Грецию. Куда ушли технологии не знаю. В Грецию вероятно, потому что там сейчас самый современный скоростной флот на ПК! Но индус знал кто создал это, т.к. наши суда по сей день эксплуатируют в Индии. А у на даже студенты и молодые преподаватели судоводительских факультетов не знают об этом. А фамилия Алексеева вообще не известна.
В честь Алексеева назван Государственный Технический Университет в Нижнем Новгороде. Так что поверьте, есть молодёж, которая в курсе. И поверьте, те, кто интересуется техникой — в курсе. И знают о Грачеве, Липгарте, Соловьеве, Морозове и др.
Значит не все ещё потеряно для России. Это реально радует!
А много здесь молодёжи? И нужно ли им это? Однажды у моего подчиненного индуса, 3-но механика, спросил про «кометы», «метеоры, «ракеты» и он мне ответил, что это русский придумал! Дело в том, что при развале СССР практически все действующие СПК и СВП были проданы в Индию и Грецию. Куда ушли технологии не знаю. В Грецию вероятно, потому что там сейчас самый современный скоростной флот на ПК! Но индус знал кто создал это, т.к. наши суда по сей день эксплуатируют в Индии. А у на даже студенты и молодые преподаватели судоводительских факультетов не знают об этом. А фамилия Алексеева вообще не известна.
Скажу Вам следующее что более 40 единиц Метеоров эксплуатирует Северозападное пароходство, на большей части уже установлены моторы МАN, Патриархия Валаама эксплуатирует три Метеора, в Н.Новгороде не скажу сколько но более 25 Метеоров в эксплуатации, Сам лично пользуюсь маршрутом Метеора 218 от Ярославля до Брейтово!
Знаю что в Новороссийске так же есть эти суда.
В Астраханской области их было много, точными данными не обладаю. Сейчас ни одной нет! Был завод имени Урицкого, строившийся Зарю и Зарницы. Сьроившие!Сейчас там Торговый Центр, в цехах! В Новороссе бываю ежегодно, крайний раз две недели назад, «Комет» не видел, ни одной! По крайней мере в море! Может у причала есть? Не знаю. И кстати, где им сейчас делают и для кого?
Скажу Вам следующее что более 40 единиц Метеоров эксплуатирует Северозападное пароходство, на большей части уже установлены моторы МАN, Патриархия Валаама эксплуатирует три Метеора, в Н.Новгороде не скажу сколько но более 25 Метеоров в эксплуатации, Сам лично пользуюсь маршрутом Метеора 218 от Ярославля до Брейтово!
Знаю что в Новороссийске так же есть эти суда.
В Нижнем Новгороде в эксплуатации больше нет метеоров и ракет((( Хотя по горе морю может еще и ходит один, но что то не вижу последнее время
стыдно и горько, что не уберегли такое наследие.
В 1982 году видел этого монстра на Каспии. В Каспийске проходил кубок по дзю до, и нас командой катали по морю. Там и видел
Видел такое на Каспии.
Что мы могли! А сейчас опять «до основания, а затем…» только новое героическим трудом?! Когда прижмет.
Этим и кончится. Впереди нас ждёт восстановление страны. Новая индустриализация и прочее. Но начать придётся с другого…
эту бы технику, да с применением авиационных материалов и технологий, хотя и так от неё в своё время шорох был неслабый, если бы не недальновидность правящих идиотов да подковёрные игры
Ростислав Евгеньевич многократно обогнал время, я бы даже сказал родился не в то время! не готова наша страна была к тому что творил Алексеев. Конечно мы до сих пор не оценили его работу и идеи, почему так вышло? не понятно, очень жаль что все сложилось именно так!
Лично для меня это человек в моем списке изобретателей стоит на первом месте.
Я тоже считаю его гением!
Ростислав Евгеньевич многократно обогнал время, я бы даже сказал родился не в то время! не готова наша страна была к тому что творил Алексеев. Конечно мы до сих пор не оценили его работу и идеи, почему так вышло? не понятно, очень жаль что все сложилось именно так!
Лично для меня это человек в моем списке изобретателей стоит на первом месте.
Страна была вполне готова. И куда более сложную технику осваивали в производстве, в космос уже летали! Не готова оказалась только куча высокопоставленных бюрократов, которым Алексеев и ему подобные мешали вести тихую размеренную жизнь. Плюс дуболомы из ВМФ, среди их требований как апофеоз абсурда было требование о наличии на экранопланах якорей и механизмов их выдачи с якорными цепями, как на обычных судах! В результате непокорного Алексеева, отказывавшегося претворять в жизнь весь этот бред и не желавшего «не высовываться», просто затравили.
Точно также травили и гноили и Грачёва, перешедшего со своими колёсными вездеходами дорогу «гусеничникам», но у него был мощнейший заступник, «отец советской космонавтики» Сергей Павлович Королёв. И то у Грачёва инфаркт следовал за инфарктом. А у Алексеева такого «щита» не было, поэтому его просто «сожрали»…
Конструктор «летучих кораблей». Гений и трагедия Ростислава Алексеева
Страшный сон американских адмиралов
Группа кораблей американского флота во главе с авианосцем несёт боевую службу в Мировом океане. Радары не фиксируют каких-либо угроз, и на американских кораблях царит спокойствие. Его нарушает внезапное визуальное обнаружение цели на горизонте — то ли корабля, несущегося с невероятной скоростью, то ли самолёта, буквально скользящего над поверхностью.
Неопознанная цель на глазах вырастает в громадный «летучий корабль». На авианосце объявлена тревога, но поздно — «чужой» выполняет ракетный залп, и через несколько десятков секунд объятая пожарами и разорванная на части гордость флота уходит на дно. И последнее, что видят в своей жизни гибнущие моряки, — стремительно уходящая за горизонт тень неведомого и страшного врага.
Такие или примерно такие кошмары мучили по ночам американских военачальников, имевших информацию о секретном оружии СССР — ударном экраноплане «Лунь» проекта 903.
Экраноплан длиной более 73 метров и высотой почти 20 метров мог перемещаться со скоростью до 500 км в час над поверхностью воды на высоте около 4 метров. На его вооружении находились противокорабельные ракеты «Москит», позволявшие наносить кораблям противника максимальный ущерб. «Лунь» получил прозвище «убийца авианосцев».
В погоне за скоростью
Ростислав Алексеев родился 18 декабря 1916 года в городе Новозыбкове Черниговской губернии, в семье учительницы и агронома. В 1935 году Ростислав поступил в Горьковский индустриальный институт имени Жданова на кораблестроительный факультет.
Будущий кораблестроитель в студенческие годы увлекался парусным спортом. Молодой человек задумался над тем, как увеличить скорость движения по воде.
Ещё в самом начале эры авиации лётчики и конструкторы обратили внимание на так называемый экранный эффект — резкое увеличение подъёмной силы крыла и других аэродинамических характеристик летательного аппарата при полёте вблизи экранирующей поверхности (воды, земли и т. д.).
Инженеры искали способы использовать этот эффект на практике.
Ростислав Алексеев пришёл к выводу, что путь к увеличению скорости движения на поверхности воды лежит через уменьшение площади контакта судна с водной средой.
Начинал молодой конструктор с идеи судна на подводных крыльях. Именно такой корабль стал для Алексеева темой его дипломного проекта, который он защищал в 1941 году.
Защита, состоявшаяся в июле 1941 года, проходила при закрытых дверях. Тема проекта Алексеева в условиях начавшейся войны была более чем актуальной — «Скоростной катер на подводных крыльях». Идея скоростного боевого катера для нужд ВМФ СССР получила высокую оценку.
Молодого инженера отправили на завод «Красное Сормово», где в 1942 году Алексеев получил помещения и специалистов для работы по созданию боевых катеров на малопогруженных подводных крыльях.
Создать уникальные боевые катера до окончания войны Алексеев не успел, однако его модели были признаны весьма перспективными. Работу конструктора и его подчинённых в 1951 году отметили Сталинской премией второй степени.
«Ракета», покорившая мир
В 1951 году военные наработки молодого конструктора преобразуются для нужд гражданского судостроения. КБ Алексеева начинает работу над пассажирским судном на воздушной подушке, получившим название «Ракета».
Первая «Ракета» была представлена в Москве во время Всемирного фестиваля молодёжи и студентов 1957 года. Пассажирское судно на подводных крыльях, по своей скорости на голову превосходившее все существовавшие на тот момент гражданские теплоходы, произвело в мире эффект разорвавшейся бомбы.
«Ракеты» шагнули далеко за пределы СССР. Их успешно эксплуатировали не только в странах социалистического лагеря, но и, так сказать, «в логове врага». Корабли Алексеева уверенно бороздили воды Великобритании, Канады, Германии, Финляндии и т. д.
Вслед за «Ракетой» были созданы и другие типы гражданских судов на подводных крыльях, такие как «Волга», «Метеор», «Комета», «Спутник», «Буревестник», «Восход».
За эту работу коллектив во главе с Ростиславом Алексеевым в 1962 году удостоился Ленинской премии.
«Каспийский монстр»
Но конструктор и не думал почивать на лаврах. Реализовав в полной мере идею судов на подводных крыльях, Алексеев переходит к работе над экранопланами — кораблями, парящими над водной гладью.
В 1962 году КБ Алексеева начало работу над проектом экраноплана «КМ» (корабль-макет). «КМ» имел действительно гигантские размеры — размах крыла 37,6 м, длина 92 м, максимальная взлётная масса 544 тонны. До появления самолёта Ан-225 «Мрия» это был самый тяжёлый летательный аппарат в мире.
Западные специалисты, получив снимок экспериментальной модели, назвали его «Каспийским монстром» (испытания проходили в Каспийском море).
Свой первый полёт «Каспийский монстр» совершил 18 октября 1966 года. Пилотировали его два лётчика, одним из которых был сам Ростислав Алексеев. Полёт прошёл успешно.
Испытания «КМ» продолжались в течение 15 лет. Новый «летучий корабль» имел массу достоинств, однако и недостатков хватало. По сути, «КМ» открывал совершенно новое направление на границе авиации и мореплавания, в котором ещё предстояло выработать свои законы и правила.
«Рубежное» положение экранопланов сказалось на их перспективах самым губительным образом. В ВВС полагали, что это корабль, а судостроители были убеждены, что речь идёт о самолёте. Алексеев своим необычным проектом вызывал раздражение у чиновников, ратовавших за классические формы развития кораблестроения.
От полного закрытия проекты Алексеева спасал главный куратор советской «оборонки», а впоследствии министр обороны СССР Дмитрий Устинов.
«Орлёнок» и опала
Помимо чиновных препон, были проблемы и с пилотами экранопланов. Лётчикам было крайне сложно привыкнуть к пилотажу, проходящему над самой поверхностью воды. Особенности экраноплана таковы, что «уронить» его в воду в горизонтальном полёте практически невозможно, даже если вовсе отпустить штурвал. Однако профессиональные привычки пилотов заставляли зачастую тянуть экраноплан вверх, выводя его «за пределы экрана», что становилось причиной аварий.
Каждая новая неудача чрезвычайно больно била как по идее экраноплана, так и по самому конструктору Алексееву. В 1968 году КБ, которое было создано им, разделили на два — по судам на подводных крыльях и по экранопланам. За Алексеевым оставили лишь второе направление.
В начале 1970-х годов Минобороны дало заказ КБ Алексеева на разработку десантного экраноплана для ВМФ, которому было присвоено кодовое название «Орлёнок». В 1974 году чиновники из Москвы буквально вынудили вывести Алексеева ещё «сырой» «Орлёнок» на ходовые испытания ещё до получения результатов статической проверки корпуса. Итогом этого стал отрыв хвостовой части корпуса во время испытаний. Алексеев, традиционно управлявший своим детищем в его первом полёте, сумел благополучно вернуть «Орлёнок» на базу. Никто не пострадал, зато самого Алексеева наказали по полной — его отстранили от разработки «Орлёнка», переведя на должность начальника отдела перспективного планирования.
Несмотря на это, отстранённый конструктор почти подпольно продолжал участвовать в работе над десантным экранопланом. В 1979 году «Орлёнок» был принят на вооружение ВМФ СССР. Этот десантный экраноплан мог взлетать при высоте волн до 2 метров и развивать скорость 400–500 км/час. Взяв на борт до 200 морских пехотинцев с полным вооружением или две боевые машины (танк, БТР, БМП), «Орлёнок» мог перебросить их на расстояние до 1500 км.
Конструктора погубило его детище
Всего было создано три боевых «Орлёнка», на их базе была сформирована 11-я отдельная авиагруппа непосредственного подчинения Главному штабу морской авиации. Эта серия должна была стать установочной, а всего в ВМФ СССР должно было встать на боевую службу 120 десантных экранопланов.
Несмотря на опалу, Алексеев продолжал много работать — шли испытания пассажирского экраноплана, продолжалась разработка ударной модели, вооружённой ракетами…
В январе 1980 года в Чкаловске проходили испытания пассажирской модели экраноплана. Его помощники расчистили ледяной завал и сказали, что можно отпускать модель. Что именно произошло в тот момент, доподлинно не ясно. Но Алексеев каким-то образом принял на себя часть веса 800-килограммового аппарата.
Сначала казалось, что этот инцидент на здоровье 63-летнего конструктора не повлиял — Алексеев благополучно доработал испытательный день. Но на следующее утро он стал жаловаться на боли в боку. Врачи поначалу затруднялись с диагнозом. Так прошло ещё два дня, после чего Алексеев потерял сознание. В ходе экстренной операции медики установили, что конструктор получил травмы во время инцидента на испытаниях — то, что в народе обычно определяют словом «надорвался». За прошедшие дни развился перитонит. Медикам пришлось провести три операции и, казалось, справиться с бедой. Но начались осложнения, и 9 февраля 1980 года Ростислава Евгеньевича Алексеева не стало.
Прошлое и будущее
Ударный экраноплан «Лунь», замысел которого принадлежал Алексееву, был спущен на воду летом 1986 года, а в 1991 году был официально принят на вооружение, войдя в состав Каспийской флотилии.
«Лунь» так и остался единственным ударным экранопланом ВМФ сначала СССР, а затем России. После смерти в 1984 году Дмитрия Устинова его преемник на посту министра обороны СССР Сергей Соколов свернул программу строительства военных экранопланов, посчитав данный вид вооружений неперспективным. А когда с распадом Советского Союза российскую армию накрыло тотальное безденежье, то революционные идеи Ростислава Алексеева и вовсе были преданы забвению.
В 2007 году экранопланы были окончательно списаны из состава ВМФ. Тогда же наиболее уцелевший экземпляр десантного «Орлёнка» был отбуксирован по Волге в Москву, где был установлен в музее ВМФ.
Спор о том, есть ли у экранопланов будущее в XXI веке, продолжается и по сей день. За спорами незаметно выяснилось, что боевые экранопланы малого водоизмещения появились на вооружении Ирана и Китая. Китайцы в скором времени намереваются представить десантный экраноплан, рассчитанный на 200 морских пехотинцев.
Что нужно России?
В России в настоящее время ведутся работы над пассажирскими экранопланами малого водоизмещения, а идеи создания военных машин подобного типа натыкаются на такое же сопротивление чиновников разного ранга, как и при жизни Ростислава Алексеева.
Вот ведь какая странная штука получается — в нашей стране с лёгкостью выделяются миллиарды на покупку у Франции вертолётоносцев «Мистраль», а свои собственные уникальные разработки с такой же лёгкостью отправляются в корзину или хоронятся путём бесконечных согласований.
А ведь только при опоре на свои идеи и на свои рабочие руки мы можем гарантировать независимость страны.
И Ростислав Евгеньевич Алексеев понимал это, как никто другой.