алексеев р е конструктор краткая биография
Ростислав Алексеев
18 декабря 1916 года родился Ростислав Алексеев, кораблестроитель, создатель судов на подводных крыльях
Личное дело
Ростислав Евгеньевич Алексеев (1916 – 1980) родился в городе Новозыбков в семье агронома, заведующего опытной сельскохозяйственной станцией. С 1930 года жил в Нижнем Тагиле, где работал на радиоузле фабрично-заводского училища. С 1933 года его семья переехала в Горький, там Ростслав Алексеев поступил на рабфак, работая при этом чертежником и художником в разных учреждениях. С 1935 года стал студентом кораблестроительного факультета Горьковского индустриального института (ныне Нижегородский государственный технический университет, носящий его имя). Одновременно с учебой занимался парусным спортом, работал тренером, в 1939 – 1940 годах был председателем городской парусной секции. Разработал конструкцию вращающейся мачты для яхты и рассчитал обводы корпуса, сохраняющие симметрию при крене.
С третьего курса заинтересовался созданием судна на подводных крыльях и упорно работал над этим проектом. 1 октября 1941 года защитил дипломный проект на тему «Глиссер на подводных крыльях» и получил диплом инженера-кораблестроителя. Был направлен на завод «Красное Сормово» в Горьком. В годы войны завод был перепрофилирован на выпуск танков. Алексеев стал работать в ОТК на приемке готовых танков Т-34. В свободное время он готовил проект военного катера и строил его модель.
Уже спустя неделю работы на заводе Алексеев представил проект скоростного военного катера на подводных крыльях, но получил отказ, так как конструкцию сочли нереализуемой. Лишь в 1943 году главный конструктор завода Владимир Крылов дал Алексееву возможность работать над проектом первого судна на подводных крыльях. На заводе было создано специальное подразделение под названием «Гидролаборатория».
Уже в том же году были проведены первые испытания двухместного катера проекта А-4. После их успешного завершения руководство завода выделило помещения и людей для научно-исследовательской гидролаборатории (НИГЛ) и официально утвердило Ростислава Алексеева в качестве ее руководителя. Алексеев и его сотрудники стали работать над катером на подводных крыльях А-5. На испытаниях 1945 года он смог достичь скорости 85 км/ч. Чтобы показать возможности судов на подводных крыльях и привлечь внимание к разработкам лаборатории, Алексеев поплыл на катере КПК А-5 по Оке в Москву, в Наркомат судостроительной промышленности.
Лаборатория Алексеева продолжила работу над подводными крыльями для торпедного катера, вырабатывая оптимальный профиль крыла. На заводе лаборатории был построен бассейн, который позволял проводить испытания круглый год. Уже во второй половине 1947 года была разработана новая схема А-7, которая потом стала прообразом речных пассажирских судов на подводных крыльях. По этой же схеме был сделан торпедный катер 123К. В 1951 году Алексеев и его сотрудники получили Сталинскую премию за разработку проектов торпедных катеров
Параллельно с работой над торпедными катерами Алексеев в 1949 году создал проект первого речного пассажирского судна на малопогруженных крыльях. Но востребованы такие суда оказались лишь в середине 1950-х, когда было решено развивать скоростной речной транспорт. Лаборатория Алексеева превратилась в центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях завода «Красное Сормово». В том же году появилось знаменитое судно «Ракета». Первый рейс «Ракета-1» совершила 25 августа 1957 года, преодолев 420 километров от Горького до Казани за семь часов. За «Ракетой» последовали «Метеор», «Комета», «Спутник», «Беларусь», «Вихрь», «Буревестник», «Колхида» и «Восход». Среди них были как морские, так и речные суда. Вместимость достигала 150 пассажиров («Буревестник»). В 1962 году группа конструкторов во главе с Ростиславом Алексеевым получила Ленинскую премию за создание пассажирских судов на подводных крыльях.
В 1960-х – 70-х годах конструкторское бюро Ростислава Алексеева работало над проектами экранопланов. В 1966 году был спущен на воду экраноплан КМ, в 1973 была завершена разработка транспортно-десантного экраноплана «Орленок».
В январе 1980 года Ростислав Алексеев получил травмы при спуске на воду новой модели пассажирского экраноплана. 17 января он был госпитализирован и после двух операций скончался 9 февраля 1980 года. Похоронен конструктор на Бугровском кладбище в Нижнем Новгороде.
Чем знаменит
Всемирную известность Ростиславу Алексееву принесли проекты судов на подводных крыльях. В них корпус судна при движении на высокой скорости приподнимается над водой и поддерживается в таком положении на специальных плоскостях («крыльях») за счет подъемной силы. За счет этого уменьшается влияние волн и энергозатраты при движении с высокой скоростью. Алексеев изобрел свою собственную конструкцию подводных крыльев – малопогруженные саморегулирующиеся, позднее принцип работы таких крыльев стали называть эффектом Алексеева.
Судам на малопогруженных подводных крыльях, созданным Ростиславом Алексеевым, удавалось достичь скорость в 140 километров в час, что считается труднодостижимым для такого типа судов, так как обычно на таких скоростях появляется эффект кавитации (кипения воды в зоне обтекания крыла), что ухудшает его гидродинамические свойства.
О чем надо знать
Также Ростислав Алексеев известен разработками экранопланов – летательных аппаратов, использующих «экранный эффект», то есть подъемную силу, возникающую из-за уплотнения воздуха под крылом. Этот эффект впервые заметили летчики в 1920-е годы, когда при посадке самолетов-монопланов с крыльями, закрепленными в нижней части фюзеляжа, в последний момент подъемная сила крыла вдруг увеличивалась. сначала экранный эффект приносил вред авиации, приводя к авариям при посадке. Но конструкторы довольно быстро стали пытаться его использовать. Ведь он позволял ставить на летательный аппарат куда менее мощный двигатель, но, тем не менее, получать значительную грузоподъемность. Но всё это, конечно, при низкой высоте полета, где эффект проявляется. Поэтому главной областью применения экранопланов стали полеты над тундрой, пустыней и конечно же над морем, то есть там, где нет значимых неровностей рельефа, мешающих полету на высоте 10 метров и менее. Ростиславом Алексеевым создан экспериментальный экраноплан КМ («Корабль-макет»), летавший на высотах 4-14 метров над Каспийским морем. Взлетная масса аппарата составляла 540 тонн, а крейсерская скорость – 430 км/ч. Затем были созданы летательные аппараты военного назначения: десантный экранолет «Орленок», и экраноплан-ракетоносец «Лунь». Потом появились малый экраноплан «Стриж», амфибийный катер-экраноплан «Волга-2». Был разработан проект экраноплана «Спасатель» на основе ракетоносца «Лунь».
Прямая речь
«Нередко случалось, что не только мы – студенты, но и преподаватели поражались глубине его вопросов, касавшихся существа, скажем, сопротивления воды движению судна, физики качки корабля или расчетов на прочность корпусных конструкций. Поэтому некоторые лекторы (Сизов – теория корабля, Маттес – прочность) уже тогда чувствовали в этом замкнутом, неуклюжем и спокойном парне незаурядную личность».
Из воспоминаний инженера-судостроителя Николая Беляева, однокурсника Ростислава Алексеева.
8 фактов о Ростиславе Алексееве
Материалы о Ростиславе Алексееве
Ростислав Алексеев: биография, творчество, карьера, личная жизнь
Ростислав Евгеньевич Алексеев – выдающийся советский конструктор, создатель судов на подводных крыльях и экранопланов. Он создал скоростной транспортный флот, равного которому до сих пор нет в мире. Доктор технических наук, лауреат Ленинской и Государственной премий. Он стоит в одном ряду с создателем ракет и космических кораблей Королевым, и советским авиаконструктором Туполевым.
Содержание статьи
Биография
Ростислав Евгеньевич Алексеев родился 18 декабря 1916 года в городе Новозыбкове Черниговской губернии (ныне Брянская область).
Его отец Евгений Кузьмич – ученый, который внес большой вклад в развитие сельскохозяйственной науки страны. Он занимался растениеводством, возглавлял опытную станцию по сельскому хозяйству. Он был профессором и академиком Белорусской Академии наук.
Мать Ростислава Серафима Павловна преподавала в школе русский язык и литературу.
В семье Алексеевых было четверо детей. Старшим братом Ростислава был Анатолий. Родители вместе с сестрами Галиной и Маргаритой ласково называли Ростислава «Ростиком».
В 1923 году мальчик пошел в первый класс в Новозыбковскую школу, в которой учился до 13 лет.
В конце 20-ых годов XX века в стране шли политические репрессии. По приказу Сталина арестовывали ни в чем неповинных людей. 29 сентября 1929 года по доносу был арестован отец Ростислава. Мальчика исключили из пионеров как сына «врага народа».
Мать Ростислава, чтобы спасти семью, отправила детей к родственникам, которые жили в разных городах Советского Союза. Затем она отправилась к месту ссылки мужа в Среднюю Азию. Ростислав стал жить у своего дяди в Нижнем Тагиле. Там юноша устроился работать на радиомонтажный завод в слесарный цех.
В 1933 году семья Алексеевых воссоединилась. Им было разрешено поселиться в городе Горьком (ныне Нижний Новгород). В это время Ростислав стал увлекаться парусным спортом. С юношеским задором он принимал участие в гонках и ловил ветер под парусами. Вместе с другом они построили яхту «Черный пират». Это увлечение стало знаковым в его судьбе.
В 1935 году Ростислав Алексеев поступил учиться в Горьковский индустриальный институт имени Жданова на кораблестроительный факультет. Будучи студентом, он возглавлял яхтенную секцию в институте. Юноша мечтал о создании водного транспорта высоких скоростей.
В 1942 году молодой специалист получил распределение на завод «Красное Сормово» в Горьком. Там он работал в цехе, где выпускались танки. В стенах этого завода появилось первое в мире судно на подводных крыльях. В 1945 году Алексеев выполнил поставленную перед ним задачу. В 1951 году за достигнутые успехи в кораблестроении конструкторскому бюро Алексеева и его руководителю была присуждена Сталинская премия.
В 1962 году Ростиславу Алексееву была присуждена Ленинская премия за создание судов на подводных крыльях.
В 1965 году талантливого ученого сняли с должности главного конструктора. Ему были предъявлены анонимные доносы, в которых содержались незаслуженные обвинения. Незадолго до этого Алексеев пригласил к себе на работу нескольких конструкторов из Зеленодольска. Директор конструкторского бюро Зеленодольска был назначен Министром промышленности. Он заставлял своих бывших подчиненных писать на Алексеева доносы. Знаменитого конструктора оставили работать в направлении экранопланов.
С 1975 по 1980 годы Р.Е.Алексеев разработал несколько моделей пассажирских экранопланов: «Волга-2», «Ракета-2», «Вихрь-2».
В 1980 году вручную на реку спускали экраноплан весом в полторы тонны. Один из сотрудников, оставив экраноплан, стал поправлять ворота ангара, которые закрылись от ветра. Аппарат сдвинулся с места и наехал на Ростислава Евгеньевича всей своей тяжестью. В больницу он попал с перитонитом, который вызвал осложнения. Он скончался утром 9 февраля 1980 года, не приходя в сознание. Р.Е. Алексеев похоронен в Нижнем Новгороде на Бугровском кладбище.
Посмертно Р.Е. Алексеев был удостоен Государственной премии в области судостроения.
Портрет Ростислава Алексеева висит в галерее Зала Славы Конгресса США среди выдающихся личностей, которые внесли огромный вклад в развитие цивилизации в XX веке.
Именем гениального конструктора назван Нижегородский государственный технический университет. Одна из площадей Нижнего Новгорода названа в его честь.
Выдающемуся конструктору в Нижнем Новгороде установлен памятник. В городе Чкаловске Нижегородской области есть «Музей скоростей», в котором собраны материалы о его личности.
Творчество
В жизни Ростислава Евгеньевича всегда присутствовала скорость. Он любил гонять на своем автомобиле, нередко нарушая правила дорожного движения.
С окончанием войны необходимость в боевых кораблях отпала. Стране были нужны суда для перевозки гражданского населения. Алексеев получил новую задачу: переоборудовать военный катер для использования его в мирных целях.
В мае 1957 года на Волге впервые была представлена «Ракета» на подводных крыльях. В это время в Москве проходил VI Международный фестиваль молодежи и студентов. Путь из Горького до Москвы «Ракета» прошла за 14 часов. Другим судам водного транспорта нужно было три дня, чтобы доплыть по Волге от Горького до столицы. Участники фестиваля с огромным восторгом встретили «Ракету». Они совершали на ней прогулки по Москве–реке. Первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев тоже с удовольствием прокатился на «Ракете».
Руководитель партии одобрил все проекты Р.Е. Алексеева. В 1959 году на заводе «Красное Сормово» начали серийный выпуск «Ракет». Конструкторское бюро Алексеева ежегодно создавало новую модель судна. Во время проведения первых испытаний «Ракеты» на них присутствовал создатель космических кораблей С.П. Королев. Всем судам давали названия, которые были связаны с космосом. После «Ракеты» был выпущен «Метеор», а затем «Комета» и «Спутник».
«Комета» стала самым удачным судном. Она шла со скоростью 60 км/ч и могла перевозить до 130 пассажиров.
Уже тогда идея о создании новой техники высоких скоростей не давала конструктору покоя. Он смотрел далеко в будущее и связывал перспективы развития судостроения с экранопланами.
Экраноплан имеет большое преимущество по сравнению с самолетом. Этот летательный аппарат обладает скоростью самолета, но его грузовая способность значительно выше. Он летит над гладью воды на высоте 2-3 метра. Это возможно благодаря экранному эффекту, когда между крылом и поверхностью воды возникает динамическая воздушная подушка.
На экраноплане летать для человека безопаснее, чем на самолете. В случае выхода из строя двигателей машина может опуститься на водную поверхность, несмотря на шторм. Преимущество экранопланов заключается в том, что им не нужны взлетно-посадочные полосы.
В 1961 году на реке Троца прошли первые испытания экраноплана. Конструктор управлял своим «детищем» сам. Он мастерски умел водить самолет, автомобиль, яхту.
Во время первого полета экраноплан развил скорость 200 км/ч. Это был огромный прорыв в будущее.
В 1966 году на Каспийском море прошли испытания экраноплана КМ (корабль–модель). За рубежом он получил прозвище Каспийский монстр. Благодаря успешному завершению испытаний, Алексеев приступил к дальнейшим проектам.
В 1967 году был построен гигантский экраноплан весом 500 тонн, который в длину достигал 100 метров и имел 10 моторов.
В 1974 году при испытании экраноплана «Орленок» произошло чрезвычайное происшествие: у него оторвало хвостовую часть. Р.Е. Алексеев на всех испытаниях всегда находился в кабине пилота. Он смог мгновенно принять правильное решение в аварийной ситуации. Включив двигатели на полную мощность, он посадил экраноплан.
Пилоты авиации, которые были свидетелями происходящего, говорили, что Алексеев достоин звания героя, ведь он спас и людей, и машину. Алексеева по приказу министра Бутомы перевели в рядовые конструкторы.
Руководству советской системы гениальный изобретатель был неудобен. Он решал все вопросы сам, минуя бюрократический аппарат. Чиновники не могли подчинить себе талантливого ученого. В это время в стране произошла смена власти. Н.С. Хрущева на посту Генерального секретаря ЦК КПСС сменил Л.И. Брежнев. Министерское начальство воспользовалось этим, чтобы снять Р.Е. Алексеева с должности.
Гонения на гениального изобретателя продолжались. Он получил запрет находиться на испытаниях летательных аппаратов, которые были им созданы. Знаменитый конструктор достойно переносил унижения. Ему пришлось пережить предательство бывших друзей, которые не подавали ему руки.
Ученый работал над усовершенствованием новых моделей экранопланов до последних лет своей жизни.
Личная жизнь
С будущей супругой Мариной Ростислав познакомился во время учебы в институте. Девушка училась на факультете химии курсом младше.
Они поженились перед самой войной 6 июня 1941 года. Затем стали жить с матерью Марины в ее квартире. Начало совместной жизни было для них трагическим. В тяжелые военные годы умерли двое их детей: в 1942 году первый ребенок умер при родах, а в 1943 году второй, в связи с тяжелым заболеванием – врожденным пороком сердца. Позже у них родились сын Евгений и дочь Татьяна.
Дом 45а по ул. Ульянова, в котором жил Алексеев и сейчас стоит в Нижнем Новгороде. В нем живут его дети, внуки и правнуки.
Выдающийся конструктор, создавший для страны технику, не имеющую мировых аналогов, жил в этой квартире со своей семьей и тещей до конца своих дней. Он никогда не просил для себя материальных благ.
У Татьяны Ростиславовны, дочери Р.Е. Алексеева, есть сыновья – Глеб и Михаил. Четверо детей Глеба и двое детей Михаила являются правнуками знаменитого изобретателя.
Ростислав Евгеньевич Алексеев — краткая биография
ФИО: | Алексеев Ростислав Евгеньевич |
Дата рождения: | 18 декабря 1916 г. |
Место рождения: | Новозыбков |
Знак зодиака: | Стрелец |
Деятельность: | Конструктор, кораблестроитель |
Дата смерти: | 9 февраля 1980 г. (63 года) |
Детство и юность
Будущий известный кораблестроитель Ростислав Евгеньевич Алексеев родился 5 декабря (18 декабря по григорианскому календарю) 1916 г. в г. Новозыбков. Его отец – Евгений Кузьмич Алексеев, растениевод и агрохимик, мать – Серафима Павловна Алексеевна, преподаватель в местной сельской школе. Родители Р. Е. Алексеева были из старообрядческих семей.
Любовь к кораблям и всем, что с ними связано, проявилась у мальчика уже в 14 лет. В этом возрасте он самостоятельно построил три лодки.
Когда мальчику было 16, он соорудил собственную яхту. В 1935 г. он построил вторую яхту – «Пират». После этого его заметили яхтсмены, и юношу приняли в секцию «Динамо». С тех пор он начал увлеченно заниматься парусным спортом.
У Ростислава Евгеньевича был старший брат, который работал радиоинженером. Он пропал без вести во время войны в 1941 г. Также у него была сестра Галина, ставшая кандидатом физико-математических наук. Еще одна сестра, Маргарита, стала архитектором.
Начальную школу будущий кораблестроитель окончил в родном городе Новозыбков. В 1930 г. он начал обучение в школе фабрично-заводского ученичества. В это время его отец находился в ссылке в Нижнем Тагиле.
В 1933 г. семья переехала в Горький (нынешний Нижний Новгород). Там Р. Е. Алексеев поступил на вечерний механо-машиностроительный рабочий факультет. В 1935 г. он начал обучение в Горьковском индустриальном институте им. Жданова на факультете кораблестроения.
Ростислав Алексеев в молодости
Краткая биография
Личная жизнь
В 1941 г. женой 24-летнего конструктора стала Марина Михайловна (в девичестве Духинова). Молодые люди познакомились в институте. У них не было собственного жилья, поэтому они жили у тещи.
Ростислав Евгеньевич и Марина Михайловна потеряли двоих детей: один скончался новорожденным, другой – от порока сердца. Затем у супругов родились дети Татьяна и Евгений. Позже у великого конструктора на свет появились внуки – Глеб и Михаил и правнучки – Мария и Яна.
Вывод
Р. Е. Алексеев прославился не только на родине, но и по всему миру. Он был великим конструктором и судостроителем. Он был прекрасным теоретиком и практиком, занимался парусным спортом, в котором также добился немалых высот. Он упорно работал и в предвоенные, и в суровые военные годы, и после войны. Его заслуги высоко оценивались современниками.
За свою жизнь он спроектировал большое количество судов. Он занимался проектированием судов параллельно с занятиями парусным спортом, а также был тренером. Алексеев был очень разносторонним человеком. Помимо занятий разнообразными видами спорта, он также занимался рисованием и даже посещал художественную студию. Конструктор сам занимался испытаниями своих судов.
С молодых лет он не боялся проявлять инициативу. Он был очень настойчив в своих экспериментах, спокойно реагируя на критику и отказы и продолжая свою работу.
Конструктор «летучих кораблей». Гений и трагедия Ростислава Алексеева
Страшный сон американских адмиралов
Группа кораблей американского флота во главе с авианосцем несёт боевую службу в Мировом океане. Радары не фиксируют каких-либо угроз, и на американских кораблях царит спокойствие. Его нарушает внезапное визуальное обнаружение цели на горизонте — то ли корабля, несущегося с невероятной скоростью, то ли самолёта, буквально скользящего над поверхностью.
Неопознанная цель на глазах вырастает в громадный «летучий корабль». На авианосце объявлена тревога, но поздно — «чужой» выполняет ракетный залп, и через несколько десятков секунд объятая пожарами и разорванная на части гордость флота уходит на дно. И последнее, что видят в своей жизни гибнущие моряки, — стремительно уходящая за горизонт тень неведомого и страшного врага.
Такие или примерно такие кошмары мучили по ночам американских военачальников, имевших информацию о секретном оружии СССР — ударном экраноплане «Лунь» проекта 903.
Экраноплан длиной более 73 метров и высотой почти 20 метров мог перемещаться со скоростью до 500 км в час над поверхностью воды на высоте около 4 метров. На его вооружении находились противокорабельные ракеты «Москит», позволявшие наносить кораблям противника максимальный ущерб. «Лунь» получил прозвище «убийца авианосцев».
В погоне за скоростью
Ростислав Алексеев родился 18 декабря 1916 года в городе Новозыбкове Черниговской губернии, в семье учительницы и агронома. В 1935 году Ростислав поступил в Горьковский индустриальный институт имени Жданова на кораблестроительный факультет.
Будущий кораблестроитель в студенческие годы увлекался парусным спортом. Молодой человек задумался над тем, как увеличить скорость движения по воде.
Ещё в самом начале эры авиации лётчики и конструкторы обратили внимание на так называемый экранный эффект — резкое увеличение подъёмной силы крыла и других аэродинамических характеристик летательного аппарата при полёте вблизи экранирующей поверхности (воды, земли и т. д.).
Инженеры искали способы использовать этот эффект на практике.
Ростислав Алексеев пришёл к выводу, что путь к увеличению скорости движения на поверхности воды лежит через уменьшение площади контакта судна с водной средой.
Начинал молодой конструктор с идеи судна на подводных крыльях. Именно такой корабль стал для Алексеева темой его дипломного проекта, который он защищал в 1941 году.
Защита, состоявшаяся в июле 1941 года, проходила при закрытых дверях. Тема проекта Алексеева в условиях начавшейся войны была более чем актуальной — «Скоростной катер на подводных крыльях». Идея скоростного боевого катера для нужд ВМФ СССР получила высокую оценку.
Молодого инженера отправили на завод «Красное Сормово», где в 1942 году Алексеев получил помещения и специалистов для работы по созданию боевых катеров на малопогруженных подводных крыльях.
Создать уникальные боевые катера до окончания войны Алексеев не успел, однако его модели были признаны весьма перспективными. Работу конструктора и его подчинённых в 1951 году отметили Сталинской премией второй степени.
«Ракета», покорившая мир
В 1951 году военные наработки молодого конструктора преобразуются для нужд гражданского судостроения. КБ Алексеева начинает работу над пассажирским судном на воздушной подушке, получившим название «Ракета».
Первая «Ракета» была представлена в Москве во время Всемирного фестиваля молодёжи и студентов 1957 года. Пассажирское судно на подводных крыльях, по своей скорости на голову превосходившее все существовавшие на тот момент гражданские теплоходы, произвело в мире эффект разорвавшейся бомбы.
«Ракеты» шагнули далеко за пределы СССР. Их успешно эксплуатировали не только в странах социалистического лагеря, но и, так сказать, «в логове врага». Корабли Алексеева уверенно бороздили воды Великобритании, Канады, Германии, Финляндии и т. д.
Вслед за «Ракетой» были созданы и другие типы гражданских судов на подводных крыльях, такие как «Волга», «Метеор», «Комета», «Спутник», «Буревестник», «Восход».
За эту работу коллектив во главе с Ростиславом Алексеевым в 1962 году удостоился Ленинской премии.
«Каспийский монстр»
Но конструктор и не думал почивать на лаврах. Реализовав в полной мере идею судов на подводных крыльях, Алексеев переходит к работе над экранопланами — кораблями, парящими над водной гладью.
В 1962 году КБ Алексеева начало работу над проектом экраноплана «КМ» (корабль-макет). «КМ» имел действительно гигантские размеры — размах крыла 37,6 м, длина 92 м, максимальная взлётная масса 544 тонны. До появления самолёта Ан-225 «Мрия» это был самый тяжёлый летательный аппарат в мире.
Западные специалисты, получив снимок экспериментальной модели, назвали его «Каспийским монстром» (испытания проходили в Каспийском море).
Свой первый полёт «Каспийский монстр» совершил 18 октября 1966 года. Пилотировали его два лётчика, одним из которых был сам Ростислав Алексеев. Полёт прошёл успешно.
Испытания «КМ» продолжались в течение 15 лет. Новый «летучий корабль» имел массу достоинств, однако и недостатков хватало. По сути, «КМ» открывал совершенно новое направление на границе авиации и мореплавания, в котором ещё предстояло выработать свои законы и правила.
«Рубежное» положение экранопланов сказалось на их перспективах самым губительным образом. В ВВС полагали, что это корабль, а судостроители были убеждены, что речь идёт о самолёте. Алексеев своим необычным проектом вызывал раздражение у чиновников, ратовавших за классические формы развития кораблестроения.
От полного закрытия проекты Алексеева спасал главный куратор советской «оборонки», а впоследствии министр обороны СССР Дмитрий Устинов.
«Орлёнок» и опала
Помимо чиновных препон, были проблемы и с пилотами экранопланов. Лётчикам было крайне сложно привыкнуть к пилотажу, проходящему над самой поверхностью воды. Особенности экраноплана таковы, что «уронить» его в воду в горизонтальном полёте практически невозможно, даже если вовсе отпустить штурвал. Однако профессиональные привычки пилотов заставляли зачастую тянуть экраноплан вверх, выводя его «за пределы экрана», что становилось причиной аварий.
Каждая новая неудача чрезвычайно больно била как по идее экраноплана, так и по самому конструктору Алексееву. В 1968 году КБ, которое было создано им, разделили на два — по судам на подводных крыльях и по экранопланам. За Алексеевым оставили лишь второе направление.
В начале 1970-х годов Минобороны дало заказ КБ Алексеева на разработку десантного экраноплана для ВМФ, которому было присвоено кодовое название «Орлёнок». В 1974 году чиновники из Москвы буквально вынудили вывести Алексеева ещё «сырой» «Орлёнок» на ходовые испытания ещё до получения результатов статической проверки корпуса. Итогом этого стал отрыв хвостовой части корпуса во время испытаний. Алексеев, традиционно управлявший своим детищем в его первом полёте, сумел благополучно вернуть «Орлёнок» на базу. Никто не пострадал, зато самого Алексеева наказали по полной — его отстранили от разработки «Орлёнка», переведя на должность начальника отдела перспективного планирования.
Несмотря на это, отстранённый конструктор почти подпольно продолжал участвовать в работе над десантным экранопланом. В 1979 году «Орлёнок» был принят на вооружение ВМФ СССР. Этот десантный экраноплан мог взлетать при высоте волн до 2 метров и развивать скорость 400–500 км/час. Взяв на борт до 200 морских пехотинцев с полным вооружением или две боевые машины (танк, БТР, БМП), «Орлёнок» мог перебросить их на расстояние до 1500 км.
Конструктора погубило его детище
Всего было создано три боевых «Орлёнка», на их базе была сформирована 11-я отдельная авиагруппа непосредственного подчинения Главному штабу морской авиации. Эта серия должна была стать установочной, а всего в ВМФ СССР должно было встать на боевую службу 120 десантных экранопланов.
Несмотря на опалу, Алексеев продолжал много работать — шли испытания пассажирского экраноплана, продолжалась разработка ударной модели, вооружённой ракетами…
В январе 1980 года в Чкаловске проходили испытания пассажирской модели экраноплана. Его помощники расчистили ледяной завал и сказали, что можно отпускать модель. Что именно произошло в тот момент, доподлинно не ясно. Но Алексеев каким-то образом принял на себя часть веса 800-килограммового аппарата.
Сначала казалось, что этот инцидент на здоровье 63-летнего конструктора не повлиял — Алексеев благополучно доработал испытательный день. Но на следующее утро он стал жаловаться на боли в боку. Врачи поначалу затруднялись с диагнозом. Так прошло ещё два дня, после чего Алексеев потерял сознание. В ходе экстренной операции медики установили, что конструктор получил травмы во время инцидента на испытаниях — то, что в народе обычно определяют словом «надорвался». За прошедшие дни развился перитонит. Медикам пришлось провести три операции и, казалось, справиться с бедой. Но начались осложнения, и 9 февраля 1980 года Ростислава Евгеньевича Алексеева не стало.
Прошлое и будущее
Ударный экраноплан «Лунь», замысел которого принадлежал Алексееву, был спущен на воду летом 1986 года, а в 1991 году был официально принят на вооружение, войдя в состав Каспийской флотилии.
«Лунь» так и остался единственным ударным экранопланом ВМФ сначала СССР, а затем России. После смерти в 1984 году Дмитрия Устинова его преемник на посту министра обороны СССР Сергей Соколов свернул программу строительства военных экранопланов, посчитав данный вид вооружений неперспективным. А когда с распадом Советского Союза российскую армию накрыло тотальное безденежье, то революционные идеи Ростислава Алексеева и вовсе были преданы забвению.
В 2007 году экранопланы были окончательно списаны из состава ВМФ. Тогда же наиболее уцелевший экземпляр десантного «Орлёнка» был отбуксирован по Волге в Москву, где был установлен в музее ВМФ.
Спор о том, есть ли у экранопланов будущее в XXI веке, продолжается и по сей день. За спорами незаметно выяснилось, что боевые экранопланы малого водоизмещения появились на вооружении Ирана и Китая. Китайцы в скором времени намереваются представить десантный экраноплан, рассчитанный на 200 морских пехотинцев.
Что нужно России?
В России в настоящее время ведутся работы над пассажирскими экранопланами малого водоизмещения, а идеи создания военных машин подобного типа натыкаются на такое же сопротивление чиновников разного ранга, как и при жизни Ростислава Алексеева.
Вот ведь какая странная штука получается — в нашей стране с лёгкостью выделяются миллиарды на покупку у Франции вертолётоносцев «Мистраль», а свои собственные уникальные разработки с такой же лёгкостью отправляются в корзину или хоронятся путём бесконечных согласований.
А ведь только при опоре на свои идеи и на свои рабочие руки мы можем гарантировать независимость страны.
И Ростислав Евгеньевич Алексеев понимал это, как никто другой.