алексис вайссенберг пианист биография
В Швейцарии умер один из величайших пианистов XX века Алексис Вайссенберг
В воскресенье, 8 января, в швейцарском городе Лугано на 83-м году жизни скончался французский пианист еврейского происхождения Алексис Вайссенберг, которого называют одним из величайших исполнителей прошлого века, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на The Daily Telegraph.
Причиной смерти стала болезнь Паркинсона, от которой музыкант страдал много лет.
Через Стамбул и Бейрут семейство добралось до Хайфы, где перед войной обосновалась одна из сестер его матери, игравшая на рояле в припортовом баре.
Год спустя Вайссенберг возобновил обучение музыке в Иерусалиме, еще через год отправился в концертное турне по Северной Африке, по возвращении из которого Лео Кестенберг подписал с 14-летним музыкантом контракт на три сезона выступлений с Палестинским филармоническим оркестром; в ходе одного из этих концертов оркестром дирижировал Леонард Бернстайн.
В 1946 году Вайссенберг покинул подмандатную Палестину и отправился в Нью-Йорк с рекомендательными письмами от Кестенберга к Владимиру Горовицу и Артуру Шнабелю.
В Нью-Йорке Вайссенберг поступил в Джульярдскую школу в класс Ольги Самарофф (занимался также в классе музыкального анализа Винсента Персикетти) и в 1947 году выиграл Конкурс пианистов имени Левентритта. В том же году Вайссенберг выступил с Филадельфийским оркестром под управлением Джорджа Селла, исполнив Третий концерт Сергея Рахманинова.
Биография
Французский пианист еврейско-болгарского происхождения
С трехлетнего возраста Алексис начал заниматься музыкой, а в возрасте восьми он дал уже свой первый фортепианный концерт.
Алексис Вайссенберг (Alexis Weissenberg) родился в 1929 году в Софии, Болгария (Bulgaria, Sofia), в еврейской семье. С трехлетнего возраста Алексис начал заниматься музыкой, а в возрасте восьми он дал уже свой первый фортепианный концерт.
Алексис Вайссенберг фотография
В 1941 году матушка его решила бежать из оккупированной нацистами Болгарии в Турцию (Turkey), взяв с собой и Алексиса. Однако, план не удался – побег окончился тремя месяцами в концлагере. Даже во время заключения Алексис не прекращал музицировать, играя музыку Шуберта (Schubert) на немецком аккордеоне. Позднее им с матерью все же удалось попасть в Стамбул (Istanbul). Известен факт, что напоследок один из немецких офицеров, очарованный музыкальностью юного Вайссенберга, забросил в окно его поезда аккордеон и пожелал тому удачи.
Дальше Алексису и его матери предстояло попасть в Хайфу (Haifa), где жила одна из сестер его матери, а затем и в Иерусалим (Jerusalem).
Алексис Вайссенберг фотография
Позже была учеба в Академии музыки в Иерусалиме (Jerusalem Academy of Music), а затем Вайссенберг начал выступать с Израильским филармоническим оркестром (Israel Philharmonic); на тот момент Алексису не было и 17 лет. Кстати, одним из концертов с участием Алексиса дирижировал легендарный Леонард Бернстайн (Leonard Bernstein).
В 1946 году Вайссенберг отправился учиться в Нью-Йорк, став студентом прославленной Джульярдской школы (Juilliard School), где ему довелось иметь в наставниках Ольгу Самарофф (Olga Samaroff), выдающегося музыкального педагога.
Алексис Вайссенберг фотография
Вскоре он уже выступал с Филадельфийским филармоническим оркестром (Philadelphia Orchestra), а также выиграл конкурс пианистов.
Известно, что Вайссенберг вел довольно обширную концертную деятельность, однако в 1957 году он прервал свои концерты почти на 10 лет. В этот период он много учился сам, а также преподавал. Кстати, к этому времени музыкант жил уже во Франции (France), переехав туда в 1956-м.
Алексис Вайссенберг фотография
Вернулся на сцену музыкант в 1966 году, дав сольный концерт в Париже (Paris). Тогда же он сыграл и с Берлинским филармоническим оркестром (Berlin Philharmonic). Играл он тогда Первый фортепианный концерт Чайковского (Tchaikovsky’s Piano Concerto No. 1), управлял оркестром легендарный Герберт фон Караян (Herbert von Karajan).
Лучшие дня
Непревзойденный творец мелодий Посетило:3733 | Китаянка, страдающая гигантизмом Посетило:3473 | Сергей Безруков. Биография Посетило:1544 |
Алексис Вайссенберг фотография
8 января 2012 года после продолжительной болезни Алексис Вайссенберг скончался, произошло это в швейцарском Лугано (Lugano, Switzerland).
Алексис Вайсенберг: принц, излучающий музыку
Берлинская газета Die Welt называла его «самым красивым пианистом своего времени, элегантным, гордым и недостижимым».
Имя, в нашей стране почти неизвестное, долгое время привлекало меломанов на концерты пианиста и в Европе, и за океаном. Его искусство сравнивали с достижениями легендарных Горовица, Рубинштейна, Рахманинова. С последним Вайсенберга связывают общая исполнительская эстетика, пристальный аналитический подход к материалу и виртуозный пианизм самой высшей пробы. Оба были композиторами и исполнителями в одном лице, что накладывало особый отпечаток на их интерпретации чужой музыки. Вместе с тем в Вайсенберге отмечали абсолютное отсутствие не только внешних эффектов, но даже каких-либо комментирующих звучание движений. И всегда строгое лицо, будто высеченное из мрамора.
Алексис Вайсенберг (Alexis Weissenberg) родился в Софии в 1929 году. Свой первый клавирабенд на родине музыкант дал только в 1972-м. Столица Болгарии встретила его более чем тепло. О нем знали, его помнили и ждали. С этого момента и до конца жизни Вайсенберг считал себя болгарским музыкантом. Умер же он в швейцарском Лугано в 2012 году, завершив долгий и многообразный путь артиста-космополита.
В детстве Вайсенберг посещал итальянскую школу, с домашними говорил по-французски, воспитывался в атмосфере высокой музыкальной культуры, создаваемой семьей (мать, ее брат и сестры были выпускниками Венской консерватории). Первый учитель – композитор Панчо Владигеров, национальная гордость Болгарии, – всегда поражался быстрым успехам своего маленького ученика, его способности тонкого проникновения в музыку любого стиля. Первая граммофонная пластинка юного пианиста Алексиса Вайсенберга, вышедшая в 1941 году, включала произведения Владигерова и композиторские опусы самого вундеркинда-виртуоза.
В самом начале войны Вайсенберг с матерью предпринимают безуспешную попытку бежать из занятой фашистами Болгарии. Семью помещают в лагерь. Нежданная удача: им помогает немецкий офицер, слушавший каждый вечер игру мальчика на аккордеоне в лагере для интернированных. Мать с сыном чудом оказываются в Турции, затем в Палестине, Египте и, наконец, в США. Здесь Алексис Вайсенберг поступает в Джульярдскую школу и, одержав победу на двух крупных национальных конкурсах, становится гастролирующим пианистом. В конце концов Франция дает ему гражданство, здесь на долгое десятилетие Вайсенберг замолкает. Занимается живописью, театром, литературой, историей искусства, игрой на рояле, но не выступает публично. Впервые на сцене он появляется в 1966 году вместе с Гербертом фон Караяном в концерте Чайковского. С этого дня начинается подлинно триумфальная концертная жизнь музыканта.
На вопрос, какой из европейских языков для него родной, Алексис Вайсенберг обычно отвечал: «Мой родной язык – это язык фортепиано». Но каким разным был этот язык! Достаточно услышать Вторую сонату Рахманинова, эти золотые, прихотливо сплетающиеся нити рахманиновской полифонии, терпкие многоцветные гармонии и огненную лаву каскадов пассажей, где сверкает стальным блеском каждый быстроисчезающий тон. Или одну из сонат Скарлатти, в которой остроумнейший исполнитель находит невероятное количество оттенков искрящегося юмора. Или шумановскую «Юмореску», где всю музыку, включая самые ее характерные образы, Вайсенберг облекает в будто светящуюся мягкость звучания, погружает нас в атмосферу тончайшей интимной лирики. Стоит задуматься над высказыванием величайшего музыканта XX столетия, оно не так просто, как кажется на первый взгляд: «Душа моя рациональна, тело же – темпераментно…»
Дмитрий ДЯТЛОВ
Пианист, музыковед. Доктор искусствоведения, профессор СГИК.
Опубликовано в «Свежей газете. Культуре», № 13 (121), 2017, Июль
Алексис Вайсенберг
Алексиса Вайсенберга поклонники его творчества и музыкальные сравнивали с такими пианистами, как Владимир Самойлович Горовиц и Сергей Васильевич Рахманинов. В особенности с последним его роднила манера – строгая, благородно сдержанная, совершенно лишенная внешних эффектов.
Родина музыканта – София, столица Болгарии. Он появился на свет в музыкальной семье – его дядя и две тёти были пианистами, получившими образование в консерватории в Вене. Профессиональной пианисткой была и мать – именно она начала обучать мальчика фортепианной игре с трехлетнего возраста, а с шести лет он учился у известного болгарского пианиста и композитора Панчо Владигерова. Когда Алексису было десять лет, он дал в Софии свой первый сольный концерт. Наряду с произведениями Иоганна Себастьяна Баха, Роберта Шумана, Людвига ван Бетховена он исполнил творения своего наставника, а также собственное сочинение – этюд, который привел публику в такой восторг, что его пришлось исполнить на бис.
Тяжелые времена для Алексиса и его родных наступили в 1941 году: по национальности они были евреями, а в Болгарии – союзнице фашистской Германии – представителей этого народа преследовали. Мать вместе с сыном попыталась отправиться в Турцию с поддельными документами, но попытка не удалась – и они оказались в лагере. К счастью для двенадцатилетнего Алексиса, среди немецких офицеров нашелся любитель музыки, у которого был аккордеон – он позволял мальчику играть на его инструменте и с удовольствием слушал, а затем помог бежать из лагеря и усадил на поезд, отправляющийся в Турцию, вручив на прощание аккордеон.
Алексис с матерью не задержались в Стамбуле – через Бейрут они уехали в Израиль, где сестра матери работала в баре пианисткой. По прошествии года Вайсенберг вновь начал обучаться фортепианной игре, а еще через год выступил с оркестром радио Иерусалима, после чего отправился на гастроли по странам Северной Африки. После завершения гастрольного тура Лео Кестенберг – израильский музыкант и политический деятель в области культуры – заключил с ним контракт на выступления с Палестинским симфоническим оркестром на три сезона. На одном из этих концертов дирижировал Леонард Бернстайн. По истечении срока контракта Кестенберг дал семнадцатилетнему музыканту рекомендательные письма к двум знаменитым пианистам – Артуру Шнабелю и Владимиру Горовицу, и Алексис отправился в Нью-Йорк.
В США Вайсенберг обучался в Джульярдской школе. В искусстве фортепианной игры его наставляла Ольга Самарофф, а анализ музыкальных форм он постигал под руководством Винсента Персикетти. В 1947 году он принял участие в двух музыкальных состязаниях – молодежном конкурсе Филадельфийского оркестра и Конкурсе имени Левентритта, который в то время считался наиболее престижным в США. Конкурсные выступления были разделены лишь несколькими днями, но это не помешало музыканту выиграть оба состязания. Последовало выступление с Филадельфийским оркестром и гастрольный тур, охвативший одиннадцать государств Латинской Америки, а по завершении его Вайсенберг выступил в Карнеги-холле с сольной программой. Все эти выступления вызывали восторги слушателей и одобрительные отзывы критиков, отмечавших «живое дыхание» и «магическую способность фразировки». В последующее десятилетие пианист много гастролировал, но в 1957 году, поселившись во Франции, он неожиданно прекратил концертную деятельность.
Чем было продиктовано столь странное решение? Сам Вайсенберг объяснил это желанием освободиться от той рутины, пленником которой он себя почувствовал. Чтобы избавиться от исполнительских штампов, нужно было временно перестать выступать и сосредоточиться на анализе – как музыкальных произведений, так и своих исполнительских возможностей. «Молчание» затянулось на девять лет, в это время пианист не только анализировал творения Белы Бартока, Игоря Федоровича Стравинского и других композиторов, но и углублялся в труды философов, изучал литературу.
Наконец, в 1966 году Вайсенберг вернулся на сцену, дав сначала сольный концерт в Париже, а затем выступив с оркестром под управлением Герберта фон Караяна – пианист исполнил тогда Концерт для фортепиано с оркестром № 1 Петра Ильича Чайковского. Впоследствии с тем же дирижером исполнитель записал фортепианные концерты Чайковского и Рахманинова.
Впоследствии Вайсенберг уже не прерывал исполнительской деятельности – он продолжал концертировать в разных странах. В 1972 году дал концерт в Болгарии, где не был со времен бегства во время войны. Публика в родной стране очень тепло приняла его, и впоследствии он ежегодно концертировал в Болгарии, считая себя болгарским музыкантом.
Алексис Вайсенберг ушел из жизни в 2012 году в Лугано, в Швейцарии.
Алексис Вайссенберг
Биография
С трехлетнего возраста Алексис начал заниматься музыкой, а в возрасте восьми он дал уже свой первый фортепианный концерт.
Алексис Вайссенберг (Alexis Weissenberg) родился в 1929 году в Софии, Болгария (Bulgaria, Sofia), в еврейской семье. С трехлетнего возраста Алексис начал заниматься музыкой, а в возрасте восьми он дал уже свой первый фортепианный концерт.
В 1941 году матушка его решила бежать из оккупированной нацистами Болгарии в Турцию (Turkey), взяв с собой и Алексиса. Однако, план не удался – побег окончился тремя месяцами в концлагере. Даже во время заключения Алексис не прекращал музицировать, играя музыку Шуберта (Schubert)
на немецком аккордеоне. Позднее им с матерью все же удалось попасть в Стамбул (Istanbul). Известен факт, что напоследок один из немецких офицеров, очарованный музыкальностью юного Вайссенберга, забросил в окно его поезда аккордеон и пожелал тому удачи.
Дальше Алексису и его матери предстояло попасть в Хайфу (Haifa), где жила одна из сестер его матери, а затем и в Иерусалим (Jerusalem).
Позже была учеба в Академии музыки в Иерусалиме (Jerusalem Academy of Music), а затем Вайссенберг начал выступать с Израильским
филармоническим оркестром (Israel Philharmonic); на тот момент Алексису не было и 17 лет. Кстати, одним из концертов с участием Алексиса дирижировал легендарный Леонард Бернстайн (Leonard Bernstein).
В 1946 году Вайссенберг отправился учиться в Нью-Йорк, став студентом прославленной Джульярдской школы (Juilliard School), где ему довелось иметь в наставниках Ольгу Самарофф (Olga Samaroff), выдающегося музыкального педагога.
Вскоре он уже выступал с Филадельфийским филармоническим оркестром (Philadelphia Orchestra
), а также выиграл конкурс пианистов.
Известно, что Вайссенберг вел довольно обширную концертную деятельность, однако в 1957 году он прервал свои концерты почти на 10 лет. В этот период он много учился сам, а также преподавал. Кстати, к этому времени музыкант жил уже во Франции (France), переехав туда в 1956-м.
Вернулся на сцену музыкант в 1966 году, дав сольный концерт в Париже (Paris). Тогда же он сыграл и с Берлинским филармоническим оркестром (Berlin Philharmonic). Играл он тогда Первый фортепианный концерт Ч
айковского (Tchaikovsky’s Piano Concerto No. 1), управлял оркестром легендарный Герберт фон Караян (Herbert von Karajan).
8 января 2012 года после продолжительной болезни Алексис Вайссенберг скончался, произошло это в швейцарском Лугано (Lugano, Switzerland)