альфия каримова актриса жестокий романс
Альфия каримова актриса жестокий романс
В год 100-летия Республики Башкортостан информационное агентство «Башинформ» пишет о наших земляках, которые завоевали успех и известность за рубежом. Наша гостья сегодня – уроженка Уфы, заслуженная артистка Башкортостана, лауреат международных конкурсов, солистка театра Астана-опера (Казахстан) Альфия Каримова.
Корр.: Альфия, 2019 год подходит к концу. Был ли он для тебя успешным, какими крупными событиями, творческими проектами он тебе запомнился?
Альфия Каримова: 2019 год, как, впрочем, и все мои предыдущие, был очень насыщенным в творческом плане. Я спела все мои любимые партии, у меня состоялись сольные концерты. В январе в постановке Абаевского театра в Алматы я спела Лючию ди Ламмермур. Это одна из моих любимейших партий, которая достаточно редко встречается в репертуаре театров, но это вершина колоратурного искусства. В Уфе в марте у меня был дебют в партии Микаэлы в «Кармен» в Башкирской опере, сольный концерт в филармонии. В апреле я была приглашена для участия в Международном фестивале «Тошкент Бахори». В столице Узбекистана в Большом театре имени Алишера Навои я пела партию Лейлы в «Искателях жемчуга». В Астана-опера мы выпустили в апреле премьеру оперы «Богема», где я спела партию Мюзетты. Сейчас идет цикл концертов, много поездок. Буквально недавно я прилетела из Милана, где с огромным удовольствием делала партии, улучшала свой итальянский. Знание языка позволяет совсем по-другому смотреть на свои партии, на их интерпретацию. Я абсолютно счастлива и востребована.
Астана-опера — н адеюсь, что наша любовь взаимна
Корр.: Твое детские годы, учеба и время творческого становления прошли в Уфе. Напомни читателям, как ты оказалась в Казахстане, стала солисткой Астана-опера.
А. К.: В Казахстан меня привела страсть к конкурсам. В 2007 году я приняла участие и стала обладателем Гран-при на Международном конкурсе Бибигуль Тулегеновой. Мне посчастливилось познакомиться с этой выдающейся певицей, чудесной женщиной. С тех пор на протяжении многих лет я пою на открытии и закрытии этого конкурса по приглашению самой Бибигуль Ахметовны. Это для меня большая честь и радость. Пока я являюсь единственной колоратурным сопрано – обладателем Гран-при этого конкурса. Знакомство с Бибигуль Ахметовной – значимая веха в моей творческой карьере. Нас с ней объединяет общий тип голоса, репертуар, я всегда чувствую поддержку этой великой женщины. Ее конкурс открыл мне дорогу в оперный мир Казахстана. После победы на конкурсе меня пригласили спеть на открытии сезона в театре имени Абая в Алматы. Я пела ведущую партию Ажар в опере «Абай» на казахском языке. Для меня это была новая интересная работа – пришлось выучить партию, поработать над ней, тем более что по-казахски я тогда не знала. Теперь в моем репертуаре эта партия есть.
А самое первое знакомство с Казахстаном произошло благодаря профессору Алматинской консерватории и Казахского национального университета искусств, лауреату Государственной премии, баритону Шахимардану Абилову. По его приглашению я впервые спела на его сольном концерте на фестивале «Шахимардан приглашает друзей», и с тех пор меня стали приглашать в казахстанские театры, я начала выступать с концертами по всему Казахстану. В 2007 году волею судьбы я вышла замуж и осталась в Казахстане уже в новом качестве. А в 2013 году, когда создавался театр Астана-опера, меня пригласили участвовать в кастинге для новой труппы театра. Этот театр начинался практически с нуля, весь репертуар, который сейчас имеется в театре, – всё было поставлено при нас – стоявших у истоков создания Астана-опера. Седьмой сезон мы работаем в этом чудесном театре, одном из красивейших и больших театров мира. Прекрасная акустика, замечательные музыканты и ежегодное пополнение репертуара театра. Надеюсь, что наша любовь взаимна.
Корр.: В твоей творческой биографии работа в нескольких оперных театрах мира. Чем отличается работа в Астана-опера от работы в других театрах?
А. К.: Астана-опера является репертуарным театром, со своими постоянными труппами – оперной и балетной, так же, как почти во всех российских театрах. А в заграничных театрах обычно солисты приглашаются на определенную постановку: собрались на 1,5-2 месяца, отработали спектакли и разлетелись по всему миру. Мы в Астана-опера работаем стабильно, у нас есть репертуарные спектакли. Также, помимо оперных спектаклей, часто проводятся концерты. Я участвую и в кантатно-ораториальном жанре: спела партию сопрано в «Кармина Бурана» Орфа, пела в Реквиеме Моцарта, Высокую мессу Баха. Такие интересные проекты организуются у нас. Через несколько недель планируется исполнение «Мессии» Генделя в концертном варианте.
Корр.: В 2019 году тебя впервые пригласили быть делегатом Всемирного курултая башкир. Как ты восприняла это приглашение – как некую миссию?
А. К.: Для меня это было очень приятное приглашение. Ни один мой сольный концерт не обходится без башкирских народных песен, и куда бы я ни ездила, всегда в моих программах звучит башкирская музыка. Наш национальный моң — это наш бренд, наше культурное богатство. В Нур-Султане очень активно работает наш башкирский культурный центр «Акбузат». Руководитель центра Урал Азнабаев предложил мне быть делегатом Всемирного курултая башкир. Конечно, я согласилась, и для меня это была большая честь и ответственность. Я не только выступила в концерте открытия, но и была задействована в качестве делегата. Принимались различные документы, мы работали по актуальным для развития культуры нашей нации, республики вопросам. Это было очень волнительно. Я думаю, что в будущем мы также активно будем сотрудничать с республикой. Живя за рубежом, я участвую в мероприятиях башкир Казахстана. Наш культурный центр проводит разные мероприятия – тематические вечера, мы смотрели фильмы Булата Юсупова «Первая республика» и «Бабич», мастер-классы, концерты, сабантуи, которые объединяют наших соотечественников в Казахстане. Приятно, что это имеет отклик у соотечественников в Астане.
Меня называют «маэстрой»
Корр.: В последние годы ты проявила себя как успешный педагог, ученики которого завоевывают призовые места на конкурсах. Хотя не каждый успешный артист может быть хорошим педагогом. Как ты почувствовала в себе педагогический талант, как начала преподавать?
А. К.: В самом деле, педагогическая деятельность – это совершенно другой вид работы, отличный от исполнительской деятельности. Исполнитель приспосабливается к своему голосу, знает, что у него происходит внутри, где стоит каждая нота, технологически и эмоционально понимает, что делает, что происходит. А педагогическая деятельность подразумевает работу с другим человеком, и единственный путь узнать что-то – только твои уши плюс интуиция, и, конечно, опыт. Вот уже пятый год я преподаю в Казахском национальном университете искусств на кафедре вокального искусства, причем голоса разные: колоратурное сопрано, тенора, лирический баритон. Два года назад у меня выпустился крепкий баритон.
И потом все-таки сейчас другое поколение: они всё хотят вместе и сразу, а ведь в нашей профессии не бывает чудес. Ты должен пахать! Если ты не пашешь, не будет результата. Конечно, педагог должен научить: как пахать, куда пахать, сколько и чем заниматься. Твой репертуар определить, твой тип голоса, дать техническое оснащение, рассказать секретики нашего дела. Но в основном, как говорила Миляуша Галеевна: «нельзя научить, можно научиться». А мой педагог Наиля Габдулхаевна Юсупова говорит: я могу ночь не спать, но думать, как ему это объяснить. Я могу сказать одно – это очень большой труд, который отнимает не только время, но и силы, эмоциональные, физические. Ты для своего студента не только учитель вокала как таковой, ты и психолог, и друг, и старший товарищ, и даже где-то мать, и это всё непросто…
Какие-то задатки вокального педагога я в себе открыла, еще когда давала частные уроки, консультировала своих коллег. Мне это нравится, если бы не нравилось, я бы этим не занималась. Но педагогическая деятельность – это другая ветка, совсем другая специализация, не сольное пение. Действующему певцу очень трудно совмещать исполнительскую деятельность с педагогической, это однозначно.
Корр.: Искусство оперы зародилось несколько веков назад, достигло вершины своего развития в 19 веке и, кажется, сегодня не так привлекает современную молодежь. По твоему, будет ли оперный жанр как-то развиваться и какие ресурсы для развития у него есть?
А. К.: Очень интересную тенденцию сейчас я наблюдаю по своим студентам, своим молодым коллегам. Недавно читала интервью Ричарда Бонинга, который сетовал на то, что молодые певцы хотят быстрого успеха, контрактов, материальных благ, связанных с покорением оперных вершин. Я сейчас тоже наблюдаю, что молодежь хочет всего и сразу, и побольше – и контрактов, и вилл, и яхт, и статуса. На самом деле это огромный труд, постоянные вложения в себя, чтобы развиваться, идти вперед, особенно в нашей деятельности. Мы такие певцы, которые всегда работают живьем, которым надо постоянно улучшаться, доказывать прежде всего себе, своим коллегам, своему зрителю, что ты становишься лучше. А ведь, как сказал Сократ, «Я знаю только то, что ничего не знаю». Чем больше у тебя знаний, тем больше осознания того, что ты песчинка в этом мире. Привнести в этот мир не просто ноты, хотя хорошо, чисто отоваривать большие оперные партии это тоже огромный труд, физический, эмоциональный и умственный труд. Чем больше я занимаюсь этой профессией, а сейчас еще и преподаю, — понимаю: нужны не только субъективные знания, помимо нот, хорошего технического исполнения важно быть певцом – харизматичным, интересным, тем более что сейчас много разных идей. Оперный мир, музыка часто пересекается с другими видами искусств, превращаясь в шоу. Зрителя, который уже вкусил спецэффекты в оперном спектакле, уже не впечатлишь тем, что просто встал и спел. Сейчас зритель хочет шоу. Поэтому постоянно нужно следить за всем. Я не знаю, сохранится ли оперный жанр в том виде, в котором он был много веков назад. Сейчас постановки осовремениваются, классические оперные спектакли интерпретируются в разных временных рамках. Если это талантливо, хорошо сделано, спето, почему нет?
Певцы поют от избытка здоровья?
Корр.: Что важнее для успешной карьеры оперного певца – везение, красивый старт, бесконечный труд.
А. К.: На самом деле, чтобы случилась успешная карьера, и певец превратился действительно в яркую звезду, к сожалению, в нынешних условиях недостаточно только голоса, хорошего технического оснащения. Естественно, нужна и картинка – фактурность и эмоциональность, мобильность. Везение обязательно. Еще должен быть тот человек, который появится в нужном месте и в нужное время, который тебя поддержит, даст зеленый свет. Когда все факторы срастаются – это и называется успешная карьера. Плюс, конечно, потом уже от певца будет зависеть, насколько он мобилен, ответственен, насколько сильный у него характер и воля. А еще для академического оперного пения физическое здоровье имеет очень большое значение, потому что, как сказала одна наша старшая коллега, – «певцы поют от избытка здоровья». Певец еще должен быть не только хорошим специалистом, но и обаятельным и душевным человеком. Если певец не очень приятен в общении или может позволить себе лишенего, – такого человека не то что приглашать не будут, с ним не захотят даже общаться.
Корр.: Пару лет назад ты говорила, что Виолетта в Травиате – одна из любимых твоих партий, в которую ты с жизненным опытом постепенно вносишь всё новые и новые краски. Какие еще партии можешь назвать своими любимыми?
А. К.: Да, Виолетта навсегда останется моей любимой партией, но сейчас мой репертуар пополнился разнообразными партиями, и это не может не радовать. Весной я спела в «Искателях жемчуга» на Международном фестивале в Ташкенте. С этой партией несколько лет назад я дебютировала в Голландии, спела там несколько спектаклей. Партия Лейлы для меня очень удобная, красивая, она позволяет раскрыть в полной мере все возможности моего голоса – это и верх, и пианиссимо, которое я очень люблю делать в музыке, считаю это очень выразительной краской. Тем более это французская музыка, а французские партии Массне, Бизе – среди моих самых любимых. Я спела очень много камерной французской музыки, поэтому французская музыка мне очень близка, часто исполняю ее в гала-концертах. Помимо «Травиаты», «Риголетто», «Лючии ди Ламмермур», еще и бриллиант французской музыки «Искатели жемчуга». Что касается новых партий, буквально пару лет назад стала петь более крепкие партии – это Микаэла в «Кармен», Мюзетта в «Богеме». Сейчас я убеждена, что хочу остаться в лирико-колоратурном репертуаре, все-таки в нем мой голос чувствует себя как рыба в воде, там он податлив. Не зря идет разделение голосов, даже сопрано делится на лирико-колоратурное, лирическое, лирико-драматическое, драматическое, и каждому голосу должен соответствовать определенный репертуар. Певец не должен быть всеядным, это не хорошо для голоса, надо определить свой тип голоса и петь только свой репертуар. И тогда будешь петь красиво и долго на радость себе и людям.
Корр.: Слышала, что в твоей жизни были опыты необычного пения, участия в неформатных проектах. На какие эксперименты ты решалась?
А. К.: Поскольку я человек, которому тесно в определенном жанре, и мне все время нужны какие-то эксперименты, расширение своего творчества, я с удовольствием соглашаюсь на необычные проекты. Например, я участвовала в проекте, который делал в Нур-Султане Тимур Урманчеев и его команда «Дегдар» — это был большой гала-концерт в рамках фестиваля «Астана кештері», который полностью посвятили творчеству Фредди Меркьюри. Меня пригласили в качестве «Монтсеррат Кабалье» – помните их дуэт с Меркьюри? – они пели «Барселону» и еще несколько композиций. В рамках этого концерта и мне пришлось выучить и петь совершенно новый для меня репертуар. Это было очень интересно, появился какой-то новый драйв.
Также однажды я читала рэп на казахском, и это тоже было неожиданно и свежо. Я очень люблю номера, которые не просто «вышел-спел», а где задействована хореография, можно подвигаться, потанцевать, это для меня очень интересно.
Корр.: На каких языках тебе приходилось петь в своей жизни?
А. К.: Поскольку моя профессия предполагает исполнение произведений на языке оригинала, будь то оперный спектакль или камерная музыка, мой набор языков постоянно увеличивается. Помимо классического набора для оперного певца – итальянский, немецкий, французский, русский языки, в Казахстане часто приходится петь на какзахском языке, много интересных произведений композиторов Казахстана и народных песен. Разумеется, родной башкирский язык, татарский. Иногда и спецзаказы бывают, когда готовим программы с музыкой народов мира или мероприятия, посвященные приезду делегаций, – например, недавно я пела на японском, узбекском.
Корр.: За свою творческую биографию ты побывала на множестве фестивалей и конкурсов, видела всё их закулисье, всю кухню. Нет ли у тебя идей проводить свой фестиваль или конкурс?
А. К.: Конечно, в перспективе такая мысль есть – проводить свой конкурс, и это был бы нелегкий многотурный конкурс. Более того, как человек, привыкший решать непростые задачи, я бы сочетала конкурс с мастер-классами, концертами, спектаклями. Конкурс для меня – это не только приехал, спел, победил, получил премию, уехал. Это обмен опытом, информацией, пополнение репертуара, новые знакомства, которые потом выливаются в совместные проекты в России и за рубежом. Для меня конкурс всегда был некой лабораторией и площадкой для экспериментов, обмена, дальнейшего роста.
Я – женщина и переменчива, как ветер мая.
Корр.: Опиши свой идеальный день. Каким он должен быть?
Корр.: Есть ли дружба в творческой, театральной среде? Часто ли приходится сталкиваться с завистью?
А. К.: Дружба в творческой среде существует, но это, скорее, цеховая солидарность, профессиональная поддержка. Зависть – это странное свойство, которое есть на всех уровнях, причем иногда я даже удивляюсь, почему люди мне завидуют. Ведь я такой же живой нормальный человек, у которого есть хорошие эмоции, есть достижения, есть, конечно, и блага – но они не свалились с неба, всё достигнуто трудом, мышлением, собственными силами, всё это нажито, как говорил Шпак, «непосильным трудом». А ведь некоторым людям кажется, что живу – красивая, довольная, улыбчивая, всё у меня получается как по мановению волшебной палочки. Нет, я живой человек со всеми своими страстишками. В моем понимании, зависть – очень трудное чувство, но слава Богу, я этим чувством не отягощена, и поэтому я даже представить себе не могу, какой груз лежит у завистливых людей внутри. Думаю, что это постоянно сжирающий червь, который не уходит к человеку, которому завидуют, а все время остается внутри самого человека. И очень, наверно, трудно таким людям живется, их можно только пожалеть. Обычно завидуют те, у которых поверхностное отношение к жизни и профессии.
Корр.: Как ты воспитываешь своего сына – что считаешь основным для его развития? Занимается ли он музыкой?
А. К.: Мой сын Нурсултан музыкой не занимается, он занимается спортом. Если хочешь видеть своего ребенка в профессиональной музыке, нельзя его заставлять. Считаю, что он еще не созрел, пока не проявляет интереса, хотя у него прекрасный слух, чувство ритма, великолепная память, в том числе музыкальная, запомнить мотивы песни или инструментального произведения ему не составляет труда, подхватывает с одного прослушивания. Нурсултан занимался карате, получил синий пояс, выигрывал городские и республиканские соревнования, ездил на сборы, но потом вдруг сказал: мама, карате – не мое. Я спросила: почему, у тебя же есть уже достижения, успехи? И сын сказал: я не могу бить людей. Я поняла, что, наверно, это самое главное, что человек не хочет причинять кому-то боль. Считаю, что это хороший симптом.
А после Чемпионата мира, который прошел в России, он «заболел» футболом, и вот уже второй год им занимается. Мы вместе ходим в бассейн, занимаемся фитнесом, у нас такая достаточно спортивная семья. Я сама очень жалею, что в детстве и юности не занималась спортом плотно, потому что спорт – это жизнь, движение, залог того, что ты будешь в форме – здоровый, подтянутый. Но это не относится к большому спорту. Большой спорт, как и большое искусство, неполезен для здоровья.
Своего сына я учу быть честным, сознательным, ответственным. Часто наблюдаю, что у матери, которые не уделяли этим пунктам внимания, вырастают сыновья, не готовые взять ответственность не только за себя, но и за свою семью. Всё идет из семьи, от воспитания, все впитывается с молоком матери. Только мать, только родители могут детям дать понятия человечности, уважения, вежливости, сострадания. Еще я очень рада, что мой сын никогда не сделает больно ни животным, ни человеку. Я это культивирую. Они, конечно, другие, другое поколение. Но уважение, толерантность, альтруизм никто не отменял.
Корр.: В 2019 году ты обрадовала своих поклонников сольным концертом и выступлением в оперном спектакле в Уфе. Уфимский зритель тебя всегда ждет. Каковы дальнейшие планы, связанные с Уфой?
А. К.: Да, в марте этого года у меня были хорошие события, связанные с Уфой. Мы спели с Рустамом Шайхутдиновым камерный концерт в двух отделениях в филармонии. Этот концерт прошел настолько камерно и душевно, что несмотря на очень сложную интеллектуальную программу, все прошло на одном дыхании. Даже опус 38 Сергея Рахманинова, который считается одним из самых сложных в русской камерной музыке, был воспринят на ура. Спасибо дорогой уфимской публике за аншлаги – знаю, что на мои спектакли и концерты задолго не бывает билетов, это очень приятно. Аншлаг состоялся не только в филармонии, но и спустя несколько дней в театре, где я пела партию Микаэлы в «Кармен». Были овации, аншлаг, цветы, поклонники. Уфа – это всегда для меня особое место, особая точка на земном шаре, потому что сколько бы я ни ездила, сколько бы я ни выступала по всему миру, Уфа – это центр Вселенной, моя родина. В Уфе живет моя мама Фагима Каримовна, которая меня всегда поддерживает и дважды в год приезжает в Астану, чтобы побыть с сыном, когда я уезжаю на заграничные гастроли. В Уфе, конечно же, весь путь становления, начиная с рождения до тех времен, когда я стала активно ездить работать. Мне очень приятно, что публика меня ждет. С удовольствием еще бы спела, дебютировала в новых спектаклях – очень хотелось бы спеть в «Искателях жемчуга», «Царской невесте», «Дон Жуане» – эти спектакли я пела в других театрах мира и мне хотелось бы поделиться своим исполнением и с моей родной уфимской публикой.
Оперная дива из Уфы Альфия Каримова: «Я благодарна бывшему мужу за сына»
Альфия Каримова – лауреат многочисленных республиканских, всероссийских и международных конкурсов. Переехав 10 лет назад в Казахстан, певица выступает в одном из лучших оперных театров мира в Астане и воспитывает любимого сына Нурсултана. О жизни в Европе, тяжелом разводе и роли мечты она рассказала в интервью ProUfu.ru.
«Любовь с Уфой у нас взаимная»
– Альфия, расскажите, как решили уехать жить и работать в Астану?
– В Казахстане я живу уже десять лет. А работать по приглашению начала еще раньше – в 2004-м я впервые приехала в Павлодар на Международный фестиваль «Шахимардан приглашает друзей», где спела сольный концерт. Затем в 2006 году поступило предложение от алматинского ГАТОБ им. Абая выступить с заглавной партией в опере Верди «Травиата». В 2007-м выиграла Гран-при Международного конкурса вокалистов Бибигуль Тулегеновой и. осталась в Алматы, потому что вышла замуж за солиста оперы Болата Жомартова.
В общем, переезд в Казахстан был неспонтанным. К тому времени я уже несколько лет подряд тесно работала с театрами и концертными организациями республики.
А в 2013-м открылся новый, абсолютно роскошный театр «Астана Опера». Пройдя кастинг, я была приглашена на работу в качестве ведущей солистки оперы.
Честно говоря, всегда мечтала переехать в Астану, жить и работать здесь. Хотя, например, алматинцам такое желание кажется более чем странным. В Астане – суровый климат, долгая зима, сильнейшие ветры, но я полюбила этот город, привыкла, здесь – мой дом. Кстати, в Астане, если не ошибаюсь, проживает около 12 тысяч башкир.
– Сколько вы работаете в опере?
– Мой общий стаж в опере – уже 15 лет, в «Астана Опера» – четвертый сезон. А в профессиональной музыке я уже более двадцати лет.
– С какими стереотипами вам чаще всего приходится сталкиваться в другой стране?
– Казахи – очень близкий башкирам народ. Очень многие традиции и обычаи похожи, языки отличаются, но, поскольку входят в одну тюркскую группу, имеют много общего. Говорят, что когда-то казахи и башкиры были одним народом.
Начнем с того, что это та же страна, республика бывшего Советского Союза, поэтому у нас одна история, одни фильмы, одни шутки, один язык. Мы прекрасно друг друга понимаем. В прошлом году полтора месяца работала в Италии и поймала себя на мысли, что я – абсолютно советский человек и не смогу жить в европейской стране, поскольку менталитет отличается кардинально. Съездить поработать, обменяться опытом, сделать партии, концертные программы – прекрасно. Но не жить там постоянно.
Фото Мираса Баянова.
– Часто ли вы бываете на Родине?
– В Уфе бываю нечасто, но периодически. В Уфе живет моя мама, здесь меня ждет моя публика, зритель, который скучает, о чем я могу судить по горячему приему моих нечастых уже теперь выступлений на Родине. Эта любовь, поверьте, взаимна, и я всегда с огромным желанием принимаю любые предложения выступлений в Уфе.
Сын подошел и сказал: «Мама, я люблю вас обоих»
– Есть стойкий стереотип о том, что опера – искусство элитарное. Вы что об этом думаете?
– Опера в Италии, например, явление естественное, даже обыденное. Еще во времена Верди – самые запоминающиеся отрывки из его опер распевались на улице, простыми людьми, как народные песни, передавались из уст в уста. Думаю, самая большая проблема в стереотипе «элитарности» оперы – ее недостаточный пиар. Взять только радио, телевидение, интернет – что мы видим и слышим ежедневно – эстраду, популярную музыку, рок, этно, джаз в лучшем случае.
– Над чем сейчас работаете?
– Сейчас у меня много работы, впрочем, как и много лет назад, помимо заграничных поездок, постановок, сольных концертов, собственно певческой деятельности, я активно «сижу» в жюри международных конкурсов.
Вот буквально месяц назад я вернулась из Лондона, где принимала участие в международном конкурсе-фестивале «Звезды Альбиона» в качестве члена жюри, а также спела сольный концерт на открытии конкурса. Также веду преподавательскую деятельность в Казахском национальном университете искусств. Подрастает мой сын Нурсултан, в этом году мы идем в школу. В общем, живу нескучно.
С любимым сыном Нурсултаном.
– Как и у любой артистки, наверняка у вас есть роль мечты?
– Хочется спеть много разных новых постановок, есть любимые композиторы и спектакли. Но партия Шемаханской Царицы из оперы «Золотой петушок» Римского-Корсакова – по-прежнему моя голубая мечта…
– Вы пережили тяжелый развод. Сейчас воспитываете сына Нурсултана…
– Думаю, что все ошибки в личной жизни связаны с недостаточной любовью к себе. Очень важно полюбить и принять себя в первую очередь. Потому что если ты не будешь себя любить, то кто же сможет полюбить тебя. Любовь к себе не имеет ничего общего с эгоизмом и инфантильностью, напротив, человек, у которого все в порядке с самооценкой, никогда не позволит другим людям плохо с ним обращаться.
Многие женщины в браке живут и годами терпят издевки, побои, нечеловеческое отношение к себе. Что касается меня, полтора года назад я приняла решение о том, что мне нужно расстаться с мужем. Это было непростое решение, тем более что у нас есть маленький ребенок. Тем не менее, это было единственно правильное решение, которое пришло не сразу, вызрело, можно сказать, были мной учтены все «за» и «против». С сыном разговаривала серьезно касательно этого решения, хотя ему на тот момент было всего 5.
Сыну сказала, что мы с папой должны расстаться. Я думала, что будут слезы, истерики. Но мой мальчик уже тогда был очень мудр и задал мне один-единственный вопрос, люблю ли я его. Когда я сказала, что после некоторых событий не уверена в этом, сын сказал мне: «Мамочка, поступай как знаешь. Я люблю вас обоих». Какое же это счастье, когда твой сын не только слушает, но и слышит тебя, пытается понять и помочь в таком юном возрасте.
– На сцене и в жизни вы выглядите роскошно. Поделитесь секретом?
– Хорошо выглядеть мне помогает спорт. Уже почти 4 года я активно хожу на фитнес. Йога, восточные танцы. Обожаю бокс и штангу. Люблю банные процедуры, массаж, посещаю косметолога. А еще хорошо выглядеть и всегда быть в хорошем настроении мне помогает любовь к своему делу, людям, творчеству, путешествиям.
– Должна сказать, что такие мероприятия приносят очень хороший доход, и, как сказала одна моя коллега, очень известная, титулованная певица, мы не имеем права отказываться ни от какой работы, тем более что это твоя профессия, если это хорошо оплачивается – почему бы и нет. Вопрос только в сумме гонорара.
– С кем хотите спеть дуэтом?
– Дуэтом хочу спеть с молодым, страстным певцом. Для меня очень важно, чтобы партнер был эмоциональный, симпатичный и молодой (смеется).
– Какую сами музыку слушать любите?
– Музыку люблю хорошую. Любую. Необязательно классическую. Для меня очень важна мелодическая составляющая. А если это песня – то очень важен текст. Знаю, что для современных композиторов стихотворный текст является большой проблемой. Они говорят, что музыку сочинить нетрудно. Трудно найти хороший текст.
Обожаю средиземноморскую кухню, особенно морепродукты. Креветки, мидии, морские гребешки, рыба – моя слабость.
Их много. Люблю хорошую актерскую игру и режиссерскую работу. Из старых фильмов – «Иван Васильевич меняет профессию», «Гусарская баллада», «Служебный роман». Из западных: «Адвокат дьявола», «Блондинка в законе», «С меня хватит» и прочие.
«Джен Эйр» Шарлотты Бронте
«Искатели жемчуга» Бизе, «Травиата» Верди, «Лючия ди Ламмермур» Доницетти
Опишите ваш идеальный день
На белом песке Мальдивских островов с любимым человеком
В 2000 году окончила Уфимское училище искусств по двум специальностям: «Сольное пение» (класс пед. Н.Г. Юсуповой) и «Хоровое дирижирование». Окончила Уфимскую государственную академию искусств по специальности «Вокальное искусство» (2005), в 2008 году – аспирантуру УГАИ им. З. Исмагилова (класс Заслуженного деятеля искусств РФ и РБ, профессора М.Л. Муртазиной).
В 2002 году поступила в Башкирский государственный театр оперы и балета в качестве солистки оперы. В 2008-2012 годах – солистка Новосибирского государственного академического театра оперы и балета. С 2006 года – приглашенная солистка ГАТОБ им. Абая. С 2013 года – ведущая солистка ГТОБ «Астана Опера».
В репертуаре концертные и камерные произведения зарубежных, русских, башкирских, казахских, татарских композиторов, вокальные циклы, народные песни. Лауреат многочисленных республиканских, всероссийских международных конкурсов.
Джильда («Риголетто» Дж. Верди)
Виолетта («Травиата» Дж. Верди)
Оскар («Бал-маскарад» Дж. Верди)
Олимпия, Антония («Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха)
Лючия («Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти)
Адина («Любовный напиток» Г. Доницетти)
Амина («Сомнамбула» В. Беллини)
Маргарита («Фауст» Ш. Гуно)
Лейла («Искатели жемчуга» Ж. Бизе)
Лакме («Лакме» Л. Делиба)
Розина («Севильский цирюльник» Дж. Россини)
Мюзетта («Богема» Дж. Пуччини)
Снегурочка («Снегурочка» Н. Римского-Корсакова)
Шемаханская Царица («Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова)
Марфа («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова)
Людмила («Руслан и Людмила» М.И. Глинки)
Амина («Салават Юлаев» 3. Исмагилова)
Ажар («Абай» А. Жубанова, Л. Хамиди)
Зайтуна («Любовь поэта» Р. Ахияровой)
Также пела в «Реквиеме» В.А. Моцарта в Палермо (Италия) в сопровождении оркестра и хора академии им. А. Тосканини (2007) и концертную программу в концертном зале Гилд-холл в Лондоне в сопровождении Королевского симфонического оркестра (Royal symphony orchestra, 2010).
По данным агентства ИА «Башинформ».