альфия мустаевна каримова биография
«Молодежная газета» продолжает эксклюзивный цикл публикаций о великом поэте Башкортостана. Сегодня своими воспоминаниями и планами с читателями поделится директор Фонда имени Мустая Карима, дочь Мустафы Сафича Альфия Каримова.
Знаете, я этого никогда не ощущала. Правда, когда я еще была ребенком, понимала: если отец закрывался в кабинете и работал, то шуметь и отвлекать отца нельзя!
Надо сказать, отец редко писал дома, так как он работал в Союзе писателей, а также он был депутатом Верховного совета, и у него было много общественных обязанностей. Обычно на месяц-другой отец уезжал в дом творчества писателей либо в Подмосковье, либо на Рижское взморье, где писал все свои большие произведения. Надо сказать, что он довольно долго вынашивал замысел произведения, но очень быстро писал, всегда почти начисто.
— Иногда дети наследуют таланты родителей и идут по их стопам. Как вы считаете, в вашей семье кто-нибудь унаследовал литературный талант вашего отца?
По мотивам детской пьесы «Петушиная мельница» Ильгиз написал замечательную повесть для детишек, которую мы включили в книгу «Радость нашего дома». Для Национального молодежного театра имени Мустая Карима он сделал инсценировку «Батя Ялалетдин» по одноименной повести отца. В нашей семье любят и с огромным уважениям относятся к книгам и слову. Может быть, кто-то из правнуков Мустая Карима тоже станет поэтом. Кто знает?
— Альфия Мустаевна, назовите особо яркие, значимые достижения Фонда имени вашего отца.
— Фонд имени Мустая Карима был основан в 2013-м году. Фонд ставит перед собой просветительские задачи: поддержка программ по развитию башкирского языка и литературы, популяризация творчества Мустая Карима и его современников.
Два года назад было открытие Творческой мастерской имени Мустая Карима в стенах родного для нашего отца факультета башкирской филологии и журналистики. Каждый год мы вручаем гранты лучшим студентам и аспирантам факультета, которые занимаются изучением творчества Мустая Карима и не только. Два года назад к нам обратился Литературный институт имени А. М. Горького с предложением содействовать набору группы литературных переводчиков. Совместно с Национальной библиотекой имени Ахмет-Заки Валиди мы провели литературный конкурс, а победители конкурса из разных уголков нашей республики получили уникальную возможность обучаться в главном литературном вузе страны.
Ежегодно наш фонд участвует во всех мероприятиях, связанных с литературным творчеством. В этом году, юбилейном для отца, журналом «Учитель Башкортостана», был организован Республиканский литературно-педагогический конкурс «Мустай Карим – певец добра и мира», посвященный его жизни и творчеству. 12 февраля в Уфе состоялось подведение итогов и чествование победителей конкурса.
— В отце слились воедино писательский и читательский таланты. Он никогда не врал в своих произведениях. и именно поэтому по его книгам можно рассмотреть и его личность, и его характер. Не хочу быть субъективной, но все, кто его знал, говорят, что он был человеком умным, благородным, добрым, справедливым и совершенно не мелочным, а также обладал внутренней свободой.
На рубеже веков, когда рушились его идеалы (а своим идеалам он оставался верен до конца), он оставался оптимистом, не был ворчуном, не жаловался и прекрасно анализировал ситуацию. Хотя сейчас мне трудно представить, как бы он отнесся к разрыву отношений с Украиной, ведь он воевал за эту страну и написал много стихов об Украине. На Украине издавались многие его книги, ставились спектакли по его пьесам. Он получал огромное количество писем от украинских читателей.
Отец всегда был духовно сильным человеком и до последних дней оставался для нас моральной и духовной поддержкой. Если у кого то из нас опускались руки, наступало отчаяние, то в таких ситуациях он умел успокоить, говорил, что любую проблему можно решить, пусть не на сто процентов, но выход есть всегда. В любом человеке, вне зависимости от возраста и социального положения, он прежде всего уважал Человека и поэтому человеческое общение и дружба были для него главными в жизни. Все, кто его знал, прежде всего отмечали его простоту. Например, однажды он решил проехать каждый уголок любимой Башкирии. И он это сделал это!
А также он очень сильно любил театр, в любой театр он заходил всегда со снятой шляпой, как в храм. Он очень любил природу, любил отдыхать у воды и у костра. Всю жизнь отец любил играть в преферанс, отсюда его великолепная память, которая не подводила его до самой старости.
— Совсем скоро наступит 100-летие со дня рождения Мустая Карима. Какие планы у вас на этот знаменательный день?
— Не буду раскрывать всех планов, но основное мероприятие озвучу. Девятнадцатого октября состоится торжественный вечер, посвященный Мустаю Кариму, на который съедутся гости не только из нашей республики, но также из Москвы и из разных республик бывшего Советского Союза. А на следующий день гости поедут в его родную деревню Кляшево, где обязательно на «Девичей горе» традиционно разожгут большой костер, как это было на всех юбилеях отца.
Источник: «Молодёжная газета»
Текст: Азамат Гаиткулов и Эмилия Завричко
Альфия мустаевна каримова биография
Директору Фонда им. Мустая Карима Альфие Каримовой присвоено почетное звание Фото: Олег Яровиков
22 июня 2021 года в день 70-летнего юбилея директору Фонда имени Мустая Карима, дочери народного поэта Башкортостана присвоено звание «Заслуженный работник культуры Республики Башкортостан» за большой вклад в развитие культуры и искусства.
Соответствующий Указ подписал накануне Глава Республики Башкортостан Радий Хабиров.
«Сердечно поздравляю Вас со знаменательным юбилеем! Многие годы Вы вносите значимый вклад в сохранение богатого литературного наследия великого народного поэта Башкортостана Мустая Карима, повышение популярности его творчества среди молодежи, развитие читательской культуры в обществе.
Желаю Вам крепкого здоровья, благополучия, неиссякаемой энергии и всего самого доброго», — отметил Радий Фаритович в юбилейном поздравлении.
Как рассказывает Альфия Мустаевна, основная часть ее деятельности сейчас сконцентрирована на работе Фонда имени Мустая Карима, основанного в 2013 году. Ключевой его задачей является поддержка программ по развитию башкирского языка и литературы, популяризация творчества Мустая Карима и его современников.
«В 2018 году состоялось открытие Творческой мастерской имени Мустая Карима в стенах родного для отца факультета башкирской филологии и журналистики. Каждый год мы вручаем гранты лучшим студентам и аспирантам факультета. При поддержке фонда в Литературном институте имени А. М. Горького прошла обучение группа литературных переводчиков. Мы постоянно участвуем в организации литературных и творческих конкурсов, особенно среди детей и молодежи. Также ежегодно вручаются гранты лучшим ученикам 158-й башкирской гимназии имени Мустая Карима. Для нас важна преемственность поколений, важно понимать, какое будущее мы воспитываем», — рассказывает она.
«Одно из наших масштабных достижений — художественный фильм «Сестренка» по повести «Радость нашего дома», снятый при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и нашего фонда. Фильм любим зрителями как в нашей стране, так и за рубежом. Вот уже 3-й год он продолжает завоевывать призы на различных фестивалях. Полюбился зрителям и художественный фильм «Отряд Таганок» по повести «Таганок», наш фонд также поддержал создание этой картины, — добавляет Альфия Мустаевна. — При поддержке фонда изданы книги Мустая Карима «Радость нашего дома», поэтический сборник «Возвращение», «Помилование», «Батя Ялалетдин», «100 стихотворений» и самая главная — «Мустай: интервью, которого никогда не было».
Папина дочка
Интервью с Альфией Мустаевной Каримовой для журнала «Уфа». Октябрь 2014 года.
— Как опознать мне
счастье, коль потерь
И горестей не знала я покуда?!
…Кажется, так звучит продолжение. С позиций сегодняшнего дня могу сказать, что у меня были и потери, и горести, и счастливые минуты жизни. И свою сильную привязанность к отцу, где-то даже на ментальном уровне, я осознала после его ухода. Его стихи звучат теперь для меня несколько в ином контексте: возможно, авторский замысел прежде был для меня сокрыт, а случившиеся потери подтолкнули к прозрению. Я часто теперь нахожу утешение в папиных стихах.
В молодости эти строчки могли показаться мне немного пафосными, излишне патриотичными, но потом я поняла, что у фронтовика Мустая Карима отношение к Родине, как к самым близким и любимым женщинам, абсолютно искреннее. Страдания и лишения позволяют человеку оценить счастье мирной жизни, бескорыстную дружбу, минуты единения с природой. Тогда только начинаешь понимать, что мы и есть часть природы. Поэтическая душа отца, видимо, осознала это очень рано и всегда стремилась к гармонии. Через все творчество Мустая Карима проходит идея созидания через доброту. С раннего детства отец нас с братом наставлял – стать людьми, живущими на светлой стороне Земли, и мы стремились к этому.
— Когда вы осознали себя дочерью знаменитости? Наверняка девочка Альфия немного воображала и хвастала перед подружками,что у нее папа особенный?
— Хотите верьте, хотите нет – воображалой никогда не была. Я родилась, когда наша семья жила в коммуналке на улице Свердлова. Там были замечательные соседи Барковские, я любила ходить к ним в гости, у Теодора Николаевича и Леонильды Григорьевны не было своих детей, и они с мужем меня очень привечали. Позднее они переехали в Свердловск, и мы с мамой ездили их навещать. Затем долгие годы мы жили в обычном заводском доме, и если бы я попробовала что-то там из себя воображать, надо мной бы все ребята смеялись. Меня формировала обычная городская среда: двор, улица, школа, но семья, родители, конечно же, закладывали жизненные приоритеты. По-моему, самая неприятная черта в людях – чванство. Но, слава богу, мы с братом не чванливы, в нас такого близко нет.
В нашем доме бывали разные известные личности, и папа нам всегда с интересом рассказывал, кто в чем преуспел, чего добился, за что уважаем. Может, поэтому мне в детстве казалось, что вокруг так много разных важных людей, а мой папа – это просто мой добрый и любимый папа. Чувство гордости за отца появилось позже, когда я стала понимать его стихи и прозу. Тогда я уже начала воспринимать самого Мустая Карима и его творчество как читатель, а не как дочь. Если мне что-то не нравилось– я говорила об этом отцу. Потом печатала его выступления и статьи на машинке, а в последние годы – на компьютере. Должна признаться, что это доставляло определенное чувство удовлетворения, я ощущала себя сопричастной к хорошему делу.
— У которой потом на квартире жил студент Мустай Карим и где они с Раузой впервые увиделись?
— Дом Мустая Карима всегда отличался гостеприимством, даже в отсутствие хозяина там нередко чаевничали и молодые поэты, и известные литераторы – Рауза-апа всех потчевала своими знаменитыми беляшами, а, главное, добрым словом и советом. Как вы это воспринимали в детстве, не раздражал ли ребенка, подростка этот бесконечный караван-сарай? Были ли среди завсегдатаев особо приятные для вас люди и те, кто, может, не нравился?
— Действительно, ни с одним другим первым секретарем обкома у отца не было таких теплых отношений, как с Нуриевым. Они считали себя друзьями, но никогда это не демонстрировали на людях. Знаю, что Нуриев хотел дружить домами, но отец этого избегал. У них сложился свой особый формат общения: они могли позвонить друг другу в любое время суток и встретиться. А вот когда Нуриев переехал в Москву, они виделись достаточно часто.
Смолоду отец дружил с Гильманом Асадуллиным, ставшим потом легендарным строителем. Наши семьи общались очень по-родственному, после смерти Гильмана Фаткулловича папа постоянно созванивался с его женой. Про таких друзей юности отец говорил «свой парень», они были одного калибра.
— В свое время осведомленную уфимскую интеллигенцию поразил отъезд сына Мустая Карима в мореходку. По всем формальным признакам вы с братом входили в негласное сословие «золотая молодежь», имевшую определенные преференции, и вдруг такой демарш. Неужели мама не пыталась воспротивиться или родительское согласие преследовало воспитательные цели?
А мама, разумеется, нервничала и переживала, но виду особо не подавала. Зато мы с ней летали в Хабаровск на выпускной вечер Ильгиза – школу он оканчивал там. Мне было всего семь лет, но я ту поездку помню в деталях – настоящее приключение.
— Один из феноменов Мустая Карима – нежная привязанность к своим родовым корням при непоколебимом интернационалистском воззрении на мир. И в вопросах возрождения родного языка, национальной культуры он умудрялся избегать крайностей: радея за их дальнейшее развитие, оставался убежденным человеком планетарного мышления. Не случайно среди его близких друзей – представители самых разных национальностей. Как завязалась их дружба с Леонидом Балабаном, ставшим потом вам близким родственником?
— «Людей роднит не язык и богатство, а сердце!»- говорит один из мустайкаримовских героев дед Мансур. Ваш супруг, Олег Леонидович Балабан, сумел, видимо, именно так породниться?
— Мы с Олегом росли практически в одном дворе, жили на одной улице, было много общих друзей. Но в наш дом впервые его привела не я, а, скорее, мой папа или они пришли вместе со своим отцом Леонидом Львовичем. Честно говоря, не помню. Но потом Олег довольно часто заглядывал к нам. Дело в том, когда ему было 17 лет, умерла его мама Вера Степановна, и моя мама взялась его опекать и постоянно приглашала то просто на ужин, то на пироги. В доме у Балабанов, конечно, хозяйничала баба Шура, мать Веры Степановны, но моей маме все равно казалось, что Олег ходит голодный – он тогда был очень худым. Так что моя дружба с Олегом и дружба с ним моей мамы шли как бы параллельными курсами и до определенного момента никак не пересекались. Ну а потом случилась наша свадьба…
— Удивительно и то, что он согласился дать единственному сыну имя, выбранное картатаем, и его фамилию! Неужели не было никаких сомнений, возражений по этому поводу?
— Не знаю насчет его внутренних сомнений, но мне Олег их никогда не высказывал. В то время была, можно сказать, такая мода: писатели, поэты давали свои фамилии внукам. Я теперь уже точно не помню, кто первым в нашей семье озвучил эту идею, но возражающих – точно не было.
— В одной из наших бесед Мустай Карим с гордостью рассказывал мне о любимом внуке, как после успешной учебы и престижной работы в Америке Тимербулат все же вернулся в Россию, заявив: «Я привык, картатай, смотреть на мир твоими глазами». Как удалось заложить в сыне столь притягательный для него «ген картатая», поделитесь секретами воспитания?
— Папа любил всех внуков, скучал по московским – детям Ильгиза – Айгуль и Ниязу. Булат ему был ближе, поcкольку рос рядом. Так же, как и наши родители, мы Булата по-особенному не воспитывали. У нас всегда было взаимопонимание, в любом возрасте. В чрезвычайно редких случаях папа мог повысить голос на расшалившегося внука, но обычно хватало выразительного взгляда отца или картатая.
— Это случилось как раз в селе Ургун, о котором я вам рассказывала. Родители поднимались на Иремель. Местные жители считают эту гору священной, они верят, что добравшегося до вершины с чистыми помыслами человека непременно ждет удача, исполнение желаний. А наша мама, оставаясь в тени мужа-поэта, между тем тоже была очень творческой, любознательной натурой: куда бы ни ездила, стремилась узнать новое, чему-то научиться. И это задуманное ею восхождение действительно помогло отцу преодолеть болезнь.
— Альфия Мустаевна, расскажите, как рождалась идея «Мгновений жизни». Подтолкнула ли перестройка, крушение прежних ценностей, утрата друзей, предательство или что-то другое?
Вот на волне таких душевных переживаний у Мустая Карима и возникло желание написать «Мгновения жизни», чтобы, так сказать, расставить все свои точки над i.
— Недавно попала в ночном эфире на фильм о Сталине, и в памяти вдруг всплыли сдержанные комментарии Мустафы Сафича: «В своих воспоминаниях я упоминаю и о Сталине. Это мое видение. Я не кинулся, как многие, рисовать его палачом. Если на то пошло, мало ли было среди царей палачей? Не были ли таковыми Петр I, Иван Грозный, Николай II, которого народ назвал Кровавым…».
— Да, это была его позиция. Отец уважал Виктора Астафьева и его творчество. Но когда он заявил, что, дескать, не Сталин, не Жуков, а только простой советский солдат выиграл войну, отец ходил подавленным. Да и других ветеранов, думаю, такое заявление возмутило: они прекрасно знали, что без умных полководцев-стратегов победить невозможно.
— Сегодня мир взбудоражен событиями на Украине: идеологи майдана подстрекают народ забыть вековое добрососедство, возрождается откровенный фашизм. Пьеса Мустая Карима «Не бросай огонь, Прометей», напугавшая в свое время цензуру, словно обращена к современным политическим безумцам. С кого она писалась, кого обличала?
— Высмотреть высокопоставленных лиц в персонажах пьесы пытались и ответработники Главлита, однако автор не имел в виду кого-то конкретно, а предостерегал общество от жестокости и крайностей, от авантюрных руководителей, из-за которых и случаются майданы. И в этом смысле пьеса сегодня действительно актуальна.
— Я удивилась, обнаружив среди читательских писем к Мустаю Кариму множество посланий с Украины, – и от обычных граждан, и коллективные от школьников, студентов, завсегдатаев литературных клубов. Скажите, как часто в ваш дом приходили письма, кто их получал, рассказывал ли Мустай Карим домочадцам о тронувшем его содержании?
— Отец воевал на Украинском фронте – там остался кусочек его жизни, глубоких переживаний. После войны он много раз бывал на Украине, встречался с сельчанами, рабочими, детьми и молодежью. Со многими творческими союзами проводились регулярные встречи, переписка. Много издавалось его книг, а пьесы шли во всех главных театрах Украины. Кстати, в начале нынешнего года один театр из Западной Украины просил нас с Ильгизом дать разрешение на постановку « В ночь лунного затмения». Наверное, уже не поставят?
Были годы, когда письма к нам в дом приносили пачками. Отец физически не мог на все ответить, мы с мамой ему помогали – если было что-то важное, показывали отцу. Но часто в письмах содержалась просьба о какой-то конкретной помощи, нередко маме удавалось посодействовать адресатам, не отвлекая папу.
В последние годы писем стало заметно меньше. Папа относился к ним с большим вниманием, практически всегда старался ответить сам. А когда папы не стало, пришли десятки посланий примерно такого содержания: «Не стало Мустая Карима. Кто же теперь нам будет помогать, куда нам обращаться?!».
— А какое послание отправили бы Мустаю Кариму сегодня вы, если бы вдруг появился канал связи с третьим измерением…
— Сообщила, что Мустая Карима народ не забыл, по-прежнему черпает в его произведениях ценные советы, оптимизм и душевные силы. Что вся наша семья нежно его любит и очень скучает…
Беседовала Галина ИШМУХАМЕТОВА
Альфия Каримова: даже если близкие люди уходят, мы не теряем с ними связь
Директор Фонда имени Мустая Карима, дочь Народного поэта Башкортостана Альфия Каримова поделилась воспоминаниями и планами по празднованию 100-летия со дня рождения писателя, которое состоится в октябре 2019 года.
— Есть такое мнение, что родителей каждый ребенок выбирает себе еще до рождения. Предположим, что это действительно так. Как думаете, почему Вы выбрали Мустафу Сафича и Раузу Суфьяновну?
— Если это так, то мой старший брат Ильгиз, а потом, спустя почти 10 лет, и я сделали удачный выбор. Ни разу не пожалели, что выбрали именно их. Нам повезло с родителями (смеется).
— Что сегодня Вы чаще всего вспоминаете о своих родителях?
— У меня часто спрашивают про какие-то яркие воспоминания из детства, связанные с ними. Все мое детство, видимо, было очень счастливым, и какие-то отдельные эпизоды вспомнить трудно.
В нашей семье всегда ценились порядок и организованность. Отец всегда был очень пунктуальным и обязательным, никогда никуда не опаздывал. Кажется, это не свойственно творческому человеку? Помимо творчества он многие годы работал в Союзе писателей и в Уфе, и в Москве, более тридцати лет был депутатом Верховного Совета РСФСР, у него было много общественных обязанностей. Он успевал везде! День его был всегда расписан по часам. Даже в последние годы жизни, когда был нездоров, он оставался сильным человеком, к нему шли за помощью и поддержкой не только родные, друзья, коллеги, но и просто люди, нуждающиеся в сочувствии…
Он тосковал по маме, тяжело переживал разлуку с ней. В год ее смерти он написал:
ПАМЯТИ РАУЗЫ
Она была крохотным мотыльком,
Украсила жизнью жизнь.
И там она не будет серой тенью,
Ее душа тот мир преобразит.
22 июля 2003г
— Сегодня Ваша семья занимается сохранением памяти о Мустае Кариме, его наследия. Что считаете главным в деятельности Фонда его имени?
— Кто, как не мы должны это делать?! Мы вдвоем с братом являемся наследниками его авторских прав. После смерти отца руководством нашей республики было принято решение издать полное академическое собрание произведений Мустая Карима. На днях выходит очередной восьмой том. Академическое издание предполагает публикацию на языке оригинала с комментариями. Вся поэзия, проза и драматургия написана отцом на башкирском языке. Статьи и выступления, письма и дневниковые записи он писал и на башкирском, и на русском. Книга воспоминаний, размышлений и бесед «Притча о трех братьях» написана по-русски. На мое счастье, Ильгиз знает творчество папы изнутри – он перевел на русский язык всю его прозу, публицистику и почти все его пьесы. Все эти годы он был одним из составителей этого собрания сочинений, а это очень серьезная, кропотливая работа. К столетию Мустая Карима работа над этим изданием будет завершена. Предстоит еще работа с дневниками и письмами. Мы очень признательны Флориде Фазыловой, второму составителю этого собрания сочинений. Огромное спасибо издательству «Китап», которое осуществляет его издание. Они делают свою работу с высоким профессионализмом, большим желанием и любовью к творчеству Мустая Карима.
Фонд имени Мустая Карима, который мы учредили вместе с моим братом Ильгизом Мустафовичем и сыном Тимербулатом, не является ни благотворительной организацией, ни семейным бизнесом. Главной задачей считаем содействие развитию башкирского языка и литературы и конечно же, сохранение наследия Мустая Карима, его современников.
В этом учебном году в Литинституте имени А.М. Горького в Москве впервые за двадцать лет набрана группа переводчиков башкирской литературы. Выпускники школ из разных уголков нашей республики получили возможность обучаться в главном литературном вузе страны, победив в республиканском конкурсе, который был объявлен в сентябре 2016 года Фондом имени Мустая Карима в рамках подготовки к проведению столетнего юбилея Народного поэта Башкортостана, который отмечается в 2019 году. Конкурс провели в несколько этапов совместно с Национальной библиотекой имени А.-З.Валиди, при поддержке Правительства Республики. Надеемся, произведения талантливых башкирских писателей, благодаря талантливым переводам, станут широко известны далеко за пределами нашей Республики.
— 20 октября в Уфе отметили день рождения МустаяКарима, ему бы исполнилось 98 лет. Праздник начался на улице имени легендарного писателя, возле его памятника. Почетными гостями и организаторами стали родные поэта дочь Альфия Каримова, сын Ильгиз Каримов, внук Тимербулат Каримов, в Уфу прибыли народные артисты СССР Иосиф Кобзон и Гюлли Мубарякова, народный артист Башкортостана Аскар Абдразаков, специальный представитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой и известный российский поэт Андрей Дементьев. Как удалось всех собрать в Уфе?
— Мы их всех пригласили на папин день рождения. Иосиф Давыдович Кобзон давно хотел приехать в Уфу, увидеть памятник Мустаю Кариму. Памятник ему очень понравился. Андрей Дементьев, которому скоро исполнится 90 лет, с восторгом принял наше приглашение. Я очень волновалась, как они выдержат столь плотный график. Все-таки за такое непродолжительное время – всего полдня – состоялось столько событий. Праздник на площади у памятника, открытие мемориальной доски на здании Башгосуниверситета, вручение грантов студентам факультета башкирской филологии и журналистики в Творческой мастерской имени Мустая Карима, торжественный вечер в Национальном молодежном театре имени Мустая Карима. Порадовало, что нашим гостям все понравилось.
…Знай, для корней моих ты – влага,
Для листьев – свет, суть бытия…
Я без тебя убог. Ты – благо,
Ты – сила! Без тебя – ни шага
Не сделать мне, земля моя!
Человек подойдет, прочитает эти строки и ему захочется все стихотворение прочитать. Так обычно и происходит… Вся скульптурная композиция – это памятник творчеству Мустая Карима.
— Что Вы можете рассказать о дружбе Вашего отца и Иосифа Кобзона?
— Папа и Кобзон были близко знакомы, многие годы общались. Как-то Иосиф Давыдович спросил меня: «Почему почти нет песен на стихи Мустая? Ведь у него столько замечательных стихов о любви». Я ответила: «На его лирику писали романсы». На стихи близкого друга отца Расула Гамзатова было написано много песен, которые исполнял Кобзон. Дядя Расул-то их и познакомил.
Вспоминаю один случай. Папа вел как-то большой вечер поэзии в Лужниках. Это было в конце семидесятых годов прошлого века. Тогда были популярными такие встречи в огромных залах, которые потом показывались в записи по Центральному телевидению. На сцене в президиуме сидели поэты, по очереди читали свои стихи. А наши популярные певцы выходили на сцену и исполняли песни на слова этих поэтов. Иосиф Кобзон тоже участвовал в вечере и должен был исполнить одну-две песни. Папа рассказывал, что ему с трудом удалось остановить Иосифа Давыдовича. Сколько сидело поэтов в президиуме, столько песен он спел.
Случались у них и совместные поездки по стране. Иосиф Давыдович был намного моложе и с большим уважением к моему отцу относился, знал хорошо его поэзию. Он вообще человек очень начитанный.
— Не замечали ли Вы какие-либо мистические явления в этот день?
— Во время праздника у памятника вдруг пошел небольшой снег и так же внезапно остановился. Поэт Андрей Дементьев сказал: «Вы знаете, это ангелы». В папин день рождения может быть прохладно, пасмурно, но солнце всегда появляется. Не ждешь его, а оно появляется.
Удивительные вещи. Почему так происходит? Иногда в жизни что-то не удается. Думаешь: «Эх, неудача». А потом думаешь: «Зачем мне это нужно было? Может, не стоило затевать? Возможно, еще не время? Наверное, папа этого не хочет». И вдруг, позднее, иногда значительно позднее, все разрешается наилучшим образом.
Мне кажется, что наши близкие люди, когда они от нас уходят, мы не теряем с ними связь. А они наблюдают за нами, оберегают нас.
— В 2019 году планируется празднование 100-летия со дня рождения Мустая Карима. Каким оно должно быть, чтобы Вы сказали, что все идеально?
— Знаете, папа всегда считал себя ровесником Башкирии, человеком, чья судьба связана с Республикой. И про это у него есть даже стихотворение – «Повезло», в котором он передает свои мысли на этот счет.
ПОВЕЗЛО
Мне с датою рожденья повезло:
Я родился не рано и не поздно…
Гудит октябрь… Двадцатое число…
Березы сыплют на тропу мне звезды.
Мне повезло с землей моей…Ты – чудо,
Башкирия! Ты – свет в моей судьбе!
Ты – колыбель под синью! И да будет
Моя могила теплая – в тебе…
1969 г.
Также редакция журнала «Учитель Башкортостана» объявила литературно-педагогический конкурс «Мустай Карим – певец добра и мира». Творческий поединок пройдет с 1 января по 31 декабря 2018 года. Будут приниматься методические разработки уроков, сценарии внеклассных мероприятий, исследовательские работы учителей и учащихся под руководством педагога, посвященные жизни и творчеству МустаяКарима на государственных языках – башкирском и русском. Здесь три номинации – «Лучший урок с применением современных образовательных технологий», «Лучшая разработка внеклассного мероприятия» и «Лучшая исследовательская работа».Работы победителей будут опубликованы в 2019 году, в год 100-летия со дня рождения папы в журнале «Учитель Башкортостана». К слову, папу в последние годы его жизни активно приглашали на Августовские совещания учителей. Очень любили педагоги его выступления, а он – встречи с ними.
Радует, что творчество папы востребовано, спектакли по его драматургии постоянно ставят во многих театрах и в Республике, и далеко за ее пределами. Очень важно, что его произведения привлекают молодых режиссеров, они ставят Мустая Карима по-современному, но с уважением к автору! Экс-министр культуры России Михаил Швыдкой, к примеру, при разговоре вспоминал, как он будучи редактором журнала «Театр» правил произведения папы, и пытался, как он сам говорил, редактировать Мустафу Сафича, а тот, в свою очередь, благосклонно к этому относился. Интересные моменты.
Папа был драматург, сделал интересный доклад по драматургии на Съезде писателей. Его в Страсбургский университет пригласили прочитать лекцию по национальным драматургиям Советского Союза, но он не смог поехать. Вообще события в нашей культуре было интересны там, на Западе. Вот сейчас говорят: «Вот, Советский Союз. ». Нас не только боялись и уважали, но и интересовались нашей литературой и искусством. Папа много издавался за границей. Их же никто не заставлял печатать папины книги? Он никогда не был диссидентом, но при этом его творчество не было номенклатурным, не было замешано на политике. Он был национальным писателем, но был понятен и интересен просто читателю независимо от его национальности. Может, поэтому он и сейчас интересен современному читателю и зрителю?
До 2019-го еще два года. И посещают разные мысли. Невозможно быть счастливым, когда вокруг нестабильно. Очень хочется, чтобы и в стране все было хорошо в год столетия со дня рождения папы. Тревога какая-то всеобщая, нестабильность. Идеально, конечно, ничего не бывает.
— Создан Фонд поддержки гуманитарных программ для сохранения и развития национальных литератур «Дом национальных литератур». А Тимербулат является Председателем попечительского совета Фонда.
Ты – клубок моих дум, ты – метель моих снов,
Ты – недель моих пятница, путь мой и кров.
Ты – мой грех и мой свет, и моя благодать,
Ты – загадка, что мне не дано разгадать.
1990г.
— В чем счастье для Вас сегодня?
— Когда есть чувство душевного комфорта, это уже счастье. И это приходит с возрастом. Счастье то ощущаешь, то, кажется, что его нет. А когда есть душевный покой, когда нет серьезных переживаний и тревог, когда есть здоровье, ощущение полноты жизни – и в этом, возможно, заключается счастье. Мне в принципе многого уже не надо.
Папа говорил так: «Оказывается, у меня был большой запас счастья, которым я живу до сих пор. Мое творчество долгие годы накапливало счастье для меня, я радовался появлению каждой новой строки. Выходившие мои книги в течение более полстолетия, мои пьесы, которые в свое время шли в десятках, возможно, сотнях театров, умножали казну моего счастья. Это одно. Счастье Победы в 1945 году. Оно было отпущено на всю мою жизнь, нет дня, чтобы я его не ощущал. И еще. Любил, был любим. Это, наверное, и есть вершина счастья. Поздравляя меня с Новым годом, люди желают нового счастья. У меня его не будет. Я довольствуюсь моим старым, верным, испытанным счастьем. Оно меня всегда греет. Я берегу его, как старый солдат бережет свою гимнастерку, увешанную медалями. И вот это все разве не есть счастье?».
Для меня главное, чтобы муж, дети, внуки и все дорогие мне люди были здоровы и счастливы. Я согласна в данном случае с отцом, который говорил: «Быть свидетелем счастья – уже счастье».
Интервью: Екатерина Тимиряева
Источник: ГорОбзор.ру