алибек тахо годи биография
Тахо-Годи, Алибек Алибекович
Алибек Алибекович Тахо-Годи | ||
| ||
---|---|---|
1921 — 1922 | ||
| ||
с 1922 | ||
Вероисповедание: | ислам | |
Рождение: | 15 августа 1892 ( 1892-08-15 ) Урахи, Дагестанская область | |
Смерть: | 9 октября 1937 ( 1937-10-09 ) (45 лет) Москва, СССР | |
Похоронен: | кладбище Донского монастыря, Москва | |
Отец: | Алибек Халимбеков | |
Мать: | Муминат Халимбекова | |
Супруга: | Нина Петровна Семенова | |
Дети: | сыновья: Махач, Хаджи-Мурат, дочери: Аза, Муминат | |
Образование: | юридический факультет МГУ | |
Профессия: | Юрист |
Содержание
Биография
Алибек Тахо-Годи родился в селении Урахи (ныне Сергокалинского района Дагестана), в семье обедневшего узденя, даргинец по национальности. Рано лишился отца и был взят родственниками — Магомедом и Баширом Далгатами — во Владикавказ. В 1912 окончил с серебряной медалью Владикавказскую классическую гимназию и поступил в Московский университет на юридический факультет. Окончив университет в 1916, служил помощником присяжного поверенного во Владикавказе. После Февральской революции — член Дагестанской социалистической группы. В 1918—1920 член ВРК Дагестана. В 1920—1922 народный комиссар юстиции, народный комиссар продовольствия Дагестанской АССР, член Дагестанского обкома РКП(б); был членом ВЦИК и председателем комиссии ВЦИК по снабжению Дагестанской АССР. В 1922—1929 наркомпрос, заместитель председателя СНК Дагестанской АССР. Основатель и директор Дагестанского института национальной культуры. Основал в Махачкале Дагестанский музей и Русский драматический театр. Содействовал художнику Е. Е. Лансере в работе над циклом иллюстраций к «Хаджи-Мурату» Л.Тостого. С 1929 года работал в Наркомпросе РСФСР; один из организаторов и директор Центрального НИИ национальностей. С 1935 года в аппарате ЦК ВКП (б); одновременно вёл преподавательскую работу в вузах Москвы, в том числе и как профессор Московского университета. Возобновил издание серии «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа» (т. 45-46) и привлек к участию в ней видных лингвистов и историков.
Арест
22 июня 1937 арестован, как участник пантюркистской организации. На допросах виновным себя не признал. 9 октября 1937 на закрытом судебном заседании Военной коллегии Верховного суда СССР приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение в тот же день. Захоронен в общей могиле № 1 на Донском кладбище.
Посмертно реабилитирован в 1956 году.
Семья
Жена — Нина Петровна Семенова (1896—1982) — также была арестована и провела 5 лет в мордовских лагерях.
Сыновья — Махач (1924 — умер в детском доме в г. Рыбинске во время войны [1] ), Хаджи-Мурат (1919—2002) — заслуженный юрист России, криминалист, специалист по проблемам трасологии и баллистики [2] ; дочери — Аза Алибековна Тахо-Годи (1922 г.р.), заслуженный профессор МГУ им. Ломоносова, филолог-классик; Тахо-Годи Муминат Алибековна (1931 г.р.), профессор Северо-Осетинского госуниверситета, специалист по французской литературе. Внучка — профессор МГУ им. Ломоносова, специалист по русской литературе Елена Аркадьевна Тахо-Годи (1967 г.р.).
Авторские работ
Память
Именем А. А. Тахо-Годи названы:
Примечания
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Тахо-Годи, Алибек Алибекович» в других словарях:
Тахо-Годи Алибек Алибекович — (15.8.1892 9.10.1937), участник борьбы за Советскую власть в Дагестане, государственный деятель. Член Коммунистической партии с 1920. Родился в с. Урахи, ныне Сергокалинского района Дагестанской АССР, в крестьянской семье. Окончил юридический… … Большая советская энциклопедия
Тахо-Годи — Алибек Алибекович (15.8.1892 9.10.1937), участник борьбы за Советскую власть в Дагестане, государственный деятель. Член Коммунистической партии с 1920. Родился в с. Урахи, ныне Сергокалинского района Дагестанской АССР, в крестьянской… … Большая советская энциклопедия
Тахо-Годи, Аза Алибековна — Аза Алибековна Тахо Годи Дата рождения: 26 октября 1922(1922 10 26) (90 лет) Место рождения: Махачкала, Дагестанская АССР, СССР Страна … Википедия
Алибек тахо годи биография
Об А.Тахо-Годи его современники говорили, что он самый образованный, высококультурный деятель Дагестана.
Он был крупным обществоведом, выдающимся организатором народного образования, незаурядным публицистом и поборником ускоренного прогресса национальной печати. Во всех этих сферах творческой деятельности А.А. Тахо-Годи оставил глубокий след.
Б. Далгат заботился, чтобы Алибек выучился русскому языку, и в 1904 году он поступил в первый класс Владикавкюской гимназии. Б. Далгат и его жена Ольга Кукорина уделяли заботливое внимание учебе и воспитанию А. Тахо-Годи.
В 1908 году умерла жена Б. Далгата, и он устроил Алибека в семью известного деятеля просвещения, этнографа, человека прогрессивных взглядов Петра Семенова. В этой семье Алибек жил 4 года, дружил с сыном П. Семенова Леонидом. Впоследствии профессором русской литературы, и дочерью Ниной, своей будущей женой. Окончив гимназию в 1912 году с серебряной медалью, А. Тахо-Годи поступил на юридический факультет Московского университета. В университете он дружил с У. Буйнакским,. Г. Коргановым, А. Мясниковым, С. Осеняном и др.
Нa съезде вместе с Коркмасовым, Габиевым (его заменил Хизроев), он был избран членом полномочной делегации, которой поручалось обсудить в центре условия вхождения Дагестана в РСФСР, участвовать в выработке Декрета об образовании ДАССР и проекта Конституции республики. А.А. Тахо-Годи являлся одним из основных авторов проекта Конституции ДАССР, принятой Учредительным съездом Советов Дагестана в начале декабря 1921 года
В 1922-1929 гг. A.A.Taxo-Годи был наркомом просвещения Дагестана. В те годы Наркомпрос объединял и направлял работу всех республиканских государственных структур, связанных с культурным строительством: школьное и внешкольное образование, борьба с неграмотностью населения, политико-просветительская работа, библиотечное и издательское дело, деятельность учреждений культуры и искусства, вся сфера художественной культуры. Одновременно A.Taxo-Годи ряд лет совмещал и должность наркома юстиции Дагестана.
Все эти вопросы А. Тахо-Годи решал с воодушевлением, со знанием дела. Он ездил по сельским районам Дагестана, встречался с учителями, крестьянами, аксакалами аулов. Его радовало появление новых очагов культуры, духовное пробуждение сельского населения. Для обучения детей были созданы школы. Для подготовки учителей в Буйнакске и в Дербенте были открыты педтехникумы, которые в 1927 году начали выпускать учителей со средним образованием. Ежегодно несколько сот дагестанцев направлялись в вузы, техникумы. рабфаки и на различные курсы в Москву, Ленинград, Ростов, Баку. Владикавказ и многие другие города страны.
А. Тахо-Годи организовал и руководил первым Дагестанским научно-исследовательским институтом, а также открытым в 1924 году Дагестанским музеем. А. Тахо-Годи принадлежат работы «Революция и контрреволюция в Дагестане», «Восстание гopцев Дагестана и Чечни 1877 года», «Уллубий Буйнакский» и др.
В 1929 году А. Тахо-Годи становится заместителем Заведующего отдела Главпрофобразования при Наркомпросе РСФСР. По его инициативе в Москве был создан Центральный научно-исследовательский педагогический институт национальностей. А. Тахо-Годи стал первым директором этого института. Он много сделал для подготовки специалистов из малых народностей. Одновременно он читал в МГУ курс по кавказоведению.
Высокий интеллект, широкое образование, безукоризненная внутренняя культура, прекрасные человеческие качества снискали А. Тахо-Годи авторитет и уважение не только в руководимом им коллективе, но и среди всех тех, с кем он общался, кто его знал. С его мнением считались в Наркомпросе РСФСР, в центральных партийных и государственных органах страны.
22 июня 1937 года А. Тахо-Годи был арестован по ложному обвинению в принадлежности к так называемой антисоветской контрреволюционной пантюркистской организации и 9 октября на закрытом судебном заседании военной коллегии Верховного суда СССР приговорен к расстрелу. Перед смертью он сказал: «Моя совесть чиста перед народом и Отечеством». Его расстреляли в тот же день.
В 1956 году он был реабилитирован и оправдан. Его именем названа Урахинская средняя школа, научно-исследовательский институт Минпроса ДАССР, улицы в Махачкале и Сергокале.
Революционер, просветитель, ученый
Сегодня исполняется 121 год Алибеку Алибековичу Тахо-Годи (на снимке), общественному и государственному деятелю, участнику борьбы за советскую власть в Дагестане. Современники называли его самым образованным, высококультурным деятелем Дагестана. Он был крупным обществоведом, выдающимся организатором народного образования, незаурядным публицистом и поборником ускоренного прогресса национальной печати. Во всех этих сферах творческой деятельности он оставил глубокий след.
Родился Алибек Тахо-Годи в селении Урахи Даргинского округа (ныне Сергокалинский район). Когда мальчику исполнилось пять лет, родители определили его в мусульманскую религиозную школу в селении Чумли Кайтаго-Табасаранского округа. Из-за материальных трудностей ему удалось проучиться только четыре года. Мать отвозит его во Владикавказ, и с этого времени он живет в семье своего дяди, Башкира Далгата – известного юриста.
Б. Далгат и его жена Ольга Кукорина уделяли большое внимание учебе и воспитанию племянника. Окончив гимназию в 1912 году с серебряной медалью, А. Тахо-Годи поступил на юридический факультет Московского университета. В университете он дружил с У. Буйнакским. В 1916 году окончив университет с дипломом первой степени, А. Тахо-Годи возвратился во Владикавказ.
После февральской революции активно включился в революционную работу во Владикавказе как уполномоченный по заготовке хлеба. Летом 1918 года А. Тахо-Годи избирается членом областного исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских депутатов. Совет обороны Дагестана и Северного Кавказа назначил А. Тахо-Годи своим представителем при мусаватистском правительстве Азербайджана. Он познакомился с бакинскими большевиками Наримановым, Микояном и др. Общительный, остроумный собеседник, А. Тахо-Годи быстро завоевал симпатии бакинцев, заводит обширные связи.
В марте 1920 года А. Тахо-Годи возвратился в Дагестан и в апреле стал завотделом юстиции Дагревкома, руководил отделом продовольствия ревкома. Он — участник Чрезвычайного съезда дагестанских народов, проходившего 13 ноября 1920 года, на котором нарком по делам национальностей РСФСР И.В.Сталин от имени советского правительства провозгласил декларацию об автономии Дагестана.
Нa съезде вместе с Коркмасовым, Хизроевым он был избран членом полномочной делегации, которой поручалось обсудить в центре условия вхождения Дагестана в РСФСР, участвовать в выработке Декрета об образовании ДАССР и проекта конституции республики. А.Тахо-Годи являлся одним из основных авторов проекта конституции ДАССР, принятой Учредительным съездом Советов Дагестана в начале декабря 1921 года.
В 1922-1929 гг. A.Taxo-Годи был наркомом просвещения Дагестана. Одновременно ряд лет он совмещал должность наркома юстиции Дагестана.
Его радовало появление новых очагов культуры, духовное пробуждение сельского населения. Для обучения детей были созданы школы. Для подготовки учителей в Буйнакске и Дербенте были открыты педтехникумы, которые в 1927 году начали выпускать учителей со средним образованием. Ежегодно несколько сот дагестанцев направлялись в вузы, техникумы, рабфаки и на различные курсы в Москву, Ленинград и другие города страны.
А. Тахо-Годи организовал и руководил первым Дагестанским научно-исследовательским институтом, а также открытым в 1924 году Дагестанским музеем. Ему принадлежат работы «Революция и контрреволюция в Дагестане», «Восстание гopцев Дагестана и Чечни 1877 года», «Уллубий Буйнакский» и др.
В 1929 году А. Тахо-Годи становится заместителем заведующего отдела Главпрофобразования при Наркомпросе РСФСР. По его инициативе в Москве был создан Центральный научно-исследовательский педагогический институт национальностей. А. Тахо-Годи стал первым директором этого института. Одновременно он читал в МГУ курс по кавказоведению.
Высокий интеллект, широкое образование, безукоризненная внутренняя культура, прекрасные человеческие качества снискали А. Тахо-Годи авторитет и уважение среди всех, с кем он общался. С его мнением считались в Наркомпросе РСФСР, в центральных партийных и государственных органах страны.
В 1935 году он — заместитель заведующего отделом школ и учебных заведений ЦК ВКП(б).
22 июня 1937 года А. Тахо-Годи был арестован по ложному обвинению в принадлежности к антисоветской контрреволюционной пантюркистской организации и 9 октября на закрытом судебном заседании военной коллегии Верховного суда СССР приговорен к расстрелу. Перед смертью он сказал: «Моя совесть чиста перед народом и Отечеством». Его расстреляли в тот же день.
В 1956 году он был реабилитирован и оправдан. Его именем названы Дагестанский объединенный исторический и архитектурный музей, научно-исследовательский институт школ Министерства образования и науки РД, Урахинская средняя школа, улицы в Махачкале и Сергокале.
Тахо-Годи, Алибек Алибекович
общественный и государственный деятель СССР, председатель ЦИК и Совнаркома ДАССР, участник борьбы за Советскую власть в Дагестане
Алибек Алибекович Тахо-Годи (15 августа 1892, Урахи, Дагестан, Российская империя — 9 октября 1937, Москва, СССР) — общественный и государственный деятель СССР, председатель ЦИК и Совнаркома ДАССР, участник борьбы за Советскую власть в Дагестане. Этнограф и востоковед.
Биография
Личность и творчество А. А. Тахо-Годи, уже в юности избравшего своим уделом служение народу и науке, привлекли к себе внимание исследователей. Только в начале 60-х годов XX века появилась первая статья о нём старейшего дагестанского педагога и соратника А. А. Тахо-Годи, заслуженного учителя РСФСР и ДАССР Саида Магомедовича Омарова — «Дагестанский Макаренко» [1]
Статья помещена в небольшом сборнике о ветеранах педагогического труда в Дагестане и освещает только одну сторону — обширную просветительскую и педагогическую деятельность А. А. Тахо-Годи. На съезде писателей СССР, состоявшемся в 1963 году, писатель и литературовед А.Назаревич поставил вопрос о том, что давно назрела необходимость в издании биографий выдающихся деятелей Дагестана по типу серии «Жизнь замечательных людей» и одной из первых книг в этой серии должно быть книга о А. А. Тахо-Годи, также по определению А.Назаревича А. А. Тахо-Годи был «эссеист и историк и первый в советском союзе кавказский исследователь творчества Л. Н. Толстого» [2]Многогранный талант этого выдающегося человека и то, что он сделал для Дагестана, заслуживает этого. Вклад Алибека Алибековича Тахо-Годи в организацию науки, культуры, здравоохранения и просвещения должен быть также осмыслен по-новому. Его работа проводилась в очень сложной атмосфере, при наличии острых классовых, национальных и религиозных противоречий. В годы культа личности А. А. Тахо-Годи был необоснованно репрессирован, его жизнь оборвалась в расцвете творческих сил. Он погиб в возрасте 45 лет. Однако для того, кто живёт во имя народа, во имя справедливости и счастья, жизнь не бывает короткой. Ценность жизни определяется не прожитыми годами. Если сказать, что он был одним из первых народных комиссаров юстиции, продовольствия и просвещения, председателем ЦИК Дагестанской АССР, основоположником дагестанского образования, литературоведения, культуры и науки, учёным, давшим глубокий анализ истории национально — освободительного движения горцев, гражданской войны и Октябрьской революции в Дагестане и на Северном Кавказе, юристом, педагогом и публицистом, организатором науки, просвещения и искусства в Дагестане, то эта характеристика даёт далеко не исчерпывающее представление о разносторонней и многогранной личности Алибека Алибековича Тахо-Годи.
Жизненный путь, революционная и просветительская деятельность
Алибек Алибекович Тахо-Годи родился 15 августа 1892 года в дагестанском ауле Урахи Даргинского округа Дагестанской области. Отец Алибека, обедневший уздень Алибек Халимбек-оглы Таху-Кьади, был одаренным человеком, любимцем аульчан, он скончался в 1892 году от малярии, которая в то время свирепствовала в Дагестане и особенно в Урахи. Мать Муминат осталась с двумя детьми — дочь Аза и сын Умар, которому, согласно старинному урахинскому обычаю, после смерти отца перешло его имя Алибек, сама Муминат умерла в 1919 году в возрасте 50 лет. С разрешения матери Алибек Халимбеков направился учиться во Владикавказскую русскую гимназию, его взял двоюродный брат отца Алибека — Магомед Магомедович Далгат — депутат Государственной думы Российской Империи IV созыва, председатель комитета по делам национальностей Госдумы России, первый человек с высшим образованием из Северного Кавказа, потом А. А. Тахо-Годи жил с другим дядей — Баширом Керимовичем Далгатом — известным юристом, учёным кавказоведом также до поступления в гимназию А. А. Тахо-Годи знал наизусть Коран — священная книга мусульман. Уже, будучи учеником старших классов гимназии, он стал подвергать критическому анализу прочитанное. К тому времени им было проштудирована богатейшая библиотека Башира Далгата, но и почти все книги по истории Кавказа, находящиеся и в библиотеке дяде, и те, которые удавалось ему разыскать. А. А. Тахо-Годи окончил гимназию с серебряной медалью. Впоследствии он поступил на юридический факультет МГУ и окончил его с отличием. Во время учёбы в МГУ им В.Ломоносова он был членом правления Кавказского землячества, вёл агитационную и просветительскую деятельность, с радостью воспринял весть о революции, стал на сторону Большевиков, был начальником отдела милиции. [3] По свидетельству сына Хаджимурада, когда они бывали в родовом гнезде в ауле Урахи к отцу каждый день приходили несколько сельчан, и беседовали по полтора и более часов на разные темы. Отец никому и ни в чём не отказывал в помощи, т.е был очень хорошим советчиком и умел привлечь на свою сторону собеседников. Он не только помогал родным сельчанам, но и жителям из соседних сёл и аулов. Например, когда он работал комиссаром исполнительного комитета Даргинского округа, посетил село Мекеги. К нему обратились несколько сельчан с просьбой о помощи устроить их детей в учебные заведения. Алибек Алибекович им пообещал и устроил их детей в Буйнакское и Дербентское педагогическое училище.
Спутница
Почти единственная великая философская фигура России ХХ века, не посаженная на «философский пароход», зато посаженная в лагерь, самой своей судьбой соединила Россию с Россией. Мост живой мысли поверх советской власти оказался прочнее нее.
Юрий Рост в начале 1980-х сделал его знаменитые фотографии для «Литературки», и Лосев, в своей таинственной, напоминающей монашескую, шапочке, вернулся к нам как живой патриарх мысли. Кажется, с этой фотографии Россия себя, как Россию, начала вспоминать и воскрешать.
Российская газета : В чем загадка воспоминаний как жанра? Почему они так притягательны?
Аза Тахо-Годи : Между прочим, не все любят вспоминать. Моя книга о Лосеве начиналась словами: «Алексей Федорович не любил вспоминать». И он, действительно, не любил.
Страшные же были времена. Люди выдержали такие катастрофы! Моя мать, сидевшая в лагере, терпеть не могла воспоминаний. Считала: выброшенная жизнь, погибшие годы.
РГ : С какого времени вы себя помните?
РГ : В воспоминаниях предстает не столько личность, сколько человек. И не с точки зрения достижений. И все равны: известные и неизвестные, деятельные и бездеятельные, талантливые и неталантливые.
Тахо-Годи : Конечно. Почему обязательно должна быть какая-нибудь великая личность? А если ты вспоминаешь давние времена и свои обычные детские привязанности? Часто в воспоминаниях важны детали, а вовсе не что-нибудь грандиозное. Это ведь не жизнеописания Платона или Аристотеля.
Мне вот вспоминается забавная история, как мы в конце 1970-х годов ездили в гости к Пришвиной Валерии Дмитриевне (усадьба Дунино). Один из наших приятелей, возивших нас туда на машине, захотел искупаться в Москва-реке, но у него не было плавок. Неподалеку стоял довольно убогий маленький дачный домишко. Мы постучали, и какая-то симпатичная женщина, переспросив: «Хотите искупаться?», принесла нашему приятелю плавки. Это была семья Егора Гайдара.
А через многие-многие годы наши друзья, наследники Валерии Дмитриевны Пришвиной, рассказывали, какой мощный дворец вырос на месте этого домишки. с железными воротами, высоченными металлическими заборами, не постучишь трусы попросить. Чудный лес с грибами за дачей вырубили. И великолепное золотое поле ржи застроили под влиянием решений обитателя того убогого домишки, где нам трусики выдавали.
Тахо-Годи : Это все бесчисленные фантазии. И нашли тоже маленького, Сережа-то Кравец довольно мощный мужчина. Но пришел он из «Литучебы» уже в конце жизни Алексея Федоровича, на закате. А Сергей Аверинцев давным-давно у нас появился со своим другом, замечательным Сашей Михайловым, впоследствии крупным ученым-германистом. Но тогда оба еще были, как птенцы, и впечатления особенного не производили. Я только помню, как студент Аверинцев подходил ко мне на Моховой в раздевалке и, заикаясь, что-то спрашивал, всегда начиная со слов: «Нельзя ли. «. Но уже тогда оба интересовались богословскими проблемами.
Хождение по мукам века
РГ : Воспоминания пишутся, как всякая другая книга? Как приходит идея? Медлит или спешит перо?
А идея ко мне пришла в августе 2003 года, когда я последний раз была на даче известного философа Александра Георгиевича Спиркина в «Отдыхе», где мы десятки лет жили с Алексеем Федоровичем. Мне вдруг захотелось набросать план прожитой жизни. Я взяла бумагу и начала лихорадочно записывать все, что мне приходило в голову. В этой лихорадке я провела, наверное, дня два, и у меня получилась тетрадочка бессистемных записей.
Но в ней уже можно было обнаружить контур будущей книги, мыслей о которой у меня тогда еще не было. Писать я начала спустя четыре года и писала около двух лет. Но перед этим собрала целую сумку материалов.
РГ : И что вам диктовалось сверху?
Тахо-Годи : Это тайна великая. И, наверное, у каждого своя. Может быть, это и есть вдохновение. Это работа и радость одновременно. У тебя образуется что-то вроде обратной перспективы. Живешь прошлым. Пишешь, не задумываясь о композиции. Все движется естественно. По ходу сюжета книги в нее все время вплетаются люди. Человек же не одинок.
РГ : Люди в историю вашей семьи и вашу личную вплетались удивительные. Вы пишете, что Алексей Толстой в начале 1920-х годов посетил ваших родителей, вернувшись из эмиграции, беседовал с ними и делал пометки в блокноте. «Хождение по мукам» написано по истории вашей семьи?
Мой отец с товарищами в начале 20-х годов привез в помощь голодающей Москве целый поезд с продовольствием «Красный Дагестан». В конце 1920-х, будучи членом ЦИКа, он был близок к Надежде Аллилуевой. Таких переплетений было очень много.
РГ : А какие события были для вас переломными? Арест отца?
РГ : И отец Николай Голубцов, который крестил Светлану Аллилуеву?
Тахо-Годи : Да. Только тогда все приходилось скрывать. Многие были под домашним арестом, как, например, знаменистые ученые, проходившие по «делу славистсов». Скажем, академик Михаил Несторович Сперанский. Но даже если никто не знал об арестах, всегда можно было догадаться: это бывший арестант. Уже, знаете, глаз был наметанный.
Очень интересно соединять в воспоминаниях время и пространство. И тогда предстает панорама 1930-х, 40-х.
Но с точки зрения нас, детей, это время было сплошным раздольем! Как весело было кататься на коньках, когда замерзали пруды! А знаменитые «прыгалки», когда надо было прыгнуть по пятьсот раз! Или лупить мячом о стену тоже сотни раз! А племянница тети Васёны, забыв про голод, переписывала от руки «Графа Монте-Кристо», присланного маме ее братом, профессором Л.П. Семеновым.
РГ : Вы были идеологически пленены советскими ценностями в детстве?
Тахо-Годи : Ну, например, события в Испании были для нас святой темой. Мы знали имена всех героев решительно. Когда начались процессы над врагами народа, но отца еще не арестовали, я, вовсю читавшая газеты, к разным людям испытывала разные чувства. Хотелось, чтобы вот этого не так сурово наказали. А этого посуровее, так ему и надо. Была какая-то детская вера, что все делается правильно.
Помню, в день, когда был убит Киров (мы, дети, и знать не знали, кто он такой), нас всех из школы отпустили, и мы этому радовались. Но почему-то слова старушки француженки «Киров убит» запомнились мне навеки. Ну а потом стали пустеть дома. Напротив нашего стоял военный дом весь пустой. Всех арестовали.
Хохолок, не буди Хана
РГ : Аза Алибековна, Алексей Федорович и Валентина Михайловна были тайными монахами, а вы для них духовной дочерью. Но читаешь книгу и возникает ощущение, что вы были им настоящей дочерью.
Тахо-Годи : Мы были очень близки. Я очень любила свою родную мать, но тут у меня была Муся, Мусенька, которую я тоже невероятно любила.
РГ : Почему к вам прилипло слово «вдова»?
Тахо-Годи : А вы разве не заметили, что я повсюду это опровергаю? И сейчас уже большей частью журналисты пишут «спутница жизни», «хранительница наследия».
После смерти Валентины Михайловны у нас с Алексееем Федоровичем, которого она оставила на меня, был официально зарегистрирован брак. Это была обычная история для того времени. Например, знаменитый московский священник отец Алексей Мечев (он прославлен как святой) направил свою духовную дочь к известному священнику, богослову, литературоведу Сергею Николаевичу Дурылину с тем, чтобы она с ним рядом жила и заботилась о нем. Им пришлось зарегистрировать брак, хотя мужем и женой они не были.
РГ : У вас была с Лосевыми договоренность, что вы расскажете об их тайном монашестве?
РГ : Их постриг был жертвой?
Но я и писала свою книгу так, чтобы каждое слово ее было подкреплено свидетельством или документом. Обратите внимание на огромное количество примечаний в моей книге.
Тахо-Годи : Я собирала, записывала за Алексеем Федоровичем и Валентиной Михайловной все их любимые выражения, все их «словечки». Все эти «Митроша ошибся», «Мартын с балалайкой», «адски шикарно, как говорили Белгородские гусары», «о, это настоящий кардинал Пачелли».