алихан букейханов годы жизни
Как сложилась трагическая судьба Алихана Букейханова
Один из самых выдающихся представителей казахской интеллигенции Алихан Букейханов вошел в историю 20-го века как прогрессивный общественный деятель, который неустанно боролся за независимость своей родины, передает NUR.KZ.
Его жизнь полна удач и поражений, борьбы и приключений, слез и улыбок, уверенности и сомнений.
Алихан Букейханов появился на свет 5 марта 1866 года в ауле Токраунской волости Каркаралинского уезда Семипалатинской области. Он был потомком чингизидов, которые являются прямыми потомками Чингисхана.
Жил он в богатой семье и в детстве проходил обучение у нанятых репетиторов. Далее он получил образование в трехклассной русско-казахской школе. Позднее он учился в Омском техническом училище, а затем и Санкт-Петербургском Императорском лесном институте.
Шокан Уалиханов: биография казахского ученого
С юношества Букейханов был увлечен высокой интеллектуальной жизнью. У него были богатые познания не только в области казахской литературы (труды Абая и Шортамбая), но и в истории и географии родного края. В то же время Алихан увлекался русской и мировой литературой. Обучаясь в Санкт-Петербурге, он впервые знакомится с представителями европейской интеллигенции. Уже в студенчестве он подружился с такими видными деятелями, как тюрколог Василий Радлов, востоковед Василий Бартольд, политик Александр Керенский и многие другие.
Уже в 1903 году Алихан опубликовал труд: «Исторические судьбы Киргизского края и культурные его успехи» в многотомном альманахе: «Россия. Полное географическое отношение нашего отечества». Также он участвовал в различных исследовательских походах, в ходе которых написал много монографий и статей.
Ибрай Алтынсарин: биография литератора
Именно в те годы он видит, как тяжело приходилось жить кочевым народам в Российской империи. Он часто был свидетелем того, как царские и местные власти проводили антинародную политику в степи. Из-за этой политики страдали в первую очередь кочевые народы, и Алихан не мог смотреть на это без сострадания.
Сострадание и желание постоять за своих соотечественников подталкивают Букейханова на то, что он примыкает к общественному движению казахской интеллигенции, которая активно боролась против русской колонизации Киргизской степи.
Алихан Букейханов стал первым биографом Абая. Его статья «Абай (Ибрагим) Кунанбаев» — некролог казахского народного поэта в связи с характеристикой его творчества была напечатана в газете «Семипалатинский листок» в 1905 году. Затем с портретом Абая она печаталась в журнале «Записки Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества» в 1907 году.
Ахмет Байтурсынов: биография и деятельность просветителя
С 1905 года он становится членом партии кадетов. В ноябре 1905 года участвовал в Общероссийском съезде земских и городских деятелей в Москве, на его заседании 12 ноября выступил с речью о положении киргизского народа. Несколько раз Алихан арестовывался царским режимом и вынужден был находиться в политических ссылках.
Однако в 1917 году его политические взгляды расходятся с генеральной линией кадетов. Это произошло сразу же после Февральской революции, когда свергнули царя Николая. Он перестал находить поддержку среди кадетов в самом главном вопросе — предоставление автономии казахскому народу, а также по другим принципиальным вопросам (землепользование и взаимоотношение государства и церкви). Свои мотивы он изложил в статье «Почему я вышел из партии кадетов», отметив в качестве сути расхождений стремление товарищей по партии «сохранить империю при существующих границах».
Мухтар Ауэзов: биография, творчество, произведения писателя
Сразу после этого он создает национальную политическую партию «Алаш», идейные предпосылки которой были заложены газетой «Казах», выходившей с 1913 года, которую он создал с Ахметом Байтурсыновым и Миржакипом Дулатовым. Он участвовал в работе съезда сибирских автономистов в Томске, на котором было принято решение о предоставлении в составе Сибирской республики автономии казахам.
В декабре 1917 года по инициативе А. Букейханова на 2-м Всеказахском курултае (учредительном съезде) была провозглашена Алашская автономия, то есть автономное государство казахов. Высшим органом власти стал Временный Народный Совет, которому было присвоено наименование «Алаш-Орда», а его председателем (президентом) — А. Букейханов.
В марте 1917 года Букейханов работает во Временном правительстве. Уже в мае ему удается добиться прекращения жестокой деятельности в степях карательного корпуса генерала Лаврентьева. В том далеком 1917-м году лидер партии «Алаш» надеялся, что в рамках демократического Временного правительства Керенского казахам удастся добиться автономии.
Бухар жырау: биография и творчество акына
Однако все планы Букейханова и его единомышленников рушит Октябрьская революция, когда к власти приходят большевики. Жесткая борьба революционеров против политических оппонентов пугает Букейханова и в то же время возмущает. Так, в декабре 1917-го он публикует «Памятку крестьянам, рабочим и солдатам», в которой клеймит Ленина в развязанной диктатуре и полыхающем терроре.
Тем временем в стране полыхала гражданская война. С одной стороны большевики, а с другой стороны Белая армия. И с теми, и с теми Букейханову было не по пути. Но он понимал, что если выступать против обеих сил, то партия «Алаш» ждут большие неприятности. Тогда он и его единомышленники прибегли к более гибкой тактике. Они вели переговоры с Иосифом Сталиным, который на тот момент был народным комиссаром по делам национальностей. Но при этом поддерживали хорошие отношения с командованием Белой армии.
Бунин: биография, интересные факты о писателе
В самой автономии на тот момент против «Алаша» начинает выступать партия «Уш жуз», которая была настроена против каких-либо переговоров с большевиками. Тем не менее партия «Алаш» гнула свою линию. В итоге белогвардейцы были разгромлены в Киргизской степи. И в стране была построена власть Советов.
В 1920 году после объявленной советскими властями амнистии лидер Алаш-Орды привлекался, с большими ограничениями, к просветительской работе. Ему поручались также переводы на казахский язык произведения Л. Толстого, А. Чехова, В. Короленко, писателей Европы и тюркоязычных авторов.
Затем с каждым годом с укреплением большевизма режим в стране становился все более репрессивным. Большинство членов партии «Алаша» были взяты под особый контроль. Уже в 1926 году Букейханова вызвали в Москву. Там его несколько раз арестовывали и выпускали на свободу.
Сакен Сейфуллин: биография и наследие
Смерть зятя Смагула Садвакасова, постоянный контроль за его деятелньостью, доносы и расстрелы друзей и однопартийцев не сломили его дух. Он продолжал вести активную общественную деятельность.
27 сентября 1937 года военной коллегией Верховного суда СССР по необоснованному обвинению Алихан Букейханов был приговорен к расстрелу. На допросах и неправедном суде взял на себя всю ответственность за действия партии «Алаш», пытаясь защитить участников движения.
В тот же день приговор был приведен Военным Трибуналом в действие. Букейханов был расстрелян в тот же день в Москве, как и председатель Казахского отделения Верховного Суда РСФСР Ныгмет Нурмаков.
Махамбет Утемисов: биография, факты, творчество
«Астана» одержала первую победу в группе Лиги Европы (видео)
Модель удалила шесть ребер, чтобы быть похожей на Барби
Стриптизерши из США провели самый сексуальный флешмоб в мире (видео, 18+)
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Букейханов Алихан Нурмухамедович (1866-1937)
Алихан Нурмухамедович Букейханов – видный общественный и государственный деятель, организатор и лидер национально-демократической партии «Алаш», глава первого казахского национального правительства Алашорда, ученый, талантливый публицист. Алихан Букейханов всю свою сознательную жизнь посвятил борьбе за свободу и политическую самостоятельность казахского народа.
Алихан Букейханов родился 5 марта 1866 года в ауле №7 Токраунской волости Каркаралинского уезда Семипалатинской области (ныне территория Актогайского района Карагандинской области).
Отец Мукан отдает девятилетнего мальчика на учебу в Каркаралинское мужское училище. Будучи неудовлетворенным на качество знаний, Алихан своевольно переходит в начальную городскую трехклассную русско-казахскую школу. С детских лет Букейханов был хорошо знаком с творчеством Абая и Шортамбая, прекрасно знал историю и географию родного края. В то время он не понаслышке был знаком с русской и мировой культурой.
В 1886-1890 годы обучался в Омском техническом училище. 1890-1894 годы учебы на экономическом факультете Санкт-Петербургского Императорского Лесного института. Успешно окончив этот институт по специальности лесного экономиста, Алихан Букейханов преподавал математику в сельскохозяйственном училище г. Омска. Затем служил чиновником Омского переселенческого управления, вплоть до 1905 года.
В 1893 году он активно принимает участие в работе политических, экономических, литературных и других кружков, участвует в студенческих «беспорядках». Судя по архивным документам, в эти годы деятельность Букейханова впервые привлекает внимание Департамента царской полиции, его имя попадает в черный список «политически неблагонадежных». В это период особенно ярко проявляется его талант как общественного, политического деятеля, выдвигая его в качестве подлинного лидера национального движения всего Степного края.
Оживление политической жизни в Казахстане, начавшееся в 1905 году, связано было с первой революцией в России. Возрождающееся самосознание казахского народа, его стремление вырваться из рамок колонии Российской империи выражалось тогда в петиционных акциях, в которых высказывались основные политические и социально-экономические требования казахов. Наиболее известная была петиция 1905 года, подписанная на Кояндинской ярмарке 14,5 тыс. жителями Каркаралинского уезда Семипалатинской области. Ее составили Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Жакып Акбаев, Миржакып Дулатов, Мухаммед-Максут Бекметов. Основные требования сводились к признанию за казахами права собственности на землю, где они проживали; обязательному введению в школах, наряду с русским, обучение на казахском языке; исполнению мусульманских обрядов согласно мусульманской вере; введению судопроизводства на казахском языке и другие.
Алихан Букейханов принимает активное участие в ряде общественных организаций. К примеру, он состоял действительным членом Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Русского географического общества и Семипалатинского статистического комитета.
В 1905 году Букейханов был избран депутатом в I Государственную думу (Российская империя) по Семипалатинскому округу, участвовал в составлении документа, названного Выборгским манифестом, осуждающим роспуск царской Думы. Именно с этого документа начинается активная политическая деятельность Алихана Букейханова. В российских газетах появляются его статьи с критикой колониальной политики царского самодержавия и деятельности местных чиновных правителей в крае. Для пробуждения национального самосознания казахов и организации их просветительской деятельности стало издание газеты «Казах», первой в истории казахов поистине общенационального периодического издания. Активное участие в создании газеты приняли руководители казахского национального движения Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов и Миржакып Дулатов. Букейханов пишет свои статьи под псевдонимом «сын степей».
Участвовал в различных собраниях с целью организации казахского отделения партии кадетов. После февральской революции, Букейханов принял активное участие в национально-освободительной борьбе казахского народа. После двух всеказахстанских съездов, прошедших в июле и декабре 1917 года удалось создать партию «Алаш» и правительство Алашорды, Букейханов избирается ее председателем. Название партии было предложено делегатом Уральской области юристом Жаншой Досмухамедовым и всеми поддержано. Газета «Казах» стала печатным органом партии. Это было поистине историческое событие, поскольку впервые стало реальностью создание единого Казахского государства.
В годы гражданской войны Букейханов делал все возможное, чтобы оградить свой народ от этой братоубийственной бойни. С приходом Советской власти ему препятствуют в политической деятельности и отзывают на постоянное место жительства в Москву, где Букейханов провел последние 15 лет жизни. В этот период он продолжает заниматься литературой и научно-исследовательской деятельностью. Тщательно собрав образцы устного творчества, фольклорного наследия, пишет труды по истории, этнографии, литературе.
В 20-х годах дважды арестовывался. В 1937 году вновь арестовывают Алихана Букейханова и заключают в Бутырскую тюрьму. Ему было предъявлено обвинение «…возглавлял контрреволюционную борьбу против Советской власти, установил связи с руководителями террористического центра в Казахстане и Москве». 27 сентября 1937 года он был приговорен к высшей мере наказания. Приговор был приведен в исполнение в тот же день. Через 56 лет Алихан Букейханов был реабилитирован.
Букейханов, Алихан Нурмухамедович
Токраунская волость, Каркаралинский уезд, Семипалатинская область, Российская империя
Москва, РСФСР
Петербургский лесотехнический институт
Алихан Букейханов (каз. Әлихан Бөкейхан ; 1866, Токраунская волость, Каркаралинский уезд, Семипалатинская область, Российская империя — Москва, СССР, 27 сентября 1937) — казахский общественный деятель, преподаватель, журналист, этнограф. Один из лидеров партии «Алаш», комиссар Временного правительства по Казахстану (1917). Председатель(премьер-министр) Алашской автономии с 1917 по 1920 годы. Алихан Букейханов считается первым премьер-министром Казахстана.
Содержание
Биография
Принадлежал к потомкам казахских «чингизидов» торе. Окончил Омское техническое училище, затем экономический факультет Петербургского лесотехнического института.
Относил себя к «западническому направлению» общественного движения казахской интеллигенции, которая «видит будущее киргизской степи в сознательном претворении западной культуры — в самом широком смысле этого слова» и «возьмёт за образец… в частности, Партию Народной Свободы» («Киргизы», в книге: Формы национального движения в современных государствах, СПб., 1910, с. 599).
Алихан Букейханов стал первым биографом Абая. Его статья «Абай (Ибрагим) Кунанбаев» — некролог казахского народного поэта в связи с характеристикой его творчества была напечатана в газете «Семипалатинский листок» в 1905 году. Затем с портретом Абая она печаталась в журнале «Записки Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества» в 1907 году.
Но его пути с кадетами разошлись после февральской революции, поскольку он перестал находить поддержку среди них в самом главном вопросе — предоставление автономии казахскому народу, а также по другим принципиальным вопросам (землепользование и взаимоотношение государства и церкви). Свои мотивы он изложил в статье «Почему я вышел из партии кадетов», отметив в качестве сути расхождений стремление товарищей по партии и масонских «братьев» «сохранить империю при существующих границах».
В гражданской войне А. Букейханов и алашординцы были по «ту сторону баррикад» вместе с сибирскими правителями почти до конца 1919 года, когда они оказались один на один с упрочившей свои позиции новой властью. Алашординцам пришлось пойти на единственно приемлемое, хотя и чрезвычайно тяжелое решение — войти в соглашение с идейными и политическими противниками в обмен на декларативное обещание сохранения национальной автономии. Букейханов вынужден был в этих условиях отказаться от активной политической и государственной деятельности. Он считал противозаконной акцию Ленина и большевиков по вооруженному захвату власти. С её осуждением он выступил в статье «Общесибирский съезд», опубликованной в 1917 году в газете «Сарыарка».
Поскольку идея автономии не отвергалась Советской властью, А. Н. Букейханов счел для себя возможным на легальной основе работать в сфере культуры. Платформа марксизма и экономического материализма, казалось ему, давала условия для критического подхода к национальной политике, и к методам насаждения социализма. Но деятельность А. Букейханова была расценена не просто как оппозиция и инакомыслие, а как «контрреволюционная борьба против советской власти». Достигнутый между большевиками и «Алаш-ордой» компромисс был впоследствии большевиками отброшен, а лозунг «алашординец-националист» стал основой репрессий против казахской интеллигенции.
С 1922 г. по 1927 г. был литературным сотрудником Казакской секции Центрального издательства народов СССР в Москве. В 1920—1930-е годы трижды арестовывался органами НКВД. 27 сентября 1937 года осужден ВКВС за принадлежность к «террористической организации» и в тот же день расстрелян (вместе с Нурмаковым).
Самое принципиальное в политическом наследии А. Букейханова — идея национально-государственного самоопределения, она была выношена им и его соратниками (Сейфуллиным, Нурмаковым, Исаевым), которые отдали все силы на её претворение, провозгласив в декабре 1917 года государство «Алаш-Орда», и в конечном счете поплатившись за это собственной жизнью.
Алихан Букейханов: трагедия личности и драма народа
Авторский блог Ерлана Арына, профессора, академика НИА РК, общественного деятеля
Одной из знаменательных дат текущего года стало 155-летие великого сына казахского народа Алихана Букейханова. Личность Алихана Букейханова слишком неординарна, чтобы ограничивать ее узкими рамками историографии, окрашенными в черные или розовые тона.
Он жил, творил, боролся, совершал открытия в эпоху перелома двух миров, великих авантюр и идей, бурь и революций, братоубийственных войн и террора, больших надежд и горьких разочарований. Сливаясь с нею в общем историческом фоне, он в то же время был одним из ее творцов, который понимал ее по-своему, и часто с большей долей проницательности, чем его многие современники. Он никогда не нуждался в историческом культе и громогласном восхвалении, потому что был противником всяческих культов.
С самого рождения на Алихана были наложены определенные моральные и социальные обязательства, которые касались его происхождения как представителя высшей казахской аристократии и прямого потомка Чингизхана.
Отличные успехи в учебе и безупречное поведение, полученное им превосходное образование предопределили его становление как публициста и ученого. Русско-казахская средняя школа и сельскохозяйственная школа в Каркаралинске, Омское техническое училище и Санкт-Петербургский лесотехнический институт стали фундаментом профессиональной и политической деятельности одаренного молодого человека.
Наиболее наглядно это проявилось во время работы по исследованию его родного Каркаралинского уезда вместе с Мажитом Чумбаловым, Иваном Гусевым, Сатыбалдиным и участия в экспедиции, которой руководил Федор Щербин. На этом этапе ярко раскрываются многогранные аспекты его таланта как прекрасного знатока этнографического быта, традиций и культуры казахского народа.
Очень ценными являются его взгляды на этимологию слова «казах», понятия «Сарыарка», толкование поэмы «Козы-Корпеш-Баян». В итоге он стал автором раздела о этнокультурных особенностях «киргизского края» в фундаментальной 18-томной энциклопедии «Россия. Полное географическое описание нашего отечества».
Прогностичность его экономических взглядов получила оформление в труде «Овцеводство в степном крае», который был опубликован в 1904 году. Алихан Букейханов подвергает жесткой оценке дискриминационный и несправедливый характер переселенческой политики царского правительства, при этом акцентируя внимание на проблемах экологического порядка, что по тем временам было достаточно необычно. В частности, почти за сто лет до массового освоения целинных земель он предупреждал о катастрофических экологических последствиях в случае их распашки, что в конечном счете и произошло на практике.
Что касается политического роста Алихана Букейханова, то одним из самых переломных моментов в его жизни был 1905 год, который определил траекторию его становления как крупного политического деятеля. Неудавшаяся революция дала казахской интеллигенции мощный импульс к действию, который вылился в знаменитую встречу на Кояндинской ярмарке 26 июня 1905 года и принятие на ней Каркаралинской петиции. В составлении петиции принял самое активное участие и Алихан Букейханов. Этот документ можно назвать манифестом о независимости казахского народа.
Бурная политическая деятельность Алихана Букейханова сопровождалась чередой побед и неудач. Арестованный в начале 1906 года, через четыре месяца он выходит из тюрьмы в качестве избранного депутата первой Государственной Думы. Трибуна Государственной Думы им была использована для институционализации и решения коренных проблем степняков и в первую очередь переселенческого и земельного вопросов, поднятия образовательного и культурного уровня «туземного» населения. Но все его попытки оказались тщетными. А сама Дума в 1907 году была распущена, и ее депутат Алихан Букейханов получил статус «неизбираемого», лишенного права участвовать в выборах. Однако это его не останавливает и, более того, подстегивает к еще более активной и бурной общественно-политической деятельности.
Из-под его пера выходят знаковые публикации-размышления, названия которых говорят сами за себя: «Третья Дума и казахи», «К казахскому народу», «Думские партии», «К сыновьям Алаша», «Август Бебель», «Киргизы». Главной трибуной для него стала газета «Казах», в создании которой вместе с ним принимали участие Ахмет Байтурсынов и Мыржакып Дулатов. Кто мог знать, что судьба в будущем разведет их в противоборствующие лагеря. Но уже тогда он казахскую интеллигенцию делил на две группы: пантюркистов и западников. Очевидно, что активное участие Алихана Букейханова в деятельности партии кадетов подсказывает его отношение к западникам.
Наверно, неслучайны были в этой связи его три таинственные встречи с членом масонской ложи «Полярная звезда», будущим главой Временного правительства Александром Керенским в 1911 и 1915 годах. Однако это не оправдало его надежды на поддержку с их стороны вопросов казахского самоуправления, и, более того, его взгляды переросли в непринятие ряда программных положений партии кадетов. Он принимает решение о выходе из партии. Этим шагом была закрыта одна из главных страниц в его политической деятельности.
1917 год ознаменовался появлением на политической арене партии «Алаш». И уже в декабре того же года Алихан Букейханов избирается председателем правительства «Алаш-Орды». Политическая деятельность Алихана Букейханова фактически формирует фундамент государственного обустройства казахской степи, предвосхищает будущее независимого Казахстана.
Усиление позиций советской власти не только раскололо на две группы лидеров «Алаш-Орды», но и вынесло приговор как самому правительству, так и его активным членам. Принятая большевиками амнистия алашординцам стала для них «политической казнью». Алихан Букейханов так и не стал для новой власти «товарищем», неся на себе печать «националиста».
Научная, издательская и переводческая деятельность, экспертные консультации по вопросам Востока, работа в Центральном музее литературы в Москве, все попытки советской власти стереть политическое имя выдающегося государственного деятеля не притупили к нему народную любовь и его общепризнанный авторитет.
С 1922 года он дважды арестовывается и обвиняется в контрреволюционной деятельности, и все это делается с целью заставить замолчать, предать забвению его честное имя. То, что не удалось сделать в двадцатых, советской власти удалось в тридцатые. В тридцать седьмом году он обвиняется по статьям как «враг народа», и это несмотря на то, что ему шел тогда уже 71-й год. В сентябре того же года он был расстрелян, но до сих пор точно неизвестно, где его могила. Есть предположение, что он похоронен на Калитниковском кладбище.
Но забвение не коснулось его имени. Память о нем сохранилась в казахском народе.
Алихан Букейханов боролся за свои идеи и погиб за них, как многие другие выдающиеся представители казахской интеллигенции. Но, погибнув, он остался победителем, так как его надежды, мечты и идеи, связанные с созданием казахской государственности, воплотились в реальность.