алисе фрейндлих 86 лет к каким выводам пришла актриса на закате жизни
Алиса Фрейндлих впервые после болезни вышла на публику — фото
86-летняя звезда «Служебного романа» провела в стенах больницы более месяца. Ей диагностировали тяжелейшие осложнения от COVID-19.
Фото: www.globallookpress.com / Anatoly Lomokhov
Народная артистка СССР Алиса Фрейндлих впервые после тяжелой болезни появилась на публике. Актриса долго лечилась от последствий коронавирусной инфекции. После выписки из больницы она соблюдала осторожность и почти не выходила на улицу. Однако пропустить торжественную церемонию вручения госнаград в Смольном просто не могла.
30 апреля губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов вручил Фрейндлих Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени. Он поблагодарил звезду за верность профессии и неоценимый вклад в развитие культуры.
«Этот год для нас сложный — мы столкнулись с серьезным вызовом, с пандемией. И каждый из вас на своем рабочем месте сделал все, чтобы мы достигли необходимого результата, которого ожидало от нас правительство страны», — также добавил губернатор Петербурга.
Как отмечают поклонники Алисы Бруновны, на фото с мероприятия она выглядела очень бодро и свежо. Когда Беглов вручал награду, на ее лице была все та же очаровательная улыбка, некогда покорившая весь Советский Союз.
Gov.spb.ru
ФАН напоминает, что звезда «Служебного романа» провела в больнице более месяца. Ее госпитализировали еще в конце 2020 года. 86-летней актрисе диагностировали обширное поражение легких. Несмотря на плохое самочувствие, Алиса Фрейндлих не унывала и порой украдкой бегала курить: отказаться от пагубного пристрастия не смогла даже на время лечения. Как отмечают врачи, сейчас жизни и здоровью их знаменитой пациентки ничто не угрожает.
Интеллигентная матерщинница: накануне своего юбилея Алиса Фрейндлих заставила поволноваться
Всю свою роль актриса переписала в тетрадку
Алисе Фрейндлих — 85, и она давно не дает интервью, лишь иногда делая исключения для телевидения. Накануне юбилея ее близкие тоже приняли решение ничего не комментировать. Внук Алисы Бруновны — Никита Владимиров — просил не обижаться на него за отказ дать интервью, объяснив, что таково решение семьи. И тогда мы посмотрели последние по времени работы знаменитой актрисы в театре и в кино. Дай бог, чтоб список продолжался.
Последняя театральная работа Фрейндлих — в спектакле «Волнение» — фантастическая. Один из лучших современных драматургов Иван Вырыпаев специально написал пьесу для Алисы Бруновны и сам же ее поставил в Большом драматическом театре им. Товстоногова на Фонтанке, где актриса служит вот уже 35 лет.
«Волнение» — это расследование, где волнуются, кажется, все. Польский журналист-гей (последним гордится) Кшиштоф Зелинский, целый год добивавшийся интервью со знаменитой американской писательницей польского происхождения Ульей Рихте, ее литературный агент Стив Ракун (излишне суетлив) и ее дочь, она же по совместительству юрист Натали Блуменштайн (на первый взгляд надменна, но только на первый взгляд). Меньше всех «парится» сама литературная знаменитость, которую и играет Алиса Бруновна Фрейндлих.
У каждого своя мотивация понервничать: поляк хочет за счет эксклюзивного интервью сделать карьеру в Нью-Йорке, агент — сохранить влияние и проценты, дочь так компенсирует комплексы, развившиеся на фоне ее великой матери. А вот объект их коллективной нервозности — писательница Рихте… Тут все намного сложнее, замороченнее, элегантнее — ведь перед нами писательница, а значит, мир ее все время элегантно балансирует на грани вымысла и реальности, и что тут скучная правда, а что божественная фантазия, не понять.
Вот она — королева — сидит, закинув ногу на ногу, в кресле. Светлые брючки до щиколоток (стройные ножки не отмечены возрастными признаками), свободная рубашка с закатанными до локтей рукавами (значит, деловая), ярко-алый шарф небрежно переброшен через плечо (подчеркивает свободолюбие в характере). Элегантно закуривает, выпускает дым, смотрит на собеседника отстраненно, но оценивающе, откинувши красивую голову… Держит паузу, когда застигнута врасплох неудобным вопросом, но отыгрывает его так же элегантно, как и все, что она делает.
Ее манера держаться вызывает первое смутное волнение. Так же, как и внешность этой немолодой женщины, умудрившейся сохранить красоту, которая с годами приобрела какой-то особенный терпкий и необъяснимый настой. Она — как редкое вино. А секрет тут прост: качество прожитой актрисой Фрейндлих жизни — все оно, на лице. А прожила она достойно: без лишней суеты, настырности в профессии, нахальной публичности. Со своим застенчивым талантом (прозрачность облика, паузы, как будто легкое заикание, нечаянный повтор звуков и слов…), который сравним разве что с красотой стихий, не несущих опасности — только благо. Это волнение с легким привкусом зависти.
Режиссер Владимир Котт: «Она всю свою роль переписала в тетрадку»
А в ноябре Алиса Фрейндлих побывала в Туле на кинофестивале «Улыбнись, Россия!», который проводит Алла Сурикова. Там ей вручили награду «за вклад в комедию», на что Фрейндлих заметила, что он не так и велик, и выразила готовность и впредь «вкладываться», если позволят годы. Себя она считает театральной актрисой, а в кино чувствует пришельцем.
— Мне скоро 85, и на моем водном пространстве наступил штиль, — сказала она.
А еще пошутила по поводу своей кинороли в картине «Карп отмороженный» Владимира Котта (пока последней по времени):
— Я ее получила по блату, потому что продюсером был мой внук.
Кадр из фильма «Карп отмороженный».
В «Карпе отмороженном» Фрейндлих сыграла темпераментную деревенскую женщину и соседку героини Марины Нееловой — учительницы на пенсии. Вот что рассказал «МК» режиссер Владимир Котт об этой работе актрисы.
— Для меня это был серьезный опыт, и связан он со страхом перед актрисой-легендой. Вдруг появилась неуверенность в собственных творческих силах. Я начал переживать по поводу того, как буду общаться на съемочной площадке с Алисой Бруновной. Но она пригласила нас с оператором Михаилом Аграновичем к себе домой. Мы купили букет цветов, пришли, и первое, что она сделала, — предложила нам чай с бутербродами. Мы сидели на кухне и просто разговаривали. Надо было просто поболтать, чтобы весь страх растопился.
— Может быть, такое благосклонное отношение связано с тем, что присутствовал в этой истории внук Фрейндлих — Никита Владимиров? Он же стал продюсером вашей картины.
— На нашей первой встрече Никиты не было. Конечно, мы знали об их родственной связи, но это никак не влияло на наше общение. Актерам всегда очень важно увидеть режиссера и поговорить с ним с глазу на глаз. Алиса Бруновна очень избирательно относится к людям, которые ее окружают. И я счастлив, что мне удалось не просто наладить с ней контакт, но и поработать. Она обладает потрясающим умением слушать режиссера. И казалось странным, что передо мной на съемочной площадке стоит сама Алиса Бруновна Фрейндлих и слушает то, что я ей говорю. Она настолько послушна и так внимательно воспринимает то, что говорит режиссер, что я не перестаю удивляться. Я уже отвык от этого.
— Алиса Бруновна редко снимается, и уже прошло два года после «Карпа отмороженного», но никаких новых киноработ у нее не появилось. Может быть, режиссеры ее побаиваются?
— Не думаю. После того как мы встретились с Алисой Бруновной на съемочной площадке, мне часто звонят коллеги и интересуются, как нам вместе работалось. Я расписываю, как это было. Думаю, что просто не те предложения ей поступают. У меня-то Алиса Бруновна снялась не только потому, что была прекрасная компания (Марина Неелова, Евгений Миронов. — С.Х.), но и потому, что ей захотелось уйти в сторону от своего амплуа, сыграть старуху-матерщинницу, деревенскую бабку, которая постоянно ворчит. Это была как будто не ее роль, во всяком случае, совсем не та, какую можно было ожидать. Обычно Алиса Фрейндлих играет интеллигентных героинь в очках, а тут она решилась совсем на другой образ. И это стало для нее манком.
— Во время съемок вы, наверняка, жили в простых деревенских условиях?
— Мы все поселились в очень скромной гостинице недалеко от Питера. Алиса Бруновна жила в обычном номере. Никакого особого звездного статуса, который ей положен, мы не могли обеспечить, но она и не просила. Каждый вечер все спускались в кафе, и там начиналось такое! Я просто молчал и слушал. Алиса Бруновна, Марина Мстиславовна и Михаил Агранович рассказывали прекрасные истории из собственной жизни — про поездку в Таллин за пуговицами, про гастроли… Камеру там надо было ставить и снимать.
— Неужели вам удалось заполучить Фрейндлих на все время съемок? Ей же наверняка надо было уезжать в Петербург и играть спектакли?
— У нас было несколько съемочных блоков. Часть из них мы снимали в студийном павильоне, часть — на натуре. Для меня стало полной неожиданностью то, что Алиса Фрейндлих настолько плотно занята в театре. Наш график полетел, потому что у нее параллельно шли спектакли, и ей приходилось постоянно ездить в Питер в БДТ. Находиться три часа на сцене гораздо сложнее, чем пять минут в кадре. У Алисы Бруновны, в отличие от многих артистов, все должно быть точно. Она всю свою роль переписала в тетрадку, подчеркивала фразы, выучила текст до каждой запятой и междометия. А я от этого отвык: сейчас в ходу этюдный метод, когда все можно сказать своими словами. Алиса Бруновна меня приучила к тому, что своими словами говорить не годится. Что написано, то и должно быть произнесено.
— Но это не исключало импровизаций?
— Конечно, нет. Особенно ближе к финалу, когда Марина Неелова и Алиса Фрейндлих вошли в роли и сжились со своими героинями. В самой разговорной сцене я попросил их посочинять. Мне казалось, что не все авторские диалоги хорошо ложились на роль. И тут мы дали себе волю.
— Чему вас еще научила Алиса Фрейндлих, имеющая хорошую школу и отточенное мастерство?
— Она не научила, а отучила. Отучила показывать. Обычно я актерам что-то сам проигрываю, чтобы долго не объяснять. И тут я попал. Фрейндлих мне сказала: «Зачем ты показываешь? Я все сама сделаю. Только скажи, что надо сделать». Она отучила меня от этой привычки. Я был бы счастлив находиться в такой великолепной форме в зрелом возрасте.
Валерий Тодоровский: «Алиса Фрейндлих выучила все балетные термины»
У Валерия Тодоровского в «Большом» Алиса Фрейндлих сыграла преподавательницу хореографического училища, а в прошлом — балерину Галину Белецкую. Это тоже одна из недавних ее картин, появившаяся в 2016 году.
— Когда в сценарии появляется подобная роль, начинаешь думать: а есть ли сегодня в стране актриса определенного возраста и такой силы личности, харизмы, таланта, мощи, что способна ее сыграть. Поверьте мне, их не так много. Большим удовольствием было работать с Алисой Фрейндлих. Она не просто так пришла и сыграла. Она ходила в Вагановское хореографическое училище, сидела там на репетициях, училась, наблюдала за тем, что и как происходит. Фрейндлих выучила все балетные термины. Отнеслась к работе серьезно. Я счастлив, что такая актриса украсили мой фильм.
Кадр из фильма «Большой».
— В фильме так и осталось загадкой — к кому героиня Фрейндлих приходила в Кремль, чтобы походатайствовать за свою ученицу. Кажется, что должность его — выше не бывает.
— Вы же наверняка заметили, что я не показал этого человека, и считаю, что это моя большая находка. Каждый может сам нафантазировать, к кому она приходила. Для меня эта сцена интересна тем, что дает понять, какого уровня люди принимают участие в распределении ролей в выпускном спектакле хореографического училища. Насколько серьезное в нашей стране отношение к балету! Какие тут большие ставки! Надеюсь, понятно, что героиня Фрейндлих пришла к своему бывшему возлюбленному.
Алисе Фрейндлих 86 лет: брак с режиссером на 16 лет старше, с актером на 15 лет младше и сегодняшняя жизнь актрисы
Одна из самых известных актрис советского периода, она популярна и сейчас в свои 86 лет. Ей пришлось пережить сложное детство, а потом построить удачную карьеру. Ее красота и хрупкость сражала мужчин наповал, а звуки голоса и игра на сцене до сих пор заставляют забыть о необходимости дышать.
Детские годы, образование, карьера
Алиса родилась в Ленинграде 08.12.1934 г. в семье обрусевшего немца Бруно Артуровича Фрейндлиха, который был известным актером и выходил на сцену Александрийского театра. Мать Ксения Федоровна тоже была творческой личностью: именно на театральных курсах она встретила Бруно.
Алиса Фрейндлих в молодости
Также в роду были и музыкальные таланты, и все это унаследовала Алиса. Однако брак родителей распался через 6 лет, Бруно уехал в Ташкент, а Алиса с матерью остались переживать тяжелое блокадное время.
«Главное впечатление моего детства — война, блокада. Хорошо помню, как напряженно смотрела на часы: когда же стрелка наконец дойдет до нужного деления и можно будет съесть крохотную дольку от пайки хлеба? Такой жесткий режим устроила нам бабушка — и потому мы выжили», —вспоминала потом актриса.
В средних классах Алиса участвовала в школьном театральном кружке под руководством известной актрисы и делала успехи. В 1953 году она поступила в театральный институт им. А. Н. Островского и уже в студенчестве начала сниматься в фильмах в эпизодических ролях.
Алиса Фрейндлих в молодости
По окончании обучения была принята в труппу драмтеатра им. В. Ф. Комиссаржевской, а через 4 года она ушла в Театр им. Ленсовета, где ей удалось стать ведущей актрисой. И если она была известна театралам, то в кино была не так успешна. Алиса снялась в «Полосатом рейсе» в роли буфетчицы, сыграла баронессу в «Соломенной шляпке», Анну в фильме «Анна и Командор» и др.
«Если во мне и осталось что-то живое, так это неуверенность в себе. Я всегда была пуглива и даже труслива. Берусь за роль — трушу, что не справлюсь, перед премьерой — трушу, что провалюсь». Алиса Фрейндлих
Алиса Фрейндлих в фильме «Полосатый рейс»А в 1977 году о ней заговорила вся страна, когда она появилась в роли директора в фильме «Служебный роман». Ее не хотели отпускать из театра на съемки, и только после уговоров Эльдара Рязанова режиссер согласился. Свои тексты для этой роли Алиса учила по ночам, и все старания не прошли даром, она стала знаменитой.
Алиса Фрейндлих в фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра»
Позже она снялась в фильмах «Д’Артаньян и три мушкетёра», «Жестокий романс», «Тайна Снежной Королевы», в 2000-х она появилась в главной роли в сериале «Женская логика». Последняя ее роль в фильме 2017 года «Карп отмороженный».
Личная жизнь
Владимир Карасёв и Алиса Фрейндлих
Фигура подростка: Фрейндлих стала неузнаваемой после реанимации
Верить в лучшее
Алиса Бруновна поступила в одну из больниц Северной столицы в последних числах декабря. Её госпитализировали с подозрением на пневмонию. Через несколько дней её перевели в реанимацию и, по слухам, подключили к ИВЛ. Врачи обнаружили у звезды кино и телевидения обширное поражение лёгких. Ситуация была очень тяжелой. Дальше у неё развился цитокиновый шторм — синдром, при котором организм начинает бороться не с инфекцией, а с самим собой.
Врачи справились и стабилизировали состояние Фрейндлих, однако условий для быстрого выздоровления не было. Друзья и коллеги пристально следили за новостями об артистке, надеясь на чудо. Работу специалистов осложнял ряд факторов: во-первых, почтенный возраст знаменитой пациентки, а во-вторых, последствия вредной привычки. Портить здоровье Алиса Бруновна начала ещё в 36 лет на фоне переживаний из-за смерти матери. Артистка много лет подряд страдала от никотиновой зависимости: она могла выкурить за день не одну пачку сигарет.
Всё это время Фрейндлих, по рассказам медперсонала, сохраняла позитивный настрой. Она прислушалась к советам медиков и отказалась от курения, а также послушно выполняла все остальные требования лечащего врача. После реанимации она провела несколько недель в палате интенсивной терапии, а затем её отправили восстанавливаться в «обычную». Там она занимается лечебной физкультурой. Кроме того, она продолжает получать кислородную поддержку.
Растаяла на глазах
На прошлой неделе Алиса Бруновна получила отрицательные результаты теста на ковид. Динамика положительная, но до полного выздоровления ещё далеко. Фрейндлих придётся продолжать заниматься дыхательной гимнастикой, чтобы разрабатывать лёгкие. Кроме того, ей нужно будет соблюдать специальную диету, чтобы восстановить свой вес.
Фрейндлих, как известно, всегда имела хрупкое телосложение. После реанимации и тяжелой болезни её фигура стала ещё более миниатюрной. По сведениям МК, Алиса Бруновна очень сильно похудела за время борьбы с недугом. Об этом же сообщали другие источники ещё в январе. Говорили, что критически низкая отметка массы тела мешает процессу выздоровления. Говорят, что вид актрисы, рост которой всего 153 сантиметра, стал неузнаваемым.
Дочь актрисы не комментирует состояние матери, вероятно, чтобы не сглазить ситуацию. Варвара, как известно, заболела одновременно с Алисой Бруновной. В ту же больницу попала и внучка народной артистки. К счастью, младшему поколению удалось довольно быстро выздороветь, чего точно нельзя сказать о самой Фрейндлих. На данный момент все спектакли с Алисой Бруновной в БДТ отменены, но поклонники уверены, что скоро она вернётся к работе. Ведь самое лучшее лекарство для артиста — это сцена.
Алисе Фрейндлих – 85: «Все в жизни человека предписано. Но каждому дается шанс…»
Алиса Фрейндлих мечтала стать оперной певицей, но стала актрисой. Ей веришь в любой роли – будь то легкомысленная красавица, женщина со стальным характером или обитательница ночлежки, потерявшая смысл жизни.
О своем таланте Алиса Бруновна как-то сказала, что черпает его маленькой ложечкой из большого «эмоционального бункера», куда прячет все накопленные за жизнь сильные эмоции и яркие впечатления.
До 30 лет Фрейндлих в кино играла эпизодические роли, часто ее имени даже не указывали в титрах. При этом была театральной примой.
Первую звездную роль в кино она сыграла, когда ей было чуть за 40. Это был знаменитый «Служебный роман» Эльдара Рязанова. Образ своей героини актриса создавала сама: она перевернула всю гардеробную «Мосфильма» в поисках подходящего кримпленового костюма, тренировала деревянную походку, наблюдая за женщинами-начальницами в реальной жизни. А очки, по слухам, вообще взяли у отца оператора фильма.
После премьеры «Служебного романа» женщины СССР массово бросились менять образ на более женственный: а вдруг где-то недалеко ходит тот самый Новосельцев? Актрису Фрейндлих любила вся страна. А вне экрана и театральной сцены личная жизнь всенародной любимицы складывалась не очень гладко. Официально у актрисы было три мужа.
В 1956-м она вышла замуж за однокурсника Владимира Карасева. Постоянные гастроли быстро охладили отношения молодой пары. Позже свой первый брак Фрейндлих назвала «черновиком»: «…считаю, что это была «проба» или неопытная попытка узнать, что это такое».
Пара не прожила и двух лет, а Алиса Фрейндлих полюбила другого мужчину…
Игорь Владимиров, главный режиссер театра им. Ленсовета, был старше Алисы на 16 лет. Его чувство юмора и мудрость ошеломили ее. Именно Владимиров раскрыл Фрейндлих, как актрису. При этом популярность супруги постепенно начала подтачивать брак, и все закончилось разводом.
Ее третьим избранником стал актер того же Ленсовета Юрий Соловей. Разница в возрасте – 15 лет – их совсем не беспокоила. Это брак продлился чуть более 10 лет и тоже распался. Юрия называли «мужем Фрейндлих», и он не мог с этим смириться.
С тех пор актриса отказалась от попыток обрести счастье в личной жизни, признаваясь: «В личной жизни, к сожалению, я несчастлива. Не хочу сказать, что у меня совсем не было счастья. Но всё, в конце концов, разбивалось о мою занятость. Мужчины не любят чересчур самостоятельных женщин».
О боевом характере Алисы Бруновны в актерской среде слагают легенды. А те, кто знают ее близко, говорят, что есть в ней невероятная магия, которую невозможно объяснить, ею можно только восхищаться.
Пожалуй, лучше об Алисе Фрейндлих может сказать лишь сама Фрейндлих. Предлагаем насладиться избранными цитатами актрисы:
«Чем дольше человек сохраняет в себе детство, тем дольше хранит данное Богом дарование».
«Я не испытываю удовольствия, видя, что люди вместе с прочими свободами обрели свободу от совести».
«Мне не интересны люди, которые не отдают душу».
«Всю жизнь мы расписываемся в том, что не знаем себя до конца».
«Все в жизни человека предписано. Но каждому дается шанс изменить что-то на протяжении этого пути. Как поступать? Только прислушиваться к интуиции. Первый внутренний посыл и есть правильный ответ. Если потом передумаете – решение будет скорее всего неверным. Иногда и у меня так было, когда я поступила «разумно», вопреки зову сердца, и потом очень жалела об этом».
«Каждой женщине хочется быть Дульсинеей…Хоть на час, хоть на миг, хоть во сне, хоть в мечте…»
«Счастье – это любить. Хотя, если любовь не взаимна, это, конечно, трудно назвать счастьем, но внутри себя это все-таки счастье, потому что гораздо благозвучнее, благотворнее, гораздо важнее любить, а не быть любимой. Быть любимой – хорошо, но любить – это все-таки внутри себя какое-то движение, движение твоего существа».
«В человеке, который испытал страдание, воспитывается сострадательная сторона души. У того, кто испытал такую встряску, если так можно сказать, пластичней становится душа».
«Никто не может избежать страданий. Но надо различать страдания физические и страдания душевные. Если страдания физические – это данность, мы их испытываем, то страдания душевные зависят только от нас, мы сами себе их выбираем».
«Воспоминания приходят с запахом и музыкой…»
«Что такое вкус? Чувство меры»
«Ехать» только на том, что дал Бог, это значит очень скоро «свалиться с коня».
«Наверное, я слишком зажилась на этом свете. Всю дорогу, пока иду, ловлю себя на том, что с кем-то здороваюсь. С кем – не знаю. Но со мной здороваются, я тоже киваю. И потом эти бесконечные селфи. Буквально на каждом шагу. Как же меня ими замучили, вы себе представить не можете! Во мне такой протест против этих новых технологий. И не потому, что я такая тупая и не могу их освоить. А вот просто не хочу. Из одного только чувства протеста. Все бросают курить, а я курю. Все читают электронные ридеры, а я люблю книги настоящие, которые пахнут, которые можно перелистывать».
«У Уайлдера вычитала такую фразу: «Только тот, кто страдал, способен умудриться душой». Я знаю актрис, которые в состоянии плакать горючими слезами, но зрителей это не трогает. И наоборот – есть такие, которые никогда не проронят ни единой слезинки, тем не менее зал от их игры цепенеет… Мне думается, что на сцене актер может пользоваться только своими личными болями, независимо от их масштаба…»