Многолетнее творчество коллектива включало в себя традиционные этнические мелодии Востока и поэзию среднеазиатских культур, что в сочетании с современными музыкальными тенденциями превратило ансамбль «Ялла» в уникальный международный проект, прославившийся во всем мире.
История создания и состав
Группа «Ялла» зародилась на волне растущего интереса к зарубежной эстраде на исходе 1960-х годов. В то время вокально-инструментальные ансамбли были новым и модным явлением и создавались на заводах, в школах и других советских учреждениях, чтобы поддерживать культурный уровень населения и развлекать публику на танцевальных площадках. Лучшие коллективы выявлялись с помощью конкурсов и смотров художественной самодеятельности.
Солист Фаррух Закиров
В 1970 году для участия в одном из таких состязаний, проводимых в Ташкенте, Герман Рожков и Евгений Ширяев собрали коллектив молодых людей, немного играющих на музыкальных инструментах. Они уговорили руководителей фестиваля выпустить только что организованное ВИА на сцену без предварительного отбора. Члены жюри согласились при условии, что у ребят будет программа, отвечающая музыкальным и идейным требованиям того времени.
Басист Алишер Туляганов
ВИА ТТХИ в составе Сергея Аванесова, Баходыра Джураева, Шахбоза Низамутдинова, Дмитрия Цирина и Али-Аскара Фатхуллина увлеченно приступил к репетициям. Сроки поджимали, а у молодого ансамбля в репертуаре была всего 1 песня «Тебе – комсомол!». Но накануне конкурса внезапно появилась вторая композиция под названием «Черное-красное», навеянная текущей мировой обстановкой (арестом американской правозащитницы Анджелы Дэвис), которая помогла музыкантам выиграть главный приз фестиваля и пробиться на всесоюзный конкурс «Алло, мы ищем таланты!».
Барабанщик Джавлон Тохтаев
К этому времени в группу пришли Равшан и Фаррух Закировы, и коллектив под руководством Евгения Ширяева стал называться «Ялла». Постепенно состав, с которого началась история создания, менялся: ушел Сергей Аванесов, потом другие участники. Обновленный проект был представлен Фаррухом Закировым, Алишером Тулягановым, Аббосом Алиевым, Джавлоном Тохтаевым и Рустамом Ильясовым. Через некоторое время к талантливым мужчинам присоединились солистки Наргиз Байханова и Лариса Кандалова.
Гитарист Аббос Алиев
С годами «Ялла» начала терять участников: Ильясов, проработавший в ансамбле 15 лет, уехал в Соединенные Штаты и занялся собственным творчеством, в 1978 и 1983 годах коллектив покинули девушки, ВИА, начинавший как большой слаженный коллектив, превратился в квартет, сохранивший состав до настоящего времени.
Музыка
Начав путь с исполнения популярных советских песен, «Ялла» вскоре переключилась на собственное творчество, основанное на национальных узбекских мотивах. Первыми песнями, записанными фирмой «Мелодия», стали «Яллама ёрим» и «Киз бола». Музыканты использовали народные инструменты дойру и ребаб наряду с синтезатором и электрогитарами. Такое слияние современного звучания с древним восточным колоритом быстро сделало группу узнаваемой и любимой.
ВИА «Ялла» в 70-е годы (Бахадыр Джураев, Сергей Аванесов, Равшан Закиров, Дмитрий Цирин, Фаррух Закиров)
В середине 1970-х годов «Ялла» собирала толпы поклонников в мюзик-холле в родном Ташкенте и успешно гастролировала по СССР. В 1973 году группа играла на открытии 10-го Всемирного фестиваля молодежи и студентов в ГДР и записала пластинку на берлинской студии «Amiga». Песни, исполненные на немецком языке, понравились западной публике и заняли позиции в зарубежных хит-парадах.
В Советском Союзе «Ялла» выпускала композиции на фирме «Мелодия», а также на гибких дисках, прилагавшихся к журналу «Кругозор».
Песня «Учкудук» («Три колодца») ВИА «Ялла»
В 1979 году Фаррух Закиров, ставший художественным руководителем ансамбля, попробовал себя в роли композитора. Этот эксперимент увенчался успехом – песня «Три колодца» («Учкудук»), написанная на стихи Юрия Энтина, стала хитом и визитной карточкой музыкантов. Благодаря этому шлягеру «Ялла» дошла до финала популярного телевизионного проекта «Песня года» и выиграла диплом всесоюзного конкурса эстрадных исполнителей.
Через 2 года «Три колодца» стала заглавной композицией одноименной пластинки, в которую вошли еще 7 песен на русском языке. «Ялла» часто появлялась на радио и телевидении в популярных программах. Гастрольные туры собирали тысячи поклонников. Выступления музыкантов сопровождались красочным театрализованным шоу, включавшим традиционные элементы культуры восточных народов.
ВИА «Ялла» исполняет песню «Последняя поэма»
На фото, сделанных во время выступлений ВИА «Ялла», исполнители были одеты в национальные костюмы, а на сцене неизменно присутствовали узбекские ткани и ковры. В 1983 году ансамбль выпустил второй полноценный альбом под названием «Лицо возлюбленной моей». Среди прочих композиций «Ялла» исполнила балладу композитора Алексея Рыбникова на стихи Рабиндраната Тагора «Последняя поэма» в оригинальной аранжировке, где ведущие партии принадлежали флейте, электрооргану и дойре.
Отличительной особенностью пластинки стало сочетание фольклорных мотивов с мелодиями в стиле джаз-рок. Медленные песни альбома были наполнены звуками минимуга и акустической гитары, а танцевальные треки сопровождались аккомпанементом гиджака. Слияние древних национальных традиций и современности создавало ощущение космоса и притягивало слушателей, сделав пластинку популярной на долгие годы.
Песня «Чайхона» ВИА «Ялла»
«Музыкальная чайхана» стала третьим виниловым гигантом ансамбля, погрузившим публику в атмосферу восточного праздника. Задорная песня «Канатоходцы», благодаря запоминающемуся рефрену, быстро стала танцевальным хитом, а лирическую балладу «Чайхона» на концертах группы пел весь зал.
В начале 1990-х годов популярность «Яллы» вышла за пределы Советского Союза. Музыка «узбекских соловьев» огласила просторы Вьетнама, Турции, Швейцарии, Шри-Ланки и других стран мира. Закиров с друзьями пели во дворцах и на открытом воздухе, в концертных залах и небольших ресторанчиках.
Песня «Чинури» ВИА «Ялла»
В 1991 году «Ялла» записала еще один диск на фирме «Мелодия». Альбом под странным названием «Фалакнинг Феъл-Афъоли» состоял из русских и узбекских композиций и был малоизвестен на родине и за границей. Пластинка стала последней работой группы, вышедшей на виниле, и осталась в архивах студии звукозаписи.
ВИА «Ялла» и Наргиз Закирова исполняют песню «Помни меня»
Начиная с 1995 года музыканты перешли на цифровой формат и выпустили несколько компакт-дисков при участии зарубежных лейблов, а также занялись созданием видеоклипов. Особенно красочными получились ролики на композиции «Учкудук», «Чинури» и «Помни меня», исполненную дуэтом с певицей Наргиз Закировой.
В 2000-х годах солиста коллектива Фарруха Закирова назначили на должность замминистра культуры Узбекистана, но он не оставил ансамбль и совмещал административную работу с музыкальной карьерой. В это время «Ялла» много гастролировала, участвовала в благотворительных мероприятиях и провела грандиозный юбилейный концерт «Путеводная звезда», посвященный 30-летию группы. 35-й день рождения ансамбль отметил серией выступлений, прошедших в лучших концертных залах страны.
«Ялла» сейчас
В настоящее время ВИА «Ялла» существует как музыкальный коллектив, но ее появления на публичных концертах стали довольно редкими. Закиров, связавший свою биографию с Министерством культуры Узбекистана, и сейчас остается солистом и творческим лидером ансамбля.
ВИА «Ялла» в 2018 году
Став легендами советской музыки, участники группы выступили на ретро-шоу, собравшем популярных русских и зарубежных исполнителей в Москве в июле 2018 года. Они исполнили хиты разных лет, среди которых были «Учкудук», «Голубые купола Самарканда», «Песенка Насредина» и другие.
В 2019 году группа планирует продолжить серию концертов с участием звезд 80-х, а также выступить на других мероприятиях, не исключая корпоративов, свадеб и прочих торжеств.
Музыканты из группы “Ялла” под Новый год совершили концертный “набег” в Алматы. Легенды советской эстрады проводят свой 43-й (!) артистический сезон. Дольше на сцене (50 лет) продержались разве что легендарные “Роллинг стоунз”.Заглянув в Алматы под самый занавес 2013 года, “Ялла” снова
Их сравнивали с “Песнярами”, называли узбекскими “Битлз”, а они остаются самими собой больше четырех десятилетий. Неповторимое сочетание электронного звучания с живыми инструментами – рубабом и дойрой – всегда привлекало внимание к музыке “Яллы”. Такое ощущение, что на сцене целый оркестр. К сожалению, в 1995 году в связи с переездом в Америку группу покинул музыкальный руководитель Рустам ИЛЬЯСОВ. Но оставшаяся отважная четверка – Фаррух ЗАКИРОВ, Аббос АЛИЕВ, Алишер ТУЛЯГАНОВ, Джавлон ТОХТАЕВ – по-прежнему вместе.
Спасибо Маслякову
Как же это возможно, что коллектив живет 43 года, выступая не одно десятилетие в неизменном составе?
– Когда человеку нравится то, что он делает, он получает от этого внутренний драйв, – говорит бессменный директор “Яллы” Игорь ХАЛИКОВ. – Коллектив – это как семья. Бывают разногласия, споры. Но всегда у нас личное уходило на второй план, чтобы не страдало творчество. “Ялла” – это феномен.
Группа родилась в 1970 году в стенах Ташкентского театрально-художественного института. Возглавил ее директор институтского театра – Герман Рожков. Судьба коллектива резко изменилась, когда в Ташкент приехал ведущий программы “Алло, мы ищем таланты!” Александр Масляков и предложил участвовать в этом телевизионном проекте. После победы в нем в 1971 году “Ялла” стала известной на весь СССР.
Причем коллектив долго не мог определиться с названием. Но когда на одной из репетиций зазвучала припевка к песне “Кизбола” (“Озорная девчонка”) – “Ялло-а-ла-ла”, идея пришла сама собой. Кроме того, ялла – это направление узбекского песенного народного жанра, в котором под песенный аккомпанемент исполняется национальный танец… Жизнь группы не всегда была безоблачной, назрел творческий кризис, музыканты стали уходить. Но в 1979 году художественный руководитель “Яллы” Фаррух Закиров познакомился на конкурсе в Ялте с будущим музыкальным руководителем группы Рустамом Ильясовым, они оказались еще и соседями в Ташкенте. После тщательного отбора в “Яллу” пришли Аббос Алиев, Алишер Туляганов, Жавлон Тохтаев. Коллектив родился во второй раз. Плодотворным было сотрудничество с известным композитором Алексеем Рыбниковым, автором песни “Последняя поэма” на стихи Рабиндраната Тагора. А в 1980-м родился один из главных хитов “Яллы” – “Учкудук”.
Как “Учкудук” жизнь спас
– В каждой своей программе обязательно стараемся петь новые песни, – говорит художественный руководитель “Яллы” Фаррух ЗАКИРОВ, – но публика всегда требует “Учкудук” или “Дженнуни”. В переводе с арабского, “дженнуни” – безумно влюбленный. Эту песню мы привезли из Марокко. В Казахстане, да и других странах СНГ эта песня в нашем исполнении стала почти что народной!
Любопытной была история создания знаменитой песни “Учкудук – три колодца”. Известный поэт Юрий Энтин и Фаррух Закиров сочинили ее за 40 минут в 1980 году в уранодобывающем городке Учкудуке. Его даже не было на карте Советского Союза.
– Юрий Энтин пошел прогуляться по городу и увидел его каким-то особым, романтическим взглядом, – рассказывает Фаррух Закиров. – Тут же написал прекрасные поэтические строки и настойчиво просил меня сочинить к ним музыку. Мелодия родилась сама собой: “Горячее солнце, горячий песок, горячие губы, воды бы глоток. ”.
Мало того что поэт заставил экспромтом сочинять песню, он настоял, чтобы в тот же вечер она прозвучала перед публикой Учкудука. Восторгу не было предела.
– Спустя годы эта песня, можно сказать, спасла мне жизнь, – продолжает Фаррух Закиров. – Как-то я прилетел в Москву ночью. Меня встретила наш художник по костюмам Алена Коженкова. По пути остановились у магазинчика. Она с водителем зашла в магазин, я остался покурить. Подходят пятеро подозрительных личностей, окружают меня: не одолжишь ли, мол, дядя, денег. Я стою, говорю какую-то ерунду, взволнованно курю. Из темноты появляется еще один – вроде как главный. Ситуация становится опасной. Главный пристально смотрит: “Я не понял, “Учкудук”, что ли?”. Тут из магазина выходит Алена: “Что здесь происходит?”. Главарь спокойно отвечает: “Как что? Вот друга встретили”. Так неожиданно мирно все разрешилось.
15 кило камней
Фаррух Закиров стал народным артистом сразу шести республик: Узбекистана, Каракалпакстана, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Ингушетии. В 90-е годы побывал даже в кресле министра культуры своей страны. Вспоминает это с долей юмора:
– В те времена министрами культуры были композитор Раймонд Паулс – в Латвии, певец Полад Бюльбюль-оглы – в Азербайджане. Вот наш президент и говорит: “Давай мы тебя сделаем министром”. У меня вырвалось: “Что я плохого сделал? Чиновник из меня – не очень”. Тем не менее я был назначен, хватило меня всего на года четыре. Одновременно я умудрялся на выходные выезжать на концерты. Наш президент разрешал мне это делать, понимая, как я тоскую по сцене. Правда, другие не поняли. В Узбекистане вообще артистов воспринимают по-особенному. Если идешь свататься и узнают, что артист, так лучше дочку за директора хозмага или повара выдадут.
Особое значение в коллективе придают сценическому оформлению и костюмам. Среди поклонников “Яллы” ходят легенды о необычайно дорогих, весом до 15 кило нарядах.
– Костюмы тяжелые от того, что на них нашито много камней, – поясняет Фаррух Закиров. – Всю эту красоту нам изобретала знаменитый художник-постановщик Алена Коженкова. Нам очень повезло, что она заинтересовалась нашим коллективом и создавала костюмы к трем или четырем программам. Эти наряды подчеркивали нашу самобытность на сцене. Мы сами всегда ими любовались.
Но из самых больших достоинств “Яллы” были самобытные аранжировки ее песен.
– Аранжировки – в основном нашего музыкального руководителя Рустама Ильясова, – говорит Игорь Халиков. – Сейчас он живет в Нью-Йорке, работает с одним из коллективов. Там вообще живет большая узбекская диаспора. Когда мы давали там концерты, нас встречали очень тепло. С концертами мы также объехали и 20 городов Германии. Там выходцы из бывшего СССР помнят нас и с удовольствием слушают.
Дети, внуки, планы
– Фаррух Каримович, у участников группы, наверное, большое количество детей и внуков?
– Да. Самый плодовитый у нас, конечно, Аббос Алиев. У него уже пять внуков. Мои два сына, Саид и Миша, пока не торопятся делать меня дедушкой.
– Кто-то из детей или внуков пошел по музыкальной линии?
– Из детей музыкантов по этой линии мало кто пошел, – отвечает директор коллектива Игорь Халиков. – Только племянники. Самая выдающаяся, конечно, Наргиз Закирова, выступающая в российском проекте “Голос”. На сцене она с четырех лет. Мой сын Даниил – скрипач в оркестре Метрополитен-опера в Нью-Йорке. Дочь учится в Манхэттенской школе музыки. Сыновья Фарруха Каримовича занимаются бизнесом. Михаил – в Лос-Анджелесе, Саид – в Москве. Сын Аббоса работает в банковской системе, дочь – в туристическом бизнесе. Два сына Джавлона – пока еще школьники.
– Фаррух Каримович, есть ли в “Ялле” те, кто родился в год Лошади?
– Среди музыкантов нет. Я, например, родился в год Собаки… Но в год Лошади родилась моя жена Анна. Мы с ней уже 26 лет вместе. Согласно гороскопу эти два знака хорошо ладят друг с другом и друг друга поддерживают.
– Какие гастрольные планы у вас на 2014 год?
– Мы – мобильная группа, – говорит Игорь Халиков. – В любой момент можем выехать. Самый работоспособный, конечно, Фаррух Каримович. Ему – 67, остальные лет на десять младше, но он фору дает всем. Дай Бог ему здоровья. А газету “Караван” мы читаем, когда приезжаем в Алматы. Желаем, чтобы было, как в пословице: “Собака лает, караван идет”! Чтобы ваш “Караван” неуклонно шел к своей цели и процветал!
Перед концертом в Алматы
Екатерина, 47 лет: В середине 80-х годов я жила в Ташкенте. По проспектам, бывало, разъезжал экипаж, запряженный тройкой лошадей, и в нем ослепительно красивые, в белых костюмах, артисты группы “Ялла”. Вся улица, раскрыв рты, смотрела на это. На дискотеках мы танцевали под знаменитые “Шахрисабз”, “Учкудук”, “Чайхану”. Но больше всего мне нравилась “Последняя поэма” на слова Рабиндраната Тагора…
Людмила, 40 лет: А к нам в Темиртау группа “Ялла” приезжала в середине 90-х годов на празднование Дня металлурга. Предлагают песню на бис. Зал в один голос кричит: “Чинури”! “Чинури”! (так в народе прозвали их знаменитый хит “Дженнуни”). Раз пять спели, говорят: “Теперь послушайте новую песню”. Зал: “Ладно. А потом еще “Чинури!”
Гульжан, 23 года: Мне было лет 6, мы жили в ауле Бурас Семипалатинской области. Тогда у нас появился первый магнитофон, мои старшие сестры постоянно слушали “Яллу” и танцевали под “Чинури”. Они нам, наверное, в дедушки годятся, а я больше всех люблю эту группу. У меня она ассоциируется с детством и моим первым магнитофоном.
Документальный фильм к юбилею Аллы Демидовой Кто тебя победил.
осенние люди просто волшебники. Осенние люди… У этих чудаков настроение меняется по 10 раз в д.
—Ссылки
—Музыка
—Фотоальбом
—Приложения
—Новости
—
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
.
ВИА «Ялла»
Имя музыкального коллектива «Ялла», поколению 80-х Советского Союза хорошо знакомо по популярной песне «Уч-Кудук — три колодца». Только вот творческая биография первого вокально-инструментального ансамбля в Узбекистане начинается в начале 70-х и известна не только нашумевшим хитом.
Хороших песен в их репертуаре было достаточно много. А вот в названии «Ялла» есть отсылка на национальный колорит узбекского танца, прекрасносочетающегося с восточной мудростью. Впрочем, вот как рассказывает о названии своего легендарного коллектива его руководитель и певец Фаррух Закиров: «В основе названия нашего ансамбля лежит слово «Ялалла». «Ялла» — это восклицание в минуты радости и счастья. Это — стечение мира, передаваемое среди сыпучих мгновений вечности. Как будто прошло немного, а за плечами тридцать с лишним лет на сцене. Идем вслед за нашей «Путеводной звездой» — песней. Живем в нашем благодатном крае Узбекистан — родине великих поэтов, мудрецов, мыслителей, ученых. Невозможно не петь о нашем крае, о людях, о нравах и обычаях». «На Востоке, на Востоке, что за небо без Луны? На Востоке, на Востоке, что за песня без озорного узбекского танца?» — так начиналась юбилейная программа ансамбля в Государственном центральном концертном зале «Россия» в 2002 г. Добрая и долгожданная встреча с любимым вокально-инструментальным ансамблем по-настоящему подарила слушателям частицу восточных сказок и легенд, а также восточную мудрость о вечной молодости. «АЛЛО, МЫ ИЩЕМ ТАЛАНТЫ!» — ЖИЗНЬ АНСАМБЛЯ «ЯЛЛА»
Популярность вокально-инструментального жанра в 70-е охватила все регионы страны. Так, в одной из пятнадцати союзных республик СССР родился молодежный профессиональный коллектив «Ялла». Электрогитары и ударные инструменты стали модными музыкальными инструментами. А вот музыкальный стиль и почерк ансамбля был ни на кого не похожим. Современная музыка тесно гармонировала и перекликалась с восточным фольклором. Видимо, это и сделало выступление еще самодеятельного ансамбля «Ялла» большим откры-тием и дебютом на первом телевизионном конкурсе «Алло, мы ищем таланты!». Выступить по телевидению было почетным делом. А как волновались музыканты коллектива! Им выпало выступать последними. Пятеро молодых парней с электрогитарами и в стилизованных национальных костюмах пели русскую народную песню «Плывут туманы белые». Там в припеве было: «А почему, не смелые, девчонкам больше нравятся». Но все эти переживания настолько помогли ребятам, что их настроения точно вписались в исполнение конкурсной песни. Надо было видеть и слышать, — с каким чувством запевал ее солист ансамбля Рушан Закиров. Настоящий успех принесла национальная песня «Рамазан», вошедшая в золотой фонд ансамбля. Жюри единогласно отметили талант нового коллектива. Композитор Леонид Афанасьев, автор многих известных песен, в том числе «Гляжу в озера синие» из фильма «Тени исчезают в полдень». Он отметил их бережное обращение с фольклором и что электрогитары звучат у музыкантов как узбекский тамбур и рубаб. Они стали лауреатами. Первым руководителем ансамбля стал выпускник ленинградской консерватории, пианист Евгений Ширяев. Потом он стал известным композитором и сочинил много хороших песен. Одна из них — известная «Березы русские» в исполнении лауреата «С песней по жизни-76» певца Мансура Ташматова. Ему удалось собрать волшебные голоса из студентов Ташкентских вузов, сделать профессиональные инструментальные аранжировки и тем самым сделать коллектив не только поющим, но и одновременно играющим. А это гораздо сложней, чем просто петь в микрофон. Прекрасное начало, которое и определило стиль, направление, богатый репертуар, коллективу на все последующие годы дал первый состав. Это пианист, аранжировщик музыкальный руководитель Евгений Ширяев, солист и художественный руководитель Герман Рожков, Шахбаз Низамутдинов, Алиаскар Фатхуллин, Рушан Багиров. Постепенно репертуар ансамбля «Ялла» пополнялся все новыми песнями. Несомненно можно назвать успешной народную песню «Ялламаерм», исполненную в 1973 г. Она стала популярной на X Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине. А местная фирма грамзаписи «Амига» включила эту песню в диск «Шлягер парада». Кроме того, на радио в ГДР «Ялла» записал более десяти песен на немецком языке. Вспоминается и шуточная песенка «Хандаляг» с восточным колоритом. В составе ансамбле появляются талантливые девушки-солистки. Среди них — певица Лариса Кандалова (работала в 1973-1975 гг.), которая виртуозно исполняла молдавскую песню «Ионелл», романс про «Женскую долю» на стихи Михаила Рябинина из спектакля «Свадьба Кречинского». Певица Наталья Нурмухамедова (работала в 1972-1973 гг.) запомнилась исполнением шуточной узбекской народной песни «Кыз-бола», что в переводе означа¬ет «Озорная девушка». Пела в ансамбле и Наталья Байханова. Только, по мнению Фарруха Закирова, с женщинами-певицами в ансамбле не везло. Не успевает придти в ансамбль певица, как ее сразу замечают и она выходит замуж. Вот вам и вот. РОЛЬ БОЛЬШОЙ СЕМЬИ ЗАКИРОВЫХ В БИОГРАФИИ ВИА «ЯЛЛА»
Говорят, что певческий голос, несомненно, может передаваться по наследству. Вот и талант певцов династии Закировых в Узбекистане известен и уважаем. А начиналось все с Карима Закирова. Преодолевая негативные родственные препятствия, он вопреки их рассуждениям, стал солистом Государственного театра оперы и балета, а потом и народным артистом республики. Высшее музыкальное образование Карим Закиров получил в Московской государственной консерватории. Его редкий от природы и необыкновенно с огромными возможностями баритон очаровывал слушателей. На сцене Ташкентского театра опера и балета он спел главные арии в операх Чайковского, Верди и многих других известных авторов. Потом его старший сын Батыр серьезно увлекся вокалом и закончил Ташкентскую консерваторию. Успех пришел к нему во время VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Можно скбазать без преувеличения, что эстрадная песня в Узбекистане началась с певца Батыра Закирова. Был создан эстрадный оркестр Узбекистана, где он стал основным солистом. В 1966 г. ему рукоплескал знаменитый парижский концертный зал «Олимпия». Известный советский композитор Ян Френкель окрестил молодого певца «узбекским шансонье». А знаменитым его сделала песня «Арабское танго» Эммина Ашрафа Фарида. Следующим украшением репертуара певца стала известная «Хабиба». Впрочем, эстрадной песней Батыр Закиров не ограничивается и создает первый мюзик-холл в Узбекистане, увлекается драматургией и режиссурой. Его выступления в концертных программах уже популярного ВИА «Ялла» придают оригинальный колорит и высокий талант народного соловья республики. Потом были дуэты Батыра Закирова вместе со своей родной сестрой Луизой в составе государственного оркестра республики. Его творческая деятельность стала ярко продолжаться в мюзик-холле, а также составе эстрадного ансамбля «Навруз». Она прекрасно исполняла узбекские, индийские, туркменские, иранские и таджикские песни. А еще, брат Ноуфаль, который тоже закончил консерваторию. Дети в семье Закировых были воспитаны главным образом на оперной музыке. В 1972 г. в состав ансамбля «Ялла» пришел младший из семьи Закировых, молодой певец Фаррух Закиров. Начало его увлечения музыкой начинались в самодеятельном вокально-инструментальном ансамбле. Там и получил прозвище «Артист». Нравились записи популярных ансамблей «Битлз», «Экспириентс Джимми Хэндрикса», «Червонне гитары», «Песняров». Рок-н-ролл и биг-бит в его практике тесно стояли вместе с народной песней. Потихонечку и сам стал сочинять свои песни. Потом музыкальное училище и консерватория в судьбе Фарруха Закирова сыграли большую роль в продолжение семейной династии. Стал солистом ансамбля «Ялла». Дирижерско-хоровое образование по специальности хормейстер и молодое вдохновение позволили ему стать художественным руководителем ансамбля «Ялла». В это время в коллективе работают замечательные музыканты гитарист Сергей Аванесов, бас-гитарист Баходыр Джураев, пианист Шамиль Закиров, электроорган Аласкар Фатхуллин, барабанщик Дмитрий Цирин. В 1977 г. популярный коллектив стал под его руководством продолжать выбранный путь на эстраде. На новой маленькой пластинке уже значилось имя Фарруха Закирова, как солиста и руководителя. С каким теплом и вдохновением ансамбль «Ялла» исполняют там песню Давида Тухманова «Звезда Востока». Она в концертной программе занимает главное место, несмотря на то, что в теле- и радиоэфирах ее поет другой певец и первый исполнитель Альберт Ассадулин. СУПЕРШЛЯГЕР «ТРИ КОЛОДЦА»
Как правило, в 70-е и 80-е по нашему отечественному телевидению каждый наш известный ансамбль показывали с одной песней. Если это «Песняры», то обязательно «Вологда», если «Самоцветы», то «Наш адрес — Советский Союз». И так случилось, что ансамблю «Ялла» на ТВ пришлось выступить с песней «Три колодца». Там поется о городе-красавце Уч-Кудук, который в пустыне возник. История создания проста. Некоторое время в ансамбле работал известный поэт-песенник Юрий Энтин, известный по «Бременским музыкантам», а также другим произведениям для детей и взрослых. Творческий тандем талантливого автора текстов и ансамбля «Ялла» рождал совместные песни. Для этого Фаррух Закиров включает Юрия Энтина в состав коллектива, как директора. Так Юрий Энтин в составе коллектива ездил на гастроли. Вместе они проехали по всей Средней Азии. И вот однажды, в пути по направлению к промышленному городку Уч-Кудук он сочинил такие слова. На них Фаррух Закиров быстро придумал музыку. Получилась популярная песня, ставшая лауреатом телефестиваля «Песня года» в 1981 г. Она вошла в диск-гигант ансамбля с одноименным названием «Три колодца», а также в диск «Парад ансамблей». Правда, рок-критики страны узрели в ней, что-то из Джимми Хэндрикса. Что ж, наверное, это приятно, поскольку творить в одном ключе с легендарным рок-гитаристом — почетно. Кроме «Трех колодцев», ансамбль исполнил на телефестивале «Последнюю поэму» композитора Алексея Рыбникова на стихи великого классика Рабиндраната Тагора. Песня впервые прозвучала в фильме «Вам и не снилось». Первыми исполнителями были Вера Соколова и Ирина Отиева. Но, тем не менее, надо отметить оригинальное восточное исполнение ансамбля «Ялла». Вместе с Юрием Энтиным также были сделаны песни «Про Солнце», «Беспечную красавицу». Кстати, в репертуаре ансамбля «Ялла» есть англоязычная версия «Уч-Кудука». Правда, она уже называется «Here in Asia» («Здесь, в Азии»). В середине 70-х «Ялла» побывали с гастролями в разных странах мира. Были в Африке, Израиле, Германии (тогда еще ГДР), на Цейлоне, в Турции, в Швейцарии, во Вьетнаме. Пели на арабском, немецком, турецком. РАХМАТ, «ЯЛЛА»! ПО-УЗБЕКСКИ — «СПАСИБО»
Исполняя узбекские народные песни в современных аранжировках, музыканты ансамбля всегда шли на риск. И, тем не менее, кропотливое и бережное отношение ничем не портили, а скорее, наоборот, продолжали ее популярность. Несмотря на использование трех электрогитар, ударных инструментов и клавишных с синтезатором, музыканты включают в свои записи и концерты народные узбекские инструменты. Это дойра, най, тамбур, рубаб. А вот и состав периода знаменитого «Уч-Кудука»: композитор, руководитель и певец Фаррух Закиров, гитарист и аранжировщик Рустам Ильясов, барабанщик Жавлон Тохтаев, басист Алишер Туляганов, второй гитарист Аббос Алиев, клавишные Сарвар Казиев. В таком виде мы увидели ансамбль в «Утренней почте» и «Песне года». Многие песни, кроме «Уч-Кудука», пользуются большим успехом и считаются чуть ли не узбекскими народными песнями. А их автор на самом деле — Фаррух Закиров. И это «Андижон борай дедим» («Давай поедем в Андижан»), «Юртим» («Мой край»), «Шахрисаб», «Сумалак» («Праздник весны»). А вот авторами литературного материала ансамбля являются величайшие поэты Востока — Алишер Навои, Омар Хайям, Рабиндранат Тагор, Махтумкули, Назым Хикмет. Современные авторы — Юрий Энтин и Тенгиз Тула, Евгений Березников («Голубые купола Самарканда», «Шахрисабз», «Музыкальная чайхана»), Лариса Рубальская («Южный человек»), Онегин Гаджикасимов («Эмина»). Непременно хочется рассказать о потрясающей женщине Востока, поэтессе и авторе многих песен ансамбля «Ялла» — Инессе Финкелыытейн. Это ее замечательные слова легли в основу песен «Караван», «Азия», «Хабиба», «Шейла», «Очарование любви». Она также автор замечательных книг стихов. Юбилейный концерт состоялся в Москве. На сцене столичного ГЦКЗ «Россия» состоялось торжество в честь 30-летия ансамбля «Ялла». Стоит вспомнить яркие, запоминающиеся выступления гостей —Аллы Иошпе и Стахана Рахимова, Тамары Гвердцители, исполнившей новую песню Мишеля Леграна, подготовленную специально для юбилея «Ялла». А племянница Фарруха — Наргиз Закирова, живущая сегодня в США, исполнила в дуэте с дядей песню на стихи Ильи Резника «Вспоминай». Это талантливая молодая певица. А жизнь ансамбля «Ялла» продолжается. Сегодня, параллельно с существующим ВИА «Ялла», возрожден и самый первый состав, который называется «Ретро-«Ялла»». Сам Фаррух Каримович Закиров является министром культуры Узбекистана и с особенным вниманием помогает молодым талантам. Их в республике сегодня много. Все — в разных стилях и направлениях. Из групп можно назвать женские — «Сеттору» и «Ало». Из исполнителей — Юлдус Усманову и Руслану Марипову. Источник—-
НОСТАЛЬГИЯ ПО ТАШКЕНТУ. историко-географический фольклорно- развлекательный сайт.