алисия алонсо балерина биография
LiveInternetLiveInternet
—Фотоальбом
—Рубрики
—Цитатник
Коты и собаки в работах фотомастеров от классиков до современников https://i.yapx.ru/N2Y.
—Видео
—Метки
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
ЛЕГЕНДАРНАЯ КУБИНСКАЯ БАЛЕРИНА АЛИСИЯ АЛОНСО
В 1986 году на сцену Х Гаванского международного фестиваля балета вышла танцовщица – почти слепая. Она исполнила несколько танцев, комических и трагических. Но когда она закружилась в четких и стремительных фуэте по диагонали – зал взорвался аплодисментами…
Алисия Алонсо родилась в Гаване 21 декабря 1921 года, там же в 1931 году начала учиться балету. Уже в 9 лет после своего первого урока в единственной в то время на Кубе частной балетной школе русского балетмейстера Николая Яворского Алисия поняла, что балет – это вся ее жизнь.
Трудно сказать, что толкнуло дочь ветеринара на балетную сцену. Сама Алисия об этом говорила: «Я всегда была балериной… В детстве, чтобы заставить меня угомониться, был только один способ – запереть меня в комнате, где играет музыка. И все знали, что я ничего не натворю там, потому что я танцую. В то время я еще не знала, что такое балет. Делая разные движения, я воспроизводила в танце то, что чувствовала».
Танцовщица продолжила обучение в США, сначала в школе Анатолия Вильтзака и Людмилы Шоллар, затем в Школе американского балета.
После дебюта в 1938 году на Бродвее в музыкальных комедиях «Великая леди» и «Звезды в твоих глазах» Алисия Алонсо начала работать в труппе «Балле театр» в Нью-Йорке. Там она познакомилась c хореографией Михаила Фокина, Джорджа Баланчина, Леонида Мясина, Брониславы Нижинской, Джерома Роббинса, Агнес де Милль. И там же она встретилась со своим будущим партнером Игорем Юшкевичем.
Его семья после 1917 года, когда ему было всего пять лет, эмигрировала из России и оказалась в Белграде. Он начал заниматься балетом в частной студии, каких тогда было множество, там познакомился с Николаем Яворским и вместе с ним уехал в Америку. В 1940-х годах Юшкевич был уже известным солистом, танцевал у Брониславы Нижинской, а когда работал в «Балле театр», знаменитый хореограф Джордж Баланчин догадался, что Юшкевич и Алонсо могут стать отличной балетной парой.
Алисия Алонсо в будущем собиралась развивать балетное искусство на Кубе и заразила своим энтузиазмом Юшкевича. В 1947 году они впервые танцевали там вместе в балетах «Аполлон Мусагет» и «Лебединое озеро».
Партия черного лебедя из балета «Лебединое озеро»
Куба никогда не имела собственных балетных традиций. Не было известных кубинских балерин. Не было подходящей сцены. Широкие народные массы не были знакомы с этим видом искусства. Приходилось начинать с нуля. В таких условиях Алисия Алонсо взялась осуществлять цель своей жизни – создание Национального балета Кубы. Еще в 1946 году она приступила к созданию своего коллектива.
Осенью 1948 года кубинская пресса опубликовала своеобразный «манифест» Алисии Алонсо о создании первой кубинской профессиональной балетной труппы. Она действовала стремительно, привлекла к делу своего супруга Фернандо Алонсо и его брата, хореографа Альберто Алонсо, ей помогал присоединившийся к новорожденной труппе Юшкевич. 28 октября 1948 года в театре «Аудиториум» состоялось первое выступление «Балета Алисии Алонсо». А уже в декабре труппа отправилась в первое зарубежное турне – в Венесуэлу и Пуэрто-Рико.
Это был необычный коллектив – ставку сделали не на профессиональных хореографов, а на энтузиастов. Танцовщики сами ставили одноактные балеты, каждый мог внести свой вклад в «танцевальный фонд» труппы.
В 1950 году была организована также балетная школа Алисия Алонсо. Сама она все это время постоянно работала над новыми ролями. Среди ее лучших партий – Одетта-Одиллия, Сванильда, Терпсихора («Аполлон Мусагет»), Жизель.
Фрагменты из балета «Жизель» в разные годы
Работая над сценой сумасшествия, артистка посещала психиатрический госпиталь, беседовала с врачами, наблюдала больных. До сих пор эта сцена производит на зрителей ошеломляющее впечатление. Алисия Алонсо стала первой исполнительницей партий в балетах Тюдора, Баланчина, де Милль.
После революции 1959 года новая власть объявила развитие балета и хореографического образования одним из приоритетных направлений культурной политики обновленной Кубы. Труппа Алисии Алонсо превратилась в государственную структуру и получила название Национальный балет Кубы (НБК). Она выступала в театрах и на площадях Гаваны, выезжала на гастроли в другие провинции Кубы, балетные спектакли часто транслировались по кубинскому телевидению. Потом НБК отправился в большую гастрольную поездку по странам Латинской Америки, рассматривавшуюся новой властью в качестве «культурного посольства кубинской революции».
После этих гастролей Юшкевич и Алисия Алонсо танцевали в балете «Коппелия», поставленном 13 декабря на сцене театра «Аудиториум».Это было последнее выступление их дуэта на Кубе.
Сцена из балета «Коппелия»
В апреле 1960 года обострение кубино – американских по – литических противоречий положило конец плодотворной совместной работе русского танцовщика, бывшего американским гражданином, и кубинской балерины.
В 1967 году Алонсо создала один из самых ярких образов в своем творчестве – образ Кармен в балете Альберто Алонсо.
Это была вторая редакция балета, который Альберто Алонсо поставил в Москве для Майи Плисецкой. Партнером Алисии Алонсо выступил брат Майи Плисецкой Азарий.
Это была ее любимая постановка, балерина относилась к ней очень ревниво и даже запрещала балетмейстеру ставить «её» балет с другими танцовщицами.
Алисия Алонсо объездила весь мир, пользовалась успехом в таких «балетных» городах, как Париж, Милан, Вена, Неаполь, Москва, Прага. Она поставила и несколько оригинальных балетов. За свое творчество артистка получила многочисленные национальные и международные награды. В 1999 году ЮНЕСКО вручила ей Медаль Пабло Пикассо за выдающийся вклад в искусство танца.
Она до сих пор не знает усталости. Она полностью потеряла зрение, но сидит на всех спектаклях рядом с мужем, который рассказывает в подробностях все, что происходит на сцене. Возраст ее нисколько не изменил – Алисия Алонсо осталась такой же требовательной, как в те годы, когда кубинский балет приехал на гастроли в Париж, а она танцевала Жизель. На репетиции одна из балерин выбивалась из общей линии. Оказалось, что это дочь Алонсо. Балерина повернулась к ней и резко сказала дочери: «Хватит танцевать, ты слишком стара для этого».
Алисия Алонсо, уйдя со сцены, стала директором Национального балета Кубы, много времени уделяла воспитанию нового поколения кубинских танцовщиков. А на вопросы о планах на будущее отвечает: «О планах? Хорошо, слушайте: дожить до ста лет и продолжать танцевать, видеть жизнь и не потеряться в ней».
Источник: бельканто.ру
Фотографии, видеоролики подборка Валерии Польской
Рубрики: | города и страны танцовщицы жзл интересные факты мир балета звезды сцены |
Метки: балерина алисия алонсо
Процитировано 2 раз
Понравилось: 3 пользователям
Биография Алисии Алонсо
Алисия Алонсо (Alicia Alonso), настоящее имя Алисия Эрнестина де ла Каридад дель Кобре Мартинес Ойа (Alicia Ernestina de la Caridad dei Cobre Martinez Hoya), родилась 21 декабря 1920 года в Гаване, Куба.
Ее родители были выходцами из Испании. Отец Антонио Мартинес служил офицером кубинской армии.
Свой первый урок балета девочка получила в музыкальной школе Гаваны Sociedad Pro-Arte. Понимание того, что балет является ее призванием, пришло к Алисии в 1930 году, во время занятий в частной балетной школе под руководством русского балетмейстера Николая Яворского, в которую девочку записали родители.
29 декабря 1931 года молодая балерина дебютировала на сцене гаванского театра в постановке «Спящая красавица».
В 1937 году она вышла замуж за однокурсника балетной школы Фернандо Алонсо.
Пара решила переехать в Нью-Йорк, чтобы начать свою профессиональную карьеру. Несмотря на то, что вскоре у Алисии родилась дочь Лаура, балерина продолжила свое обучение в Школе американского балета под руководством Джорджа Баланчина, брала частные классы у известных солистов Михаила Фокина, Александры Федоровой, Энрико Занфретты, Анатолия Вильтзака.
В 1938 году на Бродвее Алисия Алонсо дебютировала в музыкальных комедиях «Великая леди» и «Звезды в твоих глазах».
В 1940 году Алисия поступила в состав только что созданного тогда Американского театра балета.
В 1941 году у балерины произошло отслоение сетчатки обоих глаз, и она временно ослепла. Алисия перенесла три операции по восстановлению зрения, из-за чего около года была прикована к постели. Ей удалось восстановить форму и вернуться в балет.
Прорывом в карьере Алонсо стал 1943 год, когда балерина заменила в балете «Жизель» Адольфа Адана заболевшую британскую солистку. Успешное выступление Алисии произвело фурор, и ее имя надолго стало отождествляться с партией Жизели.
В 1948 году Алисия вернулись на Кубу, где совместно с Фернандо и Альберто Алонсо организовала национальную труппу «Балет Алисии Алонсо». Это был необычный коллектив — ставку сделали не на профессиональных хореографов, а на энтузиастов. Танцовщики сами ставили одноактные балеты, каждый мог внести свой вклад в «танцевальный фонд» труппы.
В 1950 году была организована также балетная школа Алисии Алонсо. Сама она все это время постоянно работала над новыми ролями. Среди ее лучших партий — Одетта-Одиллия в балете «Лебединое озеро» Петра Чайковского, Терпсихора в балете «Аполлон и Мусагет» Игоря Стравинского, Сванильда в «Коппелии» Лео Делиба, Жизель в одноименной постановке на музыку Адольфа Адана.
Алисия Алонсо стала первой исполнительницей партий в постановках балетмейстеров Энтони Тюдора, Джорджа Баланчина, Агнес де Милль.
После революции 1959 года новая власть объявила развитие балета и хореографического образования одним из приоритетных направлений культурной политики обновленной Кубы. Труппа Алисии Алонсо превратилась в государственную структуру и получила название Национальный балет Кубы (НБК). Она выступала в театрах и на площадях Гаваны, выезжала на гастроли в другие провинции Кубы, балетные спектакли часто транслировались по кубинскому телевидению. Потом НБК отправился в большую гастрольную поездку по странам Латинской Америки, рассматривавшуюся новой властью в качестве «культурного посольства кубинской революции».
В 1967 году Алонсо создала один из самых ярких образов в своем творчестве — образ Кармен в балете Альберто Алонсо. Это была вторая редакция балета, который Альберто Алонсо поставил в Москве для Майи Плисецкой. Партнером Алисии Алонсо выступил брат Майи Плисецкой Азарий.
На протяжении свей творческой жизни балерина выступила почти в 60 странах мира.
Благодаря фанатической работоспособности Алисия Алонсо смогла доказать, что творческая жизнь танцора может длиться гораздо дольше общепринятых норм. Последнее выступление Алонсо в поставленном ею самой балете «Бабочка» состоялось в 1995 году, когда ей исполнилось 75 лет. Балерина также поставила ряд оригинальных балетов.
Уйдя со сцены, она продолжает возглавлять Национальный балет Кубы.
Алонсо часто выступала в СССР. В конце 1950-х годов она впервые вышла на сцену Большого театра. В разное время ее партнерами были Владимир Васильев, Антон Долин, Александр Годунов, Антонио Гадес и другие.
Она неоднократно входила в состав жюри Международного конкурса артистов балета в Москве. В 1969-1989 годах была вице-президентом Общества кубино-советской дружбы.
В 2002 году Алисия Алонсо была удостоена звания посла доброй воли ЮНЕСКО.
Балерина является почетным доктором Университета Гаваны, Высшего института искусств Кубы, Политехнического университета Валенсии (Испания) и Университета в Гвадалахаре (Мексика).
Алисия Алонсо имеет многочисленные национальные и международные награды. В 1998 году она была удостоена звания Героя труда Республики Куба, в 2000 году — кубинского ордена «Хосе Марти». В декабре 2010 года балерина получила медаль Айде Сантамария — награду, которую присуждает Государственный совет Кубы.
Она была удостоена мексиканского ордена Ацтекского орла (1982), испанского ордена Изабеллы Католической (1993), французского ордена Искусств и литературы (1998) и др. В 2003 году президент Франции присвоил Алонсо звание офицера ордена Почетного легиона.
В 1999 году ЮНЕСКО наградило ее медалью Пабло Пикассо за выдающийся вклад в искусство танца.
В ноябре 2010 года Алисия Алонсо получила премию Фонда Галины Улановой «За беззаветное служение искусству танца».
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Балерины и танцовщики
Алонсо Алисия
Выдающаяся кубинская балерина родилась в Гаване 21 декабря 1920 года. С хореографией она связала жизнь с девяти лет, обучаясь у русского преподавателя, бывшей артистки Большого театра, Софии Федоровой.
В 15 лет Алисия вышла замуж за кубинского танцора, Фернандо Алонсо. И вместе они отправились в Америку, намереваясь продолжать обучение хореографическому искусству. На тот момент ей было 17 лет и, начав карьеру балерины, она при этом продолжала обучение, и танцевала на сценах кабаре и Бродвея два года, прежде, чем была зачислена в АБТ (Американский Балетный Театр). В этой труппе Алисия Алонсо приобрела мировую известность. Она танцевала с мировыми балетными звездами, такими как, Джордж Баланчин, Михаил Фокин, Бронислава Нижинская… Американскому Балетному Театру Алисия отдала 16 лет, работая солисткой балета.
В 19 лет у Алисии Алонсо обнаружили начавшееся отслоение сетчатки обоих глаз. В течении года она была практически прикована к постели, перенеся три тяжелые операции по восстановлению зрения. Прогнозы врачей были неутешительными: все они пророчили, что карьере танцовщицы пришел конец, и она больше не сможет танцевать на сцене. Они говорили, что репетиции придется прекратить, но Алисия Алонсо, даже лежа, восстанавливаясь после операций повторяла в голове балетные «па», прокручивая, как бы «протанцовывая» в своем уме. И к моменту, когда ее глаза зажили, она восстановилась профессионально и вернулась на сцену.
В 1943 году Алисия исполнила партию Жизели в одноименном балете, в последний момент заменив британскую танцовщицу – Алисию Маркову. Эта роль послужила прорывом в карьере Алисии Алонсо. Она была удостоена звания «Лучшая Жизель мира».
Вернувшись на Кубу в 1948 году, Алисия вместе с Альберто и Фернандо Алонсо открывают «Балет Алисии Алонсо», который в последствии, с 1959го года будет называться «Национальный балет Кубы». А в 1950м году на Кубе организовывается первая балетная школа.
Алисия Алонсо выступала на лучших сценах по всему миру: США, Азия, Канада, Латинская Америка, Австралия и даже Россия, при том, что за «железный занавес» приглашали выступать далеко не каждую иностранную танцовщицу. Тем не менее, Алисию Алонсо приглашали и на сцену Большого театра и на сцену Кировского (сейчас Мариинского) театра, где она блистала, радуя зрителей. А в 1959м году, получив поддержку от пришедшего к власти Фиделя Кастро, Алисия Алонсо вернулась на родину, чтобы заняться Национальным балетом Кубы.
Она создала кубинский балетный театр практически с нуля. И в этом процессе труппе и школе пришлось пережить многое. Но потрясающая работоспособность Алисии Алонсо, ее уверенность и упорство сумели помочь ей в этом нелегком деле. И сейчас Национальный балет Кубы работает, имея огромный репертуар.
На протяжении своей жизни Алисии так и не удалось восстановить зрение полностью. И к закату своей карьеры, как танцовщицы, она уже выступала, не видя практически вслепую. Но при этом ей всегда удавалось поразить зрителя своей удивительной манерой танца.
Она была удостоена многочисленных наград за вклад в развитие мирового искусства. Даже когда Алисии Алонсо было больше 90 лет, она продолжала руководить Национальным балетом Кубы. «Теперь я танцую руками, — говорит она. — А еще вернее сказать, что я танцую сердцем. Танец живет в моем теле, и я ничего не могу с этим поделать».
Алисия Алонсо ушла из жизни 17 октября 2019 года в возрасте 98 лет.
Поделитесь новостью с друзьями:
Команданте кубинского балета
Умерла Алисия Алонсо
Не дожив двух месяцев до 99 лет, в кубинском госпитале от сердечно-сосудистой недостаточности скончалась Алисия Алонсо — уникальная балерина, основательница и оплот кубинского балета, сделавшая его главной достопримечательностью страны.
Фото: Alexandre Meneghini/File Photo, Reuters
Фото: Alexandre Meneghini/File Photo, Reuters
Свой мафусаилов век Алисия Алонсо не доживала — создательница кубинского балета продолжала царить в своей балетной империи, зная каждого подданного, возводя на вершины и низвергая, карая, милуя, утверждая свою репертуарную волю и стратегический курс. Перевалив за вторую половину десятого десятка лет, она летала с труппой на гастроли через моря и океаны и неизменно, почтительно поддерживаемая под руки, выходила на сцену принять овации потрясенной публики. На Кубе ее боготворили — по популярности она могла сравниться с Фиделем Кастро. Главный театр страны — Большой театр Гаваны — еще при жизни балерины нарекли ее именем. Свою удивительную карьеру эта невероятная женщина выстроила сама благодаря стальной воле и фанатичной любви к балету.
Ее балетная жизнь могла бы и не начаться: в 15 лет Алисия Эрнестина де ла Каридад дель Кобре Мартинес дель Ойо, примерная дочь высокопоставленного офицера, забеременела от Фернандо Алонсо, восемнадцатилетнего одноклассника по гаванской балетной школе Николая Яворского. Девочку услали рожать в США, вслед за ней помчался юный отец, там же был заключен законный брак и, как потом выяснилось, важнейший профессиональный союз: у Фернандо оказался педагогический дар и административный талант, а карьеру жены он ставил превыше всего. Так что новорожденная девочка Лаура была отодвинута на второй план: едва оправившись от родов, несовершеннолетняя мать ринулась к балетному станку и в 17 лет стала полноправной артисткой труппы «Караван-балет», которую ее руководительница Люсия Чейз вскоре преобразовала в American Ballet Theatre (ABT).
Новая напасть грянула через два года: в 19 лет юная балерина начала слепнуть. Отслоение сетчатки, казалось, не оставляло надежд на продолжение сценической жизни. Но только не для Алисии. Перенеся операцию, но так и не поправив зрение, кубинка не просто вернулась на сцену — в 23 года, блистательно выступив в «Жизели» вместо некстати заболевшей примы Алисии Марковой, Алонсо стала ведущей балериной главной американской труппы. Репертуар, кстати, в ней был в основном русский — балеты Михаила Фокина, Леонида Мясина, урезанная классика XIX века. Джордж Баланчин, тогда еще не имевший собственной труппы, поставил для ABT «Тему с вариациями»: анафемски сложную главную партию исполняла технически неуязвимая Алисия Алонсо с русским партнером — Игорем Юшкевичем.
Однако строить карьеру в Штатах кубинка не пожелала. Воспользовавшись временными финансовыми трудностями ABT, она увезла ведущих солистов труппы на Кубу, создав собственный «Балет Алисии Алонсо» и выбив для него государственные субсидии. В 1948 году компания, пополненная лучшими латиноамериканскими артистами, дала свое первое успешное выступление и вкушала триумфы до 1956-го, когда диктатор Батиста отменил госдотации. Артисты разъехались, сама Алисия, поклявшись, что ноги ее не будет на Кубе при Батисте, отправилась в мировое турне. Вот тогда-то она и залетела в СССР: танцевала в Кировском театре и в московском Большом «Жизель» с ленинградским партнером Владленом Семеновым. По воспоминаниям Азария Плисецкого, фурор не произвела: показалась слишком «искусственной».
На Кубу Алисию вернул Фидель Кастро, выделив на балет немыслимые по тем временам 200 тысяч долларов. Они окупились сторицей: семейство Алонсо — прима Алисия, педагог Фернандо, и его младший брат хореограф Альберто основали Национальный балет Кубы. Кубинский балет был создан ими практически с нуля на мощном классическом фундаменте, украшенным оригинальным репертуаром. А разработанная семьей Алонсо кубинская методика на равных вошла в ряды почтеннейших мировых школ с вековыми традициями.
Алисия, объединяя и властвуя, неустанно ставила и классику в собственных редакциях, и авторские балеты. Почти слепая, она продолжала танцевать главные партии чуть не до 70 лет, бдительно пресекая активность молодых конкуренток. Для нее в кулисах прятали лампочки (свет она различала), с партнерами она разработала тайный язык знаков, помогавший ей ориентироваться на сцене, она придумала особый скользящий шаг, позволявший незаметно прощупывать пол, и этот шаг оказался таким грациозным, что зрячая молодежь принялась ему подражать. Ее аффектированная, несколько старомодная, утрированно-романтическая манера танца стала эталоном для кубинцев, а в технике с ней мало кто мог соперничать: Азарий Плисецкий свидетельствует, как на съемках па-де-де из «Лебединого озера» уже немолодая Алонсо дубль за дублем делала по шесть пируэтов.
В возрасте 98 лет ушла из жизни кубинская балерина Алисия Алонсо
Создательница Национального балета Кубы, хореограф, педагог и великая балерина скончалась у себя на родине в Гаване.
«Алисия Алонсо ушла от нас и оставила огромную пустоту, но также и неповторимое наследие», — заявил президент Кубы Мигель Диас-Канель.
Алисия Алонсо дебютировала на сцене в 11 лет, а ее последнее выступление состоялось в итальянской Фаэнце, когда балерине было… 75. Как никто другой она была предана своему делу и руководила своим детищем — Национальным балетом Кубы — до последнего вздоха. Ее партнерами были не менее выдающиеся танцовщики — Владимир Васильев, Рудольф Нуреев, Антонио Гадес, Михаил Барышников, а классик балетной фотографии Серж Лидо навсегда увековечил ее на своих снимках. Они познакомились в далеком 47-м, когда Алисия танцевала Жизель в Парижской опере. Восхитительная постановка Баланчина сорвала долгие аплодисменты и вошла в историю.
Впервые Алисия встала на пуанты в 11 лет в школе балета Общества музыкального искусства в родной Гаване. Первым педагогом будущей примы был русский эмигрант Николай Яворский. После яркого дебюта на показательном концерте школы стало понятно, что девочка станет настоящей звездой балетной сцены. Эту уверенность закрепило следующее выступление — через год Алисия исполнила сольную партию Голубой птицы в «Спящей красавице» Чайковского на сцене гаванского театра «Аудиториум». Потом она училась в Нью-Йорке и Лондоне у русской танцовщицы Александры Федоровой. Ее учителями также были Обухов, Вильтзак, Шоллар, Владимиров. Она танцевала в балетах Фокина, Мясина и, конечно, Джорджа Баланчина. Вся ее жизнь была связана с балетом — ему она никогда не изменяла, даже ее муж был кубинским танцовщиком. Заветное обручальное кольцо она получила от преподавателя балетного искусства Фернандо в возрасте… 15 лет!
Танцующая в темноте
Жизнь великой балерины была выдающейся и очень трагичной. Через четыре года после свадьбы, когда они с мужем уже переехали в Нью-Йорк и организовали труппу «Бродячий балет», 19-летняя балерина… начала терять зрение — отслоение сетчатки и сейчас с трудом поддается лечению, но продолжала танцевать, ориентируюсь на свой внутренний ритм, музыку и смутные очертания огней рампы. Ей запретили резко наклонять голову и даже крутить ей из стороны в сторону — это ей, балерине! Пришлось найти нетривиальное решение. Действительно, тот, кто хочет — ищет возможности. Вот и она тренировалась между операциями — запоминала движения ног с помощью… пальцев рук! Операции помогали ненадолго, постепенно она практически ослепла, но даже это физическое ограничение не могло остановить Алонсо.
«Когда смотришь со сцены и видишь театр, полный людей, то чувствуешь, что жива. Это чудесно, это удивительно».
В США хорошо, а дома лучше
К России с любовью
Впервые великая балерина выступила в СССР в 1957 году в Риге, танцевала в Мариинке, в Большом — всего более 15 раз в СССР и постсоветской России. В Большом театре выступила в роли Жизели с Владленом Семеновым. 90-летний юбилей Алисии Алонсо праздновали сразу в нескольких мировых столицах, гала-концерт Viva Alicia! в ее честь прошел и в Москве. На новой сцене Большого партию Кармен (считается, что именно она прославила Алонсо) исполнила Светлана Захарова. Вспомнить великую балерину, преданную искусству танца до последних минут жизни, можно за просмотром документального фильма 1977 года «Алисия» Мануэля Дучесне Кусана.