аллегории примеры в жизни
Что такое аллегория на примерах из литературы
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Аллегория – это древнегреческое слово, и в переводе оно означает «иносказание».
Считается, что самым первым, кто стал активно использовать этот прием в своих произведениях, был баснописец Эзоп.
Аллегория — это маскировка истинного смысла
Чуть ниже будет приведено определение этого термина, но сначала хочу продолжить тему его появления. Чуть ниже вы можете увидеть изображения автора этого способа художественной речи (тропа) — Эзопа.
Чаще всего он изображал людей в виде животных, наделяя их соответствующими повадками и чертами характера. И всем, включая господ, очень нравились произведения Эзопа.
Они с удовольствием читали их, даже не подозревая, что смеются в этот момент над собой – своими пороками и недостатками. Позже даже появился такой термин, как «Эзопов язык».
Теперь обещанное определение аллегории:
Очень часто в литературных произведениях и в обычной жизни мы встречаем такие вот соответствия:
Пример аллегории в современной литературе
Перед тобой сейчас отрывок одного из самых известных стихотворений Бориса Пастернака «Зимняя ночь». Прочти и ответь на простой вопрос – о чем оно?
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Если понимать все дословно, то вроде бы картина ясна. Перед мысленным взором рисуется суровая русская зима, где-то стоит одинокий дом. Происходит все в какой-нибудь деревне, так как электричества нет, и дом освещается свечками. Ну а внутри находятся двое влюбленных, которые периодически занимаются сексом. Похоже, правда? Вот только ни капельки не верно.
Чтобы понять смысл «Зимней ночи», нужно представлять, кто такой Пастернак. Это бунтарь, правдолюб. Автор, который долгое время был запрещен в СССР. И было бы странно предположить, что он вдруг написал такую банальную любовную лирику. А он ее и не писал! В этом стихотворении скрыт куда более глубокий смысл:
Видите, через вроде бы банальную картину зимы Пастернак описал одни из главных законов мироздания. А лучше сказать – замаскировал одно в другом. Это и есть АЛЛЕГОРИЯ.
Аллегории в баснях Крылова
Массу аллегорий использует в своих баснях и Иван Крылов. В каждом его произведении главные герои – животные. Но в них мы можем легко узнать людские манеры поведения или поступки, часто не самые правильные и образцовые.
Крылов очень явно высмеивает людские пороки или, наоборот, хвалит достоинства. В каждом животном зашифрован какой-то характер:
Но Крылов прячет под аллегории не только характеры, но даже целые устои жизни, отношения между разными слоями общества и исторические моменты. Яркий пример – басня «Волк и Ягненок».
У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим.
По сюжету Волк укоряет и всячески принижает Ягненка, который посмел пить воду из того же ручья, что и он. Но ведь басня (что это такое?) не об этой паре животных. За образами Волка и Ягненка Крылов спрятал власть имущих и простой народ.
А есть у баснописца и другое произведение – «Волк на псарне».
Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор —
Почуя серого так близко забияку.
В этой басне Крылов умело замаскировал события 1812 года. Тогда Наполеон (Волк), поняв, что Россию (Псарня) ему не одолеть, пытался провести мирные переговоры.
Но в итоге наши полководцы во главе с Кутузовым не купились на это и гнали французскую армию до самого Парижа. А басня как раз заканчивается тем, что опытный ловчий (Кутузов) не пошел на переговоры с волком (Наполеон) и спустил на него всех собак.
Другие примеры аллегорий в литературе
Конечно, не только у Крылова, и не только в баснях мы встречаем аллегории. Например, многие сказки Салтыкова-Щедрина полны иносказаний. Самый яркий пример – «Премудрый пескарь».
Ведь под маской маленькой рыбки, которая решила отгородиться от всего на свете, ни во что не влезать, никому не помогать и жить только для себя, можно рассмотреть пассивных людей. Они ни к чему не стремятся, не пытаются пробиться на самый верх, не борются за улучшение собственной жизни. И автор делает вполне справедливый вывод, что от таких существ (будь то рыба или человек) никакой пользы нет.
От них никому ни холодно, ни тепло, ни бесчестия, ни чести. Они лишь даром занимают место да едят корм.
Еще один пример – «Песня о Буревестнике» Максима Горького. Ведь это не о птице, хотя она и является главным персонажем.
Пингвины в данном случае — серая масса. Люди, которые трепещут перед властью и боятся ей противостоять. А Буревестник – это смельчаки, которые готовы бросить вызов и смести старые порядки.
Такое же недовольство вековыми устоями можно найти и в творчестве Александра Блока.
Вагоны шли привычной линией,
Вздрагивали и скрипели;
Молчали жёлтые и синие,
В зелёных плакали и пели.
Хотя тут надо пояснить, что именно имеет в виду автор. В дореволюционной России состав поезда состоял из разноцветных вагонов. В первом и втором классе (желтых и синих) ездили богатеи, а простой народ ютился в менее комфортных вагонах третьего класса (зеленых).
Но в данном случае Блок, конечно, не имеет в виду какой-то конкретный поезд.
Через аллегорию он описывает общий уклад жизни в стране – богатые наслаждаются и не хотят замечать ничего вокруг, а бедным ничего не остается как молчать и терпеть.
В качестве аллегорий некоторые авторы используют фамилии персонажей. Например, у Гоголя есть Собакевич и Тяпкин-Ляпкин. У Фонвизина – Правдин и Простаков. У Грибоедова – Молчалин и Скалозуб. И как только мы видим, то тут же понимаем, какой характер у того или иного героя, и как к нему относится сам автор.
Чем аллегория отличается от метафоры
Внимательный читатель может задать вопрос – в чем же отличие аллегории от метафоры? Ведь оба эти понятия подразумевают иносказание.
Суть действительно одинаковая – через яркие образы усилить значение написанного. Вот только масштабы тут разные. Метафора – это, как правило, всего одно слово, которое очень метко подмечает характер или свойства.
Например, золотые руки, гробовая тишина, бегущее время. А вот аллегория может принимать форму целого произведения. Она богаче и глубже по смыслу. И порой даже настолько сложна, что не каждый читатель сможет разгадать в чем ее смысл.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (4)
Аллегория, даже сейчас нередко используется для насмешки над теми, кого страшно или не положено открыто высмеивать. Это очень эффективный прием, однако важно соблюсти тонкую грань между завуалированным и совершенно непонятным, иначе в чем суть не разберется никто.
А откуда известно, что имел ввиду Пастернак в этом своем стихотворении? Вообще, каждый читатель сам может найти какой-то свой смысл в чужом произведении и неважно, что в него вкладывал сам автор, тем более, что это не всегда может быть доподлинно известно.
Понять же басни Крылова куда проще, но тут и жанр поэзии таков, что смысл лежит на поверхности, ведь басня — это поучительная история, имеющая определенную мораль.
Павел: мне кажется, что анализ художественных произведений придумали специально, чтобы было на чем зарабатывать и при этом ничего не делать.
Я так же не понимаю, зачем и как можно понять, что вложил в те или иные слова автор. Это что-то вроде хиромантии получается.
Для меня любое произведение оценивает и трактуется просто — нравится, не нравится. Все, остальное наносное.
Аллегория. Литературный троп
Об аллегориях узнают ещё в начальной школе. Этот литературный приём – важная составляющая сказок и басен, когда произведение включает подсказки в виде символов психических состояний человека, в которых содержится фундаментальная для развития истина. Иноречие делает сказки и басни направленными в той же степени на взрослых, как и на детей.
Аллегория – определение и значение
Художественное представление идеи может быть персонажем, предметом, мотивом и т. д. Термин «аллегория» имеет греческие корни: ἀλληγορία (allegoreo). Означает «говорить что-то другое», проще – иносказание.
Аллегория – это представление идей, понятий, событий с помощью художественного образа, носящего символический или переносной характер.
Объем понятий не ограничен, теоретически любое значение может быть иноречием. В текстах культуры значение аллегории, помимо выраженного прямого смысла, передаёт содержание скрытого, обобщенного, универсального послания, часто очень абстрактного.
Придумал язык иносказаний Эзоп – греческий баснописец, живший в VI веке до нашей эры. По преданию, был рабом, но благодаря своим литературным способностям вновь обрел свободу.
Основное направление творчества Эзопа – рассказы о животных. Персонажи его сказок выражают определенные жизненные установки и черты характера человека. Лиса олицетворяет хитрость, муравей – трудолюбие, лев – храбрость, осел – упрямство и невежество.
Пример в переводе И.А Крылова:
Голодная кума Лиса залезла в сад; В нем винограду кисти рделись.
Аллегория как разновидность литературного тропа
Троп (tropos) – оборот, направление, форма – термин из области риторики, означающий замену слова или выражения другим для большей образности, выразительности и эффективности словесного сообщения. Суть литературного тропа в том, что слово используется в переносном, иносказательном значении.
По словам римского ритора Квинтилиана, который ввел термин в риторическую теорию, ключ к разгадке – благоприятное изменение собственного значения фразы на иное. Цицерон определил разгадку как замену слова.
Напомним, что к тропам, помимо аллегории, относятся: метафора, эпитет, метонимия, синекдоха, перифраз, гипербола, литота, антономасия, сравнение, олицетворение, ирония…
Отличия метафоры и аллегории
Общее у аллегории и метафоры в том, что предназначены обе для особого, а не буквального восприятия. Оба тропа являются средствами выражения, связанными с возникновением ассоциации в человеческом разуме. Однако каждый из этих способов используется для разных целей и предстаёт в собственном свете.
Аллегория, что это такое? Это выражение абстрактных представлений о природе особым образом.
Слово «метафора» происходит из греческого языка и означает «перенос» (с одного предмета на другой). Создавая новое утверждение, можно значение одного слова комбинировать в каком-то контексте, и подчёркивать (расширять) его понимание.
Основные отличия
Краткие обороты из 2-3 слов.
Примеры аллегории в литературе
Образное содержание, составляющее буквальное значение слова «аллегория» используется в литературном произведении для передачи определенных абстрактных значений, в первую очередь религиозных, философских и моральных.
В баснях и сказках
Аллегория – это простыми словами – метафорические пути, передающие одно явление или чувство через другое. В первую очередь, прием используют в сказках и баснях.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
В баснях-эпиграммах Игнация Красицкого рассказы о животных призваны в игровой форме подчеркнуть человеческие недостатки: «Смеялся глупый Вол над муравьями…».
В поэтических произведениях
Самое известное произведение средневековой литературы, в котором широко проявляется аллегоризм – «Божественная комедия» Данте. Произведение, полное иносказаний, само по себе – Великая Аллегория. Поэма представляет собой панорамную картину тогдашней действительности, подвергает критике империю и папство, предателей родины.
Пушкин в стихотворении «Анчар» показывает завуалированный протест на запрет свободы слова, неограниченную власть человека над человеком:
Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.
В средневековую немецкую литературу аллегоризм был введен Готфридом Страсбургским в эпосе «Тристан и Изольда». Язык иносказания в литературе Реформации, представляет, в частности, Джон Буньян. В произведениях использованы средневековые алгоритмы в виде нравоучений. Значение иносказаний снизилось в эпоху романтизма.
Выражение аллегории в живописи и скульптуре
Помимо литературы аллегория часто используется как образное, систематизированное олицетворение в изобразительном искусстве. В искусстве она даже более устоялась, чем в литературе, в основном благодаря многочисленным иконографическим альбомам, изданным в периоды Возрождения и барокко.
Аллегорическая живопись – жанр, в котором наглядно представлены абстрактные концепции или идеи, изображенные в виде человека, животного, группы фигур. Персонажи через их особенности (атрибуты, костюмы, позы, жесты, поведение) обозначают конкретную ситуацию, которая является предметом обобщения.
Пример такой работы – картина французского художника эпохи барокко Филиппа де Шампаня, написанная в 16 веке. На полотне изображен цветок в бутылке, череп и песочные часы.
Под влиянием эллинистического и римского искусства символический элемент приобретает большое значение в раннехристианском искусстве. В катакомбной живописи часто встречается изображение Христа как Доброго Пастыря (катакомбы Домитиллы в Риме, аркосолиум в Comemetarium maius в Риме).
Скульптура Музы поэзии Эвтерпы традиционно выглядит так: образ женщины в лавровом венке с обнаженной грудью. Венок символизирует славу, обнаженная грудь – плодородие. В правой руке держит флейту, левая опирается на лиру. Те же инструменты – символы поэзии и музыки (лира Аполлона). Её одежды указывают на божественное вдохновение. Не только сама фигура, но и каждая деталь облика имеет смысл.
Аллегория в рекламе
Рекламные тексты часто входят в наш язык и остаются надолго. Их повторяют люди, даже не помня происхождения. Здесь используется богатый спектр речевого выражения. Чтобы создать яркий рекламный образ, прибегают ко всем видам тропов.
«У тебя должна быть фантазия, дедуля!» – юмористическая реклама негосударственного пенсионного фонда с резкой репликой не зря завоевала популярность. Использование веселого старичка должно убедить, как будет счастлива его жизнь, если дедушка прибегнет к услугам фонда.
Элементы неожиданности и юмористических сцен влияют на узнаваемость рекламы и частое использование слогана во многих ситуациях.
Задание. В каких из этих предложений использовалась аллегория?
Правильные ответы: 2, 4, 6.
Почему остальные предложения не являются аллегорией:
№ 1. Опирается на сходство черт, расширенное значение. Не крыша вообще, а конкретно – жилище.
№ 3. Оригинальный оборот, усиливающий степень сплетен о директоре.
№ 5. Метафора, ставшая фразеологизмом. Опирается на сходство поведения лошадей, у которых во время сна задние ноги сильно расслабляются.
Аллегории: не для слов, а для идей!
Не так давно я слушал одно выступление на конференции по рекламе. Вышел человек, и говорит — «а расскажу-ка я вам, как моя жена готовит торт». О, думаю, нормально. Интрига, сторителлинг. Через полминуты стало понятно, что излагается на самом деле подробный рецепт торта. Яйца, масло, сахар и так далее. Слушатели некоторое время недоумевали: «К чему это все, сколько еще нам это слушать?». Затем (минуты через полторы) погрузилсь в планшеты и телефоны. Еще через минуту докладчик, наконец, открыл тайну: «Вот видите? Торт состоит из ингредиентов! Так вот, и хорошая реклама — она тоже, из ингредиентов». Ну наконец-то.
Прием, который использовал докладчик, называется аллегория.
Определения: Аллегория — представление абстрактного понятия как физического объекта. «Жизнь — река», «страсть — огонь». Метафора — перенос свойств одного объекта на другой: «Быстрый, как заяц». В американской литературе принято и то, и другое называть метафорой. Мы тоже не особо следим за разницей.
И вот же какая проблема. С одной стороны, аллегория — это здорово, это живо, образно. Но часто это же и банально, глупо, занудно. Как быть? Как научиться использовать аллегорию эффективно, какой она должна быть? Как найти небанальную аллегорию?
Нэнси Дуарте предлагает заменять стандартные метафоры на нестандартные. Например, вместо «рукопожатия» (как аллегории партнерства) сделать «барьерный риф». Да, визуально это интереснее. Но что изменилось по сути?
Давайте вспомним, зачем вообще в коммуникации нужны аллегории. Вот зачем:
Аллегории привлекают внимание. Драгоценное внимание зрителя, на что мы его потратим?
Аллегория должна выполнять свою работу полностью. Объяснять, визуализировать смысл. Но для этого таковой смысл должен быть. Важный вопрос: какую новую и интересную мысль мы хотим сообщить?
С этого и начинается поиск хорошей аллегории.
Примеры:
Руководить компанией — это делать так, чтобы все работали слажено.
В слове «руководить» носитель русского языка и так видит «водить руками», это дирижер и делает. Руководство как синоним управления не требует объяснения.
Некоторыми коллективами вообще не надо руководить.
Небольшой джазовый оркестр играет без дирижера
Идея «бизнес без руководства» оригинальна. Тут нужна метафора, она найдена и выглядит не банально.
Слаженные коллективы какое-то время прекрасно работают вовсе без руководства.
Борис Ельцин, дирижирующий оркестром (непрофесиональный дирижер только делает вид, что дирижирует, а оркестр сам играет)
Раскрыта мысль о том, что коллектив, где каждый сотрудник профессионал, и у каждого есть скрипты (ноты), может выполнять стандартную работу вовсе без руководства. Метафора уместна и интересна.
Партнерство — это согласие сторон о сотрудничестве.
Мне объяснили смысл слова «партнерство». Вот спасибо, а то я не знал.
Партнерство — это взаимовыгодный обмен.
Две обезьяны: слабая добывает бананы, сильная защищает ее.
Партнерство, основанное на обмене, и рассуждение о его прочности (обезьяна с дубинкой может отобрать все бананы).
Партнерство — это высочайший уровень взаимного доверия.
Бойцы спецназа, прикрывающие друг друга.
Доверие и профессионализм дают такие возможности, которые каждому в одиночку не под силу.
Стратегия — это думать на несколько ходов вперед.
Понимание стратегии как «думать заранее» достаточно избито, чтобы объяснять его еще раз.
Стратегия — это отказ от сиюминутных искушений ради главной цели.
Можно развить шахматную тему: гамбит — пожертвовать пешкой, чтобы достичь преимущества.
Выражение «стратегия — это то, что мы НЕ делаем (или чем жертвуем)» интереснее, чем «думать заранее». Мы не экономим пешки, наши цели масштабнее.
Кстати…
Спикер палаты представителей Нил Гингрич в 1996 году на пресс-конференции показал стул с ножками разной длины. Он объяснил, что политика Билла Клинтона напоминает ему неустойчивый колченогий стул. Ножка нормальной длины означает внимание Клинтона к федеральному правительству, а другие, покороче, символизируют семью, духовные ценности, бизнес. Фотография стула появилась во многих газетах всего мира, даже в «Известиях».
Важно не забыть, что аллегория сама по-себе ничего не объяснит, это лишь иллюстрация к объяснению. Объяснять не забываем 🙂
«Кот Шредингера», «черная дыра», «электромагнитное поле» — это все аллегории, ставшие знаменитыми, потому что в свое время они помогли объяснить то, что понять сложно, а увидеть глазами невозможно.
Как же искать хорошую аллегорию? Вот несколько принципов, которые мы используем:
…Кстати
Принцип переноса в стенд-ап камеди работает так: мы хотим показать «странность» какой-то ситуации. Например, нам кажется странным, что заказчик требует у дизайнера пять вариантов за одни и те же деньги. И мы говорим: «Официант, принесите мне пять вариантов борща, я выберу тот, который мне понравится и оплачу его». Благодаря переносу ситуации в другие условия, где странность очевидна и даже абсурдна, возникает смех. Это тоже аллегория.
Вернемся к выступлению на конференции по рекламе. Аллегория про торт была длинной, скучной в изложении, но это еще пол-беды. Беда, что она не объясняла нам ничего нового и ценного о том предмете, которому посвящалась. Не было идеи, не было смысла. И пусть даже дальше был толковый рассказ непосредственно про ингредиенты в рекламе, аллегорическое начало здорово испортило впечатление своей бессмысленностью.
Вывод: аллегория прекрасно помогает объяснить и донести идею, но становится банальностью и раздражителем, когда используется как украшение для терминов.
Что такое аллегория? Примеры из художественной литературы
Аллегория — один из видов художественных тропов, который широко используется в литературе.
Слово «аллегория» имеет греческое происхождение. Этот термин буквально переводится «иносказание». Можно сказать, что аллегория — это иносказательное изображение какого-либо явления действительности. Этот прием широко используется в живописи, театральном искусстве, в литературе и других видах деятельности человека. Дадим общее определение этому термину:
А такое определение аллегории можно увидеть в Википедии:
Раскроем его общий смысл более подробно.
Аллегория — это всегда иносказание, то есть рассматриваемый предмет или понятие не называется прямо, а изображается иносказательно с использованием других явлений действительности. Происходит развернутое уподобление одного предмета другому с помощью системы намеков, причем прямой смысл изображения не теряется, но дополняется возможностью его переносного истолкования.
Во многих аллегорических образах отразилось понимание человеком добра, зла, справедливости и других нравственных ценностей. Так, традиционно, еще со времен Древней Греции, правосудие иносказательно представлено в виде богини Фемиды, в образе женщины с завязанными глазами и с весами в руках.
Изображение чаши и змеи, обвившей её, сегодня всеми воспринимается в качестве аллегории медицины и врачевания. Аллегорическими по своей сути являются практически все геральдические знаки. Аллегория в изобразительном искусстве — это обширная тема для отдельного разговора.
Аллегория в литературе
В литературе термином «аллегория» называется один из художественных тропов, в основе которого лежит перенос значения одного слова на другое. С этой точки зрения можно дать следующее определение этому литературоведческому термину:
Использование аллегории художниками слова способствует раскрытию абстрактного понятия добра, зла, подлости, жадности и пр. в конкретном художественном образе.
Примеры использования аллегории в художественной литературе
Еще в народном творчестве, в баснях, сказках, пословицах, притчах, образы животных наделены определенными человеческими качествами:
лиса всегда хитрая и предприимчивая, заяц трусоватый, баран обладает тупостью и непревзойденным упрямством, волк и медведь агрессивные и глуповатые.
Аллегорическими являются все басни И.А. Крылова, в которых целый зверинец животных наделен автором отрицательными человеческими качествами: упрямством, тупостью, жадностью, глупостью и т.д.
Хитрость человека баснописец иносказательно воплотил в образе лисы, жадность — в обличии волка, упрямство и тупость — в образе осла. и т.д.
Продолжая традиции фольклора, многие писатели посредством аллегории смогли высказать свое отношение к разным аспектам общественной жизни.
М.Е Салтыков-Щедрин в сказках «Премудрый пескарь», «Карась-идеалист», В.В. Маяковский в пьесах «Баня», «Клоп» высмеивают определенные негативные нравственные качества людей, используя аллегорические образы.
Аллегория в отличие от метафоры охватывает все произведение, что ярко прослеживается в «Песне о Буревестнике» М. Горького.
Вагоны шли
привычной линией,
Вздрагивали и скрипели;
Молчали жёлтые и синие,
В зелёных плакали и пели.
Чтобы понять, о чем идет речь в этих поэтических строках А.Блока, обратимся к прошлому России. В начале прошлого века вагоны первого и второго класса были жёлтого и синего цвета, а вагоны третьего класса, в которых ездила беднота, имели зеленый цвет. Современное Блоку общество изображено поэтом с помощью аллегории — вагоны желтого, синего и зеленого цвета.
В поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголя аллегорическим смыслом наполнены такие фамилии персонажей, как Собакевич, Плюшкин, а у А.С. Грибоедова — Скалозуб, Молчалин.
Аллегорическое значение в многочисленных художественных произведениях приобрели поры года. Весна, к примеру, символизирует духовное возрождение, свободу, надежду на лучшую жизнь.
Читаем у Е.Баратынского:
Опять весна; опять смеётся луг,
И весел лес своей младой одеждой,
И поселян неутомимый плуг
Браздит поля с покорством и надеждой.
А вот стихотворение Аполлона Майкова, в котором чувствуется весеннее обновление не только природы, но и духовное возрождение, светлая надежда на изменения в жизни общества:
Весна! Выставляется первая рама —
И в комнату шум ворвался,
И благовест ближнего храма,
И говор народа, и стук колеса.
Мне в душу повеяло жизнью и волей:
Вон — даль голубая видна…
И хочется в поле, широкое поле,
Где, шествуя, сыплет цветами весна!
Тему весны, наполнив аллегорическим смыслом, не обошел своим вниманием русский поэт А.А. Фет:
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом,
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад…
Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена —
И над душою каждою
Проносится весна.
Осень, как символ упадка жизни и духа, неустроенности человека, в стихотворении «Тополь» наводит тоску и печаль в душе поэта:
Сады молчат. Унылыми глазами
С унынием в душе гляжу вокруг;
Последний лист разметен под ногами,
Последний лучезарный день потух.