альмира адиатуллина муслима биография
«Фразу «Без булдырабыз» Минтимер Шаймиев взял у Альмиры Адиатуллиной»
Альмира Адиатуллина умерла рано утром, а уже после полудня была предана земле Фото: Альфред Мухаметрахимов
«Только через много лет мы поймем, кого сегодня потеряли»
То, что татарскую журналистку с более чем полувековым стажем работы не пришли проводить в последний путь боссы из госструктур или официального творческого союза, возможно, имеет объективные причины. Альмира Адиатуллина умерла вчера рано утром, а уже после полудня ее предали земле. Поэтому многие не знали, когда и где похоронят одну из самых известных мусульманок Татарстана (во всяком случае, в нашем рейтинге наиболее влиятельных мусульман РТ среди женщин она занимала самое высокое место), а часть людей пришли в мечеть «Казан нуры», где было совершено омовение тела покойной.
Альмира-апа в последние годы, после того как сломала шейку бедра, оказалась прикована к постели, но одновременно была полна планов. Правда, отметив 8 июля 83-летие, резко начала готовиться к завершению своего жизненного пути, вспоминает в разговоре с «БИЗНЕС Online» ее дочь Миляуша Сафиуллина. «Она два года лежала, а последние две недели просто хотела уйти, спрашивала, выкопали ли могилу. Говорю ей: „Мамочка, еще рано“. А она: „Вот Малика-ханум мне вырыла могилу, а я рядом в домике живу“. Просила, чтобы ее похоронили рядом с сыном Маратом и даваникой, ее мамой. Но даваника в Башкортостане, а Марат здесь».
Альмира-апа (справа) в последние годы, после того как сломала шейку бедра, была прикована к постели, но одновременно полна планов. Правда, отметив 8 июля 83-летие, резко начала готовиться к завершению своего жизненного пути Фото: «БИЗНЕС Online»
Адиатуллина неслучайно вспомнила директора реабилитационного центра фонда «Ярдэм» Малику Гельмутдинову, ведь последние 8 лет именно здесь работала покойная. «У нее был день рождения, мы ездили поздравлять, она удивительная женщина, никогда не сдавалась, — рассказывает Гельмутдинова. — Лежала без движения, но говорила, вот, встану на ноги, мы с тобой вместе проведем традиционный детский конкурс чтецов Корана и по основам ислама „Сөембикә энеләре һәм сеңелләре“. Она мечтала построить мечеть „Сююмбике“, хотела автобиографическую книгу издать…»
Имам-хатыб мечети «Ярдэм» Илдар Баязитов запомнил, как Альмира-апа умела радоваться простым вещам: «Она была счастлива, когда поехали в детский приют для детей-инвалидов, расположенный в Тюлячинском районе, и ее там называли „әби“, то есть „бабушкой“. Она очень радовалась».
Адиатуллина после работы в журнале «Азат хатын» (сейчас «Сөембикә») долгие годы возглавляла общественную организацию женщин Татарстана «Муслима», издавала религиозную газету с одноименным названием. Как считает публицист Василя Рахимова, именно Адиатуллина стояла у истоков татарской исламской журналистики: «Альмира-апа была человеком, о котором говорят, что он рождается раз в 100 лет. Первой начала писать на темы ислама. У меня есть мечта, чтобы газета „Муслима“ попала в наши архивы, чтобы ее изучали. Наверное, только через много лет мы поймем, кого сегодня потеряли».
Имам-хатыб мечети «Ярдэм» Илдар Баязитов запомнил, как Альмира-апа умела радоваться простым вещам: «Она была счастлива, когда поехали в детский приют для детей-инвалидов, расположенный в Тюлячинском районе, и ее там называли „әби“, то есть „бабушкой“. Она очень радовалась» Фото: Альфред Мухаметрахимов
Муслима Шафик: «Она начинала что-то делать с уверенностью в успешном завершении дела, говорила: мы можем, без булдырабыз» Фото: Альфред Мухаметрахимов
Кроме такой победы всероссийского масштаба, у Адиатуллиной были не менее важные успехи на уровне города. Так, в том числе благодаря ее усилиям возле стен казанского Кремля с 2005 года перестал существовать пивной бар «Раки», известный тем, что в нем как-то произошла кровавая разборка преступных группировок. По мнению членов организации «Муслима», расположение питейного заведения оскверняло построенную к 1000-летию Казани мечеть Кул Шариф. Тот же самый аргумент из уст Адиатуллиной прозвучал и по поводу знаменитого фестиваля «Сотворение мира» (2008–2011). Тогда мусульманки упорно протестовали против данного «бесстыдства», забрасывая мэрию письмами. В итоге рок-фестиваль сперва переместился в Пермь, а после и вовсе приказал долго жить. В 2005 году наша героиня также вошла в список 1 тыс. женщин планеты, номинированных на Нобелевскую премию мира.
Гражданская панихида и погребальная молитва джаназа-намаз состоялись на мусульманском кладбище при мечети Аль-Марджани Фото: Альфред Мухаметрахимов
«Мы все называли ее «апой» — своей сестрой, она таковой и была»
Гражданская панихида и погребальная молитва джаназа-намаз состоялись на мусульманском кладбище при казанской мечети Аль-Марджани. Выступили брат Адиатуллиной Рубис и сестра Земфира, которые напомнили о жизненном пути покойной. Траурную церемонию вел руководитель совета аксакалов Казани, имам-хатыб мечети Аль-Марджани Мансур Джалялетдин, он долгие годы работал вместе с председателем общественной организации мусульманок Татарстана.
«Была по-хорошему неугомонная, несмотря на свой возраст, очень устремленная, напористая, всегда какие-то идеи рождались у нее, — вспоминает Мансур хазрат. — Осталось в памяти, как она боролась за право фотографироваться в платках, всегда была активной. Мы с ней много лет проводили 30 августа праздник „Шәкертләр мәйданы“ возле нашей мечети, Альмира-апа обладала организаторскими способностями, все четко делала».
Похоронили просветителя, журналистку и общественную деятельницу на одной аллее с известным религиозным деятелем Валиуллой Якуповым, с которым она вместе издавала газету «Муслима» Фото: Альфред Мухаметрахимов
ДУМ РТ взяло на себя все расходы по похоронам, а джаназа-намаз провел первый заместитель муфтия Татарстана Ильфар Хасанов. Выступая перед собравшимися, он напомнил о роли Адиатуллиной для российской уммы: «Альмира-апа прошла через суровые испытания, несмотря ни на что, она оставалась оптимисткой. Когда я спрашивал ее о делах, всегда отвечала: „Хвала Аллаху, хазрат, боремся, мы все время в борьбе“. Она мечтала построить в Казани мечеть „Сююмбике“, говорила об этом, даже лежа на смертном одре. Мы все ее называли „апой“ — своей сестрой, она таковой и являлась, а сейчас находится под милостью Аллаха, ведь сделала много не только для татарстанских мусульманок, но и для всей российской уммы. Мы будем все время молиться за нее».
Похоронили журналистку и общественную деятельницу на одной аллее с известным религиозным деятелем Валиуллой Якуповым, с которым она вместе издавала газету «Муслима», где была и главным редактором. После похорон стало известно, что переставшая выходить газета вновь увидит свет, правда, появится лишь один ее номер, полностью посвященный Адиатуллиной.
Журналист и общественный деятель Альмира Адиатуллина: «Журналистика любит верных себе»
Альмира Адиатуллина родилась в 1938 году в деревне Саиткулово Илишевского района. Она более 30 лет проработала журналистом в редакции журнала «Сююмбике», возглавляла организацию мусульманских женщин «Муслима».
«Счастье обошло стороной…»
Альмира апа, вы, наверное, не ощущаете себя 82-летней?
Нет, не ощущаю. Только вот ноги болят. Перелом костей. 27 мая упала в мечети «Ярдэм». Неудачно упала, дочка.
Было больно?
Нет, конечно (смеется)… Как же без боли, когда перелом. А у тебя есть родители, дочка?
Только папа, мамы нет.
Сколько лет тебе было.
Маленькая еще была. А как прожили ваши родители?
Мама, наверное, у тебя болела, ии, Аллах. В жизни порой случается всякое, дочка.
А вы прожили счастливую жизнь?
Нет, счастье меня обошло стороной. С малых лет осталась сиротой. Сейчас у меня есть дочка Миляуша. Зачем пришла, спрашивай.
Вы всю жизнь жили для народа. Скажите, Альмира апа, как быть активной и в обществе, и в то же время оставаться искренней женщиной и в семье?
Мы в семье росли вшестером. Отец трудился в колхозе, но он болел. Мама старалась изо всех сил. Когда отец ушел на войну, мама осталась одна. Она была очень трудолюбива.
Несмотря ни на что, с нами — 2-3 летними детьми, мы чистили вместе картошку, мелко нарезали и сушили их на сковороде. Приезжали из райцентра, говорили: «Гульназира апа, вашу картошку очень хвалят. Мы приехали за ней». За картошкой приезжали чуть ли не каждый день. Мы еще совсем дети. Спрашивали, зачем нужна эта картошка. «Вы еще не понимаете, дети, мы увозим ее в Верхнеяркеево. Оттуда е отправляют на фронт», — объясняли нам. Детство прошло в трудах. После войны маме за изготовление этой картошки подарили три метра красного сукна. Мама была для нас образцом во всем! В жизни нужно запомнить: мама — друг и товарищ на всю жизнь.
Ваш отец не вернулся с войны?
Отец вскоре вернулся, он был инвалидом. Рука и ноги не двигались, еле работала одна рука. Вскоре после возвращения он скончался. Мама была передовицей везде, где бы ни работала. Несмотря на изнурительный труд, она была красивой, лицо ее излучало свет. У нас был братишка Фауз. Красавчик был! Как-то к нам пришел человек и так сильно им восхищался, что сглазил. Братишка умер совсем малышом, года еще не было. До сих пор помню его чистый заливистый смех. (Затем Альмира апа начала вспоминать своих родных братьев и сестер. Но память ее уже подводит, поэтому, не сумев назвать всех, позвала на помощь дочку Миляушу. Обратилась к ней по имени Земфира, тоже спутала.)
Альмира апа: «Дочка, а кто родился после меня?»
Миляуша: «Ирек абый, Альфира апа, Филарис абый, Рабис абый, Земфира апа».
Альмира апа: «Все мы росли в труде. Земфира и Альфира до сих пор работают, не уступая молодым. Нас приучали к труду сызмальства. Пока не могу ходить. Но лежу и думаю, если бы могла ходить на своих ногах, учила бы детей труду. Современные дети не знают, как нужно трудиться».
Ездите в родную деревню?
Два года не была в родном доме. Дом стоит, альхамдулиллях. Иншаалах, когда выздоровею — поеду.
После школы вы уехали в Казань?
Поначалу работала на ферме. Ухаживала за овцами, мне одной доверили 50-60 голов. Я только училась в седьмом классе, а тут за целым стадом нужно ухаживать…
У меня на глазу ячмень выскочил, вовремя вылечить не смогли, поэтому зрение упало. С восьмым классом пришлось попрощаться. Но позже я все же закончила десять классов и поехала в столицу.
В Казани вы поступили учиться?
В Казани у меня не было ни одного знакомого. Деньги были очень нужны, поэтому устроилась грузчиком на овощную базу. Это были 1954-1955 годы. Учиться хотела, поэтому начала ходить на все подготовительные курсы подряд. За один вечер успевала сходить в два-три места. Узнала про курсы при КГУ, решилась подавать документы в университет. В первый год получила «три» на экзамене по немецкому языку, то же самое повторилось и на следующий год! Как тут быть? Вроде бы и учу, но немецкий дается не очень легко. Как-то встретила в библиотеке Гайнур Салимовну, и она решила мне помощь. «Сейчас зайдет мужчина. Попробуем поговорить с ним», — предложила она мне. Мы к нему подошли, объяснили ситуацию, и я поступила! Поступила на факультет журналистики КГУ, туда, где учились все журналисты. Когда я узнала, что в КГУ есть факультет журналистики, то очень обрадовалась. А вот тот самый экзамен по немецкому помню до сих пор.
Вы были молодой девушкой 18 лет, а сами работали грузчиком. Стеснялись?
Это была работа. Посмеивались, конечно, бывало. Но я не стеснялась и ни на кого не смотрела. Вперед и только вперед! Сначала я поработала в редакции «Советской школы», потом перешла в «Азат хатын» («Сююмбике»). В последней трудилась более 30 лет. Оттуда ушла на пенсию, но желание работать еще не угасло. Так я попала в мечеть «Ярдэм». Ильдар хазрат Баязитов предоставил мне работу. Тогда Ильдар хазрат еще был молод. 1993-й год. Позже пришла Малика ханум. Глубокоуважаемые мною люди. Они каждый день приносят мне еду, я им очень благодарна. В мечети «Ярдэм» работают хорошие, мудрые люди. У Баязитова удивительный ум. Их дед во времена царя был большим человеком в Петербурге по вопросам ислама.
Расскажите, пожалуйста, об образе женщины в татарской журналистике.
У татар образ женщины всегда был только положительным. Проявляя усердность и старательность, нельзя забывать о себе, своей защите. Журналистика не терпит разгильдяйства, она любит только верных себе. Многие не понимают этого. В наше время было много умных людей, есть они и сейчас, и в будущем они тоже будут.
У женщины еще есть и семья.
Я, к счастью, смогла совместить и работу, и заботу о семье. Ездила в командировки и в Сибирь, и на Запад. Успевала всюду. Муж понимал мою занятость, брал на себя заботу о детях. И, что важно, никогда не ревновал.
Сколько лет вы прожили в браке?
Мы с Расихом поженились в 1968 году. Его не стало в 2008 году. Мы прожили ровно 40 лет. У него были болезни.
Вы выходили замуж уже в зрелом возрасте?
Не очень, мне было 30 лет. Для меня это было не поздно. Конечно, лучше выходить замуж будучи молодой, и обязательно по любви. Думаю, это редкость.
А вы любили?
Нет. Замуж нужно выходить по молодости за любимого человека. Выходя замуж, потому что так надо, мы обрекаете себя на жизнь без любви.
Но чрезмерное увлечение чувствами может привести к ошибке?
Вы сильная женщина?
Женщины сильны во всем. Мужчины сдаются быстрее.
Вы потеряли сына, Альмира апа… Тяжело пережили утрату?
Женщина должна быть сильной. В наше время женщинам нельзя быть слабыми. Я всегда была сильной. Сильнее мужа. Да, моего сына не стало. И нужно уметь себя успокаивать. Альхамдулиллях, у меня есть дочь.
Как он умер?
Мой сын Марат умер в 1988 году. Это происшествие сбило меня с ног. Ему было всего 20 лет, его убило током. Он зашел в ванную с магнитофоном. Мой сын был красавцем. Но скажу вам вот что: не нужно обрекать себя на вечные муки, думая об ушедшем.
Миляуша: «Я не видела брата после его смерти. Я тогда как раз уехала в деревню в Башкортостан. Он умер 3 августа. Наверное, брат хотел бы, чтобы я запомнила его живым».
Алина Айдарова: «Миляуша апа, о вас помнят как о первом хиппи в татарском мире, это так?»
Миляуша апа: «Откуда вам это известно? Дело молодое. Мне было всего 18-19 лет. Сейчас я не могу вам сказать, почему выбрала именно эту субкультуру. Извините, мне это неудобно. Но я не считаю это ошибкой молодости. Это мой путь».
«Нельзя изменять историю»
Мы прошли шесть судов. Дошли до Верховного суда. Там была длинная скамейка. Захожу и вижу, что там сидят шестеро мужчин. «Зачем вы пришли?» — спросила я их, мне не ответили. В Казани наш вопрос не решился, поэтому дело рассматривалось в Москве. Перед поездкой я вспомнила о мусульманском общественном деятеле Валерии Прохоровой. Мы уже были с ней знакомы. Условились о встрече. Во время судебного заседания начали задавать вопросы. Валерия тогда сказала: «Никаких вопросов не нужно. Нужно решить имеющиеся вопросы». Таким образом, мы добились справедливости в Российском Конституционном суде. Мы даже сами не поняли, насколько важна была наша победа! Я всегда делаю дуа за Валерию, пусть ее душа будет спокойна.
Альмира апа, вы участвовали в выборах?
Да, обязательно. И дуа тоже читала по этому поводу.
Кто живет в вашем родном Илишевском районе — татары, башкиры или башкиры, потерявшие свои татарские корни? Грядет перепись населения.
Думаю, что в Илишево и Яркееве живут татары. Мы учились по-татарски. Я и сама татарка! Их называют по-всякому — и башкирами, и татарами. Мы, тептяри, своим умом дошли до нынешнего состояния. Мы жили татарами и останемся ими! Люди должны знать свои корни. Историю нельзя изменять. Переписи населения должны проходить честно, но, к сожалению, мы то и дело слышим о нарушениях.
Что вы думаете о будущем татарского языка?
Татарский язык будет жить. Для сохранения языка от татар требуется сохранение единства. Смешанные браки, к сожалению, не способствуют сохранению языка. У нас многие считают себя националистами, патриотами. У многих слова не закреплены делами. Иншааллах, татарская нация не сдаст своих позиций. Русификация нам не грозит. Если бы я могла ходить, я призывала бы детей говорить только на татарском языке. Но пока не могу ходить.
Альмира апа, вы смотрите телевизор? Каких исполнителей слушаете?
Смотрю татарские каналы. Люблю слушать Хамдуну Тимергалиеву. Ее судьба тоже не очень счастливая.
Вы говорите, что жили несчастливо…
И счастье, и несчастье моей жизни — все мое. Мы в семье были шестеро братьев и сестер, сейчас живы пятеро. Слава Всевышнему, в нашему роду долгожителей много.
С возрастом у человека меняется тело, лицо. Но лучезарность глаз сохраняется, не так ли?
Глаза у меня уже не те, дочка… Жизнь меняет всё. Спасибо, деточка. Приходи еще, поговорим.
Во время разговора руки Альмиры апа дрожали. Оказалось, это тремор. Альмира апа показалась мне необычайно сильной женщиной. Часть того, о чем мы с ней в тот день говорили, не вошло в это интервью. Об этом я записала в свой дневник. Она рассказала мне о нескольких правилах жизни. И много раз повторилась в том, что нужно быть усердным и старательным. Альмира апа сохранила свою силу до сегодняшнего дня. Мы искренне желаем ей скорого восстановления и долгих лет жизни.
Альмира Лотфулловна Адиятуллина (Альмира Сарьяз) — заслуженный деятель культуры Татарстана. Родилась в деревне Саиткулово Илишевского района Башкирской АССР 8 июля 1938 года. В 1965 году окончила Казанский государственный университет.
Работала журналисткой в журналах «Совет мәктәбе», «Азат хатын», газете «Бәйсезлек». Руководитель пресс-центра Духовного управления мусульман РТ (1994-1998). Председатель Комитета солдатских родителей Татарского общественного центра. С 1997 года — главный редактор журнала «Мөслимә». Председатель Ассоциации мусульманских женщин ДУМ РТ.
В республиканских изданиях выходят в свет ее статьи, защищающие татарский язык, образование и ислам.
Прощание с легендой мусульманской журналистики Альмирой Адиатуллиной состоится сегодня в 14:30
Сегодня на 84-м году жизни отошла в мир иной ветеран журналистики, сотрудница фонда «Ярдэм» Альмира Лутфулловна Адиатуллина. Руководство фонда и мечети «Ярдэм» выражает искрение слова соболезнования родным и близким Альмиры Адиатулиной. Пусть Аллах удостоит душу Альмиры-ханум местом в Райских садах.
Адиатуллина была легендой журналистики Татарстана. За ее плечами десятки лет активной трудовой жизни, которая изменила лицо современного Татарстана и мусульманской уммы России. Альмира Лутфулловна поистине являлась живым воплощением воинского духа татарского народа. Однако уже два года Альмира-апа практически была прикована к постели.
Җиназа намаз Альмиры-ханум Адиатуллиной состоится сегодня в 14:30 возле мусульманского кладбища на Мамадышском тракте.
Адиатуллина родилась 8 июля 1938 года в Башкортостане.
В 1965 году окончила филологический факультет Казанского государственного университета, отделение журналистики.
С 1996 по 1999 год училась в Казанском Высшем мусульманском медресе «Мухаммадия».
С 1957-го работала в журнале «Совет мэктэбе» («Советская школа»). С 1964 по 1993 год — в редакции журнала «Азат хатын», покинув его в должности ответственного секретаря.
В конце 1980-х — начале 1990-х годов Адиатуллина активно участвовала в движении национального возрождения. Была номинирована на получение Нобелевской премии в числе «100 лучших женщин планеты».
Фото предоставлены пресс-службой НИБФ «Ярдэм»
Подписывайтесь и читайте самое важное из новостей
в Telegram, Инстаграм и ВКонтакте
«Фразу «Без булдырабыз» Минтимер Шаймиев взял у Альмиры Адиатуллиной»
Альмира Адиатуллина умерла рано утром, а уже после полудня была предана земле Фото: Альфред Мухаметрахимов
«Только через много лет мы поймем, кого сегодня потеряли»
То, что татарскую журналистку с более чем полувековым стажем работы не пришли проводить в последний путь боссы из госструктур или официального творческого союза, возможно, имеет объективные причины. Альмира Адиатуллина умерла вчера рано утром, а уже после полудня ее предали земле. Поэтому многие не знали, когда и где похоронят одну из самых известных мусульманок Татарстана (во всяком случае, в нашем рейтинге наиболее влиятельных мусульман РТ среди женщин она занимала самое высокое место), а часть людей пришли в мечеть «Казан нуры», где было совершено омовение тела покойной.
Альмира-апа в последние годы, после того как сломала шейку бедра, оказалась прикована к постели, но одновременно была полна планов. Правда, отметив 8 июля 83-летие, резко начала готовиться к завершению своего жизненного пути, вспоминает в разговоре с «БИЗНЕС Online» ее дочь Миляуша Сафиуллина. «Она два года лежала, а последние две недели просто хотела уйти, спрашивала, выкопали ли могилу. Говорю ей: „Мамочка, еще рано“. А она: „Вот Малика-ханум мне вырыла могилу, а я рядом в домике живу“. Просила, чтобы ее похоронили рядом с сыном Маратом и даваникой, ее мамой. Но даваника в Башкортостане, а Марат здесь».
Альмира-апа (справа) в последние годы, после того как сломала шейку бедра, была прикована к постели, но одновременно полна планов. Правда, отметив 8 июля 83-летие, резко начала готовиться к завершению своего жизненного пути Фото: «БИЗНЕС Online»
Адиатуллина неслучайно вспомнила директора реабилитационного центра фонда «Ярдэм» Малику Гельмутдинову, ведь последние 8 лет именно здесь работала покойная. «У нее был день рождения, мы ездили поздравлять, она удивительная женщина, никогда не сдавалась, — рассказывает Гельмутдинова. — Лежала без движения, но говорила, вот, встану на ноги, мы с тобой вместе проведем традиционный детский конкурс чтецов Корана и по основам ислама „Сөембикә энеләре һәм сеңелләре“. Она мечтала построить мечеть „Сююмбике“, хотела автобиографическую книгу издать…»
Имам-хатыб мечети «Ярдэм» Илдар Баязитов запомнил, как Альмира-апа умела радоваться простым вещам: «Она была счастлива, когда поехали в детский приют для детей-инвалидов, расположенный в Тюлячинском районе, и ее там называли „әби“, то есть „бабушкой“. Она очень радовалась».
Адиатуллина после работы в журнале «Азат хатын» (сейчас «Сөембикә») долгие годы возглавляла общественную организацию женщин Татарстана «Муслима», издавала религиозную газету с одноименным названием. Как считает публицист Василя Рахимова, именно Адиатуллина стояла у истоков татарской исламской журналистики: «Альмира-апа была человеком, о котором говорят, что он рождается раз в 100 лет. Первой начала писать на темы ислама. У меня есть мечта, чтобы газета „Муслима“ попала в наши архивы, чтобы ее изучали. Наверное, только через много лет мы поймем, кого сегодня потеряли».
Имам-хатыб мечети «Ярдэм» Илдар Баязитов запомнил, как Альмира-апа умела радоваться простым вещам: «Она была счастлива, когда поехали в детский приют для детей-инвалидов, расположенный в Тюлячинском районе, и ее там называли „әби“, то есть „бабушкой“. Она очень радовалась» Фото: Альфред Мухаметрахимов
Муслима Шафик: «Она начинала что-то делать с уверенностью в успешном завершении дела, говорила: мы можем, без булдырабыз» Фото: Альфред Мухаметрахимов
Кроме такой победы всероссийского масштаба, у Адиатуллиной были не менее важные успехи на уровне города. Так, в том числе благодаря ее усилиям возле стен казанского Кремля с 2005 года перестал существовать пивной бар «Раки», известный тем, что в нем как-то произошла кровавая разборка преступных группировок. По мнению членов организации «Муслима», расположение питейного заведения оскверняло построенную к 1000-летию Казани мечеть Кул Шариф. Тот же самый аргумент из уст Адиатуллиной прозвучал и по поводу знаменитого фестиваля «Сотворение мира» (2008–2011). Тогда мусульманки упорно протестовали против данного «бесстыдства», забрасывая мэрию письмами. В итоге рок-фестиваль сперва переместился в Пермь, а после и вовсе приказал долго жить. В 2005 году наша героиня также вошла в список 1 тыс. женщин планеты, номинированных на Нобелевскую премию мира.
Гражданская панихида и погребальная молитва джаназа-намаз состоялись на мусульманском кладбище при мечети Аль-Марджани Фото: Альфред Мухаметрахимов
«Мы все называли ее «апой» — своей сестрой, она таковой и была»
Гражданская панихида и погребальная молитва джаназа-намаз состоялись на мусульманском кладбище при казанской мечети Аль-Марджани. Выступили брат Адиатуллиной Рубис и сестра Земфира, которые напомнили о жизненном пути покойной. Траурную церемонию вел руководитель совета аксакалов Казани, имам-хатыб мечети Аль-Марджани Мансур Джалялетдин, он долгие годы работал вместе с председателем общественной организации мусульманок Татарстана.
«Была по-хорошему неугомонная, несмотря на свой возраст, очень устремленная, напористая, всегда какие-то идеи рождались у нее, — вспоминает Мансур хазрат. — Осталось в памяти, как она боролась за право фотографироваться в платках, всегда была активной. Мы с ней много лет проводили 30 августа праздник „Шәкертләр мәйданы“ возле нашей мечети, Альмира-апа обладала организаторскими способностями, все четко делала».
Похоронили просветителя, журналистку и общественную деятельницу на одной аллее с известным религиозным деятелем Валиуллой Якуповым, с которым она вместе издавала газету «Муслима» Фото: Альфред Мухаметрахимов
ДУМ РТ взяло на себя все расходы по похоронам, а джаназа-намаз провел первый заместитель муфтия Татарстана Ильфар Хасанов. Выступая перед собравшимися, он напомнил о роли Адиатуллиной для российской уммы: «Альмира-апа прошла через суровые испытания, несмотря ни на что, она оставалась оптимисткой. Когда я спрашивал ее о делах, всегда отвечала: „Хвала Аллаху, хазрат, боремся, мы все время в борьбе“. Она мечтала построить в Казани мечеть „Сююмбике“, говорила об этом, даже лежа на смертном одре. Мы все ее называли „апой“ — своей сестрой, она таковой и являлась, а сейчас находится под милостью Аллаха, ведь сделала много не только для татарстанских мусульманок, но и для всей российской уммы. Мы будем все время молиться за нее».
Похоронили журналистку и общественную деятельницу на одной аллее с известным религиозным деятелем Валиуллой Якуповым, с которым она вместе издавала газету «Муслима», где была и главным редактором. После похорон стало известно, что переставшая выходить газета вновь увидит свет, правда, появится лишь один ее номер, полностью посвященный Адиатуллиной.