альтшулер изучил биографии творческих личностей в количестве

Генрих Альтшуллер

Об авторе

Генрих Альтшуллер – советский изобретатель, писатель, автор теории решения изобретательских задач и теории развития творческой личности.

Краткая биография

Генрих Саулович Альтшуллер родился 15 октября 1926 года в Ташкенте, Узбекистан. В 1931 году семья переехала в город Баку, Азербайджан, где Генрих окончил среднюю школу. После он поступил на нефтемеханический факультет Азербайджанского индустриального института.

После войны Генрих Саулович сосредоточился на работе над ТРИЗ или теорией решения изобретательских задач. Он поставил задачу выявить законы, по которым развиваются технические системы, и использовать их, чтобы создать алгоритм решения изобретательских задач и развития творческой личности. В 1950 году Альтшуллера и его товарища Рафаэля Борисовича Шапиро арестовали: по одной из версий, из-за письма с критикой положения изобретателей в СССР, которое они двумя годами ранее написали Сталину. По другой версии, всему виной стала шутка о применении ядовитого газа меркаптана для целей гражданской обороны. Друзей приговорили к двадцати пяти годам лишения свободы, но после смерти Сталина Альтшуллер и Шапиро были реабилитированы.

ТРИЗ и литературное творчество

Освободившись, изобретатель вернулся в Баку. В 1956 году Генрих Саулович и Рафаэль Борисович опубликовали статью «О психологии изобретательского творчества», ставшую точкой отсчета истории развития ТРИЗ. Более сорока лет Альтшуллер занимался популяризацией своей теории, проводил лекции и семинары по всему СССР. В 1970 году он основал Школу молодого изобретателя, которая позже превратилась в первый в мире центр обучения ТРИЗ – Азербайджанский общественный институт изобретательского творчества.

С 1990 года писатель жил в Петрозаводске. До самой смерти он был президентом Ассоциации ТРИЗ и возникшей позже Международной Ассоциации ТРИЗ. Генрих Саулович широко известен по всему миру.

В качестве писателя-фантаста Альтшуллер под псевдонимом Генрих Альтов дебютировал в 1958 году с рассказом «Икар и Дедал». Вскоре он стал одним из ведущих авторов и даже положил начало легендарному «Регистру научно-фантастических идей и ситуаций», который многие годы передавался из рук в руки в литературной среде. Генрих Саулович хотел с помощью литературы показать, как наука и техника могут стремиться к идеалу, но в центр произведений неизменно ставил человека.

Писатель умер 24 сентября 1998 года в Петрозаводске, оставив после себя богатое наследие.

Источник

Альтшулер изучил биографии творческих личностей в количестве

альтшулер изучил биографии творческих личностей в количестве. 88 29 03 16 33. альтшулер изучил биографии творческих личностей в количестве фото. альтшулер изучил биографии творческих личностей в количестве-88 29 03 16 33. картинка альтшулер изучил биографии творческих личностей в количестве. картинка 88 29 03 16 33.

Образование н/высшее (Азербайджанский индустриальный институт). Со школьных лет занимался самообразованием, с 15 лет вел учет времени по системе, напоминающей систему Любищева.

После освобождения вернулся в Баку, где и жил до 1990 г. С сентября 1990 г. до конца жизни (1998) проживал в г. Петрозаводске (Карелия).

В 1955-1956 г.г. был корреспондентом газет: “Бакинский рабочий”, “Вышка”.

Устроиться на работу реабилитированному было практически невозможно. Г.С. Альтшуллер сформулировал проблему трудоустройства в виде изобретательской задачи: “Надо работать и нельзя работать”. Решение задачи нашел в виде: “Надо писать фантастику”. Как писатель-фантаст дебютировал рассказом “Икар и Дедал” в 1958 г.

Один из ведущих отечественных писателей-фантастов 1960-х годов. Автор «Регистра научно-фантастических идей и ситуаций» (своеобразного патентного фонда идей мировой фантастики), автор научно-фантастических очерков, а также очерков о судьбе предвидений Ж. Верна, Г. Уэллса, А. Беляева.

В 1957-1959 г.г. работал в Министерстве строительства Азербайджана (Бюро технической помощи). Здесь в 1958 г. провел самый первый семинар по обучению ТРИЗ, на котором впервые было сформулировано понятие ИКР (идеального конечного результата). Проводил семинары по ТРИЗ по всей стране (СССР). Число семинаров к 1970 г. составило 19, в том числе и первый семинар по подготовке преподавателей ТРИЗ в г. Дзинтари (Латвия) в 1968 г. Всего Г. Альтшуллером было проведено около 70 семинаров и курсов по обучению ТРИЗ и подготовке преподавателей в различных городах СССР.

В 1974 г. о занятиях в Азербайджанском общественном институте изобретательского творчества (АзОИИТ), проводимых Г. Альтшуллером, был снят фильм “Алгоритм изобретений” (“Центрнаучфильм”).

С 1989 г. по 1998 г. президент Ассоциации ТРИЗ.

Основные книги Г.С. Альтшуллера по ТРИЗ-ТРТЛ:

Источник

Психология творчества: книга Генриха Альтшуллера «Как стать гением»

альтшулер изучил биографии творческих личностей в количестве. 14539468928e429f2da74154ccea470c XL. альтшулер изучил биографии творческих личностей в количестве фото. альтшулер изучил биографии творческих личностей в количестве-14539468928e429f2da74154ccea470c XL. картинка альтшулер изучил биографии творческих личностей в количестве. картинка 14539468928e429f2da74154ccea470c XL.

Вы читали самую масштабную научно-популярную работу в области психологии творчества? Знакомьтесь — это она. Оригинальное название, данное автором, — «Как стать еретиком». В синонимичность еретичества и творчества трудно поверить, на первый взгляд, но замысел автора становится очевидным после прочтения. Издатели изменили и упростили заглавие для лучшего восприятия более широким кругом читателей, Теперь название больше похоже на кликбейтную удочку, и вызывает улыбку у искушенных читателей.

Сегодня книги с названием подобным «Как стать гением» скорее представляют собой карикатуру на психологию творчества, чем реально содержат полезную информацию. Однако труд Г.С. Альтшуллера (1987 года) не просто требует отдельного внимания, эта работа — до сих пор не превзойденное в психологии творчества достижение.

Уровни творчества

Творческую цель невозможно правильно поставить без понимания уровней творчества. Наблюдая за многими творческими стратегиями, Г.С. Альтшуллер выделил основные уровни, на которых решаются творческие задачи. Несмотря на то, что эти уровни условны, они хорошо показывают, каким может быть потенциал решения задачи и какие горизонты открываются после решения этой проблемы. Какие могут быть надсистемы и следующие шаги, так называемые «направления роста».

альтшулер изучил биографии творческих личностей в количестве. 6. альтшулер изучил биографии творческих личностей в количестве фото. альтшулер изучил биографии творческих личностей в количестве-6. картинка альтшулер изучил биографии творческих личностей в количестве. картинка 6.Первый уровень, выявленный Альтшуллером — это уровень, на котором применены средства, прямо предназначенные именно для данной цели; использовано готовое решение для готовой задачи.

Второй уровень — выбран один из немногих альтернативных вариантов решения задачи, которая, в свою очередь, также выбрана из нескольких возможных.

Третий уровень — изменена исходная задача, изменено привычное решение.

Четвёртый уровень — найдены новая задача и новое решение.

Пятый уровень — найдена новая проблема, открыт новый принцип, пригодный для решения не только этой, но и других задач, проблем.

Хорошим примером творчества высшего уровня может послужить открытие нового направления в музыке, искусстве или науке. Например, Теория относительности Эйнштейна, выявившая взаимосвязь массы и энергии, с одной стороны, проливает свет на физические явления, но, с другой стороны, формирует новые вопросы и становится предпосылкой нового направления в науке — квантовой механики.

Без сомнения, Эйнштейн был гениальным ученым, в этой связи как никогда интересно его мнение о творчестве. В книге присутствует цитата Эйнштейна, приведенная по Ч.П.Сноу:

«Я никогда беззаветно не принадлежал ни стране, ни государству, ни кругу друзей, ни моей семье. Внешние условия играли второстепенную роль в моих мыслях и чувствах. Воспринимать мир рассудком, отбрасывая все субъективное, стало сознательно или бессознательно моей высшей целью (о себе в ранней юности). Еще юношей, не по летам развитым, я уже ясно осознал бесплодность надежд и чаяний, исполнения которых большинство людей добивается всю жизнь. Материальное благополучие и счастье не казались мне единственной целью жизни. Я даже склонен сравнивать такие моральные цели с амбициями свиньи» [4].

Не многие могут похвастаться достижениями высшего уровня в творчестве. Важно, что автор этой книги как раз из тех людей, кто неоднократно открывал новые направления. Сначала ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач), а позже ЖСТЛ (жизненная стратегия творческой личности). Важно, что это не простые рассуждения. Моральное право писать подобные книги есть только у тех людей, которые имеют весомые достижения в творчестве.

Автора этой книги по праву можно считать выдающимся человеком. ТРИЗ — это чрезвычайно эффективная дисциплина для изобретателей, единственная в своем роде. ТРИЗ успешно пользуются десятки компаний с мировым именем. Другое направление — ЖСТЛ — пока не востребовано в широком кругу и не введено в образовательную программу как обязательное, но, тем не менее, для нас важно, что мы уже сегодня можем воспользоваться этими знаниями — возможно, на десятилетия опередившими свое время.

Об Авторе

альтшулер изучил биографии творческих личностей в количестве. 3. альтшулер изучил биографии творческих личностей в количестве фото. альтшулер изучил биографии творческих личностей в количестве-3. картинка альтшулер изучил биографии творческих личностей в количестве. картинка 3.На сайте, посвященному Генриху Сауловичу Альтшуллеру [1], содержится масса сведений о его биографии и творчестве. Генрих Саулович Альтшуллер, выдающийся изобретатель прошлого столетия, родился 15 октября 1926 г. в Ташкенте, в 1937 переехал в Баку (Азербайджан). Первое авторское свидетельство на изобретение он получил в возрасте 17 лет (приоритет заявки от 09 ноября 1943 г.). После школы, в 1945 году, отправил 103 заявки на изобретения и получил 103 отказа. Поступив (и позже перейдя на заочное отделение) Азербайджанского индустриального института, Г.С. Альтшуллер начал работать в бюро рационализации и изобретательства.

В 1946 году, в возрасте 20 лет, Г.С. Альтшуллер начинает работать не над изобретениями, а над тем, как их делать — над методикой изобретательства. Основной постулат ТРИЗ: технические системы развиваются по определенным законам, эти законы можно выявить и осознанно использовать для создания алгоритма решения изобретательских задач. В 1948 Альтшуллер начинает проводить первые занятия по ТРИЗ. В этом же году он вместе с Р.Б. Шапиро пишет письмо на 30 страницах — И.В. Сталину, и ещё в ряд организаций и СМИ — о недостатках изобретательского дела в СССР. Письмо содержит серию предложений, связанных с методикой изобретательства.

В 1950 году, в возрасте 24 лет, Альтшуллер арестован Министерством госбезопасности, приговорен без суда Особым Совещанием к 25 годам лишения свободы (поскольку не признал вины) и отправлен в Речлаг (г. Воркута). Лагерный номер: 1-Ч-502. Через 4 года, 22 октября 1954 г., реабилитирован КГБ. Через 2 года после возвращения из лагеря, в 1956 г., Альтшуллер пишет первую статью о разрабатываемой теории творчества: Альтшуллер Г.С., Шапиро Р.Б. О психологии изобретательского творчества, журнал «Вопросы психологии», 1956 г., N 6, c. 37–49.

В 1958 году, в возрасте 32 лет, под литературным псевдонимом Генрих Альтов выступил со своим первым фантастическим рассказом «Икар и Дедал», опубликованном в журнале «Знание – сила», 1958 г., N 9, с. 14–15. В 1959 году — создал первый Алгоритм Решения Изобретательских Задач— АРИЗ-59. В период с 1959 по 1961 гг. публикуются статья на тему методики изобретательства, о том, как делаются открытия, книга по методике изобретательства, а также сборник фантастических рассказов.

В 1963 году, в возрасте 37 лет, впервые был опубликован за рубежом: Альтшуллер Г. Как научиться изобретать. — София: «Народна младеж», 1963 г. В период с 1963 по 1991 гг. выходит множество статей на тему творчества и изобретательства, написана не одна книга, воплощены в жизнь обучающие программы ТРИЗ для взрослых и для детей.

В 1987 году выходят в свет первые публикации по новому направлению — Теории Развития Творческой Личности (ТРТЛ): Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М. Жизненная стратегия творческой личности (ЖСТЛ-2). — Рига, 1987 г., 114 с. Аналогичные издания появляются в Челябинске и Симферополе. В 1994 году, когда Генриху Сауловичу исполнилось 70 лет, выходит его последняя книга: Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности – Минск, «Беларусь», 1994 г., 479 с., тираж 7000 экз. Через несколько лет, 24 сентября 1998 г., в г. Петрозаводске умер Генрих Саулович Альтшуллер. [2]

Достойная цель

Достойная цель — это один из ключей к пониманию творчества высокого уровня. Очень важно, чтобы человек в своем творчестве с юности имел достойную цель, точнее, цепочку целей. Достойная цель является частью долгосрочной стратегии, о воплощении которой идет повествование в книге.

Достойную цель можно кратко охарактеризовать так:

С другими фрагментами книги можно ознакомиться, перейдя по ссылке — https://psychosearch.ru/supertarget

88 ходов, или жизненная стратегия

Если рассматривать «жизненное плато» как поле для стратегических маневров, можно выделить несколько типов ходов. Точнее, всего их два — усложняющие (уменьшающие возможности заниматься творчеством, отдаляющие от творческой цели) и улучшающие (приближающие). Оба типа ходов могут быть усилены.

Вот несколько цитат из книги, хорошо иллюстрирующих, что собой представляют вышеупомянутые ходы:

“Пример к 67-в Хорошей иллюстрацией к этому ходу могут служить этапы развития того, что сейчас принято называть ТРИЗ. Вначале работа велась над созданием методики изобретательства. Предполагалось выявить некоторые приемы, которыми пользуются изобретатели, и свести их в систему. Типичная научно-техническая цсль-1. Затем эта цель переродилась в теорию развития технических систем. Речь шла уже не только о решении конкретных изобретательских задач, но и о прогнозировании любых технических систем на основе выявленных объективных закономерностей их развития. Типичная научная цель-2. Сегодня и эта цель переродилась в общую теорию сильного мышления с большим креном в область общественных проблем. Типичная научно-социальная цель-3.” [4]

К слову, последователь Генриха Сауловича Альтшуллера, известный профессиональный изобретатель И.Л. Викентьев, занимающийся проблемой доработки Жизненной стратегии и теории творчества, приводит цифру в 500 ходов (3), полученную в результате 37 летней работы. Однако эти материалы еще не опубликованы, и по всей видимости, мы сможем воспользоваться ими еще не скоро.

Обязательна к прочтению для всех, кто интересуется творчеством

Зачем нужна эта книга, по словам самого автора:

Кроме всего прочего, книга побуждает нас к действию:

Книга изобилует великолепными примерами и мотивирует нас к работе над своими проектами:

«О жизни и работе Ньютона в годы, когда создавалась великая книга, рассказывал его секретарь Гэмфри: «Он был занят работой постоянно. Он не позволял себе ни отдыха, ни спорта, ни прогулок. Он никогда не ездил верхом. Он считал потерянным каждый час,.если тот не был посвящен научным занятиям. Редко выходил он из своей комнаты, где день за днем занимался математическими расчетами и теоретическими выкладками. Он так увлекался работой, что забывал обедать. Когда же ему несколько раз напоминали об этом, Ньютон стоя съедал несколько кусков и молча возвращался к прерванным вычислениям. Осенью и весной он, кроме того, много времени проводил в химической лаборатории. На сон ему оставалось всего 4-5 часов в сутки». Глухов А.Г. Книги, пронизывающие века. М.: Книга, 1975. С.69.” [4]

альтшулер изучил биографии творческих личностей в количестве. 1. альтшулер изучил биографии творческих личностей в количестве фото. альтшулер изучил биографии творческих личностей в количестве-1. картинка альтшулер изучил биографии творческих личностей в количестве. картинка 1.Нужно особым образом подчеркнуть уникальность этой книги. Она написана на основе анализа тысяч биографий выдающихся людей. Она не содержит мистики или отсылок к религии. Книга написана инженером, имеющим неоднократный опыт мировых достижений в области инженерной деятельность и педагогических разработок.

Книга, по сути, является своеобразным методическим пособием о том, как надо действовать, и собранием примеров того, как не надо действовать, если вы хотите добиться серьезного творческого результата высокого уровня. Во многом книга непростая, потому что указывает на проблемы без попыток их смягчить. Без преувеличения, это самая глубокая русскоязычная книга о творчестве, тут трудно что-то добавить.

Можно рекомендовать эту книгу как незаменимую для всех, кто интересуется творчеством. Даже больше этого, ее можно представить как не имеющую аналогов и обязательную к прочтению. Книга Генриха Альтшуллера «Как стать гением» — это, по нашему мнению, лучшее, что когда-либо было написано о творчестве.

Источники:

Редактор: Медведева О.Ю.

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Источник

Урок 5. Развитие творческого потенциала

альтшулер изучил биографии творческих личностей в количестве. 5. альтшулер изучил биографии творческих личностей в количестве фото. альтшулер изучил биографии творческих личностей в количестве-5. картинка альтшулер изучил биографии творческих личностей в количестве. картинка 5.Поскольку решать изобретательские задачи предстоит человеку, Г. С. Альтшуллер разработал не только алгоритм и методику, способствующие этому, но и должное внимание в ТРИЗ уделил вопросам усовершенствования способностей к творчеству.

Развитие творческого потенциала, воображения и креативности личности и коллектива является отдельным направлением, которое исследуется в рамках Теории решения изобретательских задач. В целом эта проблема рассматривается нашим сайтом в отдельном тренинге «Творческое мышление». В данном же уроке приводится описание только ТРИЗ-технологий развития творческого потенциала личности, групп, детей, учащихся и учителей.

Содержание:

Педагогика ТРИЗ

Г. С. Альтшуллер призывал «учить творчеству». Задание ТРИЗ педагогики он видел не только в обучении узкого круга специалистов, которым это нужно в первую очередь, но и в создании новой педагогической концепции. Согласно ей, начиная с детского сада, нужно воспитывать творческую личность, способную в будущем решать сложные изобретательские задачи. Современные цели ТРИЗ-педагогики более конкретны:

В то же время, очевидно, что общая концепция развития креативности и воспитания человека, подготовленного к решению открытых (творческих, эвристических, жизненных) задач, сохраняется.

Изначально ТРИЗ педагогика всецело зависела от нужд преподавания самой теории. Но со временем она выделилась в самостоятельную область, которая сегодня является одной из наиболее развивающихся. С 1998 г. в Челябинске ежегодно проходят конференции посвященные ТРИЗ-педагогике, где представляются последние разработки в отрасли, а учителя и все интересующиеся делятся опытом. Издавался печатный сборник «Педагогика+ТРИЗ», позже материалы стали публиковаться на профильных сайтах в Интернете. Сегодня в помощь педагогам и всем желающим научиться ТРИЗ собраны специальные материалы, организованные как картотеки и сборники задач. Применить их в своей практике может каждый, поскольку диапазон тем варьируется от физики до искусства.

Интеграция методов ТРИЗ в образовательный процесс чаще всего идет путем объединения с классическими методами. В некоторых учебных заведениях развитие творческого воображения (РТВ) преподается детям дошкольного и младшего школьного возраста как отдельный предмет. Методы и алгоритмы ТРИЗ изучаются учащимися старших возрастов как факультативные курсы. В целом, если говорить о воспитании творческой личности на основе ТРИЗ можно выделить два направления:

Теория развития творческой личности (ТРТЛ) была разработана Г. С. Альтшуллером и И. М. Верткиным. Включает в себя анализ основных концепций развития творческой личности, выработки жизненной стратегии (ЖСТЛ-3) и идеальной творческой стратегии («максимального движения вверх»), а также комплекс практических материалов (деловые игры, задачники, картотеки) для воспитания качеств, необходимых креативному человеку. Теория развития творческих коллективов разработана Б. Злотиным, А. Зусман и Л. Капланом. Они выявили этапы и циклы развития творческих коллективов, закономерности их функционирования, механизмы торможения и развития коллективов, и на основе этого выделили принципы предотвращения застойных явлений в коллективе.

Детальнее о них читайте ниже.

Методы развития творческого воображения

«По второй своей специальности я – писатель-фантаст. Может быть, это обстоятельство и помогло когда-то «замахнуться» на разработку курса РТВ». В 1966 г. в Институте математики СО АН СССР Г. С. Альтшуллер, знакомя слушателей с ТРИЗ, впервые включил в семинар краткий курс по развитию творческого воображения. Спустя 20 лет, на семинаре в Новосибирске, этой теме была отведена уже треть времени.

Совместно с Альтшуллером над РТВ работал П. Амнуэль, физик и писатель-фантаст. Началось все, как и в случае с ТРИЗ, с выявления закономерностей научно-фантастических идей. В частности, было замечено, что развитие НФ-идей подчинено объективно существующим законам; можно выявить эти законы и использовать их для сознательного генерирования новых идей. Это послужило почвой для дальнейшей разработки темы развития воображения изобретателя.

Дальнейшая работа, открытие других методов и приемов значительно разнообразили РТВ и она заняла важное место в системе ТРИЗ. Генрих Саулович писал: «Пояснить роль и значение курса РТВ при обучении техническому творчеству можно простой аналогией: курс РТВ – как гимнастика для спортсмена. При любой спортивной специализации гимнастика абсолютно необходима всем спортсменам. Точно так же решение любых творческих задач – научных, технических, художественных, организационных – во многом зависит от умения «работать фантазией».

Сегодня методы развития творческого воображения, как набор приемов и специальных методов фантазирования, призваны снизить психологическую инерцию, которая возникает при решении творческих задач. Основные из них:

Подробнее расскажем о некоторых из этих методов.

Суть метода заключается в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Полученные модификации развивают ассоциациями, что активизирует ассоциативное мышление творца. На основе полученных оригинальных решений исходный объект улучшается. Применяется во многих сферах: педагогике, менеджменте, маркетинге и др.

Алгоритм работы по МФО (согласно Н. Козыревой):

При внешней простоте и универсальности метода его слабыми сторонами являются непригодность для решения сложных задач и отсутствие четкости при выборе критериев оценки получаемых идей.

Детальнее о методе читайте здесь.

Метод основывается на наблюдении, что решение многих задач легче, если представлять их в виде модели. В этом заключается суть ММЧ: исследуемый объект изображается в виде множества взаимодействующих маленьких человечков. Такая модель сохраняет достоинства эмпатии (наглядность, простота) и не имеет присущих ей недостатков (неделимость человеческого организма). Техника применения метода сводится к следующим операциям:

Детальнее о методе читайте здесь.

Под аббревиатурой РВС скрываются три параметра: размер, время, стоимость. Алгоритм работы по данному методу выглядит так:

Проведение указанной процедуры позволяет по-новому взглянуть на исходную проблемную ситуацию и настроить себя на выход на неочевидное, эффективное решение. Подробное описание метода в источнике.

Рассмотрение остальных методик и теорий выходит за рамки данного урока. Развитию творческих способностей посвящен самостоятельный раздел нашего сайта: «Творческое мышление». А в рамках данного курса рекомендуем вам пройти специальное упражнение на тренировку воображения:

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

А теперь продолжим.

Теория развития творческой личности

Метод как инструмент не работает сам по себе, он лишь помогает работать человеку. ТРИЗ предлагает исследователю целый набор таких инструментов, но насколько успешно он будет применен, зависит только от свойств и качеств изобретателя. В этом вопросе нельзя полагаться на природные таланты и уж тем более на волю случая. Поэтому в рамках теории решения изобретательских задач и существует отдельный раздел – теория развития творческой личности (ТРТЛ), задача которой – подготовить самого творца.

ТРТЛ стала последней крупной работой Г. С. Альтшуллера, написанная совместно с его учеником И. М. Верткиным. Чтобы оформить теорию, они проанализировали огромный массив информации, изучив биографии большого количества известных деятелей. На основе этого родилась ЖСТЛ – жизненная стратегия творческой личности, ведь авторы были уверены, что работать над совершенствованием своих творческих навыков нужно всю жизнь. ЖСТЛ-1 и ЖСТЛ-2, появившиеся в 1985 и 1986 годах соответственно, были незавершенными, а вот модификацию 1988 г. – ЖСТЛ-3 – уже можно считать самостоятельной теорией.

ЖСТЛ-3 раскрывается через Игру – человек, стремящийся к развитию, вынужден играть, вступать в борьбу с противниками – внешними и внутренними факторами. Стратегия дает направление и описывает типичные шаги в этой Игре, позволяющие выиграть. Описание этих шагов, а их 88, достаточно объемно, чтобы приводить его в этом уроке, поэтому всем, кто заинтересовался стратегией развития творческой личности, рекомендуем прочитать книгу «Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности» на внешнем ресурсе.

А вот на шести качествах, необходимых творческому человеку, остановимся подробнее. Их определил И. М. Верткин:

1Достойная цель. Не достигнутая другими, значительная, полезная. Лишь осознание того, что ваш путь уникальный и приведет к чему-то новому, толкает и мотивирует работать в заданном направлении.
2Планы. Нужно сформулировать комплекс реальных рабочих планов по достижению цели и регулярно контролировать их выполнение, чтобы понимать за счет чего и как она будет достигнута. Об одном из вариантов составления подобного плана мы писали раньше.
3Работоспособность. Чтобы достичь цели и выполнить намеченный план нужно много работать. Вспомните Т. Эдисона, который спал по 4 часа, а остальное время уделял работе. Еще один отличный пример – Ж. Верн, который в качестве эпистолярного наследия оставил, помимо своих произведений, 30 тыс. тетрадок с записями энциклопедического характера. Сбор научной информации был и его хобби, и подспорьем в писательстве. Неудивительно, что многие из его фантастических идей позже были воплощены в жизнь.
4Техника решения задач. У каждого изобретателя она своя. Альтшуллер систематизировал опыт и предложил ТРИЗ, но ведь и до него многие ученые успешно справлялись с противоречиями.
5Умение «держать удар». Ценнейший навык, который учит не сдаваться на пути к цели. Т. Форд до глубокой ночи работал над своим первым автомобилем после того, как возвращался с работы на заводе. Тот же Т. Эдисон провел около 10 тыс. экспериментов пока получил рабочий прототип электрической лампочки.
6Результативность. Если предыдущие качества присутствуют, то уже на промежуточных этапах человек должен видеть результат. Если же его нет, концепцию нужно пересмотреть – может быть, что цель выбрана неправильно, или план не позволяет ее достичь.

Теория развития творческих коллективов

Последователи Альтшуллера заинтересовались развитием не только творческой личности, но и объединений людей – групп и коллективов. Применительно к ним была разработана теория развития творческих коллективов. В трудах, которые легли в ее основу, чаще всего встречается понятие «научный коллектив», хотя авторы – Б. Л. Злотин и А. В. Зусман утверждают, что проанализировали разные коллективы – от семьи до социума.

Детально принципы теории развития творческих коллективов изложены в книгах «Основы теории развития коллективов» и «Решение исследовательских задач». Используя материалы последней, мы лишь коротко разберем некоторые важные моменты.

Научные коллективы проходят определенные этапы развития:

Этап 1. Возникновение идеи. Развитие любого коллектива идет от создания идеи, открытия. Постепенно вокруг автора собирается небольшой коллектив единомышленников, подстегиваемых энтузиазмом. На данном этапе задача, стоящая перед коллективом, заключается в донесении своих взглядов до научного общества и принятия их. Этот процесс не всегда происходит легко, ведь новые идеи могут идти вразрез с уже принятыми идеями, и, как следствие, задевать интересы других, более сильных коллективов. В такой период коллектив держится на неофициальных, личных связях и авторитете лидера. Этап 2. Признание. Когда идея получает официальное признание и поддержку общества начинается второй этап развития коллектива. Создается формальная структура – лаборатория, кафедра, научное объединение. Есть официальный руководитель и штатное расписание. Работа получает финансирование, и с этого момента включается мощный фактор развития – положительная обратная связь; увеличение финансирования – увеличение количества людей – рост отдачи – увеличение финансирования и т.п. Появляется конкуренция, возникают первые факторы торможения, связанные с трудностями быстрой мобилизации ресурсов, подготовки людей. Этап 3. Замедление развития. Коллектив продолжает расти, идут публикации, пишутся отчеты, выпускается научная продукция, защищаются диссертации, но все это требует все больше и больше средств при все более скромных результатах. Фактор развития остался прежний – растущая потребность общества, а фактор торможения – исчерпание ресурсов развития данной теории, концепции, парадигмы. Это – объективное явление. Главное противоречие третьего этапа: интересы коллектива и общества расходятся, но, в противоположность первому этапу, теперь цели общества прогрессивны – ему нужно развитие, пусть даже ценой полной реорганизации или расформирования данного коллектива, а цели коллектива реакционны – он стремится затормозить опасное для себя развитие.

И напоследок еще немного полезной теории.

Механизмы торможения

Анализ третьего этапа развития коллективов позволяет выявить конкретные механизмы торможения, что очень важно так, как может помочь в борьбе с ними. Вот некоторые из них:

Механизмы антиторможения

Несмотря на нежелание структуры меняться, история показывает, что рано или поздно дальнейшая эволюция приходит на смену застою. Чтобы преодолеть негативные факторы (торможение), принимаются следующие меры:

В данном занятии представлены теоретические аспекты методов развития творческой личности, разработанные и органично вписанные в структуру ТРИЗ. Для получения ощутимого результата нужно практиковаться в их применении, в частности, решая открытые, творческие задачи. Ссылки на соответствующие материалы вы сможете найти в следующем уроке. Также полезным для выработки навыков креативности будет прохождение специального тренинга на нашем сайте.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

И в заключительном уроке мы осветим тему информационного фонда ТРИЗ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *