альтшуллер изучил биографии творческих личностей в количестве
Альтшуллер изучил биографии творческих личностей в количестве
Образование н/высшее (Азербайджанский индустриальный институт). Со школьных лет занимался самообразованием, с 15 лет вел учет времени по системе, напоминающей систему Любищева.
После освобождения вернулся в Баку, где и жил до 1990 г. С сентября 1990 г. до конца жизни (1998) проживал в г. Петрозаводске (Карелия).
В 1955-1956 г.г. был корреспондентом газет: “Бакинский рабочий”, “Вышка”.
Устроиться на работу реабилитированному было практически невозможно. Г.С. Альтшуллер сформулировал проблему трудоустройства в виде изобретательской задачи: “Надо работать и нельзя работать”. Решение задачи нашел в виде: “Надо писать фантастику”. Как писатель-фантаст дебютировал рассказом “Икар и Дедал” в 1958 г.
Один из ведущих отечественных писателей-фантастов 1960-х годов. Автор «Регистра научно-фантастических идей и ситуаций» (своеобразного патентного фонда идей мировой фантастики), автор научно-фантастических очерков, а также очерков о судьбе предвидений Ж. Верна, Г. Уэллса, А. Беляева.
В 1957-1959 г.г. работал в Министерстве строительства Азербайджана (Бюро технической помощи). Здесь в 1958 г. провел самый первый семинар по обучению ТРИЗ, на котором впервые было сформулировано понятие ИКР (идеального конечного результата). Проводил семинары по ТРИЗ по всей стране (СССР). Число семинаров к 1970 г. составило 19, в том числе и первый семинар по подготовке преподавателей ТРИЗ в г. Дзинтари (Латвия) в 1968 г. Всего Г. Альтшуллером было проведено около 70 семинаров и курсов по обучению ТРИЗ и подготовке преподавателей в различных городах СССР.
В 1974 г. о занятиях в Азербайджанском общественном институте изобретательского творчества (АзОИИТ), проводимых Г. Альтшуллером, был снят фильм “Алгоритм изобретений” (“Центрнаучфильм”).
С 1989 г. по 1998 г. президент Ассоциации ТРИЗ.
Основные книги Г.С. Альтшуллера по ТРИЗ-ТРТЛ:
Изобретатель, учёный, писатель (30 фото + 1 видео)
Генрих Саулович Альтшуллер (Альтов) родился 15 октября 1926 года в Ташкенте (УзССР) в семье журналистов Саула Ефимовича и Ревекки Юльевны Альтшуллеров. Позднее, в 1931 году, семья переехала на жительство в Баку (АзССР).
В их доме всегда было огромное количество книг. Книги по истории и географии Азербайджана писал и Саул Ефимович. Но Генриха больше всего увлекала фантастика. Мальчик перечитал всего Герберта Уэллса (подробнее – здесь: Борьба его миров), Жюля Верна. Идеалом для него стал капитан Немо – образ героя «20 000 лье под водой» настолько вдохновил юношу, что он решил стать морским инженером и строить подводные лодки, и в 8 классе поступил в военно-морскую школу.
Но тут началась война, и весь выпуск ВМШ забрали на фронт – всех, кроме Генриха, который был тогда на год моложе других курсантов. И он вернулся к обучению, с отличием окончил среднюю школу и поступил на нефте-механический факультет Азербайджанского Краснознамённого индустриального института (АКИИ) им. М. Азизбекова (ныне – Азербайджанская государственная академия/АГНА).
Но с 1-го же курса, в феврале 1944 года, Альтшулер ушёл добровольцем в Красную Армию и был направлен в 21-ю Военно-авиационную школу первоначального обучения пилотов в Рустави (ГрузССР). Попасть на фронт по её окончании Генриху так и не довелось – война закончилась. Но и после окончания Великой Отечественной он так и остался служить – в инспекции по изобретательству Каспийской Военной флотилии, где был командиром отделения химической разведки в/ч №11513.
Наиболее значительное из них — газотеплозащитный скафандр (авторское свидетельство №111144 от 1947 г.), позволяющий горноспасателям спускаться в шахты, охваченные пожаром. На разработку такого скафандра был даже объявлен всесоюзный конкурс. От изобретателей ждали варианты решения проблемы: как создать охлаждающий костюм, который позволял бы относительно долгое время находиться в условиях высоких температур и при этом весил бы не более 10 кг. Троица бакинских изобретателей решила пойти необычным путём – разработать не охлаждающий костюм, а принципиально новую техническую систему. Так появился аппарат, работающий на жидком кислороде, который испаряясь и нагреваясь, поглощал тепло, а потом использовался при дыхании (революционное по тем временам решение). Изобретение немедленно засекретили и авторское свидетельство на него соавторы получили лишь спустя 4 года. Создание скафандра было затем увлекательно описано в научно-популярной статье Альтшуллера и Шапиро «В костюме сквозь огонь» (Об индивидуальных средствах теплозащиты) в №12 за 1965 год журнала «Знание — сила».
Друзья сделали затем и ещё несколько рацпредложений и изобретений.
Но в 1946-48 гг. главной целью Генриха стала разработка ТРИЗ — Теории Решения Изобретательских Задач. Позже, из учебного курса по решению задач, изобретатель развил Теорию развития технических систем — ТРТС, которая представляет немалый интерес уже для философов, интересующихся эволюцией технологий и общими вопросами технического прогресса. Основной постулат ТРИЗ-ТРТС: технические системы развиваются по определённым законам, которые можно выявить и использовать для создания алгоритма решения изобретательских задач.
Изучив десятки тысяч патентов и свидетельств, автор открыл основные законы изобретательства и показал, что процесс создания изобретений управляем. В своей книге «Найти идею» (1986) он рассказал о процессе изобретательства, который требует правильной организации мышления, преодоления психологической инерции, стремления к идеальному решению и разрешения противоречия, скрытого в любой нестандартной задаче. В книге ТРИЗ была изложена в наиболее полном и завершённом виде, приведены все основные её инструменты, а также давались многочисленные примеры создания изобретений и задачи для самостоятельного решения.
До этого феномены творчества и изобретательства рассматривались, в основном, с точки зрения психологии, с фокусом на мыслительные способности человека. Но как сделать так, чтобы человек думал более активно, креативно и фонтанировал идеями? Альтшуллер принялся анализировать существовавшие на тот момент патенты и авторские свидетельства, выяснял, чем сильные изобретения отличаются от слабых, и пришёл к выводу – для того, чтобы решить ту или иную изобретательскую задачу, надо выявить и разрешить противоречие, которое лежит в его основе.
Созданию и совершенствованию ТРИЗ-ТРТС, а, в конечном счёте, Теории Сильного Мышления, Альтшуллер посвятил почти всю свою жизнь — более 50 лет. Теория пользовалась чрезвычайной популярностью в 1970-х и 1980-х гг., совокупный тираж книг по ней только на русском составил около 1 млн. экземпляров.
Но в 1948 году слишком уж пассионарному Шапиро пришла в голову не самая светлая по тем временам мысль — написать письмо И.В.Сталину с критикой положения дел в области изобретательства. Во-первых, чтобы рассказать о ситуации с изобретательством в стране, во-вторых, предложить меры по её улучшению и сообщить о появившейся уникальной методике. Альтшулер и Шапиро попытались в письме убедить вождя: в век научно-технического прогресса простой перебор вариантов, когда после тысяч экспериментов изобретатель наконец-то получает результат, неэффективен. Нужно менять саму технологию.
«У Шапиро возникла мысль написать письмо Сталину. Надо сказать, для него это характерная реакция вообще. Когда он проникался сознанием величия чего-то, ему хотелось быстро внедрить и получить результат…. Шапиро был потрясающий оптимист» (Г.С. Альтшуллер «Жизнь Человека №1-Ч-502», 1985-86).
В итоге всё закончилось доносом, арестом и приговором для 2-х соавторов.
Обстоятельства их ареста долгие годы были известны только со слов Генриха, и подробности выяснились окончательно лишь через 50 лет, уже после смерти фигурантов, из мемуаров жительницы Баку, поэтессы и прозаика Инны Лиснянской — Альтшуллер и Шапиро были арестованы по доносу одного из их приятелей (меня терзают смутные сомнения, какого?).
«…они знали и про усатую «морду», и про изобретённый Генкой с помощью Рафки порошок. … И мало ли что 3 друга-студента втроём не обсуждали, мало ли какие меж собою запрещённые шутки и планы не выстраивали! Органы узнали лишь про «морду» и порошок, способный завонять парад. …» (И.Л. Лиснянская «Хвастунья», «Знамя» №1 за 2006).
28 июля 1950 года они были арестованы МГБ (Министерство госбезопасности) СССР, без суда приговорёны Особым Совещанием к 25 годам лишения свободы по ст.58 УК РСФСР, предусматривающей ответственность за контрреволюционную деятельность, и отправлены Альтшуллер – в Речлаг, один из лагерей Воркуты, а Шапиро — в Казахстан, а затем в Сибирь (по странному стечению обстоятельств – по маршруту своего осужденного в 1930 году «врага народа»-отца ). Но после смерти Сталина, 22 октября 1954 года, друзья по несчастью были реабилитированы уже КГБ при Совете министров СССР по ЗакВО (Закавказский военный округ) и освобождены от отбывания наказания.
За время пребывания в воркутинском лагере, Альтшуллер так же умудрился сделать несколько изобретений. Ведь среди осужденных было немало представителей творческой и технической элиты, профессоров и учёных. И Генрих предложил им читать ему лекции – устроить на зоне «университет одного студента». Занятия по самым разным дисциплинам – от иностранных языков до архитектуры – проходили регулярно. В этом «университете» Альтшуллер почерпнул поистине энциклопедические знания.
«В лагере на работу политических выводили уголовники. Один из них был что-то вроде бригадира, который ставил заключённых на выполнение той или иной работы. И вот этот бригадир явно начал издеваться над Генрихом, заставляя его делать физически непосильные для него вещи – корчевать замёрзшие пни и так далее. И однажды Генрих отказался, заявив: «Не пойду. А тронешь меня – убью. У меня срок 25 лет, мне терять всё равно нечего». А говорил он, по своему обыкновению, медленно, вдумчиво и очень убедительно. И ещё этот его твёрдый взгляд… Словом, от него отступились» — вспоминает Александр Селюцкий, друг и ближайший соратник по движению ТРИЗ, начальник бюро рационализации и изобретательства в Петрозаводске.
После освобождения изобретатели вернулись в Баку, где Генрих затем работал корреспондентом газет «Бакинский рабочий» и «Вышка».
Первая же публикация, посвящённая Теории изобретательства — статья «О психологии изобретательского творчества» за авторством Альтшуллера и Шапиро вышла в №6 за 1956 год журнала «Вопросы психологии», с которой и начался фундаментальный труд Генриха по систематизации разнообразных эвристических приёмов, которые в итоге нашли своё применение далеко за пределами техники. В статье впервые были описаны основные понятия «Техническое противоречие», «Алгоритм решения изобретательских задач» (АРИЗ), заявлено о существовании объективных диалектических закономерностей развития техники. Над дальнейшим совершенствованием АРИЗа Альтшуллер работал затем ещё около 40 лет.
Р.Б. Шапиро и Г.С. Альтшуллер
Первые же научно-фантастические произведения, под псевдонимом «Генрих Альтов», Альтшуллер начал публиковать в 1957 году. Дебютная его публикация — детективно-фантастический рассказ о девушке-следователе, расследующей таинственную кражу из сейфа, «Зиночка», написанный в соавторстве с Вячеславом Фелицыным – соратником по работе в бакинских газетах. Дебютный же «единоличный» рассказ – «Икар и Дедал» – вышел в №9 за 1958 год журнала «Знание – сила» («Корабли, на которых звёздные капитаны Икар и Дедал должны были лететь к Солнцу, собирались на внеземной станции. Здесь люди легко могли поднимать листы нейтрита, хотя нейтрит и был 5-м — сверхплотным — состоянием вещества. Сами корабли были лучшими из всех когда-либо отправлявшихся в Звёздный Мир. Икар и Дедал вознамерились «всего-навсего» пролететь сквозь Солнце, и это требовало не только личного мужества (безумного – у одного, и рационального – у другого), но и создания космического корабля качественно нового типа, способного выдерживать температуру и давление звёздных недр. Говорят, что именно тогда и придумал Дедал гравилокацию»).
Первые фантастические рассказы Генриха составили цикл «Легенды о звёздных капитанах» (1961). В начале 1960-х гг., когда первые спутники только робко проникали за пределы атмосферы, Альтов написал цикл рассказов-легенд, живущих среди людей, давно уже освоивших космос, и повествующих о первопроходцах, открывших человечеству путь к звёздам. В неизведанные дали таинственного космоса отправляются герои рассказов – бесстрашные капитаны звездолётов будущего. Они разведывают неизвестные планеты и раскрывают бесчисленные тайны природы. И везде на поиски и дерзания их ведёт неутолимая жажда знаний. Они – сыновья Земли, все их героические дела подчинены единой цели – заботе о будущем человечества.
В процессе писательского творчества у Генриха также постоянно возникали и изобретательские идеи, граничащие с фантастикой, и фантастические идеи на грани с реальной техникой. В таких случаях писателю даже приходилось спорить с экспертизами, доказывая, что его изобретение всё-таки реально.
Как фантаст, Альтов ставил задачу — методами литературы показать развитие науки и техники в направлении идеала.
«Если реалистическая литература — человековедение, — говорил писатель, — то фантастика — мироведение. Писателю-реалисту достаточно изобразить характер и реальность. Фантаст должен создать свой мир, свою Вселенную».
И к середине 1960-х гг. окончательно сформировался типичный альтовский герой: учёный или инженер, работающий на самом передовом (даже для фантастики) рубеже.
Один из ведущих отечественных фантастов первой половины 1960-х гг., Альтов, если честно, не оставил какого-то сверхъяркого следа именно как фантаст. И не его вина, что в конце 1960-х и 1970-е гг. мода именно на «техническую фантастику» стала уходить, уступая место фантастике «гуманитарной» (звёздами которой стали АБС и ряд других авторов). Однако в любом случае он создал и оставил после себя очень достойное творческое наследие. Идеи, которые были воплощены в его рассказах и повестях, выглядели очень правдоподобными и легли в золотой фонд «твёрдой» советской НФ.
Так в №№8-10 журнала «Знание – сила» за 1960 год была опубликована повесть семейного дуэта Альтов-Журавлёва «Баллада о звёздах» о экспедиции космонавта Шевцова к загадочной цивилизации в системе Сириуса.
Не менее интересны и рассказы Альтова: «Богатырская симфония» (1960): на забытый ракетодром в горах Кавказа пришли двое — старый космонавт и юноша. Отсюда уходили к звёздам ионные ракеты, управляемые автоматами. Они возвращались через много лет сюда же, на ракетодром Буздаг. Впрочем, возвращались не все. Из 72-х вернулись лишь 54. 55-я — её отправили первой — должна была опуститься на ракетодром в этот вечер. Отправленная ещё в молодости старого космонавта, она совершила дальний рейс к звезде Ван-Маанена, и 40 лет спустя возвращалась на Землю. Старик строил первые ионолеты, создал гравитационный анализ, его имя носили океан на Венере и горная вершина на Меркурии. И он всегда встречал возвращающиеся автоматы. Он помнил: при встрече ионолётов над ракетодромом всегда звучала «Богатырская симфония». Слова не запомнились. Осталась лишь музыка. Потом каждый год в этот день он слушал её. Каждый год — если был на Земле… Последний ионолёт вернулся, доставив на Землю запись, сделанную на диктофон робота-пилота высокоразвитой цивилизацией, обитающей в системе, состоящей из антивещества…
«Порт каменных бурь» (1965): у двойной звезды Вольф-424 обнаружена планета, движущаяся по «запрещённой» орбите. Для разрешения этого парадокса к ней был направлен звездолёт молодого астронавта Зороха. На планете, где даже горы дважды в сутки приходят в движение под воздействием разнонаправленных сил притяжения, он обнаруживает некий объект, явно искусственного происхождения. Повествование ведётся от имени исследователя, который пытается расшифровать последнее из сообщений Зороха. От записи сохранилось немного, и расшифровщик выдвигает множество смелых гипотез по поводу Планеты каменных бурь и её назначения.
В «Шальной компании» (1965) рассматривается идея новых возможностей бионики, науки, использующей конструкции и решения, «запатентованные» природой. Однако для бионики современные живые организмы слишком сложны копирования. Значит, утверждает герой рассказа, нужно обратить внимание на животных древности, более простых и более пригодных для этого. Так возникает новая наука — палеобионика.
Панарин и Витовский, герои рассказа «Опаляющий разум» (1966), осуществляют эксперимент, наделяя человека 9 различными «памятями» и многократно увеличивая способность мозга воспринимать информацию – практически мгновенно запоминать десятки страниц текста, читая одновременно несколько разных книг…
Альтов стал автором и «Регистра научно-фантастических идей и ситуаций» (начат 1964)— своеобразного патентного фонда идей мировой фантастики и содержащего практически все возможные НФ-сюжеты (содержит более 3 тыс. страниц!). Труд чрезвычайно амбициозный. И хотя в полной мере писатель не смог его завершить при жизни, результаты его были в последствие дополнены трудом учеников, и вполне себе достойны изучения теми начинающими писателями, кто ищет интересную фабулу или просто что-то, что могло бы вдохновить на создание собственных идей.
А также ряда НФ-очерков и очерков о судьбе предвидений Ж. Верна, Г. Уэллса, А. Беляева. В них он показал, что и Верн, и Уэллс, и Беляев ошибались чаще всего тогда, когда пренебрегали качественными скачками, когда были недостаточно смелы в своём воображении. Ведь безумной в своё время была идея человека-амфибии. Безумной была (и остаётся пока) идея путешествий во времени. И даже идея летательного аппарата тяжелее воздуха («Робур-завоеватель» и «Властелин мира» Ж. Верна) выглядела безумной — между тем как до первых самолётов оставалось тогда всего-то четверть века.
Но начале 1970-х гг. в СССР произошёл «литературный процесс», инициированный фантастами старой формации (под руководством А.П. Казанцева), на котором Альтова обвинили в «фашизме» (!?) — за то, что в одном из его ранних рассказов — «Полигон „Звездная река“» (1960) – космический корабль двигался со скоростью, превышающей скорость света. В нём писатель раскрывал «сверхзадачу» литературного произведения: этический принцип, моральная проблема становится главным «движителем» сюжета. А в качестве объекта, подлежавшего фантастическому изменению, была избрана мировая постоянная. Скорость света неизменна в любой системе отсчёта, быстрее света в вакууме не может двигаться ни одно материальное тело. Как же тогда летать к звёздам? «Что ж, — говорит фантаст, — значит, нужно изменить скорость света». И предлагал безумную НФ-идею: если свет излучается в одном очень мощном импульсе, скорость пучка может превысить 300 тыс. км/с. Идея безумная, но настолько ли, чтобы оказаться верной? Этот вопрос занимал Альтова на протяжении всей его деятельности в литературе.
Тем не менее, впоследствии, в 2016 году, российский предприниматель Юрий Мильнер, известный физик Стивен Хокинг, директор Facebook Марк Цукерберг и ещё около 25 математиков, астрономов и астрофизиков из ведущих британских и американских университетов, представили проект Breakthrough starshot: отправить к Альфе Центавра автоматический зонд StarChip массой в несколько граммов, разогнав его с помощью мощного лазера, расположенного в Солнечной системе, направленного в солнечный парус — как и предлагал Альтов.
Но фантастику с тех пор писатель всё же «забросил».
Последним его крупным НФ-произведением стала незаконченная повесть «Третье тысячелетие» (1974). Можно только догадываться, какой бы она была, будучи дописана. Опубликованные отрывки дают лишь некоторое представление об авторском замысле — он предполагал дать широкую картину развития науки и техники ХХI века.
Но вместе с литературно-художественной, не оставлял Альтшуллер и изобретательскую и рационализаторскую деятельность.
Так в 1957-59 гг. Генрих Саулович работал в Бюро технической помощи Министерства строительства Азербайджана. Здесь в 1958 году он провёл самый первый семинар по обучению ТРИЗ, на котором сформулировал понятие ИКР — идеального конечного результата. Так же проводил семинары по ТРИЗ по всему Союзу.
«Найти идею», Генрих Альтшуллер
Знаменитая книга о знаменитой теории. Каждый из нас хочет научиться найти идеи, но чаще ждем пока идея найдет нас.
Альтшуллер разработал алгоритм и теорию по поиску идей, но с одним условием — ежедневная практика сделает тебя генератором сверхтоповых идей.
Истинная победа — когда вся жизнь прожита в нарастающем творческом режиме
Генрих Альтшуллер — известный советский изобретатель. Автор ТРИЗ—ТРТС (теории решения изобретательских задач — теории развития технических систем) и ТРТЛ (теории развития творческой личности), писатель-фантаст.
Обычное мышление из-за психологической инерции идет шаблонными путями. Знание законов позволяет сознательно уходить от шаблонов, законы подталкивают к нетривиальным, «диким» мыслительным операциям, свойственным очень талантливым изобретателям.
Альтшуллеру понадобилось 20 лет и 40 тысяч авторских свидетельств и патентов для структурирования алгоритма поиска новых решений. Он не считал, что понятие «творчество» основано только на атрибутах: озарение, интуиция, прирожденные способности и счастливый случай.
В своей теории и школах он обучал, как сделать бессознательный процесс в точную науку путем ежедневных тренировок и решений задач.
Мозговой штурм базируется на теории Фрейда, где сознание представляет собой тонкое и непрочное наслоение над бездной подсознания. Сознание запрограммировано привычными представлениями и запретами. Поскольку для создания чего-то нового нам нужно проходить сквозь привычное и запретное, выдумывание нелогичных и крайне фантастичных идей создавались группы фантазёров, где членам было запрещено даже эмоциями на лице показывать скептику.
«Вся соль мозгового штурма, вся его сила — в запрете на критику. Но здесь же и его слабость: для развития и видоизменения идеи нужно выяснить ее недостатки, то есть нужна критика».
Главный недостатoк мозгового штурма — страх критики. Дж. Гордон избавился от него создав постоянную группу, где члены этих групп привыкают к совместной работе и перестают её опасаться. Постепенно увеличивается взаимопонимание и идеи схватываются с полуслова.
Теоретические основы синектики весьма несложны. Творческий процесс познаваем и поддается усовершенствованию: надо изучать записи решения задач, регулярно тренироваться на самых различных задачах.
Рабочими механизмами для выработки свежего взгляда на задачу являются аналогии:
1) прямая — любая аналогия, например из природы.
2) личная (эмпатия) — попытка взглянуть на задачу, отождествив себя с объектом и войдя в его образ.
3) Символическая — нахождение краткого символического описания задачи или объекта.
4) Фантастическая — изложение задачи в терминах и понятиях сказок, мифов, легенд.
Синектика — предел того, что можно достичь сохраняя принцип перебора вариантов. Во всяком случае, синектика близка к такому пределу.
После взрыва на генерировании идей многие компании начали брать за правило мысль: «Идеи должны генерировать все: от президента и председателя правления, до курьера и уборщиц».
Чем больше предложений, тем лучше.
А на банальных заседаниях рождаются банальные идеи, — пишет Тосабура Наката, создатель шариковой ручки. Оригинальные идеи рождаются благодаря оригинальным заседаниям.
Технические системы развиваются закономерно. Закономерности познаваемы. Их можно превратить в точную науку развития технических систем. Здесь и проходит граница между методами перебора вариантов и современной Теорией Решения Изобретательных Задач.
Для специалиста по ТРИЗ азбучная истина: нельзя принимать на веру формулировку, в которой предлагают задачу.
Первоначальную формулировку проблемы принято называть «Изобретательской ситуацией».
В школе и вузе инженер привыкает к тому, что условиям задачи следует безоговорочно доверять. В изобретательской задаче всё иначе: в процессе решения может выясниться, что найти надо не X, a Y и для этого нужны не А и Б, а В и Г.
На практике, правильно сформулированных изобретательных задач не бывает. Если абсолютно правильно сформулировать задачу, она перестанет быть задачей: её решение сделается очевидным или же будет ясно, что задача не поддается решению при имеющимся уровне науки и технике.
В ТРИЗ принято делить задачи на 5 уровней:
Решение таких задач не связано с устранением технических противоречий и приводит к мельчайшим изобретениям.
Задачи с техническими противоречиями, легко преодолеваемыми с помощью способов известных применительно к родственным системам.
Синтезируется новая техническая система.
Изобретательская ситуация представляет собой клубок сложным проблем.
Цель ТРИЗ: Опираясь на изучение объективных закономерностей развития технических систем, дать правила организации мышления по многоэкранной схеме (под экранным мышлением имеется ввиду представление объекта задачи. Многоэкранность — представление надсистемы — лес, подсистемы — листок, подподсистема — клетка листка и так далее).
1. При решении задачи следует ориентироваться на идеальны ответ. Такой ответ не всегда достижим в полной мере, но необходимо добиваться максимального приближения к нему. Составленную по определенным правилам формулировку идеального ответа называют идеальным конечным результатом (ИКР)
Административные противоречия (АП) — нужно что-то сделать, а как сделать — неизвестно.
Такие противоречия лишь индикатор к создании изобретательской задачи.
Технические противоречия (ТП) — отражают конфликт между частями или свойствами системы.
Современная ТРИЗ предусматривает анализ причин ТП и переход от технического к физическому противоречию
Сочинение сказки — одно из многих упражнений РТВ. Весь аппарат ТРИЗ рассчитан на сильную, хорошую управляемую фантазию. Надо изменять до неузнаваемости исходную задачу.
Начальные занятия строятся на применении ТРИЗ к задачам «Придумайте фантастическое решение» или «Придумайте фантастическое украшение для персонажей Кубрика». Также, учеников ТРИЗ приохочивают к научно-фантастической литературе (НФЛ) — неисчерпаемому сборнику упражнений для развития воображения.
НФЛ дает способность попутно развивать воображение, приглушать психологическую инерцию, делать мышление гибче, готовить ум человека к восприятию «диких» идей, без которых немыслима современная научно-техническая революция.
Хорошие результаты могут быть достигнуты только при высокой культуре мышления
2. Анализ модели задачи.
3. Определение ИКР и ФП
4. Мобилизация и применение ВПР.
5. Применение информационного фонда.
6. Изменение и/или замена задачи.
7. Анализ способа устранения ФП.
8. Применение полученного решения.
9. Анализ хода решения.
Ну и в заключении Альтшуллер делится о Шести качествах творческой личности:
2. Нужен комплекс реальных рабочих планов достижения цели и регулярный контроль за выполнением этих планов.
3. Высокая работоспособность в выполнении намеченных планов.
4. Хорошая техника решения задач.
5. Способность отстаивать свои идеи.
Итог: прошелся по книге я поверхностно и абсолютно точно вернусь еще к ней несколько раз. Что осталось после нее? Много чего. И даже работая в ИТ, в нескольких практических и сложных задачах АРИЗ пригодился до уровня «отлично»
Основная идея «Великого Искусства» состоит в том, что структура любого знания определяется небольшим числом изначальных понятий. Комбинируя эти понятия, можно вывести все знания о мире»
Процесс изобретений жесток по отношению к талантам: он является по большей степени частью эволюции и лишь по меньшей – зависит от талантов.
В каменном веке умерли десятки Эйнштейнов, так и не получив возможности раскрывать свой талант – вместо этого приходилось выживать. Не каждый за свою жизнь сможет встретиться с удачей раскрыть полностью свой талант в силу внешних обстоятельств. Причём, бывает и обратная ситуация: человек очень энергичен и сам всячески «приближает свою удачу» за счёт активных действий, но, увы, оказывается, что таланта у него нет. И лишь малый (очень малый) процент рождается в нужное время в нужном месте и попадает в нужную череду обстоятельств для раскрытия своего таланта.
Конечно, в современном веке возможностей раскрытия таланта гораздо больше, чем в каменном, но процесс изобретений всё ещё остаётся эволюционным: добавились техногенные риски.
Генрих Альтшуллер, как мне кажется, является частью этой печальной картины: талант был, а раскрыть толком не удалось в силу внешних обстоятельств. Умудрился ещё и Сталину гневное письмо накатать, в результате чего ещё сильнее усугубил свои обстоятельства (был арестован в 1950 и попал в лагерь Воркуты). В итоге, человек вроде неглупый, но всю жизнь был вынужден бороться с режимом.