алвар аалто личная жизнь
Аалто Алвар: биография, карьера, личная жизнь
Содержание статьи
Детство и молодость
Уго Алвар Хенрик Аалто в небольшом городке Куортане, Финляндия, 3 февраля 1898 года. Он был одним из первых троих детей, рожденных геодезистом Йоханом Хенриком Аалто и Сельмой (Селли) Матильдой Хакештедт.
Его мать Сельма умерла в 1903 году, когда Алвару было всего пять лет. Его отец Йохан вступил в повторный брак и перевез свою семью в Ювяскюля, где Аалто посещал школу и продолжал исследовать поездки с отцом в течение лета.
Окончив лицей Ювяскюля в 1916 году, он переехал в Хельсинки. Там он продолжил получать отличные оценки по архитектуре в единственной финской архитектурной школе (ныне Хельсинкский технологический университет).
Альто также служил в финской Национальной милиции во время гражданской войны.
К 1921 году он был дипломированным архитектором с дипломом магистра и через два года открыл офис в Ювяскюля. Он женился на своей помощнице архитекторе Айно Марсио. Их медовый месяц в Италии оказал глубокое влияние на его нордическое мировосприятие и творческий потенциал, который продлился до конца его карьеры.
Карьера
Аалто начал работать, когда он был еще студентом. Он начинал как ученик финского архитектора, профессора и художника Армаса Лингрена. Он также работал над проектированием зданий для региона Тиволи для Национальной ярмарки 1920 года под руководством Каролуса Линдберга.
В 1922-1923 годах он сотрудничал с А. Бьерке в разработке Конгресс-холла для Гетеборгской всемирной выставки 1923 года. Он также разработал множество конструкций для промышленной ярмарки в Тампере.
В 1927 году он и его жена Айно Марсио переехали в Турку после того, как Аалто занял 1-е место в «Сельскохозяйственном кооперативном здании Юго-Западной Финляндии». Там он приступил к проектированию санатория «Паймио».
В 1933 году он основал свою архитектурную фирму «Артек», через которую работал над многочисленными крупными международными контрактами. В течение следующих четырех десятилетий он работал над зданиями для нескольких мировых выставок и нескольких шедевров по всему миру.
Помимо предоставления услуг архитектора его компания «Артек» также продала мебель и другие импортные товары. Он также стал первым дизайнером мебели, применившим консольный принцип с использованием дерева в дизайне стульев.
В 1946 году супруга Алваро скончалась от рака.
В 1952 году Алваро женился повторно. Его вторая жена Элисса-Кайса Манькиниеми, также его коллега, участвовала в строительстве «Экспериментального дома Муурацало» в качестве летней виллы.
Аалто все еще активно работал в начале 1970-х годов. После его смерти 11 мая 1976 года незаконченные проекты несколько лет продолжала его вдова Элисса.
Алвар аалто личная жизнь
Алвар Аалто родился 3 февраля 1898 года в небольшом городке Куортане (Западная Финляндия). Его отец, по национальности финн, был инженером-геодезистом, мать-шведка – почтовым клерком. Семья Аалто считалась высокообразованной. Алвар был старшим из четырех детей.
Город Куортан утопал в зелени, был окружен озерами и представлял собой образец северной природной красоты.
Осенью 1903 года, когда Алвару исполнилось 5 лет, семья Йохана Хенрика Аалто переехала в Ювяскюля. Для этого, по меньшей мере, было две причины. В то время Ювяскюля считался лучшим школьным городом для детей. Замечательной характерной чертой семьи Аалто было то, что нужды детей всегда шли впереди, и для взрослых было очевидным, что они должны организовать свою жизнь таким образом, чтобы развитие детей было наилучшим. С другой стороны, у отца в Ювяскюля было много знакомых и среди них несколько геодезистов, которые учились вместе с ним и которые оказали семье теплый прием.
В 1906 году в семье Аалто произошло несчастье. Йохан Хенрик потерял жену, а четверо детей свою мать. Сельма Матильда неожиданно заразилась менингитом, который и привел к смерти после нескольких дней болезни. Младшие дети не вполне понимали что случилось, но для Алвара, которому уже исполнилось восемь лет, эта потеря стала шоком, который он запомнил на всю жизнь. Отец Алвара Аалто во второй раз женился на сестре своей первой жены Флоре.
Любовь, безопасность, понимание, которое Алвар получил в свои ранние годы от двух своих матерей, и всей благожелательной семьи, дали ему такое ощущение защиты, что казалось, он никогда не сомневался в своих возможностях, заслуживающих особого внимания. У него не было необходимости выставлять себя, просить о понимании или путаться в разъяснениях, короче говоря, выставлять свою персону напоказ. Он принимал себя без всякой суеты и ожидал того же от других. В то же время, он выучил от своих друзей и семьи, что для человека самым большим счастьем является общение с другими людьми. Это является способом адаптации, понимания настроений других людей, их мыслей и предпочтений, это своего рода нахождение общего знаменателя.
Осенью 1916 юный Алвар окончил городской лицей, где любимым его предметом было рисование.
Выбрав карьеру архитектора, в тот же год Алвар поступил в Политехнический институт в Хельсинки – в то время единственное место в Финляндии, где обучали архитектуре. Одновременно он подрабатывал, публикуя статьи на темы искусства в местных газетах
Его первой известной работой стала реконструкция дома его родителей, проведенная зимой 1918-19 года. Дом (который вскоре был назван Маммула в честь прозвища его матери Мамму) первоначально состоял из пяти маленьких комнат и кухни внизу, а также одной спальни на чердаке. Аалто полностью переделал помещение и спроектировал веранду с двумя необычно расположенными несущими колоннами. Он также нарисовал цветной купон (узор) на потолке веранды со стороны озера вокруг текста на английском языке «мой дом моя крепость». Мать и отец с изумлением смотрели на это восхищенными глазами, несмотря на то, что никто из них никогда не изучал английского.
Более значительное задание пришло Аалто в 1919 году, когда ему поручили спроектировать клуб для очень активных защитников Алаярви. Здание было построено в 1921 году и стоит до сих пор, хотя и было частично перестроено. Это здание было спроектировано Аалто в 21 год, и ему еще предстояло учиться два года до получения диплома. Тот факт, что он получил эту работу, частично объяснялся тем, что не хватало квалифицированных архитекторов в этом сельскохозяйственном регионе и частично тем, что его отец занимал влиятельное положение.
В 1920 году, во время учебы в Хельсинки Аалто писал отцу « Я купил большой стол, по-настоящему огромный стол, который заполняет всю комнату. Это вселяет в меня уверенное чувство собственной значимости, когда я сижу за этим чертежным столом».
«Что такое белый стол? Нейтральная поверхность в соединении с человеком, настолько нейтральная, что может воспринять все что угодно в зависимости от человеческого воображения и мастерства. Белый стол настолько белый насколько он может им быть, на нем нет никаких рецептов, ни что не заставляет человека делать то или другое. Другими словами это очень странные и уникальные взаимоотношения.
Творческий человек с восприимчивым инструментом, который привлекает его и вдохновляет на то, что должно получиться. Существует только совсем небольшое количество ситуаций в мире, где желание, умение и возможность реализовать воображаемые мысли сочетаются таким образом.
Белый стол моего детства был большим столом. И он все время увеличивался. Я сделал на нем работу моей жизни». Так писал Алвар Аалто о значении белого стола в его творческой жизни.
В свои студенческие годы кроме архитектуры, Аалто проявлял активный интерес и к театру, рисованию и интерьерному декору. Среди его сохранившихся архитектурных набросков, относящихся к 1921 году, есть чертежи нового здания театра в Хельсинки и увеличения сцены студенческого театра. А некоторые сохранившиеся проекты явно указывают на то, что он хотел бы принимать участие в работе и как дизайнер сцены. Значительное количество работ маслом и акварелью и как минимум одна скульптура Аалто, сохранившиеся с тех времен, говорят о его настоящих профессиональных амбициях.
Аалто проектировал мебель, светильники и интерьеры. Он даже основал вместе со своим другом Генри Эриксон маленькую мастерскую по дизайну интерьеров.
Вскоре Аалто принял на работу в свой офис молодую ассистентку Айно Марсио, уже профессионального архитектора. Айно придерживалась передовых взглядов и любила дальние поездки. Осенью 1924 они обвенчались и отправились в свадебное путешествие в Италию (через Швейцарию) с желанием исследовать архитектуру средиземноморья. Влияние этой поездки заметно в интерьере Рабочего клуба, разработанного Аалто.
Айно всегда умела чертить с исключительным мастерством, уверенностью и терпением. В этом она была прекрасным помощником своему мужу. У Айны было прекрасно развито чувство реальности и жизненных возможностей в противовес Алвару, который иногда высоко воспарял над земными обстоятельствами. Это позволило распределить роли таким образом, что Алвар мог представлять свое архитектурное видение, не ограничивая полет своей фантазии, т.к. он знал, что Айно возвратит его на землю.
Внешне они могли казаться странной парой – блестящий муж и сдержанная иногда угрюмая жена, но близкие друзья очень скоро научились уважать Айно за её независимые, рассудительные взгляды и более того, за её человеческую целостность.
Это не означало, что дорожки мужа и жены разошлись в разные стороны. Наоборот, они все обсуждали вместе, и Алвар очень доверял мнению Айно, даже в отношении сложных архитектурных проблем. Трудно себе представить более продуктивный симбиоз между очень независимыми людьми, чем тот, что был сформирован Алваром и Айной Аалто.
В Ювяскюля семья Аалто провела три счастливых года – у них родилась дочь, они участвовали во многих архитектурных конкурсах. В 1927 Алвар победил в конкурсе архитектурных проектов здания Юго-Западного финляндского агрокооператива и в конкурсе на проект здания библиотеки в Выборге, и семья переехала в Турку. Жизнь в этом старинном городе стала удачным периодом для Аалто. Вскоре в семье родился сын.
В 1920 году Аалто и Генри Эриксон получили возможность ассистировать Карлосу Линдбергу в проектировании павильона для первой национальной ярмарки в Финляндии.
Для того чтобы понять какое очаровательное впечатление эта ярмарка произвела на Аалто, впечатление, которое повлияло на то, что вскоре он стал одним из самых способных и активных выставочных архитекторов, мы должны понимать то, какую роль они играли в обществе в то время. Первая национальная ярмарка Финляндии, которая мобилизовала внутреннюю культурную элиту, оценивалась, как манифестация вновь полученной независимости Финляндии.
Аалто мгновенно осознал, какие потенциальные возможности предоставляют эти мероприятия для экспериментальной архитектуры, поддерживающей связь с направлениями социальных реформ. Это была экспериментальная площадка для новых технических решений, материалов и стилистических концепций. Это был передний фронт прогрессивного креативного искусства, потому как выставочная архитектура ограничивалась менее строгими правилами, чем здания постоянной постройки. Следующие десятилетия Аалто активно занимался выставочной архитектурой, начиная с дипломного проекта 1920 года, затем ярмарка в Тампере (1922) и Турку(1929). Кульминацией стали павильоны Всемирной ярмарки в Париже в 1937 году и Нью Йорке в 1939 году.
Первые постройки Аалто отмечены влиянием неоклассицизма, но уже в конце 20-х годов он безоговорочно переходит на сторону рационалистической архитектуры, постепенно утверждающей свои позиции в северных странах Европы. Наиболее значительные работы, выполненные им до Второй мировой войны, включают: здание редакции газеты «Турун Саномат» в Турку (1929), Туберкулезный санаторий в Паймио (1933)- одно из самых выдающихся произведений функционализма, выдвинувшее молодого архитектора в первые ряды европейского архитектурного авангарда, библиотека в Выборге (1935), показавшая такие типично аалтовские черты, как персональная концепция пространства и характерные приемы освещения через круглые фонари верхнего света. Достижения А.Аалто являются следствием определенного, очень четкого мировоззрения, основанного на пристальном внимании к человеческим потребностям.
В 1933 с постройкой санатория в Паймио, личная репутация Аалто как современного архитектора перешагнула границы страны. Как член Международного конгресса современной архитектуры Аалто представил свои последние работы во Франкфурте (1929) и в Афинах (1933). Они привлекли внимание коллег со всего мира.
Переехав в 1933 году в Хельсинки, Алвар Аалто, Айно Аалто, Майре Гуллихсен и Нильс-Густав Хал создали фирму по производству мебели «Артек» (1935). Дизайн мебели Аалто разработал вместе с Айно и Отто Короненом (этот момент считается началом современного финского дизайна). Продажи мебели в стиле модерн не заставили себя ждать
Не имея в тот период заказов в Хельсинки, Аалто начал проектировать собственный дом в столичном районе Мункиниеми, где семья жила в последнее время. Дом (который включал и помещения для офиса) был закончен осенью 1936 и стал предвестником к окончательному манифесту архитектурных идей Алвара Аалто. Последние он воплотил в проекте виллы Майреа, который он сделал для своих друзей Майры и Гарри Гуллихсен. Архитектура виллы объединила современные формы и материалы с традициями и стала началом нового направления. Выбор окружающей среды как отправной точки для проектирования зданий стал фирменным знаком Аалто. Он применил этот подход и к планированию социальных объектов, начиная с коммунальной фабрики Сунила.
После путешествий в США в 1938 и 1939 годах Аалто вплотную занялся проблемами стандартизации. Он стал разрабатывать обобщенные формы, которые можно было бы применить к различным условиям внешней среды. Свои разработки он применил при проектировании павильона Финляндии для Всемирной выставки в Нью-Йорке (1939). На ряд критических замечаний в прессе по поводу дизайна павильона патриарх американской архитектуры Франк Ллойд Райт кратко ответил: «Это работа гения». Ясно, что международная репутация Аалто сильно возросла.
После успеха в Нью-Йорке его захватило желание создать новый лучший мир для человека. Начало Второй мировой войны стало шоком для оптимистично настроенного архитектора. Чувство социальной ответственности заставило его искать новые подходы к обустройству послевоенной Финляндии. Аалто занялся вопросами городского планирования и развития строительной индустрии. Эти проблемы привели его в качестве приглашенного профессора в Массачусетский технологический институт. После окончания мировой войны Аалто проектирует свое первое здание за рубежом – студенческое общежитие МТИ. В этом проекте он продолжил поиски органической формы, прерванные войной. Новое здание позволило ему найти новые пути, чтобы использовать традиционный строительный материал – кирпич, для новых городских зданий.
Все это время жена Айно занималась интерьерами зданий, которые он проектировал. В январе 1949 Айно скончалась в результате осложнения, возникшего после болезни. Спасаясь от тяжести воспоминаний, Алвар полностью ушел в работу и много путешествовал.
После того, как Аалто выиграл несколько архитектурных конкурсов в Финляндии, он решил вернуться домой. Первым его объектом в Хельсинки стало здание Финской инженерной ассоциации. Здание штаб-квартиры Национального пенсионного института (1948), комплекс Технологического университета в Отаниеми (1949), общественный центр в Саюнатсало (1949), офисное здание Раутатало (1951), университет в Ювяскюля (1951) были важными объектами 1950-х, в которых Аалто соединил природную среду с городской.
В 1952 молодой архитектор Эльза-Кайса (Элисса) Мякиниеми стала его коллегой и второй женой. Экспериментальный дом в Мууратсало они построили как свою летнюю резиденцию. В этом проекте Аалто заново обратился к единению с природной средой, характерной для центральной Финляндии. Он экспериментировал с различными способами кирпичной кладки и сочетаниями цветов. Он стал писать красками и разработал дизайн своего катера, который назвал «Немо».
Вскоре Аалто нашел способ создавать из кирпичей строения любой формы. Его он использовал при строительстве культурного центра в Хельсинки в 1958. Свободно текущие линии здания воспроизводили оригинальную форму вазы, которую он разработал в 1936. Наряду с кирпичами различного цвета и формы, Аалто стал применять керамические полуцилиндры для отделки и как светоотражающие элементы. Например, для отделки стен национального пенсионного института.
В 1957 Аалто наградили золотой медалью Королевского института британской архитектуры, а в 1963 золотой медалью Американского института архитектуры. В своей лондонской речи, произнесенной по поводу вручения ему награды, Алвар Аалто сказал: «Мы должны создавать простые, удобные, недекоративные вещи… такие вещи, которые находятся в гармонии с существом человека, и которые вполне подходят маленькому человеку с улицы».
В 1958 Алвара Аалто избрали президентом Финской ассоциации архитекторов. На этом посту он пробыл 15 лет. В этот период молодые архитекторы часто критиковали Аалто за элитарность и вычурность его архитектурных решений. Несмотря на то, что Аалто отлично владел словом и пером, он не вступал в полемику, а занимался своими разработками. К концу 1950-х он выиграл множество конкурсов и получил немало творческих предложений. Например, городской холл в Кируне, музей искусства в Аалборге (1958), театр в Эссене (1959). В 1960-х он спроектировал городские центры в Сейнаёки и Рованиеми
Умер Аалто в Хельсинки 11 мая 1976. Спроектированный им Художественный музей в Ювяскюла (1973) позднее был посвящен памяти зодчего.
Алвар и Айно Аалто: как одна любовная история изменила мир дизайна
Первой их крупной совместной работой стала постройка и интерьеры туберкулезного санатория «Паймио». В 1930-е годы еще существовала функционалистская идея «дом – машина для жилья», которая не особенно нравилась чете Аалто, а уж применительно к такому проекту звучала и вовсе кощунственно. Туберкулезный санаторий стал манифестом органического дизайна. Все в нем было направлено не на удешевление строительства и рациональное использование пространства, а на улучшение душевного и физического состояния людей. Вокруг санатория – сосны. Интерьер наполнен светом – окна спроектированы настолько большими, насколько это вообще возможно. Просторные балконы позволяют принимать солнечные ванны – Айно спроектировала для этих целей специальные шезлонги. В санатории есть даже зал для медитаций – ведь психологический настрой немаловажен для выздоровления. Никаких острых углов и холодных поверхностей! Уже там Аалто начинают использовать гнутую фанеру и переплетения, основываясь на технологиях традиционных финских ремесел. Они проработали там все до мелочей, включая емкости для сбора анализов. Алвар считал, что здание – не «машина», а произведение искусства, в котором каждая деталь должна быть создана благодаря вдохновению.
Аалто строили и в России. Постройка библиотеки в Выборге была сопряжена с немалым количеством трудностей- даже местные жители были не в восторге и бурно протестовали. Однако в 1935 году библиотека была открыта для посетителей – море света, книги, поднимающиеся на лифте на открытый балкон, революционные формы и потрясающая акустика…
Собственный дом Алвара и Айно сочетает в себе модернизм и некую сказочность.
Пару, чье предприятие теперь называлось Artek (сооснователями стали Майре Гуллихсен и ее муж Гарри), чествовали на многих выставках, биеннале и триеннале. Всеобщий восторг вызывали волнообразные, навеянные образом кругов на воде, сервизы Айно и изящно сконструированные табуреты и стулья Алвара. В 1937 году Artek представляли свои работы на Всемирной выставке в Париже, в финском павильоне, который они же спроектировали и оформили. Эта выставка отличалась от предыдущих – гигантские павильоны мировых держав, статуи-колоссы, огромные гербы – орел со свастикой, серп и молот… И на фоне этой битвы чудовищ павильон, спроектированный Аалто, был островком уюта. Айно придавала большое значение влиянию природы на человека, а потому в павильоне были живые растения. Натуральные материалы – особенно Алвар любил березу, напоминавшую ему о родной Финляндии, запах древесины, простая, приятная на ощупь мебель… В преддверии Второй мировой проекты Аалто стали обещанием лучшего мира.
В число других шедевров входит ресторан «Савой» и вилла для семьи Гуллихсен, чья поддержка оказала огромное влияние на работу Аалто.
Аалто работали и в США, где в 1948 году был построен необычный корпус студенческое общежитие Массачусетского технологического института. В этом институте Алвар читал лекции.На первый взгляд общежитие выглядит весьма брутальным – множество этажей, красный кирпич… Но его волнообразная форма говорит о том, что архитектор ни на секунду не забывал о своих принципах. Здание тянется вдоль реки и органично вписывается в ландшафт, а из его окон студенты могли наблюдать прекрасные виды.
В 1949 году Айно не стало, ей не было и пятидесяти пяти. Алвар вернулся в Финляндию. Вскоре он нашел утешение в работе и сотрудничестве с талантливой женщиной-архитектором Элиссой Мякиниеми… Они поженились спустя три года его вдовства. Как и у Ле Корбьюзье, поздний период творчества Алвара Аалто был в каком-то смысле титаническим. Музей современного искусства в Ольборге, напоминающий зиккурат, дворец «Финляндия» с очертаниями заснеженной горы, церковь Риола в Вергато с ее фантастическими сводами…
Алвар и Айно Аалто совершили переворот в дизайне, вернув в дизайн его главного адресата – человека и постаравшись преодолеть катастрофический разрыв между человеком и природой. Фирма Artek существует и сейчас, проекты дизайнеров продолжают перевыпускаться. Сегодня юристы фирмы озабочены охраной наследия четы Аалто – например, некоторые продукты ИКЕА копируют не только форму, но и конструкцию, и технологии, разработанные Аалто. Но – такова судьба всех великих.
История дизайна: Айно и Алвар Аалто
3 февраля родился великий финский дизайнер Алвар Аалто, а 25 января отмечала день рождение его супруга и верный соратник Айно Аалто. Вспоминаем самые выдающиеся проекты, объекты и факты биографии легендарной четы
Один из отцов и основоположников финского дизайна и скандинавского модернизма в целом Алвар Аалто (Alvar Aalto, 1898 — 1976) закончил Политехнический институт города Гельсингфорса в 1921 году. К моменту окончания учебы он уже успел построить дом для родителей в Алаярви по своему проекту. С Айно (Aino Aalto) он познакомился в 1924 году, когда она пришла работать в его студию — спустя полгода они поженились и с тех пор никогда не расставались, совместно работая над всеми проектами — будь то архитектура, предметный дизайн или дизайн интерьеров — вплоть до самой смерти Айно в 1949 году.
Санаторий «Паймио» (1932)
Туберкулезный санаторий «Паймио», строительство которого закончилось в 1932 году, — первая серьезная архитектурная работа студии Аалто. Здесь все продумано до мельчайших деталей и следует единой цели: улучшить состояние пациентов с помощью целебного воздуха (пансионат окружен соснами), солнца и активного отдыха. Окна спланированы так, чтобы максимально использовать естественный дневной свет, на каждом из семи этажей корпуса предусмотрены просторные балконы (на них пациенты принимали воздушные ванны, лежа на кроватях), а на самом верху здания — терраса, которая идет вдоль всего корпуса. Всю мебель для этого проекта Алвар и Айно спроектировали сами, включая раковины для палат (из соображений гигиены у каждого пациента была своя), металлические кровати без острых углов, шезлонги, табуретки для переобувания, кресла для зала медитации.
Туберкулезным больным надлежало проводить несколько часов в полулежащем положении и дышать целебным лесным воздухом в специальном зале. Для него Алвар и Айно разработали специальное кресло особой конструкции, которая позволяла пациентам полулежать-полусидеть, полностью расслабившись, глядеть в потолок и дышать полной грудью. Из 41 оригинальных кресел до наших дней дожило лишь одно, но, к счастью, Paimio Chair было вновь запущено в производство и выпускается сегодня фабрикой Artek — на радость всем ценителям скандинавского дизайна!
Библиотека в выборге (1935)
Центральная городская библиотека Выборга — единственная постройка финского архитектора на территории России. Конкурс на ее строительство Аалто выиграл еще в 1927 году, но приступить к строительству удалось далеко не сразу: то не было средств, то протестовали местные жители, недовольные стройкой посреди городского парка. В итоге библиотека была достроена и открыта только в 1935 году, зато проект получился поистине революционным для своего времени. Книги на специальном лифте поднимались из хранилища до балкона, где летом можно было читать на свежем воздухе, освещение абонементного зала осуществлялось через специальные световые фонари в потолке, а волнообразный потолок лекционного зала обеспечивал уникальную акустику.
Мебель для библиотеки Аалто также проектировал сам. Самым известным объектом стал круглый штабелируемый табурет Stool 60 из гнутой березы (1933 г), который выпускается до сих пор маркой Artek в разных версиях. Его главная «фишка» — простота сборки: три ножки крепятся непосредственно к сидению при помощи девяти винтов. Любопытно, что мировую славу эта модель приобрела в своей четырехногой версии благодаря ИКЕА, которая скопировала табурет Аалто и выпустила его из гнутой фанеры. Но сам Аалто версию на четырех ножках не любил (хотя она и есть у Artek), считая ее более банальной и менее органичной.
Во время Второй Мировой Войны библиотека утратила световые фонари, витражи и знаменитый волнообразный потолок, а в советское время пришла в еще большее запустение. Здание пытались ремонтировать, но это лишь ухудшало положение. Только в 1994 году началась полноценная научная реставрация с привлечением наследников Аалто и с использованием оригинальных чертежей и макетов. Из-за нехватки финансовых средств восстановление растянулось почти на десять лет, наконец, в 2013 году библиотека вновь была открыта для посетителей.
Экспозиция Финляндии на миланской триеннале (1936)
Айно закончила Политехнический институт Хельсинки в 1920 году и пришла в студию Аалто уже с дипломом архитектора. Над большинством проектов они работали совместно с мужем, однако известно несколько крупных работ ее авторства, которые внесли не меньший вклад в историю финского дизайна, чем работы Алвара Аалто. В 1936 году Айно оформила стенд Artek на Миланской Триеннале, который был удостоен Гран-при.
Триеннале в Милане 1936 года стала звездным часом для Artek и всего финского дизайна в целом. На этой же выставке Айно получила золотую медаль за коллекцию стекла Aalto Glasses, дизайн которой был навеян кругами, расходящимися по воде, а Алвар Аалто — медаль за кресло Armchair 400 (за свою форму и ножки из гнутой березы, напоминающие гусеницы танка, оно получило второе название Tank). Посуда успешно выпускается маркой iittala, «Танк» стал культовым объектом финского дизайна и продолжает производиться Artek.
Ресторан отеля «Савой» в Хельсинки (1937)
«Сегодня в уникальном новом здании на углу южной Эспланады и улицы Касармикату открылся ресторан топ-класса „Савой“, — гласила передовица газеты Helsingin Sanomat от 3 июня 1937 года. — Все свидетельствует о том, что он станет популярным местом встреч для жителей города и туристов». Он разместился на 7-8 этажах бизнес-центра, построенного по проекту архитектора Вальтера Юнга (Valter Jung). Оформления интерьеров ресторана поручили чете Аалто, которые поставили перед собой задачу создать по-домашнему уютное пространство на высоте птичьего полета.
Стены и потолки они обшили любимым материалом — березовым шпоном, а также разработали для этого проекта светильники из цельного листа латуни, форма которых напоминала колокольчик. Сегодня эта модель выпускается Artek в нескольких цветовых решениях. Кстати, недавно финская марка выпустила обновленную версию легендарного «Золотого колокольчика» А330S из цельной латуни с необработанной верхней поверхностью и приятной патиной, которая возникает в процессе естественного окисления. Благодаря отсутствию полировки, внутренняя поверхность латунного светильника дает более мягкий, чем в других версиях, свет.