амансио ортега биография и история успеха
Путь к успеху Амансио Ортега
Амансио Ортега стал всемирно известным в 65 лет, когда его компанию Inditex оценили на бирже в восемь миллиардов долларов. Это был настоящий повод для гордости, ведь Ортега начал свой путь к успеху с нуля
До 23 мая 2001 года об Амансио Ортеге никто не слышал, но при этом все знали его магазины брендовой одежды Zara, Pull & Bear, Bershka, Massimo Dutti. Как бизнесмену удалось остаться незамеченным прессой? Он всегда держался в тени: не участвовал в пышных светских мероприятиях, не давал интервью, не делал фотосессий для журналов. Его бренды не нуждались в «лице» и промо-акциях для привлечения покупателей, одежду и так сметали с прилавков, а в примерочные были километровые очереди. Амансио Ортега не стремился к славе. О его личных качествах как бизнесмена говорил успех его компании. Он всегда работал на благо своего предприятия, за что и был вознагражден признанием коллег и восхищением известных миллиардеров.
Амансио Ортега Гаона родился в 1936 году в испанской провинции Леон в небольшом поселке Буздонго-де-Арбас. Его отец был железнодорожным служащим, а мама — служанкой. С раннего детства он был вынужден помогать родителям, поэтому школу ему пришлось бросить. Амансио поступил рассыльным к портному, одевавшему богатых людей города. В мастерской юноша много узнал о шитье, кройке, примерках. Этот опыт стал первым шагом Ортеги на пути к успеху.
Через год, когда Амансио было 14 лет, его родители переехали в город Ла-Корунья, где отец получил новую должность. Этот район считался центром текстильной промышленности Испании. Амансио, поднаторевший в портняжном искусстве, устроился на работу в галантерейный магазин La Maja, где в то время уже трудились его брат Антонио и сестра Пепита. Коллегой Амансио стала Росалия Мера, будущая жена бизнесмена.
В процессе работы Ортега постигал азы мастерства: гофрировал ткани, делал выкройки, драпировки и даже сам шил. Не ускользнули от него и экономические тонкости этого бизнеса. Юноша понимал, что цена изделия невероятно возрастает из-за того, что проходит множество рук: от модельера на фабрику, оттуда на склад, а затем только в магазин. Все эти звенья цепи были финансово независимы, поэтому сами прибавляли к цене необходимый им процент, поэтому до потребителя изделия доходило подорожавшим в несколько раз.
В своем собственном бизнесе Ортега учел все эти ошибки. Во-первых, он сделал ставку на массового покупателя. Во-вторых, Амансио закупал в Барселоне недорогие, но качественные ткани, что удешевляло изделие. При этом он еще умудрялся экономить на расходе ткани с помощью собственноручно разработанных лекал. В-третьих, Ортега создал комплекс предприятий, которые сопровождали изделие на пути к покупателю. Это и собственная фабрика, и несколько складов, и сеть розничных магазинов. Этот ход и стал его секретом успеха.
В 1972 году Амансио и его жена Росалия Мера решили на скопленные деньги создать собственную трикотажную фабрику Confecciones Goa, где отшивали халаты, ночные рубашки, женское белье. Ортега целенаправленно ориентировался на массовый спрос, который и должен был обеспечить успех предприятия. Однако распространением товаров занимались оптовики, финансово независимые от Амансио. Однажды в 1975 году партнер неожиданно отменил заказ на огромную партию одежды. Семье Ортега пришлось распродавать все самим, чтобы спасти фабрику от банкротства. Так, на центральной улице Ла-Коруньи появился первый магазин огромной сети бутиков модной и доступной одежды Zara. Изначально Амансио хотел назвать его Zorba, но у него возникли проблемы с регистрацией, поэтому имя для магазина придумали другое.
В переводе с испанского zara означает «кукуруза, маис». Это — ценнейший продукт, но при этом массовый и любимый простыми людьми. В других европейских языках «зар» означает «верховного правителя», «царя», что также отвечало интересам Ортеги, который хотел стать королем рынка одежды. Первое предложенное название — Zorba — это греческое имя, которое означает «любитель удовольствий».
Амансио Ортега сделал свои магазины самыми демократичными и модными в мире. Цены были доступными даже для бедных студентов, а ассортимент отличался высоким качеством. Бизнесмен настаивал на том, чтобы его дизайнеры следили за всеми новинками моды и создавали модели Zara в соответствии с современными тенденциями. Так, Ортега развенчал миф о том, что мода доступна только для богатых людей. Кроме того, бренд предлагал уже готовые костюмы: рядом на полках лежали хорошо сочетающиеся вещи. Это предложение привлекло людей, которые не отличались хорошим вкусом и не разбирались в моде. За них все уже сделали дизайнеры и стилисты.
Новый бренд быстро заинтересовал покупателей. Рос спрос, а вместе с ним и сеть магазинов. Это расширение привело Ортегу к созданию в 1985 году компании Industria de Diseno Textil SA (сокращенно Inditex), которая объединила все магазины Zara, что стало очередным этапом на пути к успеху.
У бренда есть множество преимуществ, которые и обеспечили процветание предприятию Ортеги. Говорят, что Zara требуется всего две недели на изготовление новой модели. Такая оперативность обеспечивается тем, что все звенья цепи объединены. Дизайнеры работают в Европе. Фабрика по пошиву одежды находится в Испании и не останавливается ни на секунду. Кроме того, покупатели, видя на лейбле надпись Made in Spain, охотнее берут одежду Zara, так как остальные производители, в основном, отшивают свои коллекции в Китае или Турции. Склад готовой одежды также расположен в Испании. У Ортеги нет необходимости договариваться с подрядчиками в Азии, Америке, он способен изготовить и продать изделие, обходясь только ресурсами своей компании.
Безусловно, у бренда есть свои минусы. Это отсутствие уникальности одежды. Далеко не все женщины обрадуются, когда увидят на ком-либо такое же платье, как и у себя. Помимо этого, магазины Zara у многих ассоциируются с длинными очередями, разбросанными вещами (консультанты просто не успевают разложить все по местам), смешениями коллекций (уцененная одежда лежит рядом с моделями из новых поступлений).
Zara является сердцем компании. Она обеспечивает до 65 процентов продаж холдинга. Остальные 35 процентов приходятся на относительно новые марки, которые стали появляться в начале годов: более дорогая Massimo Dutti, спортивная и молодежная Pull & Bear, студенческие Bershka и Stradivarius. Ортега расширил ассортимент товаров: в 2001 году появилась марка нижнего белья Oysho, в 2003 году — марка домашнего текстиля и постельного белья Zara Home. Совсем недавно открылись магазины детской одежды Kiddy´s Class/Skhuaban и модных аксессуаров Uterque.
Zara сейчас переживает свой расцвет. Все магазины приносят огромную прибыль. Залог успеха предприятия в том, что все бренды развиваются по единой стратегической линии, хотя все управленческие команды работают независимо. Все дизайнерские дома в год производят около 20 тысяч новых моделей, которые с ажиотажем расходятся в магазинах. Система продаж и распространения товаров также завязана на одной логистической точке — огромном складе в Испании. Однако это может стать и препятствием для расширения рынка продаж, так как гораздо сложнее доставить вещи в Азию и Америку со склада в Европе, чем со склада на территории этих частей света.
Свой путь к успеху за пределами Испании компания начала с соседней Португалии, где в 1988 году в городе Порту открылся первый магазин Zara. На следующий год о новой испанской одежде узнали в Нью-Йорке. Так началась мировая экспансия Inditex. Сеть магазинов охватывает 76 стран мира, а количество торговых точек превышает 3000. При этом каждый год Inditex открывает 450 новых магазинов, но эта цифра будет падать год от года по понятным причинам. Бизнес компании в основном ориентирован на домашний рынок, где сосредоточено около половины всех магазинов, которые обеспечивают 50 процентов продаж холдинга. На остальные страны Европы приходится около 26 процентов продаж. В Европе лидерами по продажам являются Италия, Россия, Франция, Великобритания. В Азии и Америке расходятся всего лишь 24 процента ассортимента товаров компании, где наиболее привлекательными для дистрибуции выглядят страны Япония и Китай. В такой системе приоритетов Inditex многие аналитики видят уязвимость компании — экономика Европы переживает серьезный кризис, что непременно скажется на количестве продаж. Поэтому опора только на домашний рынок грозит большими рисками для стабильности холдинга. Целесообразным решением видится ориентация в сторону азиатских стран с их широкими рынками и растущей экономикой. Однако такие изменения в политике Inditex непременно приведут к изменениям в технологиях продаж. Скорее всего, компании все же придется перенести производство и склады на Восток.
В сентябре этого года был открыт первый онлайн-бутик марки Zara, который поможет расширить географическую сеть продаж. Однако пока сайт доступен только для жителей Германии, Франции, Италии, Португалии, Великобритании, Испании. Модели, представленные онлайн, не отличаются ни по цене, ни по дизайну от тех, что представлены в магазинах. Однако основной упор дистрибьюторы делают на то, что свои размеры в Zara покупатели уже знают, поэтому покупка через интернет сэкономит им время на примерку и деньги на проезд. При этом такой маркетинговый ход может улучшить качество обслуживания в магазинах: за счет снижения количества приходящих покупателей уменьшатся очереди в примерочные.
Сейчас Ортега находится на вершине своего успеха. По количеству торговых точек Inditex обгоняет знаменитую американскую группу Gap и уступает лишь компании Benetton. Однако этот проигрыш условный, ведь большинство магазинов Benetton — это франшиза, поэтому точки формально не являются собственностью холдинга.
Несмотря на такой успех, Ортега живет со своей второй женой Флорой Перес, которая долгое время была его секретарем, и тремя детьми в двухэтажном особняке в Ла-Корунье. Среди роскошных приобретений бизнесмена значатся лишь частный ипподром, где он очень любит бывать, и самолет Falcon 900. В будни он питается в корпоративной столовой, а в одежде придерживается скорее молодежного стиля: пиджаки сочетает с джинсами и ненавидит галстуки.
На пути к своему успеху Ортега думает и о социальной благотворительности. В 2001 году был создан фонд «Амансио Ортега», который занимается проведением культурных мероприятий, научных исследований, а также стремится к улучшению системы образования.
Человек недели: Амансио Ортега
Модный бренд Zara такой же символ Испании, как коррида или паэлья. Его основатель Амансио Ортега самый богатый испанец планеты, но он не дал ни одного интервью и стал настоящим кошмаром для папарацци. На этой неделе Ортега передал бразды правления компанией своему заму и ушел на пенсию. Человек, который одел всю планету, признан журналом EUROMAG Человеком недели.
В марте 2011 года американский журнал Forbes оценил состояние Амансио Ортеги в 31 млрд долларов (21,5 млрд евро), поставив его на седьмое место своего рейтинга. Он стал не только самым богатым испанцем планеты, но и вторым по размеру богатства европейцем, уступая лишь французу Бернару Арно.
Если бы не журнал Forbes, журналисты всего мира уже давно бы задумались – действительно ли Амансио Ортега существует? За 75 лет он не дал ни одного интервью, отказывая во встречах как модным журналам, так и бизнес-изданиям. Да что там журналисты – Ортега отказался от приглашения на прием к королевской семье Испании.
Первая постановочная фотография испанского миллиардера появилась в газетах лишь в начале 2000-х, когда число его магазинов исчислялось тысячами, а самому Ортеге было за шестьдесят. «Я хочу, чтобы единственными людьми, узнающими меня на улице, были моя семья, друзья и коллеги», – заявил Ортега журналисту, которому единственному удалось приблизиться к нему на банкете и задать один, но интересующий всех вопрос.
Информацию о жизни и деятельности Амасио Ортеги журналисты всего мира вынуждены узнавать лишь у друзей миллиардера, которые редко, но решаются нарушить просьбу товарища не распространяться о нем. Основатель Zara, полное имя которого Амансио Ортега Гаона, родился 28 марта 1936 года в поселке Буздонго-де-Арбас в провинции Леон. Его отец был железнодорожником, а мать – домохозяйкой.
В 13 лет, когда семья жила уже в Ла-Корунье, Амансио бросил школу ради работы – устроился посыльным в магазин рубашек. Через некоторое время перешел на работу в галантерейный магазин La Maja, где уже работали его брат Антонио, сестра Пепита и некая Росалия Мера – впоследствии она станет его первой женой.
Когда он работал в La Maja, где он впервые столкнулся с тканями, нитками, видами кройки и шитья, ему пришла в голову идея создать производство детских халатов, которые можно было бы распространять без посредников, следовательно, по низким ценам. А потом Ортега скопировал нижнее белье одного модного и безумно дорогого бренда. Впоследствии именно эта философия – копирование дорогих вещей – станет основой для его бренда Zara.
Днем рождения Zara считается 15 мая 1975 года – в этот день в центре Ла-Коруньи открылся первый магазин этой марки, где были представлены модели – двойники известных модных домов по низким ценам.
Кстати, изначально Ортега хотел назвать свой бренд Zorba, но не смог его зарегистрировать и переделал на Zara. Через 10 лет возникла Inditex Group, куда были объединены все предприятия, обеспечивающие Zara, а в 1988 году бренд впервые вышел за пределы Испании – магазин Zara открылся в португальском Порту. Затем были Париж, Милан, Нью-Йорк, Лондон и далее весь мир.
Сейчас в Inditex, кроме Zara, входят такие бренды, как Pull and Bear, Massimo Dutti, Bershka, Stradivarius, Oysho, Zara Home и Kiddy´s Class/Skhuaban. Корпорации принадлежит 4500 магазинов в 75 странах мира: по числу торговых точек сеть уступает лишь итальянской Benetton.
Эксперты fashion-индустрии до сих пор гадают, в чем феноменальный успех Zara. Большинство из них склоняются к мысли, что секрет марки не только в создании моделей, навеянных крупными дизайнерами, и низких ценах, но и в скорости. 40% запасов магазинов обновляется каждую неделю, а новые поступления заполняют бутики каждые три дня. По ночам в главный офис компании в Галисии стекаются отчеты о том, что было продано за день, а что продать не удалось. Коллекция постоянно обновляется. Для сравнения, коллекция 2010 года насчитывала 30 тыс. моделей.
Система организации компании Ортеги была настолько новаторской, что ее даже изучали специалисты Гарварда. А многие конкуренты пытались ее имитировать, но никто не смог достичь и половины того успеха, который удался Амансио Ортеге.
В разгар финансового кризиса 2008 года правительство Испании пригласило всех крупнейших промышленников страны на экстренное заседание, посвященное экономике. Пришли все, кроме Амансио Ортеги. Кстати, в отличие от испанской экономики, продажи Inditex в разгар кризиса выросли на 14%.
В январе 2011 года Амансио Ортега объявил, что покидает компанию и уходит на пенсию. И в этом владелец Zara не изменил своему принципу затворника: он просто разослал всем своим 98 тыс. сотрудников по всему миру сообщение, что попросит вице-президента Inditex Пабло Ислу занять его место во главе империи.
«Дорогие друзья, – написал он, – настал момент, когда я с большой надеждой и ответственностью хочу предложить Пабло Исле стать исполнительным президентом на следующем собрании». Похвалив «комбинацию молодости и опыта» своего преемника, Ортега напомнил, что за время своего пятилетнего срока на посту вице-президента 47-летний Исла привел Zara и другие бренды Inditex в Азию, а также открыл онлайн-магазин Zara.com.
«Амансио Ортега – это человек, в котором личные качества неотделимы от предпринимательской жилки. У него нет диплома, но он обладает сверхинтеллектом. Если он поставил себе цель, он ее добьется», – говорит журналистка Ковадонга О’Ши, бывший редактор журнала Telva, которая знакома с Ортегой с 18 лет и даже написала его биографию «Это Амансио Ортега, человек, который создал Zara».
По ее словам, Ортега никогда не рассчитывал, что станет настолько богат. «Он всего добился упорным трудом. Он демократизировал моду», – добавила она.
Несмотря на колоссальное состояние, Ортега чрезвычайно скромен. Единственный раз, когда близкие друзья видели его в галстуке, – его вторая свадьба. У него нет офиса, а обедает владелец состояния в 31 млрд долларов в общей столовой корпорации. Штаб-квартира компании до сих пор находится в Ла-Корунье, где в небольшом двухэтажном доме с семьей проживает и сам Ортега.
Единственная «шалость миллиардера», которую позволил себе владелец Zara, – это частный самолет Falcon 900 и собственный ипподром. Ортега испытывает настоящую страсть к лошадям, а также к футболу. Кстати, по данным Forbes, коммерческие интересы Ортеги распространяются не только на fashion-индустрию, у него есть инвестиции в футболе, нефтегазовой сфере и в туризме.
У Амансио Ортеги трое детей. Эксперты уверены, что когда-нибудь его место в корпорации займет старшая дочь – 27-летняя Марта. Девушка уже работает в компании отца, но, вопреки сложившейся практике, начала не в совете директоров, а клерком в магазине Bershka в Лондоне. Затем, поработав в Барселоне и Шанхае, Марта уже практически добралась до руководства филиалом Inditex в испанском городке Артейксо.
Ортега покинул пост главы компании и ушел на пенсию на этой неделе – 19 июля 2011 года. Впрочем, профессор маркетинга в бизнес-школе в Барселоне Хосе Луи Нуэно уверен, что после отставки Ортега вряд ли полностью отойдет от дел. «Я не думаю, что мистер Ортега станет просто играть в гольф. Он заинтересован в компании, в которой количество открывающихся магазинов достигло скорости один магазин каждые 36 часов. Он не оставит эту работу до конца своих дней», – считает Нуэно.
Как Амансио Ортэга Гаона ZARAботал свои миллиарды
Жизненный путь самого богатого человека Европы, Амансио Ортэги Гаоны, полон загадок и противоречий. Являясь одним из законодателей мировой моды и основателем крупнейшей в мире компании по производству и продаже одежды – Inditex, сам он носит простые рубашки с коротким рукавом, никогда не надевает пиджак и терпеть не может галстуки. В пакете брэндов его компании находятся такие известные марки как Zara, Stradivarius, Bershka, Massimo Dutti, Pull and Bear, Oysho и Uterque.
Zara – ведущая торговая сеть группы компаний Inditex, была создана в 1975 году, а сейчас занимает первое место в мировом списке продавцов одежды. Она удостоилась хвалебных отзывов даже от консервативного английского канала CNN и считается одним из самых покупаемых брендов в мире.
Даже сейчас, когда долговой кризис Еврозоны приводит к падению доходов жителей Европы и ужесточению мер экономии, Амансио Ортэга продолжает зарабатывать миллиарды. Сам он при этом, всячески избегает публичности и излишнего внимания к своей персоне. Большинство соотечественников миллиардера знают о нем только то, что он самый богатый пенсионер, и куда больше их интересуют новинки модной одежды в его магазинах, нежели он сам. И не удивительно, ведь о том кто такой Амансио Ортэга, жители Испании стали узнавать лишь несколько лет назад, когда его имя вместе с данными о колоссальных доходах, прогремело на весь мир.
Согласно данным Bloomberg, расположившего Амансио Ортегу на четвертой позиции в списке богатейших людей мира, обойти испанца смогли только телекоммуникационный магнат из Мексики Карлос Слим Элу ($ 69 млрд), соучредитель компании Microsoft Билл Гейтс ($ 61 млрд) и председатель компании Berkshire Hathaway Inc. финансист Уоррен Баффет ($ 44 млрд).
Тем временем, как безработица в Испании бьет рекордные показатели 20 %, Амансио Ортега продолжает создавать новые рабочие места по всему миру. Inditex сегодня владеет более 5.600 магазинов, в которых работают более 100 тыс. человек.
Жизненная история Ортэги – американская мечта воплощенная в Испании. Его семья жила очень скромно, отец работал железнодорожником, а мать горничной. Денег все время не хватало и чтобы как-то прокормить себя, Ортэга, будучи тринадцатилетним мальчиком, бросает школу и устраивается курьером в магазин рубашек. Тогда же, наблюдая за работой портных в ателье, он увлекается кройкой и шитьем. С этого момента и начался его путь к миру моды. Уже в 1963 году, в возрасте 27-лет Амансио Ортэга открыл собственную фирму под названием Confecciones Goa, это было предприятие по пошиву халатов. По началу, всю работу Ортэга и его первая жена Розалия выполняли сами.
Но не всегда бизнес шел так гладко и в 1975 супруги Ортэга оказались на грани банкротства. Один из заказчиков отказался оплачивать крупную партию белья. Амансио больше ничего не оставалось, кроме как открыть свой магазин. Поначалу магазин решили назвать Zorba — в честь одного из любимых фильмов Ортэги Грек Зорба с Энтони Куинном в главной роли. Но из-за сложностей с авторскими правами, заменили его на более благозвучное и лаконичное название Zara.
Новый магазин имел успех у потребителей, и вскоре, Ортэга начал строить целую сеть открываясь во всех уголках Испании. В начале 80-х годов он принялся за разработку новой модели процесса дизайна и распространения товаров. Обычно швейная промышленность использовала схему производства, при которой от изначального дизайна до поступления одежды в продажу требовалось практически 6 месяцев. Такая схема значительно ограничивала производителей и дистрибьюторов, так как они могли выпускать всего 2-3 коллекции в год. Попытки предугадать вкусы и предпочтения потребителей повлекли за собой свойственные этому сложности, ведь и производители и дистрибьюторы постоянно имели риск остаться с не распроданным товаром. Ортэга искал путь вырваться за пределы “схемы дизайна-распространения” создать, как он говорил, “мгновенную моду”, которая дала бы ему возможность быстро реагировать на изменения вкусов покупателей и появление новых трендов. Его мечта оставалась нереализованной до тех пор, пока он не встретил Хосе Марию Кастейяно (Jose Maria Castellano). Специалист по информационным технологиям, Кастейяно, работала в департаменте информационных технологий компании Aegon Espana’s прежде чем, стать финансовым директором испанского подразделения компании ConAgra. Кастейяно присоединилась к Ортэге в 1984 году и занялась разработкой схемы распространения, которая в дальнейшем произвела революцию в мировой швейной индустрии.
Благодаря новой компьютеризированной схеме Кастейяно, Inditex смогла сократить время от дизайна до поступления одежды в продажу до 10-15 дней. Вместо того, чтобы загружать всей работой одного дизайнера, была создана своя внутренняя команда дизайнеров, которая к концу XX века насчитывала более 200 человек, работавших над созданием одежды на основе модных популярных коллекций, и в то же время создающих собственный дизайн компании. Двигаясь по заданному курсу, команда могла мгновенно реагировать на появление новых потребительских трендов а так же удовлетворять запросы своих клиентов, совершенствуя уже существующие модели новыми цветами и материалами.
Модернизированное производство и процедуры инвентаризации, установка новой компьютерной программы учета товара, связывавшей магазины и расширяющуюся сеть производственных точек, защитили компанию от рисков и финансовых потерь связанных с производством и хранением большого количества возвратного товара.
Гибкая и более отзывчивая политика компании, которая взяла название Industria de Diseno Textil S.A., или Inditex, в 1985 году завладела вниманием испанских покупателей. В конце десятилетия компания открыла более 80 магазинов в Испании. Формат моментальной моды, в рамках которого весь ассортимент магазинов обновлялся каждые 2 недели, стимулировал клиентов чаще возвращаться в магазин, особенно в дни завоза нового товара, получившего название “День-Z”, а понимание того, что модели будут в продаже ограниченное время, призывало клиентов быстрее совершать покупки.
Успех компании Zara в Испании в конце 80-х вывел Inditex на международный рынок. Первый заграничный магазин был открыт в 1988 году в португальском городе Порто. На следующий год Inditex двинулся в США. Но успех на рынке сложно предсказать — к началу 2000 года в Штатах компания открыла только 6 магазинов. Франция, оказалась намного более подходящим рынком для формата компании Zara, куда она вошла в 1990 году и очень быстро начала открывать торговые точки во всех основных городах страны.
В течение 90-х Inditex непрерывно покорял все новые и новые рынки. В 92-м году компания вышла на Мексику, 93-м – Греция, 92-м — Бельгия и Швеция, 95-м – Мальта, 96-м — Кипр. В конце 90-х Inditex так же сделали шаги на пути к международной экспансии в Израиль, Мексику, Турцию и Японию (1997 год), затем, в 1998, продвинулись в Аргентину, Великобританию и Венесуэлу. В то время как большая часть магазинов принадлежала компании, на некоторых рынках, таких как Средний Восток, заключались соглашения с местными дистрибьюторами на правах выкупа франшизы. К 2000 году Inditex добавил в список стран своего присутствия еще больше дюжины государств, таких как Германия, Нидерланды и Восточная Европа, включая Польшу.
Изначально компания Zara предлагала несколько стилей одежды: женскую, мужскую, молодежную, демократичную с содержанием синтетики. Она была доступна широкому кругу покупателей, подкупала неординарными решениями и неожиданными сочетаниями привычных тканей и стилей.
Сегодня Zara – огромная успешная компания, отличающаяся особым стилем. Критики современности не устают спорить о том, что же так привлекает покупателей именно к этой марке. Секрет все тот же – последние показы мод всегда находят свое отражение в моделях Zara, они всегда идут в ногу с модой, какой бы она ни была и как бы часто не изменялась.
Zara до сих пор выпускает линию «Zara woman». Женщины по всему миру влюблены в качественные натуральные ткани, изящность силуэтов, эффектные неординарные решения, присущие именно этой линии.
Zara Basic – линия, содержащая синтетику, но не уступающая в качестве, просто более доступная. Изделия этой линии становятся яркой изюминкой в гардеробе миллионов людей.
Zara TRF – линия, позволяющая подросткам стильно выглядеть и выражать свою индивидуальность. Именно поэтому она так популярная во многих странах современного мира.
Zara Man – мужская линия, воплощение классических канонов стиля.
Эта компания предлагает одежду для тех, кто ценит классику, но хотел бы выглядеть актуально при любых обстоятельствах. Покупатель может быть уверен, что купив какую-то модель в магазине Zara, он уже не встретит ее на прилавках, спустя неделю. Коллекции этой марки обновляются до 2-х раз в неделю. Любой модник будет в восторге от возможностей, которые дарит Zara, сохраняя при этом демократичные цены.
Zara уверенно шагает по свету, и продолжает завоевывать сердца миллионов людей. Директор дома моды Louis Vuitton Даниэль Пьет, описал Zara, как “… возможно, наиболее инновационную и сокрушающую розничную сеть в мире. А CNN окрестил этот известный бренд — испанской историей успех.
О скромности и не публичности 76-летнего Ортэги Гаоны ходят легенды. В прошлом году, оставив пост президента Inditex, он официально вышел на пенсию и желая избежать излишнего внимания к своей персоне, просто составил краткую записку для своих подчиненных, в которой указал имя нового исполнительного директора компании — Пабло Ислы.
Феномен успеха Ортеги заключается в демократизации рынка модной одежды: мода не должна являться уделом привилегированного класса, она может быть доступной каждому жителю города и при этом учитывать его вкусы и желания. “Когда я был обычным работником, то думал о том, как несправедливо, что хорошую одежду могут позволить себе только богатые”, — признался однажды миллиардер.
Еще в 1960-х годах молодой Амансио Ортэга, подглядев лекала в магазинах класса люкс, закупил недорогие ткани и пошил свои экземпляры, по виду мало чем уступавшие одежде от именитых дизайнеров, но только стоили они в разы дешевле и были доступны людям со средним достатком. Так началась наработка первой клиентской базы.
А много лет спустя, во французском модном мире стало принято называть Ортегу “имитатором моды”.
Тем не менее, даже с выходом Inditex на мировой рынок, компания никогда не привлекала для разработки дизайна своих брендов известных модельеров. В своей книге Сальгадо пишет о том, как сам Ортэга признался, что раньше приезжая в столицу мировой моды Париж, он просто садился на лавочку и рассматривал проходящих мимо жителей города, отмечая все детали их туалета: длину одежды, крой, цвет. Таким образом, он стремился уловить намечающиеся модные тренды.
У своих подчиненных он пользуется уважением и имеет авторитет очень демократичного шефа: берет на работу молодых никому не известных дизайнеров, запросто беседует с рабочими на фабрике, а если узнает, что кто-то из подчиненных остро нуждается в материальной поддержке, нередко помогает средствами. Единственное, чего не переносит Ортэга — это тунеядство. Он обожает свои предприятия и даже будучи на пенсии, проводит там большую часть своего времени.
Специфика правил бизнеса корпорации Inditex не перестает удивлять. Например, расширяя свою экспансию, она любит применять стратегию, получившую название Оживление мертвой улицы, суть ее заключается в том, чтобы выбрать место в малолюдной части города и открыть там несколько магазинов, создав таким образом некое подобие торгового центра.
Несмотря на то, что способ вдения бизнеса Амансио Ортэги противоречит общепринятым нормам, эксперты уверяют: росту его состояния ничто не грозит. Увеличению доходов компании в большой мере поспособствует выход на рынки развивающихся стран (в первую очередь Китая, Мексики и Индии). Это дает Inditex возможность дистанцироваться от ставшего в последние годы перманентным кризиса еврозоны.
В настоящее время только около 22 % продаж компании приходится на Испанию, тогда как около 45 % — припадает на быстрорастущие рынки, утверждают аналитики лондонского финансового конгломерата Societe Generale SA.
Сегодня компания получает колоссальную прибыль и очевидно имеет стойкий иммунитет к кризису.
Амансио Ортэга Гаона является своеобразным антиподом миллиардера. Он питается в рабочей столовой и никогда не устраивает банкетов или званых приемов, — рассказывает в своей книге Сальгадо.
В отличие от многих миллиардеров, он не сноб и не имеет склонности заводить публичную дружбу со знаменитыми людьми. Круг его общения состоит в основном из старых приятелей и друзей молодости, с которыми он с удовольствием проводит время сидя в бюджетных кафе за кружкой горячего шоколада.
Своих родственников деньгами он не балует. Например, дочь Марта, которой предстоит стать преемницей текстильного магната, в свое время работала продавцом в одном из магазинов Zara и только потом, набравшись опыта, заняла должность одного из ведущих менеджеров корпорации.
Свою нелюбовь к публичности Ортэга объясняет тем, что, для него крайне важно жить своей привычной жизнью обычного человека. Он был очень огорчен, когда в начале 2000-х ему все таки пришлось взять на работу шофера телохранителя, а также прикупить шелковый галстук, в котором, между прочим, его так ни разу и не видели. В тот время, по словам биографа, Ортэга часто сетовал на то, что свалившееся на него богатство сломало ему жизнь.
Испанский бизнесмен Амансио Ортега Гаона, владелец одного из крупнейших мировых производителей одежды Inditex, является не только богатейшим европейцем, но и входит в пятерку самых состоятельных людей планеты.