американская трагедия актеры и роли 1981

Первая часть

Действие произведения начинается в американском городе Канзас-Сити. Главный герой, Клайд Гриффитс — уроженец семьи уличных христианских проповедников. Её глава и его жена воспитывают своих детей в строгости. Родители часто переезжают с одного места на другое, поэтому их сын нигде толком не учился.

С самого детства у Клайда была мечта вырваться из мира нищеты и вечной нехватки, в котором царит беспросветность унылого существования. Он устраивается на работу коридорным в шикарную гостиницу «Грин-Дэвидсон». Там у него появляются новые друзья, вместе с которыми парень приобщается к употреблению алкогольных напитков и походам к проституткам. Большую часть своих доходов юноша утаивает от родителей.

Клайд знакомится с молоденькой продавщицей Гортензией Бригс и влюбляется в неё. Но девушка оказывается хитрой и расчётливой и начинает использовать парня в собственных корыстных целях. Юноша несколько месяцев спускает на неё деньги, пытаясь добиться её расположения.

Мать Клайда, Эльвира, просит сына помочь финансово. Он с недовольством отдаёт каждую неделю по десять долларов вместо пяти. Вскоре ему начинает казаться, что мать что-то утаивает. Парень выясняет, что его сестра Эстер — беременна и не замужем.

Гортензия выпрашивает у Клайда новый меховой дорогой жакет, и юноше с трудом удаётся собрать деньги на него. В это же время мать просит у сына пятьдесят долларов, но Гриффитс врёт ей, что ещё якобы не возвратил деньги, взятые взаймы у товарищей.

Жизнь Клайда постепенно идёт своим чередом, пока трагический поворот судьбы заставляет его забыть о спокойной жизни. Гортензия начинает симпатизировать Спарсеру — работнику фермы, который взял напрокат дорогую машину. Из-за этого Гриффитс ссорится с девушкой и понимает, что она никогда не будет любить его. Клайд едет вместе с ними и остальными друзьями на автомобиле, который неожиданно сбивает маленькую девочку.

Полиция устраивает погоню за ними, и машина опять попадает в аварию. Все молодые люди убегают с места происшествия, и первой это делает Гортензия. В автомобиле остаются лишь Спарсер и ещё одна девушка из их компании, Лора. Гриффитсу приходится скрываться от полицейских и спешно покинуть Канзас-Сити.

Вторая часть

Переехав в Чикаго, Клайд три года живёт там под вымышленным именем Гарри Тенета. Неожиданно он встречает своего дядю Сэмюэла. Тот владеет огромной фабрикой и уже много лет не поддерживает контактов с семьёй племянника. Предприниматель соглашается дать работу Клайду, но для этого тот должен будет переехать в город Ликург, штат Нью-Йорк, где проживает дядя.

Сначала его холодно встречает сын Сэмюэла — Гилберт. Сперва наследник даёт гостю низкооплачиваемую работу в декоративочном цеху. Клайд проживает в скучном, но дешёвом пансионе у миссис Каппи. У него появляется друг — продавец из отдела мужской одежды Уолтер Диллард. Этот легкомысленный и ветреный юноша знакомит Гриффитса с двумя девушками — Ритой Дикермен и Зеллой Шумэн. Первая сразу же стремится взять Клайда в оборот, что не нравится молодому человеку.

Спустя некоторое время Гриффитс, не в последнюю очередь благодаря родственным связям, становится начальником штамповочного отдела. Дядя перед назначением даёт племяннику наставление, чтобы тот вёл себя достойно и благонравно среди женщин, работающих на предприятии.

Вскоре Гриффитс знакомится с сотрудницей фабрики Робертой Олден. Молодые люди влюбляются друг в друга. Девушка, воспитанная в строгих правилах, сначала не решается вступить в половую связь с Клайдом. Однако он упорствует, и Роберта соглашается, опасаясь лишиться расположения и внимания Гриффитса.

Получив новую должность, Клайд переезжает в шикарный дом на Джефферсон-авеню. Обвыкшись, он выделяет на работе трёх сотрудниц, не слишком обременённых нравственностью:

Вскоре Клайд случайно знакомится с 17-летней дочерью другого городского фабриканта, Сондрой Финчли. Она вводит его в общество «золотой молодёжи» Ликурга. Постепенно девушка влюбляется в юношу. Она начинает размышлять о свадьбе, невзирая на своё несовершеннолетие и разницу в социальном статусе с избранником.

Как гром среди ясного неба, звучит известие от Роберты о том, что она беременна. Клайд уговаривает девушку совершить подпольный аборт, но никто из врачей, к которым она обращается, не соглашается сделать операцию. Роберта угрожает парню предать их связь огласке и благодаря этому добивается от нерешительного Гриффитса обещания жениться.

Гибель Роберты

Читая газету, Клайд узнаёт о трагическом происшествии, недавно случившемся в Массачусетсе: лодка, где плавала молодая возлюбленная пара, опрокинулась на озере. Труп девушки был обнаружен, а вот тело её спутника так и не нашли. Клайд помышляет о том, что примерно таким же образом он мог бы решить свои проблемы и с Робертой. Сперва юноша пытается гнать от себя такую преступную идею, но со временем понимает, что только так он сумеет гарантированно преодолеть препятствие, стоящее на пути к браку с Сондрой и роскошной жизни.

Клайд бьёт девушку фотоаппаратом, который был с собой, по голове. Впоследствии он не мог понять, сделал это намеренно или нет. Лодка переворачивается и молодые люди оказываются в воде. Гриффитс специально не вытаскивает девушку, несмотря на её возгласы и мольбы о помощи, и она тонет. Замаскировав убийство под несчастный случай, парень покидает место происшествия.

Третья или заключительная

Расследованием гибели девушки занимается следователь из округа Катараки Фрейд Хейт и его 19-летний помощник Эрл Ньюком. В кармане Роберты они находят письмо к матери и берут показания у двух охотников, которые видели в лесу молодого человека.

Местный прокурор Орвил Мейсон, мечтающий о политической карьере, также подключается к расследованию. Он ставит в известность Тайтуса Олдена, отца Роберты, о трагической гибели его дочери. Мать убитой рассказывает прокурору о Клайде. Мейсон осматривает чемодан девушки, в котором находит подаренный Гриффитсом туалетный прибор с карточкой, подписанной юношей. В комнате парня проводят обыск, в ходе которого обнаруживают письма от погибшей невесты.

Клайд приезжает на дачу к своим друзьям Крэнстонам. Внешне он вполне спокоен, но в душе обеспокоен из-за совершённого злодеяния и боится разоблачения. В газете юноша читает о том, что тело девушки было найдено, и в панике сжигает костюм, в котором приезжал на озеро.

Узнав, что следствие разыскивает убийцу, Гриффитс сначала решает сам пойти в полицию и рассказать о происшествии в лодке, выставив всё, как несчастный случай. Поразмыслив получше, юноша понимает, что дело зашло слишком далеко и ему никто не поверит. Более того, из-за этого парень рискует навсегда потерять Сондру.

Задержание и суд над Клайдом

Вместе со своими новыми друзьями из «золотой молодёжи» и Сондрой он решает на неделю уехать отдохнуть на Медвежье озеро. В глухих лесах Гриффитс уже начинает размышлять о побеге и в этот момент его задерживает подручный шерифа Николас Краут. Это происходит прямо на глазах у товарищей. В участке Мейсон старается получить у юноши признание и угрожает отвести его к Сондре. Испугавшись, что девушка увидит его в качестве обвиняемого, Клайд рассказывает, что был с Робертой на озере, но добавляет, что она погибла случайно.

В городе становится известно, что преступник пойман. Местные жители даже стараются взглянуть на злодея. Гриффитс же продолжает упорно настаивать на своей невиновности. Водолазы осматривают дно озера и обнаруживают там фотоаппарат. Подробности убийства и выдержки из писем Роберты начинают публиковать газеты всей страны. Семейства Крэкстонов и Финчли в спешке покидают Ликург.

Сэмюэл решает помочь племяннику и просит своего адвоката Дарру Брукхарта разобраться в этом деле. Его помощник, Кетчумен, нанимает для Клайда юриста Элвина Белнепа, политического конкурента Мейсона. Он сразу же приходится Гриффитсу по душе, и тот рассказывает адвокату, как всё было в действительности. Рубен Джефсон, помощник Белнепа, не может до конца понять, виноват Клайд или нет, но придумывает оправдательную историю, которая выглядит достоверно.

Эстер рассказывает Эльвире, матери парня, что с ним произошла беда. Женщина пытается приехать навестить его, но юноша отговаривает её. Информация о детстве Гриффитса-младшего и его семействе попадает в газеты.

Значение и смысл

«Американская трагедия», анализ которой занимает литературоведов уже несколько десятилетий, отображает историко-общественные противоречия США начала прошлого века. Такую реальность сложно понять изнутри, но можно прочувствовать, представив себя на месте главного героя. Реализм автора ценится, благодаря близости к документалистике. Её сплетение с художественной классической литературой стало изюминкой «Американской трагедии», герои и характеры которой показаны максимально достоверно.

Драйзер не приукрашивал события, происходившие в стране, противопоставляя свой роман писателям, рассказывающим в то время невероятные истории любви, которые якобы могли сделать человека из низших слоёв уважаемой в обществе персоной.

Сюжет «Американской трагедии» говорит о том, что эта история опровергает американскую мечту, которая способна затмить совесть и разум как отдельного человека, так и целой эпохи. Тогдашнее искусство вбивало в головы, что любой может овладеть неземными богатствами, даже если он — выходец из самых низов общества. Драйзер же на страницах романа показывает, что подобное возможно, только если постоянно идти на сделки со своей совестью. Именно таким путём и решил пойти и Клайд Гриффитс, и он привёл парня к смерти и позору.

«Американская трагедия» Теодора Драйзера до сих пор популярна, есть несколько экранизаций романа. Одна из них сделана в СССР, и главную роль там исполнил известный актёр Гедиминас Сторпирштис. В этой же ленте сыграли такие легенды советского кино, как:

Помимо этой, ещё несколько экранизаций были сделаны в США. Это фильмы:

В декабре 2005 года в нью-йоркском театре «Метрополитен-опера» был представлена опера по роману. Книга известна во всём мире, её читают онлайн и в бумажном варианте, изучают в некоторых школах на уроках литературы и пишут по ней сочинения и аннотации, выделяют важные цитаты.

Отсылки к книге есть в творчестве многих музыкантов. Так, второй студийный альбом калифорнийской рэпкор-группы Hollywood Undead называется American Tragedy.

Отзывы читателей

Сильная книга. Определённо лучшее из того, что в XX веке было написано на английском языке. Все персонажи прописаны ярко и чётко. Только Драйзер мог завязать такой лихой и захватывающий сюжет.

Жаль, что я до этого не слышала о таком писателе. Вся книга, от заглавия до последних страниц, держит в напряжении. Прочитала подряд все части буквально запоем. Роман, по сути, — описание крушения американской мечты.

Пусть говорят, что эта книга уже стара, она всё равно актуальна и в наши дни. Она может научить читателя, что погоня за богатством почти всегда заставляет человека преступать закон.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *