американские боги весна актриса
«Американские боги»: герои и мифология сериала
Фанаты давно мечтали об экранизации — и вот свершилось: 30 апреля на канале Starz стартует сериал. Его создатели внушают уважение: продюсер Брайан Фуллер (сериалы «Ганнибал» и «Мертвые, как я») и сценарист Майкл Грин, превративший в «Логане» супергеройское кино в реалистичную драму.
Для тех, кто не читал книгу или хочет освежить воспоминания, мы расскажем, что собой представляет странный и интересный мир «Американских богов» и кто его населяет. Главные сюжетные повороты мы спрятали под спойлерами.
О романе
Нил Гейман «Американские боги»
Сериал сериалом, дорогие киноманы, а прочитать книгу всё-таки придётся.
Мифотворчество
Говоря об «американской мифологии», мы обычно представляем дядюшку Сэма в высоком цилиндре и пантеон супергероев. На заднем плане маячат индейские духи, а надо всем этим парит не имеющая физического воплощения «американская мечта». По сути, американская история, культура и мифология — почти одно и то же. Недаром самая известная певица называет себя Мадонной, а президент Линкольн в фильме 2012 года охотится на вампиров. А в главного бога тут верят на зелёных банкнотах.
Но у Нила Геймана об этой мифологии свои представления.
Нил Гейман, отец всех богов
Вернее, у него та же «сборная солянка», но углубленная, переплетённая с чужими легендами и сдобренная фирменными сновидческими фантазиями писателя, прославившегося серией графических романов «Песочный человек». Поэтому не стоит удивляться, что путешествие Тени, главного героя «Американских богов», не только сопровождается аллегорическими и вещими снами, но и вовлекает читателя в литературное пространство на грани бреда, сна и забытья.
Судя по трейлерам сериала, его создатели постарались передать ирреальную атмосферу книги. Если им это удалось, нас ожидает погружение — не в здоровый сон, а в глубины коллективного бессознательного, где на людей строят планы питающиеся их верой боги. Американские и не только.
Есть среди американских богов и русские
Роман соединяет два пласта реальности: фантасмагорический и повседневный. Основное повествование постоянно перебивают «небылицы» (tall tales) — байки в традициях американского фольклора. Любопытно, появятся ли эти колоритные фрагменты в сериале и как создатели вплетут их в сюжет.
Но главная идея Геймана — противостояние Старых и Новых богов. Старые боги-иммигранты когда-то прибыли в Америку. Новых породило само течение жизни. Сейчас почти никто не молится Чернобогу и не верит в лепреконов. Люди поклоняются технологиям и верят СМИ.
Гейман не совершил великих открытий в области людских верований. Но с главным выводом «Американских богов» согласится каждый. Побеждает тот бог, которого кормишь.
Кто есть кто
Мистер Среда (актер Йен Макшейн)
Дедок пенсионного возраста с замашками гормонально нестабильного юнца. Не дурак выпить и признанный дамский негодник. По большому счету — мошенник, но с глобальными планами на людские умы и сердца. Много врёт и не краснеет. Вовлекает Тень в новую жизнь.
Верховный бог древнескандинавской мифологии Один, он же Вотан и Всеотец. Называет себя Средой, поскольку этот день считался посвященным Одину.
Среда — это лишь одно из воплощений бога, которых у него множество. С его смертью Один не исчезнет из мира. На его личность намекает не только имя, но и стеклянный глаз (Один в мифологии одноглазый) и серебряная булавка с изображением дерева, которую он носит. Это дерево символизирует исполинский ясень Иггдрасиль, на котором держатся все семь миров. Впоследствии на ясене будет висеть тело Тени.
Тень Мун (актер Рики Уиттл)
Молодой мужчина, на начало событий сидящий в тюрьме. Тих, добродушен, любит фокусы с монетами, свою жену и может ударом кулака свернуть вам шею. Когда терять уже нечего, получает деловое предложение от таинственного незнакомца. Из-за подчеркнутой обычности читателю и зрителю легко соотнести себя с Тенью. Герой соответствует своему имени: он словно играет второстепенную роль в собственной жизни. Но когда он оказывается во власти сверхъестественных сил, становится ясно, что боги хотят от Тени больше, чем он от них.
Спортивная фактура Рики Уиттла хорошо передает физическую силу Тени, высокого и молчаливого парня. Но пока из-за небольшой известности это самая тёмная лошадка сериала.
Никогда не знавший отца Тень — родной сын Среды. Рождение мальчика было заранее организовано. По миру у Одина разбросано немало детей. Среда — ужасный отец, который готов пожертвовать сыном ради своих целей.
В повести Геймана «Хозяин долины» подтверждается то, на что намекают «Боги»: Тень — воплощение светлого бога Бальдра из той же скандинавской мифологии. Бальдр тоже пал жертвой козней Локи, умер и воскрес для лучшего мира. Герой всю жизнь прожил как ни то ни сё, ни плохой, ни хороший, а теперь ему предстоит сделать выбор и выйти из собственной тени.
Лора Мун (актриса Эмили Браунинг)
Звезда «Запрещенного приёма» режиссера Зака Снайдера привнесла в образ героини хрупкость. Но, как мы помним по фильму, актриса убедительно выглядит в сценах, где нужно за себя постоять.
Сумасшедший Суини (актер Пабло Шрайбер)
Лепрекон по происхождению, стереотипный ирландец во всём остальном. Рыжий развязный пьяница, который знакомится с Тенью, завязав с ним драку в баре. Показывает лучшие в мире фокусы с монетами.
Судя по трейлеру, актер, известный по сериалу «Оранжевый — хит сезона», создал персонажа, фонтанирующего красками. Надеемся на появление книжной футболки с надписью «Если это нельзя съесть, выпить, выкурить или нюхнуть — тогда трахни это!».
Чернобог (актер Питер Стормаре)
Великолепный Питер Стормаре щеголяет в окровавленной майке-алкоголичке, говорит с жутким акцентом и вызывает тёплые воспоминания о своей роли русского космонавта из фильма «Армагеддон». Ах, как он колотил молотком по приборной панели корабля с рыком: «Проклятая тайваньская техника!»
Мистер Нанси (актер Джонс Орландо)
Бог-трикстер и человек-паук. Ананси — один из Старых богов, прибывших в Америку из Западной Африки. Колоритен во всем, от примечательного говора до яркого костюма. Получил отдельную историю в романе Геймана «Сыновья Ананси» 2005 года, продолжающего тему плодовитых богов-отцов.
В сериале персонаж стал моложе, но остается внешне эффектным. Актер в интервью определил героя как «часть африканской диаспоры». Посмотрим, поднимет ли сериал этнические вопросы.
Пасха (актриса Кристин Ченоуэт)
Одна из богинь Старого света, которую связывают с приходом весны и пробуждением природы. Отлично адаптировалась к новому миру, где люди каждый год отмечают Пасху. Живёт благополучно, так что её сложно втянуть в готовящуюся битву старых и новых богов.
Актриса крошечного роста и с детским голоском сильно отличается от книжной героини — пышной женственной дамы без возраста, которая видит мужчин насквозь и считает, что голыми они неинтереснее всего.
Билкис (актриса Йетиде Бадаки)
В трейлере мы видим зажжённые свечи, влажную кожу и много красного цвета. Похоже, будет горячо.
Техномальчик (актер Брюс Лэнгли)
Один из Новых богов — воплощение интернета. Окружен футуристическим дизайном, состоит из пикселей и выглядит как миллионер-вундеркинд из Кремниевой долины, который с пяти лет пишет на коленке коды и взламывает Пентагон. Четкий и дерзкий. В сравнении с книгой, где он был жирным и неопрятным, Техномальчик изменился сильнее всего. Как справедливо замечает Брайан Фуллер, с 2001 года, когда вышел роман, технологии шагнули в другую эпоху. Скорее всего, у этого мальчика будут инстаграм, твиттер, фейсбук и свой канал на YouTube.
Медиа (актриса Джиллиан Андерсон)
Добрый день, с вами разговаривает телевизор. А главное, что мы знаем о телевизоре, — у него бесчисленное количество лиц. Удачно, что все их будет представлять звезда «Секретных материалов», уже работавшая с Фуллером над сериалом «Ганнибал». Богиня СМИ поначалу, как и в книге, предстает перед Тенью в обличье заглавной героини шоу «Я люблю Люси». Но это лишь одна её ипостась. Всего их ожидается минимум четыре, включая бога музыки Дэвида Боуи, богиню секса Мэрилин Монро и легенду кинематографа Джуди Гарленд.
Зоря Полуночная (актриса Мелисса Роксбур)
Три сестры-Зори живут со своим братом Чернобогом. Они олицетворяют разное время суток и, возможно, стадии человеческой жизни. В сюжете наибольшую роль играет самая молодая из них, Зоря Полуночная, которая дарит Тени особую монету. Белоснежные волосы книжной героини сменили в сериале на черные.
Лоу Ки Лайсмит (актер Джонатан Такер)
Шулер и сокамерник Тени с примечательной улыбкой в шрамах. Читает Геродота. В фичуретке он зажигательно рассказывает Тени о правилах поведения в аэропорту. Увы, медные волосы книжного персонажа в сериале потемнели.
Лоу Ки, как и мистер Мир, — воплощения бога огня и обмана Локи. Изменчивая сущность этого бога позволяет ему не только существовать в двух экземплярах одновременно, но и согласованно действовать. На его истинную личность открыто намекают шрамы на губах Лайсмита: однажды асы подвергли Локи наказанию за злословие и зашили ему рот. То же с родом деятельности: шулер и мошенник — привычная ипостась божественного трикстера.
Мистер Мир (актер Криспин Гловер)
Предводитель Новых богов. Ходит в чёрном и неприятно ухмыляется. Верит в мир во всем мире.
Война, о которой так много говорят Старые и Новые боги, на самом деле была аферой, которую затеяли два шулера: Среда и Локи. Тень использован в их игре как пешка. Задачей было столкнуть богов, организовав массовое кровопролитие, которое позволит одряхлевшему Одину напитаться верой и обрести подлинно божественную силу, утраченную в современном мире.
Мистер Шакал (актер Крис Оби),
Мистер Ибис (актер Демор Барнс)
Братья-гробовщики, управляющие похоронным бюро. Шакал не кто иной, как египетский бог с песьей головой Анубис, проводник мертвых в загробный мир. Сосредоточен и серьезен, как положено по профессии. Его брат — Тот, древнеегипетский бог знаний и мудрости с птичьей головой. Обладает философским складом ума и пишет истории. Как и все члены его семьи (всего их пятеро), сохраняет в человеческом воплощении анималистические черты.
Человек-бизон
Существо с мужским телом и бизоньей головой, которое регулярно является к Тени во сне. Незримо присутствует на протяжении всей истории, не принимая прямого участия в событиях. Однако складывается впечатление, что он — наибольшая сила, существующая в мире «Американских богов». Возможно, самый поэтичный и глубокий образ Геймана. Открывая Тени в финале, кто он такой, человек-бизон говорит: «Я — земля».
Что не так с сериалом «Американские боги»
Финал первого сезона «Американских богов» окончательно вывел сериал за грань хорошего вкуса. Что же именно пошло не так? Наше мнение — все из-за того, что в «Богах» пытаются ужиться сразу два сериала.
Из тюрьмы выходит Тень Мун (Рики Уиттл) — чернокожий детина, который мотал срок за неудавшуюся попытку ограбления казино. Однако насладиться свободой ему не дает тот факт, что его любимая жена Лора (Эмили Браунинг) умерла — и не просто умерла, а погибла в автомобильной аварии с членом его лучшего друга во рту. На душе и так тошно, а тут к герою в самолете еще пристает наглый, но весьма харизматичный пижон, представившийся мистером Средой (Иэн МакШейн). Мистер Среда предлагает Тени работу, но с подвохом: придется выполнять нестандартные поручения. Немного подумав, Тень соглашается — и оказывается втянут в битву старых и новых богов.
«Американские боги» Нила Геймана, экранизацией которых является сериал Брайана Фуллера и Майкла Грина, подкупают простенькой, но симпатичной концепцией. Она фокусируется на США как синкретичной культуре. Америка — страна эмигрантов, там никогда не было своих богов (кроме богов коренного населения, индейцев), поэтому Одина, Локи, Ананси, Билкис, Анубиса, Тота, Чернобога, Вулкана, Остару, Иисуса, джиннов и лепреконов люди привезли с собой — в закромах памяти и силе своей веры.
Фундаментальный вопрос: откуда берется эта вера? Она проистекает из людской привычки персонифицировать пространство, с которым мы в силу социального устройства нашего мозга бесконечно пытаемся вступить в диалог. Однако в геймановском мире сила человеческой веры (или, быть может, даже воображения) способна это пространство еще и оживлять. Согласно писательской концепции (довольно, впрочем, очевидной), Бог существует до тех пор, пока в него верят, — но на смену старым богам приходят новые, общества потребления и технологий, такие как Медиа (Джиллиан Андерсон) и Технобой (Брюс Лэнгли), а также их лидер — мистер Мир (Криспин Гловер).
Среде это не нравится, поэтому он и поднимает своих собратьев на последний, решающий бой, в котором ключевую роль должен сыграть Тень. Но, разумеется, это шоу не про противостояние старых и новых богов, а про то, что они собой олицетворяют. Гейман (а вместе с ним и сценаристы) пытается осмыслить, насколько сильно американцы утратили связь с европейской (и не только) культурой, когда обжились на новом месте и построили свой мир. Вместе с этим неотъемлемой частью геймановского повествования являются ретардации, замедления и отступления, в которых раскрывается, как старые боги попали в Новый Свет, — все это есть и в сериале. Вообще, первые эпизоды довольно бережно пересказывают одноименный роман, начинающийся как классическое роуд-муви, путешествие по одноэтажной Америке, в которой, а не в небоскребах, скрыта соль этой земли — с ее дешевыми мотелями, душными забегаловками, неоновыми дайнерами, пыхтящими грейхаундами, взятыми напрокат «кадиллаками» и провинциальными банками, кассу которых легче всего взять, если вдруг посреди лета чудесным образом пойдет снег.
По этой дороге мистер Среда с Тенью и едут к своей цели — и все (в том числе читатели книги) вроде как должны быть довольны. Однако не покидает ощущение — что-то не так. Червь подозрения закрадывается с первой серии, а к середине сезона уже точит изнутри. В чем же подвох?
Он, как ни странно, кроется в том, что, собрав внушительный актерский состав (чего только стоит один МакШейн — звезда «Дедвуда», идеальный мистер Среда, сверхамбивалентный персонаж, который здорово цементирует весь сериал), шоураннеры, кажется, прогадали с исполнителем главной роли.
Красавчик Рики Уиттл не тянет главную роль, потому что непластичный, просто плохой актер и это явный мискаст. Особенно очевидно это становится в сцене в полицейском участке, когда его окружают одни тяжеловесы: МакШейн, Джиллиан Андерсон, Криспин Гловер. Уиттлу разве что остается пучить глаза и дико вращать ими. Впрочем, с этим он справляется удачно — ему хорошо удается играть замешательство. И тут с точки зрения банальной драматургии создается тупиковая ситуация: непонятно, как нам сопереживать типажной горе мускулов.
Спасение появляется оттуда, откуда не ждали. Когда кажется, что Брайан Фуллер и его команда уже выложили все карты на стол, в конце третьего эпизода к Тени приходит Лора Мун — и совершенно неожиданно (особенно для тех, кто читал роман) начинается совсем другой сериал.
«Американские боги» обрастают побочной и неотразимой сюжетной линией, в которой главной героиней становится Эмили Браунинг. Превосходная актриса, она задает шоу новое направление — и создает дополнительное измерение. В книге Лора по большей части выполняла функцию вспомогательной силы, которая приходит на помощь к Тени в самые критические моменты. В сериале же Браунинг играет жесткую девушку, которая начала разлагаться еще при жизни (ключом к понимаю этого служит незатейливая метафора, оказывающаяся развернутой экспликацией балабановского высказывания «мухи у нас»: вокруг Лоры постоянно кружит муха). Эта девушка отчаянно хочет пройти по лезвию ножа, почувствовать себя живой, отчасти потому, что ни во что не верит.
Поэтому она соглашается на предложение Тени ограбить казино, в котором работает. Казино, что характерно, оформлено в египетской стилистике. Быть может, поэтому (и еще потому, что при жизни у нее был кот) Лора после смерти попадет к Анубису, который не пускает ее в царство мертвых с формулировкой: «При жизни ты ни во что не верила, в ничто ты и отправишься». Но девушка не расстроится, ведь неведомая сила вернет ее в мир живых, где Лора (что симптоматично, после смерти) обретет веру в Тень и еще большую мудрость, — на слова таксиста Салима «Бог велик» она заметит: «Жизнь велика». Только вот почему она уверовала в Тень, одни американские боги знают. Сложно вообще поверить, что такая девочка, как Лора Мун, могла выйти замуж за Тень, — ситуация усугубляется еще и тем, что у Эмили Браунинг совсем нет никакой актерской химии с Рики Уиттлом.
Гид по «Американским богам»: все, что нужно знать о героях
Главный герой сериала, бывший зек по имени Тень нанимается на службу к таинственному мистеру Среда, который вовлекает его в борьбу между старыми богами, привезенными в Америку из Африки, Ирландии и Германии, и новыми богами (СМИ и технологии).
Действие первого сезона охватывает около трети романа с необходимыми дополнениями (в той части текста, которая касается технологий и масс-медиа), написанными лично Гейманом. Вселенная «Американских богов» охватывает столетия развития человеческой цивилизации, шоу изобилует видениями, воспоминаниями, магией, переходами во времени. Кроме того, в сериале сложный состав персонажей — объясняем, кто есть кто.
СТАРЫЕ БОГИ
Тень (Рики Уиттл)
Центральный персонаж шоу: бывший заключенный, который выходит на свободу, только чтобы обнаружить, что знакомый ему мир безвозвратно потерян. Тень — это человек, но выступает на стороне старых богов под руководством загадочного мистера Среды, который берет его в путешествие через переполненную идолами (или безбожную) Америку. В этом персонаже зритель легко может найти себя — Тень знает о мире богов так же мало, как и мы. Но не ждите, что он будет задавать нужные вам вопросы, — разбираться в сюжете придется самостоятельно.
Мистер Среда (Иэн МакШейн)
Мистера Среду нам представляют как хитрого мошенника, нанимающего Тень в качестве своего телохранителя. Но на самом деле он — воплощение скандинавского бога Одина, мудреца, покровителя королевской власти и защитника павших воинов. Он пытается собрать всех старых богов вместе в борьбе против набирающих силу новых богов.
Билкис (Йетиде Бадаки)
Появление Билкис, или Царицы Савской, — одна из самых шокирующих сцен в романе Геймана (и в премьерном эпизоде сериала). История этой легендарной героини нашла отражение в литературе, искусстве, поэзии, фольклоре и Библии. В книге ей уделено не так много внимания, но для сериала роль Билкис расширили.
Бешеный Суини (Пабло Шрайбер)
Бешеный Суини представляет себя как лепрекона, но на самом деле его персонаж списан с героя ирландского фольклора — царя Безумного Суибна, который сходит с ума (что ясно из его имени) и уходит жить в леса, как изгнанник. В сериале Суини предстает типичным ирландцем (в представлении американцев) — то есть пьет и дерется.
Мистер Нанси (Орландо Джонс)
Персонаж мифологии и фольклора народов Западной Африки, часто предстает в образе паука и собирателя историй и всемирной мудрости. В «Американских богах» мы впервые встречаем его в потрясающей сцене, где Нанси рассказывает темнокожим рабам об ужасах, с которыми им придется столкнуться в Новом Свете.
НОВЫЕ БОГИ
Мистер Мир (Криспин Гловер)
Антагонист мистера Среды — загадочный лидер новых богов. Его реальная личность раскрывается только в самом конце книги, так что сохраним его историю в секрете.
Техномальчик
Персонаж, слегка переписанный Гейманом в соответствии с реалиями времени, Техномальчик является Тени в шлеме виртуальной реальности. Как вы догадались, он — бог технологий, особенно влиятельный в эпоху компьютеров и интернета.
Медиа (Джиллиан Андерсон)
У телевизора много обличий, поэтому особенно необычно видеть этого персонажа на телевизионном экране (и особенно в исполнении звезды «Секретных материалов» Джиллиан Андерсон). В Американских богах Медиа впервые предстает в образе Люсиль Болл из шоу «Я люблю Люси», но с развитием истории несколько раз меняет обличие.
Рецензия на первый сезон сериала «Американские боги»
Восхитительно красивый, но сюжетно очень скомканный и нелогичный сериал о противостоянии богов прошлого и настоящего потратил восемь серий на знакомство с героями, да и в этом не очень преуспел
Трейлер
После нескольких месяцев тюремного заключения мелкий мошенник Шэддоу Мун, которого все зовут просто Тенью, желает завязать с криминалом и просто наслаждаться жизнью с любимой женой. Но вселенная окатывает мужчину ледяным душем – за пару дней до выхода из тюрьмы Тень узнает о гибели супруги в автокатастрофе. В отчаянии Мун едет через всю страну на похороны и по дороге знакомится со странным стариком, скрывающим свое имя за звучной кличкой Мистер Среда. Новый знакомый явно знает о жизни больше, чем кто-либо из смертных, а странные встречи, происходящие по дороге к дому, и вовсе убеждают Тень в том, что он встретил какое-то сверхъестественное существо. Постепенно Среда открывает завесу тайны – он один из древних богов, уважение к которым в Америке стремительно тает. Дабы восстановить старинное превосходство, Среда собирает армию и готовится дать бой современным идолам. В планах грандиозной войны Тени уготована важная роль, а наградой мужчине за участие станет воскрешение любимой жены…
Кадр из сериала «Американские боги»
В текущем телевизионном сезоне свет увидели (или еще только готовятся к показу) сразу несколько многосерийных проектов, в основе которых лежат литературные произведения: «Рассказ служанки», «Большая маленькая ложь», «13 причин почему», грядущая «Мгла». Всем им приходится сталкиваться с серьезным вызовом – четко следовать букве романа или дать зрителю расширенный вариант книжной вселенной, возможно, с переработкой деталей или выходом за пределы источника. Обычно авторы телеадаптаций берутся множить сущности, что не всегда идет на пользу проекту и вызывает справедливое возмущение фанатов первоисточника, но экранизация книги Нила Геймана «Американские боги» данной проблемы избежала. Правда, подход шоураннера «Богов» Брайана Фуллера тоже удовлетворил не всех – восьмисерийное шоу не просто не вышло за пределы книги, зрители не добрались даже до середины романа.
Кадр из сериала «Американские боги»
Наверное, в таком размеренном и даже медлительном подходе к материалу есть свои плюсы, в конце концов в случае с «Ганнибалом» Фуллер тоже лошадок не загонял, но первый сезон «Американских богов» скорее выглядит серией вступительных зарисовок, этаким затянувшимся «сник-пиком» к настоящему началу. Сериал за восемь серий не просто не подошел к какой-то кульминации или настоящему обещанному противостоянию богов – шоу всего лишь рассказало про нескольких героев длинную и путаную историю, из которой совершено непонятно, как к кому-то в кадре относиться.
Кадр из сериала «Американские боги»
В отношениях к персонажам хотелось бы определиться в свете сюжета, но тех зрителей, кто не знаком с книгой, сквозная линия «Американских богов» может серьезно разочаровать по весьма тривиальной причине – в сериале либо происходит что-то необъяснимое (и авторами намеренно не объясняемое), либо не происходит ничего. В паре слов весь сюжет укладывается в конструкцию: «Тень и Среда куда-то зачем-то едут». В результате хоть сколько-то глубокое и подробное раскрытие получает только персонаж Эмили Браунинг, да и то авторам потребовалось несколько серий, чтобы продемонстрировать все стороны характера Лоры. Не самое рациональное использование хронометража, согласитесь.
Кадр из сериала «Американские боги»
Однако то, что сюжетно выглядит совершенно невнятным, аморфным и рыхлым, на визуальном уровне воспринимается фантастически. В который уже раз вынуждены констатировать: Брайан Фуллер на сегодня один из самых талантливых визионеров Голливуда, каждым кадром его проектов можно наслаждаться бесконечно. «Американские боги» необыкновенно красивы, сериал предлагает множество локаций, в основную линию повествования постоянно включаются зарисовки из различных культур, пластов прошлого или стилизаций под исторические эпохи – но любая из сцен обязательно безупречно операторски и художественно решена. В какой-то мере красивая картинка компенсирует расхлябанность содержания – можно бесконечно любоваться Джиллиан Андерсон в облике Дэвида Боуи, постоянно меняющимся обликом Мистера Мира или грязной майкой Чернобога и не задумываться о том, кто на чьей стороне, почему и с какими мотивами. Но правильно ли это?
Судя по содержанию книги, «Американских богов» растянут еще как минимум на пару сезонов, но дальше от активных действий и объяснений происходящего будет уже не отвертеться. И сериал, несомненно, только выиграет, если перестанет притворяться загадкой в себе, а поделится переживаниями со зрителями, не знакомыми с конфликтом Одина и Мистера Мира. Да, финальный эпизод сезона несколько приободрил юмором, спецэффектами и пышным монологом колоритного героя Йена МакШейна, но через год об этом мало кто вспомнит. В будущем Фуллеру стоит быть энергичнее и приземленнее – а его умение показать красиво даже банальное падение на пол монеты никуда не денется.