американский пианист ван клиберн биография
Американский пианист ван клиберн биография
Апрель 1958 года, Москва. Подходит к концу первый международный конкурс пианистов и скрипачей имени П. И. Чайковского – главное музыкальное событие советской оттепели. Между членами жюри обнаружились резкие противоречия. Несмотря на то, что третий тур еще не состоялся, у жюри, несомненно, были кандидаты, достойные первой премии. На место победителя претендовали одновременно представитель СССР, Лев Власенко, Лю Ши-Кунь из Китая и американец Ван Клиберн. Разногласия возникли, собственно, из-за наличия так называемой артистической оценки (т.е. оценки выступления участника в целом) и дисциплинарной (выявление всевозможных недостатков в программе исполнителя для соответствия оценки необходимым стандартам). Выступление музыкантов в финальном, третьем туре, должно было определить все. И хотя лидерство Клиберна признавалось большинством членов жюри, присуждение победы американцу во время «холодной войны» казалось шагом рискованным.
Скандал в жюри спровоцировал известный пианист С. Рихтер, явная симпатия которого к Клиберну и способствовала лидерству последнего. Рихтер считал, что искусство стоит выше политики и что талант Клиберна должен быть оценен так, как он того заслуживает. Поэтому высшую оценку во втором туре – 25 баллов – Рихтер поставил только своему фавориту.
Третий тур в высшей мере поразил всех зрителей и членов жюри. Красивый и высокий американский юноша блестяще исполнил два фундаментальных произведения русской классической музыки – концерт для фортепиано с оркестром №1 П. И. Чайковского, и концерт для фортепиано с оркестром №3 С.В. Рахманинова. Собственно, они и стали его так называемой «путевкой в жизнь». За присуждение первой премии Клиберну проголосовало большинство членов жюри, а упомянутые Власенко и Ши-Кунь поделили второе место. Так в первом международном конкурсе Чайковского победил мало кому в СССР известный американец, навсегда оставшись в истории и сердцах зрителей.
Двумя годами позже, по окончании школы, Клиберн поступил в Джульярдскую школу искусств. Там он стал учеником Розины Левиной (Rosina Lhevinne), выпускницей московской консерватории, и познакомился с русской школой игры на фортепиано. Левина значительно расширила репертуар Клиберна, помогла ему усовершенствовать технику игры, научила шире понимать музыку. В Джульярде Клиберн с первых дней стал одним из лучших учеников. Он появлялся вновь и вновь на различных конкурсах, завоевывал премии и награды, становился более известным. Однако после окончания Джульярдской школы в 1954 году удача отвернулась от пианиста. Несмотря на плотный график выступлений, контрактов на постоянную работу у него не было. Финансовое положение семьи оставляло желать лучшего. Кроме того, тяжело заболела мать Клиберна, так что ему пришлось подменить ее и на некоторое время стать преподавателем.
Но вот настал 1957 год и с Клиберном вновь связалась Розина Левина. Она рассказала ему о предстоящем международном конкурсе в Москве и убедила принять участие. Клиберн снова обрел надежду закрепиться в мире музыки и начал подготовку. Он усердно занимался по 11 часов в день на протяжении 2 месяцев, готовя произведения на конкурс. В своих интервью позже он сообщает, что огня ему добавляло страстное желание воочию увидеть собор Василия Блаженого, который с детства запал в его воображение.
Свой первый визит в Москву Клиберн вспоминает с улыбкой. После того, как самолет приземлился, одним из первых вопросов пианиста был можно ли проехать так, чтобы по пути он увидел собор. Просьба его была выполнена: побывав на Красной площади, музыкант полюбил Россию, как впоследствии полюбили его миллионы советских граждан.
Еще перед началом конкурса поползли слухи о том, что члены жюри уже решили присудить первую премию советскому исполнителю. Многие не верили, что у представителя США есть шансы на победу во время «холодной войны» и считали, что его успех так или иначе скован политикой. Клиберна слухи ничуть не пугали. Он придерживался такого мнения: «I think that political events come, and they pass. They have no staying power. But art always remains with us».
Через какие тернии на пути к звездам только не пришлось пройти исполнителю! В третьем туре он выступал с перевязанным указательным пальцем, кроме того, во время выступления Клиберна на рояле порвалась струна. Казалось бы, известная история Паганини повторилась, однако на рояле одна из 88 струн была заметна менее чем на скрипке, и Клиберн сумел достойно выступить несмотря на этот дефект инструмента. Дальнейшие события были описаны ранее. После победы пианист обрел всемирную славу, на него обратили внимание известнейшие музыканты мира, ему предлагали контракты, так что материальное положение постепенно улучшилось. Но вместе с тем возросла и популярность пианиста, как на родине, так и в Советском Союзе. Сразу по окончании конкурса, никто не знал, какова будет реакция правительства на такое решение жюри. В своих интервью позже Клиберн признается, что и сам не знал, какого отношения к себе ждать от Хрущева, ведь с ним пианист должен был встретиться на приеме в честь бельгийской королевы Елизаветы. Однако отношение Советского правительства превзошло все ожидания: к молодому музыканту отнеслись с большим уважением, и, можно сказать, со свойственным русским гостеприимством. Вспоминая о визите в СССР, Клиберн рассказывает, что Хрущев называл его по-русски – Ваней и постоянно… хотел его накормить.
На родине победителя встречали со всеми почестями. Портрет Клиберна появился на обложке знаменитого журнала «Time» со слоганом «The Texan Who Conquered Russia»
Предприниматели Америки значительно преуспели на продаже записей выступления Клиберна, одна только запись концерта Чайковского собрала более миллиона долларов. Его успех только начал набирать силу. Пианист-виртуоз стал появляться в концертных залах всего мира, принимать участие в различных конкурсах и приобретать все большее и большее признание. Слушатели по всему миру признавались в письмах ему в любви, ждали с гастролями. С 1958 по 1978 годы он объехал всю Европу, давая по 100 концертов в год. Одновременно с этим в 1964 году Клиберн попробовал себя в роли дирижера и также преуспел. Однако в 1978, после смерти отца, он перестал появляться на сцене – ушел на заслуженный отдых. Но как известно, от творческого человека можно ожидать чего угодно. Клиберн не сумел долго находиться в бездействии и уже в 1987 году играл в Белом Доме для Рейгана и Горбачева, а в 1994 вновь организовал мировое турне.
На сегодняшний день Вану Клиберну 77 лет. Он не устает проводить мастер-классы, присутствовать в жюри различных конкурсов и вручать награды. Сегодня известен международный конкурс пианистов имени Клиберна в Техасе, который также открывает дорогу для многих молодых талантов. А еще в 2010 году он присутствовал на очередном, 14 конкурсе Чайковского и награждал победителей, как когда-то его наградил сам Д. Д. Шостакович. Маэстро внимательно следит за судьбой конкурса Чайковского и с теплом вспоминает прием русской публики. Его отношению к музыке и к искусству в целом может позавидовать любой современный исполнитель. Клиберн навсегда вошел в историю, как первый победитель престижного международного конкурса имени Чайковского, как пианист, полюбившийся советской публике, как техасец, покоривший Советский Союз.
Ван Клиберн: американский пианист, покоривший русские сердца
Американский пианист Ван Клиберн (он же Харви Леван Клайберн) является, пожалуй, самым любимым зарубежным музыкантом в нашей стране. Именно русская публика первой оценила исполнительское мастерство Вана Клиберна, именно после визита в Россию он стал известным на весь мир музыкантом. Но обо всем по порядку.
Ван Клиберн родился в 1934 году на юге Соединенных Штатов Америки, в штате Луизиана. Его детство прошло в Техасе, куда в скором времени после его рождения перебралась семья. Музыкальную одаренность ребенку помогла обнаружить и развить его мать, профессиональная пианистка, ученица Артура Фридгейма (который в свою очередь учился у знаменитого Ференца Листа).
Начало музыки
Мать будущего музыканта, Рильдия Клиберн, занималась преподаванием фортепиано и, конечно же, взялась за обучение своего талантливого сына. К пяти годам мальчик уже научился читать с листа, освоил ученический репертуар (произведения Клементи, Черни и других композиторов-педагогов) и перешел к освоению серьезной классической музыки.
Одним из самых сильных впечатлений детства для Вана Клиберна стало посещения концерта Рахманинова. Так получилось, что дин из последних своих концертов Сергей Васильевич дал в городке Шривпорте – на родине Клиберна. С тех пор исполнение Рахманинова навсегда стало эталонным для него, американский мальчик нашел своего кумира в русском пианисте. В своем музыкальном творчестве Ван Клиберн навсегда сохранил преемственность рахманиновского исполнительства, невесомости и тонкости звука, удивительной музыкальной фразировки.
Первые победы
Вскоре пианистические успехи Клиберна стали обращать на себя внимание публики и профессиональных музыкантов. В возрасте 13 лет он стал лауреатом конкурса пианистов в Техасе и дал концерт в сопровождении оркестра Хьюстона. Ван Клиберн впервые почувствовал себя настоящим артистом, ощутил волнение и радость настоящего публичного выступления, загорелся желанием стать знаменитым исполнителем фортепианной музыки.
Как раз в то время игру мальчика отметил известный пианист Хосе Итурби. Он одобрил то, как его обучала мать, посоветовал Клиберну как можно дольше заниматься музыкой именно с ней.
Впрочем, профессиональное музыкальное образование Клиберну было совершенно необходимо. Однако, готовясь к конкурсу и поступлению в учебное заведение, он подорвал здоровье, и был вынужден отложить учебу на год. Когда организм юноши достаточно окреп и врачи разрешили ему снова продолжить занятия, Клиберн поехал в Нью-Йорк и блестяще сдал там вступительные экзамены в Джульярдскую школу музыки.
Юному музыканту повезло. Он попал в класс педагога Розины Левиной, учившейся в Московской консерватории одновременно с Рахманиновым. Она оказала большое влияние на развитие фортепианной техники Клиберна. За годы обучения в Джульярдской школе репертуар юноши существенно расширился, ему прекрасно удавались произведения совершенно разных жанров, от полифонической музыки Баха до сонат Прокофьева.
Окончив школу с дипломом первой степени, Ван Клиберн начал прилагать все усилия, чтобы завоевать себе прочное положение в мире музыки. Он регулярно принимал участия в конкурсах фортепианного исполнительства, завоевал множество наград. Самой значимой из них была победа на конкурсе имени Э.Левентритта. Жюри конкурса отметило яркое дарование юноши, его выдающиеся интерпретации музыкальных произведений. Конкурс завершился полной победой Клиберна и его сольным концертом в Карнеги-холле. Это выступление прошло с большим успехом, Клиберн получил несколько выгодных контрактов, и некоторое время выступал в различных залах Америки.
Однако через некоторое время удача перестала улыбаться музыканту. Постоянных контрактов больше не было, начались серьезные проблемы с деньгами. Кроме того, мать Вана тяжело заболела, и он был вынужден заменять ее в преподавательской деятельности.
Но Ван Клиберн никогда не терял присутствия духа. Он много занимался и надеялся, что скоро снова сможет выйти на сцену и завоевать расположение публики. Так и случилось.
Конкурс имени Чайковского
В роли доброго ангела снова выступила Розина Левина, его преподаватель. Однажды позвонив бывшему ученику, она рассказала ему о готовящемся международном конкурсе музыкантов в Москве. Более того, она предложила Клиберну подготовить с ним программу выступления, и даже смогла выбить ему именную стипендию для поездки в Россию.
Ван Клиберн сразу загорелся идеей поехать в Москву. Сам он рассказывал об этом так:
«… мне очень хотелось увидеть церковь Василия Блаженного. Это была мечта всей моей жизни с шести лет, когда родители подарили мне детскую книжку с картинками по истории… Мы прибыли в Москву поздно вечером, часов около десяти. Земля была покрыта снегом, и все выглядело очень романтично. Все было так, как мне мечталось. И когда я оказался на Красной площади, я почувствовал, что у меня вот-вот остановится сердце от волнения. Главная цель моего путешествия была уже достигнута…»
Победа Вана Клиберна на конкурсе имени Чайковского стала поворотным моментом его музыкальной карьеры. Он просто покорил московскую публику и жюри своим исполнением музыки Рахманинова и Чайковского. Газеты запестрели хвалебными отзывами. Эмиль Гилельс назвал Клиберна «музыкантом редкого дарования и поистине неограниченных возможностей».
П.Владигеров писал о нем:
«Это исключительно одаренный музыкант, чье искусство привлекает глубокой содержательностью, технической свободой, гармоничным сочетанием всех качеств, присущих самым большим художникам фортепиано».
Фортепианную школу Вана Клиберна с полным правом можно назвать русской, ведь он, как мы помним, учился у выпускницы Московской Консерватории. Может быть, поэтому в полной мере оценить его исполнительское дарование смогли именно русские слушатели. Выразительность и певучесть игры Клиберна, тонкая и искренняя манера исполнения, широта и напевность – все это оказалось понятно и близко русской душе. Ван Клиберн приехал в Москву восторженным юношей, мечтающим увидеть знаменитый собор, а покинул ее известным на весь мир пианистом, любимцем публики. Его триумфальное возвращение в Нью-Йорк, когда толпа устроила ему восторженный прием с дождем из конфетти, навсегда вошло в мировую музыкальную историю.
Дальнейшая судьба
Вся последующая жизнь Вана Клиберна – это попытка угнаться за собственной славой. Он давал огромное количество сольных концертов по всему миру. Чем больше у него было выступлений, тем сильнее становилось общее напряжение. Финансовая и эмоциональная зависимость от музыкального мира требовали почти ежедневного подтверждения права на то, чтобы называться одним из самых знаменитых музыкантов мира. В итоге Клиберн оказался между двух огней: с одной стороны он очень боялся потерять свое по праву занятое место, лишиться известности, с другой – мечтал о расширении своих пианистических возможностей, а для этого нужно было много времени отводить занятиям, работе над техникой, разучиванию нового репертуара.
Финал
Ван Клиберн очень рано завершил свою концертную деятельность. Несколько лет он вовсе не выходил на сцену. Затем дал несколько концертов в родной Америке, совершил гастрольную поездку в СССР.
В последние годы жизни Клиберн еще несколько раз приезжал в Москву, проводил мастер-классы, был председателем жюри на конкурсе имени Чайковского.
Ван Клиберн умер в феврале 2013 года. Ему было 78 лет.
В заключение приведем фразу знаменитого пианиста Нейгауза, который очень точно подметил все особенности игры Клиберна, а также разгадал, под чьим влиянием сформировался этот музыкальный талант:
«… Выразительность, сердечность, грандиозное пианистическое мастерство, предельная мощность, а также мягкость и задушевность звука, способность перевоплощаться, правда, еще не достигшая своего предела (вероятно, по молодости лет), широкое дыхание, «крупный план». Ясность и пластичность фразы, превосходная полифония, чувство целого — не перечесть всего, что радует в игре Клиберна. Мне представляется (и думаю, что это не только мое личное ощущение), что он — самый настоящий яркий последователь Рахманинова, испытавший с детских лет все очарование и поистине демоническое влияние игры великого русского пианиста».
Пианист, растопивший лед холодной войны
10.10.2016 1 комментарий Просмотры: 459
В 1958 году, спустя год после запуска Советским Союзом первого спутника и спустя два года после подавления демократического восстания в Венгрии, российский народ на удивление тепло принял молодого американского пианиста по имени Ван Клиберн (Van Cliburn).
Это был высокий и худой молодой человек 23 лет с лицом младенца.
Его восхитительное выступление на первом Международном конкурсе имени Чайковского в Москве погрузило всех в атмосферу коллективной ностальгии, став напоминанием о великом романтическом прошлом России в период мрачной советской действительности. Взволнованные члены жюри консультировались лично с Никитой Хрущевым, прежде чем присудить первый приз Клиберну.
Вскоре после этого произошла встреча Клиберна и Хрущева, во время которой они обменялись любезностями — это была первая встреча подобного рода между представителями СССР и США за довольно долгое время.
— просил первый секретарь.
В своей книге под названием «Подмосковные вечера» (Moscow Nights) Найджел Клифф (Nigel Cliff) подробно описывает эту главу холодной войны, называя ее самым невероятным годом в истории классической музыки. Хотя возникает большой соблазн переоценить культурное и политическое значение этого момента, триумф Клиберна в России стал весьма увлекательным событием, произошедшим в десятилетие ядерных испытаний, шпионских схем и попыток компенсировать отставание по ракетам.
Этот эпизод занимает такое же место в истории холодной войны, какое занимает пинг-понговая дипломатия в сближении президента Никсона с Китаем. Это увлекательная и поучительная история, и г-н Клифф мастерски ее рассказывает.
В основе этого эпизода лежит талант Вана Клиберна, в котором журнал Time увидел сочетание Либераче, Владимира Горовица и Элвиса Пресли. Понадобился всего один молодой человек, обладающий невероятным талантом и наивностью, чтобы сгладить разногласия между двумя странами и продемонстрировать то, что было по-настоящему важным для каждой из них.
Советским слушателям он показал культурное превосходство России: он стал тем американцем, который полюбил русский народ, обнаруживший его гений и назвавший его своим. Американцам, которые встретили Клиберна в 1958 году торжественным парадом на Манхеттене, он показал, что, если Россия может выиграть космическую гонку, то США могут догнать ее в культурной сфере.
Это был момент обмена ролями между двумя противниками, которые сражались за любое преимущество перед соперником. Клиберна назвали «Американским спутником», и в течение некоторого времени он был не менее знаменит, чем первый искусственный спутник Земли, в честь которого он получил такое прозвище.
Клиберн был редким виртуозом. Будучи сыном пианистки, Клиберн выучил сложнейший Второй концерт Рахманинова всего за две недели и сделал еще более сложный Третий концерт центром своего концертного репертуара. По слухам, он занимался так долго и упорно, что стирал пальцы до крови, просиживая за инструментом всю ночь до утра. Ему удавалось соединять высокое искусство со слегка простонародной техасской манерой поведения, которая покоряла и очаровывала его слушателей по всему миру.
«Милая, я пришел учиться со всеми вами»,
— крикнул он через весь зал Розине Левиной (Rosina Lhévinne), педагогу Джульярдской школы. Он запомнился тем, что часто говорил, слегка встряхивая головой:
Он был, как пишет г-н Клифф, «наивно-искушенным мужчиной-ребенком», и все его любили.
В эпоху, когда на музыкальной сцене господствовали великие немецкие композиторы, такие как Бах, Бетховен и Моцарт, музыкальные предпочтения Клиберна были совершенно немодными. Его влек к себе идеал романтического композитора-виртуоза, он восхищался Листом и Шопеном, а также Рахманиновым и Чайковским.
Рядом с его инструментом стоял портрет Рахманинова и фотография огромных рук этого русского композитора. Руки Клиберна тоже были достаточно большими, и он использовал их, чтобы добиваться особой сентиментальности звучания, добиваться темпа и расставлять акценты так, что порой художественность исполнения, казалось, граничила с дурным вкусом.
Начало Первого концерта Чайковского в его исполнении – сплошь сложные аккорды и драматические паузы – на целых полторы минуты длиннее, чем та же часть в исполнении Марты Аргерих (Martha Argerich). Во время выступлений на сцене он раскачивал головой и поднимал лицо к потолку, передавая зрителям свое эмоциональное возбуждение.
Слушателям это очень нравилось. Группа Beatles никогда не выступала в СССР, но у русских был Ван Клиберн, который часто давал там концерты. Особенно сильно им восхищались молодые женщины, которые бросали ему цветы и кричали: «Ваня!» Это чувство было взаимным.
— сказал Клиберн, заявив, что у него «русское сердце». Он посылал тысячи воздушных поцелуев и привозил домой бесчисленное множество подарков и безделушек. Он продолжал ездить в Россию до самой смерти, и в моменты наивысшего эмоционального напряжения он обнимал окружающих его людей и целовал их в обе щеки, как это делают русские.
Подобные жесты привлекли внимание ФБР, которое стало следить за Клиберном, чтобы убедиться, что он не попал под влияние советских властей. Однажды Линдон Джонсон (Lyndon Johnson) подумал пригласить Клиберна выступить на правительственном обеде, но сначала решил посоветоваться с Эдгаром Гувером (J. Edgar Hoover). В докладной записке, в которой директор ФБР суммировал их дискуссию, Гувер написал, что
«Ван Клиберн — гомосексуалист… Президент ответил, что многие музыканты, вероятно, гомосексуалисты, и я сказал ему, что очень многие».
Чутье Джонсона его не обмануло: Клиберн не представлял никакой угрозы для США, и его сексуальная ориентация была неважна. Он играл для всех президентов США, начиная с Гарри Трумэна и заканчивая Бараком Обамой незадолго до своей смерти в 2013 году.
В наиболее отрезвляющих отрывках своей книги г-н Клифф показывает, что преклонение перед Клиберном, возникшее после Международного конкурса имени Чайковского, было счастливым исключением. Председателем жюри был Дмитрий Шостакович, который тогда был, возможно, величайшим из живущих композиторов в мире и у которого в результате сталинских репрессий часто сдавали нервы.
Другим участником того конкурса стал китайский пианист Лю Ши Кунь (Liu Shikun), который в период Культурной революции подвергался пыткам и длительному тюремному заключению. Когда спустя несколько лет заключения Мао внезапно его освободил, он приказал ему сочинять «более националистическую музыку» и снова начать выступать с концертами.
Клиберн никогда не получал подобных приказов: он практически полностью прекратил концертную деятельность в 1978 году, став одним из самых известных затворников мира классической музыки, и дал блестящий концерт, только когда Белый дом посетили Михаил и Раиса Горбачевы. В любом случае Клиберн навсегда останется «золотым ребенком» эпохи холодной войны.
Майкл О’Доннелл, The Wall Street Journal, “ИноСМИ”
Клиберн, Ван
Харви Лейвэн Клайберн-младший
Содержание
Биография
Первые уроки фортепианной игры получил в возрасте 3-х лет у своей матери, ученицы Артура Фридхайма. Когда Клиберну было шесть лет, семья переехала в Техас, где он в тринадцать лет выиграл конкурс, а вскоре дебютировал в Карнеги-холле. В 1951 году поступил в Джульярдскую школу, в класс Розины Левиной, и в ближайшие годы получил ряд наград на престижных американских и международных конкурсах — в частности, первое место на престижном Конкурсе имени Левентритта (1954). Мировую известность имя Клиберна получило после сенсационной победы на первом Международном конкурсе имени Чайковского в Москве в 1958 году. Молодой пианист завоевал симпатии как членов жюри, так и публики. Это было тем более удивительно, что действие происходило в разгар холодной войны. По возвращении на родину Клиберну был устроен пышный восторженный приём. Музыкант проникся любовью и уважением к СССР и после конкурса ещё неоднократно приезжал с концертами.
Семья и детство
Клиберн концертировал и записывался до середины 1970-х годов, но уже не пользовался таким успехом, как раньше. Это было обусловлено ограниченностью его репертуара, отсутствием творческого роста и рядом других факторов. В 1978 году, после смерти отца, музыкант практически полностью прекратил концертную деятельность и не появлялся в свете. Известны его выступления в 1987 году в Белом доме и в Карнеги-холле четыре года спустя по случаю столетия со дня открытия этого зала. В свой семидесятилетний юбилей в 2004 году музыкант посетил с гастролями Москву.
В январе 2011 года Клиберн приехал в Москву в качестве председателя жюри конкурса пианистов на Международном конкурсе имени Чайковского в Москве, что по-своему очень символично: награду победителю вручит тот, кому путевку в большую музыку дала победа в этом конкурсе.