амиран муцоев остров мечты биография
«Наша задача — войти в десятку самых посещаемых развлекательных парков в мире». Амиран Муцоев — о будущем «Острова мечты»
«Остров Мечты» открылся не так давно и стал крупнейшим тематическим парком в Европе. В планах у «Острова мечты» — создание целой экосистемы, где различные сферы деятельности будут взаимосвязаны. О том, как будет реализовываться этот проект и какие направления окажутся в центре внимания, рассказал председатель совета директоров холдинговой компании «Остров Мечты» Амиран Муцоев
Много идет разговоров о том, что «Остров Мечты» затевает что-то новое, какой-то крупный проект. Как случилось, что вы решили поделиться новостями?
Амиран Муцоев: «Остров Мечты» — компания, которая развивается не только в офлайн сегменте. Мы идем в ногу со временем и в ближайшем будущем в планах построить большую экосистему, где все продукты будут взаимосвязаны. Большое направление, которому мы сейчас уделяем особое внимание — это развитие онлайн-продукции под рабочим названием Dream Island Home Entertainment. Мой главный девиз: «человек, который уходит из «Острова Мечты», должен оставаться на «Острове Мечты»».
Первый проект — это маркетплейс, интернет-магазин Dreamstore.ru. Мы не будем конкурировать с такими крупными игроками, как Озон и Amazon. Мы собираемся занять определенную долю рынка в сегменте дети и молодежь до 15 лет. Когда я говорю про товары для детей и молодежи, я имею в виду не только одежду и игрушки, а всё, что потребляет ребенок в этом возрасте — и компьютеры, и мебель для геймеров.
Сегодня в мире существует много интернет-магазинов, которые работают в узкой нише, например, «М-видео» — это только электроника. А есть магазины, которые торгуют исключительно сегменте фэшн. И магазинам-гигантам сложно перехватить люкс-аудиторию, потому что человеку, который хочет купить себе свитер по цене выше среднего, неудобен поиск в крупном магазине, где предлагают и пылесосы, и телевизоры. Подход должен быть адресным.
Понимаете, онлайн будут работать те же принципы торговли, что и офлайн. Не зря же есть специализированные магазины: продуктовые гипермаркеты, магазины электроники, спортивных товаров. Наша задача — забрать у каждой площадки свою целевую аудиторию. Мы должны стать лидером в своей нише. Бренд «Остров Мечты» ежегодно будет укрепляться на рынке, его узнаваемость растет. Сейчас наш сайт посещает 50 — 70 тысяч человек в день, и уже более 8 миллионов человек посетили сайт за шесть месяцев работы. Это очень хорошие показатели, и мы уверены в успехе нашего интернет-проекта.
Также не стоит забывать, что у нас своя большая линейка по производству товаров: от одежды до игрушек. Но наше производство будет занимать не более двух-трех процентов, потому что работать мы будем в сегменте маркетплейс.
Второе, мое любимое направление — это игры. Но самое главное — это большая игра «Остров Мечты» по типу Roblox и Minecraft. Мы сейчас детально прописываем ее сценарий и приступаем к разработке архитектуры. Это будет не просто игра, а большая социальная сеть, где дети играют, общаются, зарабатывают деньги. В игре ребёнок сможет создавать свои развлечения в полностью воссозданном онлайн-мире «Остров Мечты». Для этого у нас будет создана криптовалюта, которая будет называться Dream Coin. Например, на «Острове Мечты» есть аттракцион «Заброшенный дом». Через набор конструкторов ребенок может построить виртуальный аналог развлечения, а потом заключать смартконтракты с другими детьми, которые захотят туда зайти и заплатить за вход.
А заработанный Dream Coin можно потратить не только в онлайн-продуктах, но и офлайн. Это и есть большая экосистема, где все продукты взаимосвязаны между собой.
Фото: пресс-служба парка «Остров мечты»
На эту игру мы будем выделять много сил и ресурсов, потому что я верю в будущее этой индустрии. Успех игры будет стопроцентный, ведь ребенок, играя, будет понимать, что мир «Острова Мечты» существует в реальности, и сюда всегда можно приехать. И это очень важное преимущество! Многие популярные игры мечтают воссоздать свои миры в реальности в составе крупного парка, чтобы придать им жизнь и дополнительный успех, а у нас все это уже есть.
В самом деле, одной статьи не хватит, чтобы рассказать про этот проект. Игра «Остров Мечты» займёт достойное место среди лидеров этого рынка, как, например, Roblox, капитализация которой достигла 37 миллиардов долларов. Вот сами посчитайте, сколько может стоить одно наше направление игры «Остров Мечты».
Третье направление в онлайн, это создание канала Dream TV. Это стриминговой канал для детей и молодежи. Но прошу заметить, что в каждом проекте мы не соревнуемся с существующими игроками, а хотим всего лишь забрать у них нашу целевую аудиторию. Говоря о стриминговом канале, мы подразумеваем создание целой индустрии по производству контента: фильмов, мультфильмов, а также сериалов для детей и молодежи.
Все эти проекты мы реализуем в течение 3-5 лет. Но это далеко не все проекты, которые находятся в разработке.
Наша задача — войти в десятку самых посещаемых развлекательных парков в мире и стать одной из самых технологичных компаний в индустрии развлечений с полным циклом офлайн и онлайн.
Конечно, онлайн-продукты — это неотъемлемая часть нашей жизни, но и офлайн будет развиваться. Мы также будем развивать офлайн-продукты в Нагатино. Уже закончили проектирование открытого парка развлечений на 25 гектаров — в итоге мы войдем в тройку крупнейших парков мира. Мы объединим крытую часть с открытой, и посетитель сможет пользоваться инфраструктурой парка с единым билетом как внутри, так и снаружи. И наше самое главное преимущество будет в том, что вне зависимости от прогноза погоды, семья может запланировать поход в парк развлечений.
В июне откроем крупнейший в Европе аркадный центр на 18 тысяч квадратных метров в городском променаде «Острова Мечты». Там будет компьютерный клуб, боулинг, более 350 призовых аппаратов и многое другое. Также откроем крупный VR парк, кинотеатр на 18 залов и в этом году начнет работу концертный зал «Москва» на 4800 мест.
Не боитесь безнадежных расходов?
Нет, я не боюсь. Дорогу осилит только идущий. Мы не можем сидеть и ждать, пока закончится пандемия, мы должны развиваться. Есть страны, где индустрия развлечений находится на высочайшем уровне, в других странах она недоразвита, но в России эта ниша отсутствовала до появления «Острова Мечты». Сегодня мы лидеры индустрии развлечений и формируем ее, обогнать нас будет сложно. Любой компании, которая захочет с нами конкурировать, нужно будет вложить миллиарды долларов, а это очень рискованно.
Если кто-то приступает к проектированию, то они должны знать, что мы их планы уже начали реализовывать. И планируем то, о чем даже еще никто не думает. Главный наш актив — команда. Мы построили вертикально интегрированную и единственно правильную управляющую компанию в индустрии развлечений в России и СНГ.
Фото: пресс-служба парка «Остров мечты»
У Вас окупается операционная деятельность?
Да, окупается, и тенденция хорошая, нас устраивает.
А обслуживание долга тоже?
Банк ВТБ сделал реструктуризацию, мы довольны этим решением. И вообще руководители банка, а именно Костин Андрей Леонидович и Соловьев Юрий Алексеевич, поверили в нас, и мы не подвели их и не подведём. Мы не виноваты, что грянула пандемия коронавируса, это невозможно было просчитать в бизнес-модели.
Посмотрите с другой стороны: мы построили сложный большой проект за два с половиной года, самостоятельно создали управляющую компанию и вписались в бюджет, что почти нереально, если взять мировые аналоги. Запустили проект, все работает как часы, мы выполнили все обещания. Дайте чуть-чуть времени, и все наладится.
Помогал ли город в реализации проекта?
Я считаю, что Сергей Собянин — один из самых успешных руководителей этого времени. Ведь если бы не мэр и его команда, мы бы не смогли построить этот проект. В последние годы Москва созрела для «Острова Мечты»: город преобразился, туристический поток существенно увеличился, да и категория туристов поменялась. Если раньше в основном были бизнес-туристы, то теперь это семьи, которые проводят больше дней в столице. А еще была проделана титаническая работа в транспортной инфраструктуре города и районе Нагатино. Я никогда в жизни не видел такой слаженной работы.
Я очень доволен тем, что мы сделали. Мне еще нет 40 лет, а мы построили коммерческий проект, который посетил президент и похвалил нас. Я этим горжусь, и вся наша команда этим гордится.
Фото: пресс-служба парка «Остров мечты»
Учитывая пандемию, может можно привлечь деньги не только кредитом, но и в виде участия дополнительных инвесторов?
Конечно, мы думаем об этом и готовим компанию к выходу на биржу либо стандартным путём, либо через СПАК.
А вы считаете это возможно с учётом сегодняшних доходов?
Сегодня фундаментальные принципы оценки бизнеса уже не работают. Если раньше определяющим был показатель Ebitda, мультипликатор 10-12 лет, и складывалась оценка, то сегодня так не работает. Восприятие инвесторов теперь составляется из следующих факторов: занимаем ли, или в будущем займем лидирующие позиции на рынке в нашем направлении. Каково главное конкурентное преимущество, и что за проекты собираемся реализовать в будущем. Как онлайн-сегмент может быть встроен в проект, и идет ли он в ногу с новым временем. Какая команда реализует проект.
Если учесть эти факторы, то можно с уверенностью сказать, что мы идем в правильном направлении. Потому что мы заняли лидирующие позиции на рынке парков развлечений, создали сильную управляющую компанию, создаем экосистему вокруг «Острова Мечты», где все продукты будут взаимосвязаны. Развиваем онлайн-сегмент, который вписывается в офлайн-проект «Остров Мечты», у нас большая программа развития офлайн.
Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
Амиран Муцоев: «Лучший способ воспитать детей – это подарить им счастье»
Поделиться
Подписывайтесь на Stroi.mos.ru
Первый в России и крупнейший в Европе крытый тематический парк развлечений «Остров Мечты» строится в Нагатинской пойме на юге Москвы. Его общая площадь – 100 гектаров – эквивалентна 140 футбольным полям. Помимо тематического парка с аттракционами, здесь появится живописный ландшафтный парк, городской променад с миниатюрами достопримечательностей городов мира, кинокомплекс, концертный зал, магазины и рестораны.
«Остров Мечты» откроется осенью и станет еще одним любимым местом москвичей и туристов наряду с Кремлем, Парком Горького, «Зарядьем» и ВДНХ. Об уникальности проекта в эксклюзивном интервью порталу Стройкомплекса Москвы рассказал председатель совета директоров холдинговой компании «Остров Мечты» Амиран Муцоев.
— «Остров Мечты» для России станет первым тематическим парком, нам пока не с чем его сравнить. В чем его отличие от других подобных объектов индустрии развлечений в мире?
— Главное отличие в том, что «Остров Мечты» – крупнейший крытый тематический парк развлечений в Европе. Поскольку мы строим крытый парк, он будет работать круглый год, − вне зависимости от погодных условий.
Кроме того, мы полностью воссоздадим мир героев мультфильмов, которые дети привыкли смотреть по телевизору. Здесь у них будет возможность не просто увидеть, а полностью погрузиться в сказочные миры благодаря оформлению, специальному освещению, звукам, спецэффектам в виде ветра и дождя.
Например, в зоне «Снежной королевы» мы создадим полярное небо, а в зоне джунглей – тропическое. В зоне смурфиков полностью воссоздаем атмосферу мультика с помощью рельефа пола, освещения грибов, специальных звуков.
Еще одна особенность нашего парка – городской променад. Здесь посетители смогут провести время перед посещением аттракционов: прогуляться, отдохнуть, перекусить в кафе, – каждый член семьи найдет себе занятие.
В концертном зале на 3,5 тысячи мест будут проходить детские шоу, концерты российских и зарубежных звезд. Также в зоне городского променада откроются магазины, тематические рестораны, кафе. Словом, мы создаем не просто парк аттракционов, а полноценный туристический кластер, где можно провести время всей семьей.
В городском променаде появится около 120 фасадов зданий, расположенных в разных городах земного шара. Например, в зоне Барселоны 20-30 фасадов будут копировать постройки этого испанского города, включая даже такой шедевр мировой архитектуры, как «Дом костей» (Casa Battlo) Гауди. Таким образом, посетители парка смогут оказаться в «другой стране», сделав всего несколько шагов. Доминантой всех улиц городского променада станет площадь «Москва».
Вокруг крытой зоны тематического парка и городского променада расположится ландшафтный парк площадью 44 га. Он будет поделен на несколько зон, включая детскую, спортивную с ролледромом площадью 3 га, помимо это, в парке будут открытые амфитеатр и кинотеатр, танцплощадка, площадка для йоги. И в этом тоже уникальность проекта.
С открытием тематического парка такого уровня поток туристов в столицу вырастет более чем на 20%. Кроме того, это социально важный проект – здесь появится 7,5 тыс. рабочих мест, причем высокой квалификации, начиная от производства мультфильмов и заканчивая техническим обслуживанием аттракционов.
— На какой возраст посетителей рассчитан тематический парк?
— Мы ориентируемся на посетителей всех возрастов. В парке каждый сможет найти развлечения по вкусу: и дети, и взрослые, и подростки, и молодежь. Но особо важная для нас аудитория – это, конечно, семьи с детьми.
В ритме жизни современного мегаполиса, к сожалению, родители и дети проводят не так много времени вместе. Мы уверены, что ничто так не сближает нас с детьми, как совместный досуг: время, проведенное со своими близкими – без смартфонов, компьютеров и других гаджетов – по-настоящему ценно для каждой семьи. Посещая парк со своими детьми, видя их искреннюю улыбку, вы будете по-настоящему счастливыми родителями! Лучший способ воспитать детей хорошо – это подарить им счастье и положительные эмоции, а наш проект поможет это сделать. Дети – наше будущее. Только благодаря им мы приступили к реализации проекта «Остров Мечты».
— Уже известна стоимость входного билета?
— Точная цена еще не определена, в районе двух – двух с половиной тысяч рублей за билет. За эти деньги посетители смогут находиться в парке неограниченное время и посетить все аттракционы, кукольный театр в тематической зоне «Буратино», голографическое шоу по мотиву нашей книги «Маугли в стране динозавров» и многое другое. Кроме того, мы планируем ввести различные абонементы на посещение тематического парка, семейные и групповые скидки.
— «Остров Мечты» находится в городе. Как удобнее будет добираться до него? Не возникнет ли дополнительная нагрузка на центр столицы?
— Нам часто задают вопрос, зачем мы строим парк развлечений в городе. Есть стереотип, что такие объекты нужно возводить за пределами столицы, как, например, Disneyland в Париже, который расположен в пригороде и не затрудняет движение мегаполиса.
Но это не так. Многие крупные тематические парки находятся в центре города и работают успешно – тот же Disneyland в Токио, Universal в Лос-Анджелесе, Lotte World в Сеуле и многие другие. Токио не самый беспроблемный город в плане транспортной ситуации, тем не менее Disneyland находится в городе и не создает никаких проблем.
Амиран Муцоев: Самые успешные парки в мире находятся внутри городов
Ɔ. Вы всю жизнь занимались торговыми комплексами, и вдруг — парк развлечений, мир сказки (хотя и с интегрированным туда торговым центром). Скажите, для вас это больше бизнес или исполнение какой-то давней мечты?
Чтобы воплотить в жизнь подобный проект, одних денег недостаточно, даже очень больших. И хотя в нашей стране очень много людей, которые богаче меня во много раз, «Остров мечты» построил именно я. Знаете почему? Сегодня в мире много тематических парков, но все почему-то вспоминают «Диснейленд». И это потому, что непосредственно сам Уолт Дисней вложил в проект свою душу, самого себя. И если ты сам не занимаешься этим проектом, не увлекаешься, если ты не творческий человек и не живешь им, построить подобное просто невозможно.
Я начал проектировать этот парк в 2007 году. И всегда хотел, чтобы в нем были реализованы какие-то мои мечты и сценарии, которые я начал писать для мультфильмов лет за 15 до этого. Это оказалось непростым процессом. Прежде чем осуществить задуманное, мне пришлось идти в регионы, строить с нуля компанию (сейчас она входит в пятерку крупнейших в России по коммерческой недвижимости), с нуля же возводить торговые комплексы.
Что касается бизнес-составляющей «Острова мечты», то здесь тоже есть свои сложности. Если в торговых центрах достаточно просто спрогнозировать модель, то в тематическом парке многое неясно: придут ли туда люди в достаточном количестве или нет, потратят ли они деньги на билеты или еду? Тем не менее мы предполагаем, что инвестиции окупятся за 10–12 лет. Но вдруг что-то пойдет не так?
Амиран Муцоев и Ксения Чудинова Фото: Анастасия Шуб
Ɔ. Когда вы создавали этот проект, на какие мировые образцы вы ориентировались? И что у вас совершенно новое, уникальное?
Конечно, мы внимательно проанализировали мировой опыт и привлекли к проекту лучших консультантов из США, России и других стран. Я сам проехал по всем значимым тематическим паркам, причем не только тем, которые находятся за городом («Диснейленд» в Париже), но и тем, которые расположены в черте города — «Диснейленд» в Токио, Lotte World в Сеуле, Universal Studio в Осаке. Нам хотелось сделать цельный туристический кластер, чтоб любой член семьи мог найти себе развлечение. Поэтому и торговая часть у нас — это не совсем про торговлю. Это буферная зона, городской променад. У «Юниверсал» и в «Диснейлендах» это называется city walk: улица кафе, больших магазинов, ресторанов. И туда вход бесплатный — это обязательно, чтобы привлечь больше людей.
Но я не хотел создавать похожий проект. Я все время думал о чем-то таком, чего нет ни у кого. Например, вокруг «Острова мечты» создан большой ландшафтный парк, который огибает наш проект, люди могут там находиться, не оплачивая вход. И все развлекательные детские площадки на его территории наподобие «Панда-парка» — тоже бесплатные.
У нас появится концертный зал вместимостью до 4500 мест непосредственно в городском променаде с возможностью работы 12 месяцев в году. Здесь я во многом ориентировался на опыт Mall of America в штате Миннесота. Там крытый тематический парк, в четыре раза меньше нашего — Nickelodeon Universe, а вокруг торговый комплекс. У них 57 миллионов посетителей в год — примерно в четыре раза больше, чем у парижского «Диснейленда».
Ɔ. Но он находится за пределами города?
Да, он находится за пределами города. Но рассчитан комплекс не на местных туристов — во всей Миннесоте около пяти миллионов жителей.
Ɔ. Да, американцы славятся своим внутренним туризмом. А почему, кстати, вы рассматривали не загородную площадку, а именно локацию в Москве, в черте города?
Самые успешные парки в мире — это те, которые находятся в черте города, потому что больше 60 процентов их посетителей — это горожане. И для того, чтобы частота посещения была не один раз в год, а минимум два-три раза, парк должен находиться в непосредственной близости от места проживания потенциальных посетителей.
Ɔ. Немало проектов находятся и за городом. Тот же «Диснейленд» в Париже. А в городе при таком наплыве публики, как вы планируете — до 35–50 тысяч человек в день, — транспортного коллапса не избежать, разве нет?
С точки зрения экономики, в целом городские парки более рентабельны, чем загородные. «Диснейленд» в Париже несколько раз был на грани банкротства, его спасли только дотации муниципалитета, а вот его токийский собрат все время в прибыли. Я своими ногами прошагал все городские проекты и нигде не видел никакого транспортного коллапса. Да, машин немало, но это не катастрофа — плюсов намного больше. Идеальным все быть не может. За счет туристов, приехавших в парк, город зарабатывает намного больше, потому что эти туристы остаются не на 4, скажем, дня, а на 7. А это дополнительные доходы, прежде всего в городской бюджет. Опять же будет развиваться внутренний туризм, а с ним будет открываться больше небольших гостиниц, хостелов. И это станет драйвером для бизнеса, особенно среди молодежи. Плюс новые рабочие места, разумеется.
Слева направо: Сергей Цехмистренко, Ксения Чудинова и Амиран Муцоев Фото: Анастасия Шуб
Ɔ. Еще один вопрос, который неизбежно возникает, — вопрос о ценовой политике. Одной из причин неудач «Диснейленда» в Париже называется падение доходов европейцев. У вас цены не самые маленькие для нашей страны, далеко не все смогут позволить себе посещение. Тот же «Диснейленд» в Париже несколько раз снижал цены, чтобы увеличить поток людей. Насколько у вас все просчитано? Проводили ли вы маркетинговые исследования на этот счет и что они вам показали?
В будний день у нас стоимость билета 1900 рублей. В выходные — 2600 для ребенка и 2900 для взрослого. Дети ростом до 90 сантиметров, как и во всех парках мира, проходят бесплатно. За эти деньги можно посетить все аттракционы — а их 27, включая 2 американские горки и аттракционы с виртуальной реальностью, кукольный театр на 200 мест, спектакль с голографическим шоу — театрализованное шоу в зале на 600 человек, квесты. И все это, замечу, в течение целого дня, и по времени ограничений никаких нет. Мы, естественно, сделали исследования. Так вот, если бы мы ориентировались только на них, то цена обычного билета составляла бы 4500–5000 рублей, а VIP-билета — 7000.
Давайте сравним с другими видами развлечений. Стоимость посещения театров у нас составляет 6–8 тысяч рублей. В кино средний чек — 700 (включая напитки и попкорн). Замечу, что в театре или кино человек проводит максимум 2–3 часа. Экстремальные виды развлечений — 1100 рублей за 20 минут, вход на каток — 850. Если взять другие парки аттракционов, то там билет стоит 3500, либо можно оплачивать отдельные аттракционы — от 400 до 700 рублей за каждый.
Ɔ. Все будет зависеть, наверное, от туристического потока. А страна у нас, в общем-то, не самая богатая.
Как я уже сказал, прежде всего мы рассчитываем на москвичей. Но не только. Жители Петербурга: 3–4 часа на поезде, и они здесь. Далее. Из ежегодного 27-миллионного турпотока в Москву 7–8 миллионов — это иностранцы. И мы планируем 12-процентный рост туристического потока в Москву после запуска «Острова мечты» — за счет молодежи, молодых семей, а не пенсионеров или бизнес-туристов, как сейчас. Да даже если из оставшихся 20 миллионов туристов из России в парке побывают 5–6%, это все равно миллионы людей! Нам достаточно, чтобы основная масса посетителей приходила в парк не больше двух раз в год. Если ко мне придут 7 миллионов человек в год, то за 10 лет парк окупится.
Ɔ. Давайте поговорим о контенте. Мы знаем, что, начиная с того момента, как вы объявили о сказочных героях тематического парка, на вас посыпались обвинения типа: «Зачем нам эти Смурфики, дайте нам Садко! Почему нет богатырей? Где “Союзмультфильм”?»
Как только меня ни обзывают: предатель, пропагандист американской, бельгийской культуры! Я на это обычно отвечаю: а вы изучили проект? 60% героев «Острова мечты» — это те, которых мы создали здесь, сами, с помощью русских писателей, мультипликаторов, сказочников. Сотни художников с нуля нарисовали 1,5 тысячи сказочных персонажей. Ведь есть, к примеру, Снежная Королева Андерсена, есть вариант Диснея или «Союзмультфильма», а мы сделали свою Снежную Королеву. Или Маугли — всех героев мы сами нарисовали и на основании сказки Киплинга создали огромную зону «Маугли в стране динозавров». Помимо этого, мы создали свои новые сказки, например, про девушку, которая живет на болоте. Но я, конечно, не Дисней, да и в принципе мы не можем сделать все сразу.
Ɔ. А с детьми по поводу сказок вы советовались? В том числе и со своими?
Нет, с детьми не советовался, честно скажу, даже не думал об этом — считал, что это бизнес-процесс. Поэтому к тем сказкам, которые мы придумали сами, добавили мировые популярные бренды: Смурфиков, Черепашек-ниндзя. Это бренды, которые не умирают. Они живут по 20–30 лет, а Смурфикам уже 60, не меньше. Не надо также забывать, что у нас еще есть иностранные туристы, которые тоже должны приходить в парк. Они не знают Садко. Мы взяли лучших американских, бельгийских героев, но на их базе мы создаем еще и свое.
Изначально была мысль, что парк будет монобрендовым — DreamWorks. Да, это американцы, и что? В США ушли далеко вперед в части создания подобных проектов. Но в итоге вышли на многобрендовую концепцию.
Что касается «Союзмультфильма», то у нас был с ним контракт, но мы его расторгли по взаимному согласию сторон, без каких-либо претензий.
Ɔ. Вам не кажется, что у «Острова мечты» немного старомодный фасад, напоминающий тот же «Диснейленд»? Не было мысли удивить посетителей чем-то более современным?
У нас была сложная задача: архитектор должен был сделать проект, чтобы он напоминал сказку, но ведь одновременно это всероссийский проект с городским променадом, с концертными площадками, барами и ресторанами. Слишком сказочный фасад не впишется — надо было добавить в него российский дух. Мы сделали тысячи проектов фасадов и в конце концов выбрали вот этот. Надо некоторое время с ним пожить, чтобы он вам понравился. Мы взяли что-то от советских высоток, от ГУМа. Современную стекляшку через 10 лет уже надо будет сносить. А фундаментальное здание еще 50 лет будет смотреться красиво. Важно воспринимать проект комплексно. Мы сделали сумасшедшую подсветку, все витражи будут изнутри светиться. Вокруг будет ландшафтный парк площадью 44 гектара.
Ɔ. О развитии уже задумываетесь? Не хотели бы сделать что-то за пределами России?
Любой проект нужно делать не локально, а глобально. Есть множество стран, где я хотел бы реализовать «Остров мечты». Пусть наша российская компания развивается по миру. Я не буду лукавить, конечно, с удовольствием поработал бы с «Марвел». Но его купил «Дисней», и у них в стратегии нет развития парков.
Беседовали Ксения Чудинова и Сергей Цехмистренко