амирхан султанов герой ссср биография
Амет-Хан Султан
Биография
В биографии летчика-истребителя Амет-Хан Султана, который не раз, рискуя жизнью, шел на таран, 603 боевых вылета. Враги, как огня боявшиеся аса, не зря дали ему прозвище «Черный дьявол», ведь в 130 воздушных сражениях он лично сбил тридцать немецких самолетов, поэтому неудивительно, что когда его эскадрилья поднималась в небо, фашисты приходили в ужас.
Детство и юность
Дважды Герой Советского Союза родился 20 октября 1920 года в городе Алупке. Отец летчика, Султан, являющийся по национальности дагестанцем, был обычным среднестатистическим работником, а мать, крымская татарка Насибе, занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей. Их дом, расположенный у подножья гор, напоминал гнездо ласточек.
Амет-Хан Султан
В то время идеология интернационализма призывала уважать соседей, поэтому, когда после Гражданской войны на полуострове утвердился мир, его жители (русские, евреи, татары, немцы, греки) рука об руку выстраивали новую жизнь.
Амет-Хан, как и все приморские мальчишки, с детства мечтал о путешествиях в дальние страны. В мае 1935-го в Алупке проводился национальный праздник Хедерлез, на котором будущий летчик победил в борьбе куреш. Присутствующий на мероприятии директор Артека наградил талантливого парня путевкой в лагерь, в котором Султан впервые увидел самолет.
Амет-Хан Султан в молодости
Качинская школа была главной по подготовке пилотов России. Амет-Хан быстро освоил теорию полета, тактику и навыки воздушной стрельбы. Кроме летной, были еще общевойсковая, строевая и физическая подготовки, а так же уставы и несение дежурства.
С марта по декабрь 1939 года юноша совершил 270 полетов, после которых в служебной характеристике летчика появилась запись, в которой говорилось, что в воздух курсант поднимался «с большим желанием». Выпускные экзамены Амет-Хан сдал успешно. Приказом наркома обороны от 5 марта 1940 года ему было присвоено звание младшего лейтенанта.
Султан прошел всю войну, от первого до последнего дня. Менялись самолеты от устаревшей «Чайки» до знаменитого «Ла-7», рос список сбитых им вражеских машин, добавлялись награды. Ас налетал многие тысячи километров, но в бесконечном пространстве войны существовало только одно место, в которое всегда стремилась душа летчика – родные края.
Памятник Амет-Хану Султану
Когда Крым оккупировали фашисты, чтобы поднять дух жителей, над деревнями разбросали листовки с описанием подвигов Амет-Хана, которые в итоге попали в Гестапо. Тогда от расстрела родителей Султана спасло только то, что их младший сын служил в немецкой комендатуре.
В тот период крымские татары оказались на перепутье – уйти в горы и сражаться с захватчиками или прогнуться и пойти на службу к немцам. Каждый поступал по совести, но большинство просто пыталось выжить. Стоит отметить и то, что немецкая пропагандистская машина работала изощренно, разжигая националистические чувства и играя на застарелых обидах, обещая отдать татарам Крым в вечное владение.
На самом деле гитлеровская верхушка планировала превратить Крым в подобие Готланда и заселить его немецкими колонистами, избавившись перед этим от местных жителей.
10 мая 1944 года русские войска освободили Севастополь. Впервые за время войны летчики 9 гвардейского полка были выведены на отдых. Тогда Амет-Хан узнал, что его родители пережили оккупацию и с ними все в порядке. Капитану дали краткосрочный отпуск, чтобы он навестил отца и мать. В Алупку ас приехал на двух машинах в сопровождении друзей, с которыми он каждый день поднимался в небо.
17 числа этого же месяца в дом к Султану вломились военные, которым было поручено задержать маму прославленного летчика и в связи с постановлением о высылке татар из Крыма отправить ее в сборный пункт. Только помощь боевых друзей сына помогла Насибе остаться в послевоенном Крыму.
Музей Амет-Хана Султана
После этого случая вера Амет-Хана в светлое будущее пошатнулась. Тогда же летчик узнал, что его младшего брата арестовали как пособника оккупантов. Султану разрешили увидеться с родственником. Ас хотел о многом спросить Имрана, но вопросы комом застряли в горле, когда он увидел осунувшееся лицо брата.
Выступая на заседании военного трибунала, Амет-Хан напомнил присутствующим, что тогда именно советская пропаганда листовками, в которых говорилось о его подвигах, поставила семью в безвыходное положение. Для Гестапо найти его родителей не представляло труда, и брат просто пытался уберечь мать и отца от расстрела. В дальнейшем Султан всячески помогал и поддерживал Имрана.
Военная служба
Начало Великой Отечественной войны младший лейтенант Амет-Хан встретил в 4-ом истребительном авиаполку под Кишиневом. В октябре 1941 года летчика назначили командиром 147-ой истребительной авиационной дивизии Юго-Западного фронта. К тому времени Султан уже произвел 130 боевых вылетов на разведку и штурмовку войск противника, за что был награжден орденом Красного Знамени.
Летчик Амет-Хан Султан
В характеристике 21-летнего летчика, составленной в те дни, командиры отмечали отважность, упорность и настойчивость Султана, называя его мастером воздушной разведки. Амет-Хан отменно владел самолетом, чувствуя машину как самого себя.
После Сталинграда уже капитан Амет-Хан участвовал в освобождении Ростова-на-Дону, Мелитополя и Крыма.18 апреля1944 года к наградам прибавился еще один орден Ленина, а после очередного воздушного боя- орден Красного Знамени. В августе 1943-го Султану присвоили звание Героя Советского Союза, а в октябре боевые подвиги отметили второй Золотой Звездой.
Амет-Хан Султан в самолете
На протяжении всей войны немецкое командование больше всего опасалось авиаполка Хан-Султана, которого фашисты за его демонические танцы в небе прозвали Черным дьяволом.
Личная жизнь
К сожалению, в сети крайне мало информации, касающейся личной жизни летчика-истребителя. Достоверно известно только то, что Султан был женат на Фаине Максимовне, которая подарила ему двух сыновей – Станислава и Арслана.
Смерть
1 февраля 1971 года на сравнительно тихоходном серийном бомбардировщике «Ту-16», переоборудованном в летающую лабораторию для испытаний новых реактивных двигателей, Амет-Хан поднялся в небо. В этот день планировалось испытать новый мотор.
Когда экипаж приступил к выпуску двигателя, радист сообщил на «вышку» о начале выполнения летного задания. После этого самолет пропал с экранов радаров. Обгоревшую машину обнаружили с борта вертолета только через пару суток. Как установили впоследствии, летающую лабораторию разнесло на мелкие кусочки прямо в воздухе.
Тело находившегося в хвостовой части машины радиоинженера нашли быстро, а вот переднюю кабину и носовой отсек с остальными членами экипажа обнаружили только на четвертый день. Амет-Хант сидел в капитанском кресле. Положение его тела говорило о том, что он не предпринял ни единой попытки, чтобы спастись.
Памятник Амет-Хану Султану
К моменту гибели «Черный дьявол» налетал 4237 часов, освоил и испытал 100 типов летательных аппаратов, был награжден двумя звездами Героя Советского Союза, тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени и Красной Звезды.
Уроженца Алупки похоронили в Москве на Новодевичьем кладбище. Позднее его именем назвали горный пик в Дагестане, улицы в Волгограде, Жуковском и Махачкале. Также в Ярославле герою установили памятник, а в Алупке открыли музей.
Как в семье дагестанского лудильщика родился татарский ас одесского полка
Отец его, лакец (одна из народностей Дагестана) перебрался в Крым в поисках работы, а родом он был из знаменитого дагестанского аула Цовкра, известного не одно столетие по всему Кавказу своими канатоходцами.
В паспорте у Амет-Хана в графе «национальность» стояло «татарин». До Великой Отечественной татар в Союзе не различали по географической принадлежности, а именование «крымско-татарский» пошло, видимо, от названия Крымско-татарской автономной республики в составе РСФСР.
В двадцатилетие, предшествовавшее большой войне, татарская молодежь очень активно инкорпорировалась в общекрымскую, общерусскую и общесоюзную жизнь. К сожалению, у нас мало пишут сегодня об этом процессе, а ведь благодаря именно ему сын лакца и татарки стал знаменитым воздушным асом. К слову сказать, такого количества татарской молодежи Крыма увлеченной авиацией не было в более поздние времена.
Кача — его alma mater
На полуострове было два центра притяжения для юношей, мечтавших о небе — Симферопольский аэроклуб и Качинская школа военных летчиков под Севастополем — родовое гнездо русской авиации. Сын лудильщика из рода канатоходцев на своём пути в небо прошел оба.
Но сначала он стал учащимся железнодорожного техникума — уж куда как земная профессия. Но зов неба был силен и Амет-Хан, окончив обучение в аэроклубе, едет в Качу. Грустная история киевлянина, научившего лодки летать
Об это школе можно рассказывать бесконечно долго. Она освящена именами первопроходцев неба и летного искусства России — Дмитрия Андреади, Петра Нестерова, Ивана Ефимова, Константина Арцеулова, Вячеслава Ткачева.
Но и в советские времена, особенно в предвоенные годы, она выпустила множество летчиков, ставших асами. В эту когорту попал и наш дагестанско-татарский паренек. Он из выпуска 1940 года.
В 1938-1941 годах в «Каче» кроме Амет-Хан Султана учились Александр Покрышкин, Василий Сталин, Тимур Фрунзе, Иван Поскребышев, братья Микоян — Степан и Владимир. Все они стали гордостью отечественной авиации.
Инструкторы и сослуживцы вспоминали позже, что никаких особых надежд курсант Амет-Хан Султан в Каче не подавал — собранный, ответственный, это да, но такими качествами обладали многие. Это для летной школы норма.
Вот о Покрышкине или Василии Сталине говорили, что де «летает выше среднего», «имеет талант к летной работе». А гений летчика Султана раскрылся позже — уже во время войны.
Начало
Осенью 1942 году лейтенант Амет-Хан Султан вошёл в знаменитую группу Владимира Лавриненкова — молодого, но признанного аса советских ВВС. (Покрышкин, к слову сказать, еще год будет ждать посылки на фронт).
Группа Лавриненкова в 9-м Одесском истребительном полку была одной из таких групп асов, которые создавались во всех армиях мира для решения задач по завоеванию превосходства в воздухе. У лавриненковцев вначале была другая задача — снизить преимущество немцев и защитить по возможности молодое поколение летчиков, которое выбивалось на фронте очень быстро, не успев приобрести опыт. Многие летчики группы были до этого инструкторами в авиационных училищах и школах.
В этой группе сказались морально-волевые качества Амет-Хана, главным из которого было хладнокровие. Впоследствии он ему пригодится в работе летчика-испытателя.
Но советский летчик уцелел. Потому что не сдавался до последнего — уперся ногами в кабину своего «харрикейна», а руками в крыло вражеского самолёта и сумел-таки оттолкнуться с останками своей машины от врага, выпрыгнуть и спастись на парашюте.
Признание
Амет-Хан Султан принадлежал к той породе летчиков, которые учатся каждый день, в каждом бою. Как в компьютерной игре, невидимые баллы опыта растут у них, пока опыт не переходит в качество летной работы невероятного мастерства.
Наш герой замечательно воевал на Сталинградском фронте, еще лучше в небе Кубани, где впервые немецкое превосходство в воздухе перешло в советское. Именно к концу этой огромной воздушной битвы Амет-Хан в одной вылете сбил за несколько минут три бомбардировщика, после чего командование 8-й воздушной армии решило представить его к высшей государственной награде — званию Героя Советского Союза. День в истории. 1 августа:в небе Донбасса пала смертью храбрых лучшая женщина-ас советских ВВС
В наградном листе, который был подготовлен в штабе полка, сообщалось, что «гвардии капитан Амет-хан Султан — командир эскадрильи 9-го Краснознаменного гвардейского истребительного Одесского полка, произвел с начала войны 359 боевых вылетов, провел 79 воздушных боев. Лично сбил 11 самолетов противника и 19 — в групповом бою. Имеет один таран самолета Ю-88. На Сталинградском фронте произвел 110 боевых вылетов, лично сбил 6 самолетов и 7 — в группе».
Шли горячие бои в предместье Донбасса, на Миус-фронте. Вылеты один за другим не давали летчикам времени отдохнуть как следует. Так было и 24 августа 1943 года, когда в полк пришло известие весьма приятного свойства. В одном из биографических очерков о Амет-Хане это писано так:
«Амет-хан возвратился на аэродром после очередного боевого вылета. Подрулил к стоянке и в ожидании, пока подойдет техник, устало опустил голову. В эти дни даже несколько минут казались блаженным отдыхом.
— Да он спит прямо в кабине! — услышал Амет-хан чей-то веселый голос.
Дверца открылась, струя воздуха освежила потное лицо. И только тут удивленный капитан увидел, что возле его истребителя много людей во главе с командиром полка. Амет-хан выскочил на крыло «аэрокобры», спрыгнул на землю и собрался было по-уставному доложить Шестакову о выполнении боевого задания, как Лев Львович на этот раз опередил его:
— Поздравляю, Амет, со званием Героя! — совсем уже неофициально обнял Шестаков своего командира эскадрильи. — Ты его давно заслужил!»
За жизнь!
Выдающимся качеством летчика-истребителя у Амета было умение «экономить место и время в бою».
По свидетельствам многочисленных его сослуживцев, в небе он был просто «машиной смерти». Успевал и противника сбить, и своего ведомого прикрыть, и соседу помочь. Это очень редкая способность даже для талантливых летчиков. Наверное, поэтому справедлива надпись под портретом Амет-Хан Султана в музее парижского авиасалона Ле Бурже: «Летчик от бога».
Последний бой 25-летний гвардии майор Амет-Хан Султан провел 25 апреля 1945 года, а через четыре месяца он получил свою вторую звезду Героя.
Всего за время войны ас совершил 603 боевых вылета (из них 70 — на штурмовку живой силы и техники противника), провёл 150 воздушных боёв, в которых сбил лично 30 и в составе группы 19 самолётов противника.
Так же, как и первому в полку позволили на самолете нарисовать орлов — горский символ храбрости и воинского искусства.
Призвание
Его друг и сослуживец, еще один русский ас Владимир Лавриненков, вспоминал эпизод из сорок третьего года, свидетельствующий о сказанном выше:
«Именно тогда командир полка, увидев среди нас Амет-Хана, подозвал его к себе, и мы стали свидетелями их разговора.
— Как твой самолет после ремонта?— спросил командир полка Морозов.
— Не годится, товарищ подполковник, — ответил Амет.
— Собственно, он годится, товарищ командир… только для одного — стоять на аэродроме…
— Но ты же перелетел на нем сюда, вот и на задание сходишь, — твердо сказал Морозов.
— Если техники заменят мотор на новый или на исправный… Иначе опасно.
— Выходит, отказываешься от своего самолета?
— Отказываюсь, товарищ подполковник, — со вздохом подтвердил Амет-Хан.
Морозов немного постоял, подумал, потом приказал подготовить машину Амет-Хана к вылету. Вася Погорелый тут же подкатил на эмке и повез командира к злополучной «аэрокобре».
Мы следили с кургана за тем, как Морозов сел в кабину, как решительно вырулил на старт, опробовал мотор на больших оборотах и пошел на взлет. Амет-Хан замер, прижав к губам кончики пальцев. Мы приумолкли, ожидая, что будет. И тут на наших глазах произошло одно из тех чудес, которые принято называть невероятными. День в истории. 16 марта: родился «одесский Маресьев»
Самолет оторвался от земли и повис в воздухе, когда неожиданно обрезало мотор. Сначала мы увидели, как «кобра» провалилась и ударилась колесами о грунт. Потом услышали, как мотор вздохнул и, потянув немного, заглох. Мотор обрезало вторично, и «кобра» с еще большей высоты рухнула на землю. Крылья от удара обломались, а центроплан несколько раз перевернулся.
Мы бросились к месту катастрофы. Но нас опередила эмка с начальником штаба. Не успели пробежать и половины пути, как увидели машину, ехавшую к нам от разбитого самолета.
На переднем сиденье мы увидели Морозова и радостно бросились к нему. Наш командир был цел, невредим и не получил ни единой царапины. Открыв дверцу, он спокойно сказал, обращаясь к Амет-Хану:
— Что ж, ты был прав. Мотор действительно никуда не годится…»
Но в испытатели Султана взяли не сразу, только через два года после войны. И две Звезды Героя не помогали.
Все дело, что строптивый летчик не пожелал менять отметку о национальности в паспорте — «татарин». Вкупе с местом рождения «Алупка» это создавало проблемы Амет-Хану. Но после того, как у него буквально на глазах солдаты НКВД забрали в Алупке в мае 1944 года мать и ее родственников, чтобы отправить в азиатскую ссылку, он не мог поступить иначе, хотя, конечно, по всем советским, дагестанским и горским законам он имел полное право написать национальность отца: «лакец».
Помог бывший командующий 8-й гвардейской воздушной армией Т. Хрюкин. По его рекомендации Амет-Хана взяли летчиком-испытателем во Всесоюзный летно-исследовательский институт им. Громова в Жуковском.
Война со смертью
До своей трагической гибели при испытании самолета ТУ-16, подполковник Амет-Хан Султан облетал практически всю боевую технику ВВС СССР того времени. Он был своим человеком в отряде космонавтов, где все знали, что к его слову стоит прислушиваться внимательно. Своим «крестным» в космос называл его первый космонавт Земли Юрий Гагарин.
Ситуации при испытаниях новой техники, в которые попадал Амет-Хан были многочисленны настолько, что, наверное, его можно было бы назвать рекордсменом по опасным полетам, завершившимся благополучно. Американский счет Ивана Кожедуба
Недавно в Каче появился бюст Амет-Хана. Примечательно, что за год до него во дворе местной школы установили бюст его соученику Александру Покрышкину. А памятник Амету стоит прямо под капсулой прообраза первой крылатой ракеты, создававшейся для ВМС СССР. Многие люди по незнанию считают, что это самолет — потому что она очень уж похожа на первые советские реактивные машины вроде «МиГа».
Эти испытания пилотируемого аналога самолёта-снаряда КС («Комета») проводились в том числе и в Крыму. Он подвешивался под самолёт Ту-4КС, самолёт-носитель набирал 3000 метров, после чего отцеплял самолёт-аналог. Уже в свободном падении автоматика включала двигатель, и самолёт-снаряд летел на цель.
В ходе испытаний по этой теме Амет-Хан выполнил большое количество полётов с отцепкой от самолёта-носителя. И вот однажды, после одной отцепки двигатель самолёта-снаряда сразу не запустился, и только благодаря выдержке Амет-Хана, не покинувшего машину, а продолжавшего попытки запуска двигателя (которые увенчались успехом лишь у самой земли), опытная машина была спасена. За проведение этих испытаний Амет-Хану Султану в 1953 году была присуждена Сталинская премия 2-й степени.
А ведь, как свидетельствовали многие осведомленные участники испытаний, Амет-Хан был представлен к третьей звезде Героя Советского Союза. Партийные бонзы отказали: «Третью звезду крымскому татарину? Да вы смеетесь, что ли?» Депортация крымских народов. Чем татары, болгары, армяне и греки прогневали Берию и Сталина
Но ему, скромно и выдержанному человеку награды были не нужны. Ему нужна была его работа, его небо.
Он первым в СССР провел полностью автоматическую дозаправку в воздухе, отработал до автоматизма систему катапультирования (за что, собственно, космонавты и были ему благодарны в первую очередь). Он провел в воздухе почти 4500 часов, освоил более 100 типов самолетов.
«Я герой Советского Союза»
Говорят, когда он погиб в 1971 году, за его гробом в Жуковском шла длинная череда людей в бурках — горцы Дагестана приехали проводить человека из своего рода достойно, по правилам предков.
Шли ли с ними крымские татары? История не сохранили свидетельств об этом. А ведь знаменитый летчик много сделал для того, чтобы вернуть народ своей матери на его историческую родину. При этом, понятное, дело, рисковал он карьерой нешуточно.
В 1956 году вместе с рядом бывших партийных и советских работников Крымской АССР, партизан Крыма Амет-Хан Султан подписал письмо с просьбой о реабилитации крымских татар, направленное в ЦК КПУ. Став знаменитым на всей планете, поддерживал его в этом Юрий Гагарин, выступавший с аналогичной просьбой с самых высоких трибун. Как мы знаем, тщетно. Несправедливость сталинского произвола была исправлена уже в самом конце существования СССР.
Имя Амет-Хан Султана чтят на обеих его родинах. В Крыму памятники ему стоят в Каче и Алупке. А в Махачкале, где его считают своим героем, имя знаменитого аса войны и испытателя послевоенного времени присвоили аэропорту Махачкалы. Вместе с тем, сам он старался сделать все, чтобы его двойное происхождение было предметом политических спекуляций.
Известный аварский писатель Расул Гамзатов вспоминал:
«Был у меня знаменитый друг, дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан. Отец у него дагестанец, а мать — татарка… Дагестанцы считают его своим героем, а татары — своим.
— Чей же ты?— спросил я его однажды.
— Я герой не татарский и не лакский, — ответил Амет-Хан, — я — Герой Советского Союза.
— Отца с матерью. Разве можно их отделить друг от друга?»
Орлы на землю падают уже мертвыми
Немцы во время войны называли его «Черной смертью», в отряде космонавтов СССР у него было шутливо-уважительное прозвище «пахан», в Дагестане его звали по-горски орлом. Эта гордая птица была его тотемным знаком.
— Знаешь, еще в детстве я от отца слышал такую горскую притчу, — Когда старый орел, говорил отец, предчувствует приближение смерти, он из последних сил рвется ввысь, поднимается как можно выше. А потом складывает крылья и летит камнем на землю. Поэтому, говорил отец, горные орлы умирают в небе — На землю они падают уже мертвые…
Амет-Хан Султан
Фото Все
Видео Все
Летчик Амет-Хан Султан: сын двух народов
Герой Советского Союза Амет Хан Султан
Амет-Хан Султан — биография
Амет-Хан Султан – военный летчик-истребитель, прошел всю Великую Отечественную войну, дважды удостаивался звания Героя Советского Союза.
С каждым годом все дальше и дальше отходят в историю события и герои Великой Отечественной войны. Их имена стирает время, остаются только самые известные, своим героизмом и мужеством завоевавшие себе бессмертие на века. Один из них – геройский летчик-истребитель Амет-Хан Султан, позванный фашистами «Черным дьяволом». Они боялись его до дрожи в коленях, а он бесстрашно провел сто тридцать воздушных боев. Личный результат летчика – 30 сбитых вражеских машин, вместе со своей группой он уничтожил 49 самолетов.
Детство
Родился Амет-Хан Султан в одном из красивейших городов Крыма – Алупке, 20 октября 1920 года. Его отца звали Султан Амет-хан, он выходец из дагестанского аула Цовкра-1, мама Насибе принадлежала к крымским татарам. Несмотря на гонения татар со стороны советских властей, Амет-Хан везде говорил, что по национальности он крымский татарин, чем вызывал скрытое недовольство. Султана возводят в ранг национального героя и на родине отца – в Дагестане, и соотечественники матери – крымские татары.
Амет-Хан Султан в молодости
Отец мальчика был обычным рабочим, мама занималась домом и воспитанием детей. Кроме Амет-Хана в семье воспитывалась дочь Фатиме, умершая в возрасте 4-х лет и сын Имран. Они жили в собственном доме у подножья гор, который был похож на ласточкино гнездо.
После окончания Гражданской войны полуостров Крым был населен русскими, татарами, евреями, греками, немцами, и все они жили дружно, не вдаваясь в национальные разборки.
Мальчику, родившемуся на берегу моря, с ранних лет снились приключения и путешествия, он хотел побывать в разных странах. Весной 1935-го, во время проведения национального праздника под названием Хедерлез, Амет-Хан стал победителем в одном из видов национальной борьбы – куреш. За ходом соревнований наблюдал приглашенный на праздник директор всесоюзной детской здравницы «Артек», который и вручил награду победителю – путевку в лагерь. Там впервые в своей жизни подросток увидел самолет.
Этот момент сыграл решающее значение в биографии будущего героя войны, у него появилась мечта о небе. Желая воплотить ее в жизнь, Султан начинает посещать занятия Симферопольского аэроклуба, потом становится курсантом самого престижного летного училища – Качинского, в котором в свое время учился даже сын Сталина – Василий. Курсанты учились по ускоренному курсу.
Качинское училище имело статус главного учебного заведения в СССР, где готовили пилотов. Султану учеба давалась легко, теория и тактика полетов, воздушная стрельба – все это он усвоил мгновенно. Курсанты не только учились летать, они проходили общевойсковую, строевую и физическую подготовки, знали устав и несли дежурства.
В марте-декабре 1939-го Амет-Хан поднимался в небо 270 раз. В его воинской характеристике отметили, что курсант имеет большое желание летать, делает это умело и грамотно. После успешной сдачи выпускных экзаменов в марте 1940-го года, Султан покинул стены училища в звании «младший лейтенант».
Амет-Хан с честью прошел всю Великую Отечественную войну. Он начинал летать еще на «Чайке», и постепенно дошел до прославленного «Ла-7», он сбивал фашистские самолеты и получал заслуженные награды. За его плечами уже было несколько тысяч километров, но душой он всегда стремился попасть в родные места.
После немецкой оккупации Крыма, советские власти решили, что нужно как-то воодушевить местное население. Они не придумали ничего лучшего, как разбросать по деревням листовки, в которых рассказывалось о подвигах их земляка. Амет-Хана Султана. Прочитали это «послание» от советов и гестаповцы, которым не составило труда выяснить, где живет семья «Черного дьявола». Родные летчика были арестованы, их приговорили к расстрелу, но спастись помогло то, что брат Амет-Хана – Имран, поступил на службу в немецкую комендатуру.
Для крымских татар наступили тяжелые времена. Они стояли перед выбором, или уходить в горы и начинать партизанскую войну с фашистами или пойти к ним служить. Каждый поступал так, как велела совесть, однако главным желанием каждого человека было элементарно выжить. Немцы умели «промывать» мозги, пропаганда делала свое дело, постепенно выходили наружу старые обиды, разжигались межнациональные конфликты. Особенно после того, как оккупанты дали обещание отдать татарам на вечное пользование Крым.
Настоящие планы по поводу Крыма враги держали в секрете, на самом деле на эти территории должны были заселить немецких колонистов, предварительно расправившись с местным населением.
Невероятными усилиями советской армии 10 мая 1944-го был освобожден Севастополь. Пилоты 9-го гвардейского полка получили несколько дней передышки. Именно тогда Султану удалось узнать о судьбе своих родных, ему сказали, что они остались в живых.
Летчику посчастливилось выпросить краткосрочный отпуск, и он поехал повидаться с отцом и матерью. В родной город он приехал на двух авто, вместе с ним прибыла вся его эскадрилья.
17 мая 1944 года в родной дом прославленного летчика ворвались военные. У них был приказ о задержании матери Султана и доставке ее на сборный пункт вместе с другими крымскими татарами. За женщину вступились боевые друзья Амет-Хана, и только благодаря этой поддержке, Насибе не подверглась депортации.
Амет-Хан Султан с братом Имраном
Амет-Хан Султан был поражен происходящей несправедливостью. Он больше не верил, что впереди его семью ждет светлое будущее. Особенно после того, как был арестован брат Имран за пособничество фашистам. Летчик добился свидания с братом, ему хотелось задать кучу вопросов, но при виде осунувшейся фигуры родственника, он не стал ничего спрашивать.
Когда судьба Имрана решалась военным трибуналом, Амет-Хан присутствовал на заседании. Он сказал, что если бы не «помощь» советской пропаганды, которая трубила о его боевых подвигах, семья не оказалась бы в безвыходном положении, и Имрану не пришлось бы поступать на службу к немцам, чтобы сохранить жизни близким людям. В последующие годы Султан не оставил брата без поддержки, он оказывал ему посильную помощь во всем.
Военная служба
Война застала младшего лейтенанта Султана в Кишиневе, где он проходил службу в 4-м истребительном авиаполку. В октябре того же года Султан уже командовал 147-й истребительной дивизией и воевал на Юго-Западном фронте. На тот момент за его плечами уже было сто тридцать разведывательных и боевых вылетов, за что он получил свой первый орден Красного Знамени.
Летчик Амет-Хан Султан
Командиры характеризовали 21-летнего истребителя как отважного, упорного и настойчивого мастера ведения воздушной разведки. Султан отлично владел самолетом, он и его машина представляли единое целое.
После Сталинградской битвы Султан освобождал Ростов-на Дону, Мелитополь, Крым. 18 апреля 1944-го награжден орденом Ленина, потом еще одним орденом Красного Знамени.
24 августа 1943 года Амет-Хан Султан получил звание Героя Советского Союза, 29 июня 1945 года гвардии майор Султан получил свою вторую «Золотую Звезду».
В начале 50-х он испытывал новый самолет-снаряд, и чуть не погиб во время учебного полета. Султан должен был третий раз получить высокое звание Героя Советского Союза, но не удостоился его по той причине, что везде называл себя крымским татарином. Сталин объявил татар «предателями», и не мог допустить, чтобы один из представителей этого народа носил такое высокое звание. За этот полет Султан получил только Сталинскую премию.
Личная жизнь
Информация о личной жизни героя практически отсутствует, известно только, что жену Султана звали Фаина Данильченко, и что в этом браке у прославленного летчика родилось двое детей – сыновья Станислав и Арслан. Станислав подарил родителям внучку Веронику.
Смерть
Амет-Хан Султан продолжал совершать полеты, но теперь это были учебные или испытательные вылеты. Финальным оказался вылет 1 февраля 1971 года, когда пилоту предстояло испытание нового мотора переоборудованного серийного бомбардировщика «Ту-16».
Экипаж приступил к выполнению задания, радист отчитался о начале работы, и сразу после этого самолет исчез с радаров. На поиски пропавшей машины вылетели вертолеты, и обнаружили ее только через несколько суток, полностью обгоревшей. Самолет разорвало прямо в воздухе на мелкие куски.
Хвостовую часть и тело радиоинженера нашли сразу, а кабину и носовой отсек искали четыре дня. Султан находился в кресле капитана, и эксперты пришли к выводу, что он даже не успел предпринять меры по спасению.
На счету «Черного дьявола» 4237 часов полетов, освоение и испытание более сотни летательных аппаратов. Он награжден множеством орденов и медалей.
Местом вечного упокоения Амет-Хан Султана стало Новодевичье кладбище в Москве. Память о нем увековечена в названии горного пика на родине его отца, в Дагестане, его имя носят улицы Волгограда, Махачкалы и Жуковского. Памятник отважному летчику установлен в Ярославле, а в родном городе Алупке действует его музей.