амплуа актера это что
Актерские амплуа
Такое строгое распределение актёров по комплекции, тембру голоса, типу лица существовало в театральной традиции довольно долго: от древнегреческих времён до начала XX века, когда произошло переосмысление амплуа и была признана его эстетическая сторона.
Реставрация древнегреческой трагедии
К 17 веку в европейском театре, с развитием жанров не только театрального, но и литературного искусства, количество типов актёрских амплуа существенно расширилось. Хотя деление актёров по амплуа оставалось жёстким. Переход из одного амплуа в другое был практически невозможен, разве что с возрастом.
«Слуга двух господ», реж. Стефано Де Лука, Малый театр на Ордынке
Так, в классическом театре закрепились следующие амплуа:
Эти амплуа, сформировавшиеся ещё в театре европейского классицизма обязательно входят в курсы актерского мастерства как обязательный элемент раскрытия артистизма.
К. Станиславский (слева) на Втором театральном фестивале во МХАТе. Фото архив 1938 г. «ИЗВЕСТИЯ»
М.А. Чехов (сидит на полу) среди выпускников и педагогов Суворинского училища, 1910 г.
Сегодня в театральной среде нет столь категоричного деления актёров по «фактуре», однако нельзя отрицать, что многие актёры исполняют схожие по характеру персонажей роли. В то время как лишь немногие яркие мастера способны играть как королей и тиранов, так и комических персонажей.
АМПЛУА
АМПЛУА (от франц. emploi – роль), 1) театральная классификация, узаконивающая и регулирующая в театральной практике соответствие определенных психофизических данных актера, стиля игры – его роли; 2) один из способов типизации (наряду с маской и характером) в драматургии.
Амплуа как театральная классификация
Возникновение европейской системы амплуа как некоего свода правил, касающегося актерской игры, сложилось, по-видимому, в эпоху театра классицизма. Согласно классицистской системе амплуа актер, претендующий на определенную роль, должен обладать, в первую очередь, соответствующими для этой роли внешними данными (рост, сложение, тип лица, тембр голоса и пр.). Так, если актер имел высокий рост, статную фигуру, правильные черты лица, низкий голос, он мог рассчитывать на роль героя в трагедии. Актер же маленького роста, неправильного телосложения, с более высоким голосом годился только на роли комического плана. Переходы из одного амплуа в другое не допускались, за исключением возрастных амплуа: состарившийся трагический герой-премьер, к примеру, становился «благородным отцом». Каждому амплуа соответствовала своя линия поведения, свои декламационные и пластические особенности.
В 18–19 вв. система амплуа существовала более в устной театральной практике, чем в театральной теории. Система амплуа применялась при создании театральной труппы: список амплуа учитывал наиболее распространенные драматургические типы и давал возможность набрать актеров, нужных для того, чтобы играть любой репертуар. Существовали различные способы классификации актеров по амплуа. Так, Патрис Пави в своем Словаре театра называет амплуа по социальному положению (король, слуга и пр.), по костюму (роль в мантии, роль в корсете, ливрейная роль и т.п.), по функции в драме (инженю, любовник, злодей, наперсник). Реально бытовавшие системы амплуа были, как правило, смешанного типа. Система амплуа, с одной стороны, представляет устойчивую основу театрального действия, с другой стороны, она более подвижна и гибка, чем система масок. Конкретный набор амплуа, их названия изменяются в различные эпохи.
Первой фиксированной русской системой амплуа можно считать, по-видимому, Роспись (1766), составленную императрицей Екатериной II. По этой Росписи в императорской театральной труппе (Санкт-Петербург) полагалось иметь актеров и актрис на следующие амплуа: первый, второй, третий трагические любовники; первый, второй, третий комические любовники; пер-нобль (благородный отец); пер-комик (комический старец); первый и второй слуги; резонер; подъячий; два конфиданта (наперсника); первая, вторая и третья трагические любовницы; первая, вторая комические любовницы; старуха, первая и вторая служанка; две конфидантки (наперсницы). Состав труппы императорского театра через полвека (в начале 1810-х) включал уже и другие амплуа: амплуа царя в трагедиях, петиметра (щеголя), простака, молодой кокетки, невинной (инженю); в то же время некоторые амплуа (например, подъячий) из театрального штата исчезли.
В 19 в. появляется много новых амплуа, среди которых травести, гранд-кокетт, неврастеник и др. В конце 19 в. в русской театральной практике встречаются амплуа, дифференцированные по национальным, социально- бытовым, возрастным и др. признакам. Так, в Указателе пьес для любительских спектаклей с обозначением ролей по амплуа и необходимых декораций (М., 1893) значатся национальные амплуа «армянина», «татарина», «еврея», «немца», социально-бытовое амплуа «купца», возрастные детские амплуа «девочки» и «мальчика». Движение к увеличению списка амплуа, к его конкретизации связано с возрастающим интересом театра 19 в. к человеческой индивидуальности.
Осознание амплуа как эстетической категории театра произошло в начале 20 вв. Противниками театральных амплуа выступили К.С.Станиславский, М.А.Чехов, видевшие в игре по амплуа – театральные штампы и рутинерство, препятствие для развития актерской индивидуальности. Среди сторонников системы амплуа, осознающей ее как собственно театральный способ классификации человеческих типов, были В.Э.Мейерхольд, Н.Н.Евреинов, А.Р.Кугель и др.
В 1922 в брошюре И.А.Аксенова, В.М.Бебутова и В.Э.Мейерхольда Амплуа актера актерское амплуа было определено как должность, занимаемая актером «при наличии данных, требуемых для наиболее полного и точного исполнения определенного класса ролей, имеющих установленные сценические функции». Через систему амплуа была показана связь между типологией драматургических сюжетов и актерской типологией. Авторы сделали попытку создать вневременную, «вечную» таблицу из семнадцати пар мужских и женских амплуа, с помощью которых возможно охватить весь корпус драматической литературы от античности до современности.
Скрытая система амплуа существует и в современном театре. Например, в 1970-е в связи с большим количеством производственных пьес, в драматургии социальной тематики возникло новое амплуа «социального героя».
Амплуа как способ типизации в драме
Амплуа в драме – способ типизации, родственный драматургическому типу-маске и противоположный характеру.
Драматургический тип-амплуа – это осознанное упрощение, схематизация, намеренная идеализация или снижение, отказ от индивидуализированного изображения человека с целью усиления каких-либо отдельных его качеств; поиски неких групп (по гендерным, социально-психологическим, возрастным и пр. признакам) человеческого социума. Персонаж, созданный как драматический тип-амплуа, отображает не уникальную человеческую личность, но «представителя группы», «одного из множества». Так, в Оптимистической трагедии В.Вишневского Женщина-комиссар или Вожак являются «социальными амплуа». Драматический тип-амплуа тесно связан со сценическим гротеском и активно используется в театральной практике условного театра 20 в.
Актерские амплуа. Какие они бывают
Каждый художник сцены – уникален по-своему. Ведь актеры, как и все люди – очень разные и по своему мировосприятию, и по своему характеру, жизненным приоритетам и интересам… Поэтому актерские амплуа также принято разграничивать в зависимости от того, какие роли более соответствуют каждому конкретному актеру или актрисе.
Обучение на курсах актерского мастерства также начинается, как правило, с введения в профессию, где преподаватель рассказывает будущим актерам про амплуа тружеников театра и кино. Итак, какие же выделяются основные типажи среди актерской братии.
— Актеры-трагики. Печальные сценические образы, которые создают мастера этого амплуа, всегда серьезны и пессимистичны. Несчастные судьбы, невеселые истории – все это и есть стихия трагиков, в которой они, можете нам поверить, чувствуют себя великолепно. Ведь нельзя же хохотать во весь голос, когда на душе скребут коты. Хотя, многие актеры трагического амплуа, по жизни – очень и очень оптимистичные люди. Видимо, оставляя свою печаль на сцене, в жизни им удается жить по-другому.
— Драматические герои. Можно даже сказать драматично-романтические. Ведь, как правило, актерам такого сценического образа приходится играть влюбленных барышень, отважных романтических рыцарей или любовников, судьба которых складывается во время разворота сценического действа весьма по-разному.
— Характерные роли. Пожалуй, актеру любого амплуа хотелось бы хотя бы раз попробовать себя в роли озорного обманщика и сварливой хитрой старухи. Ведь в раскрытии характерной роли, актерский талант проявляется наиболее эффектно. Мастер сцены может экспериментировать, фантазировать, а экспромт в воплощении характерной роли – всегда идет только на «Ура»!
— Актер-комик. Часто печальный по жизни, на сцене он оживает, расцветает и заставляет хохотать зрителя до слез и коликов счастья! Вспомните того же Чаплина! Не говоря ни слова, он настолько умело использовал свое актерское амплуа, что смотреть на его молчаливые трюки и фокусы можно было вечно!
Конечно, это далеко не все возможные актерские амплуа, которые изобрело современное театральное искусство. Ведь по мере его развития и совершенствования возникают все новые и новые оттенки того или иного сценического образа. Но главное не это, а главное, чтобы актер, каким бы амплуа он ни обладал, всегда мог жить на сцене, заставляя поверить в свою историю даже самого предвзятого зрителя.
Для того, чтобы узнать больше о профессии актеров, запишитесь на онлайн курсы по актерскому местерству.
Амплуа
TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Type Casting. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
« | Кушать подано! | » |
— Начало карьеры актера |
Амплуа — характер ролей, исполняемых актером, а также тип литературных персонажей (stock character), характерных для определенного жанра. Амплуа основаны на социальных или литературных стереотипах, поэтому такие персонажи абсолютно узнаваемы с первого взгляда. Например, «смешной негр в фильмах ужасов» или «крутой детектив, которого бросила жена» — это такие амплуа.
Амплуа играют важную роль, поскольку позволяют создавать и развивать стандартные ситуации. Например, встреча супергероя и его врага, обиженного на весь мир сумасшедшего учёного.
Амплуа впервые появились в театре и основная классификация театральных амплуа была дана ещё древними греками. Например, Теофраст в 319г до н. э. в своей работе о современных нравах «Характеры» описал 30 типов людей, узнаваемых по их наиболее заметной черте. Широко известна таблица, появившаяся в книге Мейерхольда, Бебутова и Аксёнова «Амплуа актёра» (1922).
Независимые от театра амплуа существуют у артистов цирка, а также в некоторых зрелищных видах спорта.
Если у актёра стандартно-злодейское амплуа ввиду его внешности и/или характерно-отрицательного обаяния — это разновидность тропа: Яркий представитель тёмных сил.
Содержание
Примеры [ править ]
Отечественное кино и сериалы [ править ]
Вадим Андреев [ править ]
В молодости имел классическую внешность простака, поэтому сыграл несколько вариаций на тему «современный Иванушка-дурачок» (самый известный пример — «Баламут»). Далее пробовал себя в разных амплуа, и более всего из этого периода запоминается его сумасшедший писатель-параноик из отечественной экранизации копитовской пьесы «Конец света с последующим симпозиумом». А когда вошёл в зрелый возраст и набрал немного лишнего веса — освоил новое амплуа: «обаятельный, хитромордый и довольно умненький мужичок». Это может быть мудрый преподаватель («Кадетство») или милый, но небескорыстный «меня заставили» антизлодей («NEXT 3») — но одни и те же черты образа неизменно сохраняются.
Михаил Боярский [ править ]
вы перепутали заданье
чёрт побери вас д’артаньян
бумаги надо у рошфора
а не бестужева украсть
не д’артаньян вы говорите
в сезоне этом де брильи
вы надоели с вашей шляпой
подите к дьяволу мишель
Куда более разнообразный актёр, чем о нём принято думать. Но у большинства кинолюбителей первая же ассоциация: «Боярский?! Стиль плаща и шпаги!». Он — навеки д’Артаньян. И — разные вариации этого же «гасконского прославленного сти-и-иля»© в «Собаке на сене», «Доне Сезаре де Базане», «Гардемаринах», «Тартюфе», «Королеве Марго». Даже роль атамана Мосия Шило в «Тарасе Бульбе» не помогла.
Зиновий Гердт [ править ]
Кого только не играл этот мастер эпизода! Существует интересная история: когда ему позвонили и предложили роль адвоката в фильме Юрия Кары «Воры в законе», супруга актёра ответила, что он евреев принципиально не играет. Вот только до этой истории он играл Паниковского (и учителя с концертино в «Розыгрыше», который явно тоже таки да), а после неё — Арье-Лейба (в ДВУХ разных фильмах) и опять-таки эпизодическую роль Моисея Сталина в первой экранизации книги «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина». И адвоката он в итоге таки сыграл. Так что супруга, похоже, просто троллила.
Константин Глушков [ править ]
Как никто, умеет играть отрицательных или «сложных, кручёных» толстяков, веско говорящих, с серьёзными/суровыми лицами. Не криминальный авторитет или ещё какой злодей — так начальник какой-нибудь. «Лесник», «Дельта», «Мент в законе», «Легавый», «Герой по вызову»…
Ирина Горбачева [ править ]
Жена, живущая в неудачном браке, либо разводящаяся с несчастным лицом.
Алиса Гребенщикова [ править ]
Дочь того самого Бориса. Имеет несколько странные черты лица (и взгляд у неё этакий «не от мира сего»), поэтому раз за разом играет «странных женщин».
Александр Дедюшко [ править ]
Мог быть подлым (как в сериале «Парни из стали»), а мог быть и благородным («Псевдоним Албанец»), но непременно крутой, хорошо дерущийся, брутальный мужик, с глубокомысленным взглядом и загадочной судьбой. Сам актёр же в интервью признавался, что мечтает сыграть гротескно-комедийную роль законченного, клинического смешного дебила. К сожалению, не пришлось.
Александр Демьяненко [ править ]
Шурик. Хотя кого только не играл.
Фёдор Добронравов [ править ]
Типичный крестьянин откуда-то с юга России или с Украины. Иван Будько из «Сватов», капитан Якименко из «Ликвидации» и многие другие. Чтобы он начал напоминать собой зловещего иезуита, маньяка и садиста (трэшовое «Возвращение мушкетеров»… да нет, не лестеровское!), пришлось надеть на него парик и основательно загримировать.
Владимир Епископосян [ править ]
Виктор Ильичёв [ править ]
Высокий рост, простоватая физиономия. Как никто, умел делать «робкое личико». Поэтому различных недотёп и/или слабохарактерных парней в его послужном списке — не счесть. Бывали даже злодеи-недотёпы («Смотри в оба!»).
Яна Кошкина [ править ]
Сама по себе девушка довольно неглупая и глубокая, но неудачная пластика заставляет во всех фильмах исполнять роль «говорящие сиськи» — тупая содержанка, любовница, тупая бывшая и т п.
Роман Курцын [ править ]
Почти в каждой роли — тупой качок, не обремененный огромным интеллектом, часто самоуверенный мерзавчик.
Тамта Лано [ править ]
Во всех сериалах — обязательно злобная, красивая, стервозная альфа-сука.
Станислав Любшин [ править ]
Амплуа у него несколько (играл и мятущихся интеллигентов, и откровенных подлецов), но вот самые яркие:
Елена Лядова [ править ]
«Левиафан», «Измены», «Плен страсти», «Любка» — бойкая своенравная девушка, ветреная и не отягощенная тяжелыми моральными принципами, изменщица, меняющая партнеров как перчатки.
Александр Петров [ править ]
Его амплуа в фильмах не меняется вовсе — этакий хамоватый обаятельный хулиган, немного только различаются оттенки характера: «Метод», «Полицейский с Рублевки», «Притяжение», «Неуловимые» и даже «Гоголь», разве, что там парик на него нацепили.
Александр Тютрюмов [ править ]
Строго говоря, он вообще не профессиональный актёр, но сочетание высокого роста и большого веса делает из него подходящего большого начальника. Типичные примеры — подполковник Егоров из «Убойной силы» или генерал Баринов из поздних сезонов «Ментов».
Анна Уколова [ править ]
Женщина с тяжелой судьбой, постоянно тянущая тяжкую лямку, часто неудачно замужем, с кучей детей, либо тяжелой судьбой, измученным лицом и большими грустными глазами.
Андрей Федорцов [ править ]
Типичный человек низкого роста, обычно весёлый. Иногда сотрудник органов внутренних дел. К примеру, Вася Рогов из «Убойной силы».
Светлана Ходченкова [ править ]
Анатолий Яббаров [ править ]
Мастер эпизода. Какое необычное лицо… То-то ему и доверяли либо роли «совсем простых мужиков из народной гущи» («Гроза над Белой», «Директор», «Бег»), либо «загадочных дегенератов» («Скверный анекдот», «Преступление и наказание», «Совсем пропащий», «Легенда о Тиле»), либо уж — белогвардейцев, шпиков, сектантов, уголовников, бандитов, убийц («Жили-были старик со старухой», «Одиночество», «Звезды и солдаты», «Возвращение к жизни», «Джентльмены удачи», «Два капитана» 1976 года, «По волчьему следу», «Побег из тюрьмы»).
Зарубежное кино и сериалы [ править ]
Дэнни Айелло (1933—2019) [ править ]
Кого бы ни играл — полицейского, гангстера, почтенного отца семейства или комическую роль — обязательно это рассудительный, обстоятельный мужчина. Потому что Айелло и в жизни был таким. И выглядел соответственно, даже несколько «по-домашнему».
Роуэн Аткинсон [ править ]
Для многих он был и остаётся «мистером Бином на все времена» и исключительно комедийным актёром, любителем корчить рожи и застывать в нелепых позах. Однако достаточно посмотреть на его театральные работы, чтобы понять — Аткинсон не только м-р Бин. В его активе и образ Чёрной Гадюки, главного героя одноимённого ТВ-сериала («The Black Adder»), причём от сезона к сезону его персонаж становился всё более и более трагически проработанным; и пародийный Джеймс Бонд — Джонни Инглиш; и даже пародийный Доктор («Доктор Кто»). Одна из его новых работ (на сей раз всё серьёзно) — комиссар Мегрэ («Мегрэ расставляет сети», 2016).
Шон Бин [ править ]
Часто играет персонажей, которые обычно умирают в процессе развития сюжета — амплуа Боромира к нему прилипло настолько качественно, что когда пронёсся слух, что в новых «Звездных Войнах» он сыграет Хана Соло, фэндом дружно ахнул: «[конец] Хану Соло!». Хорошо, что это кастинговое решение было отменено… ( Но Хану Соло всё равно [конец]. )
Джонатан Бэнкс [ править ]
Роберт Дави [ править ]
Типаж: человек с романской внешностью, далеко не красавец, долговязый и с мощными сухожилиями, грозного и сурового облика. Начинал с ролей бандитов, самая известная такая работа — историческое лицо Вито Дженовезе в «Гангстерских войнах» (1981). Засветился и в бондиане («Лицензия на убийство»), и ещё во множестве боевиков. Была и самопародия в The Goonies (один из трёх безумных сынков безумной мамаши). Потом его неоднократно привлекали также на роли «силовиков с мордой кирпичом» («Крепкий орешек», франшиза «Маньяк-полицейский», «Хищник 2») и «добрых бордельных вышибал самого зверского вида» («Дикая орхидея 2», «Шоугёлз»).
Сэмюэл Л. Джексон [ править ]
Роберт Карлайл [ править ]
Он — Гитлер. Он — противник Джеймса Бонда. Он — некромант, и впридачу невыносимый гений, которого команда космического корабля терпит только из-за невероятной гениальности. Этот же человек в магическом мире известен как могущественный колдун Румпельштильцхен, а в мире человеческом — как жестокий и прагматичный бизнесмен Голд. Роберт Карлайл, уродливо красивый человек и обладатель очень специфической мимики, великолепно играет мерзавцев.
Тим Карри [ править ]
Наиболее запоминающиеся роли — харизматично-злодейские. Доктор Фрэнк-эн-Фёртер в «Шоу ужасов Рокки Хоррора», Долговязый Джон Сильвер и, конечно же, злобный клоун Пеннивайз в старой экранизации «Оно»! Призрак артиста в «Lexx» тоже кр-райне колоритен. А какой коварный получился премьер Черденко в третьем Red Alert! Но более всего амплуа проявляется в озвучке — как-никак, Карри ещё и рок-певец. В озвучке злодеев, конечно же. От духа-разрушителя Хексуса в экологическом мульте до самого дьявола!
Джон Клиз [ править ]
После ролей в «Монти Пайтонах» и «Башнях» Клиз так и увяз в комедийном амплуа надменного саркастического эгоиста. См. хотя бы «Рыбку по имени Ванда», где он в очередной раз играет это (а еще один монтипайтоновец, Майкл Пейлин — очередного отбитого психа). Пожалуй, только в фильме «Пунктик / Clockwise» (1986 г.) Клиз позволил себе сыграть нечто более глубокое и трагическое.
Джеймс Кэгни [ править ]
Амплуа гангстера прилипло к нему настолько прочно, что он от него не смог отделаться до самой смерти — несмотря на желание сыграть, например, Гамлета, такую роль ему просто никто бы не дал.
Джон Кэнди [ править ]
Два слова: добродушный недотёпа. Внешность способствовала. О том, что этот канадский актёр был способен куда на большее, чем играть смешных толстяков, свидетельствуют его — увы, немногочисленные — драматические роли. Впрочем, Джон умудрялся найти место для драмы и в откровенно комедийных ролях, вспомните хотя бы его эпизодического героя в «Один дома».
Дитер Лазер [ править ]
Только посмотрите на эту угрюмую рожу кирпичом! Сумрачный германский гений прямо-таки впечатался во внешность. Мало кто помнит его в роли монаха-дьяволопоклонника и нацистского доктора. Гикам лицо известно по роли вселенского зла Мантрида. А после маньяка, создателя человеческой многоножки, амплуа стало почитай что несмываемым.
Вероника Лейк [ править ]
Одна из легенд Голливуда, игравшая в основном роковых женщин — и если где-то в кино появляется роковая женщина, ассоциируют её именно с Вероникой Лейк (в основном благодаря специфической прическе и мейкапу). Обычно этого персонажа ждёт плохой конец. Например, в «Отправь их в ад, Мэлоун», Эвелин ждёт именно такая судьба. Как и Элизабет из второго аддона к BioShock. И, кстати, большинство нуарных роковых женщин — тоже. Сама актриса съехала с катушек после несчастного случая и умерла от алкоголизма.
Брайан Либби [ править ]
Суровый верзила с чертами вырождения. В жизни — большой шутник, весёлый циник и анекдотчик (приколы рассказывает неизменно с мордой кирпичом, а морда у него ужас какая впечатляющая). Кто-то обозвал его «Томом Нунаном для бедных» (см. здесь о Томе Нунане), этих двух актёров даже путают. Запомнился в трэше «Безмолвный гнев» с Чаком Норрисом. Далее играл ярких эпизодических злодеев в «Джексон по прозвищу Мотор», «На линии огня», «Стиратель», «Самолёт президента»…
Гойко Митич [ править ]
Актёр одной роли? Нет, ни в коем случае. Он сыграл не одну роль, а много. Много ролей индейцев. А если он играет, скажем, русского в фильме о Второй мировой, то просто прелесть, как этот русский будет бегать по крышам и метать ножи в цель…
Джейсон Момоа [ править ]
Мэрилин Монро [ править ]
Как правило исполняет роль Прелесть какая глупенькая (хотите ярчайшие примеры — посмотрите «Река не течёт вспять» или, если предпочитаете более легковесный рисунок роли, «В джазе только девушки»). В жизни была умницей — и даже страдала от этого.
Амриш Пури [ править ]
Главный злодей Болливуда сыграл много ролей, примерно где-то между 300 и 400. Появлялся и в Голливуде: Мола Рам, злой жрец богини Кали в фильме «Индиана Джонс и храм судьбы» — это тоже он.
Лэнс Реддик [ править ]
То в одном известном сериале сыграется персонажа по фамилии Аббадон, то в не менее известной трилогии — персонажа по имени Харон. Остальных его работ большинство зрителей и не знает.
Эдди Рэдмейн [ править ]
От главного исполнителя ролей всяческих «интеллигентов до мозга костей», ассоциируемого, прежде всего, со Стивеном Хокингом в «Теории Всего», зрители любят ожидать лёгкого сумасшествия. И радуются, когда перед ними за один 2016 год предстали манерный художник с раздвоением личности и эксцентричный волшебник-зоолог. Впрочем, теперь роль Ньюта Саламандера Скамандера медленно, но уверенно заставляет забыть про Вегенера и Хокинга.
Кэри-Хироюки Тагава [ править ]
Одно время играл мерзавцев, в частности, Шан Цуна в Mortal Kombat. Теперь многим зрителям трудно привыкнуть к тому, что Тагава играет положительных героев.
Дэнни Трехо [ править ]
Прекрасно известен в характерном амплуа преступника индейского или мексиканского происхождения. Впрочем, у него и биография соответствующая — 11 лет в тюрьме, побеждённая наркозависимость и… чемпионский титул по боксу в лёгком и среднем весе (причём в тюрьме)! Участие в фильме Дэнни Трехо означает две вещи: во-первых, фильм будет полон трэша, угара, револьверов, дробовиков и мачете, а во-вторых, Трехо лично проследит, чтобы всё, что касается тюрьмы, бандитов и мордобоев, было сделано качественно. Дэнни Трехо считает, что именно фатальность судьбы его персонажей (почти все погибают) отвратит в будущем молодёжь от преступного пути — поэтому он с великим удовольствием снимается в роли завзятых подонков. Но может и в роли хорошего парня сняться, чисто чтобы показать, насколько отвратительным может быть хороший парень с замашками бандита. А вот в озвучке у него разнообразие побольше — например в Fallout: New Vegas его голосом разговаривает гуль-компаньон Рауль Техада.
Пол Уинфилд [ править ]
Годы жизни: 1939—2004. В молодые годы у него было хобби: проучиться хотя бы годик-другой в каждом из видных вузов США (два из них даже окончил, один очно, другой заочно). Типаж «весьма неглупый, серьёзный, рассудительный, недурной собою чернокожий». Оттого ему большую часть времени доставались роли полицейских, юристов, офицеров, чиновников (в том числе дипломатов), врачей, священников… Оттого на телевидении ему в 1978 году и предложили сыграть Мартина Лютера Кинга, и даже чуть не дали за эту роль «Эмми». Ещё ранее обратил на себя внимание своей оскароносной ролью в фильме «Звоночек/Саундер» (Sounder), драме о жизни чернокожих в дни Великой Депрессии. Пока он не перешагнул сорокалетний рубеж и не набрал немного лишнего веса, его ещё несколько раз заняли в качестве «типичного негра, у которого в расистскую эпоху проблемы» (одно слово — беглый раб Джим в Huckleberry Finn 1974 года!), но параллельно он уже в 1970-е осваивал своё базовое амплуа, описанное выше. Чуть ли не самая известная, знаковая роль 1980-х у него была в первом «Терминаторе» (полицейский начальник, который незадолго до того, как пострадал от рук Т-800, всё-таки поверил Кайлу Ризу, см. полную версию). Ещё Уинфилда можно найти в «Скалолазе», «Деннисе-мучителе» и «Марс атакует!». И в старом «Звездном пути» (две разных офицерских роли).
Деннис Фарина [ править ]
Известен ролями полицейских и гангстеров (обычно мафиози — как-никак, итальянское происхождение). Что называется, мастерство не пропьёшь — 18 лет службы в полиции дают о себе знать.
Морган Фримен [ править ]
Главный Мудрый Негр Голливуда. В 1960-е и 1970-е годы — буквально пара эпизодов в кино и на телевидении; в течение 1980-х — несколько киноролей второго плана… Много играл в театре, набирал экспу — и этим ограничивался. Зато, как только Фримену стукнуло полвека — практически вертикальный взлёт! «Шофёр мисс Дейзи» (1989), «Робин Гуд: Принц воров», «Побег из Шоушенка», «Семь», «Целуя девушек»… И далее, уже в новом тысячелетии — «И пришёл паук», «Все страхи мира», «Малышка на миллион», «Счастливое число Слевина», а в трилогии Нолана о Бэтмене — роль Люциуса Фокса. Фримен — ещё и полная внешняя копия Нельсона Манделы. Его и сыграл в «Непокорённом». А в двух сатирических комедиях, связанных между собой общей канвой — самого Господа Бога.
Кори Хейм [ править ]
Англоканадец кельтского происхождения, в 1980-х годах — «самый известный подросток в мире». Нет, серьёзно, не было никакого другого юного актёра, который был бы в роли тинейджера столь же естественен и органичен. Не играл — жил. И его простодушная, привлекательная физиономия — это тоже нечто. «Серебряная пуля», «Тайный поклонник», «Лукас», «Пропащие ребята», «Водительские права», «Задумай маленькую мечту», «Поспешное бегство», «Просто одна из девочек» (это где его персонаж девчонкой переодевается)… в общем, наши завсегдатаи пиратских видеосалонов 1980-х — 1990-х должны его хорошо помнить. Но годы летели, внешность стала уже не отроческая, и хотя он продолжал помаленьку сниматься и в 2000-х, прежнего громкого успеха уже никогда не было. «Лицо молодёжных комедий восьмидесятых» умер в 2010-м, чуть-чуть не дотянув до своего сорокалетия.
Барбара Хёрши [ править ]
Большинство её ролей (а если не большинство, так самые яркие и запоминающиеся) — сплошные деспотичные мамаши из редкого типа скверных мамочек: циничные и властные манипуляторши, не гнушающиеся никакими методами, чтобы удерживать дитя под строгим контролем. Кора Миллс из «Однажды в сказке» и Эрика Сейерс из «Чёрного лебедя» — примеры, которые приходят на ум сразу же.
Лена Хиди [ править ]
Её общее амплуа: сильная (не в плане мышц — хоть она и не оранжерейный цветочек) женщина, см. хотя бы фильм «Судная ночь». Актриса, в общем, и в жизни такая. Её подамплуа: «роковая красавица», но не нуарного, а древнего или средневекового типажа. Поэтому она сыграла аж трёх знаменитых монархинь, изменявших своим мужьям-монархам: царица Горго; королева Гвиневра; королева Серсея.
Ли Эрми [ править ]
Практически эталонный Сержант Зверь. А всё потому, что он и по жизни был таким и лишь после нескольких ранений и 11 лет службы (включая 14 месяцев войны во Вьетнаме!) был комиссован. Собственно говоря, на знаменитую роль сержанта Хартмана он и попал-то случайно — работал консультантом на съёмках фильма «Цельнометаллическая оболочка», вспомнил своё прошлое… и режиссёр Стэнли Кубрик это оценил!
Кэмерон Диаз [ править ]
В юности — образцовая girl next door, она же «девушка по соседству»: симпатичная, обаятельная, в меру сексуальная, в меру простоватая, но при этом бойкая и по-житейски смекалистая. Переиграла бессчётное количество подобных персонажей в американских ромкомах и мелодрамах. Став постарше, переключилась на роли милых стервочек.
Ева Грин [ править ]
Готическая красавица, и этим всё сказано. Её конёк — загадочные и в меру эксцентричные женщины со сложным характером. Если фильм мистический или фэнтезийный — героиня Евы наверняка будет обладать сверхспособностями.
Кейт Бланшетт [ править ]
Утончённая и сдержанная особа. Если не аристократка, то хотя бы девушка из очень приличной семьи. Если Кейт выпадает роль сильной женщины — это не Железная Леди, а Железный кулак в бархатной перчатке.
Риз Уизерспун [ править ]
В юности была эталоном солнечной блондинки и прославилась ролями непосредственных энергичных барышень, готовых горы свернуть ради своей цели. Повзрослев, надолго застряла в амплуа идеальной домохозяйки эстетики белого заборчика. Сейчас тоже предпочитает роли домохозяек и матерей — но уже более современных и продвинутых.
Николь Кидман [ править ]
Говорим испорченная аристократка или богатая властная дама — подразумеваем Николь Кидман. Белокурая бестия, роковая брюнетка или рыжая-бесстыжая — в любом образе она элегантна и неуловимо-порочна.
Ребел Уилсон [ править ]
Редкий подвид добродушной толстушки: пацанка с замашками леди. В её фильмографии есть и типичные прекрасные пышки, но наиболее запоминающиеся героини — пробивные и острые на язык дамочки, которые в случае чего и врезать не постесняются.