Роль государства в экономической жизни (анархизм): Понятие государства и экономики в анархизме
Роль государства в экономической жизни и анархизм – это понятия, взаимоисключающие друг друга. В настоящее время роль государства в любой экономике очевидна. Одним из основных принципов анархизма считается отсутствие принуждения власти, свобода человека от любого вида принуждения, что противоречит понятию государства. На сегодня оно участвует в экономической жизни повсюду, кроме того, использует различные способы регулирования.
Государство, экономика и анархизм
Отрицательно анархизм относится и к рыночной экономике, которая существует в подавляющем большинстве стран. Не признаёт плановой экономики (централизованного планирования). Экономика, по мнению анархистов, это производство того или иного продукта, производимого по потребности, которое учитывает желания членов общества, без постороннего вмешательства.
Анархизм роль государства видит как действия самого жестокого эксплуататора. Государство управляет обществом, отношениями внутри него, заботится о безопасности страны, в идеале должно блюсти интересы каждого гражданина, чего в жизни не наблюдается и, конечно же, контролировать экономические отношения. Для этого, как говорилось выше, используются различные методы. Рассмотрим некоторые из них.
Правовые
Анархизм отрицает государство как орудие принуждения власти, утверждает свободу человека от любого вида принуждения. Абсолютная свобода человека, не связанная нормами морали и права, – основной постулат анархизма. Роль государства в экономической жизни состоит из создания правовой базы, что, по мнению анархистов, ограничивает свободу человека.
Основным способом регулирования экономики выступают законы, при помощи которых координируются отношения между участниками действия на рынке. Основную роль здесь играет как бы антимонопольное законодательство, которое должно сдерживать монополистов, законы в поддержку малого и среднего бизнеса. Всё это делает экономику разнообразной. Но, как мы знаем, что с точки зрения анархизма роль государства в экономической жизни представляет не что иное, как эксплуатацию человека, ограничения его прав и свобод. Те же монополисты, через своих представителей в законодательных органах, лоббируют любые законы, выгодные им. Поэтому анархизм отрицает само государство как жестокого эксплуататора.
Финансово-экономические способы
Способов, при помощи которых государство способно регулировать экономическую жизнь, много. Применяя их, государство существенно влияет как на экономику своей страны, так и других стран – участников процесса. В руках государства, кроме правовых, существуют финансово-экономические способы, которые анархизм отрицает в принципе. К ним можно отнести:
Производство и потребление
Роль анархизма в экономической жизни любой современной страны трудно себе представить, так как он полностью отрицает рыночную экономику, так же как и плановую. У него свой принцип экономики, в основу которого положены два основных постулата: федерация и автономия народных масс. То есть определённые группы людей (ассоциации, коммуны) составляют списки потребностей данного общества, все это соединяется вместе, производится подсчет потребности, в соответствии с которой производится требуемый товар. Не нужно путать с планированием или современными экономическими программами.
В своё время князь Кропоткин сформулировал принцип, что первичным является потребление, производство – вторично. То есть это не составленные кем-то программы или планы, а утверждённая «низами» необходимая потребность. В современном государстве, наоборот, производство первично, вторично потребление.
Современные экономические программы, носящие рекомендательный характер, являются своеобразным методом регулирования экономической жизни.
Название: Анархизм о государстве и власти Раздел: Рефераты по политологии Тип: реферат Добавлен 06:39:20 07 июня 2011 Похожие работы Просмотров: 639 Комментариев: 15 Оценило: 4 человек Средний балл: 4.3 Оценка: неизвестно Скачать
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Волгоградский государственный технический университет
«Анархизм о государстве и власти»
2) О сути анархизма и нескольких внутренних вопросах. 4
3) Семь базовых принципов анархизма. 6
4) Развитие анархизма в России. 9
Идея анархизма, идея о том, что в государстве нет необходимости, что устройство нашего общества, его политической системы, в корне неправильно, всегда привлекала часть людей, пусть они никогда и не составляли большинство.
В социологической науке власть признаётся неотъемлемой частью общества, «функцией, необходимым элементом социальной системы».
Но помимо этого государство также стремиться поставить под свой контроль над всеми аспектами человеческой жизни, все виды взаимодействия индивидов. Это выражается в запрете спать на улицах, в указании правильного места парковки своего автомобиля или обязанности регистрироваться в течении трёх суток по месту пребывания.
Так что вопрос о государстве, о степени его вмешательства в личную жизнь, экономику, науку отвергать никак нельзя, тем более в России, где традиционно это вмешательство было очень широко. Именно этим вопросом, по сути, и занимается такое течение философии, как анархизм, и это течение имеет своих последователей. Анархисты отвергают государство, не видят в нём необходимости. Некоторые из них также отвергают какую-либо власть человека над человеком, другие же считают, что власть в современном обществе гипертрофированна, она слишком часто проявляется, и нет в ней такой необходимости, о которой говорят официальные лица, учебники и т.п. Л.Н.
Толстой, говоря о проблеме государства, писал, что «государство есть насилие», а своё отношение к Анархии (хоть он так и не называл её) выразил в следующих словах: «Это так просто и несомненно, что не согласиться с этим нельзя».
Некоторые авторы настолько широко видят проблему власти, что говорят даже о том, что «по существу, нет, и не может быть принципиально социологического исследования, которое явно или косвенно не ставило бы проблему власти».
Анархизм — идея о том, что общество может и должно быть организовано без государственного принуждения. При этом существует множество различных направлений анархизма, которые часто расходятся в тех или иных вопросах: от второстепенных, и вплоть до основополагающих (в частности — относительно взглядов на частную собственность, рыночные отношения, этнонациональный вопрос).
Анархизм — политическая философия, основывающаяся на свободе и имеющая своей целью уничтожение всех типов принуждения и эксплуатации человека человеком. Анархизм предлагает заменить сотрудничеством индивидов власть, существующую за счёт подавления одних людей другими и благодаря привилегиям одних по отношению к другим. Это означает, что, по мнению анархистов, общественные отношения и институты должны основываться на личной заинтересованности, взаимопомощи, добровольном согласии и ответственности (исходящей из личной заинтересованности) каждого участника, а все виды власти (то есть принуждения и эксплуатации) должны быть ликвидированы.
О сути анархизма и нескольких внутренних вопросах
Существует много типов и традиций анархизма, и не все они взаимоисключающие: как правило, конкретные анархисты являются сторонниками нескольких подвидов анархизма одновременно как дополняющих друг друга: например анархист может быть одновременно сторонником безгосударственных коммунистических идей и феминизма. Большинство анархистов традиционно считаются левыми, выступающими против не только государственности, но также частной собственности, капитализма, рыночных отношений. К данному направлению относятся анархо-коммунисты, большинство анархо-коллективистов и анархо-синдикалистов. В то же время анархизм всегда включал в себя индивидуалистическую составляющую.
Стоит отметить, что ещё в 1927 году, отвечая на «Платформу», предложенную Петром Аршиновым и поддержанную Нестором Махно «группа русских анархистов в изгнании» писала (при этом отмечалось, что данные положения были сформулированы в ходе гражданской войны в России в 1918—1919 годах, в ходе попытки объединения российских анархистов для совместной революционной борьбы:
«(. ) были признаны: либертарный коммунизм как основная материальная и организационная основа нового общества, синдикализм (в широком понимании) как основной метод действия и организации этой основы, индивидуализм как цель и смысл всего этого процесса.
При этом часть современных анархистов даже выступают в поддержку капиталистических отношений (например, рыночные анархисты, агористы и др.), часть являются сторонниками рыночных отношений, но отрицают при этом капитализм (мутуалисты). При этом все-таки представители «правого» анархизма и составляют меньшинство относительно анархистского движения в целом, в то время как большая часть анархистов по всему миру придерживается идей левого толка. По словам анархиста XXI века Синди Милштейн, анархизм — «политическая традиция, постоянно находившаяся в месте соприкосновения индивидуального и общественного».
Среди анархистов нет однозначного отношения к организованности движения: часть выступает за создание анархистских организаций (в том числе анархистских профсоюзов — анархо-синдикалисты), другие же выступают резко против, отстаивая в частности принцип действия через аффинити группы, когда активисты группируются по принципу личного знакомства.
Семь базовых принципов анархизма
Теория анархизма вращается вокруг семи базовых принципов:
· свобода от принуждения
Отсутствие власти подразумевает, что в анархистском обществе один человек, либо группа лиц не будут навязывать свое мнение, желание и волю другим лицам. Это же подразумевает отсутствие иерархии и представительной демократии, равно как и авторитарного правления. Анархизм исключает любого рода призывы к построению общества тоталитарного типа, при котором все люди будут подвергнуты тотальному контролю, а все сферы человеческой жизни будут стандартизированы вплоть до полного единообразия. Как раз наоборот, анархизм призывает к максимальному развитию каждой отдельной личности и индивидуализированный подход к решению проблем и потребностей отдельных людей, если на это существуют возможности.
Свобода от принуждения предполагает отказ от принуждения одних людей другими к участию в какой бы то ни было деятельности, будь то в интересах отдельного человека или даже всего общества, против его воли. Участие в общественно значимых действиях либо проектах должно осуществляться по мысли анархистов не под внешним давлением, но при условии проявления личной ответственности перед обществом, частью которого он является.
Свобода ассоциаций предполагает, что в обществе, организованном на анархистских принципах возможны любого рода ассоциации для удовлетворения всех общественных потребностей, любые общественные структуры должны создаваться свободно объединившимися людьми, обладающими равным правом определять будущее общества.
Анархисты полагают, что на место власти должен быть привнесен принцип действительной низовой инициативы, когда люди сами, коллективно будут решать общественные вопросы, и индивидуально (без вреда для других) свои личные вопросы. Ради решения любых проблем, которые касаются общества в целом, а также осуществления проектов, которые затрагивают широкие слои общества, инициатива должна выстраиваться снизу вверх, а не наоборот, как это имеет место быть в современном мире. Если будет необходимость в крупных организациях, например по сбору и утилизации отходов, развитию компьютерных технологий, использованию природных ресурсов, организации промышленного производства, энергоснабжения и чего бы то ни было ещё, анархисты предлагают создавать федеративные сообщества снизу вверх, вплоть до всемирного уровня, либо на конфедеративных началах, с широким разветвлением горизонтальных связей. При создании федералистских образований анархисты предлагают осуществлять их через систему делегирования, с правом немедленного отзыва делегатов, базирующуюся на принципе императивного мандата. Федерации основываются на тех же базовых принципах, но действуют через представительство от коллективов. Такие делегаты не должны принимать решений за выдвинувших его людей, но должны выполнять возложенные на них обязательства (в этом и заключается принцип императивного мандата).
Два последующих принципа взаимосвязаны. Взаимопомощь — это синоним сотрудничества. Когда люди работают сообща, их деятельность заметно эффективнее, нежели когда каждый работает поодиночке. Коллективное взаимодействие — это укороченный путь к достижению необходимого результата при возможно меньшей затрате усилий. Разнообразие — залог наиболее полноценной жизни каждого отдельного человека, из которых состоит общество. Фордистско-тейлористская организация производства, стандартизация массового производства, унификация отчуждает людей друг от друга, способствует раздроблению общества на эгоистов, озабоченных только своими собственными интересами в ущерб окружающим. Данные тенденции, к тому же, способствуют разрушению окружающей среды, экологии. С другой стороны, тенденции развития цивилизации способствуют развитию разнообразия рабочего процесса, дестандартизации и демассификации (что делает анархизм только более актуальным направлением общественной мысли), а потому ужасы конвейерезации человеческой жизни, неотъемлемо сопровождающие индустриализм выглядят, по крайней мере в странах уже прошедших процесс индустриализации, отходящими в прошлое. Можно сказать, что разнообразие — это более экологичная форма организации, так как подразумевает индивидуализированный подход к производству и потреблению, и, кроме того, анархисты полагают, что общественные организации более эффективно удовлетворяют интересы людей тогда, когда те имеют возможность формировать их по своему усмотрению. Когда человеческая жизнь основывается на разнообразии, люди взаимодействуют более естественно и непосредственно. Кроме того, разнообразие приводит к тому, что отдельных людей становится все сложнее контролировать. С другой стороны нельзя идеализировать понятие разнообразие, так как оно возможно и в капиталистическом обществе (и не только в той форме, в которой рассматривал этот вопрос Элвин Тоффлер), что порождает пресловутое «общество потребления», которое как раз наоборот облегчает осуществление власти государством и капитализмом, и, кроме того, способствует всё более стремительному исчерпанию природных ресурсов.
Анархизм возможен только при так называемой «пространственной неопределённости», то есть когда невозможен тотальный контроль «сверху». К сожалению, развитие современных технологий только усиливают данный контроль, вроде бы не давая возможности такому строю, как анархизм. Между тем, в сообществе свободных технологий есть другая неопределённость: между заказчиком и потребителем товара. Так что в этом смысле, как строй, анархизм в современных условиях все равно возможен.
Равенство — означает отсутствие иерархии, одинаковые для всех возможности удовлетворения своих личных потребностей в искусстве, творчестве, продуктах труда, а также равный доступ ко всем общественным благам, в том числе последним достижениям науки и техники.
Братство подразумевает, что все люди являются равными, что интересы и потребности одних не могут быть важнее и/или ценнее интересов и потребностей других людей.
Развитие анархизма в России
Процесс складывания анархистских концепций в России занял не один десяток лет и имел в нашей тогдашней действительности свои особенности. В 40-50-е гг. XIX в. элементы анархистских идей прослеживаются у А.И.Герцена, петрашевцев, других радикально настроенных представителей освободительной мысли. В последующие два десятилетия идеология анархизма приобретала все больше сторонников, но как массовое революционное движение анархизм оформился и начал играть определенную роль в системе общественно-политических взглядов народников в 70-х гг. XIX в., под влиянием идей выдающегося мыслителя и революционера, потомка древнего дворянского рода Михаила Александровича Бакунина (1814-1876). В историю анархизма Бакунин вошел как автор концепции насильственного революционного переустройства мира.
В начале XX в. в России, в условиях общего революционного подъема и невиданной по накалу классовой борьбы, анархизм, вечный спутник революций и социальных потрясений, вновь заявил о себе как об общественно-политическом движении, объединяющем лево-радикально, демократически настроенные слои общества.
Первые шаги к усилению роли анархизма в общественно-политической жизни были сделаны за границей. В 1900 г. в Женеве возникает организация российских анархистов-эмигрантов под названием «Группа русских анархистов за границей», издавшая воззвание с призывом к свержению самодержавия и социальной революции. Ее лидерами были Мендель Дайнов, Георгий и Лидия Гогелия (Л.В.Иконникова). Супруги Гогелия в 1903 г. в Женеве создали группу анархистов-коммунистов «Хлеб и Воля», принесшую известность российскому анарходвижению.
Социальную основу анархистского движения составляли преимущественно кустари, ремесленники, торговцы, крестьяне, деклассированные элементы, часть интеллигенции, а также немногочисленные группы рабочего класса, недовольные существующими порядками, но слабо представлявшие пути и средства борьбы с ними.
Существование большого количества фракций среди российских анархистов подчеркивало неоднородность движения, его аморфность, отсутствие глубокого понимания сути анархизма. Каждый анархист видел в себе личность, способную самостоятельно решить различные теоретические и практические вопросы.
В годы первой российской революции в анархизме явственно определились три основных направления: анархо-коммунизм, анархо-синдикализм и анархо-индивидуализм с наличием у каждого у них более мелких фракций. Названные направления были достаточно обособленны друг от друга. Помимо различий программных и тактических они имели собственные печатные органы, определенные сферы социального влияния, регионы действий.
Поэтому при знакомстве с историей анархизма поражает обилие всевозможных фракций и направлений. Но в практической деятельности сторонники анархии были на редкость единодушны и в борьбе за свои идеи отдавали предпочтение террору и экспроприациям.
В 1910-1913 гг. на волне общего революционного подъема в отдельных городах страны создаются подпольные революционные кружки для изучения социалистической (в т.ч. и анархистской) литературы. Анархистское движение постепенно выходило из кризиса и потрясений. Стали появляться новые формирования, полиция все чаще находила следы пропагандистско-издательской деятельности анархистов на российских фабриках и заводах.
Во время Февральской революции 1917 г. на арену политической борьбы вновь вышли анархо-коммунисты, индивидуалисты и сторонники анархо-синдикализма. Но их действия закончились поражением и частичным разгромом анархистских организаций.
Таким образом, накануне октября 1917 г. анархисты были по-прежнему разобщены, хотя и имели на своей стороне приверженцев из 40 организаций, разбросанных по стране.
6 ноября 1917 г. в газете «Анархия» был опубликован Манифест Московской федерации анархических групп, ставший своего рода программным документом, определившим задачи анархистов на предстоящий период. В Манифесте отмечалось, что сторонники анархии «первые пошли в бой на защиту революции против власти капитала».
Анархическая палитра осени 1917 г. мало изменилась по сравнению с предшествующим периодом. На арене междупартийной борьбы по-прежнему находились представители анархо-коммунизма, анархо-синдикализма и индивидуалистических течений.
Как и ранее, российские анархисты отличались от представителей других партий и течений своей пестротой, идейной разобщенностью и организационной неразберихой. Это сковывало усилия наиболее здравомыслящих анархистов, пытавшихся создать из массы ассоциаций, федераций, групп и кружков «единый анархизм», который пользовался бы доверием большинства трудящихся.
К концу 1917 г. появились анархо-кооператоры, пананархизм, анархо-универсализм, анархо-биокосмиз, анархо-гуманизм и др.
Для начала в анархистских клубах была объявлена запись желающих вступать в анархистские боевые дружины, которые вскоре получили название «Черной гвардии». В Москве стали усиленно распространяться слухи о готовящемся выступлении анархистов, и власть не могла не использовать удобного повода для приструнивания оступившихся «союзников».
В ночь с 11 на 12 апреля в городе силы ВЧК и латышских стрелков из охраны Кремля провели операцию по захвату зданий, занимаемых анархистами, и разоружили сторонников анархии. В некоторых местах анархисты пытались оказать сопротивление, но, застигнутые врасплох, быстро сдавались. К середине 12 апреля операция закончилась. В ходе ее были арестованы от 400 до 600 человек.
К этому времени в стране, разорванной противоборствующими сторонами на части, значительное внимание приковывало к себе повстанческое движение крестьянских масс Юга. В лице Н.И.Махно движение имело сильного и жестокого руководителя, оказавшегося одной из видных фигур гражданской войны. Но в деятельности махновцев было весьма мало элементов анархизма.
1) Мамут Л.С. Этатизм и анархизм как типы политического сознания. Домарксистский период М:1989
2) Энциклопедический социологический словарь, Российская Академия наук, Институт социально-политических исследований, 1995
3) Александр Малахов, Батька порядка. Коммерсантъ-Деньги, №27 за 2003г.
4) В.М. Володарский. Власть и государство в теории анархизма в России (XIX- начало XX в). Анархия и Власть, М: Наука, 1992 – с.174
Какова роль государства в экономической жизни при анархизме?
Философия анархизма подразумевает отсутствие любого принуждения со стороны государства, полную свободу личности в обществе. Все вопросы при анархизме предполагается решать ни какими-то властными решениями, а на основе сотрудничества индивидов.
Таким образом, по мнению анархистов, любые общественные отношения, в том числе и экономические, должны основываться только на личной заинтересованности, взаимопомощи, добровольном согласии и ответственности.
Основные взгляды анархистов на государство и на его роль в экономической жизни:
1) Поскольку анархисты отрицают необходимость участия государства в организации экономической жизни общества, они не признают за ним права гарантировать социальный порядок, а также выполнять роль органа, в чьи задачи входит создание приемлемых экономических условий и/или повышение уровня жизни.
2) Все экономические механизмы должны работать не зависимо от государства и должны состоять из добровольных производственных и распределительных ассоциаций. Экономическая жизнь должна строиться на основе добровольной кооперации. Каждое сообщество вольно приспосабливаться самостоятельно к условиям, в которых оно живет.
3) Т.к. государство не участвует в экономической жизни, оно не создает и не поддерживает монополии, бизнес не обманывает и не проталкивает выгодные ему законы, люди могут свободно покупать и продавать все, что хотят.
Проповедниками и теоретиками анархизма в России были такие выдающиеся философы как князь П.А.Кропоткин или философ М.А.Бакунин. Среди участников революции 1917 года было много анархистов.
Крайний экоанархизм находит свое проявление в выдвижении идеи противления научно-техническому прогрессу, возвращения к истокам, т.е. первобытно-общинному строю.
Роль государства в экономической жизни Консерватизма, Социализма. Скажите подалуйста очень надо.
Консерватизм: роль государства в экономической жизни: власть государства практически не ограничена и направлена на сохранене старых традиционных ценностей. В экономике: государство может регулировать экономику, но без покушения на частную собственность позиция по социальному вопросу и пути решения проблем: баролись за сохранение старого порядка. Отрицали возможность равенства и братства. Но новые консерваторы были вынуждены согласиться с некоторой демократизацией общества. пределы индивидуальной свободы: государство подчиняет себе личность. Свобода личности выражается в соблюдении ею традиций.
Социализм ( марксизм ): роль государства в экономической жизни: неограниченная деятельность государства в форме диктатуры пролетариата. В экономике: уничтожение частной собственности, свободного рынка и конкуренции. Государство полностью регулирует экономику. позиция по социальному вопросу и пути решения проблем: все должны иметь равные права и равные блага. Рашение социальной проблемы через социальную революцию пределы индивидуальной свободы: государство само решает все социальные вопросы. Свобода личности ограничена государственной диктатурой пролетариата. Труд обязателен. Частное предпринимательство и частная собственность запрещены.
Если не хватает где Анархизма, вот держите 1. роль государства в экономической жизни. 2. позиция по социальному вопросу и пути решения социальных проблем 3. пределы индивидуальной свободы 1Анархисты выступали за немедленное уничтожение всякой государственной власти в результате «самопроизвольного», стихийного бунта масс и создание федерации мелких автономных ассоциаций производителей. 1 2 Основная идея анархизма состоит в отрицании всякой государственной власти и проповеди ничем не ограниченной свободы каждой отдельно взятой личности. 3 Анархистский индивидуализм настаивает на идее о том, что «индивидуальная совесть и преследование личного интереса не должны быть ограничены никаким коллективом или органом государственной власти». Анархо-индивидуализм поддерживает понятие частной собственности.
не очень верно но спасибо
Социализм: Отрицание идеи частной собственности и централизованное перераспределение благ. По мнению теоретиков-социалистов, именно такая организация общества позволит создать максимально справедливое, свободное общество, в котором все граждане будут равны.
Консерватизм: Роль государства в экономической жизни: власть государства практически не ограничена и направлена на сохранене старых традиционных ценностей.