анатоль вовк биография возраст семья дети фото сейчас
Анатоль Вовк: моя миссия — сделать историю моды доступной каждому
Историк моды и эксперт на ТВ Анатоль Вовк рассказала Тайм Аут о том, как он увлекся fashion, и как расширять кругозор другим поклонникам мира моды.
— Как трансформировался ваш собственный стиль по мере роста увлечением модой?
— Стиль формируется всю жизнь. Он меняется, преображается в зависимости от развития человека. Узнавая новые факты, путешествуя по новым странам, мы расширяем свой кругозор, следовательно, и меняем свое восприятие, что есть красиво. Я не знаю ни одного человека, который бы с детства сохранил один и тот же стиль в одежде. Да даже с юности! Ведь если человек не стоит на месте, то изменения в стиле неизбежны.
— Были ли луки, о которых сейчас вспоминать смешно?
— Какими проектами в сфере моды вы занимаетесь сейчас?
— Я много читаю лекций, на нескольких языках — как в России, так и в Европе. Работаю на телевидении, у меня несколько рубрик о моде. Развиваю свой YouTube. Консультирую бренды.
— Есть ли у вас миссия? И нужна ли она вообще человеку из модной индустрии?
— Моя миссия — сделать историю моды доступной каждому. Я — в некотором роде популяризатор моды, который доступным, грамотным языком объясняет сложные процессы, происходящие в мире fashion.
— Какие источники нужно регулярно изучать, чтобы быть в курсе актуальных трендов в мире моды? Слушаете ли вы подкасты? Или должны быть визуальные каналы?
— Книги. Для меня они являются первоисточником информации. Я человек, который любит фундаментальность во всем. Книги могут дать человеку много полезного, в то время как в интернете может быть немало ошибок. Но у каждого свои особенности восприятия и усвоения знаний: хочется вам что-то смотреть — смотрите!
Я — в некотором роде популяризатор моды, который доступным, грамотным языком объясняет сложные процессы, происходящие в мире fashion
Ориентироваться нужно на себя и особенности своего мозга. У кого-то лучше информация воспринимается на слух, а у кого-то развита зрительная память. Так что не стоит рьяно следовать тому, что делают другие. Для начала стоит разобраться в себе.
— Вы уже почти 6 лет на YouTube — поделитесь принципами работы с этой аудиторией. Какой контент дает наибольший отклик, обратную связь? Как вы создаете этот контент?
— Мой канал был создан просто для того, чтобы выкладывать интервью. И это было так. Но год назад мне в голову пришла идея развивать его, делать качественный контент, который нравится публике. Я работаю не один, у меня есть ассистент, оператор, фотограф, которые являются частью команды. Каждое наше видео — это небольшой, но качественный фильм. Это не просто видео, снятое абы как, это продуманный до мелочей продукт. На съемки уходит немало времени, как и на монтаж. Для меня важно, чтобы такие ролики нравились моей публике. Я прислушиваюсь к ней и исправляю какие-то технические нюансы. И каждое видео у нас становится лучше предыдущего.
— Дайте совет: как правильно работать со СМИ — телеканалами и изданиями? Вас приглашают, или вы обращаетесь с готовым продуктом?
— Я — специалист своего дела, который посвятил высшему образованию 12 лет. И каждый день я продолжаю развиваться. Я читаю много книг на нескольких языках: русском, французском, английском и еще на нескольких. Вот вы мне прислали вопросы для того, чтобы узнать ответы. Я обращался к вам, или вы сами мне написали? Да, вы написали мне сами. Вот и ответ.
— Как выглядит ваш рабочий день, какого придерживаетесь распорядка, чтобы все успевать?
— Я всегда соблюдаю режим. Сплю по семь часов в день, порой меньше. Важно понимать, что время летит, и нужно много успеть. Поэтому глупо просто так тратить время и валяться на диване. Я не привык лениться и много работаю. В мире столько всего, что нужно узнать. Множество книг, которые нужно прочесть, несчетное множество фильмов, требующих просмотра, невероятное множество произведений искусств — и все это нужно успеть за жизнь. Это важно, по крайней мере, для меня.
— Как записаться на ваши лекции?
Беседовала Ирина Белоусова
Голь на выдумку хитра: Откуда берутся «народные» тренды?
Появление антитрендов связано не только с отсутствием вкуса у людей, но и со швейной промышленностью Китая.
Фото: Globallookpress.com / Andrey Arkusha
Вы когда-нибудь задавались вопросом, откуда появляются те или иные «народные» тренды? Их не было в последних коллекциях модных брендов, они не представлены на полках масс-маркета, но носят их с завидным упорством. В погоне за стильным и ярким образом, люди не замечают, что надевают порой безвкусицу. Историк моды Анатоль Вовк связывает это с тем, что не у всех есть достаточное количество средств, чтобы приобретать по-настоящему модную и качественную одежду. Многими женщинами движет желание выделиться из толпы, и они надевают все самое «модное» и яркое.
— В качестве примера можно привести купеческую моду конца XIX века, когда приходила купчиха и за 100 рублей просила сшить одежду так, чтобы это выглядело на 1000 рублей. А аристократка, наоборот, просила за 2000 рублей сшить так, чтобы выглядело на 100 рублей. Это все у нас осталось. Мы любим это. Мы любим одеваться ярко. Одежда для многих российских женщин — это витрина благосостояния, на которой нужно показать все лучшее сразу.
В наше время дешевая альтернатива люкса идет из Поднебесной с биркой «Made in China». Правда, стоит заметить, что многие известные мировые бренды не брезгуют отшивать вещи в Китае из-за темпов производства и низкой цены. Фабрики могут «подсматривать» за тем, что заказывают у них именитые клиенты, видоизменять лекала, ткани, цвета и шить похожие вещи, но худшего качества.
Наталина Шубина
Визажист, блогер, совладелица бренда Tutto Bene
— Разговаривать об эксклюзиве можно только от 1000 штук модели одного цвета, и то не факт. Бывает, что ты еще не успел согласовать образец вещи, а она уже через неделю появилась на Aliexpress. Мне выгодно шить 100 платьев, но они будут шить 1000 экземпляров: 100 отдадут мне, еще столько же отдадут какому-нибудь оптовому клиенту, а все остальное закинут на Aliexpress по супер-низкой цене.
Часто весь этот неликвид заказывают огромными партиями для реализации на вещевых рынках. К моде это не имеет никакого отношения, это даже нельзя назвать fast-fashion, скорее «отходами» и переработкой хорошего дизайна для снижения цены изделия. Но из-за низкой цены и броскости вещей, они приживаются в народе.
Вязанные сапоги
Фото: Instagram @koketka_kzn
В 2008-м девушки в России начали покупать и носить вязаные сапожки всех цветов радуги, но самыми популярными цветами были черный и белый. Общество разделилось на два лагеря: кто-то считал эту обувь полной безвкусицей, а кто-то — последним писком моды.
Историк моды Анатоль Вовк считает, что вязаные сапоги пришли от гетр, которые были популярны в 90-х и первой половине 2000-х. Удачный пример такой обуви — вязаная вариация сапог от бренда UGG.
— Они пошли от вязаных гетр, которые сверху надевали сначала на кроссовки, а потом на всю обувь. Это очень удобно для тех, кто живет в северной части нашей страны. Потом это все переросло в вязанные голенища, а иногда для лета делали такие кружевные а-ля бабушкина салфетка с телевизора. У подобных трендов нет «родителя», это витает в воздухе.
Сумка-хамелеон
Фото: Instagram @nika_bags
Модель сумки с 3D эффектом была придумана японским брендом Issey Miyake и получила название BAO BAO. Дизайнеры хотели сделать их маленьким олицетворением мегаполисов: технологичные города — технологичные сумки. Но после старта продаж модель переняли китайцы и начали штамповать дешевые копии миллионными партиями. Эти сумки выглядят нелепо не только из-за того, что это подделка под японский бренд, но и из-за оттенка хамелеон, который прижился в обществе из-за его «оригинальности» и «необычности».
Красный пуховик с мехом енота
Фото: Instagram @1001parka
Несколько лет назад россиянки начали носить красные пуховики с мехом енота на капюшоне. Пуховик, как отдельная вещь, всегда будет актуален в холодном российском климате, но его дизайн иногда поражает своей безвкусицей. Появление пуховиков красного оттенка, который уходит в коралловый, связан не с китайскими производителями, а со спросом на него. Как известно, спрос рождает предложение. Некоторые считают, что потребитель выбирает такой цвет из-за национальной особенности, ведь красный — это один из главных цветов России.
— Для людей, которые не могут себе позволить пуховик от Moncler за 300 тысяч рублей, хорошей альтернативой являются вот такие вещи, например, красные пуховики с капюшоном из енота, которые стали популярны последние несколько лет. Мы любим красный цвет — он наше все. Красный — это цвет сарафана, цвет красивый, цвет революции, цвет СССР. Сегодня красный — это один из любимых цветов в России. А енот, потому что это один из самых дешевых мехов.
Одежда с принтом в виде комиксов
Фото: Instagram @anastasia_custom
Одежда с принтом в виде комиксов — еще один наглядный пример того, как можно выделиться из толпы, надев всего одну яркую вещь. Мода на принт пошла от итальянского бренда Moschino, который выпускает яркие и зачастую абсурдные коллекции одежды. В 2014-м на подиуме в Милане гуляли модели, одетые в леггинсы, куртки, футболки, слипоны и другие предметы гардероба именно с рисунками из комиксов.
Показ знаменитой коллекции «Fast Fashion — Next Day After The Runway». Фото: Globallookpress.com / ZUMAPRESS, 5-tv.ru
Но все коллекции Moschino в мире моды воспринимаются как fast-fashion — тренды, которые популярны только один сезон. Стоит вспомнить нашумевшую коллекцию «Fast Fashion — Next Day After The Runway» («Быстрая мода — Следующий день после показа»), где креативный директор бренда Джереми Скотт создал вещи в виде пародии на американскую сеть фастфуда. Чехлы на iPhone в виде коробочки с картошкой фри до сих пор можно встретить на рынках, например, на петербургской «Апрашке». Когда о коллекции с комиксами модные дома забыли, китайские производители поняли, что она все еще в спросе у потребителя, и продолжили отшивать подобную одежду.
Павлопосадские платки
Фото: Instagram @pavlopasadskie_platki_
Павлопосадские платки можно сравнить с шерстяными платками от бренда Hermes, цена которых неподъемна для обычного человека. Народный аксессуар вошел в повседневную носку в 2008-м: тогда на них взлетели цены из-за высокого спроса. Россиянки сочетали их с кожаными куртками, пальто, шубами и даже пуховиками, не забывая накрасить губы красной помадой. Элемент русского фольклора придавал образу шарма, но через несколько лет платки вышли из моды. Однако в наше время их все еще можно встретить.
— Все эти тренды приживаются и остаются надолго из-за того, что не имеют никакого отношения к моде и даже не являются fast-fashion — это когда сегодня модно, а завтра не модно. Когда-то на волне патриотизма таким образом прижился павлопосадский платок и его носят до сих пор, как альтернативу дорогих платков Hermes.
Красные мокасины
Фото: Instagram @wo.men_shop
И снова красный цвет. В 2009–2011 годах появился очередной народный антитренд, о котором шутят до сих пор. Замшевые мокасины ярко-красного цвета в сочетании с белыми носками, носили «модники» по всей России. Особенно популярны мокасины этого цвета были в Москве. Откуда «растут» ноги этого антитренда сказать трудно: мокасины считались модной летней обувью, носили их и мужчины, и женщины. Популярность именно этого цвета, скорее всего, связана с симпатией россиян к ярко-красному. Ярко — значит, модно.
Как изменились выпускные наряды с 40-х до современности?
Историк моды Анатоль Вовк рассказывает, как изменилась мода выпускников.
Фото: Валентин Соболев / Фотохроника ТАСС
25 июня в России пройдут выпускные вечера для школьников. Что надевали на торжественное событие раньше? Специально для 5-tv.ru историк моды Анатоль Вовк рассказал об особенностях выпускных нарядов разных лет — от сороковых до наших дней.
Сороковые: новая форма и по-советски модные платья
Люди одевались так, как им было удобно. Если мы посмотрим с вами на выпускные, допустим, в 30-е годы, — это были просто красивые наряды, там какой-то унификации не было. А вот в 49 году государство укрепило как раз таки правила школьной формы, ввели форму. Когда мы говорим о повседневной форме — это коричневое платье и черный фартук на каждый день, а по праздникам — это был белый фартук.
Фото: Youtube.com/Мы из Арьи
С конца уже 40-х годов девочки начинают надевать кружевные воротнички, но все же какого-то единого стиля не существовало. В основном это были платья, которые можно назвать модными в советском понимании, но не в понимании мировой моды.
Практически всегда мальчики надевают одно и то же на выпускной — это костюмы. Сегодня тоже есть такая традиция, когда выходя, скажем, из 11 класса, парни покупают себе костюмы, которые им еще послужат — они могут и на свадьбу в нем отправиться. То же самое мы можем видеть и в 40-е годы.
Пятидесятые: отсутствие галстуков и никаких бальных платьев
Если мы смотрим на 50-е годы, то здесь все меняется — у девочек уже единая форма на последний звонок и на выпускной. В 50-е годы на выпускные девушки стремились сделать себе большие банты с белыми лентами или же накрутили косички и различные прически.
Фото: Юрий Абрамочкин/РИА Новости
Мальчики одеты практически одинаково. Но у мальчиков почти нет галстуков в этот промежуток времени. Парни не носят галстуки, в основном это рубашка с широким воротником, который парни расстегивают по разным причинам: во-первых, потому что нет галстуков, а во-вторых, потому что жарко.
Шестидесятые: объемные прически и белые платья
В 60-е годы все изменилось — появляется белый цвет, появляются короткие стрижки. Уже нет бантов, банты уходят постепенно, зато появляется белый цвет. Все шили себе платья в зависимости от благополучия семьи. Платья были разными, но помимо них можно увидеть костюмы — некоторое подобие жакета и юбка. В 64-м появляется объем. Девушки начинают накручивать на бигуди свои волосы: ставили на сахар, на лимонный сок, потому что как мы знаем, лак как таковой в свободном доступе не наблюдался в тот период.
Фото: Александр Невежин/РИА Новости
А вот мальчики начинают надевать узкие галстуки, которые вместе с пиджаками с широкими плечами формировали силуэты взрослых мужчин, смотрелись на фоне белых нарядов девушек весьма романтично, можно было подумать, что фотографии около школы напоминали по большей части какую-то массовую свадьбу — белый цвет у девочек и костюмы с галстуком у мальчиков. Что касается обуви, то девочки и здесь выбирали белую обувь. Но это была мода, период хрущевской оттепели постепенно подходил к концу, это давало свои плоды.
Семидесятые: длинные волосы и платья по новым выкройкам
В 70-е годы изменились мужские стрижки. И на выпускных можно было видеть уже других парней, отличных от 60-х годов. Костюмы — обязательный элемент. Меняется форма галстука, конечно же, меняется форма пиджака, и это нельзя было не заметить. Мальчики в 70-х носили иногда длинные волосы и больше походили на каких-то музыкантов на концерте, нежели на выпускников в нашем современном представлении. Но в этом тоже была своя особенность, потому что 70-е годы — это был интересный период нашей страны, особенно для молодежи, все это отражалось.
Фото: youtube.com/Ольга Гребенник
Восьмидесятые: подкладные плечики и яркие платья
Фото: Александр Гращенков/РИА Новости
В 80-е годы платья снова становятся разноцветными. Это платья, которые радуют своими цветами. Мода поменялась, понимаете? Это подкладные плечики, акценты на талии, цветные колготки, и, конечно, мы видим с вами девушек в голубых, розовых платьях, мы видим их в красных платьях. И мы видим юношей — юноши выглядят так, будто они отработали на заводе не один год, то есть настолько повзрослевшая внешне нация трудно было отличима на фотографиях с выпускных от тех, кто уже работает. Девушки с такими большими начесами на голове больше походили на сотрудниц, которые работают на какой-то кассе. И одежда их, знаете, добавляла им лишнего возраста. Но что поделаешь? Желтые, красные, оранжевые, ну и иногда, в некоторых случаях, даже некоторое подобие какой-то шали или легкого шарфа, который девушки накидывали себе на плечи. Бусы, девушки любили в тот период бусы, длинные бусы, либо это была чешская бижутерия, либо же они брали какие-то украшения у своих мам, но опять-таки мы говорим, что это действительно был тот период, когда снова появляется цвет на потрясающих выпускных фотографиях.
Девяностые: узкие галстуки и новые прически у девушек
Фото: Владимир Федоренко/РИА Новости
90-е — это отдельная история. Страна развалилась, Советского союза больше не существовало, и вот опять приходит белый цвет. В самом начале 90-х девушки опять надевают белые цвета как символ чего-то необычного, как символ невинности для выпускниц, он возвращается в моду. Парни преимущественно появляются на фотографиях уже без пиджаков, но с очень узкими галстуками. Рубашки: парни в основном приходят на выпускной сделать фотографии в рубашках с коротким рукавом — ну это и понятно, все-таки лето. Ну и опять-таки девочки, которые делают себе прически такие, как носили исполнительницы их любимых групп, что в принципе делает их похожими на фанатов на каком-то концерте. Кстати, еще очень важно, что в 90-е девочки иногда надевали белые перчатки к белым своим образам.
Нулевые: «голливудские» платья и русалочий силуэт
Фото: Алексей Никольский/РИА Новости
Ну и 2000-е годы это, конечно, запределье, как я называю — когда-то поколение, которое родилось на момент развала Советского союза, оно не знало, что такое деловой этикет, не знало, что такое нормы правильной одежды, поэтому в 2000-е и в 2010-е годы люди приходили на выпускные, одетые как попало, вот именно так. Весь широкий спектр голливудских платьев, который был в 30-е, 40-е, 50-е годы, может быть, чуть позже, оказывался трансформирован в платья для выпускниц. Это и варианты «голого» платья, которые шили из дешевой китайской ткани, это и платья стиля new-look, и русалочий силуэт, и платья в стиле Голливуда 30-х годов. Единственное, девочки забывали, что все-таки это праздник не взрослой женщины, не нужно одевать себя как взрослую женщину, это праздник как раз таки окончания детства и вступления во взрослую жизнь. Когда мы смотрим на эти фотографии, мы не видим выпускниц, зато мы видим кого? Мы видим уже женщин, уже взрослых, состоявшихся, которые уже ищут себе мужей. Может быть, это было не так, я уверен, но зачем было делать прически и такой дикий макияж и такие странные платья надевать?
Десятые: функциональные наряды и одежда из Китая
Фото: Илья Питалев/РИА Новости
2010-й год, новое поколение. Эпоха вот этого порношика нулевых закончилась, весь этот гламур постепенно уходит из моды, но мы опять-таки видим те самые платья, о которых я вам говорил. Единственное, что добавляются платья принцессы — это платья на широком кринолине с большим количеством подкладных плиссировок, которые формируют этот объем. В таких платьях неудобно, эти платья — платья на раз, все-таки нужно же выбирать такие наряды, которые девушка сможет надеть потом не единожды. И лучше выбрать что-то более скромное, чем платье принцессы. Представляете, эти платья вместе с красными или другими лентами смотрелись немного смехотворными и неподходящими, потому что если платье принцессы девушки хотели надевать очень часто, то не всегда внешним видом они могли соответствовать этому платью. Такие платья в основном привозились из Китая или из других стран, сшиты они были некачественно, эти все прозрачные сетки, которые в принципе должны были быть невидимой составляющей этого платья, выглядели отвратительно. Но что поделаешь, мода есть мода — точнее, не мода, а такие ежесекундные тренды. И даже среди таких выпускниц всегда находились те, которые выбирали элегантные платья, которые по большей части остаются вне времени, по крайней мере, лет 20-25.
Современные выпускники: брючные костюмы и стильные вещи
И конечно же, наши сегодняшние дни — они нас радуют, потому что девушки начинают уже думать о том, как грамотно подойти, не выглядеть смехотворными, не надевать эти ужасные дырявые платья, которые открывают все части тела девушки, как, например, было в нулевых. И конечно же, они выбирают те платья, которые можно надевать не один раз. Плюс добавляются брючные костюмы, добавляются комбинезоны, платья в стиле 20-х, гламурные платья в пайетку, коктейльные платья. И уже мы не видим этих больших «тортов», которые девушки надевали десятью годами ранее. Эти большие платья принцесс, которые похожи на платья невест. И это радует, потому что сегодня, когда мы смотрим на выпускные, мы видим не женщин, которые ищут себе мужей — как будто это смотр невест был. Сегодня мы видим уверенных в себе девушек, которые понимают, что одежда — важная составляющая жизни. Они понимают: что-то, что они наденут на выпускной, останется на фотографиях, и им потом не будет стыдно, пересматривая это через какой-то период времени, показывая детям, внукам или правнукам.
Фото: Виталий Аньков/РИА Новости
Становится меньше макияжа, меньше смехотворных причесок — таких, которые в 2010-е годы заливали лаком, и девушки появлялись в этих прическах еще спустя неделю или две, потому что они не могли и не хотели их разбирать, эти конструкции на голове, которые заливались несколькими бутылками лака. А сегодня все очень натурально, естественно, и я действительно рад тому, что девушки сегодня думают в правильном направлении. Что будет в 2030-е — неизвестно, нужно пожить и посмотреть на это. Но то, что сейчас у нас есть на выпускных, — гораздо лучше, чем то, что было 20 лет назад.