анатомо физиологические особенности детей 1 года жизни
Лекция № 5 анатомо-физиологические особенности детей грудного возраста
Познакомить с анатомо-физиологическими особенностями детей грудного возраста
План изложения материала:
АФО кожи и слизистых оболочек ребенка
АФО костно-мышечной системы
АФО дыхательной и сердечно-сосудистой систем
АФО ЖКТ и мочевыделительной систем
АФО органов кроветворения и эндокринной системы у детей
АФО нервной системы и органов чувств
Основные показатели физического и нервно-психического развития детей первого года жизни
После изучения темы студент должен:
Представлять и понимать:
Взаимосвязь между некоторыми АФО детей и особенностями течения патологических процессов у ребенка
Роль медсестры в стимуляции физического и нервно-психического развития детей грудного возраста
Особенности ухода за кожей и слизистыми оболочками ребенка грудного возраста
Сроки прорезывания молочных зубов, особенности роста костей
Сроки исчезновения физиологического гипертонуса мышц-сгибателей
АФО дыхательной и сердечно-сосудистой систем
Причину частых диспептических расстройств у детей грудного возраста
Частоту мочеиспусканий и дефекаций на первом году жизни
Особенности гемограммы ребенка первого года жизни
АФО эндокринной системы у детей
АФО нервной системы и органов чувств
Основные показатели физического и нервно-психического развития детей первого года жизни
Кожа и слизистые оболочки.
Кожа ребенка раннего возраста хорошо кровоснабжается. Очень высока способность кожи ребенка к регенерации. Роговой слой тонкий и состоит из 2-3 слоев слабо связанных между собой клеток. Базальная мембрана (между эпидермисом и дермой) не обеспечивает прочную связь основных слоев кожи, что может привести (при заболевании, травматизации) к легкому отделению эпидермиса. Ввиду морфологической незрелости кожи плохо развита защитная ее функция. Кожа чрезвычайно ранима и склонна к мацерации, легко инфицируется, доступна вредному воздействию химических раздражителей. Именно поэтому при уходе за ребенком необходимо строго соблюдать чистоту и асептику. Несовершенна терморегуляторная функция кожи, это связано как с недостаточно развитой функцией терморегуляции ЦНС, так и с недоразвитием протоков потовых желез (потоотделение начинается с 3-4 месяцев жизни). Ребенок раннего возраста легко перегревается или переохлаждается. Достаточно хорошо развиты и выделительная функция и функция всасывания. А дыхательная функция кожи ребенка развита даже лучше, чем у взрослого. Кожа – вторые легкие ребенка, поэтому так важно поддерживать ее в чистоте. Необходимо помнить, что кожа играет и витаминообразующую роль. Витамин Д незаменим в фосфорно-кальциевом обмене и крайне важен для растущего организма ребенка.
Кожа новорожденного покрыта первородной смазкой, которая защищает ее от вредных воздействий окружающей среды. Значительная секреция сальных желез может привести к образованию на коже (чаще носа) беловато-желтых точек (милиа).
Длинных волосы новорожденного не имеют сердцевины и через 6-8 недель выпадают и заменяются новыми.
Слизистые оболочки ребенка богаты кровеносными сосудами, хорошо регенерируют. Но при развитии воспалительных процессов у детей значительно более выражен отечный компонент воспаления.
Основу скелета новорожденного составляет хрящевая ткань, которая по мере роста ребенка заменяется костной. По точкам окостенения можно наиболее точно определить возраст ребенка (костный возраст ближе всего соотносится с биологическим возрастом). Ростковой зоной кости является метаэпифизарная. Костная ткань ребенка содержит много воды, хорошо кровоснабжается (выше чем у взрослых риск инфекционных заболеваний костей – остеомиелита и пр.) и бедна минеральными солями. Кости содержат много эластических волокон, надкостница толстая, хорошо развита. Из-за этой особенности у детей раннего возраста распространены поднадкостничные переломы (по типу «ивовой ветки»).
Череп новорожденного относительно больших размеров, мозговой отдел преобладает над лицевым. Швы черепа закрываются к 2-3 месяцам, полное сращение происходит к 3-4 годам. У доношенного новорожденного открыт большой родничок (между теменными и лобной костями), он закрывается к 12-15 месяцам.
Молочные зубы прорезываются у здоровых детей, начиная с 6-7 месяцев. Сначала медиальные нижние резцы, потом верхние, боковые. К году у ребенка обычно 8 зубов. К 2 годам 20 (по формуле N – 4, где N – число месяцев). Смена молочных зубов на постоянные начинается с 5-6 лет. Сначала появляются большие коренные зубы, и только затем идет смена молочных на постоянные в той же последовательности, в какой они прорезывались. В 11-12 лет появляются вторые большие коренные зубы. 17-25 лет – третьи (зубы мудрости).
Грудная клетка детей 1-го года жизни имеет форму цилиндра, ребра расположены горизонтально, под прямым углом к позвоночнику, что ограничивает ее подвижность и затрудняет расправление легких. Глубина вдоха обеспечивается в основном экскурсией диафрагмы (нет резерва для дыхания).
Позвоночник новорожденного не имеет физиологических изгибов. Они формируются в связи с возникновением статических функций: шейный лордоз появляется с 2 месяцев, когда ребенок начинает держать головку; грудной кифоз – с 6 месяцев, когда ребенок сидит; и поясничный лордоз – с 10-12 месяцев, когда ребенок подолгу стоит.
У новорожденного отмечается гипертонус мышц-сгибателей, что обеспечивает флексорную позу. Он сохраняется до 3-4 месяцев (до 4 месяцев наблюдается ограничение подвижности суставов). Мускулатура ребенка развивается с возрастом. Сначала идет рост крупных мышц, обеспечивающий приобретение моторных умений. Мелкие мышцы до 4-5 лет остаются плохо развитыми (мелкая моторика). Отмечается низкая сократительная способность мышц ребенка по сравнению с взрослым (3-4 сокращения в минуту против 60-80 у взрослого). Что повышает риск травматизации ребенка при неожиданных событиях (ожог утюгом). Максимальная скорость восстановления мышц после нагрузки отмечается в возрасте 7-9 лет, а выносливость достигается к 17 годам. Наибольший прирост мышечной массы отмечается в период полового развития. Для развития ребенка и его мышечной системы очень важно регулярная двигательная активность (дошкольник должен не менее 4-6 часов в день быть в движении, чтобы развиваться гармонично). Необходимо помнить об особенностях строения и функционирования скелетных мышц при проведении массажа, гимнастики, выборе вида спорта для занятий физкультурой ребенка.
Отмечается гипотония гладкой мускулатуры ребенка (зияние сфинктеров), что является одной из причин развития срыгиваний (недостаточность кардии), других функциональных расстройств со стороны внутренних органов.
Органы дыхания к моменту рождения ребенка морфологически несовершенны. В течение первых лет жизни они интенсивно растут и дифференцируются. К 7 годам их формирование заканчивается.
Слизистая оболочка дыхательных путей (полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи) тонкая и легко ранимая, богата капиллярами, рыхлой клетчаткой. Все эти особенности способствуют развитию выраженного отечно-воспалительного процесса при заболевании дыхательных путей. Риск инфекционных процессов органов дыхания у детей выше не только благодаря хорошо развитому кровоснабжению, но и сниженной продукции иммуноглобулина А. В дыхательных путях и легких детей недостаточное количество эластической ткани, мало вырабатывается сурфактанта (вещество, препятствующее спадению альвеол на выдохе), что увеличивает вероятность спадения легкого и нарушения проходимости дыхательных путей при их заболевании. Одно из распространенных осложнений пневмонии у детей раннего возраста – ателектаз. Хрящевой каркас нижних отделов дыхательных путей мягкий и податливый, что тоже может способствовать нарушению их проходимости.
Носовые ходы ребенка узкие и при отеке слизистой вследствие воспаления (насморк) носовое дыхание становится невозможным. Для ребенка раннего возраста эта проблема не только засыпания (сна), но и кормления, т.к. сосание в этом случае вызывает значительные затруднения. Дети до года не умеют дышать ртом, и при заложенности носа может развиться одышка. Придаточные пазухи носа к рождению ребенка не сформированы и синуиты редко встречаются у детей до 2-3 лет. Пещеристая ткань подслизистой оболочки носа так же развита недостаточно, чем и объясняются редкие носовые кровотечения у детей до 7 лет. Слезно-носовой проток широкий, что способствует проникновению инфекции из носа в коньюктивальный мешок.
К моменту рождения небные миндалины у детей недостаточно развиты и до 1 года исключительно редко развиваются ангины. Зато в возрасте 3-4 лет у детей наблюдается физиологическая гипертрофия носоглоточных миндалин, что при развитии воспалительных процессов носоглотки всегда приводит к стойкому нарушению носового дыхания.
Евстахиева труба у детей раннего возраста короткая, широкая и расположена более горизонтально, что объясняет частое развитие отитов, как осложнений ринофарингитов. Надгортанник у новорожденного мягкий, легко сгибается, что может быть причиной появления шумного (стридорозного) дыхания.
Гортань у детей дошкольного возраста имеет воронкообразную форму и значительно уже по диаметру, чем у взрослого. Узость просвета гортани, легко возникающий и ярко выраженный отек подслизистого пространства при воспалительных процессах гортани, спазм гладкой мускулатуры из-за обилия нервных окончаний могут привести к осложнению ларингита, встречающемуся только у дошкольников – стенозу гортани (острый стенозирующий ларинготрахеит).
Трахея очень подвижна, хрящи мягкие, что очень затрудняет ее интубацию.
Бронхи узкие, их хрящи так же мягкие и податливые. У новорожденного угол отхождения бронхов одинаков, но с возрастом правый угол становится больше и инородные тела дыхательных путей чаще попадают в правый бронх. У новорожденного и детей раннего возраста плохо развит кашлевой рефлекс, механизмы самоочищения бронхов (движения мерцательного эпителия), что способствует развитию воспалительных процессов. В мелких бронхах легко развивается спазм в ответ на различного рода раздражения, что увеличивает риск развития обструкции бронхов и бронхиальной астмы, как осложнения бронхита и пневмонии.
Ткань легкого полнокровна (богата сосудами и водой), содержит мало эластических волокон (маловоздушна). Эта особенность способствует возникновению эмфиземы, отека легкого, ателектаза. Ателектазы чаще возникают в задненижних отделах легких из-за их слабой вентиляции.
Диафрагма расположена высоко, что при развитии условий, затрудняющих ее движение (метеоризм) приводит к ухудшению вентиляции легких.
Потребность растущего организма ребенка в кислороде огромна, а легочный объем очень мал (у новорожденного объем легких составляет всего 0,5 л). Приходиться компенсировать учащением дыхания. У новорожденного частота дыхательных движений составляет 40-60 в минуту, в 1 год – 35, в 4 лет – около 25, в 8 лет 20. а после 10 лет – как у взрослого – 16-18. Дыхание новорожденного имеет поверхностный характер, продолжительность вдоха почти равна выдоху (пуэрильное дыхание), часто встречается дыхательная аритмия (неправильное чередование пауз между вдохом и выдохом), иногда развивается дыхательное апноэ. Это связано с несовершенством функции дыхательного центра продолговатого мозга. Новорожденный дышит животом, в раннем возрасте преобладает смешанный тип дыхания (грудо-брюшной), в периоде полового созревания у мальчиков устанавливается брюшной, а у девочек грудной тип дыхания.
Cердце новорожденного относительно велико и располагается горизонтально. Границы сердца у детей раннего возраста шире, чем у взрослого. Только к 2-3 годам оно принимает косое положение. Толщина стенок левого и правого желудочка одинакова, поэтому электрическая ось сердца на ЭКГ не имеет отклонения. Стенки желудочков сердца тонкие, легко растяжимые. У детей первых месяцев жизни сохраняются сообщения между правыми и левыми отделами сердца: овальное отверстие, артериальный проток, что приводит к смешиванию артериальной крови с венозной и проявляет себя в частом развитии дыхательной и сердечно-сосудистой недостаточности, наличии сердечных шумов.
Повышенные потребности тканей ребенка в кислороде и питательных веществах удовлетворяются не за счет большего систолического объема, а за счет увеличения числа сердечных сокращений. Частота сердечных сокращений новорожденного составляет 140-160 ударов в минуту, к 1 году – 120, к 3 годам – 110, к 5 годам – 100, к 10 годам – 90, а затем как у взрослого – 60-80.Пульс у детей отличается большой лабильностью: плач, физическое напряжение вызывают тахикардию. Для него так же характерна дыхательная аритмия: на вдохе он учащается, а на выдохе урежается. Работоспособность детского сердца более высокая, чем у взрослого.
Сосуды у детей раннего возраста относительно широкие, диаметр вен приблизительно равен просвету артерий. Стенки сосудов мягкие, их проницаемость выше, чем у взрослых. Эта особенность наряду с обилием капилляров предрасполагают к застою крови, что может приводить к развитию заболеваний (пневмония, остеомиелит). У детей большая скорость кровотока (12 секунд против 22 у взрослых), что связано как с высокой частотой сердечных сокращений, так и небольшой длиной сосудистого русла.
Артериальное давление у детей более низкое, чем у взрослых. Примерный уровень максимального (систолического) давления у детей до 1 года можно рассчитать по формуле 70+n, где n – число месяцев, у детей старше года по формуле: 80+2n, где n – число лет. Диастолическое (нижнее) давление обычно составляет 2/3 – 1/2 от систолического.
Органы пищеварения новорожденного недостаточно развиты и приспособлены переваривать только материнское молоко.
Слизистая оболочка полости рта нежная, богата кровеносными сосудами. В первые месяцы жизни ребенка слюнные железы продуцируют мало слюны, что приводит к сухости слизистой полости рта и легкой ее ранимости. Усиление саливации наступает к 4-5 месяцам, что связано с прорезыванием зубов. Акту сосания ребенка содействуют жировые комочки Биша, расположенные в толще щек, широкий язык, хорошо развитые мышцы губ, языка. В полости рта у детей первых месяцев жизни практически не происходит расщепление питательных веществ, поэтому выделяется очень мало ферментов (вместо амилазы продуцируется птиалин).
Пищевод у детей относительно длиннее и уже (специальные зонды), плохо развит кардиальный сфинктер.
Объем желудка относительно мал: у новорожденного составляет 30-35 мл, в 3 месяца – 100 мл, к году 200-250 мл. В горизонтальном положении ребенка пилорический отдел желудка располагается выше дна. Мускулатура развита плохо. До 3 месяцев срыгивания являются физиологичными из-за анатомической и функциональной недостаточности кардиального сфинктера. Кислотность желудочного сока и активность его ферментов у детей раннего возраста низкая, что часто приводит к развитию нарушений переваривания пищи при малейших погрешностях в питании и даже спонтанно (функциональные диспептические расстройства).
Печень новорожденного относительно больших размеров, но функционально незрелая. Особенно плохо развиты антитоксическая и внешнесекреторная функции, что может приводить к частому развитию токсикозу при различных заболеваниях. А малое количество желчи способствует ограничению усвоения жира.
Внешнесекреторная функция поджелудочной железы достигает уровня секреции взрослых только к 5 годам.
Кишечник ребенка относительно более длинный, плохо прикреплен к брыжейке, что приводит к частому развитию заворотов и инвагинаций у детей до 2 лет. Слизистая оболочка кишечника более тонкая, проницаемая, хорошо кровоснабжается (быстро всасываются токсины). Ферментативная активность кишечника низкая. Полостное пищеварение развито хуже, чем пристеночное. Поэтому любые заболевания кишечника ребенка значимо отражаются на процессе переваривания пищи. Кишечника новорожденного стерилен, заселяется микрофлорой в первые часы жизни. Характер флоры во многом зависит от вида вскармливания: при грудном преобладает бифидумфлора, при искусственном – ацидофильные палочки и энтерококки.
Характер стула ребенка так же зависит от вида питания и микрофлоры, заселяющий кишечник. У детей, находящихся на естественном вскармливании стул 3-4 раза в стуки, кашицеобразный, желтый, с кисловатым запахом; на искусственном – 2-3 раза в сутки пастообразный желто-оранжево-зеленоватой окраски (цвет зависит от вида молочной смеси) с неприятным гнилостным запахом.
Почки новорожденного относительно крупные, расположены немного ниже, чем у взрослого, что дает возможность пальпировать здоровые почки у детей раннего возраста. Почечные лоханки и мочеточники относительно широкие, гипотоничные, что облегчает заброс инфекции восходящим путем.
Мочевой пузырь расположен выше, чем у взрослых. Его слизистая оболочка тонкая и нежная, эластические волокна развиты слабо. Вместимость мочевого пузыря составляет у новорожденного около 50 мл, в 1 год – до 200 мл, в 8-9 лет – 800-900 мл. У детей раннего возраста процессы реабсорбции и секреции и диффузии несовершенны, поэтому возможность почек концентрировать мочу, и выводить токсины ограничена. Число мочеиспусканий у новорожденных 20-25, у грудных детей не менее 15 раз в сутки. Суточный диурез составляет 60-65% от выпитой жидкости. Мочеиспускание является у новорожденного безусловным рефлексом. Условный рефлекс начинает вырабатываться с 5-6 месяцев, но диагноз «энурез» правомочен только после 3 лет.
В эмбриональный период жизни кроветворными органами являются печень, селезенка, костный мозг и лимфоидная ткань. После рождения ребенка кроветворение сосредоточивается главным образом в костном мозге и происходит у детей раннего возраста во всех костях. Надо отметить, что у детей до 5 лет селезенка продолжает выполнять кроветворную функцию. К периоду полового созревания кроветворение происходит в плоских костях, эпифизах трубчатых костей и в лимфатических узлах.
У новорожденных отмечается большое количество лимфатических сосудов и лимфоидных элементов, но их барьерная функция недостаточно развита, в связи с чем, инфекция легко проникает в кровяное русло. У детей раннего возраста вилочковая железа является центральным органом иммунитета. Ее инволюция наблюдается после 3 лет. Небные миндалины у детей до 1 года структурно и функционально незрелы. Зато в раннем возраста (у детей 3-4 лет) отмечается физиологическая гипертрофия носоглоточных миндалин.
Для кроветворной системы ребенка характерна выраженная функциональная неустойчивость, ранимость, но и склонность к процессам регенерации.
Анатомо физиологические особенности детей 1 года жизни
Здоровье ребенка тесно связано с уровнем его физическо го, умственного и функционального развития.
Здоровье — это не только отсутствие болезни и физических дефектов, а состояние полного физического, духовного и со циального благополучия, это отражено в материалах Всемир ной организации здравоохранения. Основной отличительной особенностью ребенка является то, что он растет и развивает ся по определенным законам и не является копией взрослого человека.
Различают биологический и паспортный возраст человека.
Весь генетический материал закладывается в однойедин ственной клетке, возникающей в момент оплодотворения. В ней хранится информация о его половой принадлежности, росто весовых показателях, особенностях внутренних органов, пси хического и интеллектуального развития.
Ростовесовые показатели отражают биологический возраст ребенка.
Условно развитие ребенка разделяют на несколько периодов:
1) этап внутриутробного развития эмбриона — первые 12 недель беременности;
2) этап развития плода;
3) неонатальный период — от 0 до 28 дней;
4) грудной возраст — с 3—4й недели жизни до 12 месяцев;
5) преддошкольный возраст — от 1 года до 3 лет;
6) дошкольный возраст — с 3 до 7 лет;
7) период младшего школьного возраста — с 7 до 12 лет;
8) период старшего школьного возраста — с 12 до 16 лет.
Каждый из этих возрастных периодов имеет свои особен ности.
Характеристика внут риутробного периода
Первый (эмбриональный) период характеризуется быстрым формированием органов и систем. В этом периоде зародыш пре вращается в плод с органами и системами. На 1й неделе эмбрио нального развития происходит деление клеток, на 2й неделе ткани дифференцируются, образуя два слоя, на 3—4й неделе образуются сегменты тела, а с 5—8й недели они приобретают присущие человеку формы строения тела. К 8й неделе масса плода составляет 1 г, а длина — 2,5 см.
Во втором периоде, когда появляется питание плода через пла центу, образуется система кровообращения. На 18й неделе появ ляется подобие дыхательных движений, это способствует развитию древовидной структуры бронхов, а в дальнейшем — и легочной ткани.
По мере роста и развития плода формируется пищеваритель ная система. Глотательные движения появляются на 14й не деле, на 17—20й неделе плод выпячивает губы, с 28—29й не дели он способен к активным сосательным движениям.
Мышечные движения появляются к 8й неделе, на 13—14й неделе мать начинает ощущать движения плода.
В периоде с 12й по 18ю неделю жизни в связи с плацен тарным кровообращением воздействие неблагоприятных фак торов не приводит к формированию пороков у плода, но могут возникнуть задержка роста и массы плода и нарушение диф ференцировки тканей.
После 22й недели могут быть преждевременные роды и рождение недоношенного ребенка или ребенка с дефицитом массы и роста.
В последующие недели внутриутробного периода созревают все органы и системы, происходит подготовка к внутриутроб ной жизни, особенно это касается органов дыхания.
Причинами, вызывающими отклонения в отдельных систе мах и органах плода, являются: патология плаценты, приводя щая к кислородному голоданию плода; инфекции у матерей (токсоплазмоз, сифилис и др.); влияние вредных воздействий в виде радиации, токсических и травматических факторов; несба лансированное питание женщины во время беременности.
Здоровье ребенка зависит и от организации проведения ро дов. Если происходит нарушение родового акта, могут возник нуть асфиксия при нарушении пупочного кровообращения, а также травматические повреждения плода.
Средой обитания будущего ребенка является материнский организм, и от его состояния зависит физическое и психиче ское здоровье ребенка.
Неблагоприятные факторы воздействия на плод делятся на три группы: экзогенные (внешние), генетические и сочетанные.
К экзогенным факторам относят различные лекарственные вещества, средства, применяемые в промышленности, сельском хозяйстве, бытовой химии, вирусные инфекции. Воздействие на эмбрион и плод могут оказывать токи ультравысокой частоты, вибрация.
Алкоголь является наиболее частой причиной развития по роков плода, особенно при хронической интоксикации. Чаще всего возникают поражения центральной нервной системы, сер дечнососудистой, а также мочеполовой системы. Кроме этого, у новорожденного ребенка могут диагностироваться симптомы алкогольный интоксикации, печеночная недостаточность.
У курящих матерей рождаются дети с нарушениями во внутриутробном развитии, с поражением центральной нерв ной системы.
Причиной генетических изменений являются мутантные гены, вследствие этого появляются дети с такими отклонениями, как расщелина верхней губы, поли и синдактилия (наличие лишних пальцев или сращение пальцев на кисти и стопе), болезнь Дау на и др.
Наиболее опасными сроками формирования пороков разви тия являются:
1) для мозга — от 30го до 150го дня беременности;
2) для сердца — 30й, для конечностей — 45—70й дни;
3) для мужских половых путей — 110—160й дни;
4) для женских половых путей — 130—170й дни внутриутробного развития.
Неонатальный период, или период грудного возраста
Этот этап продолжается со времени появления ребенка на свет и продолжается до 28го дня жизни, подразделяясь на два периода: ранний и поздний.
Ранний период начинается с момента перевязки пуповины и продолжается до 8го дня жизни.
Второй период — с 8-го по 28-й день.
В периоде новорожденности происходит перестройка всех органов и систем ребенка применительно к условиям существо вания вне материнского организма. В это время меняется тип питания, дыхания и кровообращения. У новорожденного начи нают функционировать малый круг кровообращения, пище варительный тракт, ребенок начинает питаться молоком мате ри. Температурная реакция у новорожденного несовершенная, поэтому для него должен быть обеспечен соответствующий тем пературный режим.
В раннем неонатальном периоде возникает целый ряд при способительных явлений и реакций на окружающую среду. Они носят название кризов. Гормональный криз проявляется гипе ремией кожи, желтухой, потерей массы тела в первые дни жизни и другими проявлениями. Обычно на 3—4й день отпадает оста ток пуповины.
В позднем неонатальном периоде продолжаются адаптацион ные процессы в организме ребенка.
Грудной возраст
В этом возрасте у ребенка происходит интенсивное разви тие всех органов и систем, возрастает потребность в энергии и питательных веществах, поэтому, кроме грудного молока, с 6 ме сяцев вводится прикорм. Он знаменует собой переход от грудно го вскармливания к обычному питанию. В этом периоде происхо дит совершенствование центральной нервной и других органов и систем. После 4 месяцев совершенствуется жевательный аппа рат, начинается прорезывание зубов.
В грудном периоде отмечается высокий темп физического и психического развития. Масса тела к концу первого года утраи вается, рост увеличивается в среднем на 25 см, окружность го ловы — на 12 см, окружность груди — на 13—15 см.
Изменяются и пропорции тела, конечности удлиняются, раз виваются статические функции: ребенок начинает держать го лову, к 7 месяцам самостоятельно садится, а к году — ходит.
В грудном возрасте стремительно происходит психическое развитие. К концу года ребенок начинает понимать слова, го ворит первые осмысленные слова.
Особенности преддошкольного (ясельного) возраста (с 1 года до 3 лет)
В этом возрасте совершенствуются двигательные навыки, речь и психика; продолжается активный рост. В этом периоде уменьшаются темпы физиологического развития, но увеличи вается мышечная масса, формируется лимфоидная ткань, расши ряются двигательные возможности, усложняются психологиче ские навыки ребенка, совершенствуется моторная деятельность, ребенок начинает рисовать, различать цвета. Рацион питания становится более разнообразным.
Особенности дошкольного периода (с 3 до 7 лет)
В этом возрасте происходит дальнейшее снижение темпов на растания массы тела, изменяются его пропорции, начинается смена молочных зубов на постоянные и увеличивается их коли чество до 28—30.
Интеллектуальная деятельность усложняется, продолжается формирование навыков речи. После 3 лет ребенок начинает осознавать себя личностью, на этом этапе продолжает совер шенствоваться координация движений, проводится подготов ка к школьному обучению.
Младший школьный возраст (с 7 до 12 лет)
В этом периоде происходит полная смена молочных зубов на постоянные. Все анатомофизиологические особенности органов становятся как у взрослого человека. Ребенок начинает осваивать школьную программу, формируются сложная координация мел ких мышц. Еще больше развиваются интеллект, трудовые на выки. Следует отметить, что в этом возрасте формируется мы шечная система.
Старший школьный возраст (12—16 лет)
Этот возраст характеризуется усиленным ростом, перестрой кой эндокринной системы. Происходит быстрое половое со зревание, причем раньше оно начинается у девочек, затем — у мальчиков. В этом периоде часто отмечаются функциональные расстройства, обусловленные быстрым ростом всего тела, отдель ных органов, а также неустойчивостью вегетативной, нервной и эн докринной системы.
В этом возрасте полностью формируется характер. Этот пе риод считается трудным периодом психологического развития.
Каждому ребенку свойственен свой путь развития, завися щий от индивидуальных особенностей организма, воздействия внешней среды и других факторов.
Основными отличительными особенностями ребенка яв ляются его рост и развитие.
Физическое развитие детей — это комплекс морфофункцио нальных характеристик организма. Для контроля за физическим развитием необходима оценка изменений размеров тела, тело сложения, мышечной силы и других показателей.
В соответствии с периодами детства отмечается неравно мерность нарастания тех или иных показателей. После рожде ния происходит постоянное снижение темпов нарастания от дельных показателей.
В одном возрасте доминируют процессы роста, а в другом — процессы развития различных органов.
Масса тела
Доношенный ребенок при рождении весит от 2500 г до 4000 г. После рождения у детей отмечается физиологическая убыль в ве се, которая не должна быть выше 8% от массы тела ребенка. Наибольшая потеря массы тела происходит на 4—5й день, но к 10му дню жизни ребенок имеет те же показатели, что и при рождении. Причинами снижения массы тела после рождения ребенка являются:
1) потери воды с дыханием, через кожу и слизистые оболочки;
2) потери жидкости с первородным калом и мочой;
3) снижение поступления жидкости в организм.
Раннее прикладывание к груди стимулирует лактацию, про исходит компенсация потери жидкости ребенком.
После физиологической потери массы начинается ее интен сивная прибавка, она составляет по 25—30 г в сутки. Нараста ние массы тела к концу года достигает 10—15 г в сутки.
Вес ребенка в первые 6 месяцев жизни можно определить, сложив массу тела при рождении + 800 x n, где n — число ме сяцев первого полугодия жизни.
С 6 месяцев до года масса тела ребенка равна:
вес при рождении + (800 x 6) + 400(n – 6), где n — возраст ребенка в месяцах.
Масса тела с 2 до 11 лет равна:
10,5 + 2n, где n — возраст ребенка до 11 лет.
С 12 до 15 лет массу можно высчитать по формуле:
n x 5 – 20, где n — возраст ребенка.
Существуют и другие формулы определения массы тела в раз личном возрасте:
c 2 до 5 лет — 19 – 2(5 – n);
с 6 до 11 лет — 19 + 3(n – 5);
с 12 до 16 лет — 5n – 20.
Более точная оценка массы тела производится по таблицам. Особенно ценными являются центильные таблицы. Практи чески использовать эти таблицы просто и удобно. Интервалы, которые располагаются около средних показателей, оцени ваются как более высокие или низкие, чем средние. Если пока затель попадает в зону 3—10 или 90—97%, следует обратить на это внимание, проконсультировать и обследовать ребенка.
Методика измерения массы тела ребенка. Массу тела изме ряют на механических или электронных весах. Сначала взве шивают пеленку ребенка, а затем — самого ребенка. Массу тела ребенка старше двухлетнего возраста измеряют утром натощак на специальных медицинских весах.
Вес является очень неустойчивым показателем физическо го развития детей.
Рост ребенка
Рост ребенка — величина стабильная и изменяется только в сторону увеличения. Считается, что рост ребенка можно из мерить только тогда, когда ребенок способен стоять. До этого все измерения проводят лежа, и эта величина носит название длины тела.
Рост ребенка является отражением его физического разви тия. На процесс роста влияет множество факторов. Он зависит от питания ребенка, от обеспечения организма необходимым для развития полным комплексом питательных веществнут риентов: белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витами нов и др. На рост влияют и наследственные факторы. Кроме этого, рост ребенка регулируется гормонами, определяющими рост костнохрящевой ткани. К ним относятся: гормон щито видной железы, соматотропный гормон гипофиза, инсулин, по ловые гормоны.
Больше всего ребенок растет во время утреннего сна. Подвиж ные спортивные игры стимулируют рост. Рост ребенка также зависит от его пола.
С возрастом интенсивность роста снижается. В детстве темп роста ребенка различен. Внутриутробно отмечается самый быст рый рост. На первом году жизни ребенок прибавляет в росте около 25 см. С 1 года до 5 лет темпы роста снижаются, с 8— 10 лет наступает период некоторого замедления роста. В этом периоде девочки обгоняют в росте мальчиков, а через 2—3 года рост мальчиков превышает рост девочек. Далее следует период выраженного ускоренного роста, связанный с выработкой по ловых гормонов. Ребенок перестает расти, как только устанав ливается должный уровень половых гормонов.
Отдельные части скелета увеличиваются в размерах неравно мерно. Рост человека происходит в основном за счет удлине ния ног. После рождения высота головы увеличивается вдвое, длина тела — в 3 раза, длина рук — в 4 раза, ног — в 5 раз.
На рост влияет и время года, наиболее интенсивно рост уве личивается в весеннелетний период.
Определение роста. Длина маленького ребенка определяет ся с помощью сантиметровой ленты или горизонтального рос томера. Для точного определения длины тела голова ребенка должна касаться стенки, где находится нулевая отметка. Рука ми надавливают на колени ребенка, и к ступням приклады вают шкалу ростомера.
Старших детей измеряют вертикальным ростомером. Следу ет обращать внимание на то, чтобы тело было выпрямлено, руки опущены вдоль туловища, колени разогнуты, стопы сдвинуты. Во время измерения ребенок должен касаться планки затылком.
Расчет длины тела ребенка до 1 года производят ежекварталь но. В каждом месяце первого квартала ребенок прибавляет по 3 см, всего — 9 см за квартал; во втором квартале — по 2,5 см за каждый месяц, итого — 7,5 см за квартал, в третьем квартале — по 1,5—2 см в месяц — 3,5—6 см за квартал, в четвертом кварта ле — по 1,5 см в месяц — 4,5 см за квартал (см. табл. 1).
В возрасте менее 4 лет рост ребенка можно рассчитать по формуле:
При расчете роста в возрасте старше 4 лет используют сле дующую формулу: 100 + 6(n – 4),
Рост ребенка от 2 до 5 лет равен:
130 – 7n (для детей моложе 8 лет);
130 + 5n (для детей старше 8 лет),
Более точно отклонения в росте определяются по центиль ным таблицам.
Окружность головы ребенка
Окружность головы имеет большое значение. Отклонения в размерах черепа могут говорить о микроцефалии, макроце фалии и гидроцефалии, которые свидетельствуют о патологии центральной нервной системы. При рождении окружность го ловы равна 34—36 см. К году этот размер увеличивается на 10 см. В 6 месяцев окружность головы равна 43 см. На каждый не достающий месяц от 43 см отнимают 1,5 см, на каждый после дующий месяц прибавляют 0,5 см.
За второй год окружность увеличивается всего на 2 см, на третьем году — на 1 см. В дальнейшем окружность головы уве личивается еще медленнее, а после 6 лет увеличивается на 5— 6 см в год (см. табл. 2).
Измерение окружности головы. Окружность головы изме ряется наложением сантиметровой ленты по межбровной точ ке, сзади — по затылочной точке.
Окружность груд и у ребенка
Окружность груди дает представление о поперечных разме рах тела ребенка. Она показывает степень развития грудной клетки. При рождении окружность груди составляет 32—34 см. В 4 месяца окружности груди и головы равны, затем рост окруж ности груди опережает рост окружности головы.
Ориентировочно окружность грудной клетки можно рассчи тать по формуле:
1) до 1 года: до 6 месяцев на каждый недостающий месяц нужно из 45 см вычесть 2 см; после 6 месяцев к 45 см нужно прибавить по 0,5 см на каждый последующий месяц;
2) с 2 до 15 лет: до 10 лет окружность груди равна — 63 — 1,5 (10 – n), где n — число лет до 10; для детей старше 10 лет — 63 + 3(n – 10), где n — возраст детей старше 10 лет, а 3 см — среднее увеличение окружности груди у детей старше 10 лет.
Измерение окружности грудной клетки производится наложением ленты спереди по среднегрудным точкам, а сзади — под углами лопаток, причем обследуемый сначала поднимает руки в стороны на уровень плеч, затем руки опускаются, и лен та соскальзывает и ложится на углы лопаток. Необходимо, что бы лента плотно прилегала к телу, но не препятствовала глубо кому вдоху.
Сначала измеряют окружность груди в паузе, при этом реко мендуется громко посчитать до 5. Затем определяют окружность груди на максимальном вдохе, а затем — в момент максимального выдоха. Все три измерения проводят при одномоментном нало жении сантиметровой ленты. Экскурсией грудной клетки назы вается разница между максимальным и минимальным замерами.
Окружность грудной клетки характеризует объем тела, раз витие дыхательных мышц, а также функциональное состояние органов грудной полости.
Пропорции тела ребенка
У новорожденного соотношение длины головы и туловища составляет 1 : 4, у взрослого — 1 : 7 или 1 : 8.
Имеются индексы, которые применяются при контроле про порциональности физического развития ребенка. Это, к приме ру, индекс Чулицкой, который определяется следующим обра зом:
3 окружности плеча + окружность бедра + окружность го лени (норма — 20—25 для грудного ребенка). Снижение индек са свидетельствует о недостаточности питания ребенка.
В практике применяется определение соотношения между верхним и нижним сегментами тела. В периоде новорожденно сти это соотношение составляет 1,7 : 1, в периоде полового со зревания — 1.
Поверхность тела ребенка
Чем меньше ребенок, тем больше его относительная поверх ность тела. У новорожденного на 1 кг массы приходится 0,06 м2 поверхности тела, у взрослого — только 0,02 м2.
Площадь поверхности тела можно рассчитать по следую щим формулам.
Для детей с массой от 1,5 кг и более:
Для детей до 9 лет: площадь поверхности тела годовалого ребенка равна 0,47 м2, на каждый недостающий месяц от этой величины отнимают 0,02 м2, на каждый последующий год прибавляют 0,06 м2.
С возрастом у детей старше 1 года имеет место определен ное соотношение отдельных частей тела:
2) верхние конечности, каждая — 9%, обе — 18%;
3) нижние конечности, каждая — 18%, обе — 36%;
4) туловище: передняя поверхность — 18%;
5) задняя поверхность — 18%;
6) общая поверхность — 6%.
Физическое развитие ребенка является одной из составных частей здоровья. Оно обозначает уровень и гармоничность раз вития, которые получаются путем антропометрических изме рений, а также их оценкой в соответствии с возрастом и полом ребенка. Для этого используются таблицы с сигнальными от клонениями (или центильными рядами).
Считается, что ребенок, отстающий в росте и массе тела, характеризуется как ребенок с медленным темпом роста. Счи тается, если масса тела и окружность грудной клетки соот ветствуют росту, физическое развитие является гармоничным. Если масса тела или объем грудной клетки не соответствуют данному росту и полу, необходимо в каждом конкретном слу чае найти причину дисгармоничного развития и устранить ее.
Особенности психомоторного развития ребенка
Основными функциями нервной системы являются регуля ция всех физиологических процессов в организме и непрерыв ная адаптация его к функциям внешней среды.
Органы чувств обеспечивают поступление сигналов извне в центральную нервную систему. Нервная система заклады вается уже на первых этапах развития эмбриона (2—3я неде ля), в течение внутриутробного периода происходит ее интен сивный рост и развитие.
Ребенок рождается с незрелым мозгом, его дальнейшее раз витие и дифференцировка происходят под воздействием внеш ней среды до 20—25летнего возраста.
Оценка нервнопсихического развития происходит в соот ветствии с разработанными стандартами развития. На первом го ду жизни оценка развития проводится ежемесячно, на втором году — 1 раз в квартал, на третьем — 1 раз в полугодие.
Психомоторное развитие — это развитие интеллектуальных и двигательных навыков в зависимости от возраста, врожден ных и наследственных качеств ребенка. Благодаря этому про исходит взаимодействие ребенка с внешней средой.
Психика ребенка имеет следующие этапы развития:
1) соматовегетативный, или первые два года жизни;
2) психомоторный, или 3—6й годы жизни;
3) этап формирования стабильного эмоционального фона, или 7—10й годы жизни;
4) аффективноидеаторный этап — 11—12 лет.
В отдельные периоды отмечаются повышенная ранимость и чувствительность психики. Это отмечается в виде возраст ных кризисов в 2—4 года, 7—8 лет, в период полового созре вания (см. табл. 3—8).
Во внутриутробном периоде уже развита тактильная чувстви тельность, которая имеется у плода к концу 9й недели жизни, на поступление тактильной информации поверхность тела пло да проявляет себя уже на 14й неделе жизни, к четвертому ме сяцу внутриутробной жизни плод слышит и вздрагивает при громких звуках.
В периоде новорожденности ребенок большую часть време ни спит. Связь с внешним миром вначале происходит за счет выраженных безусловных рефлексов:
1) пищевых — сосательного, хоботкового и др.;
2) опоры — при поддержке подмышек стоит на всей стопе;
3) опоры автоматической ходьбы — переступает;
4) рефлекса ползания — отталкивается ножками от опоры в положении на животе и передвигается;
5) хватательного — сжимает палец, прикоснувшийся к ладони.
Первым условным рефлексом является рефлекс на подготов ку к кормлению. Зрительное сосредоточение появляется у груд ных детей на первом месяце жизни, ребенок фиксирует взгляд на 3й неделе жизни. У него совершенствуются тактильный, вестибулярный анализаторы.
Ребенок держит голову, тянется руками к предметам. У ре бенка исчезает гипертонус мышц, угасает часть врожденных рефлексов: автоматической ходьбы, ползания, опоры, хвата тельного. Быстро формируются рефлексы со зрительным и слу ховым анализаторами. У ребенка отмечаются двигательная активность, улыбка, гуление. Начинает формироваться интел лектуальное развитие, ребенок тянет руку к игрушкам. Период бодрствования увеличивается, время сна сокращается с 18 до 15 ч.
Во втором полугодии жизни ребенок начинает понимать об ращенную к нему речь, выполняет простейшие задания. Днем спит дважды, сон укорачивается до 14—16 ч. Садится сам, пол зает, а затем стоит, ходит с поддержкой, а затем самостоятельно. Начинает формироваться вторая сигнальная система, форми руется высшая нервная деятельность ребенка. Начинает разви ваться речь. Ребенок сначала произносит слоги, а затем — и дву сложные слова.
На втором году жизни словарный запас составляет до 300 слов. Он самостоятельно ест, умеет одеваться.
На 3—6м году жизни совершенствуются двигательные уме ния. Ребенок рисует прямые линии, окружности.
По КернуИрасеку производится оценка школьной зре лости.
Ребенок по данному тесту должен нарисовать человека со всеми частями тела: голова, туловище, конечности, волосы, уши; на лице должны быть обозначены глаза, рот, нос, на руке — пять пальцев. Он должен уметь срисовать группы точек — семь то чек диаметром 1 мм с расстоянием между ними 1 см, срисо вать фразу «Он ел суп» с учетом вертикального размера букв образца — 1 см, заглавной — 1,5 см. Оценка теста проводится по пятибалльной системе: 1 балл — наилучшая, 5 баллов — наи худшая.
В возрасте 4—6 лет совершенствуется речь, ребенок хорошо понимает смысл речи, использует многословные фразы, обоб щения нескольких групп предметов. Хорошо развита игровая деятельность ребенка. Ребенок играет со взрослыми, обеспечи вает уход за собой. Воспринимая окружающее, создает много численные фантазии.
Стабильный эмоциональный фон формируется в 7—10 лет. Ребенок становится независимым, у него появляются эмоцио нальные привязанности, эстетические представления, начинает формироваться чувство долга, ответственности, необходимости завершения начатого дела.
В возрасте 11—12 лет начинается половое созревание, ко торое определяет поведенческие особенности, общение детей друг с другом и окружающими. Ребенок хочет быть независи мым. У него формируется собственное «я».
Формирование познавательной функции ребенка оцени вается по степени его психомоторного развития в различные возрастные периоды:
1) в 2 месяца ребенок начинает улыбаться;
2) в 4 месяца узнает маму;
3) в 6 месяцев поворачивает голову к движущемуся предмету;
4) в 1 год ищет спрятанный предмет; учится играть с игрушками;
5) в 3 года знает свое полное имя;
6) в 4 года умеет считать;
7) в 5 лет знает дату своего рождения, домашний телефон, адрес.
Существует масса таблиц для определения соответствия воз расту определенных навыков. Если ребенок не владеет навыка ми возрастной группы, говорят о дисгармоничном развитии. Ес ли отмечается отставание более чем на два интервала, говорят об отставании психомоторного развития, на три — о задержке психомоторного развития, а если опережает на три интервала, констатируют опережение психомоторного развития (см. табл. 9).
Оценка психомоторного развития проводится в установлен ные сроки: на первом году жизни ребенка — ежемесячно, на вто ром — 1 раз в квартал, на третьем — 1 раз в полугодие (см. табл. 10).
Примечания: диапазон между показателями, равный одному эпикризному сроку (фиксированные возрастные интервалы), свидетельствует о дисгармоничном развитии; составляющий 2 и более эпикризных срока — о резко дисгармоничном разви тии. При оценке развития новорожденных группу развития не определяют. В заключении отмечают соответствие, опереже ние или отставание.
Для определения групп развития необходимо:
1) знать показатель, соответствующий возрасту по таблице;
2) если указанного умения нет, определять возрастную группу, где он имеется, пропуская возрастные сроки, пока не опре делится необходимый показатель;
3) при задержке развития отыскивать показатель с низким уров нем и определять группу развития 1, 2, 3, 4, 5.
Кроме этого, определяется равномерная или неравномерная задержка развития. В случае равномерного опережения опреде ляется темп развития.