андре моруа биография личная жизнь
Андре Моруа
Андре Моруа (фр. André Maurois, настоящее имя Эмиль Саломон Вильгельм Эрзог, Émile-Salomon-Wilhelm Herzog, 1885-1967), французский писатель и член Французской академии. Впоследствии псевдоним стал его официальным именем.
Мастер жанра романизированной биографии (книги о Шелли, Байроне, Бальзаке, Тургеневе, Жорж Санд, Дюма-отце и Дюма-сыне, Гюго) и короткого иронично-психологического рассказа.
Происходил из состоятельной семьи обратившихся в католицизм евреев из Эльзаса, выбравших после 1871 года французское подданство и переселившихся в Нормандию. В 1897 году Эмиль Эрзог поступил в Руанский лицей.
В шестнадцать лет ему была присуждена степень лиценциата. По совету одного из своих учителей, Эмиля Шартье, после окончания курса вместо продолжения учёбы в Эколь Нормаль поступил служащим на суконную фабрику отца. Во время Первой мировой войны служил военным переводчиком и офицером связи.
В 1918 году Моруа опубликовал роман «Молчаливый полковник Брамбл» (фр. Les Silences du colonel Bramble), который был успешно встречен как во Франции, так и в Великобритании и США.
В 1921 году вышел роман «Речи доктора О’Грэди» (фр. Discours du docteur O’Grady). После войны работал сотрудником редакции журнала «Круа-де-фё». 23 июня 1938 года был избран во французскую академию.
Участник французского Сопротивления.
Во время Второй мировой войны Моруа служит капитаном во французской армии.
После занятия Франции немецкими войсками он уехал в США. Работал преподавателем в Университете Канзаса. В это время он написал биографии Фредерика Шопена (1942), генерала Эйзенхауэра (1945), Франклина (1945) и Вашингтона (1946). В 1943 году Моруа уехал в Северную Африку, а в 1946-м вернулся во Францию.
Андре Моруа умер 9 октября 1967 года.
Моруа утверждал, что «время, проведенное с женщиной, нельзя назвать потерянным».
Андре Моруа
Андре Моруа (наст. имя Эмиль Саломон Вильгельм Эрзог; 1885-1967) – французский писатель, прозаик, эссеист и член Французской академии. Впоследствии псевдоним стал его официальным именем.
Участник Первой и Второй мировых войн. Мастер жанра романизированной биографии и короткого иронично-психологического рассказа.
В биографии Андре Моруа есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.
Итак, перед вами краткая биография Андре Моруа.
Биография Андре Моруа
Андре Моруа появился на свет 26 июля 1885 г. в небольшом французском городке Эльбеф в Нормандии. Он рос и воспитывался в богатой еврейской семье, принявшей католицизм.
Отец Андре, Эрнест Эрзог, и дед по отцовской линии владели в Эльзасе текстильной фабрикой. Благодаря их усилиям в Нормандию перебралось не только все семейство, но и множество работников. В результате, правительство наградило деда Моруа Орденом французского легиона за спасение национальной промышленности.
Когда Андре было около 12 лет он поступил в Руанский лицей, где проучился 4 года. После выпуска юноша устроился работать на фабрику отца. Все шло хорошо до начала Первой мировой войны (1914-1918).
Андре Моруа отправился на фронт в возрасте 29 лет. Он проходил службу в качестве военного переводчика и офицера связи. В тот период биографии он уже занимался писательской деятельностью. Интересен факт, что годы, проведенные на войне, получат свое отражение в его первом романе «Молчаливый полковник Брамбл».
Литература
После издания «Молчаливого полковника Брамбла» к Андре Моруа пришла мировая слава. Данное произведение имело большой успех во многих странах, включая Францию, Великобританию и США.
Окрыленный первым успехом, Моруа занялся написанием очередного романа «Речи доктора О’Грэди», который был опубликован в 1921 г. и имел не меньший успех.
В скором времени Андре начинает сотрудничать с изданием «Круа-де-фе», а после смерти отца решает продать фабрику и заняться исключительно писательской деятельностью. Он собирает материал для первой биографической трилогии.
В 1923 г. Моруа издает книгу «Ариэль, или Жизнь Шелли», а через 4 года представляет биографический труд о британском премьер-министре Бенджамине Дизраэли.
В 1930 г. в свет выходит очередная работа писателя, в которой описывается подробная биография Байрона. Этот цикл книг позже был напечатан под названием «Романтическая Англия».
Одновременно с этим из-под пера Андре Моруа выходят новые романы, включая «Бернар Кене». В книге повествовалось о молодом солдате, который против своей воли был вынужден работать на семейном предприятии. Проследить автобиографичность сюжетной линии не составляет труда.
Летом 1938 г. 53-летнего писателя избирают во Французскую Академию. В следующем году, когда началась Вторая мировая война (1939-1945), Андре Моруа вновь отправился на фронт в чине капитана.
После того как армия Гитлера буквально за несколько недель оккупировала Францию, литератор уехал в США. В Америке Моруа какое-то время преподавал в Университете Канзаса. В 1943 г. он вместе с бойцами союзных войск отправился в Св. Африку.
Там Андре встретился со своим другом и коллегой Антуаном де Сентом-Экзюпери, который был первоклассным военным пилотом. В 1946 г. он возвратился домой, где продолжил издавать новые книги.
К тому времени Андре Моруа стал автором биографий Шопена, Франклина и Вашингтона. Также он представил сборники новелл, среди которых «Отель» и «Танатос». Интересен факт, что именно в тот период он решил сделать свой псевдоним официальным именем, вследствие чего ему пришлось изменить все документы.
В 1947 г. на книжных полках появляется «История Франции» – первая из цикла книг об истории стран. Через несколько лет Моруа издает собрание сочинений, которые уместились в 16 томах.
Тогда же писатель начал работать над всемирно известными «Письмами незнакомке», которые были насыщены глубоким смыслом, юмором и практической мудростью. Также он продолжил публиковать биографии знаменитых личностей, в числе которых Жорж Санд, Александр Дюма, Виктор Гюго, Оноре де Бальзак и др.
Автобиография Андре Моруа – «Мемуары», выходит в 1970 г., спустя 3 года после смерти автора. В ней описывались разные интересные факты из жизни литератора, а также его беседы с известными чиновниками, артистами, писателями, мыслителями и деятелями искусства.
Личная жизнь
Первой женой Андре Моруа была Жанна-Мари Шимкевич. В этом браке родились девочка Мишель и 2 мальчика – Жеральд и Оливье. После 11 лет супружеской жизни мужчина овдовел. Жанна-Мари умерла вследствие сепсиса.
Затем литератор взял в жены женщину по имени Симон Кайяве. Между супругами были довольно свободные отношения. Андре какое-то время жил раздельно с Симон.
Андре Моруа и его жена Симон
В это время у Моруа были близкие связи с другими женщинами, о чем знала его законная жена. Детей в этом браке у пары так и не родилось.
Смерть
Андре Моруа умер 9 октября 1967 г. в возрасте 82 лет. Он оставил после себя огромное наследие. Его перу принадлежит около двух сотен книг и более тысячи статьей и очерков.
Кроме этого, он является автором множества афоризмов, которые до сих пор не теряют своей актуальности.
Фото Андре Моруа
Андре Моруа и его супруга Симон
Андре Моруа. Биографическая справка
26 июля исполняется 125 лет со дня рождения писателя Андре Моруа.
Французский писатель, классик жанра биографического романа Андре Моруа (Andre Maurois; настоящее имя – Эмиль Эрзог (Emil Herzog) родился 26 июля 1885 г. в местечке Эльбеф (Elbeuf) около Руана. Моруа происходил из состоятельной еврейской семьи из Эльзаса, принявшей католицизм. После 1871 г., получив французское подданство, семья переселилась в Нормандию. Отец Андре Моруа владел текстильной фабрикой. Андре посещал гимназию Эльбефа и Руана. Немалую роль в формировании взглядов Моруа на мир, общество, искусство сыграл его школьный учитель Эмиль Шартье, французский философ, моралист и писатель известный под именем Ален.
В 1897 г. Моруа поступил в лицей Корнеля в Руане, после окончания которого поступил в Каннский университет. Одновременно начал работать на отцовской фабрике, где с 1903 по 1911 гг. служил администратором.
Во время первой мировой войны Андре Моруа был офицером связи при командовании английских сил во Франции и служил военным переводчиком в Британском экспедиционном корпусе. Военные впечатления послужили материалом для первых романов Моруа «Молчаливый полковник Брэмбл» (Les silences du colonel Bramble, 1918 и «Разговорчивый доктор О’Грэди» (Les discours du docteur O’Grady, 1922). После смерти отца в 1925 г. Моруа продал фабрику и целиком посвятил себя литературному творчеству. В 1920-1930-е гг. Андре Моруа создал трилогию из жизни английских романтиков: «Ариэль, или Жизнь Шелли» (Ariel ou la Vie de Shelley, 1923), «Жизнь Дизраэли» (La Vie de Disraeli, 1927) и «Байрон» (Byron, 1930), которая позднее была издана под общим названием «Романтическая Англия», и выпустил несколько романов: «Бернар Кене» (Bernard Quesnay, 1926), «Превратности любви» (Climats, 1928), «Семейный круг» (Le Cercle de famille, 1932) и др.
В 1938 г. Андре Моруа был избран членом Французской Академии.
Когда началась вторая мировая война, писатель записался добровольцем в действующую армию, а после оккупации Франции немецкими войсками, эмигрировал в США. Преподавал в Канзасском университете. В 1943 г. служил в составе союзнических войск в Северной Африке. В 1946 г. Моруа вернулся во Францию.
Тесные узы дружбы связывали Моруа с летчиком и писателем Антуаном Сент-Экзюпери. Осенью 1939 г. оба ушли из министерства информации, чтобы служить в армии. Судьба свела их вновь в эмиграции в США, затем – в освобожденном от немцев Алжире.
После возвращения на родину Моруа издал сборники новелл, книгу «В поисках Марселя Пруста» (A la recherche de Marcel Proust, 1949).
Творческое наследие Моруа поистине огромно – 200 книг, более тысячи статей. Среди его произведений – психологические романы и рассказы, фантастические новеллы и путевые очерки, биографии великих людей и литературные портреты, исторические труды и философские эссе – «Чувства и обычаи» (Sentiments et coutumes, 1934), » Поль Верлен. Калибан, который был Ариэлем» (Paul Verlaine: un caliban qui fut un Ariel), научно-популярные работы – «История Англии» (Histoire d’Angleterre, 1937) и «История Франции» (Histoire de la France, 1947).
В начале 50-х гг. ХХ в. вышло издание собрания сочинений Андре Моруа в 16 томах.
Французским писателям посвящены литературные портреты, составившие четыре книги Андре Моруа: «От Лабрюйера до Пруста» (1964), «От Пруста до Камю» (1963), «От Жида до Сартра» (1965), «От Арагона до Монтерлана» (1967).
В 1956 г. в Париже издательством «Ля Жен Парк» были опубликованы «Письма незнакомке». На русском языке появились в 1974 г. в сокращенном виде в журнале «Иностранная литература».
Но, прежде всего, Моруа – мастер биографического жанра, где на основе точной документации он рисует живые образы великих людей. Всемирную известность он завоевал биографическими произведениями «Байрон» (1930), «Тургенев» (1931), «Лелия, или Жизнь Жорж Санд» (Lelia ou la Vie de George Sand, 1952), «Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго» (Olympic ou la Vie de Victor Hugo, 1955), «Три Дюма» (Les Trois Dumas, 1957), «Жизнь Александра Флеминга» (1959).
В год 80-летия Моруа написал последний биографический труд «Прометей, или Жизнь Бальзака» (Promethee ou la Vie de Balzac, 1965).
Одна из последних его работ, написанная в соавторстве с Луи Арагоном, опубликована в 1962 г. («Параллельная история США и СССР»). Арагон писал историю Советского Союза, Моруа принадлежит часть, посвященная Америке.
В 1970 г. во Франции была издана книга Андре Моруа «Мемуары» (Memoires. Paris, Flammarion, 1970), в которой писатель рассказал о своей жизни, о встречах с такими великими современниками, как Рузвельт и Черчилль, де Голль и Клемансо, Киплинг и Сент-Экзюпери.
Многие произведения писателя переведены на русский язык, в их числе «Превратности любви», «Семейный круг», «Жизнь Александра Флеминга», «Карьера Дизраели», «Байрон», «Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго», «Три Дюма», «Прометей, или Жизнь Бальзака» и др.
В шестидесятые годы Моруа охотно выступал на страницах советской печати. Им были установлены дружеские связи с советскими литераторами.
Моруа был членом ряда общественных организаций, сотрудничал в демократических изданиях. Подписывал протесты деятелей культуры против арестов мексиканского художника Давида Сикейроса, греческого поэта Янниса Рицоса.
Андре Моруа был дважды женат. После смерти первой жены Янины де Сзимкиевик он сочетался браком с Симоной де Кайве, племянницей Марселя Пруста.
Скончался Андре Моруа в своем доме в пригороде Парижа 9 октября 1967 г.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Андре Моруа
Биография
Друг Антуана де Сент-Экзюпери, участник Первой и Второй мировых войн Андре Моруа, перед чьими глазами прошли трагические события первой половины ХХ столетия, непостижимым образом сумел сохранить в своем творчестве искру доброй иронии. Тонкий юмор и психологичность его рассказов привлекают читателя и по сей день.
Портрет Андре Моруа
Вторая визитная карточка французского автора – биографическая проза. В то время как современники писали о потерянном поколении и трагичности бытия, Моруа искал истоки внутренней силы, способной преодолеть катастрофы XX века, в историях жизни писателей и мыслителей прошлого.
Детство и юность
Будущий автор биографий и книг о национальной истории родился в 1885 году в небольшом французском городке Эльбеф в Нормандии. Его родители – еврейская пара по фамилии Эрзог, обратившаяся в католицизм – перебрались на северо-запад Франции за полтора десятка лет до рождения сына. До этого семья жила в Эльзасе, но после того, как по итогам франко-прусской войны в 1871 году землю аннексировала Германия, было решено остаться французскими подданными и переехать на Запад.
Андре Моруа
Отец Эмиля, Эрнест Эрзог, и дедушка по отцовской линии владели в Эльзасе текстильной фабрикой. Благодаря их усилиям в Нормандию перебралась не только семья владельца предприятия, но и большинство рабочих. Правительство наградило дедушку писателя Орденом французского легиона за спасение национальной промышленности.
К моменту рождения мальчика благосостояние семьи укрепилось. При крещении ребенок получил имя Эмиль Саломон Вильгельм. С началом писательской деятельности в качестве настоящего имени закрепился псевдоним Андре Моруа. Начальное образование получил в гимназии Эльбефа, а в 12 лет поступил в руанский лицей Пьера Корнеля. Спустя 4 года ему присвоили степень лиценциата.
Андре Моруа в библиотеке
Несмотря на потенциал, Эмиль устроился администратором на отцовскую фабрику. По некоторым данным, совет оставить учебу дал ему преподаватель лицея Эмиль Шартье, публиковавший философские сочинения под псевдонимом Ален. Взгляды Шартье повлияли на мировоззрение ученика. Тем не менее, Эрзог поступил в Каннский университет.
Эмилю было 29 лет, когда началась Первая мировая война. За три года до этого он оставил работу на фабрике и пытался определиться с профессией. Эрзог в период сражений служит офицером связи при английском штабе во Франции и оказывает услуги переводчика Британскому экспедиционному корпусу. Полученный им опыт позднее находит отражение в его дебютном произведении – романе «Молчание полковника Брэмбла».
Литература
Герой первого романа Андре Моруа оказывается близок жителям всех стран, сражавшихся с Германией. Книга приносит дебютанту признание не только во Франции, но и в США и Великобритании. В 1922 году выходит в свет второй роман – «Речи доктора О’Грэди», который также оказывается успешным. Моруа убеждается в выборе литературной деятельности.
Писатель Андре Моруа
Автор устраивается в журнал «Круа-де-фе», а после ухода из жизни отца продает предприятие. В эти годы он собирает материал для первой биографической трилогии. В 1923 году выходит «Ариэль, или Жизнь Шелли», четыре года спустя – книга о премьер-министре Великобритании Бенджамине Дизраэли, а в 1930 году – биография Байрона. Эта серия, позднее изданная под названием «Романтическая Англия», укрепила популярность автора в Великобритании.
Параллельно с работой над биографиями Моруа выпускает романы. Вышедший в 1926 году «Бернар Кене» рассказывает о молодом ветеране Первой мировой, который, будучи одаренным в искусстве, против воли должен трудиться на семейной фабрике. Проследить автобиографичность сюжета не составляет труда.
Книги Андре Моруа
В 1938 году 53-летний Моруа получает особое признание – его избирают в члены Французской Академии. Учреждение изучает национальный язык и заботится о сохранении его литературной нормы, в том числе – через вручение порядка 60 ежегодных премий писателям.
Литературное творчество Андре Моруа прервала трагедия Второй мировой. Писатель вновь записывается добровольцем и служит в звании капитана. Когда фашистам удается оккупировать Францию, он уезжает в США и некоторое время преподает в Университете Канзаса. Однако в 1943 году Моруа вместе с солдатами войск союзников попадает в Северную Африку. Здесь и ранее в эмиграции он встречает своего друга, военного летчика, писателя Антуана де Сент-Экзюпери.
Антуан де Сент-Экзюпери
В начале 50-х выходит собрание его сочинений: тексты занимают 16 томов. В эти же годы публикуются изящные, полные юмора «Письма незнакомке». Моруа продолжает работать над биографиями. Его интересует Жорж Санд, Александр Дюма, Виктор Гюго и даже Александр Флеминг, создавший пенициллин. Завершила этот блок книга о Бальзаке. Автор создал ее на 79 году жизни.
Андре Моруа
В последнее десятилетие жизни Моруа его статьи часто публиковались в советских газетах. Как пишет РИА «Новости», литератор дружил со многими писателями СССР. Во Франции сотрудничал с различными изданиями демократического толка. Известно, что Моруа оставил подпись под протестом общественников против взятия под стражу живописца из Мексики Давида Сикейроса.
Собственное жизнеописание Моруа выходит в 1970 году, после смерти автора, под незамысловатым названием «Мемуары». В нем – все закулисье творческой жизни, сцены встреч и неформальных бесед с политиками, философами, писателями. Литературное наследие французского автора объединяет две сотни книг и свыше тысячи статей. Широко известны афоризмы и высказывания Моруа, например:
«Время, проведенное с женщиной, нельзя назвать потерянным».
Личная жизнь
Биография Моруа включает в себя два брака. В 28 лет он женился на Жанне-Мари Шимкевич. Супруга подарила ему двух сыновей, Жеральда и Оливье, и дочку Мишель. Когда писателю было 39 лет, его жена скончалась. Причиной смерти стал сепсис.
Андре Моруа и его жена Симон
Второй брак заключен с Симон Кайяве, родственницей Марселя Пруста. Некоторое время пара жила отдельно друг от друга, при этом Симон было известно, что у супруга есть внебрачные связи. Детей у Моруа и Кайяве не было.
Смерть
Андре Моруа ушел из жизни 9 октября 1967 года. В это время он проживал на территории Нейи-сюр-Сен – коммуны, примыкающей к столице Франции на западе.
Могила Андре Моруа
Могила писателя находится на местном кладбище. Здесь же покоится тело Анатоля Франса, кинематографиста Рене Клера, художника-символиста Пюви де Шаванна.
Библиография
Цитаты
Школьные товарищи – лучшие воспитатели, чем родители, ибо они безжалостны.
Искусство старения заключается в том, чтобы быть для молодых опорой, а не препятствием, учителем, а не соперником, понимающим, а не равнодушным.
Нет врага более жестокого, чем прежний друг.
Делайте маленькое дело, но овладевайте им в совершенстве и относитесь к нему как к делу великому.
Андре моруа – биография знаменитости, личная жизнь, дети
Незнакомый Андре Моруа…
11 Ноя 2015, Наталия Хоробрых
Эпиграф:
«У меня есть тетрадь, куда я заношу цитаты, понравившиеся мне, и отвечающие моим тревогам».
Андре Моруа
Всё-таки я очень люблю бумажные книги. И в каждый приезд родственников и друзей прошу привезти мне хоть пару книг, из моих же запасов. Я консерватор во вкусах, и книги, любимые 20 лет назад, остаются ими и сегодня.
Хотя, разумеется, я читаю и открываю для себя новые имена, но Чехов, Моруа, Цвейг и Бальзак — это то, что, войдя в мою жизнь в подростковом возрасте, остается в сердце навсегда.
И не надоедает даже после сотого перечитывания.
Особенная тоска у меня по Моруа. Всё вспоминаю, как в 13 лет в букинистическом магазине я наткнулась на его «Письма незнакомке» и прочла первые несколько страниц тут же, не в состоянии оторваться. Купила книгу и запоем прочла.
Потом я читала всё, что было переведено из Моруа на русский язык, хоть и не все из этих книг есть в моей домашней библиотеке. Здесь я даже обзавелась двумя романами Моруа на словацком, но это не совсем то, не привычное с детства.
Попросила я маму привезти мне любые из романов Моруа, которые попадутся ей при разборе книг, и мама привезла мне не романы или биографии, которые я обожаю, а привезла мне «Мемуары». Эту книгу более 15 лет назад подарила мне моя подруга Леночка, но я тогда была совершенно равнодушна к публицистике.
Поэтому из его мемуаров прочла только то, что касалось его личной жизни, а про общественную жизнь и эмиграцию шустро пролистала, и больше к этой книге не возвращалась. А вот сейчас, наверно, время пришло. Потому что прочла я «Мемуары» от корки до корки, и практически за два вечера, а потом стала перечитывать и делать выписки.
До такой степени его мысли и переживания созвучны с моими.
Только я свои излагать так точно и стильно не умею. Сейчас перечитываю уже третий раз подряд. И просто поделюсь выписками, цитатами, которые на данный момент могла бы назвать своими, до такой степени я откликаюсь на них. Мне кажется, тем, кто давно ничего обо мне не читал и не слышал, сразу станет понятно, какие процессы меня волнуют на данный момент.
Передаю слово Андре Моруа:
«Тому, кто идет шаг за шагом по верному пути, всё дается легко; тому же, кто надеется после нескольких потерянных лет наверстать упущенное, перескакивая с пятого на десятое, всё становится невозможным. Разум, как и сердце, формируется рано, и многие из нас остаются на всю жизнь детьми».
«Смерти и несчастья, свалившиеся на меня за последние годы, сильно меня изменили. Быстрые успехи и управление огромным предприятием сделали меня в начале моей жизни опасно самоуверенным. До тридцати лет я не знал, что такое неудача. Результатом этого были пробелы в моём духовном развитии и поразительная инфантильность.
«Считается, что люди, у которых было счастливое детство, остаются оптимистами на протяжении всей жизни, несмотря на всевозможные испытания и преграды. Моё детство доказывает справедливость этой мысли.»
«Политическая мудрость редко вознаграждается в этом мире».
«Завоевать друзей любовью и справедливостью труднее, нежели нажить врагов небрежением и осторожностью».
«Невозможность восхищаться — свойство посредственности».
Очень интересное наблюдение для тех, кого мы называем «гуманитариями»:
«Занятия математикой дают энергичность и точность».
Пару милых иронизмов о своих соотечественниках:
«Французы любят войну и кафе, потому что туда ходят без жен».
«Сегодняшнее заседание Французской академии посвящено Словарю.
Когда в 1939 году я покинул эти стены, отправившись в действующую армию, он был на слове «agresseur»; через 7 лет застаю его на слове «ardeur».
При таких темпах для создания нового словаря потребуется век, но какое это имеет значение? Академия, как и Церковь, незыблема и не считается со временем, соблюдая свою неизменную форму.»
«Сделал ли я ошибки в жизненном выборе? Думаю, во многих ситуациях, поведи я себя иначе, жизнь моя сложилась бы много легче. Но была бы она такой же богатой событиями и яркой или нет? На этот вопрос никто ответить не может, а я привык считать, что если чего-то не произошло, значит, и не могло произойти.»
«Уединение — прекрасная вещь, если ты в ладу с самим собой и у тебя есть чётко определенная задача».
«Невзгоды научили меня терпимости, выдержке и состраданию. Самые счастливые мгновения в своей жизни, моменты озарения и восторга я пережил, когда, движимый состраданием, забывал о себе. В смирении, если оно добровольное и безусловное, чудесная защищенность».
«Не думай, что путь в будущее лежит через забвение прошлого; обновляя, сохраняй, созидая, не разрушай».
«Я всегда считал, что слова разъединяют людей больше, чем действия, тогда как молчание и труд могут привести их к согласию. Даже сегодня в этом хаосе, в котором гибнет цивилизация, я продолжаю напряженно искать возможности сближения. Неудачи не убили во мне упрямой, пожалуй, нелепой веры, что ненависть между людьми будет побеждена любовью.»
«Возможно, именно невзгоды заставляют человека развивать то лучшее, что в нем заложено. Благополучие усыпляет душу. Страдание же — суровый, зато надежный наставник».
«Счастливый брак — это непрекращающийся диалог, который всегда кажется слишком коротким.»
А вот описание распорядка дня в этом самом счастливом браке, идиллия, которой мне так хотелось бы достичь:
«Наша жизнь летом в деревне была монотонна и заполнена работой. Каждый день, распахнув окно на холмы и реку, я садился писать. Ничто не нарушало тишины: лишь урчал где-то комбайн, жужжали осы да постукивала печатная машинка Симоны, которая в соседней комнате перепечатывала главу, написанную накануне. Я заходил за ней в одиннадцать часов и мы шли гулять по аллеям.
К часу мы возвращались, и в столовой нас уже ждал заботливо продуманный, изысканный перигорский обед, который оживляло остроумие моей тёщи и радостная возня детей. Затем мы с Симоной снова садились за работу — каждый за свою. К пяти часам мы вновь отправлялись на прогулку, в этот раз более длительную, обсуждая развитие сюжета и будущие главы романа.
Симона одобряла или спорила…»
Кто-то скажет, что в наши дни такое невозможно. Но почему же? при современной популярности фриланса…
Немного о литературе и писательстве:
«Бойтесь начать писать до того, как созрели для литературного дела».
«Писатель должен нажимать на свои больные места; чем больше боли он себе причинит, тем больше будет шансов издать верный крик».
«Мне казалось, что для формирования действительно крупного писателя бальзаковского или диккенсовского уровня, необходима по меньшей мере бурная юность. Моя юность была другой.
Будучи слишком благополучным, я был вынужден для изучения общества использовать чужие рассказы.
Разве можно это сравнить с жестоким поединком, где противником выступает нужда? В искусстве, как и в любви, познание дается опытом.»
«Поглощенный работой, я не заботился о том, что обо мне думали. Усердие и увлеченность творчеством не мешали мне радоваться успехам моих любимых писателей и вместе с тем строго судить собственные произведения,которые всегда получались хуже замысла».
«Люди, не посвященные в алхимию вызревания романа, будут искать прямые соответствия между жизнью и литературным произведением. Но их не существует. Я лишь напитал моих вымышленных персонажей подлинными человеческими страстями, отсюда и их правдоподобие».
«Опасно превращать роман в хронику. Искусность повествования в его цельности».
«Ни писатель, ни историк не поймут страну, если не будут смотреть из неё с двух точек — из столицы и из провинции».
«Я бы хотел работать до последнего мгновения и умереть за письменным столом».
Где-то так и получилось. Андре Моруа стал своим собственным биографом, закончив мемуары за две недели до смерти, на 83-м году жизни. Последняя часть мемуаров называется «Годы безмятежности». Какое говорящее название! Интересно, каким будет оно, мое ощущение жизни в мои 82 года?
«Смерти я не боюсь. Иногда зову её. Мир так глупо устроен. Но порой мне кажется, что жизнь прекрасна и труд оправдывает всё. Даже в дни катастроф можно с восторгом шлифовать фразу, и если в этот миг луч солнца позолотит лес, я замираю от счастья.»
Нажимаем кнопочки социальных сетей – это к деньгам!
Андре Моруа. К 130-летию со дня рождения
Настоящее имя человека, которого читатели всего мира знают как Андре Моруа, – Эмиль Соломон Вильгельм Эрзог. Это знаменитый французский писатель, литературовед, историк; он признан непревзойденным мастером написания биографий знаменитых людей в форме романа. Творческий псевдоним через какое-то время превратился в его официальное имя.
Моруа появился на свет в Эльфебе, местечке неподалеку от Руана, 26 июля 1885 г. Его семьей были эльзасские евреи, принявшие католическое вероисповедание, переехавшие в Нормандию после 1871 г. и ставшие французскими подданными. В 1897 г.
Андре – учащийся Руанского лицея, в 16 лет он становится обладателем степени лиценциата. Завершив обучение в лицее, он поступает в Каннский университет.
Практически одновременно начинается его трудовой путь: юноша устраивается на отцовскую фабрику и работает там администратором на протяжении 1903-1911 гг.
Когда разразилась Первая мировая война, Андре Моруа принимал участие в военных действиях в качестве офицера связи и военного переводчика.
Впечатления, полученные на войне, помогли Моруа попробовать себя на литературном поприще и стали основой для его первого романа – «Молчаливый полковник Брамбл». После его издания в 1918 г.
Моруа узнает, что такое успех, причем известность его сразу вышла за пределы родной страны, произведение тепло принимали в Великобритании и Америке.
После окончания войны местом работы Андре Моруа была редакция журнала «Круа-де-фе». Вдохновленный успехом первого романа, начинающий писатель мечтал не о карьере в журнале, а о профессиональном занятии литературой. Уже в 1921 г. увидел свет его новый роман «Речи доктора О’Грэди». Когда умер отец, Моруа, продав производство, с 1925 г. отдал все
отдал все силы созданию литературных произведений. На протяжении 20-30 гг. им была написана трилогия о жизни знаменитых английских представителей романтизма – Шелли, Дизраэли и Байрона. Написал он и ряд других романов. 23 июня 1938 г. происходит знаменательное событие в жизни Моруа: его литературные заслуги признаны избранием во Французскую академию.
Когда началась Вторая мировая война, писатель ушел добровольцем в действующую французскую армию, служил в звании капитана; тогда ему было 54 года.
Когда Францию заняли немецко-фашистские войска, Моруа переехал в США, где работал в Канзасском университете преподавателем. 1943-ий был знаменован отъездом в Северную Африку; возвращение на родину состоялось в 1946 г.
В этот период Моруа пишет книгу «В поисках Марселя Пруста» (1949), сборники новелл.
Писатель творил до глубокой старости. В год 80-летнего юбилея им был написан роман, ставший в череде биографических произведений последним – «Прометей, или ЖизньБальзака» (1965). Буквально за несколько дней до смерти была поставлена последняя точка в его мемуарах.
Вклад Андре Моруа в национальную литературу поистине велик – две сотни книг, а также более тысячи статей.
Он был разножанровым писателем, из-под его пера выходили не только прославившие его биографии великих людей, но и фантастические новеллы, психологические рассказы, романы, философские эссе, исторические труды, научно-популярные сочинения.
Моруа был избран почетным доктором Оксфордского и Эдинбургского университетов, являлся Кавалером ордена Почетного легиона (1937). Вел писатель и достаточно активную общественную жизнь, входил в несколько общественных организаций, сотрудничал с изданиями демократической направленности.
Смерть настигла Андре Моруа в его собственном доме, расположенном в одном из пригородов Парижа, 9 октября 1967 года.
В 2011 году на экраны вышел фильм «Времена любви» по роману Андре Моруа “Превратности любви”.
Режиссер: Каролин Юппер / Caroline Huppert (Франция)
В ролях: Янник Ренье, Рафаэлль Агоге, Людмила Микаэль, Маша Мериль, Филипп Лоденбак, Агат Бонитцер, Орор Пари, Ален Либольт, Амандин Деуэм, Станислас Мерар
Цитаты Андре Моруа
***Если наблюдать за мужчиной и женщиной, сидящими за ресторанным столиком, то по продолжительности пауз в их разговоре можно сказать, долго ли они уже вместе
***Цель в этой жизни заключается не в том, чтобы заслужить себе вечную славу, а в том, чтобы жить каждый день, превращая его в маленькую вечность
* * *Люди цепляются за то, что ускользает от них и презирают то, что само идет в руки.
* * *Нельзя ориентироваться на общественное мнение, ведь оно не маяк, а иллюзорные огни.
* * *В любви мужчина ищет не войну, а мир. Больше всего мужчину раздражает агрессивная женщина.
* * *Обаяние – это свобода чувств, грация – свобода движения, а остроумие – свобода ума.
***Время, которое проведено с женщиной, невозможно считать потерянным.
* * *Каждый ваш совет – это исповедь. Ведь советуя, вы в чем-то себя раскрываете.
* * *Если хотите понравиться другим, то говорите с ними о том, что им интересно, не вступайте с ними в споры о маловажных предметах, пореже задавайте им вопросы и не давайте им заподозрить себя в том, что вы гораздо разумнее.
* * *Мужчины открывают свою душу медленно, также как женщины обнажают свое тело – постепенно и только после упорной борьбы.
***Счастливый брак сравним с долгим разговором, который обоим кажется очень коротким.
Более подробно о творчестве Андре Моруа
Андре Моруа
Андре Моруа (Andre Maurois,1885 – 1967).
Французский писатель, настоящее имя Эмиль Эрзог. Родился близ Руана в семье промышленника. Окончил Руанский лицей имени Корнеля. Большое влияние на него оказал преподаватель философии Эмиль Шартье, приобретший европейскую известность под именем Ален. По окончании лицея будущий писатель стал одним из руководителей фабрики отца.
Участвовал в первой мировой войне переводчиком в Британском экспедиционном корпусе, что дало материал для первого романа – «Молчание полковника Брэмбла» («Les silences du colonel Bramble», 1918). Английская тема была продолжена в ряде художественных и публицистических произведений. В 20-30-е гг.
он создал трилогию из жизни английских романтиков: «Ариэль, или Жизнь Шелли» («Ariel ou la Vie de Shelley», 1923), «Жизнь Дизраэли» («La Vie de Disraeli», 1927) и «Байрон» («Byron», 1930), которая позднее была издана под общим названием «Романтическая Англия», выпустил несколько романов: «Бернар Кене» («Bernard Quesnay», 1926), «Превратности любви» («Climats», 1928), «Семейный круг» («Le Cercle de famille», 1932) и др.
Важнее всего никогда не бояться. Враг, который заставляет вас отступить, в этот момент сам боится вас!
Когда началась вторая мировая война, 54-летний писатель записался добровольцем в действующую армию. После поражения Франции он оказался в США, где написал ряд исторических и публицистических материалов.
После возвращения на родину издает сборники новелл, книгу «В поисках Марселя Пруста» («A la recherche de Marcel Proust», 1949), посвятил три книги французским романтикам – «Лелия, или Жизнь Жорж Санд» («Lelia ou la Vie de George Sand», 1952), «Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго» («Olympic ou la Vie de Victor Hugo», 1955), «Три Дюма» («Les Trois Dumas», 1957). В год 80-летия Моруа написал последний биографический труд «Прометей, или Жизнь Бальзака» («Promethee ou la Vie de Balzac», 1965). Творчество Моруа поистине огромно – 200 книг, более тысячи статей. Его перу принадлежат романы и новеллы, критические статьи и философские эссе: литературные мемуары и исторические труды. Но прежде всего Моруа – мастер биографического жанра.
В творческом наследии Моруа биографии занимают особое место. Об их успехе говорят огромные тиражи, многочисленные награды, которых удостоен писатель.
Критики и литературоведы, говоря о биографических книгах Моруа оперируют различными понятиями: художественная биография, биографический роман, романизированная и даже беллетризированная биография.
Последнее определение писатель решительно отвергал, утверждая, что в своих работах он опирается только на факты; документ становится у него необходимой, органической частью книги.
Искусство – это попытка создать другой, более человечный мир.
В центре биографии Моруа – творческая личность, человек действия, труженик, бунтарь.
Пессимистическому неверию в человека он противопоставляет веру в индивидуума, которого создают не только внешние обстоятельства, но и он сам.
Такими предстают у него Шелли и Байрон, Дизраэли и Гюго, Санд и Дюма. Его биографии возникли на стыке исторического исследования, литературоведческого анализа и психологического романа.
По мнению писателя, биография в эстетическом плане имеет определенные преимущества перед романом: «Когда мы читаем биографию знаменитого человека, мы заранее знаем главные перипетии и исход событий…
Мы как бы прогуливаемся по знакомой местности, оживляя свои воспоминания и дополняя их.
Спокойствие духа, с которым мы совершаем эту прогулку, лишенную неожиданностей, благоприятствует эстетической установке».
Моруа интересует прежде всего духовное развитие личности, история выступает здесь только как фон в той мере, в какой она необходима для понимания этого развития. Ему интересно проследить, как постепенно формируется характер в соприкосновении с людьми и событиями.
Рождение знаменитости
Художник Пьер Душ заканчивал натюрморт — цветы в аптечной склянке и баклажаны на блюде, — когда в мастерскую вошёл писатель Поль-Эмиль Глэз. Несколько минут Глэз смотрел, как работает его друг, затем решительно произнёс:
Оторвавшись от баклажанов, художник удивлённо поднял голову.
— Нет, — повторил Глэз. — Нет! Так ты никогда не добьёшься успеха. Мастерство у тебя есть, и талант, и честность. Но искусство твоё слишком обыденно, старина. Оно не кричит, не лезет в глаза. В Салоне, где выставлено пять тысяч картин, твои картины не привлекут сонного посетителя… Нет, Пьер Душ, успеха тебе не добиться. А жаль.
— Но почему? — вздохнул честный малый. — Я пишу то, что вижу. Стараюсь выразить то, что чувствую.
— Разве в этом дело, мой бедный друг? Тебе же надо кормить жену и троих детей. Каждому из них требуется по три тысячи калорий в день. А картин куда больше, чем покупателей, и глупцов гораздо больше, чем знатоков. Скажи мне, Пьер Душ, каким способом ты полагаешь выбиться из толпы безвестных неудачников?
— Трудом, — отвечал Пьер Душ, — правдивостью моего искусства.
— Всё это несерьёзно. Есть только одно средство вывести из спячки тупиц: решиться на какую-нибудь дикую выходку! Объяви всем, что ты отправляешься писать картины на Северный полюс. Или нацепи на себя костюм египетского фараона.
А ещё лучше — создай какую-нибудь новую школу! Смешай в одну кучу всякие учёные слова, ну, скажем, — экстериоризация, динамизм, подсознание, беспредметность — и составь манифест!.
Отрицай движение или, наоборот, покой; белое или чёрное; круг или квадрат — это совершенно всё равно? Придумай какую-нибудь «неогомерическую» живопись, признающую только красные и жёлтые тона, «цилиндрическую» или «октаэдрическую», «четырёхмерную», какую угодно.
В эту самую минуту нежный аромат духов возвестил о появлении пани Косневской. Это была обольстительная полька, чьи синие глаза волновали сердце Пьера Душа.
Она выписывала дорогие журналы, публиковавшие роскошные репродукции шедевров, выполненных трёхгодовалыми младенцами. Ни разу не встретив в этих журналах фамилии честного Душа, она стала презирать его искусство.
Устроившись на тахте, она мельком взглянула на стоявшее перед ней начатое полотно и с досадой тряхнула золотистыми кудрями.
— Вчера я была на выставке негритянского искусства Золотого века! — сообщила она своим певучим голосом, раскатывая звонкое «р». — Сколько экспрессии в нём! Какой полёт! Какая сила!
Пьер Душ показал ей свою новую работу — портрет, который он считал удачным.
— Очень мило, — сказала она нехотя. И ушла… благоухающая, звонкая, певучая и разочарованная.
Швырнув палитру в угол, Пьер Душ рухнул на тахту.
— Пойду служить в страховую кассу, в банк, в полицию, куда угодно! — заявил он. — Быть художником — последнее дело! Одни лишь пройдохи умеют завоевать признание зевак! А критики, вместо того чтобы поддержать настоящих мастеров, потворствуют невеждам!;
С меня хватит, я сдаюсь.
Выслушав эту тираду, Поль-Эмиль закурил и стал о чём-то размышлять.
— Сумеешь ли ты, — спросил он наконец, — со всей торжественностью объявить Косневской и ещё кое-кому, что последние десять лет ты неустанно разрабатывал новую творческую манеру?
— Выслушай меня… Я сочиню две-три хитроумные статьи, в которых сообщу нашей «элите», будто ты намерен основать «идео-аналитическую» школу живописи. До тебя портретисты по своему невежеству упорно изучали человеческое лицо. Чепуха всё это! Истинную сущность человека составляют те образы и представления, которые он пробуждает в нас.
Вот тебе портрет полковника: голубой с золотом фон, на нём — пять огромных галунов, в одном углу картины — конь, в другом — кресты. Портрет промышленника — это фабричная труба и сжатый кулак на столе.
Понимаешь теперь, Пьер Душ, что ты подарил миру? Возьмёшься ли ты написать за месяц двадцать «идео-аналитических» портретов? Художник грустно улыбнулся.
— За один час, — ответил он. — Печально лишь то, Глэз, что, будь на моём месте кто-нибудь другой, затея, возможно, удалась бы, а так…
— Не мастер я болтать!
— Вот что, старина, всякий раз, как тебя попросят что-либо объяснить, ты, не торопясь, молча зажги свою трубку, выпусти облако дыма в лицо любопытному и произнеси эти вот простые слова: «А видели вы когда-нибудь, как течёт река?»
— А что это должно означать?
— Ровным счётом ничего, — сказал Глэз. — Именно поэтому твой ответ покажется всем необычайно значительным. А уж после того, как они сами изучат, истолкуют и превознесут тебя на все лады, мы расскажем им про нашу проделку и позабавимся их смущением.
Прошло два месяца. Выставка картин Душа вылилась в настоящий триумф. Обворожительная, благоухающая, певуче раскатывающая звонкое «р» пани Косневская не отходила от своего нового кумира.
— Ах, — повторяла она, — сколько экспрессии в ваших работах! Какой полёт! Какая сила! Но скажите, дорогой друг, как вы пришли к этим поразительным обобщениям?
Художник помолчал, не торопясь закурил трубку, выдохнул густое облако дыма и произнёс:
— А видели вы когда-нибудь, мадам, как течёт река? Губы прекрасной польки затрепетали, суля ему певучее раскатистое счастье.
Группа посетителей обступила молодого блистательного Струнского в пальто с кроличьим воротником.
— Потрясающе! — горячо говорил он. — Потрясающе! Но скажите мне, Душ, откуда на вас снизошло откровение? Не из моих ли статей?
Пьер Душ на этот раз особенно долго молчал, затем, выпустив в лицо Струнскому громадное облако дыма, величественно произнёс:
— А видели вы, дорогой мой, как течёт река?
— Великолепно сказано! Великолепно! В эту самую минуту известный торговец картинами, завершив осмотр мастерской, ухватил художника за рукав и оттащил в угол.
— Душ, приятель, а ведь вы ловкач! — сказал он. — На этом можно сделать карьеру. Беру вашу продукцию. Только не вздумайте менять свою манеру, пока я вам не скажу, и я обещаю покупать у вас пятьдесят картин в год… По рукам?
Не отвечая, Душ с загадочным видом продолжал курить. Постепенно мастерская пустела. Наконец Поль-Эмиль Глэз закрыл дверь за последним посетителем. С лестницы доносился, понемногу отдаляясь, восхищённый гул. Оставшись наедине с художником, писатель с весёлым видом засунул руки в карманы.
— Ну как, старина, — проговорил он, — ловко мы их провели? Слыхал, что говорил этот молокосос с кроличьим воротником? А прекрасная полька? А три смазливые барышни, которые только и повторяли: «Как это ново! Как свежо!» Ах, Пьер Душ, я знал, что глупости человеческой нет предела, но то, что я видел сегодня, превзошло все мои ожидания.
Его охватил приступ неукротимого смеха. Художник нахмурил брови и, видя, что его друг корчится от хохота, неожиданно выпалил:
— Я — болван? — разозлившись, крикнул писатель. — Да сегодня мне удалась самая замечательная проделка со времён Биксиу!
Художник самодовольно оглядел всё двадцать идео-аналитических портретов.
— Да, Глэз, ты и правда болван, — с искренней убеждённостью произнёс он. — В этой манере что-то есть… Писатель оторопело уставился на своего друга.
— Вот так номер! — завопил он. — Душ, вспомни! Кто подсказал тебе эту новую манеру?
Пьер Душ помолчал немного, затем, выпустив из своей трубки густое облако дыма, сказал:
— А видел ли ты когда-нибудь, как течёт река?
Биография и книги писателя Моруа
Искусство и развлечения 6 декабря 2017
Известный романист Андре Моруа признан непревзойденным автором биографий. Но литературная деятельность французского писателя очень насыщенная и разносторонняя.
Его перу принадлежат биографические романы и психологические повести, романы о любви и путевые очерки, философские эссе и фантастические рассказы.
Но к какому бы жанру ни принадлежали его книги, гармония языка писателя Моруа, ясность мысли, совершенство стиля, тонкая ирония и увлекательное повествование навсегда покоряют читателей.
Биография писателя
Эмиль Эрзог, известный читателям под именем Андрэ Моруа, родился в семье промышленников в Нормандии, неподалеку от Руана, в 1885 году. Отец был владельцем текстильной фабрики, где позднее работал администратором и сам Андре.
Детство писателя было безмятежным: состоятельные родители, дружная семья, уважение и внимание со стороны взрослых. Позже автор писал, что именно это сформировало в нем терпимость к чужому мнению, чувство личного и гражданского долга.
Ребенком он много читал. Особенно отмечают его любовь к русским писателям, которая не угасла до последних дней жизни. Писать впервые начал в Руанском лицее, где обучался с 1897 года.
Среди учителей будущего писателя Моруа был философ Ален, который и оказал существенное влияние на мировоззрение юноши. Получив степень лиценциата, Андре все же предпочел учебе семейный бизнес, которым занимался около десяти лет.
После смерти отца Моруа отказался вести семейное дело и целиком посвятил себя литературной карьере.
Годы войны
Во время Первой мировой французский писатель Моруа служил офицером связи, после работал в редакции журнала «Круа-де-Фе».
Моруа участвовал во французском Сопротивлении и в начале Второй мировой служил во французской армии.
Благодаря связям второй жены, в частности маршалу Петену, в 1938 году Моруа был избран председателем престижной Французской академии и занимал это кресло почти тридцать лет.
После оккупации Франции нацистами вместе с семьей переехал в Соединенные Штаты, вернувшись в родную страну в 1946 году. В 1947 году писатель узаконил свой псевдоним. Умер он в 1967 году в пригороде Парижа и похоронен на кладбище Нейи-сюр-Сен.
Видео по теме
Личная жизнь
В 1909 году в Женеве писатель Андре Моруа встретил дочь польского графа Жанну Шимкевич, которая стала его первой женой и матерью двух его сыновей и дочери Мишель. Дочь стала писателем, ее перу принадлежит трилогия, в основу которой легло множество семейных писем. В 1918 году Жанин, супруга писателя, пережила нервный срыв, а в 1924 году умерла от сепсиса.
Осенью этого же года, после выхода книги Dialogues sur le commandement, его пригласил на обед маршал Петен. Здесь писатель знакомится с Симоной де Кайлавет, дочерью драматурга Гастона Армана и внучкой мадам Арман, хозяйкой модного литературного салона и музой писателя Анатоля Франса. Свадьба Симоны и Андре состоялась в 1926 году.
Литературное наследие
Французский писатель Андре Моруа оставил богатое литературное наследие. Несмотря на то что писать он начал довольно рано, свои новеллы он опубликовал лишь в 1935 году. Моруа собрал их в книге «Первые рассказы». Сюда также вошла и новелла «Рождение знаменитости», написанная писателем в 1919 году. Разница между полудетскими рассказами и этой новеллой поразительная.
Свою первую книгу «Молчание полковника Брамбла», в основу которой легли его воспоминания о Первой мировой войне, он опубликовал в 1918 году.
Моруа был очень требовательным к себе, это отчасти объясняет успех, который принес его первый роман. Трудно назвать жанр, к которому бы писатель остался равнодушным.
Среди его наследия исторические исследования, романизированные биографии, социологические очерки, повести для детей, психологические романы и литературные эссе.
Книги Андре Моруа
Воспоминания и опыт, полученные в Первой мировой войне, легли в основу двух книг писателя Моруа: «Молчание полковника Брамбла», опубликованного в 1918 году, и «Речи доктора О’Грэди», увидевшие свет в 1921 году. В послевоенные годы писатель создает психологические романы:
Перу писателя принадлежит трилогия жизни английских романтиков, вышедшая позднее под общим названием «Романтическая Англия». В нее вошли: опубликованная в 1923 году книга «Ариэль», в 1927 и 1930 годах соответственно вышли «Жизнь Дизраэли» и «Байрон». Литературные портреты французских писателей составили четыре книги:
Мастер биографического жанра, Моруа является автором книг о великих людях, в которых на основе точных биографических данных он рисует их живые образы:
Писатель Моруа является автором научно-публицистических книг: это «История Англии», опубликованная в 1937 году, в 1943 году вышла «История Соединенных Штатов», в 1947 – «История Франции». Творческое наследие писателя огромно: ему принадлежит более двухсот книг и тысячи статей. Собрание сочинений писателя вышли в начале 50-х годов в шестнадцати томах.
Бесспорное качество Андре Моруа как писателя – утонченный психологизм, который ярко проявился в его произведениях.
Закончить статью хотелось бы его словами, которые звучат как завет современникам: «Художник обязан сделать понятным столь непонятный реальный мир.
Читатели ищут в книгах высокие духовные ценности и новые силы. Наша обязанность – помочь читателю увидеть в каждом человеке ЧЕЛОВЕКА».
Источник: fb.ruИскусство и развлечения
Петров Аркадий Наумович: биография и книги писателя
Вопросы жизни и смерти, смысла бренного бытия, причины болезней и страданий в этом мире волнуют в большей или меньшей мере всех людей. И каждый пытается ответить по-своему. В наше время появилось великое множество гур…
Искусство и развлечения
Александр Зиновьев: биография и книги писателя
Александр Зиновьев – известный русский писатель и философ. Он получил ученую степень доктора философских наук и звание профессора. Его книги и публикации уникальны тем, что не относятся к какому-либо одному напр…
Искусство и развлечения
Альфред Шклярский. Биография и творчество писателя
Романы этого писателя рассказывают о самых отдаленных уголках планеты, приглашая читателей в невероятные приключения вместе со своими героями. Истории Альфреда Шклярского в далекие послевоенные годы открывали читателя…
Искусство и развлечения
Владимир Ларин: биография и книги
Владимир Николаевич Ларин – известный геолог и писатель, который написал более 40 интересных, познавательных и научных статей. Владимир Николаевич – доктор геолого-минералогических наук и автор нескольких книг.
Искусство и развлечения
Сергеева Оксана: биография и книги
Сергеева Оксана – современная писательница, психолог, преподаватель Нижегородского государственного университета. Ее книги посвящены психологии взаимоотношений.
Искусство и развлечения
Воронков Николай: биография и книги
Многие писатели приходят к созданию литературных произведений случайно, попробовав перед этим свои силы во многих других сферах. Один из таких творческих людей – Воронков Николай.
Искусство и развлечения
Андрей Салов: биография и книги
Чтение детской фантастики, сказочных историй – лучший способ поддержать в ребенке веру в чудо. Такая литература открывает для юного читателя новые границы. Писатель-фантаст Андрей Салов пишет книги не только для…
Искусство и развлечения
Крабов Вадим: биография и книги
Хотите погрузиться в таинственный мир древней магии и ворваться в захватывающий круг приключений? Думаете это невозможно? Напротив. Вполне «земные» герои книг Вадима Крабова путешествуют в новых мирах, при…
Искусство и развлечения
Анатолий Ким: биография и произведения писателя
Ким Анатолий Александрович – известный прозаик, переводчик и драматург, начавший свою литературную деятельность еще в советские годы и продолжающий ее до сих пор. Именно об этом удивительном авторе мы поговорим …
Искусство и развлечения
Сухова Елена: краткая биография и книги
Сухова Елена – современная детская писательница, работающая в жанрах детектива и фэнтези. У ее творчества множество маленьких поклонников. В этой статье мы кратко дадим биографию писательницы и приведем ее библи…
Андре Моруа – мастер биографического жанра
Сегодня, 26 июля, исполняется 130 лет со дня рождения Андре Моруа – знаменитого французского писателя, историка, литературоведа, члена Французской академии. Наследие Андре Моруа огромно и разнообразно – 200 книг, более 1000 статей и очерков.
Его перу принадлежат психологические романы, философские эссе и новеллы, ироничные рассказы, критические статьи, литературные мемуары и исторические труды. Но наиболее известен он благодаря созданию целой плеяды романизированных биографий великих людей (книги о Байроне, Шелли, Бальзаке, Жорж Санд, Тургеневе, Гюго, Дюма-отце и Дюма-сыне, Прусте).
Не считая многочисленных литературных портретов, Моруа написал 16 романов-биографий. Андре Моруа называют мастером биографического жанра.
О писателе-юбиляре и его произведениях рассказывает библиотекарь Центральной библиотеки им.А.С.Пушкина Яна Скипина.
Эмиль Саломон Вильгельм Эрзог, известный всем под именем Андре Моруа, появился на свет в небольшом нормандском городке Эльбеф неподалеку от Руана, 26 июля 1885 года. Эмиль родился в семье промышленников из Эльзаса.
Его родители, в результате франко-прусской войны, после 1871 года выбрали французское подданство и вместе со своими рабочими (которых было четыре сотни!) перебрались пешком в Нормандию и в городке Эльбеф организовали суконную фабрику.
Мать будущего писателя приучала сына к чтению с детства, и сама отличалась высокой культурой и любовью к литературе.
В1897 году Эмиль Эрзог поступил в лицей города Руан, бывшей столице Нормандии. Одним из важнейших событий в жизни будущего писателя стало знакомство с его лицейским учителем, Аленом. Сам Моруа позднее вспоминал этот период так:
«Я перешел тогда в класс философии, нашим преподавателем стал Ален, звавшийся еще в ту пору Эмиль Шартье. Струя свежего воздуха ворвалась тогда в мою жизнь. Я неожиданно встретил человека, который судил обо всем смело, самостоятельно, отметая прописные истины…»
Моруа считал Алена одним из самых умных людей до конца своей жизни. И в своих книгах он часто цитирует его, вспоминает данные ему когда–то ценные советы, ставит Алена в пример. Девизом всей жизни Эмиля Эрзога – Андре Моруа стали слова Платона, которые Ален привел на первом же уроке: «Всеми силами души нужно стремиться к истине»
Во многом благодаря Алену, Эмиль в шестнадцать лет получил премию по философии на общенациональном конкурсе лицеев – степень лиценциата. В этот период начали появляться первые литературные работы Эмиля Эрзога, рассказы, переводы. Уже тогда отмечались его особенные познания в истории.
Но после окончания лицея, по настоянию Алена, Эмиль не поехал в Париж учиться дальше, а поступил работать к отцу на фабрику. Позднее Моруа признает, что это был верный шаг, его талант созрел в работе с обычными людьми, в труде и деятельности. В 23 года он стал одним из руководителей фабрики своего отца.
Позднее он говорил: «Среди писателей моего поколения есть такие, которые пишут лучше, чем я (Мориак, Мальро, Арагон), стиль их современнее, поиски – смелее, но я был едва ни единственным (если не считать Сент-Эккзюпери), кто обладал опытом активной жизни, то есть знанием того, на чем стоит общество: труда, отношений руководителя и исполнителей, экономики и политики»
Тем более, это способствовало углублению образования Эмиля, вечера были отданы чтению, а также в этот период он написал первый свой сборник новелл, изданный всего в нескольких экземплярах и под своим именем.
Начало Первой мировой войны побудило Эмиля Эзорга пойти на войну добровольцем и он был зачислен переводчиком в британский экспедиционный корпус.
Общение с англичанами так повлияло на писателя, что он решил написать о них книгу под названием «Молчаливый полковник Брэнбл». Роман вышел уже под псевдонимом Андре Моруа и имел колоссальный успех. Его хвалили Ф Мориак, Р. Киплинг, А.
Франс – люди, которыми Эмиль восторгался. Первый успех дал молодому писателю войти в круг знаменитых людей того времени, сбылись его давние мечты.
Английская тема на этом не закончилась, на волне успеха Моруа написал продолжение первого романа под названием «Генерал Брэнбл», который позднее переименовал в «Речи доктора О’Греди».
А далее писатель написал несколько романов-биографий о великих англичанах Байроне, Шелли, Флеминге, вошедшие в книгу «Романтическая Англия»; исторические труды «Эдуард VII и его время» (1933) и «История Англии» (1937); а так же множество эссе, статей и этюдов.
В 20-е годы в творчестве Моруа прослеживаются две основные линии: помимо художественных биографий, психологические романы. К примеру, 1928 году был написан один из самых известных его романов«Превратности любви».
В этом романе описывается судьба человека, которому Моруа подарил свои черты и факты биографии: он тоже поступил работать на фабрику отца, бумажного промышленника. В этом романе Моруа проявил себя тонким психологом и знатоком движений человеческой души.
Он говорит, что каждый человек, которого мы любили, меняет нас, «наслаивает на нашу душу свои черты» и со временем изменяет наш характер. Человек, будучи зрелым, не узнает себя молодого и не поймет его поступков.
Создание романизированной биографии «Ариэль, или жизнь Шелли» круто повернуло его литературную судьбу и открыло истинное призвание.
Это была уже не просто биография, автор проанализировал исторические события, создал образ того времени, постарался распознать ход мыслей и объяснить каждый поступок Шелли, опираясь на факты Небольшим предисловием к роману было такое обращение к читателям:«Настоящая книга, по намерению автора, является скорее произведением романиста, чем историка или критика. Без сомнения, все факты, изложенные в ней, соответствуют истине, и автор не позволил себе вложить в уста Шелли хоть одну фразу или приписать ему хоть одну мысль, которые не были бы указаны в мемуарах его друзей, в его письмах, в его поэмах но он старался изложить эти элементы в таком порядке, чтобы они производили впечатление постепенного раскрытия, естественного возрастания, то впечатление, которое свойственно собственно роману…»
Выбор объектов описания не случаен в работах Моруа, через них автор старался донести волнующие его вопросы до читателей и побудить их к действиям. Угроза фашизма и новых войн все больше нарастала. Моруа интересовали люди свободомыслящие, люди действия. В своих произведениях он говорит, что человек лишь тогда может повлиять на ход событий, когда убежден в своей правоте и уверен в силах.
Моруа связывает все свои работы невидимыми нитями, и они становятся частями целого.
Объекты его описания связаны между собой и переходят из книги в книгу, они знают друг друга, читают произведения, восхищаются или не соглашаются друг с другом.
Автор, будучи литературоведом, сравнивает их, находит общие черты и мысли. Чтение его книг расширяет кругозор читателя, открывает для него новые имена, вызывает желание перечитать уже полюбившихся авторов.
В начале Второй мировой войны Андре Моруа, будучи в возрасте 54 лет, вновь записался в добровольцы. Фашисты разграбили его дом, арестовали мать и казнили племянников.
Эмиграцию Моруа провел в США, которая стала местом сбора многих европейских мыслителей.
В США он не перестает работать, пишет серию книг «Голоса Франции», выступает с лекциями, всеми силами стараясь помочь Сопротивлению, в 1943 году участвует в штурме острова Корсика, а после в итальянской кампании.
Вернувшись во Францию после войны, он нашел страну сильно изменившейся, на смену его поколению приходили новые литературные имена.
Но произведения Моруа не теряли своей актуальности – книги, написанные в США, были с успехом переведены на французский, а новые работы так же находили своих читателей.
Послевоенный период ознаменовался такими работами как биография «В поисках Марселя Пруста», сборник новелл «Обед под каштанами» (1951), эссе «Письма Незнакомке» (1953), роман «Сентябрьские розы»(1956), а также тетралогией о судьбах романтизма во Франции в XVIII-XIX вв.
, в которую входят биографии Жорж Санд, Виктора Гюго, Шатобриана и Дюма. Далее выходит целая серия сборников литературных портретов французских писателей – «От Пруста до Камю», «От Любрюйера до Пруста», «От Андре Жида до Сартра», «От Арагона до Монтерлана».
Эссе «Письма незнакомке» – сборник коротеньких писем-размышлений о жизни, посвященный молоденькой девушке или женщине. Незнакомка – образ собирательный, автор и не хочет видеть ее конкретно в какой-либо женщине.
Размышления эти являются советами для молоденькой женщины в науке жить, здесь советы о том, как держать себя в свете, как сохранить брак, как не совершить распространенных ошибок.
Автор – зрелый человек и иронически смотрит на некоторые вопросы, кажущиеся в молодости очень важными и по-отечески старается напутствовать молодое поколение не принимать все близко к сердцу.
В год 80-летия Андре Моруа вышла в свет последняя его романизированная биография «Прометей, или жизнь Бальзака». Как и в молодые годы Моруа симпатизировал духу бунтарства и свободы и образ Прометея был близок ему так же, как и Бальзаку.
В 60-е годы Моруа в соавторстве с Л.Арагоном была издана параллельная история США и СССР, в которой Андре Моруа написал часть о США.
А в 1966 году было написано эссе «Открытое письмо молодому человеку в науке жить». Это эссе стало последним обращением и напутствием Моруа к молодому поколению, в нем он напоминает четыре древние как мир истины:
«Во-первых, нельзя жить для себя. Думая только о себе, человек всегда найдет тысячу причин чувствовать себя несчастным… Всякий, кто живет ради других…словно по-волшебству забывает свою тоску и мелкие житейские неурядицы. «Подлинный внешний мир – это внутренний мир».
Второе правило – надо действовать. Вместо того чтобы жаловаться на абсурдность мира, постараемся преобразить тот уголок, куда забросила нас судьба. Мы не в силах изменить вселенную, да и не стремимся к этому.
Наши цели ближе и проще: заниматься своим делом – правильно выбрать его, глубоко изучить и достичь в нем мастерства… Если человек в совершенстве овладел каким-нибудь ремеслом, работа приносит ему счастье.
Третье правило – надо верить в силу воли. Неверно, что будущее целиком и полностью предопределено. Великий человек может изменить ход истории. Тот, у кого достанет смелости захотеть, может изменить свое будущее.
Не менее важно и четвертое правило – надо хранить верность. Верность слову, обязательствам, другим, себе самому. Надо быть из тех людей, которые никогда не подводят… Верность не должна быть слепой.
Однако не забывайте, что часто в основе неверности лежит не столько неудачный выбор, сколько обыкновенная привередливость. Ален пишет «Всякий выбор плох, если человек сидит сложа руки, но всякий выбор может стать удачным, стоит только захотеть.
Профессию всегда выбирают вслепую – ведь изучить ее можно только после того, как выбор сделан. То же и в любви…»
Это напутствие касается всех сфер жизни и является попыткой передать свои знания молодому поколению людей, в надежде, что они будут совершать меньше попыток и больше поймут о мире.
В 1967 году писатель тяжело заболел, и ему предстояла операция. М. Дрюон рассказывал, что его последние слова накануне операции были: «Я иду в бой. Но в бою, на войне нет полной уверенности, что осколок снаряда попадет тебе в живот, а здесь я отлично знаю, что буду ранен. Я Готов»
Этот бой стал смертельным и 9 октября1967 года писатель ушел из жизни.
В cоветское время отношение к Моруа было неоднозначным, его переводили и издавали в 20-30 гг., но с оговоркой, что интерес к личной жизни автора является «нездоровым» и биография должна быть, прежде всего, описанием деятельности человека, его социальной значимости и достижений.
С этим сложно не согласиться, ведь часто бывает, что воззрения человека очень интересны, он обладает талантом и приносит пользу своей деятельностью, тогда как в личной жизни не может служить достойным примером. Да и стоит ли открывать личную жизнь? Она не должна являться достоянием общественности.
Но, с другой стороны, часто жизнь автора проливает свет на произведения им созданные, т.к. открывает мотивы поступков и события, повлиявшие на те или иные воззрения.
Так или иначе, в России Моруа не был широко известен долгое время, лишь в последнее десятилетия его работы стали набирать популярность среди русскоязычных читателей. Ведь все произведения Моруа, будь то новеллы, романы или биографии, написаны очень изящным языком, их приятно читать и многие его мысли не теряют своей актуальности и по сей день.
Андре Моруа
В 1897 году Эмиль Эрзог поступил в Руанский лицей. В шестнадцать лет ему присуждают степень лиценциата. По совету одного из своих учителей, Эмиля Шартье, после окончания курса вместо продолжения учёбы в Эколь Нормаль поступил служащим на суконную фабрику отца.
Во время Первой мировой войны служил военным переводчиком и офицером связи. В 1918 году Моруа публикует роман «Молчаливый полковник Брамбл» (фр. Les Silences du colonel Bramble), с которым добивается успеха как во Франции, так и в Великобритании и США. В 1921 году выходит роман «Речи доктора О’Грэди» (фр.
Discours du docteur O’Grady). После войны работал сотрудником редакции журнала «Круа-де-фё». 23 июня 1938 года был избран во французскую академию.
Участник французского Сопротивления.
Во время Второй мировой войны Моруа служит капитаном во французской армии. После занятия Франции немецкими войсками он уезжает в США. Работает преподавателем в Университете Канзаса.
В это время он пишет следующие биографии: Фредерика Шопена (1942), генерала Эйзенхауэра (1945), Франклина (1945) и Вашингтона (1946).
В 1943 году Моруа уезжает в Северную Африку, а в 1946-м возвращается во Францию.
Андре Моруа умер 9 октября 1967 года.
Моруа утверждал, что «время, проведенное с женщиной, нельзя назвать потерянным».