анджапаридзе верико актриса фото
Актриса Анджапаридзе Верико Ивлиановна: биография, личная жизнь и интересные факты
Эта, без сомнения, великая актриса прожила более 90 лет, из которых 70 было посвящено театру и кино. Современница всех великих эпох в жизни страны двадцатого столетия — от Октябрьской революции до начала перестройки 1986 года.
Человек-легенда, человек-история, оставшаяся прежде всего женщиной до своего последнего вздоха.
Детство
Биография Верико Ивлиановны Анджапаридзе началась в древнем и необыкновенно красивом грузинском городе Кутаиси, раскинувшемся на берегу реки Риони.
Точная дата рождения будущей великой актрисы неизвестна. Одни историки и библиографы сходятся во мнении, что этой датой следует считать 23 сентября 1900 года, по мнению же других их коллег – 6 октября 1897 года.
Девочка родилась в аристократической семье, чьи корни уходили на много веков назад. Ее отец, Ивлиан Григорьевич, родившийся в 1862 году, служил нотариусом и был потомственным дворянином.
Помимо основного занятия юридической деятельностью, отец Верико Анджапаридзе также был большим поклонником и меценатом театра, председательствуя в грузинском драматическом обществе города Кутаиси.
Не удивительно, что увлечение отца и общение со многими известными служителями Мельпомены тех лет, начавшееся буквально с рождения девочки, повлияло на ее дальнейшую судьбу.
Юность
Внешность растущей Верико была наделена уникальной природной красотой. Красотой не в общепринятом понятии, но особой, одухотворенной, сродни идеалам, посвященным служению высокому искусству, уже возникшим в те годы в ее неспокойной голове.
Кроме необыкновенного шарма и привлекательности, Бог наградил Верико Анджапаридзе фантастическим грудным голосом. Все это в совокупности образовывало настолько ошеломительный образ, что никто, включая и саму нашу героиню, не сомневался, что ей суждено стать великой актрисой.
Образование
С ранних лет в девушке проявился твердый характер. Все важные решения должны были приниматься ею исключительно самостоятельно.
Поэтому, окончив образовательное заведение Святой Нино в родном Кутаиси, будущая актриса Верико Анджапаридзе, не попросив родительского благословения и не ставя никого в известность, отправилась поступать в драматическую студию актера Малого театра города Москвы Сергея Айдарова.
Однако в учебу девушки вмешалась Октябрьская революция 1917 года. Спасаясь от охвативших столицу народных волнений, она вернулась в Грузию.
Первые шаги на сцене
Вернувшись на родину, Верико Анджапаридзе едет в город Тифлис, где поступает на обучение в студию Георгия Джабадари, в свое время служившего актером парижского театра «Антуан». А после ее распада устраивается на работу в Грузинский театр имени Шота Руставели здесь же, в Тифлисе.
Все полученные уроки актерского мастерства не прошли для Верико даром. Молодой актрисе удалось найти и создать собственный неподражаемый сценический образ, который она, как самый настоящий художник, прописывала рисунком утонченной поэзии и глубочайшего психологизма. Она не играла, она просто жила на сцене, всякий раз переживая своим сердцем и душой все происходящие на сцене драматические события.
Благодаря этому к Верико Анджапаридзе начала приходить слава.
Замужество
Первым мужем молодой актрисы стал известный в Грузии поэт и журналист Шалва Амирэджиби. Такой тонкой и чувствительной натуре, как Верико, не могли не нравиться его стихотворения.
Однако первой любовью девушки стал Михаил Чиаурели, молодой талантливый скульптор, уже успевший зарекомендовать себя способным актером и режиссером на театральных подмостках Батуми и Кутаиси, с которым она познакомилась еще во время своего пребывания в тифлисской студии Георгия Джабадари. Правда, Михаил в то время уже был женат, и Верико Анджапаридзе пришлось подавить свои вспыхнувшие чувства, отвергнув было начавшиеся ухаживания Чиаурели.
Ивлиан Григорьевич, отец девушки, находясь на смертном одре, завещал дочери выйти замуж за Шалву Амирэджиби. Верико, надеясь на то, что любовь к Михаилу с годами пройдет, и она сумеет привыкнуть к Шалве, выполнила волю отца.
Любовь отвергнутого поэта оказалась настолько сильной, что в 1925 году он уехал в Париж, где, пытаясь забыть жену, прожил до самой своей смерти в 1943 году, за всю свою жизнь так и не найдя замены любимой Верико.
Любовь
Единственной судьбой и любовью всей жизни актрисы Верико Анджапаридзе стал тот самый Михаил Чиаурели, от своих чувств к которому она когда-то безуспешно пыталась отказаться.
Несмотря на скандал с отцом, чье прощение сын потом завоевывал много лет, Михаил оставил свою семью ради Верико. Они стали одной из самых красивых пар в мире театрального и киноискусства.
По тому времени Чиаурели был человеком достаточно обеспеченным и уважаемым, даже был лично знаком, играл в шахматы на даче у И. В. Сталина и, согласно семейной легенде, проиграл.
Это был высокообразованный интеллектуал, любящий и не представляющий своей жизни без театра и кино. Он мог сыграть практически на любом музыкальном инструменте и профессионально исполнял романсы и даже арии. Однако настоящей известности он достиг после того, как занялся режиссурой и снял такие фильмы, как «Падение Берлина», «Клятва» и «Последний маскарад».
Михаил Чиаурели буквально боготворил свою жену. Его любовь к ней была настолько сильной, что он построил двухэтажный дом для Верико Анджапаридзе в Тбилиси. Прямо на том месте, где когда-то состоялся их первый поцелуй.
Дом был по-грузински большой и роскошный. В его дворе росли вишни и орехи, а в большой зале практически каждый вечер встречали гостей, умудряясь закатывать шумные застолья даже в суровые военные годы. Пусть на столе были только хлеб и вода, зато здесь были друзья, родственники, бесконечные гости, среди которых можно было увидеть всех, без исключения, знаменитых артистов, писателей, художников, ученых и политиков.
Здесь же, в этом шумном гостеприимном доме, 21 мая 1937 года у Михаила и Верико родилась дочь Софико, которую в будущем узнает и полюбит вся страна.
Софико Чиаурели, дочь Верико Анджапаридзе, унаследовала своенравный характер матери. Она никогда не пела, не читала стихов и не танцевала перед многочисленными гостями ее семьи, вопреки любым их уговорам. Более того, юная Софико этого вообще терпеть не могла и дерзко всем отказывала, включая отца и мать.
Так же, как когда-то сделала Верико, ее дочь, не спросив мнения и разрешения родителей, однажды молча уехала в Москву и поступила во Всесоюзный государственный институт кинематографии, окончив его в 1960 году с отличием.
Несмотря на поступающие предложения на съемки в кино, девушка вернулась в родной город, где устроилась на работу в Тбилисский академический театр имени Котэ Марджанишвили. Этому театру Софико посвятила практически всю свою жизнь, работая в нем сначала актрисой, а потом став его художественным руководителем.
Начиная с 1957 года, дочь Верико снялась в более чем 50 кинолентах, в том числе таких, как «Не горюй», «Ищите женщину», «Миллион в брачной корзине», заслуживших всенародное признание и любовь.
Семья
Как ни удивительно, но Анджапаридзе и Чиаурели поженились лишь на склоне собственных лет, в 1969 году, когда Верико исполнилось 69 лет, а Михаилу 75. Их союз был настолько полон любви, верности и гармонии, что первая сцена ревности между ними произошла, когда Чиаурели было уже 77 лет — жена обнаружила письмо, написанное Михаилу какой-то актрисой еще в эпоху немого кино. Скандал был страшный и по-грузински эмоциональный — с битьем посуды и криками на всю улицу.
Михаил Чиаурели умер в возрасте 80 лет, в 1974 году. И еще целых 13 лет, практически до самой своей смерти, каждый вечер Верико Анджапаридзе писала ему письма, уединившись в своей комнате на втором этаже дома, который для нее построил ее любимый супруг.
Каждое из этих писем имело одинаковое вступление: «Дорогой Миша. » В каждом из них Верико рассказывала об очередном прошедшем дне, о том, что ее тревожит или радует, о дочери Софико, о работе в театре.
Точка пути
Великая актриса умерла 31 января 1987 года. Ее племянник, знаменитый режиссер Георгий Данелия, вспоминал, что Верико Ивлиановна в конце жизни часто повторяла:
Господи, как мне надоело жить! Как надоело стареть! Когда Бог меня заберет? Умирать надо вовремя.
Но в день смерти любимой тети вдруг получил от нее письмо, последними словами которого были:
Если бы ты знал, Гиечка, как мне хочется жить.
Гроб любимой актрисы пронесли на руках через весь город. Ее последний путь от театра до кладбища был усыпан цветами. Тысячи тбилисцев вместе с приехавшими многочисленными друзьями Верико, ее поклонниками и коллегами стояли вдоль дороги, по которой медленно двигалась траурная процессия.
Вместо послесловия
Еще при ее жизни, об актрисе в 1972 году вышла книга Нателы Урушадзе «Верико Анджапаридзе», которая была написана на основе воспоминаний самой Верико, ее мужа Михаила и их дочери, Софико Чиаурели.
Великая актриса за свою долгую жизнь была награждена всеми наградами, которые только были в Советском Союзе.
Ее, настоящую легенду театра и кино, прожившую непростую жизнь и до конца своих дней оставшуюся Женщиной с большой буквы, иногда называют самой «Матерью Грузии».
Фильмография Верико Анджапаридзе насчитывает свыше тридцати всем известных картин. Дебютировав на экране в 1925 году, актриса снималась практически до своего последнего дня.
В таких лентах, как «Георгий Саакадзе», «Падение Берлина», «Отарова вдова», «Мамлюк», «Не горюй!», «Покаяние», Верико сыграла свои самые выдающиеся роли, вошедшие в историю кинематографа. А ее театральные роли сложно сосчитать.
«Ищите женщину»: Как появилась самая известная грузинская династия советского кино
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Верико Анджапаридзе родилась в Кутаиси в семье нотариуса, председателя Кутаисского грузинского драматического общества, гласного городской думы. Ее родители хотели для нее другого будущего, но после окончания гимназии в 1917 г. Верико втайне от них уехала в Москву и поступила в драматическую студию. Ее дальнейшему обучению помешала революция, из-за которой девушке пришлось вернуться на родину.
В Тбилиси Верико продолжила учебу в студии актера парижского театра «Антуан». Там она познакомилась с актером, режиссером, художником и скульптором Михаилом Чиаурели. На тот момент он был женат и воспитывал ребенка, но ради Верико решил оставить семью, чем навлек на себя гнев своих родителей. Вместе они поехали в Германию, куда Михаила отправили на стажировку. Оттуда девушка вернулась раньше и решила отвезти подарки свекру и свекрови в надежде на то, что после этого они смирятся с выбором сына и смогут его простить.
О дальнейших событиях рассказывал знаменитый племянник Верико, сын ее сестры, режиссер Георгий Данелия: « Верико надела самое скромное платье, туфли без каблуков, гладко причесалась, на голову накинула платок и пошла к свекру… Эдишер внимательно оглядел Верико. «Да. – он тяжело вздохнул. – Теперь я понимаю Мишу. Ты такая красивая, такая хорошая. Разве можно в тебя не влюбиться?» Верико засмущалась и, чтобы поменять тему, сказала: «Батоно Эдишер, здесь вот Миша вам кое-что передал и для мамы – очень красивую шаль». Тот ответил: «Да? Спасибо, милая. Сейчас мы ее позовем. Соня! Соня! Иди сюда! Мишина б**** приехала! ».
Михаил Чиаурели был успешным режиссером, снявшим фильмы «Последний маскарад», «Георгий Саакадзе», «Клятва», «Падение Берлина». Он был лично знаком со Сталиным и бывал у него на даче. Однако за каждым успешным мужчиной, как известно, всегда стоит выдающаяся женщина. По-другому о Верико Анджапаридзе сказать было нельзя – она была стопроцентной женщиной, мудрой, заботливой, доброй и кокетливой. Георгий Данелия вспоминал, как однажды его мать сказала, что ее сестра старше нее на 7 лет. Верико возмутилась: мол, не на 7, а на 4! Как позже выяснилось, она убавила себе в паспорте 3 года – на самом деле она родилась не в 1900, а в 1897 г.
После войны Михаил Чиаурели обзавелся американским «Паккардом». Когда он вернулся со съемок, с удивлением обнаружил, что вместо этой машины его встречают на «Победе». Оказалось, жена устроила обмен, а на разницу приобрела шубу. Позже вместо «Победы» появился «Москвич», а в гардеробе Верико – еще одна шуба. На вопрос мужа о том, зачем ей столько шуб, она ответила: « У Сары Бернар было 137. А у меня только 3, и одна лезет! »
К тому же Верико было незаурядной актрисой. В кино она сыграла всего 34 роли, среди которых почти не было главных – она не любила сниматься в кино, так как не чувствовала там связи со зрителями, а вот в театре была настоящей королевой. В театре им. К. Марджанишвили она была и актрисой, и режиссером, и художественным руководителем. Но при этом даже ее эпизодические кинороли были очень яркими и запоминающимися. В 1944 г. она была награждена «За успешную работу в области советской кинематографии в дни Отечественной войны и выпуск высокохудожественных картин». В 1992 г. редакционный совет британской энциклопедии «Кто есть кто» включил ее в десятку самых выдающихся актрис ХХ в. А на родине ее часто называют «матерью Грузии».
Они с мужем всю жизнь очень любили друг друга. Михаил Чиаурели построил для них дом на том месте, где они впервые поцеловались. При этом официально оформить отношения режиссер решил только в 75 лет. А когда ему было 77, супруга впервые устроила ему сцену ревности – тогда она обнаружила, что муж хранит письмо одной актрисы, написанное еще во времена немого кино.
Племянник Верико Георгий Данелия стал одним из самых известных советских режиссеров, а ее дочь Софико Чиаурели – знаменитой актрисой. С самого детства она росла в творческой атмосфере и знала, что тоже хочет связать свою судьбу с кино и театром. После окончания ВГИКа она начала выступать на театральной сцене и сниматься в кино, сыграв более 100 ролей.
Она унаследовала от матери не только актерский талант, но и талант быть женщиной, неповторимый женский шарм и обаяние. Софико, как и ее мать, умела очаровывать с первого взгляда и вдохновлять на творчество. Сергей Параджанов считал ее своей музой и говорил о ней: « С Софико в мои фильмы входит сама красота. Она гениальная кинобалерина ». Известный актер и спортивный комментатор Котэ Махарадзе оставил ради нее семью и преклонялся перед ней до конца своих дней. До встречи с ним актриса тоже была замужем, ее первым мужем был режиссер Георгий Шенгелая. И Софико, и Котэ было уже за 40, когда оба поняли, что встретили самую большую любовь в своей жизни.
Вместе с мужем Софико создала музей Чиаурели и Анджапаридзе и Театр одного актера имени Верико. Режиссер фильма «Ищите женщину» Алла Сурикова так описывала свои впечатления от знакомства с актрисой и ее мужем: « Я ждала встречи с Дамой и Футбольным комментатором – а познакомилась с очаровательной остроумной Хулиганкой и грандиозным театральным Актером. Но главное потрясение в этой паре – их удивительное отношение друг к другу. Таких пар на своем веку я знала очень мало. В моей картине-сериале «Идеальная пара» есть строки Евтушенко: «Тем и страшна последняя любовь, что это не любовь, а страх потери. » – это о них. Дом Чиаурели – это красивая романтическая история. Когда много лет назад молодой кинорежиссер Михаил Чиаурели первый раз поцеловал свою невесту актрису Верико Анджапаридзе, он сказал: «На этом месте я построю дом, где мы будем жить долго и счастливо. А потом в этом доме будут жить наши дети. А потом внуки. А потом. » И построил. Сейчас Софико и Котэ живут в этом доме. ».
Самый известный фильм с участием Софико Чиаурели носил символичное название «Ищите женщину». Так можно было бы назвать и роман о самой актрисе, и об истории жизни ее матери. Они обе словно разгадали тайну вечной женственности и своей любовью, добротой, заботой и теплом вдохновляли тех мужчин, которые находились рядом с ними.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: