анкетирование чтение в жизни детей и подростков читателей библиотеки
Анкета для обучающихся «Чтение в моей жизни!»
Анкета «Чтение в моей жизни»
Уважаемый читатель! Библиотеку школы интересует ваше отношение
к книгам и чтению.
Ваши ответы помогут выяснить отношение детей к книжной культуре и улучшить работу школьной библиотеки.
Просим Вас ответить на предложенные вопросы.
3. Назовите самое любимое произведение русского писателя?
5. Библиотека вашей мечты?______________________________________________
6. Согласны ли Вы с утверждением: свободный доступ в Интернет сделает
ненужными библиотеки, даже школьные?
______________________________________________________________________
а) друзей б) родителей в) учителей г) библиотекаря
10.Сколько, примерно, художественных произведений Вы прочли с начала учебного года?_________________________________________________________________
11.Сколько из них Вы взяли в библиотеке?_________________________________
12.С какой целью Вы чаще всего читаете? (можно отметить несколько вариантов):
— для подготовки к урокам
— потому, что это модно
— для расширения кругозора
— по настоянию родителей
— по настоянию учителя
13.Что Вам, больше всего, нравится в художественных произведениях? (можно отметить несколько вариантов)
14.На какого литературного героя ты хотел бы быть похож?
15.Как Вы думаете, может существовать школа без библиотеки?
Проектная деятельность в библиотеке
Блог методиста отдела библиотечного маркетинга Борисовской центральной районной библиотеки им. И. Х. Колодеева
вторник, 16 сентября 2014 г.
Анкетирование «Чтение в жизни детей и подростков – читателей библиотеки»
1. Что тебе больше всего нравится делать в свободное время?
1. Читать книги 122 – 54 %
2. Проводить время с друзьями 127 – 57 %
3. Слушать музыку 63 – 28 %
4. Смотреть телевизор 34 – 15 %
5. Играть в компьютерные игры 52 – 23 %
2. Как часто ты приходишь в библиотеку?
1. Каждый день 25 – 11 %
2. Один раз в неделю 61 – 27%
3. Один раз в месяц 45 – 20 %
4. Один раз в год 8 – 4 %
5. Когда «что-то нужно» 94 – 42%
3. Чьи рекомендации при выборе книг для тебя наиболее авторитетны?
1. Библиотекаря 89 – 40 %
2. Родителей 40 – 18 %
3. Друзей 32 – 14%
4. Учителей 43 – 19%
5. Полагаюсь на свой вкус 125 – 56%
4. Какие книги ты любишь читать?
1. Фантастику и фэнтези 97 – 43 %
2. Детские детективы 31 – 14 %
3. Книги о путешествиях 76 – 34%
4. Книги о сверстниках 28 – 12,5 %
5. Книги о природе, животных 46 – 20,5%
6. Книги о любви 44 – 20 %
7. Юмор и «весёлые» книги 72 – 32 %
8. Сказки 37 – 16,5 %
9. Ужастики 61 – 27 %
10. Поэзию 10 – 4,5 %
11. Классику 38 – 17 %
5. Чтение для тебя – это…
1. Отдых, развлечение 90 – 40%
2. Познание нового 122 – 54%
3. Помощь в учёбе 79 – 35%
6. Самая любимая книга, которой ты присудил бы первый приз (автор, название)?
Читатели в возрасте от 6 до 11 лет первый приз присудили бы следующим книгам: Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома, «Приключения Незнайки», С. Лагерлёф «Приключение Нильса с дикими гусями», В. Драгунский «Денискины рассказы», А. Волков «Волшебник изумрудного города», В. Постников «Приключения Карандаша и Самоделкина», К. Матюшкина «Лапы врозь», Клайв С. Льюис «Хроники Нарнии», А. Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок», К. Чуковский «Сказки», С. Пушкин «Сказки», Д. Емец «Маг полуночи», Т. Леванова «Ледяной рыцарь».
Читатели в возрасте от 12 до 18 лет: С. Брюссало «Пегги Сью и Призраки», «День синей собаки», «Бабочка из бездны», Дж. К. Ролинг «Гарри Поттер», М. Булгаков «Мастер и Маргарита», А. де С.-Экзюпери «Маленький принц», Н. Щербо «Часодеи. Часовой ключ», У. Шекспир «Ромео и Джульетта», И. Щеглова «Танец солнечных фей», С. Майер «Сумерки», М. Твен «Принц и нищий», «Приключения Тома Сойера», П. Коэльо «Одиннадцать минут», Джон Р. Р. Толкиен «Властелин колец», В. Осеева «Динка».
7. Твой любимый литературный герой?
Читатели в возрасте от 6 до 11 лет назвали в качестве любимого литературного героя Элли, Мойдодыра, Карлсона, Незнайку, Карандаша и Самоделкина, Алису Селезнёву, Чиполлино, Дядю Фёдора, Витю Малеева, Буратино, Золушку, Кота Матроскина.
Читатели в возрасте от 12 до 17 лет назвали Гарри Поттера, Воланда («Мастер и Маргарита»), Робин Гуда, Нильса, Поллианну, Принца Эдуарда («Принц и нищий»), Льва Николаевича Мышкина («Человек в футляре»), Кристиана Грея, Джульетту, Гермиону, Фродо, Капитана Немо, Старика Луку («На дне»), Наталью Ростову, Динку.
8. Читаешь ли ты газеты и журналы?
1. Да 128 – 57 %
2. Нет 96 – 43%
Читатели в возрасте от 6 до 11 лет предпочтение отдают следующим журналам и газетам: «Рюкзачок», «Миша», «Незнайка», «Вясёлка», «Клёпа», «Буся», «Играем с Барби», «Познайка», «Весёлый зоопарк», «Зорька».
Читатели в возрасте от 12 до 17 лет читают: «Лесавік», «Родная прырода», «Переходный возраст», «Вокруг света», «Юный натуралист», «Планета», «Хозяин», «Девчонки», «Качели», «Вокруг света», «Бярозка», «Юный спасатель», «Адзінства».
9. Заменил ли тебе компьютер книгу?
1. Да 50 – 22 %
2. Нет 174 – 78 %
Укажи некоторые сведения о себе:
1. Женский 144 – 64 %
2. Мужской 80 – 36 %
Анализ анкетирования «Чтение в моей жизни»
Анализ анкетирования «Чтение в моей жизни».
Всего приняли участие в анкетировании 74 человека, учащиеся 9 классов.
При ответе на 1-й вопрос анкеты:«Любите ли вы читать?», 50 человек (67,6%) ответили – «да», 7 человек (9,5%) ответили – «нет», «не очень», «не совсем», «когда как» ответило 17 человек (23%).
Мир развивается, меняются читательские предпочтения, постепенно угасают прежние и развиваются новые литературные традиции. То, что читают современные дети и подростки сегодня, во многом определит завтрашний день нашего общества. При ответе на 2-й вопрос анкеты, «Каким книгам вы отдаете предпочтение?» можно было выбрать несколько вариантов ответов. Мальчики и девочки предпочитают развлекательное чтение.
По результатам анализа анкет выяснилось, что наибольшее предпочтение ребята отдают фантастике – 39 человек (52,7%), приключениям – 37 человек (50%), книгам о сверстниках, о жизни, о любви – 25 человек (33,8%) и детективам – 22 человека (29,7%). Классическую литературу любят читать лишь 12 человек (16,2%), стихи – 12 человек (16,2%), историческую литературу – 14 человек (18,9%) и книги о природе лишь 5 человек (6,8%).
На вопрос: «Назовите самое любимое произведение русского писателя» самыми популярными оказались произведения русских классиков: А.С. Пушкина «Капитанская дочка», «Дубровский», «Евгений Онегин», Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», Н.В. Гоголя «Мертвые души», «Ревизор».Часто называют в анкетах ребята книги А. Грина «Алые паруса», Тургенева «Муму»,Лермонтова «Герой нашего времени», Толстого «Война и мир».
Среди любимых произведение зарубежных писателей самыми популярными оказались книгиД. Дефо «Робинзон Крузо», А. К.Дойла «Записки о Шерлоке Холмсе». Также ребята читают книги Ж. Верна «Дети капитана Гранта», А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «Вино из одуванчиков», Шекспира «Ромео и Джульетта», Дж. Роулинг «Гарри Поттер» и другие произведения.
На вопрос «Библиотека вашей мечты», ребята отвечали, что мечтают о большой, просторной библиотеке, с большим количеством современной литературы, в том числе зарубежной о любви, приключениях, детективов, фантастики, в которой можно было бы находиться больше времени и читать. Кто-то мечтает о книгах на английском языке в оригинале, кто-то о бесплатном WI-FI, а для кого-то библиотека мечты такая, «чтобы можно было чувствовать себя как дома, с диваном и холодильником».
Вызывает тревогу, что менее двух часов уделяют для чтения учебной литературы 53 человека (71,6%) и литературе «для души» 39 человек (52,7%).
При ответе на вопрос анкеты «Чьими рекомендациями Вы чаще всего пользуетесь при выборе книг?» можно было выбрать несколько вариантов ответов. К мнению друзей прислушиваются 45 человек (60,8%), на втором месте советы родителей – 18 человек (24,3%), а к рекомендации учителя и библиотекаря – 15 человек (20,3%). Чаще всего обсуждение прочитанной книги происходит также с друзьями – 43 человека (58,1%), с родными обсуждают прочитанное – 25 человек (33,8%), с учителем – 3 человека (4,1%), не обсуждают прочитанное – 22 человека (29,7%).
На вопрос: «С какой целью вы читаете?», ребята могли выбрать также несколько вариантов. Для души читают– 51(68,9%), для расширения кругозора – 47 человек (63,5%), для подготовки к урокам 42 человека (56,8%), по настоянию родителей – 9 человек (12,2%), по настоянию учителя – 7 человек (9,5%), потому что это модно – 3 человека (4,1%).
Любимыми литературными героями для девчонок и мальчишек являются Шерлок Холмс, Татьяна Ларина, Алексей Маресьев, Гарри Поттер, Робинзон Крузо, Петр Гринев, Князь Игорь, Том Сойер, Чацкий, Молчалини другие персонажи.
Отрадно, что 59человек (79,7%) написали в своих анкетах о том, что школа не может существовать без библиотеки. Для ребят школьная библиотека – это не только место, где можно получить необходимые книги и окунуться в их атмосферу, учебную литературу, необходимый материал, но и «место из тысячи порталов погружения в свои миры», «сказочное место, где хочется остаться навеки», «отдельный мир интересной и поучительной информации», «место, где я могу остаться со своими мыслями», «светлое, душевное, чистое и тихое место с приятным запахом состарившихся книг».
В результате этого анкетирования появилась книжная выставка: «Читать престижно», где представлены лишь некоторые книги-участницы этого анкетирования. Это еще один из способов привлечь ребят к чтению – поделиться с ними своей любимой книгой, с которой связаны самые тёплые воспоминания, самые волнующие впечатления. На выставке представлены книги отечественных, зарубежных авторов, как широко известные, так и не столь популярные.
Таким образом, исходя из вышеизложенного видно, что роль книги и чтения по-прежнему остаётся актуальной в жизни детей и подростков. Интенсивно идёт процесс преобразования и изменения читательских привычек юных читателей. Меняются
характеристики детского чтения, репертуар, мотивы чтения, предпочитаемыепроизведения и др. К сожалению, многие книги, которые раньше считались «золотым детским фондом», сегодня стоят на полках невостребованными. Если дети не будут знакомы с героями классических произведений, то им не останется другого выбора, как отождествлять себя с «героями нашего времени», насаждаемыми телеэкраном. Основная задача библиотеки –научить ребят обращаться к хорошей литературе, делать так, чтобы потребность в книге превратилась в привычку, и не исчезло желание узнавать о героях прочитанных произведений что-то новое.
Анализ анкетирования «Проблема детского чтения»
«Любят ли читать современные школьники начальной школы»
Дата проведения – октябрь 2017 года.
Анкетирование проводила учитель начальных классов МБОУ «СОШ №2» Менделеевского муниципального района РТ Созонова Елена Васильевна.
В опросе приняли участие учащиеся 3-4-х классов, возраст участников от 10 до 11 лет.
3 класс – 18 учащихся из 21 учащегося, 85,71% от общего количества;
4 класс – 26 человек из 31 учащегося, 83,87 % от общего количества.
А также их родители:
3 класс – 13 родителей, 61,9% от общего количества;
4 класс – 20 родителей, 64,51 % от общего количества.
В опросе участвовало 2 учителя начальной школы.
Опрос включал анкеты для учащихся, родителей и учителей анонимного характера.
Анкета для учащихся включала следующие вопросы (№5, №6 содержат варианты ответов)
а) по совету друга (подруги);
б) после просмотра фильма;
в) по совету родителей;
г) по совету учителя;
д) эту книгу изучали в школе по программе;
е) как-то иначе, напиши как;
6. С кем ты чаще всего обсуждаешь прочитанные книги?
в) с учителем литературы на уроке;
7. Интересно ли тебе обсудить свои любимые книги на уроке литературы?
8. Нравятся ли тебе в основном произведения, которые вы проходите в школе по программе?
9. Какие произведения нужно, по твоему мнению, убрать из школьной программы, а какие, наоборот, добавить (если затрудняешься, то не отвечай)?
Результаты анкетирования следующие.
На вопрос №3 «Любишь ли ты читать?» большинство школьников ответили «Да» (46,6%).
К сожалению, тенденция «Я не люблю читать, мне не нравится» достигла и современных детей начальной школы. Книги им заменяют смартфоны, ноутбуки, телевизор.
На вопрос № 4 «Назови пять (или меньше) самых твоих любимых книг (автор и название), если такие есть» были получены следующие ответы: из 44 человек (прописываю так, как написали дети без авторов)
— Русские народные сказки – 6 человек (13,63%);
На вопрос № 5 «Как эти книги попали к тебе в руки?» были получены следующие ответы: из 44 человек
Отвечая на вопрос, многие выбрали несколько вариантов ответа.
в школьной программе
После просмотра фильма
По совету родителей
Подарили или купила мама
На вопрос № 6 «С кем ты чаще всего обсуждаешь прочитанные книги? были получены следующие ответы: из 44 человек
Ребята также выбирали несколько вариантов ответа. Обсуждать прочитанные книги большинство учащихся предпочитают либо с родителями, либо ни с кем. Следует отметить, что есть и такой ребёнок, который готов обсуждать прочитанные книги с учителем. К радости, родители и семья сегодня являются фактором, стимулирующим чтение. В современном обществе есть ещё семьи, где присутствует домашняя книжная среда.
Обсуждать свои любимые книги на уроке литературы многим школьникам не интересно.
На вопрос № 7 «Интересно ли тебе обсудить свои любимые книги на уроке литературы?»
были получены следующие ответы: из 44 человек. Очень отрадно, что учащиеся 4-го класса готовы к сотрудничеству с учителем.
На вопрос № 8 «Нравятся ли тебе в основном произведения, которые вы проходите в школе по программе?» были получены следующие ответы:
На вопрос № 9 «Какие произведения нужно, по твоему мнению, убрать из школьной программы, а какие, наоборот, добавить (если затрудняешься, то не отвечай)? были получены следующие ответы:
На вопрос № 10 «Если ты не любишь читать, то почему, как ты считаешь?» были получены следующие единичные ответы:
Большинство учащихся не ответили на этот вопрос.
Анкета для родителей включала следующие вопросы :
Как Вы считаете, ученики действительно читают всё меньше (или это миф)?
Какие меры, по Вашему мнению, помогут увеличить интерес детей к чтению?
Как Вы считаете, не стоит ли добавить в школьную программу по литературе произведения о подростках, зарубежную литературу, современную литературу и уменьшить изучение русской классики 19 века?
4.Как, с Вашей точки зрения, стоит изменить программу по литературе?
На вопрос № 1 « Как Вы считаете, ученики действительно читают всё меньше (или это миф)? » были получены следующие ответы:
На вопрос № 2 « Какие меры, по Вашему мнению, помогут увеличить интерес детей к чтению? » были получены следующие ответы:
Родители учащихся 3-его класса предлагают следующие меры:
— Добавить иллюстраций в произведения – 3 человека;
— Увеличить чтение русских народных сказки;
— Часто бывать в библиотеке;
— Отключать телевизор, интернет, телефоны – 2 человека;
— Договариваться с ребёнком;
— Увеличить объём приключенческой познавательной литературы – 2 человека;
— Личный пример и ненавязчивость – 2 человека;
— Уменьшить объём письменных заданий;
Родители учащихся 4-ого класса предлагают следующие меры:
— Читать, ходить в библиотеки вместе с семьёй – 4 человека;
— Отключать телевизор, интернет, телефоны – 2 человека;
— Больше конкурсов по чтению – 3 человека;
— Добавить иллюстраций в произведения – 3 человека;
-Сначала вместе в школе или дома читать одно произведение, а затем обсуждать в школе;
— Добавить количество часов по литературному чтению;
— Внеклассные мероприятия, связанные с книгами – 2 человека;
— Больше домашних заданий, где ответы на вопросы надо искать в книге;
— Детская литература не должна быть дорогой;
На вопрос № 3 « Как Вы считаете, не стоит ли добавить в школьную программу по литературе произведения о подростках, зарубежную литературу, современную литературу и уменьшить изучение русской классики 19 века? » были получены следующие ответы:
Изменить объёмы – 3(23,07%)
На вопрос № 4 « Как, с Вашей точки зрения, стоит изменить программу по литературе? » были получены следующие ответы:
Сложно ответить на этот вопрос – 4(30,76%)
Вернуться в СССР, не должно быть разрыва между прошлым и настоящим, более интересной программы не было – 6 человек ( 30%)
Участники анкетирования (родители) считают, что школьную программу следует разнообразить фантастикой, детективами, книгами о животных, о путешествиях, о современной жизни, о подростках, статьями по достижению высоких результатов.
Анкета для учителей включала следующие вопросы:
В опросе участвовало 2 учителя начальной школы.
1. Как Вы считаете, ученики действительно читают всё меньше (или это миф)?
2. Какие меры, по Вашему мнению, помогут увеличить интерес детей к чтению?
3. Как Вы считаете, не стоит ли добавить в школьную программу по литературе произведения о подростках, зарубежную литературу, современную литературу и уменьшить изучение русской классики 19 века?
Как, с Вашей точки зрения, стоит изменить программу по литературе?
Учителя считают, что современные ученики действительно читают все меньше и меньше. Книгу заменили компьютер, планшет, телефон и телевизор.
Интерес детей к чтению можно воспитать только с раннего возраста в семье, уроки литературного чтения увеличить (количество часов). Читать необходимо всей семьёй.
Учителя считают, что стоит добавить произведения о детях, их приключениях; фантастические рассказы, юмористические произведения. Включить в школьную программу просмотр художественных, мультипликационных, научно-познавательных фильмов. Убрать или уменьшить количество стихотворений русских классиков 19 века так, как они трудно воспринимаются и анализируются детьми начальной школы.
Увлечь ребенка чтением – одна из трудных задач на сегодняшний день. Сейчас, когда наши дети читают все меньше и меньше, необходимо искать новые методы и формы привлечения школьников в детскую, а впоследствии и во взрослую библиотеки. Чтобы приобщить к активному чтению учащихся, надо начинать с семьи, личный пример каждого взрослого для ребёнка очень важен. А в школе можно использовать такие формы как, например, выставка новых книг в фойе школы, где увидят её не только дети, учителя, но и родители, сопровождающие детей в школу. Еженедельные библиотечные уроки, внеклассные мероприятия в игровой форме по произведениям детских писателей. Для приобщения школьников к чтению большую роль на уроке играют мультимедийные материалы.
Современные дети читают, но иначе, чем раньше, а также далеко не те произведения, которые были любимы и популярны у их родителей, и, особенно, их дедушек и бабушек.
Анализ анкетирования «Значение книги в жизни современного школьника»
«Значение книги в жизни современного школьника».
С целью изучения отношения ребят к чтению художественной литературы я предложила учащимся ответить на вопросы анкетирования. В опросе приняли участие 205 учащихся. Возраст участников эксперимента от 7 до17 лет. Я проанализировала ответы по трем возрастным группам: начальная школа, среднее звено, старшеклассники.
Опрос включал следующие вопросы:
1. Любите ли Вы читать?
2. Какой источник информации Вы предпочитаете?
2.2. Периодические издания
2.3. Энциклопедии, словари, справочники
2.4. Электронные издания Интернета
3. Что для Вас предпочтительнее?
3.1. Работа с книгой
3.2. Считывание с компьютера
4. Сколько времени в день Вы читаете?
5. Назовите своего любимого писателя, поэта и любимое произведение
6. Ваша любимая тема?
7. Какого жанра произведения Вы любите читать?
8. Как Вы считаете: для чего нужны книги?
На вопрос, «Какой источник информации Вы предпочитаете?», проведённый анализ чтения показал, что учащиеся начальных классов проявляют примерно одинаковый интерес, как к периодическим изданиям, так и к познавательным книгам. Учащиеся среднего звена больше интересуются периодикой. Старшеклассники отдают предпочтение программной литературе.
За справочной литературой учащиеся обращаются ежедневно и часто. В читальном зале изучают словари: орфографические, толковые, словообразовательные и многие другие, а также обращаются к предметным энциклопедиям и справочникам.
Большинство опрошенных старшеклассников предпочитают в качестве источника информации Интернет. Учащиеся начальной и средней школы на первое место ставят книгу.
Анализ ответа на вопрос «Что для Вас предпочтительнее?» говорит нам о том, что только учащимся начальной школы радость приносит общение с книгой (64 уч). В то же время большинство ребят среднего и старшего звена (82уч.) предпочитают воспринимать новую информацию с экранов мониторов. В век компьютеризации дети не хотят читать книгу, держать ее в руках и ощущать запах типографской краски. Большинство ребят уверены в абсолютной универсальности Интернета, считают, что в нем можно найти информацию на любую тему. Достоинствами Интернета ребята считают то, что в нем они могут легко найти интересующую их информацию, что Интернет экономит их время на подготовку к занятиям, что Интернет делает их школьные занятия гораздо более интересными, чем раньше. Однако 59 ребят выбрали книгу, объясняя это тем, что чтение книги – это средство получения новых знаний, чтение расширяет кругозор, улучшает память и т. д.
Любят читать в свободное время преимущественно дети младшего школьного возраста. Чем старше, тем меньше времени занимает чтение на досуге, и тем меньше они любят читать.
Отношение к чтению – важная характеристика, и она свидетельствует как о позитивном отношении у школьников к чтению, так и о том, что учебные нагрузки, вместе с другими факторами приводят к тому, что происходит отторжение от чтения в старших классах. Чем старше школьник, тем больше «деловое» чтение по школьной программе» теснит досуговое, не оставляя времени на чтение любимых книг и просто на возможность поразмышлять над новой книгой, получить радость от самого процесса свободного чтения.
В среднем же около трети опрошенных отмечали, что «любят читать, но не хватает времени». Результаты нашего исследования говорят о том, что лишь один из десяти опрошенных школьников не читает ничего кроме книг, необходимых для выполнения уроков.
назван любимым писателем 167 гимназистами. Многие учащиеся называют произведения поэта и писателя (Сказки, «Дубровский», «Капитанская дочка», «Повести Белкина», «Я помню чудное мгновенье», «Руслан и Людмила», «Евгений Онегин» и многие другие) своими любимыми. Сергей Есенин и Марина Цветаева на 2 и 3 месте. Многие учащиеся не только любят их стихи, но и знают произведения наизусть.
Гимназисты достаточно хорошо знакомы с произведениями классиков, изучаемыми по школьной программе.
Для учащихся начальной школы наиболее интересна тема природы, о животных, на втором месте тема дружбы. Малыши отдают предпочтение таким жанрам, как сказка, любят читать стихи. Фантастика особенно интересна учащимся среднего звена (5-8 класс). 38 ребят утверждают, что любят читать о магии, космических путешествиях и перемещениях во времени. Тема природы интересна и подросткам (21 человек указывают данную тему). О дружбе и любви с удовольствием читают 40 респондентов. Многие участники опроса считают важной тему Родины. Многим старшеклассникам интересна тема любви и дружбы. Стоит заметить, что у молодежи большой интерес вызывают книги в жанре «фэнтези». На третьем месте – детективы. Роман – любимый жанр учащихся старшей школы. Очевидно, сказывается влияние школьной программы.
В результате обобщенного анализа ответов учащихся, можно констатировать, что книга для некоторых современных детей перестала быть источником духовного роста. Чтение детей стало сугубо «деловым», и книга для них, прежде всего, источник информации, который постепенно заменяет компьютер с его неограниченными возможностями. Информационное чтение лишает ребенка возможности самопознания, обедняет его духовный мир. Этой тенденцией обеспокоены педагоги, психологи, библиотекари, родители.
В каком возрасте книга перестает приносить радость современному ребенку? Ответить на этот вопрос можно так: при переходе из начальной в основную школу.
С каким удовольствием учащиеся начальной школы прибегают в библиотеку, роются в книгах, берут книги по рекомендации учителя, родителей, одноклассников. Процесс чтения у маленьких читателей проходит под контролем учителей на уроках внеклассного чтения, личных бесед с ребятами, родителями. Школьные библиотекари проводят экскурсии в библиотеку, конкурсы, викторины. Это все поддерживает у ребят интерес к книге.
И вот, они приходят в основную школу. В библиотеку они теперь больше прибегают за книгами, которые заданы. Их круг чтения сужается, а свободное чтение теперь больше формируется под влиянием рекламных акций, общения друг с другом. Этому же начинают следовать и родители, покупая ребенку книги, которые необходимы только для учебы и те, которые «читают все»: детские детективы, ужастики и прочее «массовое чтиво». Самостоятельное чтение в этот период постепенно становится полярным: учебное (деловое) и развлекательное (легкое). Сужается не только круг чтения, но круг общения о прочитанном. Взрослые постепенно самоустраняются от процесса развития детей интереса к книге, как раз в тот период, когда это наиболее необходимо взрослеющему подростку. Так стоит ли винить детей в том, что источник духовного роста постепенно исчезает из их сферы интересов?
Причина сложившейся ситуации – в том, что с переходом в основную школу книге, как в семье, так и в учебно-воспитательном процессе, уделяется значительно меньше внимания, чем на начальном этапе обучения. Это постепенно происходит не только с художественной, но научно-популярной литературой. Самостоятельный процесс чтения литературы вызывает у ребенка серьезные трудности в восприятии и понимании текста, особенно что, касается научно-познавательных книг. Тексты усложняются, а навыки работы с ними не приобретаются. Постепенно возникает психологический барьер, который ребенок самостоятельно не может преодолеть, и он заменяет книгу другим источником информации, более доступным для восприятия, таким образом, происходит снижение роли книги в жизни ребенка. Можно предположить, что интерес книге в учебном процессе целенаправленно не формируется, и учащиеся недостаточно владеют навыками самостоятельной читательской деятельности.
Увлечь ребенка чтением – задача не из простых. Здесь мало одних вразумляющих бесед и самых страстных призывов. Важно учитывать детскую психологию, склонность мальчишек и девчонок к играм, любовь к праздникам, желание проявить себя.
Принцип в массовой работе с детьми – обязательное их участие в подготовке и проведению чего бы то ни было: библиотечного урока, праздника и даже обзора литературы. Таким образом, включается мощнейший стимул – личная заинтересованность ребенка.
Формирование устойчивого читательского интереса – долгая, кропотливая работа, требующая от библиотекаря творчества и глубокого понимания психологии ребенка.
Что же происходит? Почему наши дети перестают читать? Виновата ли в этом «экспансия экрана», так агрессивно и стремительно ворвавшаяся в нашу жизнь и фактически подавившая и оттеснившая книгу в даль далекую? Может быть, ребенок, находящийся с младенчества рядом с телевизором и компьютером действительно все меньше и меньше нуждается в художественном слове и в самом образе, рожденном этим словом? Телевизионный и компьютерный герой представляется ему более ярким и привлекательным, чем какая-то словесно обрисованная Красная шапочка.
Итак, одним из главных факторов, стимулирующих чтение детей, является читающая семья и соответствующая домашняя книжная среда. Первая книжка в руках мамы, бабушки, дедушки – с этого начинается детское чтение и именно с этого начинается читатель.
Жизнь семьи запечатлевается в сознании детей гораздо раньше, чем они отдают себе в этом отчет. Поэтому семья, культурные отношения внутри нее во многом определяют путь ребенка как читателя. У детей, чьи родители любят читать, скорее развивается вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера. Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогают малышу лучше усваивать содержание прочитанного. А поскольку из разных видов текстов именно художественные раньше прочих оказываются посредниками в эмоциональном обращении ребенка с взрослыми, выступающими для него носителями опыта человечества, чтение – слушание художественных произведений, является начальным этапом приобщения к чтению вообще.
Сейчас, когда наши дети читают все меньше и меньше, необходимо искать новые методы привлечения школьников в библиотеки.
Чтобы приобщить к активному чтению учащихся, начиная с 5 класса, используются различные формы такие как, например:
· Реклама новых книг;
· Мероприятия в игровой форме;
Дети, безусловно, читают, но иначе, чем раньше, а также далеко не те произведения, которые были любимы и популярны у их родителей, и, особенно, их дедушек и бабушек.
При проведении различных мероприятий библиотеки необходимо использовать все информационные технологии. Опыт показывает о необходимости хорошего оформления книжной выставки библиотеки при проведении мероприятия, что заинтересует ребенка к чтению книги. Мероприятие должно проходить в интересной, доступной форме для школьника (устный журнал, конференция, урок-рассуждение). Наиболее лучшей пропагандой книги является театр. В план мероприятий по пропаганде и поддержке чтения детей необходимо включить театрализованную группу «Маска» существующую в МОУ гимназии №2 для совместного проведения мероприятий, как одну из интересных форм привлечения детей к чтению, знакомя их при помощи артистов-школьников с золотым фондом детской литературы. А библиотека в этом случае приобретет новых читателей.
Для наиболее эффективного использования библиотечного фонда школьной библиотеки, необходимо в план мероприятий включить комплектование фонда с учетом выявленных при библиотечном исследовании читательских интересов, а также с учетом программной школьной литературы, которой катастрофически недостаточно.
Выполнив вышеперечисленный план мероприятий школьная библиотека МОУ гимназии №2 г. Сургута решит обозначенные проблемы, выявленные при библиотечном исследовании и поддержит детское чтение.
Заключение.
Многое изменилось в деятельности школьных библиотек в условиях модернизации российского образования. С внедрением новых информационных технологий в образовательном процессе стали активно использоваться электронные учебники и пособия, что способствует повышению качества обучения. Формируется новая информационная культура.
Теперь школьные библитеки преобразуются в новую предметно-информационную среду, позволяющую работать с любого вида информацией – аудио-, видео-, электронной, мультимедийными программами на лазерных дисках. Ведь основная роль школьной библиотеки – обеспечение информацией учебного процесса.
Школьной библиотеке нужно соответствовать современному уровню информатизации общества, превращаться в медиацентры, становиться базой для критического мышления и формирования информационной культуры
Работа над выпускной квалификационной работой показала, как разнообразна работа школьной библиотеки. Работа библиотекаря общеобразовательного учреждения, как считают многие, заключается не только в приеме и выдаче книг и учебников учащимся. Необходимы мероприятия, выставки, беседы в развитии школьников.
Школьная библиотека занимает особое место в библиотечном пространстве. Прежде всего, она является, конечно, учебной библиотекой, поскольку информационно обеспечивает образовательный процесс. Обслуживая педагогический коллектив (преподавателей, администрацию школы), она во многих случаях выступает в качестве специальной библиотеки. При этом в отличие от специальной, школьная библиотека не самостоятельна, она является подразделением школы. Особая острота сегодняшней ситуации определяется сложным финансовым положением школы в целом и школьной библиотеки в частности. Структура работы школьного библиотекаря никогда не становилась отдельным предметом социологического (впрочем, как и педагогического) исследования, когда одной из важнейших задач становится его информатизация и «интеллектуализация», роль библиотеки как информационного ресурса школы, ее социальный статус – должны быть рассмотрены особо пристально.
Модернизация образования влечет за собой расширение услуг. Функции библиотек меняются, меняется и миссия школьной библиотеки.
Основными задачами в работе школьных библиотек является обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного и информационно-библиографического обслуживания учащихся, учителей; формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользования: обучение пользованию книгой и другими носителями информации.
А основными функциями остаются – образовательная, информационная и культурная.
Одной из сложных проблем, которую приходится сегодня решать библиотекам – комплектование фондов в условиях рыночных отношений, когда утрачены гарантии, предоставляемые государством, т. е. финансирование и централизованное книгообеспечение.
Надо уже сейчас, может быть методом проб и ошибок, делать нужное для школы дело: приобретать компьютерную технику, заводить электронные каталоги, подключаться к Интернету, участвовать в образовательных Интернет-проектах, иметь возможность предложить учителю электронный учебник, создать медиатеки. Задача библиотекарей научить молодого гражданина XXI века ориентироваться в массивах информации, используя ее себе во благо, подготовить его к жизни и деятельности в условиях информационного общества.
Документные фонды школьных библиотек, включающие учебную, художественную, справочную, научно-популярную литературу, периодические издания, дополняются учебными видеофильмами, мультимедийными учебниками и учебными пособиями, справочниками и энциклопедиями, обучающими программами и т. п. В школах активно используются образовательные Интернет-ресурсы.
Однако к настоящему времени накопилось множество проблем, связанных с комплектованием библиотек общеобразовательных учреждений. Ресурсная база школьных библиотек заметно отстает от возможностей книжного и информационного рынков, что связано с недостаточным финансированием.
Развитие библиотеки предполагает целенаправленную деятельность по качественному изменению библиотечных услуг и продуктов, формированию новых условий и расширению возможностей доступа к информации для пользователей.
Детское чтение сегодня – область, где уже существует и продолжает накапливаться множество проблем. Осознание обществом того, что в этой области назревает острое неблагополучие, отражается средствами массовой информации, высказывания которых о детском чтении можно квалифицировать как «моральные паники».
Результаты социологических исследований последних лет не радуют. Книга для современных детей престала быть источником духовного роста. Чтение детей стало деловым, книга стала для них источником информации, который вытеснят компьютер.
Увлечь ребенка чтением – задача не из простых. Здесь важно учитывать детскую психологию. Как можно чаще проводить всевозможные мероприятия по приобщению детей к чтению: литературные викторины, громкие чтения, диспуты, обсуждения, выставки т. д. Главным условием здесь остается участие детей. Так же необходимо привлекать родителей к приобщению детей к чтению, проводить родительские собрания, оказывать помощь родителям восполнить у них недостаток информации об изданиях. Одним из самых важных факторов, влияющих на детское чтение, являются доступ к книге или литературные ресурсы среды, что бы интерес к чтению не угас процесс чтения необходимо поддерживать. Книги должны быть доступны ребенку, а репертуар чтения широк и разнообразен.
Ситуация приобщения подростка к книжной культуре, в наши дни, по-видимому, радикально меняется. В процессе социализации личности подростка усиливается роль средств массовой информации. Развивается культура, которую называют по-разному: «визуальная», «видеокультура», «электронная культура». Меняется домашняя среда, в которой растет ребенок, и к домашней библиотеке добавляются фонотека, видеотека, компьютерная игротека. Поэтому в работе школьных библиотек необходимо включать и электронные издания, и мультимедийные программы для детей, которые могут использоваться в работе библиотеки многоаспектно.
Проблем у школьной библиотеки очень много. Центральная проблема школьной библиотеки – финансовая. Прежде всего, это сказывается на комплектовании фонда. Фонд школьных библиотек стремительно ветшает и не отвечает требованиям современного образования. Однако нищета библиотек школ связана не только с недостаточным финансирование, но и с тем как относится администрация к библиотеке. Проблемой так же является повсеместная компьютеризация школьных библиотек. Увеличение количества школьных библиотек, имеющих компьютеры, убеждает, что это станет реальностью в не столь отдаленном будущем для всех библиотек.
2.Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;
3.Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценки информации.
4.Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
Считаю, что задачи и цели, которые были поставлены в работе по теме «Школьная библиотека как информационный ресурс образования» выполнены.