ансамбль бабкины внуки биография состава
История
Ансамбль русской песни «Бабкины Внуки» – молодой коллектив, успевший зарекомендовать себя не только на российской, но и европейской большой сцене. В репертуар «БВ» входят песни, которые народ поёт уже десятки и даже сотни лет: «Когда мы были на войне», «Донские казаки», «Роза», «Не для меня», «Ой, то не вечер» – лишь малая толика песенного богатства, которое несут своим творчеством эти артисты. За годы творческой деятельности коллектив побывал в разных уголках нашей страны и городах дальнего зарубежья – это Сочи, Ростов на Дону, Калуга, Москва, Орел, Чебоксары, Брянск, Переславль Залесский, Гомель, Конин, Варшава, Лондон и др.
«Бабкины Внуки» поют исключительно «вживую», частенько возрождая и традицию а-капельного пения. После своей победы во Всероссийском марафоне регионов России «Сочи-2014», «БВ» получили приглашение в олимпийский Лондон. С 4 по 12 августа 2012 г. ребята поддерживали российскую сборную своими зажигательными выступлениями в «Русском доме» и «Сочи-парке».
Плотная работа велась и в студии, и на съёмочных площадках: сейчас в архиве коллектива множество видеоклипов и песен.
Бабкины внуки участники культурной программы ХХХ летних Олимпийских игр в г.Лондон 2012, где за 10 дней дали более 20 концертов в поддержку нашей сборной, а так же коллективу была оказана честь встречать делегацию МОК во главе с Жаком Рогге, Дмитрием Чернышенко, Сергеем Жуковым, Шамилем Тарпищевым и др. на презентации Сочи центра в Гайд парке Лондона.
Основатель брянского ансамбля «Бабкины внуки» занялся крестьянским трудом
Если бы глава какого-то сельского хозяйства стал петь и сочинять музыку, это вряд ли вызвало бы удивление: поют многие. Но руководитель известного в России брянского ансамбля «Бабкины внуки» Владимир Латенков засучил рукава и стал одновременно пасечником, садоводом и владельцем целой усадьбы с живностью. Вот в это поверить трудно, пишет «Брянская учительская газета». И еще труднее понять, как творческий человек совместил в себе два рода деятельности, между которыми дистанция не меньше, чем между мычанием коровы и изысканной мелодией. А Владимир светится счастьем, когда приезжает в Скуратово и Паниковец − деревни неподалеку от поселка Кокино.
Пчелиный рай
− После гастролей, когда выматываюсь, я еду не в Кокино, а сюда. Два часа сна полностью восстанавливают силы, − рассказал Владимир Латенков. − Они равны восьмичасовому сну в обычных домашних условиях.
Апидомик, пчелиный теремок, куда певец и композитор непременно отведет своих гостей, уже с порога обдает неповторимым ароматом цветов, лугов, солнца, меда. Здесь тоже звучит музыка − мерное пчелиное гудение лишь затихает иногда, но не прекращается. По сути, спать нужно на ульях. Пчелы не могут, конечно, пробраться через сетку, но их присутствие ощутимо. Владимир показывает, как заставить их немного поволноваться. Надо выдохнуть в улей через деревянные бруски лежанки − и тогда пчелиное облако в ответ тоже выдыхает свое беспокойство. Песня этого воинства похожа на тихий морской прибой, но запахи, исходящие из улья, намного богаче. Весь домик − сплошной аромат, который вместе с июльским теплом и впрямь сразу нагоняет дремоту и умиротворение.
Апидомик. Фото: «Брянские новости»
Вековые липы, которые окружают усадьбу Владимира Латенкова в Скуратове, посадили еще в те времена, когда здешними землями владело известное семейство Брусиловых. В Скуратове родился Николай Брусилов − представитель древнего дворянского рода. Он служил во время войны с Наполеоном в ополчении, а в1820 был назначен губернатором в Вологду.
Как ни удивительно, местные жители еще помнят эту фамилию. Теперь об истории деревни рассказывает своим многочисленным друзьям и Владимир Латенков.
До и после гастролей
Времени на сельское хозяйство у руководителя ансамбля очень мало, потому он выкладывается сполна. «Бабкины внуки» − это не только творчество, репетиции, но и всегдашняя суета, связанная с подготовкой выступлений. Основали ансамбль десять лет назад, и то, как брянские парни исполняли казачьи песни, высоко оценили даже в Ростове-на-Дону, где на фестивале они сразу заняли второе место. Потом были поездки в польский город-побратим Конин. И хотя у казаков с поляками на протяжении долгой истории были непростые отношения, там тоже исполняли песни русского юга.
Фото: «Брянские новости»
Брянские музыканты любят свои семьи, детей, Родину, свои дома. По утрам распеваются вместе с птицами, видят, как живут родники, восхищаются солнечными днями и радуются дождю. У них много от общины − помогают друг другу строить, сами выпекают хлеб и уже начали сеять его. Они любят, они живут в светлом мире. Не они его создали, но «внуки» открывают его каждый день.
На Олимпиаде в Лондоне, где российским спортсменам не удалось в первые дни завоевать много медалей, «Бабкины внуки» взошли на свой Олимп. Еще в киевском аэропорту, через который летели в Англию, они огласили зал ожидания своими песнями. Два часа звучал концерт. Песни «Не для меня», « Когда мы были на войне», «Воля», «Дым», «Роза», «Ой, то не вечер» растрогали души славян. Украинцы плотным кольцом окружил брянский коллектив, ослепляя вспышками фотоаппаратов артистов. Слаженные голоса покорили негаданную аудиторию. В Лондоне на русском подворье давали по три концерта в день. Шли парами и семьями, русские и англичане, было очень много детей. Зрители благодарили музыкантов за «глоток русского воздуха».
Фото: «Брянские новости»
Александр Борисов, певец и задорный танцор, говорит, что Владимира Латенкова в ансамбле часто зовут командиром, батей, генералом и даже полководцем. Проректор Брянской сельхозакадемии Виктор Талызин пошутил:
− Вырастили мы «Бабкиных внуков» на свою голову. Теперь только пингвины не знают про нашу академию. На лондонской Олимпиаде вы выступили последними – и на нашу команду просыпался дождь золотых наград. В Сочи вы должны выступить на открытии праздника, чтобы этот дождь пролился сразу.
На Олимпиаде в Сочи «Бабкины внуки» своими выступлениями увеличили армию своих поклонников.
− Подворье открыли на главной сцене своими песнями, потом чеченцы пожали нам руки. Им понравились наши казацкие песни и исполнение. Это дорогого стоит. Но и огорчения были. Батаева не пустили с его шашкой, и Сереге пришлось заменить клинок на гусли, − рассказывал Владимир Латенков.
Казачью песню в исполнении «Бабкиных внуков» снимали телеканалы Канады, Украины, Бразилии.
Фото: «Брянские новости»
Брянские музыканты побывали на Сахалине, не раз выступали в Москве на лучших площадках, они стали гостями рейтинговых телепередач. Их приглашают отовсюду, но уже невозможно откликнуться на все просьбы. В конце концов нужен и отдых. И есть пчелы в Скуратове и соседней деревне Паниковец, где Владимир Латенков подобрал старый домик, чтобы расположить возле него часть пасеки.
«Если нравится, то работается»
К своим 37 годам Владимир Латенков отточил слог до такой степени, что можно только удивляться смеси юмора и мудрости − своей и народной − в его словах. Ни слова не скажет без улыбки, без искры в глазах.
− У моего друга 200 ульев, он и научил меня пасекой заниматься, − Если нравится то работается, а нам нравится, и мы работаем. Липы, яблони, вишни − все мне помогают. Воздух что надо. Здесь мой маточник − буду пересаживать деревья. Все строил своими руками − апидомик, сарайчики, подвал. Баню помогали поставить дятьковские казаки. Сейчас апидомик обшиваем с другом Стасом вдвоем досточками, − увлеченно говорит руководитель «Бабкиных внуков». − Прошли по досточке огнем красиво, а сейчас надо еще раз обжечь и морилочкой покрыть. Кстати, морилочку сосед сделал сам из березы, на костре. Она настоящая. Хочу хороший подъезд сделать, потому что друзья часто приезжают. Я то еду после гастролей, после концерта не домой, а сюда. Часа два — три посплю в апидомике − свежесть невероятная. У пчел и человека биополя схожи, видимо. Они тебя защищают, возвращают на землю.
Пчелы сразу ощущают раздражение человека. В этом случае могут напасть даже на опытного пасечника. Однако Владимир Латенков, кажется, никогда не бывает в таком состоянии. Если для кого-то крестьянский труд в тягость, то для него − в радость. Он и о неудачах рассказывает с доброй улыбкой.
− Вот здесь у меня должны были расти три кедра, но обманули − продали мне два кедра и одну сосну. Это теперь Сашка, Вовка и Настя, − Владимир перечисляет имена своих детей. − Груши привез из Крыма. Сам сажаю и прививаю. Садоводство − это большая радость.
По всему склону растут плодовые деревья с самыми диковинными прививками. Жена Екатерина занимается прополкой картошки, свеклы, моркови. Владимир обдумывает очередную стройку, потом берет косилку и направляется к пруду возле дома. Там плавают озорные утки, пробившие стежки в высокой траве. А за перелеском − небольшое поле, которое музыкант взял для того, чтобы разбить там сад. Пока же обкашивает берег пруда. Возле дома выращивают не только клубнику, но и мяту, мелиссу, ромашку. За коровой ухаживает теща музыканта Татьяна Григорьевна. Хотя ей очень непросто − буренка сильно покалечила ей ногу.
− Это мне надо такое сделать! Коровы бодались, а я подошла поближе, и у одной были рога такие, как у нашей, что продали. Я подошла вот так и хлудом по рогам, а она развернулась − и мне в колено. Болит. Два шва наложили, − поведала пенсионерка о своей печали.
Радость же ее − три дочери. И все замечательно поют, в том числе Катя, жена Владимира.
Фото: «Брянские новости»
Собственно, из-за тещи, которая жила в Суражском районе, и решили купить по дешевке домик в Скуратове. Сюда же привезли из деревни и собаку. Она будто приглядывает за утками, курами, за грядками огурцов и картофеля. Дети в окружении живности и зелени тоже блаженствуют. То старый сундук откроют, то передразнивают крякающих уток, то в грядках что-то выискивают.
− Поначалу я кроликов держал, а вот теперь у нас крупная живность − коровка, − весело рассказывает Владимир. − Соки делаем, вино пьем свое. Веники для бани заготавливаем. В жару там очень прохладно. И такие чудесные запахи от трав! Когда ко мне друзья приезжают − недавно был Московский казачий хор, − то одни в апидомике живут, другие в бане на втором этаже. Все строилось бы побыстрее и побольше, если бы были возможности.
В старом доме мастер, который работал у известного предпринимателя и радетеля деревенской жизни Германа Стерлигова, сложил русскую печь. Этот дом решили сделать гостевым.
− Я придерживаюсь той мысли, что питание должно быть все свое: овощи, молоко, хлеб, − говорит Владимир. − Кстати, хлеб печет моя сестра Ира. Он без дрожжей и на меду. Мы стараемся убеждать друзей и знакомых заниматься сельским хозяйством хотя бы ради своих детей и себя. В конце концов, казаки в мирное время выращивали хлеб, а потом садились на коней и отправлялись защищать Родину. В нашем случае еще и гармошку надо прихватить.
Сейчас Владимир Латенков горит желанием снять добрый фильм о деревне − картину с народными песнями, с сочным рассказом о русском быте. Недавно он и его музыканты сами сняли великолепный сюжет о съемках передачи «Играй, гармонь!» в Навлинском районе. Этот опыт и вдохновил. Как иначе напомнить людям, что есть на свете не только асфальт, пьянки в кафе и набивание корзин второсортными продуктами в гипермаркетах?
Пасеки в двух деревнях, два с половиной гектара сада, корова, птица, грядки, пруд, бесконечные стройки, концерты… Как на все это хватает сил у командующего хозяйственно-культурной армией, не знает и он сам. Говорит, что устает, но ни на сцене, ни со строительным инструментом в руках не выглядит утомленным. Все скрывает улыбка и умный, озорной взгляд. Сейчас Владимира Латенкова вдохновляет пример удивительного человека, который не просто возродил одно из сел в Брянской области, но укрепил веру в людях, которые уже смирились с медленным угасанием деревенской жизни. Талантливый певец и руководитель ансамбля пока не ставит таких глобальных целей, но хочет превратить свои небольшие скуратовские владения в крепкое хозяйство, чтобы и самим работать на земле, и детям, приучая их к крестьянскому труду, показывать богатство русской земли.
Далеко не все понимают крестьянских призывов Владимира Латенкова, но некоторые «внуки» уже пошли по тому же пути.
Ранее сообщалось, что Владимир Латенков получил диплом через 17 лет после поступления в Московский институт культуры.
Как «Бабкины внуки» взорвали эфир.
Коллектив « Бабкины внуки» — это такой современный богатырь, который уже в юном возрасте, с ещё не пробившейся щетиной, побеждает трёхглавых змеев, дружит с князьями и воеводами и между делом сворачивает горы. А если точнее, покоряет вершины. Просуществовав всего несколько месяцев, « Бабкины внуки» сразу же заняли первое место на фестивале « Красная горка — 2010», а ещё через полгода народные песни в их исполнении начали крутить в эфире « Русского радио». На всю страну! Кстати, и богатыри-то совсем молодые… О своём проекте « Брянской ТЕМЕ» рассказал художественный руководитель « Бабкиных внуков» Владимир Латенков.
— Владимир, почему название для своего ансамбля выбрали такое необычное — « Бабкины внуки»?
— Двояко толкуется… С одной стороны, мы хотели обозначить своё творческое родство с уважаемой и любимой нами Надеждой Бабкиной. Действительно, это своеобразный намёк на её народность, озорство, задор. Здесь присутствует некая игра слов: « Бабкины внуки» — внуки бабки, Бабкиной… С другой стороны, коллектив у нас молодой. Возраст участников от 17 до 27 лет. Возраст внуков! И поём мы песни наших дедушек и бабушек, наших предков. Ведь мы и за песнями для своего репертуара ездим в экспедиции к деревенским бабулям.
— То есть название пришло сразу….
— Нет, конечно же. Придумывали его всем коллективом ровно три месяца. Были и другие рабочие варианты: « Живо», « Жито», « Сито» и « Дрито». Только вот в итоге победили какие-то непонятные « Бабкины внуки»! (C меётся.) Впервые с этим названием мы выступали в родном Кокино, в Брянской государственной сельхозакадемии, на праздничном концерте, посвящённом 8 Марта. Было это в прошлом году. Тогда вместе с нами на сцену вышла моя мама. Именно она играла « бабку», внуками которой, по легенде, мы являемся. Кстати, это был первый и последний раз, когда в нашем мужском коллективе выступала женщина. Не буду говорить про то, что « баба на корабле — жди беды». Это и так все знают!
— А дальше как развивались события?
— Создавая коллектив, мы сразу же поставили перед собой ряд задач. Во-первых, создать хороший, конкурентоспособный продукт, занять какое-то место в творческой нише не только Брянской области или страны, но и вообще всей русскоговорящей аудитории. Во-вторых, участвовать во всевозможных фестивалях. Но лучше, конечно, побеждать. В-третьих, постоянно совершенствоваться, искать новое, изучать новые песни. Например, сейчас грузинскую учим… В-четвёртых, пропагандировать народную культуру, культуру Брянщины и… немножко себя. А почему нет? Это здорово! Нам нравится чувствовать живую реакцию зрителей на наше творчество: будь то серьёзный концерт или корпоратив.
Мы иногда выступаем с Брянским городским оркестром народных инструментов под руководством Владимира Осипова. На такие мероприятия, как правило, собирается более тысячи человек, и, когда весь зрительный зал подпевает нам, мы заряжаемся энергией. Так разве не это главное в работе артиста?
Битбокс — это по-русски!
— Можно ли выделить определённые ступени, которые уже прошли « Бабкины внуки» в достижении своих целей?
— Самое главное — мы собрались вместе, оформились как коллектив. Вообще, подобные мужские коллективы создавались на базе БГСХА ещё с 1999 года. Были они студенческими, и основная проблема заключалась в том, что участники группы, отучившись, разлетались в разные стороны. Хотя прежние ансамбли были также весьма самодостаточными. Мы пели, играли на клавишах, на гитаре и на гармошке. В 2002 году неплохо выступили на фестивале в Белгороде. Помню, тогда ещё была « Мужская вокальная группа БГСХА». С таким названием ни по радио, ни на телевидении не выступишь. Только по бубну могли получить…
Потом был шестилетний перерыв, когда я отправился в Москву получать образование. А когда вернулся, появились « Бабкины внуки». Практически все участники коллектива — ребята из Кокино. Не разлетятся! И все они бывшие или нынешние студенты БГСХА. Кстати, в начале нулевых было у нас такое название « Кокинские мужики». Но не прижилось.
Вторая ступень — за год мы спелись. Произошёл огромный рывок, скачок в творческом плане. Практически все участники коллектива « Бабкины внуки» — непрофессиональные музыканты. Многие вначале даже боялись выходить на сцену. Например, Ваня Маркин вообще как кнут болтался на сцене — места себе не находил. А теперь нормально, нынче он настоящий артист!
И если раньше мы, десять человек, пели на два-три голоса, то теперь всемером запросто шестиголосье исполним! Мы поём а капелла, у нас хороший унисон. А ведь самое сложное — добиться чистого, идеального унисона. Наверное, это и есть наша самая главная победа в вокальном плане. Нас иногда даже профессионалами называют на концертах…
Мы используем в своих выступлениях гармонь, гитару, балалаечку, скрипку, битбокс.
— Битбокс — это тоже… народ ное?
— А как же! Битбокс — это, по сути, имитация барабанов, баса, скрэтчей и различных звуковых эффектов при помощи рта, причём принято, что хороший битбоксер обладает и достаточными вокальными данными. Один из « внуков» Александр Борисов попробовал на репетиции этот приём, и мы сразу же взяли его на вооружение. Шагаем в ногу со временем!
А ещё в ближайшем будущем планируем освоить волынку. Ведь это тоже русский народный инструмент! Даже шотландцы его таковым считают. Волынка — это та же свирель, только с мешком… Как-то сидел пастух на полянке, играл на свирели. Устал играть и решил, чтобы не мучить свои лёгкие, приделать к свирели мешок. Так появился прообраз волынки. И гудок бы нам не помешал. Это такой смычковый инструмент вроде скрипочки, но на нём можно играть и как на гитаре –горизонтально. Подумываем вот приобрести.
Легенда про радио и шнурки
— Расскажите, как ваша песня « Не для меня» попала в эфир « Русского радио»?
— История об этом умалчивает…
— А если легенду придумать? Вы ж всё-таки народные…
— Ну хорошо… Принёс я песню директору « Русского радио». Мол, послушайте, песня хорошая у нас есть. Он рассердился: « Пошли отсюда, смерды!» Я настойчиво: « Пожалуйста, давайте я вам за это шнурки поцелую…» — « Ладно, — отвечает директор. — Пока ты будешь целовать мне шнурки, я буду песню слушать». Слушает, слушает он « Не для меня» и вдруг говорит: « А теперь я буду твои шнурки целовать — дай мне свою песню для эфира!»
А потом мы к 9 Мая выпустили на радио ещё одну песню: « Когда мы были на войне». Теперь уже без шнурков обошлось… Кстати, вокал мы записываем у меня дома, а музыку — на столичной студии.
Радио — это один из методов пропаганды народной песни и, собственно, коллектива. Почему нет? Я не слышал ни одной из брянских народных групп, которую крутили бы более чем в 40 регионах России, на Украине и в Белоруссии.
Интересно, когда в Москву звонят незнакомые люди, заказывают « Бабкиных внуков». А диджей в недоумении отвечает: « Что ещё за внуки»? Не знают нас ещё… Чтобы узнали необходим мощный пиар, но на него пока у нас не хватает средств. Сейчас у нас есть деньги только лишь на то, чтобы записывать песни. На костюмы новые и то кое-как наскребли… Спасибо ректору БГСХА Николаю Максимовичу Белоусу. Раньше ходили в старых, которые подарил коллективу мой дядя. В былые времена меч по наследству передавали, а в XXI веке — концертные костюмы… Вот вроде бы и все наши ступени.
В семье… не без музыканта!
— Владимир, но ведь это только в сказках может быть, чтобы богатырь 33 года сидел на печке и ничего не делал. Ведь было же, наверное, и до « Бабкиных внуков»?
— Я профессиональный музыкант с огромным опытом работы в различных коллективах и Брянской области, и Москвы. К тому же у меня вся семья музыкальная. Мои мама и сестра обе по образованию дирижёры-хоровики. Отец учился в гомельском, а затем в брянском музучилищах. К тому же он признанный баянист-виртуоз. У моего дяди в Клинцах пять музыкальных коллективов. Другой дядя, из Санкт-Петербурга, — заслуженный артист России Александр Михайлов. Его отец, тоже Александр, — оперный певец, народный артист СССР. В 60-е годы по радио крутили песни в его исполнении. Один из моих двоюродных братьев учился в консерватории по классу контрабаса, работал в Мариинском театре у Гергиева. Лет пятнадцать назад это было. Мои тётя, мама, обе бабушки, тёща и жена — все талантливые певицы. Супруга моя пела в московском коллективе « Карагод» у Евгении Осиповны Засимовой. Очень известный коллектив! В общем, у нас вся семья — одни артисты или… учителя.
— Как складывалась ваша творческая биография?
— Самый мой первый ансамбль назывался « Горница» — детский фольклорный ансамбль, который вела моя сестра. Мне было всего семь лет. Затем был студенческий фольклорный коллектив БГСХА « Горлица», и в 13 лет я уже солировал! Басил! Представьте, стоят дядьки за двадцать и я — кудрявый подросток. Потом я поступил в музучилище, как мама, на дирижёра-хоровика. Пел в ансамбле « Поверье», затем в « Дебряночке». С « Поверьем» мы объездили все « соседние» конкурсы и фестивали, были в Воронеже, Орле, Курске, Белгороде… В 2003 году на фестивале « Голоса России» я впервые увидел известный казачий ансамбль « Братчина» и… захотел с ними петь!
— И получилось?
— Да, я подошёл к ним, постоял, попел. Говорят: « Пошли к нам!» Отвечаю: « Пошли…» — и укатил из Кокино в Москву.
В столице я продолжил своё музыкальное обучение. Вначале в химкинском институте культуры и искусств на дирижёрско-хоровом факультете и факультете древнерусского пения. Затем пару месяцев в Московском государственном гуманитарном университете имени Шолохова на Таганке. Кстати, на факультете культуры и музыкального искусства, где я учился, преподавали Валерий Сюткин и Стас Намин.
Параллельно работал в различных коллективах — казачьих, народных. Пел у Владимира Девятова, в ансамбле « Ярмарка» у Рассказова, в « Малиновке», которая сейчас с Валерием Кипеловым поёт, в коллективах « Живая Русь» и « Братчина». К слову, « Братчина» — самый мой любимый коллектив. Руководит им Владимир Андреевич Царегородцев. Я даже сына в честь него назвал! Как сессионный музыкант работал в ансамбле Союза казаков России « Живая Русь». Я пел, делал аранжировки, играл на гармошке, на клавишах, на гитаре. Работал в Москонцерте, ездил по всему миру, участвовал в различных конкурсах, встречах, концертах… Мы часто выступали в концертном зале « Россия» и по два раза в месяц — в Кремле! А потом я вернулся в Кокино…
— Почему же отказались от бурной столичной жизни артиста?
— Сын у меня родился. Поэтому и вернулись домой. Не хотелось, чтобы Вован-младший рос в этой « пятой точке» мира. А здесь, в Кокино, хороший климат, чистый воздух, нормальная экология. И дабы тут не прозябать, собрал себе интересный коллектив.
— И сколько же вас, « Бабкиных внуков»?
— Состав участников приближается к десяти… Расскажу немного о каждом. Саша Рябчинский родом из Стародуба, учился в
БГСХА на инженера-электрика, сейчас работает заместителем декана своего факультета, учится в аспирантуре. Свадьбу недавно сыграл… в стиле « бабкины внуки». Кстати, Саша прежде участвовал в самодеятельном коллективе « Горлица» у моей сестры Ирины Викторовны. В то время он был заядлым рокером — волосы длинные носил, футболки со страшными картинками. Когда моя сестра ушла в декретный отпуск, я стал руководить « Горлицей» и присмотрел себе Сашку для « Бабкиных внуков». Теперь он моя правая рука — балалайку ему смело доверяю!
Отец другого участника коллектива, Михаила Сычёва, лет 20 назад пел в народном хоре. Мишка пошёл по стопам родителя и, поступив в вуз, начал заниматься пением в академическом хоре БГСХА. А потом случайно он увидел нас с Сашкой, и его с академического пения переклинило на народное. Мише 20 лет, учится на бухгалтера в БГСХА.
Александр Борисов — студент 3-го курса, будущий электрик. В « Бабкины внуки» пришёл по рекомендации других участников коллектива. Как сейчас помню: пришёл он ко мне, стал я его проверять. Играю на пианино и говорю, мол, возьми ноту. Он взял, правда, не помню какую… С тех пор поёт. А на песне « Распрягайте, хлопцы, коней…» даже на сцене прыгал. Такая у него была роль.
Дедушка Ивана Маркина — легендарный брянский селекционер малины, академик Иван Васильевич Казаков. Ваню и его семью я знаю с детства, мы жили по соседству, на одной улице. У него очень талантливые дед, мама и брат — все поют! Брат любит Высоцкого под гитару исполнять, дед стихи пишет и здорово их декламирует. Ваня же никогда прежде не пел… Но видя такой « семейный» потенциал я сразу решил, что у такого деда внук обязательно должен быть талантливым. И сейчас Ваня отлично проявляет себя в « Бабкиных внуках». Это всё гены!
Самому младшему участнику нашего коллектива, Валентину Филину, 17 лет. Только-только одиннадцатый класс закончил. Он участвовал в школьном вокально-инструментальном ансамбле, затем не по возрасту рано пел в академическом хоре БГСХА. Так с остальными « внуками» и познакомился. Валентин играет на гитаре, фортепиано и дудке, а ещё на нервах…. как самый младший! И поёт хорошо.
Есть у нас замечательный тенор Евгений Андрюшин. Все высокие партии держатся на нём. Я его заставляю « полетать» над партитурой, как меня учили в Химках. Плюс в нашем коллективе он ещё и на должности гитариста.
Дмитрий Мельниченко стоял у истоков образования « Бабкиных внуков». Хороший голос, отлично играет на гитаре. Родом он из Почепа.
Недавно у нас в ансамбле появился гармониствиртуоз Дмитрий Панаскин, который входит в десятку лучших гармонистов СНГ. На репетиции в Кокино ездит из Выгоничей на велосипеде. Буквально пару месяцев назад его показывали по « Первому каналу» на юбилее передачи « Играй гармонь» в Кремле. При этом парню всего-то 24 года!
И, конечно же, наш новичок — Дима Салогуб. Приехал он из братской Белоруссии, учится в БГСХА — так и попал в наш ансамбль. Поёт хорошо, образ у него интересный, да и человек он ответственный… Только надо бы с ним ещё немножечко поработать.
— « Бабкины внуки», оказывается, совсем молодые. А хорошо это или плохо?
— Конечно, хорошо! Мы и на рыбалочку вместе ездим, и в баньку… Ремонты, переезды, свадьбы, дни рождения — всё вместе!
« Сюрприз» от Сердючки
— Владимир, а вы вживую поёте?
— Исключительно! По-другому никак нельзя. В этом году мы были на фестивале « Песня — жизнь» в Химках. Посвящён он был памяти Виталия Гаврилова — основателя кафедры народного пения в институте, в котором я учился. Там выступали известные коллективы « Живая Русь», « Братчина», « Слобода»… Все пели вживую, и только одна группа участников — под фонограмму. И вы знаете, им никто не аплодировал. Как сговорившись, все зрители в зале никак не прореагировали на выступление. Показательно, не так ли?
— Чем, на ваш взгляд, « Бабкины внуки» отличаются от других мужских коллективов Брянщины?
— За год существования мы подобрали разнообразный репертуар. У нас есть песни для сольного концерта, мы можем выступать с оркестром, есть фольклорный, фестивальный, военный, кабацкий репертуар. Конечно, ближе всего нам народная песня. И, отмечу, она не потеряла своей актуальности даже в век попсы. Когда мы выступали на вечеринке « Русского радио» в одном из ночных клубов города Брянска, молодёжь ( почти 300 человек!) пела вместе с нами. Было очень приятно!
Многие считают, что народная лирика — это обязательно нотки грусти. Нет, лирика — это душа, это хорошая мелодия широта, простор. Наша любимая « Не для меня» — это и есть пример « негрустной» лирики. Это песня, которая заставляет о многом задуматься.
— Как вы думаете, насколько можно « вторгаться» в народную песню? И что интереснее: оригинальные версии или современные переделки?
— Народная песня не статична, каждый артист исполняет её по-своему. Такова особенность. То же самое и с текстом. Например, в песне « Не для меня» количество куплетов иногда достигает 14! Слышал вариант « Не для меня» в стиле рэп… Сейчас поют Пелагея и Марина Девятова, но от лица женщин. Вот такое « вторжение» мне не по душе. Это мужская песня, и исполнять её должны мужчины! А переделывать можно, главное, чтобы это было вкусно!
— Да, но со своими произведениями на сцене мы ещё не выступали. Есть одна хорошая про комариков. Думаю, месяца через полтора будет готова, чтобы представить её на суд зрителям.
— Каковы ваши планы на будущее?
— Съёмка клипа у гениального режиссёра Тимура Низяева. В 2007 году его трёхминутный социальный ролик занял первое место по версии ООН. В жюри сидели Мадонна, Стинг, Элтон Джон… Но съёмка клипа — дорогое удовольствие, нужны спонсоры.
— Владимир, была ли у коллектива « Бабкины внуки» своя минута славы?
— Помню, мы с нетерпением ждали первого появления в радиоэфире песни « Не для меня». Назначен он был на 10.30 утра. Мы, конечно же, забросили все свои дела, включили радиоприёмники… И в назначенный час вместо нашей песни услышали « Дольче Габанна» от Верки Сердючки. Оказывается, мы день перепутали, а премьера была назначена на завтра! Но это ради шутки. А если серьёзно, было очень приятно, когда слушатели звонили в прямой эфир и просили поставить песню в исполнении « Бабкиных внуков».
Или когда мы творчески соревновались с артисткой Брянской филармонии неподражаемой Надеждой Ноздрачёвой « стенка на стенку»… Мы победили, и Надежда сказала, что больше никогда не станет с нами соревноваться в пении, потому что нас 10 мужиков, а она одна. Приятно было услышать добрые слова от такой замечательной исполнительницы!
А ещё… « Минута славы» у нас ещё будет. Я имею в виду телевизионную передачу, нас туда уже пригласили!
— Вверх ногами петь будете?
— Нет, мы интересны как мужской самобытный народный коллектив без музыкального образования. Надеемся, у нас всё получится!
Александра САВЕЛЬКИНА.
Фото Геннадия САМОХВАЛОВА,
Алексея Лапутина
и из архива коллектива « Бабкины внуки».