антонио вивальди биография интересные факты
Антонио вивальди биография интересные факты
Антонио Вивальди
Изысканная роскошь, пышность и причудливая эстетика эпохи барокко в полной мере нашли воплощение в творчестве знаменитого венецианца Антонио Вивальди. Его называют «итальянским Бахом», и неспроста: за 63 года жизни музыкант написал около 800 произведений, включая оперы, хоровые произведения, более 500 концертов для различных инструментов и оркестра. Талантливый композитор-новатор, виртуозный скрипач, блестящий дирижер и педагог, он оставил после себя не только богатейшее творческое наследие, но и столько загадок, что многие из них не раскрыты до сих пор. Даже точное место его упокоения неизвестно потомкам. Но необыкновенная музыка Вивальди, над магнетизмом которой не властно время, сохранилась в своем первозданном виде и сегодня занимает почетное место среди величайших достояний мирового музыкального искусства.
Краткую биографию Антонио Вивальди и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.
Краткая биография Вивальди
В 1678 году в Венеции в семье цирюльника Джованни Батиста Вивальди появился на свет сын Антонио. В конце XVII века Венеция была признанной столицей развлечений, городом-праздником, где вся жизнь проходила под звуки музыки, и дом будущего композитора не являлся в этом смысле исключением. Глава семейства Вивальди настолько искусно владел мастерством игры на скрипке, что его пригласили выступать в составе оркестра собора Св. Марка.
В биографии Вивальди говорится, что в 15-летнем возрасте жизнь Антонио сделала крутой вираж — по настоянию родителей он выбрал для себя карьеру священнослужителя и следующие 10 лет жизни посвятил изучению церковных наук. При этом он не бросил занятия музыкой и к 1703 году не только получил духовный сан, но и прославился как виртуозный скрипач. За цвет волос его прозвали «рыжим священником», однако церковные обязанности Вивальди исполнял недолго. Очень быстро он отказался вести мессы — по одной из версий, из-за того, что не позволяло здоровье, по другой — опять же из-за пристрастия к музыке.
Для оркестра «Пиеты» Вивальди сочинил больше 450 концертов и нередко сам исполнял солирующие скрипичные партии. Такой скрипки, рождавшей звуки будто бы из глубин человеческой души, Венеция до сих пор не слышала.
Очень быстро популярность молодого композитора шагнула далеко за границы родного города. Каждый знатный гость, приезжающий в Венецию, считал своим долгом побывать на выступлениях Антонио Вивальди. В 1705 и 1709 годах сонаты музыканта были изданы отдельными сборниками.
В 1721-22 годах Вивальди работает в Милане и Риме, продолжая сочинять новые оперы.
На склоне лет дела композитора сильно пошатнулись. Он решил вернуться в Венецию, надеясь обрести душевное равновесие в родном городе, который рукоплескал ему без малого 40 лет. Но его поджидало разочарование. Сочиненная им музыка уже не вызывала былого восторга, у публики появились новые кумиры. Даже в родной консерватории, с которой его связывали 38 лет плодотворной работы, ему дали понять, что в его услугах не очень нуждаются.
Интересные факты:
«Подруга рыжего священника»
В биографии композитора немало «белых пятен», и личная жизнь не является исключением. Его имя тесно связывают только с одной женщиной — певицей Анной Жиро. Музыкант познакомился с Анной в период своей работы в Мантуе. В Венецию он вернулся уже вместе с нею. Известный драматург-венецианец К. Гольдони упоминает, что Вивальди представил ему Анну Жиро, назвав ее своей ученицей. Но злые языки быстро окрестили молодую певицу «подругой рыжего священника», и не без основания. Композитор ей явно благоволил, с момента их знакомства писал оперы специально для нее, и именно Вивальди Анна обязана славой оперной певицы. Кроме того, Анна вместе со своей родной сестрой Паолиной входила в его ближайшее окружение, сопровождала композитора во всех поездках, и это породило кучу кривотолков насчет того, что композитор ведет образ жизни, не подобающий духовному лицу.
Прямых доказательств их романтической связи нет. Более того, Вивальди яростно защищал честь Анны, объясняя всем, что из-за проблем со здоровьем он нуждается в помощи, и Анна с Паолиной, которая была медсестрой, лишь ухаживают за ним. В письме своему покровителю Бентивольо от 16 ноября 1737 он объяснял, что их с Анной связывают только дружба и профессиональное сотрудничество. Единственным намеком на то, что Анна все же была музой композитора и дамой его сердца, является волшебная музыка, написанная им после знакомства с ней. Именно тогда появился обессмертивший его имя цикл «Времена года», концерты «Ночь», шедевр духовной музыки «Глория».
Роль Вивальди в развитии мирового музыкального искусства
Влияние Вивальди на развитие музыкального искусства распространяется на широкий диапазон музыкальной деятельности, что подтверждает уникальность творческой личности талантливого композитора и виртуозного скрипача.
Великие и знаменитые о творчестве Вивальди
Фильмы-биографии:
Личность композитора всегда привлекала внимание кинорежиссеров, которые по биографии Вивальди сняли несколько картин, которые рассказывают о жизни музыканта.
Музыка Вивальди в фильмах
Произведение
Фильм
Концерт для скрипки с оркестром до мажор
«Моцарт в джунглях» (2015-2016)
«Виноваты звезды» (2014), «Бета» (2014), «Ганнибал» (2013)
«Времена года. Весна»
«Зверопой» (2016), «Тайная жизнь домашних животных» (2016), «Фантастическая четверка» (2015), «Красавица и чудовище» (2014), «Стрела (2015), «Босх» (2015), «Касл» (2014), «Обитель лжи» (2014), «Симпсоны», «Диана: История любви» (2013), Закусочная Боба» (2013), «Гримм» (2012), «Мадагаскар 2» (2008)
«Форс-мажор» (2014), «Три ночи» (2013), «Эффект колибри» (2013), «Карточный домик» (2013), «И все же Лоранс» (2012)
«Времена года. Осень»
«Маргарита и Жюльен» (2015), «Эти люди» (2015)
Концерт для скрипки с оркестром № 6
«Агент Картер» (сериал, 2015-2016)
Концерт для виолончели до минор
«Любовь и дружба» (2016)
Соната № 12 «Ла Фоллиа»
Концерт для струнных и бассо континуо соль мажор
«Лучше звоните Солу» (2015)
Концерт для лютни и порванных струн
«Отель Гранд Будапешт» (2014)
Творчество Антонио Вивальди стало квинтэссенцией всех лучших черт и выдающихся успехов итальянской музыкальной школы. Но судьба маэстро является яркой иллюстрацией того, что слава и забвение в человеческой жизни идут рука об руку. Всего через 30 лет после его смерти упоминание о Вивальди даже мимоходом не встречается ни в каких официальных источниках, в отличие от других итальянских композиторов. И лишь в начале XX века музыка Вивальди вернулась к нам, трогая души своей искренностью и мелодичностью. Сегодня она украшает собой репертуары самых именитых оркестров. Понадобилось почти два столетия, чтобы мир заново открыл музыку великого венецианца и смог по достоинству оценить ее великолепие.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Фильм о Вивальди
Антонио Лучо Вивальди
Фото Все
Видео Все
По следам Вивальди.
Антонио Вивальди. «Иудифь» / Библейский сюжет / Телеканал Культура
Антонио Вивальди — биография
Антонио Вивальди – талантливый скрипач, композитор, дирижер, священнослужитель и педагог. Он создал более 90 опер и 500 роскошных концертов для оркестра и соло инструментов. В течение 200 лет о творениях Вивальди практически не вспоминали в мире музыки. Но шедевры венецианского маэстро были вновь открыты и сегодня относятся к самым популярным классическим произведениям.
Детские и юношеские годы
Будущий скрипач родился в Венецианской республике 4 марта 1678 года в семье Джованни и Камиллы Вивальди. Его отец родился в Брешии, но когда ему исполнилось 10 лет, мать решила переселиться в Венецию. Джованни был музыкантом и цирюльником. Такое странное сочетание в те времена было обычным явлением – в обязанности цирюльника входило не только подстригание и бритье клиентов, но также их музыкальное развлечение.
Вивальди-старший умело совмещал парикмахерское мастерство с игрой на любимой скрипке. Он даже играл в оркестре при соборе Св. Марка. В дополнение его имя значится в перечне родоначальников местного музыкального общества и на обложке оперы за 1689 год.
Антонио Вивальди
Руководил упомянутым обществом автор опер и композитор Джованни Легренци. Исходя из вышеуказанных фактов, исследователи биографии Антонио Вивальди пришли к заключению, что талант и любовь к музыке он унаследовал от отца. Последний передал сыну мастерство игры на скрипке и безупречный слух. По одной из версий, юный Антонио даже изучал музыкальное искусство под руководством Джованни Легренци.
Точная дата рождения Вивальди была установлена по особым обстоятельствам. Мальчик был недоношенным, так как родился на седьмом месяце, и принимавшая роды акушерка посоветовала немедленно крестить малыша на случай его быстрой кончины. Именно поэтому младенца окрестили в течение двух часов после рождения, что отображено в церковной книге.
Существует легенда, что в тот день в Венеции было землетрясение, и это событие спровоцировало преждевременные роды. Мать пообещала, что если сын будет жить, то станет священником. Антонио сумел выжить, но отличался хрупким телосложением и слабым здоровьем.
Мальчик страдал от астмы, а потому не мог свободно передвигаться и играть на духовых инструментах. При таких ограничениях скрипка стала для Антонио настоящей отрадой. Уже в десятилетнем возрасте Вивальди начал играть в капелле Св. Марка, выполняя обязанности отца.
13-летним мальчишкой Вивальди-младший стал работать при соборе – он открывал врата храма. Позже Антонио занимал и другие, более высокие церковные должности.
Только один раз он отслужил мессу, но был освобожден от этой обязанности из-за плохого здоровья. Юноше позволили заниматься исключительно музыкой.
В XVII веке венецианские священники могли совмещать служение Богу с написанием музыки. Это было таким же обычным явлением, как и музыкальные инструменты в цирюльне. К тому же Венецианская республика была одним из самых культурных государств мира. При этом в области духовной и светской музыки она шла впереди всей Европы.
Создание музыки
Вивальди начал преподавать игру на скрипке в 25 лет. Он трудился в консерватории «Ospedale della Pietà». Отметим, что консерваториями в то время назвались монастырские школы-приюты, где учились дети бедных и сироты. Подобные школы существовали за счет средств республики.
Консервотория «Ospedale della Pietà» где учился Вивальди
В заведениях для девочек в первую очередь преподавали гуманитарные науки. Особое место отводилось музыке, пению, исполнению псалмов и других духовных песнопений. Мальчики, учившиеся в соответствующих учебных заведениях, преимущественно изучали точные науки, так как должны были стать ремесленниками и торговцами.
Антонио Вивальди сначала учил воспитанниц приюта игре на скрипке, а потом стал преподавателем альта. Каждый месяц он составлял кантаты, концерты, оратории, вокальные произведения для хора и солистов ко всем церковным праздникам.
Талантливый композитор работал в школе-приюте в течение 1703 – 1740 годов, за исключением перерыва в восемь лет с 1715 по 1723 годы. К тому же с 1713 года он исполнял обязанности директора консерватории. Вивальди активно трудился, лишь для приюта сочинив более 60 различных творений: кантаты, концерты для хоровых, сольных и оркестровых выступлений.
Постепенно произведения Антонио Вивальди стали публиковаться. Так, в 1705 и 1709 годах были изданы два опуса композитора по 12 сонат, в 1711 году – 12 концертов, получивших название «Гармоническое вдохновение». В итоге, о талантливом композиторе услышали не только во всей Италии, но и за ее пределами.
В 1706 году музыкант блистал во французском посольстве, а спустя три года его ораторией наслаждался король Дании Фредерик IV. В знак благодарности Вивальди посвятил монарху 12 сонат.
Портрет Вивальди
Важную роль в жизни Вивальди сыграло знакомство в 1712 году с Готфридом Штельцелем – немецким композитором. Спустя пять лет Антонио решил временно переселиться в Мантуи, куда его пригласил принц Гессен-Дармштадтский Филипп. В этом городе Антонио жил и творил в течение трех лет.
Вскоре композитор начал работать над созданием произведений в новом жанре – светской оперы. Первая опера Вивальди называлась «Оттон на вилле». Благодаря успеху этого творения молодого композитора заметили меценаты, и начали давать ему заказы на музыкальные произведения. Так, одним из первых стал владелец театра Сан-Анджело, который обратился к Антонио за написанием новой оперы.
В течение 1713 – 1737 годов Вивальди создал 94 оперы, но до сегодня сохранилось лишь 50 партитур, авторство которых точно установлено.
Некоторое время оперы великого композитора пользовались огромной популярностью, но любовь публики оказалась короткой. Венецианцы вскоре увлеклись творениями других мастеров, а оперы Антонио уже считались старомодными.
В 1721 году Вивальди отправился в Милан, где презентовал свою драму под названием «Сильвия». К следующему году он подготовил ораторий на библейскую тематику. В течение 1722 – 1725 годов композитор жил в Риме, где создавал новые произведения и даже выступал перед папой римским, что было огромным достижением и честью для музыканта-священнослужителя.
В 1723 – 1724 годах маэстро написал свои самые известные концерты, получившие название «Четыре времени года». Большинство исследователей творческой биографии Вивальди считают, что указанные произведения являются вершиной достижений маэстро. Революционность концертов заключается в том, что в них отчетливо улавливается музыкальное отображение явлений и процессов, характерных определенному сезону. Так, в этой музыке можно расслышать лай собак и шум бури, писк комаров и клокотание ручьев, трели птиц и детские голоса.
Благодаря многочисленным гастролям Вивальди познакомился с Карлом VI – императором Австрийской империи. Между двумя выдающимися личностями зародилась настоящая дружба. Когда в Венеции слава композитора постепенно убавлялась, австрийский и французский дворы встречали Вивальди овациями.
Тем не менее, на старости лет маэстро вынужден был продавать свои произведения за копейки, чтобы не превратиться в нищего. Венецианцы полностью утратили интерес к Вивальди, и композитор решил перебраться в Вену к своему покровителю Карлу VI. Но вскоре после переезда император умер, затем началась война, и талантливый скрипач лишился внимания почти всех поклонников.
Личная жизнь
Великий композитор был католическим священником, поэтому всю жизнь соблюдал обет безбрачия. Тем не менее, личная жизнь Вивальди порождала много пересудов и домыслов. Нашлись недоброжелатели, которые усмотрели нарушение благопристойности в его отношениях с ученицей школы-приюта – Анной Жиро и ее родной сестрой Паолиной.
Портрет Анны Жиро
Маэстро был наставником Анны, которая поражала современников не столько силой голоса, сколько актерским мастерством. Именно для этой воспитанницы Вивальди сочинил большое количество опер и арий. Они проводили много времени вместе как на родине, так и во время выездных выступлений.
Вместе с тем, Паолина, сестра Анны, восхищалась гениальным учителем и добровольно стала его сиделкой и медсестрой. Она помогала Вивальди преодолевать болезни и врожденные недуги.
Долгое время высшее духовенство игнорировало чрезмерное увлечение священнослужителя светской музыкой, но не стерпело постоянного пребывания с ним молодых девушек.
В 1738 году Вивальди и его спутницы хотели выступить на традиционном карнавале в Ферраре. Однако по указу местного кардинала-архиепископа известного композитора не пустили в город и отслужили мессу по его грехопадению.
Смерть композитора
Последние годы жизни одинокий и бедный Антонио Вивальди провел в Вене. Маэстро скончался 28 июля 1741 года, полностью забытый прежними обожателями. Тело композитора было похоронено на кладбище для бедных, а имущество распродано за долги. Младшие сестры Вивальди узнали о смерти знаменитого брата лишь спустя месяц после его кончины.
Длительное время имя маэстро было забыто. Лишь один поклонник преданно хранил память о величайшем композиторе и его гениальных творениях – Иоганн Себастьян Бах. Он искренне ценил достижения Вивальди и потратил немало времени на расшифровку десяти его произведений для оркестра и различных инструментов. Творения венецианского композитора оказали заметное влияние на творчество немецкого органиста.
Любопытные факты
Слушать композиции
Ссылки
Антонио Вивальди
Антонио Лучо (Лучио, Лючио) Вивальди (1678-1741) – итальянский композитор, скрипач-виртуоз, преподаватель, дирижер и католический священнослужитель. Вивальди является одним из величайших представителей итальянского скрипичного искусства 18-го века.
Мастер ансамблево-оркестрового концерта – кончерто гроссо, автор около 40 опер. Одними из наиболее знаменитых его работ считаются 4 скрипичных концерта «Времена года».
В биографии Вивальди есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в этой статье.
Итак, перед вами краткая биография Антонио Вивальди.
Биография Вивальди
Антонио Вивальди появился на свет 4 марта 1678 года в Венеции. Он рос и воспитывался в семье цирюльника и музыканта Джованни Баттиста и его супруги Камиллы. Кроме Антонио в семействе Вивальди родились еще 3 дочери и 2 сына.
Детство и юность
Будущий композитор родился раньше положенного срока, на 7-м месяце. Акушерка убедила родителей сразу крестить младенца, на случай скоропостижной смерти.
В результате, уже через пару часов ребенок был крещен, о чем свидетельствует запись в церковной книге.
Интересен факт, что в день рождения Вивальди в Венеции произошло землетрясение. Это событие настолько потрясло его мать, что она решила определить сына в священники, когда тот достигнет зрелости.
Здоровье Антонио оставляло желать лучшего. В частности, он страдал от астмы. О детстве и юности композитора известно не так много. Вероятно, именно глава семейства обучил мальчика игре на скрипке.
Любопытно, что ребенок настолько хорошо овладел инструментом, что периодически заменял отца в капелле, когда тому приходилось выезжать из города.
Позднее юноша выполнял обязанности «вратаря» при храме, открывая ворота для прихожан. Он имел искреннее желание стать священнослужителем, чем радовал своих родителей. В 1704 г. парень провел Мессу в церкви, однако по причине слабого здоровья ему было очень сложно справляться со своими обязанностями.
В будущем Антонио Вивальди проведет Мессу еще несколько раз, после чего оставит свои обязанности в храме, хотя и дальше будет оставаться священником.
Музыка
В 25-летнем возрасте Вивальди стал виртуозным скрипачом, в связи с чем начал обучать игре на инструменте сирот и детей бедняков в школе при монастыре, а затем и консерватории. Именно в данный период биографии он начал сочинять свои гениальные произведения.
Антонио Вивальди писал концерты, кантаты и вокальную музыку на библейские тексты для учащихся. Эти работы предназначались для сольного, хорового и оркестрового исполнения. В скором времени он начал учить сирот игре не только на скрипке, но и на альте.
В 1716 г. Вивальди доверили руководить консерваторией, вследствие чего он нес ответственность за всю музыкальную деятельность учебного учреждения. К тому моменту уже были изданы 2 опуса композитора по 12 сонат и 12 концертов – «Гармоническое вдохновение».
Музыка итальянца обрела популярность за пределами государства. Любопытно, что Антонио выступал во французском посольстве и перед датским королем Фредериком IV, которому он позже посвятил десятки сонат.
После этого Вивальди обосновался в Мантуи по приглашению князя Филиппа Гессен-Дармштадтского. В это время он начал сочинять светские оперы, первая из которых называлась «Оттон на вилле». Когда данное произведение услышали импресарио и меценаты, они по достоинству оценили его.
В результате Антонио Вивальди получил заказ на новую оперу от руководителя театра Сан-Анджело. По словам композитора в период с 1713-1737 гг. он написал 94 оперы, но до наших дней сохранилось только 50 партитур.
Изначально все шло хорошо, но позже венецианская публика начала терять интерес к операм. В 1721 г. Вивальди отправился в Милан, где представил драму «Сильвия», а в следующем году презентовал ораторию, положенную на библейский сюжет.
Затем маэстро какое-то время проживал в Риме, занимаясь созданием новых опер. Интересен факт, что Папа римский лично пригласил его выступить с концертом. Это событие стало одним из важнейших в его биографии учитывая тот факт, что Вивальди являлся католическим священником.
В 1723-1724 гг. Вивальди написал всемирно известные «Времена года». Каждый из 4-х скрипичных концертов был посвящен весне, зиме, лету и осени. Музыковеды и простые любители классической музыки признают, что именно эти работы представляют собой вершину мастерства итальянца.
Любопытно, что знаменитый мыслитель Жан-Жак Руссо высоко отзывался о творчестве Антонио. Более того, он сам любил исполнять некоторые композиции на флейте.
Активные гастроли привели Вивальди к знакомству с австрийским правителем Карлом 6, которому нравилась его музыка. В результате между ними завязалась тесная дружба. И если в Венеции творчество маэстро уже не было таким популярным, то в Европе все обстояло с точностью до наоборот.
После встречи с Карлом 6 Вивальди переехал в Австрию, рассчитывая на карьерный рост. Однако король скончался вскоре после приезда итальянца. Под конец жизни Антонио приходилось продавать свои произведения за копейки, испытывая серьезные материальные трудности.
Личная жизнь
Поскольку маэстро был священником он придерживался безбрачия, как того требовали католические догмы. И все же современники уличили его в близких связях с его воспитанницей Анной Жиро и ее сестрой Паолиной.
Вивальди обучал Анну музыке, написав для нее немало опер и сольных партий. Молодые люди часто вместе отдыхали и совершали совместные поездки. Стоит заметить, что Паолина была готова пойти ради него на все.
Девушка ухаживала за Антонио, помогая ему справляться с хроническими болезнями и физической слабостью. Представители духовенства больше не могли спокойно наблюдать за тем, как он находился в обществе двух юных девиц.
В 1738 г. кардинал-архиепископ Феррары, где должен был состояться карнавал с неизменными операми, запретил Вивальди и его воспитанницам въехать в город. Более того, он распорядился отслужить Мессу, ввиду грехопадения музыканта.
Смерть
Антонио Вивальди умер 28 июля 1741 года в Вене, вскоре после смерти своего покровителя Карла 6. На момент кончины ему было 63 года. Последние несколько месяцев он жил в полной нищете и забвении, вследствие чего был похоронен на кладбище для бедняков.