антонио вивальди личная жизнь
Антонио Вивальди
Antonio Lucio Vivaldi
Итальянский композитор. Скрипач-виртуоз. Педагог. Дирижер. Католический священник.
Считается одним из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века.
Антонио Вивальди родился 4 марта 1678 года в городе Венеция, Италия. В раннем детстве увлекся музыкой. Мальчик учился играть на скрипке у своего отца, который работал скрипачом капеллы в венецианском соборе. В 1691 году вундеркинд уже написал свое первое музыкальное сочинение. В 1703 году молодой человек стал священником и дал обет безбрачия.
Первый период педагогической и творческой деятельности Антонио начался с преподавания в венецианской консерватории Оспедале Дела Пьета, которая считалась одной из лучших. Его основной обязанностью являлось сочинение духовной и светской музыки различных жанров, что получалось у него удивительно просто и быстро.
Манера Вивальди писать музыку отличалась смелым новаторством. Например, музыкант ввел в оркестр духовые инструменты, которые тогда считались пригодными только для исполнения военных маршей. Отличался недюжинной работоспособностью и за пять дней мог с легкостью написать трехактную оперу. В 1705 году вышло издание двенадцати сонат Антонио Вивальди, известные как «Опус 1». Через год впервые выступает перед публикой во дворце посольства Франции. Второй опус вышел в 1709 году, и также включал двенадцать сонат для скрипки.
С 1713 года композитор увлекся новым для себя видом музыкального искусства: светской оперой. Первой написанной Вивальди оперой стала «Оттон на вилле». Талантливого молодого человека заметили импресарио и меценаты, и вскоре Антонио получил заказ владельца театра Сан-Анджело на новую оперу.
Вскоре маэстро посетил Милан, где представил драму «Сильвия», а затем вернулся с ораторией на библейскую тему. С 1722 по 1725 год Вивальди жил в Риме, где писал новые оперы и выступал перед папой по личному приглашению. Для музыканта-священнослужителя это событие стало огромной честью. В этот период написал знаменитые концерты «Четыре времени года». Каждый из скрипичных концертов посвящен весне, зиме, лету и осени. По мнению большинства критиков и исследователей, эти концерты являются вершиной его творчества.
Гастроли и странствия привели маэстро к знакомству с австрийским императором Карлом VI. Король являлся большим поклонником творчества Вивальди, и между ними завязались дружеские отношения. Удивительно, но по мере снижения популярности к музыке композитора на родине, в Венеции, росла его слава в Европе, при дворах французского и австрийского королей.
Под конец жизни удача оставила блистательного композитора, и вынужден продавать свои сонаты за копейки, лишь бы не прозябать в нищете. Разочаровавшись в венецианцах, разлюбивших его творения, Антонио Вивальди решил перебраться в Вену, «под крылышко» к царственному почитателю его таланта, Карлу VI. К сожалению, вскоре после переезда композитора в Вену император скончался, потом началась война, и о маэстро забыли.
Антонио Вивальди скончался 28 июня 1741 года в бедности и одиночестве на чужбине, в Вене. Его имущество описали и продали за долги, а тело погребено на кладбище для городских бедняков.
Оперы:
«Оттон в деревне», 1713;
«Роланд, мнимый безумец», 1714;
«Арсильда, царица Понта», 1716;
«Коронация Дария»,1717;
«Артабан», 1718;
«Теузоне», 1719
«Тит Манлий», 1719;
«Фарначе», 1727.
Хоровая и вокальная музыка:
Sacrum (месса);
Laudate Dominum omnes gentes;
Stabat Mater и другие.
Псалмы:
Beatus vir;
Confitebor tibi Domine;
Dixit Dominus;
Lauda Jerusalem.
Оратории:
«Торжествующая Юдифь», 1716;
«Поклонение трех волхвов Младенцу Иисусу», 1722;
«Большая кантата «Глория и Гименей», 1721.
Кантаты для голоса с сопровождением:
«Под сенью прекрасного бука»;
«Мой взгляд к нему направлен»;
«Амур, ты победил»;
«Исчезли вы, дни золотые»;
«Так плачьте, источники слез».
Инструментальные концерты и сонаты, в том числе:
«Буря на море»;
«Удовольствие»;
«Охота»;
«Времена года»;
«Ночь»;
«Щегленок»;
«Прелюдия».
В изобразительном искусстве
В кинематографе
«Вивальди, принц Венеции» (Франция, 2006, режиссер Жан-Луи Гийерму)
«Вивальди, рыжий священник» (Италия, 2009, режиссер Лиана Марабини)
«Сказки старого пианино. Антонио Вивальди» (мультфильм, Россия, 2007, режиссер Оксана Черкасова)
Именем Антонио Вивальди названы:
Кратер на планете Меркурий.
Итальянский институт в Сиене, (возглавлял Франческо Малипьеро).
Браузер Vivaldi, разрабатываемый бывшими сотрудниками Opera Software.
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В 1678 году родился один из величайших композиторов Антонио Вивальди ( Antonio Vivaldi ). Он появился на свет 7-месячным слабым младенцем со сдавленной грудью, которая в последствие не давала ему спокойно дышать.
Антонио унаследовал от отца копну ярко-рыжих волос. Джованни Батиста Вивальди играл в оркестре св. Марка и славился как виртуоз игры на скрипке. Поэтому неудивительно, что мальчика постигла та же участь. Но, наряду с обучением игры на скрипке, отец мальчика, понимая, что из-за плохого здоровья тому тяжело будет найти работу, решил сделать из сына священника.
Для страстной натуры Антонио духовная служба была в тягость. Однажды, прямо во время мессы священник удалился в ризницу, чтобы записать пришедшую ему на ум мелодию фуги. После этого священник вернулся к алтарю, как ни в чем не бывало. Это католическая церковь простить ему не смогла. Было дело, что за него взялась даже инквизиция, но, к счастью, Вивальди удалось избежать фатальных последствий. Ему только запретили служить мессы и въезд в некоторые итальянские города.
Справедливости ради стоит сказать, что Антонио был рад отделаться от нелюбимых обязанностей. Он с головой погрузился в творчество. Его спутницей и помощницей во всем стала певица Анна Жиро. Дружбой с ней священник Вивальди снова вызывал неудовольствие церкви. Из-за врожденного недуга Антонио было очень сложно подниматься по лестницам, передвигаться по дому, его тут же настигали приступы астмы. Анна Жиро, жившая в доме композитора, брала на себя все обязанности по уходу за ним.
Несмотря на физический недостаток, работоспособности Вивальди мог позавидовать любой здоровый человек. В 1713 году Антонио был признан самым лучшим скрипачом в Венеции. Этот человек писал по несколько опер в год, сам занимался их постановкой, да еще и решал администраторские вопросы театра «Сант-Анджело», в котором работал. При этом у музыканта было очень много учеников, которым также нужно было уделять внимание. Театры других городов также приглашали Вивальди делать постановки.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Антонио вивальди личная жизнь
Антонио Вивальди
Изысканная роскошь, пышность и причудливая эстетика эпохи барокко в полной мере нашли воплощение в творчестве знаменитого венецианца Антонио Вивальди. Его называют «итальянским Бахом», и неспроста: за 63 года жизни музыкант написал около 800 произведений, включая оперы, хоровые произведения, более 500 концертов для различных инструментов и оркестра. Талантливый композитор-новатор, виртуозный скрипач, блестящий дирижер и педагог, он оставил после себя не только богатейшее творческое наследие, но и столько загадок, что многие из них не раскрыты до сих пор. Даже точное место его упокоения неизвестно потомкам. Но необыкновенная музыка Вивальди, над магнетизмом которой не властно время, сохранилась в своем первозданном виде и сегодня занимает почетное место среди величайших достояний мирового музыкального искусства.
Краткую биографию Антонио Вивальди и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.
Краткая биография Вивальди
В 1678 году в Венеции в семье цирюльника Джованни Батиста Вивальди появился на свет сын Антонио. В конце XVII века Венеция была признанной столицей развлечений, городом-праздником, где вся жизнь проходила под звуки музыки, и дом будущего композитора не являлся в этом смысле исключением. Глава семейства Вивальди настолько искусно владел мастерством игры на скрипке, что его пригласили выступать в составе оркестра собора Св. Марка.
В биографии Вивальди говорится, что в 15-летнем возрасте жизнь Антонио сделала крутой вираж — по настоянию родителей он выбрал для себя карьеру священнослужителя и следующие 10 лет жизни посвятил изучению церковных наук. При этом он не бросил занятия музыкой и к 1703 году не только получил духовный сан, но и прославился как виртуозный скрипач. За цвет волос его прозвали «рыжим священником», однако церковные обязанности Вивальди исполнял недолго. Очень быстро он отказался вести мессы — по одной из версий, из-за того, что не позволяло здоровье, по другой — опять же из-за пристрастия к музыке.
Для оркестра «Пиеты» Вивальди сочинил больше 450 концертов и нередко сам исполнял солирующие скрипичные партии. Такой скрипки, рождавшей звуки будто бы из глубин человеческой души, Венеция до сих пор не слышала.
Очень быстро популярность молодого композитора шагнула далеко за границы родного города. Каждый знатный гость, приезжающий в Венецию, считал своим долгом побывать на выступлениях Антонио Вивальди. В 1705 и 1709 годах сонаты музыканта были изданы отдельными сборниками.
В 1721-22 годах Вивальди работает в Милане и Риме, продолжая сочинять новые оперы.
На склоне лет дела композитора сильно пошатнулись. Он решил вернуться в Венецию, надеясь обрести душевное равновесие в родном городе, который рукоплескал ему без малого 40 лет. Но его поджидало разочарование. Сочиненная им музыка уже не вызывала былого восторга, у публики появились новые кумиры. Даже в родной консерватории, с которой его связывали 38 лет плодотворной работы, ему дали понять, что в его услугах не очень нуждаются.
Интересные факты:
«Подруга рыжего священника»
В биографии композитора немало «белых пятен», и личная жизнь не является исключением. Его имя тесно связывают только с одной женщиной — певицей Анной Жиро. Музыкант познакомился с Анной в период своей работы в Мантуе. В Венецию он вернулся уже вместе с нею. Известный драматург-венецианец К. Гольдони упоминает, что Вивальди представил ему Анну Жиро, назвав ее своей ученицей. Но злые языки быстро окрестили молодую певицу «подругой рыжего священника», и не без основания. Композитор ей явно благоволил, с момента их знакомства писал оперы специально для нее, и именно Вивальди Анна обязана славой оперной певицы. Кроме того, Анна вместе со своей родной сестрой Паолиной входила в его ближайшее окружение, сопровождала композитора во всех поездках, и это породило кучу кривотолков насчет того, что композитор ведет образ жизни, не подобающий духовному лицу.
Прямых доказательств их романтической связи нет. Более того, Вивальди яростно защищал честь Анны, объясняя всем, что из-за проблем со здоровьем он нуждается в помощи, и Анна с Паолиной, которая была медсестрой, лишь ухаживают за ним. В письме своему покровителю Бентивольо от 16 ноября 1737 он объяснял, что их с Анной связывают только дружба и профессиональное сотрудничество. Единственным намеком на то, что Анна все же была музой композитора и дамой его сердца, является волшебная музыка, написанная им после знакомства с ней. Именно тогда появился обессмертивший его имя цикл «Времена года», концерты «Ночь», шедевр духовной музыки «Глория».
Роль Вивальди в развитии мирового музыкального искусства
Влияние Вивальди на развитие музыкального искусства распространяется на широкий диапазон музыкальной деятельности, что подтверждает уникальность творческой личности талантливого композитора и виртуозного скрипача.
Великие и знаменитые о творчестве Вивальди
Фильмы-биографии:
Личность композитора всегда привлекала внимание кинорежиссеров, которые по биографии Вивальди сняли несколько картин, которые рассказывают о жизни музыканта.
Музыка Вивальди в фильмах
Произведение
Фильм
Концерт для скрипки с оркестром до мажор
«Моцарт в джунглях» (2015-2016)
«Виноваты звезды» (2014), «Бета» (2014), «Ганнибал» (2013)
«Времена года. Весна»
«Зверопой» (2016), «Тайная жизнь домашних животных» (2016), «Фантастическая четверка» (2015), «Красавица и чудовище» (2014), «Стрела (2015), «Босх» (2015), «Касл» (2014), «Обитель лжи» (2014), «Симпсоны», «Диана: История любви» (2013), Закусочная Боба» (2013), «Гримм» (2012), «Мадагаскар 2» (2008)
«Форс-мажор» (2014), «Три ночи» (2013), «Эффект колибри» (2013), «Карточный домик» (2013), «И все же Лоранс» (2012)
«Времена года. Осень»
«Маргарита и Жюльен» (2015), «Эти люди» (2015)
Концерт для скрипки с оркестром № 6
«Агент Картер» (сериал, 2015-2016)
Концерт для виолончели до минор
«Любовь и дружба» (2016)
Соната № 12 «Ла Фоллиа»
Концерт для струнных и бассо континуо соль мажор
«Лучше звоните Солу» (2015)
Концерт для лютни и порванных струн
«Отель Гранд Будапешт» (2014)
Творчество Антонио Вивальди стало квинтэссенцией всех лучших черт и выдающихся успехов итальянской музыкальной школы. Но судьба маэстро является яркой иллюстрацией того, что слава и забвение в человеческой жизни идут рука об руку. Всего через 30 лет после его смерти упоминание о Вивальди даже мимоходом не встречается ни в каких официальных источниках, в отличие от других итальянских композиторов. И лишь в начале XX века музыка Вивальди вернулась к нам, трогая души своей искренностью и мелодичностью. Сегодня она украшает собой репертуары самых именитых оркестров. Понадобилось почти два столетия, чтобы мир заново открыл музыку великого венецианца и смог по достоинству оценить ее великолепие.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Фильм о Вивальди
Антонио Лучо Вивальди биография семья, родители, национальность, творчество, интересные факты из жизни, музыкальные произведения знаменитого композитора
Причудливую эстетику и изысканную роскошь эпохи барокко воплощает в себе творчество итальянского классика Антонио Вивальди. Биография композитора скрывает множество неразгаданных страниц, но его чарующая музыка неподвластна времени и по праву относится к непревзойденным образцам мирового искусства. Знаменитого венецианца не зря называют итальянским Бахом — он написал сотни музыкальных произведений.
Детство и юность
Ранние годы жизни описываются в биографии Вивальди кратко. Творчество его относится к позднему периоду Венецианской республики, когда город был крупным культурным и торговым центром, но уже начинал утрачивать свое влияние. Отец композитора Джованни Баттиста родился в уважаемой семье из Брешии, которая в 1665 году перебралась в Венецию. Джованни обучился парикмахерскому ремеслу и для развлечения клиентов время от времени играл на скрипке, как было заведено в итальянских цирюльнях того времени.
Музыка занимала все большее место в его жизни, он принимал участие в создании венецианского музыкального общества, а позже совсем оставил ремесло цирюльника, заняв должность главного скрипача капеллы в соборе Святого Марка. Джованни женился в 1677 году на Камилле Каликкью и 4 марта 1678 года у них родился первенец — Антонио Лючио Вивальди. Ребенок появился на свет на два месяца раньше срока и акушерка убедила родителей-католиков в необходимости тут же крестить ребенка.
Об этом осталась запись в церковном приходе Собора Сан-Джованни-ин-Брагора, что и позволило так точно установить дату рождения композитора. Доподлинно не известно, что повлияло на решение матери Антонио, преждевременные роды или случившееся в тот день землетрясение, но Камилла дала обет, что если ее ребенок останется жив, то посвятит свою жизнь Богу. Первенец выжил, но не отличался крепким здоровьем.
Исследователи предполагают, что склонность к композиции могла перейти от отца к сыну, так как известно об одной опере, написанной Джованни Вивальди и поставленной в 1689 году. Как видно на сохранившихся портретах, Антонио унаследовал от отца и цвет волос, который был рыжим. У четы Вивальди родилось еще несколько детей:
Братья пошли по стопам отца и стали цирюльниками, а о сестрах известно только то, что одна из них точно жила в Венеции.
Музыкальное образование
Всю жизнь композитор страдал от тесноты в груди, если говорить современным языком — астмы. Возможно, такая ситуация определила выбор любимого музыкального инструмента Антонио — скрипки, так как играть на духовых ему не позволяло состояние здоровья. Первые уроки музыки юному композитору дал Джованни Вивальди. Мальчик оказался настолько способным учеником, что с одиннадцатилетнего возраста стал заменять отца в капелле, когда тот отлучался из Венеции.
Некоторые источники называют и других учителей теории музыки и композиции:
Явных свидетельств или автобиографии, подтверждающих эти предположения нет, но в ранних произведениях Вивальди исследователи отмечают влияние музыкальных стилей мастера игры на органе Легренци и римского скрипача Корелли. Первым произведением юного композитора считается работа под названием Laetatus sum (Будем ликовать), написанная в 1691 году.
Школа Оспедале делла Пиета
В 15 лет Антонио исполняет обет своей матери и начинает изучать церковные науки, чтобы сделать карьеру священнослужителя. Но занятия музыкой юный скрипач не думает бросать и еще до посвящения в духовный сан начинает преподавать игру на скрипке в школе, организованной при монастырском приюте для девочек Оспедале делла Пиета.
Подобные учебные заведения создавались для того, чтобы дать жилье и хорошее образование сиротам и брошенным детям, и финансировались из средств Республики. Таких учреждений в Венеции того времени было четыре. Мальчикам преподавалась торговля, а девочек обучали музыке, а самых талантливых направляли в популярный оркестр или хор в Оспедале.
Кроме преподавания в обязанности Вивальди входит должность хормейстера и написание для воспитанниц школы музыки на духовные и светские темы. Такое положение дает юноше широкие возможности для творчества и воплощения разнообразных идей. Список произведений, написанных в этот период:
Талант Антонио принес свои плоды — школа Оспедале делла Пиета прославилась у ценителей и знатоков музыки как лучшая в Венеции. В 1704 году произошло рукоположение молодого человека, но обязанности по проведению церковных служб он выполнял недолго.
Одна из версий связывает такое положение дел с состоянием здоровья, не позволяющим Антонио отстоять полноценную мессу. За цвет волос юношу прозвали рыжим священником.
По косвенным свидетельствам можно понять, что сочинение музыки настолько занимало мысли юного композитора, что он мог просто уйти посреди службы, чтобы записать какую-то тему или мелодию, пришедшую в голову. Вивальди остался посвященным в сан, но основным занятием избрал музыку и вскоре о нем заговорили как о скрипаче-виртуозе. Знатные гости Венеции бывали на виртуозных выступлениях музыканта и прославили его далеко за пределами Италии. Начали издаваться и партитуры музыкальных произведений Антонио Вивальди — вышло два сборника его сонат в 1705 и 1709 годах.
Композиторская деятельность
Хотя Вивальди известен большинству любителей классики как тот, кто написал Времена года, но композитор на самом деле является создателем множества замечательных произведений. Например, оперных партитур сохранилось до нашего времени около сорока, предполагается, что изначально их было не меньше девяноста. Интересный факт: Антонио был способен написать трехтактную оперу в течение пяти дней и отличался такой музыкальной фантазией, которая позволяла на одну тему сочинить множество вариаций.
Произведения оперного жанра
Свою первую оперу «Оттон на вилле» композитор написал в 1713 году. Автором либретто являлся Доменико Лалли, описывавший в нем краткий эпизод из римской истории. Премьера состоялась в том же году в небольшом театре городка Виченце. Видимо, представление имело успех, так как на него обратили внимание венецианские импресарио, а один из них, владелец театра Сан-Анджело Модотто, сделал Вивальди заказ на новую оперу.
Сотрудничество с Доменико Лалли и театром Сан-Анджело продолжалось долгие годы. Вторая опера была написана год спустя и называлась Orlando finto pazzo (Роланд, мнимый безумец). Основой либретто стал стих итальянского поэта Л. Ариосто в свободной переработке. Композитор писал и оратории — одним из лучших произведений Вивальди считается «Юдифь торжествующая», отличающаяся мелодичностью и колоритной оркестровой партией.
Ничто не могло надолго отвлечь Антонио от работы в театре, ни широкая популярность его как талантливого скрипача, ни возросшее из-за этого число учеников. В 1715 году театр Сан-Анджело делает ему заказ на написание двенадцати главных арий для оперы Nerone fatto Cesare (Нерон, ставший Цезарем).
Следующие пять лет считаются наиболее успешными с точки зрения творчества композитора. Театр ставит около десяти его опер, кроме того, в 1716 году Вивальди назначается руководителем всей музыкальной деятельности школы Оспедале. Об известности композитора за пределами Венеции говорит тот факт, что одна из его опер прошла на подмостках театра во Флоренции.
Консервативные музыканты не приветствовали необычный стиль Вивальди, а памфлет одного из них, Бендетто Марчелло, изображавший маленького священника со скрипкой в руках, так поразил композитора, что он на некоторое время приостановил работу над операми.
Работа и личная жизнь в Мантуе
Слава Вивальди как оперного композитора привела его в Мантую, где ему предложил место капельмейстера губернатор города — принц Гессен-Дармштадский, тонкий ценитель музыкального искусства. Композитор занимал эту должность с 1719 по 1922 год, а в 1921 году посетил Милан, где представил на суд публики свою драму Сильвия.
Как священник Антонио принял обряд безбрачия и не имел права на плотские утехи. В Мантуе судьба свела молодого капельмейстера и оперную певицу Анну Жиро, дочь французского парикмахера. В своих письмах Вивальди называет ее не иначе, как своей прилежной ученицей. Вероятно, благодаря знаниям секретов вокальной техники, Антонио действительно помог становлению Анны как певицы, обладавшей приятным голосом небольшого диапазона.
Анализ воспоминаний современников позволяет сделать вывод, что ее пение больше отличалось одухотворенностью и артистическим талантом, чем вокальными данными. Анна и ее сестра Паолина становятся неизменными спутницами композитора на долгие годы. Они путешествуют вместе с ним по Европе, хотя в те времена это было довольно опасно. Паолина приняла на себя и медицинские обязанности, заботясь об Антонио во время астматических приступов.
Когда срок службы капельмейстером кончился, вся троица вернулась в Венецию, где местные жители, острые на язык, прозвали Анну подругой рыжего священника. Слухи и домыслы о странной совместной жизни в одном доме священника и двух молодых женщин способствовали обострению отношений Вивальди с церковными сановниками, что очень его огорчало. Но несмотря на это, он твердо отстаивал честь своих спутниц и очень уважительно о них отзывался.
Творческие посещения Рима
Первая поездка в Вечный город в 1723 году была приурочена к постановке новой оперы Геркулес на Термодонте, содержание которой относится к девятому подвигу мифологического героя, намеревающегося заполучить пояс и меч царицы амазонок. Главное описание этого путешествия — римлянам так понравился музыкальный стиль Вивальди, что они перестали слушать другую музыку.
В следующем году на суд римской публики были представлены и прошли с триумфальным успехом оперы «Джустино» и «Добродетель, торжествующая над любовью и ненавистью». Кроме того, композитор был удостоен аудиенции у папы Бенедикта XIII, где исполнил отрывки из своих произведений.
В этот период был написан и цикл «Искус гармонии и инвенции», куда вошли популярные сейчас сочинения А. Вивальди — Времена года. Четыре скрипичных концерта соответствуют четырем временам года и будят в воображении слушателя сцены, соответствующие каждому сезону:
Каждую часть цикла Вивальди связывал с сонетом, описывающим сцены, отображенные им посредством музыки. Впервые эти произведения были опубликованы в 1725 году в Амстердаме. Композитор писал сочинения и для других музыкальных инструментов с оркестром — флейты и мандолины. Изменение типичного для барочной музыки концерта для нескольких солистов на индивидуальную лиричность и страстность сольного является главным творческим достижением Антонио Вивальди.
Последние годы жизни
Знать и королевские особы Европы делали заказы А. Вивальди на написание музыки к знаменательным событиям. В честь празднования брака Людовика XV была написана серенада «Глория и Игоменей», а дню рождения французских принцесс Генриетты и Луизы посвящена серенада «Празднующая Сена».
В 1728 году в Триесте композитор познакомился с большим поклонником своего творчества австрийским императором Карлом VI, который наградил его рыцарским званием и пригласил в Вену. Ответным жестом от Антонио был подарок рукописной копии серенады «Цитра».
На долгие 200 лет имя Антонио Вивальди было забыто, и только после того, как музыковеды нашли рукописи его творений, потомки смогли услышать его гениальную музыку.