антонова бывший директор пушкинского музея биография
Антонова бывший директор пушкинского музея биография
Биография Ирины Александровны Антоновой
Ирина Александровна Антонова (20 марта 1922 года — 30 ноября 2020 года) возглавляла Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина с февраля 1961 года по июль 2013 года, когда была назначена президентом музея.
Будучи не только музейным, но и общественным деятелем, с 1992 года И.А. Антонова являлась почетным членом Международного совета музеев, академиком Российской академии образования, Российской академии художеств, почетным доктором Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), заслуженным деятелем искусств РФ.
И.А. Антонова награждена орденами Трудового Красного Знамени, Октябрьской революции, Дружбы народов, «За заслуги перед Отечеством» I, II, III и IV степеней (полный кавалер ордена).
Лауреат Государственной премии РФ 1995 года.
Также она являлась командором ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой», командором ордена Искусств и литературы (Франция), кавалером ордена Почетного легиона.
За вклад, внесенный в развитие культурного сотрудничества между Японией и Россией, И.А. Антоновой был присужден орден Восходящего солнца (Золотая и Серебряная звезды).
И.А. Антонова выступала инициатором и возглавляла рабочую группу по подготовке концепции развития музея, создания Музейного городка, о котором мечтал его основатель Иван Владимирович Цветаев. По предложению Ирины Александровны к участию в работе по реконструкции музея был привлечен один из крупнейших мировых архитекторов, имеющий большой опыт в области современной музейной архитектуры, сэр Норман Фостер (Великобритания).
Под руководством И.А. Антоновой была разработана программа мероприятий к 100-летию ГМИИ им. А.С. Пушкина в 2012 году, получившая поддержку и финансирование Правительства РФ. Энергично осуществляя реализацию этой программы, Антонова руководила деятельностью музея по магистральным направлениям, включая проектирование и капитальное строительство, издательскую и выставочную программу, информационное обеспечение музейной деятельности. Благодаря ее инициативе в последние годы издан ряд систематических каталогов коллекций музея («Немецкий, австрийский и швейцарский рисунок XV–XX веков» в 2-х тт., «Французский рисунок конца XIX — XX века», «Коптские ткани», «Собрание живописи. Германия, Австрия, Швейцария XV–XX века. Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция XVIII–XX века», «Итальянский рисунок» в 3-х тт. и др.), осуществлен ряд масштабных выставочных проектов, завоевавших огромный зрительский интерес: «Встреча с Модильяни» (2007), «Тёрнер. 1775–1851» (2008), «Футуризм. Радикальная революция» (2008), «Пикассо в Москве» (2010), «Сальвадор Дали» (2011), «Кандинский и „Синий всадник“» (2011), «Караваджо» (2011), «Воображаемый музей. К 100-летию ГМИИ им. А.С. Пушкина» (2012), «1000 лет золота инков» (2013) и многие другие.
Высокая репутация И.А. Антоновой в музейном сообществе позволила музею представить у себя уникальные шедевры мировой живописи из крупнейших художественных собраний, которые чрезвычайно редко выдаются за рубеж. Это «Антея» Пармиджанино (Музей Каподимонте, Неаполь, 2007), «Святое семейство» Мантеньи (Государственные собрания Дрездена, 2009), «Портрет неизвестного с серыми глазами» Тициана (Галерея Палатина, Флоренция, 2008), «Дама с единорогом» Рафаэля (Галерея Боргезе, Рим, 2011), картины Караваджо из собраний Италии и Ватикана (2011), произведения прерафаэлитов из музеев и частных коллекций Великобритании и США (2013), шедевры Тициана из музейных собраний восьми городов Италии (2013).
При деятельном участии Антоновой был создан Попечительский совет музея.
Особое внимание Ирина Александровна уделяла работе детского центра «Мусейон».
По инициативе Ирины Александровны с 1967 года в ГМИИ им. А.С. Пушкина ежегодно проводится научная конференция «Випперовские чтения», посвященная памяти выдающегося искусствоведа Б.Р. Виппера. Особенность чтений — комплексное рассмотрение проблем искусства и культуры на основе материалов самых значительных выставок музея.
Существенным вкладом в художественную жизнь России стали «Декабрьские вечера» (с 1998 — «Декабрьские вечера Святослава Рихтера») — уникальный фестиваль искусств, возникший по инициативе С.Т. Рихтера и И.А. Антоновой и проводимый ежегодно с 1981 года. Его особенность — объединение в пределах одного пространства и времени пластических и музыкальных искусств.
На протяжении многих лет И.А. Антонова вела преподавательскую работу (отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ, Институт кинематографии, аудитория ГМИИ им. А.С. Пушкина, цикл лекций в Институте восточных языков в Париже и т.д.). Кроме того, всю свою творческую жизнь она успешно занималась популяризацией ГМИИ им. А.С. Пушкина: она — автор более 100 публикаций (каталожных и альбомных статей, сценариев научно-популярных фильмов, телевизионных передач и т.д.).
Занимаясь активной общественной деятельностью, И.А. Антонова вносила значительный вклад в развитие культурных связей с зарубежными странами. Будучи членом Международного совета музеев, в течение 12 лет исполняла обязанности вице-президента ИКОМ. С 1992 года — Почетный член этой авторитетной международной организации.
И.А. Антонова ушла из жизни 30 ноября 2020 года.
«Надо что-то оставить после себя»: какой была Ирина Антонова
30 ноября на 99-м году жизни умерла искусствовед Ирина Антонова, которая более полувека возглавляла Пушкинский музей. Она организовала десятки легендарных выставок вроде «Москва — Париж» и «Москва — Берлин», благодаря ей в СССР увидели «Мону Лизу» и другие шедевры мировой живописи. Какой была эпоха Антоновой — в фотогалерее РБК
Ирина Антонова родилась в Москве в семье судового электрика, а позже директора Института экспериментального стекла Александра Антонова и выпускницы Харьковской консерватории по классу фортепиано Иды Хейфиц.
В школе Антонова думала поступать на механико-математический факультет МГУ, но в итоге выбрала искусство и в 1940 году сдала экзамены в Институт философии, литературы и искусства (ИФЛИ). В интервью она рассказывала, что тягой к искусству обязана родителям, которые «привили ей на всю жизнь неугасающую любовь к живописи, музыке, театру и хорошей литературе». Впоследствии ИФЛИ объединили с Московским государственным университетом (МГУ), и девушка окончила в 1945 году уже искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ.
Во время Великой Отечественной войны Антонова прошла курсы медицинских сестер и работала в госпитале на Красной Пресне
С конца войны ее жизнь была связана с Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (ГМИИ). Антонова работала научным, а потом старшим научным сотрудником, а в 1961 году возглавила музей. «Если честно, долгое время я считала, что неправильно выбрала профессию. Я очень люблю видеть результат, а в музее до результата дойти трудно. В молодости я была очень спортивная и не отличалась усидчивостью. Я пришла в музей в 1945 году. Тогда сюда начали возвращаться экспонаты после эвакуации. Признаться, думала, что ненадолго. Холодно, неуютно, пусто. И тут стали приходить дрезденовские ценности: Рафаэль, Боттичели, Ватто, Веласкес. Началась такая интересная жизнь!» — вспоминала глава музея
Вторую половину 1960-х годов Антонова называла золотыми годами музея. У Антоновой была репутация «железной леди», которая умела договариваться с высокопоставленными лицами и лавировать среди бюрократии. Несмотря на недовольство Министерства культуры, в стенах ГМИИ в 1966 году прошла выставка художника Александра Тышлера, которого советская власть не жаловала, а позже — Анри Матисса. Антонова рисковала потерять работу, но все-таки отдала в 1974 году залы второго этажа ГМИИ под выставку западной живописи из собраний Сергея Щукина и Ивана Морозова. А выставка 1981 года «Москва — Париж. 1900–1930» стала прорывом в условиях существующей идеологии. «Большая часть моей жизни прошла все-таки при очень строгом идеологическом режиме, при непрерывном указании, что можно и что нельзя » — вспоминала Ирина Александровна.
В 1974 году именно настойчивость Антоновой при общении с министром культуры СССР Екатериной Фурцевой помогла организовать показ в Москве знаменитой «Джоконды». До этого творение Леонардо да Винчи за пределами Франции демонстрировалось лишь в США и Японии.
По ее инициативе с 1967 года в ГМИИ ежегодно проводятся «Випперовские чтения» — научная конференция памяти бывшего научного руководителя музея, профессора Бориса Виппера, которого Антонова считала своим учителем. А в 1981 году она с пианистом Святославом Рихтером инициировала фестиваль камерной музыки «Декабрьские вечера» (позже «Декабрьские вечера Святослава Рихтера»)
Ирина Антонова полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», кавалер ордена Почетного легиона, командор ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой». Глава ГМИИ дважды лауреат Государственной премии России — в 1995 и 2018 годах. Последнюю премию ей присвоили за то, что ее имя «вошло в историю мирового искусства как последовательного сторонника и вдохновителя диалога культур, как просветителя с энциклопедическими знаниями и безупречным художественным вкусом». «Понимаете, мы умрем, наша плоть истлеет, и все. В этом нет у меня никаких сомнений. В бессмертие души я не верю. Но есть одно существенное «но». Надо что-то оставить после себя. Это очень важно. Надо сделать какой-то вклад», — объясняла Антонова.
Она далеко не всегда соглашалась с российскими властями. Например, активно сопротивлялась реституции (возвращению) культурных ценностей, вывезенных из Германии во время и после Великой Отечественной войны. Она указывала, что Пушкинский и так вернул Германии шедевры Дрезденской галереи, а взамен не смог ничего получить: украденные нацистами на оккупированных землях СССР ценности либо были уничтожены, либо оказались в частных коллекциях
В 2000-х годах под руководством Антоновой были проведены такие масштабные выставки, как «Встреча с Модильяни» (2007), «Тернер. 1775–1851» (2008), «Футуризм. Радикальная революция» (2008), «Пикассо в Москве» (2010), «Сальвадор Дали» (2011), «Кандинский и «Синий всадник» (2011), «Караваджо» (2011), «Воображаемый музей. К 100-летию ГМИИ» (2012), «1000 лет золота инков» (2013), и многие другие
Антонова вышла замуж в 1947 году за искусствоведа, автора основополагающих трудов по классическому искусству Западной Европы, заведующего сектором классического искусства Государственного института искусствознания Евсея Ротенберга. Антонова называла мужа «мой второй университет» и «счастливым шансом в жизни». Брак продлился 64 года. У них родился сын Борис. «Он похож на меня. Но случилось так, что Борис стал инвалидом с детства. Неизлечимый недуг обнаружился, когда ему было восемь лет», — рассказывала она о сыне
Она считала, что пандемия не может повлиять на такое «фундаментальное учреждение», как музей. «Карантин стал хорошим временем, чтобы задуматься и музейщикам, и зрителям, и художникам о том, какова роль художественной культуры в жизни человека. У нас появилось свободное время, чтобы размышлять. Хотя время, конечно, никогда не бывает свободным. Но именно сейчас нужно решить, что именно каждому из нас важно: пройтись с ребенком по саду, взять в руки книгу, посмотреть что-то из киноклассики. В общем, появился большой объем времени, чтобы себя открыть. Это важное испытание для человека. Здесь много ракурсов. Это и вопросы нашего контакта с миром: идут ли они по накатанной или, может быть, пора сойти с привычной колеи. Мы все получили незапланированный кусок времени для себя. Надо воспринимать его как подарок, использовать его с максимальной пользой», — считала президент Пушкинского музея
Ирина Антонова умерла 30 ноября, ей было 98 лет. Причиной смерти в ГМИИ назвали коронавирус и сопутствующие заболевания
Антонова Ирина Александровна, доктор искусствоведения: биография, личная жизнь, награды
Ранние годы
Ирина Антонова родилась в 1922 году. Она появилась на свет в российской столице. С 1929-го на протяжении четырех лет вместе с родителями жила в Германии, когда семья вернулась в Советский Союз, то поселилась на Покровском бульваре.
Ее отец Александр Александрович был революционером, а в мирной жизни обычным электриком, у которого была страсть к стеклопроизводству, что и стало в результате его настоящим призванием. Именно благодаря его работе семья так много времени провела за границей, где он делился своими разработками. Он работал в Институте экспериментального стекла.
В Германии юная Ира в совершенстве освоила немецкий язык, читая в оригинале классиков литературы этой страны.
Мать Ирины Антоновой звали Ида Михайловна. Именно от нее она унаследовала любовь к музыке, так как женщина всю жизнь играла на фортепиано. Она была выпускницей консерватории, прожила более ста лет.
Кстати, отец героини нашей статьи, хоть сам был далек по своей профессии от творчества, обожал театр, даже участвовал в любительских постановках.
Образование и война
Получив среднее образование, Ирина Антонова стала в 1940 году студенткой института философии, истории и литературы, но окончить его не успела из-за того, что началась Великая Отечественная война.
После победы над фашизмом вуз героини нашей статьи объединился с МГУ, так что диплом Антонова получила уже как выпускница Московского государственного университета. После пятого курса она осталась в аспирантуре, начав специализироваться на эпохе Возрождения в Италии.
Получив диплом, она не ограничилась учебой в аспирантуре, а параллельно стала работать в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина.
Великая Отечественная война
Когда началась война, Ирина поступила на курсы медицинских сестер, а весной 1942-го отправилась работать в госпиталь на Красной Пресне в звании младшего сержанта медицинской службы.
В 1945 году ей присвоили звание майора. В этом статусе она собиралась отправиться с командировкой в Германию для вывоза культурных ценностей с целью репарации. Но эта поездка так и не состоялась, в последний момент решено было отправить для выполнения этой ответственной миссии более опытного специалиста. Антонова, которой на тот момент было 23 года, осталась в Москве, чтобы принимать и описывать ценности.
Во главе музея
В феврале 1961 года происходит знаковое событие в биографии Ирины Антоновой, ее назначают директором Пушкинского музея. Ее предыдущей должностью на тот момент был пост старшего научного сотрудника. В новой должности она остается на протяжении более сорока лет.
Западное искусство в массы
Сегодня то, что она начала делать в 60-е годы, считается новаторским и смелым, так как Антоновой удалось привозить в Советский Союз лучших представителей современного западного искусства, которые не укладывались в парадигму министра культуры Фурцевой и политику коммунистической партии. Тем не менее в Пушкинском музее выставляли работы Матисса и Тышлера, звучала музыка Шнитке, Стравинского и Рахманинова.
Именно в это время начали проводиться знаменитые Випперовские чтения, посвященные бывшему научному руководителю музея и ее наставнику Борису Робертовичу Випперу.
Музей преображается
Именно при Ирине Александровне Антоновой Пушкинский музей преобразился, превратившись в то учреждение культуры, которое мы знаем сегодня. По ее настоянию была проведена полная реорганизация экспозиций и залов.
В музее постоянно устраивали уникальные выставки, например, когда выставляли в одном зале работу отечественных и зарубежных портретистов. В результате у посетителей появлялась уникальная возможность воочию сравнить труды Ренуара и Серова.
В 1974 году именно Ирина Александровна Антонова настояла на том, чтобы на всеобщее обозрение были выставлены из музейных запасников работы западноевропейских художников из коллекций меценатов Ивана Морозова и Щукина. В конце 70-х годов наметилось активное сотрудничество между Пушкинским музеем и музеем «Метрополитен» из Нью-Йорка.
В 1981 г. организовала фестиваль живописи и музыки под названием «Декабрьские вечера» вместе с известным отечественным композитором Святославом Рихтером. С тех пор он проводится ежегодно, а Антонова остается его бессменным директором.
В годы перестройки и в современной России
В 1996 году искусствовед Ирина Антонова оказалась в центре крупного скандала после выставки «Золото Трои», на которой были представлены находки Генриха Шлимана, добытые им в результате археологических раскопок.
Тогда многие западные и даже отечественные представители культуры предъявили ей обвинения в том, что до сих пор замалчивается правда о вывезенном из Германии в 1945 году так называемом золоте Трои. Позднее Советский Союз не раз заявлял, что не имеет никакого отношения к пропаже экспонатов. Теперь же они были изъяты на всеобщее обозрение из музейных запасников. Сама Антонова считала, что это показатель открытости и готовности нового российского правительства к любым переговорам.
Научная деятельность
Является обладательницей большого количества наград Ирина Антонова. Она полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», орденов «За благодеяние», Октябрьской революции, Дружбы народов, Трудового Красного знамени.
Конфликт с «Эрмитажем»
Пост директора Пушкинского музея Антонова покинула в 2013 году. Ей исполнилось 90 лет, но во многом с этой работой она была вынуждена расстаться под давлением.
Все началось, когда в мае Антонову назначили куратором всех государственных музеев России. Вскоре она объявила, что уходит в отставку с этого поста, так как никакого смысла в этом проекте нет, а должность создана искусственно, чтобы сгладить скандал с ее увольнением из Пушкинского музея.
Увольнение
Масла в огонь подлила сама героиня нашей статьи, которая в интервью газете «Известия» упрекнула экс-министров экономического развития Набиуллину и культуры Авдеева в том, что они провалили поручение президента о реконструкции Пушкинского музея и создании на его территории музейного города. Оба чиновника на тот момент входили в состав членов попечительского совета ГМИИ.
Антонова была освобождена от должности директора в июле 2013 года. Ранее она объявила, что смирилась с уходом, сама выбрала себе преемницу. Ею стала арт-директор выставочного объединения «Манеж» Марина Лошак. Однако позже призналась, что в действительности предлагала на свое место культурологов из РГГУ и МГУ, но никого из них не утвердили в министерстве культуры. Из тех, кого предлагало само ведомство, наиболее приемлемой оказалась именно Лошак.
Антонова ушла в отставку, пробыв на посту директора Пушкинского музея 52 года. Она заняла пост президента ГМИИ.
Участие в телепроектах
Героиня нашей статьи всегда была медийной личностью. В частности, регулярно принимала участие в телепроектах Ирина Антонова. На канале «Культура» до сих пор выходит ее авторская программа «Пятое измерение». В ней она рассказывает об истории мировой культуры, делая акцент на малоизвестных эпизодах, о взаимосвязи между которыми зрители часто не догадываются.
Также она выступила в роли рассказчика в документальном фильме «Глаз Божий» Леонида Парфенова, который был снят к 100-летнему юбилею Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина.
Семья
В 2011 году он умер в возрасте 91 года.
В 1954 году у супружеской пары родился единственный сын, которого назвали Борисом. С детства он отличался незаурядными талантами, играл большую роль в личной жизни Ирины Антоновой. В 7-летнем возрасте он серьезно заболел. Как признается сама героиня нашей статьи, после этого все неурядицы и проблемы на работе стали ей казаться истинными пустяками.
Лечение и консультации лучших специалистов не помогали. Борис оказался в инвалидном кресле, в котором остается до сих пор.
Взгляды и увлечения
Антонова на протяжении всей своей жизни придерживалась левых политических взглядов, сегодня остается сторонницей социализма. Она не раз заявляла, что считает эту систему единственно верной, но признает, что сама она себя не оправдала на практике.
В современном обществе она постоянно критикует олигархов, при этом симпатизирует президенту Владимиру Путину, но часто возмущается событиям, происходящим в стране, например, тюремному сроку для участниц группы Pussy Riot.
В литературе отдает предпочтение стихам Бориса Пастернака. Журналисты часто спрашивают, в чем секрет ее долголетия, на что она отвечает, что никогда не думает о смерти, а в жизни всегда стремилась быть максимально искренней.
Сейчас героине нашей статьи 96 лет, она по-прежнему занимает пост почетного президента Пушкинского музея, ведет передачу на телевидении.
Антонова занимается общественной деятельностью. В 2000 году оказалась в числе тех, кто подписал письмо о поддержке политики нового президента Владимира Путина в Чечне, в 2014 году подписала коллективное обращение по поводу политики главы государства на Украине и в Крыму.
Президент ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова: главное о 97-летней «железной женщине»
Хроника
Ирина Александровна Антонова — настоящая легенда: она всю жизнь руководила одним из лучших музеев страны — Государственным музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Сейчас Антоновой 97 лет, и она по-прежнему активно работает, занимая должность президента музея. У нее репутация «железной леди», при этом о ней отзываются как об очень интеллигентном и жизнелюбивом человеке.
Недавно рассказ о жизни Ирины Александровны уже появился в блогах на «Сплетнике», и мы решили узнать еще больше подробностей о биографии этой легендарной персоны.
Ирина Антонова родилась в Москве. Ее отец был электриком, при этом, как она говорит, «прошел путь от монтера до человека, который получил высшее образование, но с младенческих лет любил литературу, музыку, театр». В свое время Александр Антонов возглавил Институт экспериментального стекла. В начале столетия вступил в большевистскую партию, и его дочь говорит, что была «очень советским ребенком»:
Была уверена, что живу в великой стране, которая строит великое будущее.
Мать Антоновой из Литвы. Она училась в Харьковской консерватории, прекрасно пела — даже оперные арии. Поскольку отец тоже любил музыку, с детства Ирина Александровна слышала в доме классику:
Отец покупал пластинки. В конце 20-х — начале 30-х мы жили в Германии несколько лет, папа работал в посольстве, и мы были завалены пластинками Тосканини и других.
Отец дружил с директором Большого театра Малиновской. Мы сидели в Большом очень часто. Точнее, я не столько сидела, сколько спала за ложей. Первый акт я выдерживала, но мне было шесть-семь лет.
Ирина Антонова с родителями
Познакомились родители Антоновой на войне, а потом вместе переехали в Москву:
Мама работала наборщицей в типографии. Ей приходилось работать и по ночам. А мы тогда как раз жили с ней одни, без папы. И мне, трехлетней, снились сны, как мама уходит от меня вслед за солдатами. Это был синдром одиночества маленького ребенка. Мы с мамой были большие подруги. Она умерла, когда ей было больше 100 лет. До последнего была на ногах,
— рассказала Антонова в интервью изданию «Только звезды».
В какой-то момент у отца Ирины Александровны появилась другая семья, в ней тоже родилась дочка — Галина. Впоследствии она стала известной художницей по стеклу. В детстве девочки три года провели вместе, когда их отца отправили по работе в Берлин.
А потом отец вернулся в нашу семью, но я всегда чувствовала напряженность в отношениях родителей,
— говорит Ирина Александровна.
Антонова в детстве мечтала стать балериной или артисткой цирка, но поступила на искусствоведческое отделение в Институт философии, литературы и истории, который через год после ее поступления объединили с МГУ. Во время войны она работала медсестрой.
В первый послевоенный год Ирина Александровна пришла работать научным сотрудником в ГМИИ имени Пушкина, окончив учебу.
О своих впечатлениях от нового места работы она рассказывает:
Когда я пришла работать в музей, сказала себе: «Долго я здесь не задержусь». Я любила искусство, но в 1945 году музей был пустой: картин на стенах не было, стояли ящики, еще не распечатанные. Только холод и весьма пожилой персонал — многим тогда было лет по пятьдесят. Я подумала: «Неужели они будут моими подружками? Какой кошмар!».
Через 16 лет работы в музее Антонова была назначена его директором.
В числе своих поводов для гордости на этом посту Антонова называет выставку 1981 года «Москва — Париж». В интервью для «Известий» она вспоминает:
Люди и не подозревали обо всех этих Малевичах, Филоновых и прочих. Это было открытие самих себя. Я вас уверяю, публика приходила не столько на французов, сколько на наше искусство. Был великий праздник, никто просто не верил, что это возможно.
По мнению Антоновой, ни одной выставке пока не удалось превзойти по популярности «Москву — Париж». В традиционной рубрике журнала Esquire «Правила жизни» Ирина Александровна говорила:
Вопрос, где делать выставку «Москва — Париж», обсуждался в Центре Помпиду. Фраза тогдашнего директора Третьяковки стала почти крылатой: «Через мой труп». Примерно так же отреагировала Академия художеств. Но я сказала следующее: «Знаете, коллеги, у нас такая подпорченная репутация из-за международных выставок, что эту я бы взяла на себя». Все облегченно вздохнули. С моей стороны это уже был поступок.
Как отмечает российский Vogue, Ирина Александровна к тому же была первой, благодаря кому моду в нашей стране приравняли к искусству: в 2007 году рядом с Давидом работы Микеланджело публике представили наряды Chanel, в 2011-м — показали выставку, посвященную Dior.
В целом Антонова всегда придерживалась принципа: публике нужно видеть великое искусство разных эпох, нельзя ее «кормить только одним каким-то продуктом»:
Конечно, надо показывать современное. Но мы это и делали: мы первыми показали Энди Уорхола, Марка Шагала, Сальвадора Дали, Билла Виолу, Йозефа Бойса. Мы сделали «Москву — Париж», «Москву — Берлин». Я уж не говорю о Пикассо, которого мы показывали с 1956 года вопреки всему. Наша сила в том, что, опираясь на все мировое искусство, мы выискиваем те новые явления, которые считаем нужным показать публике. И должны за них отвечать. Ведь мы это искусство рекомендуем, музеефицируем, включаем в орбиту великой истории культуры. Поэтому мы должны быть очень разборчивы. В этом разница между музеем и галереей. Когда что-либо новое показывает музей, на мой взгляд, это предполагает особую ответственность.
Ирина Александровна признается: она не жалеет, что вся ее жизнь оказалась связана с ГМИИ.
Я думаю, что музей — это фантастическое создание, это удивительный организм, особенно такой музей, в котором работаю я, — музей мирового искусства, где перед вами проходит вся мировая история искусства, начиная с Древнего Египта и кончая сегодняшним днем. Это дает каждому человеку, который долго работает в музее, как мне кажется, специальное измерение внутреннее: он соотносит себя со всем миром.
Летом 2013 года Антонова покинула пост директора ГМИИ по собственному желанию. Она говорит в интервью «Собеседнику», что на это у нее была «причина личного характера», но не скрывает, что на ее решение повлияла и ситуация с разделом коллекции Музея нового западного искусства. Еще в 1948 году по указу Сталина музей был ликвидирован как вредящий «воспитанию советского человека». Собрание музея перевезли в Пушкинский, но потом разделили: часть коллекции осталась там, часть переехала в Эрмитаж.
Антонова называет это катастрофой, поскольку произошел «раздел единой коллекции великого музея»:
А в результате Москва лишилась первого в мире музея современного искусства. Первого, потому что он был создан в 1923‑м, на пять лет раньше знаменитого нью-йоркского Museum of Modern Art. Когда я в 2012 году изложила проблему на встрече президента Владимира Путина с деятелями культуры, он, как мне показалось, отнесся к ней с пониманием.
Однако призывы Антоновой к восстановлению музея ни к чему не привели. По ее словам, та ситуация вызвала в ней «естественное отвращение», и вскоре она приняла решение уйти со своей должности. Но не стала отвергать предложение занять должность президента ГМИИ из-за нежелания покидать свой музей окончательно.
На этой должности, как говорит Антонова, свободного времени у нее стало еще меньше, появилось больше новых, интересных для нее проектов — научных, просветительских. Она продолжает вести лекции — в том числе специализированный курс для людей старше 55 лет. К тому же в музее постоянно проходят выставки, и в организации каждой Ирина Александровна принимает активное участие.
При этом она не боится выражать несогласие с решениями руководства ГМИИ. Так, в интервью трехлетней давности для ТАСС выразила свою позицию:
Проводится масса абсолютно ненужных, лишних выставок. Количество их зашкаливает. 40 выставок в год, 50. Куда столько? Ни один серьезный музей мира этого не делает. Три-четыре крупные выставки — норма.
На открытии выставки работ английского художника Уильяма Тернера: Ирина Антонова, Светлана Медведева, Александр Авдеев, Алишер Усманов и Ирина Винер
Ирина Александровна говорит, что, несмотря на ее довольно жесткий характер, в коллективе музея у нее никогда не было ни с кем конфликтов. По поводу того, что ее называют «железной леди», она высказалась в интервью для «Известий» так:
Просто я старалась никогда не врать моим коллегам, а когда говоришь, что думаешь, это не может всем нравиться. Но я понимала, что отвечаю за музей и должна добиваться результата, а потому настаивала. Помимо удовольствия я получаю за свою работу деньги — значит, должна делать дело. Но никто из-за меня не ушел из музея.
Взгляды на современное искусство
Ирина Александровна воздерживается от того, чтобы строго критиковать современных авторов, но говорит, что далеко не все, что представляется как искусство, она считает таковым:
Большое количество сегодняшних произведений на самом деле искусством не являются. Это какое-то другое измерение — тоже, если хотите, творческое, в том смысле, что придуманное, но это явление не художественное. Да, разумеется, я могу, как все люди, ошибаться, но я доверяю своему восприятию, которое прошло все-таки очень длинный путь. И моя задача — отделить искусство от неискусства.
Что касается восприятия искусства современным поколением, то Ирина Александровна говорит, что ее расстраивает одно: мы живем в «век репродукций», лишаясь прямого контакта с произведениями художников:
Знаю многих людей, кто судит о выставках по телепередачам, они говорят: ну мы же все видели, чего нам туда идти. Вот это прискорбно. Люди отвыкли от прямого общения с искусством, а всякая репродукция ущербна изначально. Поскольку для глубокого погружения и понимания искусства важно абсолютно все: манера и техника письма, цвет и насыщение полотна, которые никакой копией не передаются адекватно, размер подлинника и материал — мрамор, например, или бронза. Я уже не говорю, как важна атмосфера, особенно если это фреска или скульптура, которая стоит на площади в городе и рассчитана на небо, на погодные изменения.
По словам Ирины Александровны, она из тех людей, которые, разглядывая картину или слушая мелодию, могут растрогаться до слез:
Если глубоко погрузиться в мир, изображенный на полотне, можно даже всплакнуть, расчувствовавшись. Это из области сильного художественного переживания.
Так, рассказывает Антонова, она не смогла сдержать слез, разглядывая одну из картин Вермеера, такие же чувства вызывают у нее музыкальные шедевры — будь то Шестая симфония Чайковского, Адажиетто Малера или My Way Фрэнка Синатры.
Вот я бы хотела, чтобы, когда умру, сыграли эту мелодию,
— говорит она о легендарной песне американского певца.
По словам Ирины Александровны, когда тебе уже исполнилось 95, «можно уже не говорить ничего либо только чистую правду». Она признается, что в своем возрасте стала смотреть на мир совершенно по-новому, не так, как пару десятилетий назад. И считает, что долгие годы жизни — это дар, которым важно правильно распорядиться:
Если человек покидает грешную землю в 70, это нормально. Мой папа, например, прожил 72 года, а мама ровно 100. Было время заявить о себе, сделать что-то полезное для других. Все, что сверх 70, — вроде бы премия, бонус. Как распорядиться этим подарком? Лучше с умом. Обязательная программа закончилась, начинается произвольное катание,
— говорит Антонова в беседе с корреспондентом ТАСС. В том же интервью 2017 года она признается, что не боится умереть, а в жизнь после смерти не верит, называя себя убежденной атеисткой:
Да, живу долго, но не собираюсь жить вечно. Жизнь имеет смысл, пока работает голова и есть физические силы, чтобы следить за собой. Но могу вам честно сказать: мой возраст мне нравится. Только очень не хватает мужа.
Муж Ирины Антоновой Евсей Иосифович Ротенберг скончался в 2011 году в 91-летнем возрасте. Он тоже учился в ИФЛИ, где был одним из лучших студентов. Ирина Александровна рассказывала:
Его невозможно было застать без книги. Много читал и много смотрел — и это сделало его одним из самых глубоко разбирающихся в искусстве людей. Он — мой второй университет.
Они познакомились в ГМИИ, когда Антонова там уже работала. Брак продлился 64 года:
Конечно, мы и ссорились, и ругались, иногда весьма основательно. Но покинуть друг друга — нет, такого вопроса никогда не вставало. Он — счастливый шанс в моей жизни.
Антонова признается, что ей бы очень хотелось поговорить сейчас с супругом на самые разные темы, «начиная с последних событий в мире искусства и заканчивая избранием Трампа президентом».
Сын пары Борис — инвалид с детства, всю жизнь он жил с родителями. Сейчас Ирина Александровна живет с Борисом одна, ухаживать за ним помогает няня.
Я давно, с 1964 года, вожу машину, в субботу еду на рынок, в магазин, покупаю продукты, привожу домой и готовлю сама. Методы у меня скоростные, выработанные жизнью, которые обеспечивают мне возможность все это быстро делать,
Желаем нашей героине крепкого здоровья и такой же, как сейчас, бодрости духа!