ап павел о браке и безбрачной жизни о христианской любви

Новый Завет


Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла


Глава 7.

1 А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины.

2 Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.

3 Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.

4 Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.

5 Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.

6 Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление.

7 Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе.

8 Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я.

9 Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.

10 А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем,- 11 если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим,- и мужу не оставлять жены своей. 12 Прочим же я говорю, а не Господь: || если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; 13 и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его.

14 Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы.

15 Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь.

16 Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?

17 Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам.

18 Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся.

19 Обрезание ничто и необрезание ничто, но всё в соблюдении заповедей Божиих.

20 Каждый оставайся в том звании, в котором призван.

21 Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся.

22 Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов.

23 Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков.

24 В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом.

25 Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным.

26 По настоящей нужде за лучшее признаю’, что хорошо человеку оставаться та’к.

27 Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены.

28 Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль.

29 Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; 30 и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; 31 и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего.

32 А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; 33 а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: 34 незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу.

35 Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения.

36 Если же кто почитает неприличным для своей девицы то, чтобы она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так, тот пусть делает, как хочет: не согрешит; пусть таковые выходят замуж.

37 Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает.

38 Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше.

39 Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе.

40 Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия.

Источник

Жениться или не жениться? Толкование на Послания апостола Павла к Коринфянам ‒ свящ. Даниил Сысоев

Выбор жизненного пути

Если в преды­ду­щих гла­вах апо­стол Павел обли­чал корин­фян в гре­хах, све­де­ния о кото­рых дошли до него, то, начи­ная с седь­мой гла­вы, апо­стол пере­хо­дит к отве­там на вопро­сы корин­фян. Корин­фяне через Тита при­сы­ла­ли к нему ряд вопро­сов, каса­ю­щих­ся их жиз­ни: как жить хри­сти­ан­ской жиз­нью, как им пра­виль­но посту­пать. Свои отве­ты апо­стол Павел начи­на­ет с отно­ше­ния к блу­ду, кото­рое мы подроб­но раз­би­ра­ли в про­шлой главе.

Даль­ше апо­стол гово­рит так: «А о чем вы писа­ли ко мне, то хоро­шо чело­ве­ку не касать­ся жен­щи­ны. Но, во избе­жа­ние блу­да, каж­дый имей свою жену, и каж­дая имей сво­е­го мужа. Муж ‒ ока­зы­вай жене долж­ное бла­го­рас­по­ло­же­ние; подоб­но и жена мужу. Жена не власт­на над сво­им телом, но муж; рав­но и муж не вла­стен над сво­им телом, но жена. Не укло­няй­тесь друг от дру­га, раз­ве по согла­сию, на вре­мя, для упраж­не­ния в посте и молит­ве, а потом опять будь­те вме­сте, что­бы не иску­шал вас сата­на невоз­дер­жа­ни­ем вашим. Впро­чем, это ска­за­но мною как поз­во­ле­ние, а не как пове­ле­ние. Ибо желаю, что­бы все люди были, как и я; но каж­дый име­ет свое даро­ва­ние от Бога ‒ один так, дру­гой ина­че. Без­брач­ным же и вдо­вам гово­рю: хоро­шо им оста­вать­ся, как я. Но если не могут воз­дер­жать­ся, пусть всту­па­ют в брак; ибо луч­ше всту­пить в брак, неже­ли раз­жи­гать­ся. А всту­пив­шим в брак не я пове­ле­ваю, а Гос­подь: жене не раз­во­дить­ся с мужем, ‒ если же раз­ве­дет­ся, то долж­на оста­вать­ся без­брач­ною, или при­ми­рить­ся с мужем сво­им, ‒ и мужу не остав­лять жены сво­ей. Про­чим же я гово­рю, а не Гос­подь: если какой брат име­ет жену неве­ру­ю­щую, и она соглас­на жить с ним, то он не дол­жен остав­лять ее; и жена, кото­рая име­ет мужа неве­ру­ю­ще­го, и он согла­сен жить с нею, не долж­на остав­лять его. Ибо неве­ру­ю­щий муж освя­ща­ет­ся женою веру­ю­щею, и жена неве­ру­ю­щая освя­ща­ет­ся мужем веру­ю­щим. Ина­че дети ваши были бы нечи­сты, а теперь свя­ты. Если же неве­ру­ю­щий хочет раз­ве­стись, пусть раз­во­дит­ся; брат или сест­ра в таких слу­ча­ях не свя­за­ны; к миру при­звал нас Гос­подь» ( 1Кор.7:1–15 ).

Здесь апо­стол дает ответ на вопрос корин­фян, чем им луч­ше занять­ся: женить­ся или без­брач­ны­ми оста­вать­ся, что луч­ше, что хуже, как себя в бра­ке вести. Имен­но этой теме посвя­ще­на вся седь­мая гла­ва. Итак, с чего она начинается?

«А о чем вы писа­ли ко мне, то хоро­шо чело­ве­ку не касать­ся женщины».

Что это зна­чит? Корин­фяне при­сла­ли вопрос апо­сто­лу Пав­лу: что луч­ше ‒ женить­ся или быть без­брач­ны­ми, всту­пать в брак или оста­вать­ся сво­бод­ны­ми от уз бра­ка? Апо­стол гово­рит, что луч­ше оста­вать­ся сво­бод­ны­ми. Дей­стви­тель­но, хоро­шо чело­ве­ку не при­ка­сать­ся к жен­щине. Идет речь не об отно­ше­ни­ях внут­ри семьи, не о том, что чело­век, живу­щий с женой, дол­жен жить с ней как брат с сест­рой. Речь о том, что чело­ве­ку луч­ше не всту­пать в брак, чем вступать.

Зла­то­уст гово­рит так: «Если ты (…) ищешь бла­га весь­ма пре­вос­ход­но­го, то луч­ше совер­шен­но не соче­тать­ся с жен­щи­ной; если же ищешь состо­я­ния без­опас­но­го и сооб­раз­но­го с тво­ей немо­щью, то всту­пай в брак». Так­же пони­ма­ет мысль апо­сто­ла и бла­жен­ный Фео­фи­лакт. «Пре­вос­ход­ное дело вся­ко­му чело­ве­ку (а не одно­му иерею, как неко­то­рые непра­во тол­ку­ют) ‒ совсем не касать­ся жены, но дев­ство­вать; для немощ­ных же без­опас­нее брак» [1; Бесе­да 19].

Это общий прин­цип, кото­рый все­гда соблю­дал­ся в Церк­ви. Какой прин­цип? Не то, что в мире есть толь­ко доб­ро и зло. Цер­ковь в этом смыс­ле более объ­ек­тив­на: в мире есть доб­ро и луч­шее доб­ро, в мире есть зло и худ­шее зло. Мир слож­нее, чем про­сто «да‒нет», он не чер­но-белая дос­ка, а цвет­ная раду­га, в кото­рой содер­жат­ся самые раз­ные виды слу­же­ния Богу. Поэто­му в ответ на пись­мо коринф­ской Церк­ви, апо­стол гово­рит пря­мо, что это хоро­шее дело ‒ не всту­пать в брак. Кста­ти, здесь очень инте­рес­ный момент. У нас сей­час часто при­ня­то гово­рить, что в любом слу­чае чело­век дол­жен всту­пить в брак. И если в древ­ней Церк­ви мы прак­ти­че­ски не видим ни одно­го тек­ста, кото­рый бы при­зы­вал людей всту­пать в брак, но есть мно­же­ство тек­стов ‒ воз­мож­но, несколь­ко сотен, ‒ при­зы­ва­ю­щих людей всту­пать в мона­ше­ство. Сей­час же огром­ное коли­че­ство кни­жек про семью. С одной сто­ро­ны, при усло­вии пол­но­го раз­ру­ше­ния семьи, кото­рое сей­час про­ис­хо­дит, гово­рить о семье необ­хо­ди­мо и пра­виль­но. Но делать из семьи выс­шую цен­ность ‒ это уже зна­чит нару­шать Еван­ге­лие. Это крайне важ­но пом­нить, пото­му что, когда из семьи дела­ют выс­шую цен­ность, семья раз­ва­ли­ва­ет­ся, так как ее ста­вят не на то место, кото­рое ей поло­же­но. Семья хоро­ша, она уста­нов­ле­на Богом еще в раю. Когда Гос­подь создал Ада­ма, Он создал ему и жену, Еву, Он их соче­тал, но еще рань­ше воз­ник­ло дев­ство, пото­му что анге­лы не женят­ся и замуж не выхо­дят. Дев­ство воз­ник­ло рань­ше, чем брак, пото­му что Адам изна­чаль­но был сотво­рен без­брач­ным. О чем это гово­рит? О том, что на самом деле есть выс­ший путь и есть без­опас­ный путь. И Цер­ковь нико­гда не отка­жет­ся от убеж­де­ния, что выс­шим путем явля­ет­ся путь дев­ства. Неда­ром Гос­под­ня прит­ча о сея­те­ле тол­ку­ет­ся все­гда так: трид­ца­ти­крат­ный плод при­но­сят жена­тые или замуж­ние, шести­де­ся­ти­крат­ный ‒ те, кто сохра­ни­ли чисто­ту во вдов­стве, но сто­крат­ный при­но­сят те, кто сохра­ни­ли дев­ство. Этот под­ход есте­ствен и поня­тен. Апо­стол Павел здесь гово­рит не о каких-то телес­ных вещах. Неко­то­рые оши­боч­но дума­ют, что пре­иму­ще­ство дев­ства заклю­ча­ет­ся в отсут­ствии неко­то­рых опре­де­лен­ных видов свя­зи меж­ду людь­ми, гру­бо гово­ря, в отсут­ствии сек­са. На самом деле при­чи­на не в этом. Апо­стол в этой же гла­ве ска­жет, что жена забо­тит­ся не о Гос­по­де, а о том, что­бы уго­дить мужу, и муж забо­тит­ся не о Гос­по­де, а о том, что­бы уго­дить жене. «Неже­на­тый забо­тит­ся о Гос­под­нем, как уго­дить Гос­по­ду; а жена­тый забо­тит­ся о мир­ском, как уго­дить жене. Есть раз­ность меж­ду замуж­нею и деви­цею: неза­муж­няя забо­тит­ся о Гос­под­нем, как уго­дить Гос­по­ду, что­бы быть свя­тою и телом и духом; а замуж­няя забо­тит­ся о мир­ском, как уго­дить мужу» ( 1Кор.7:32–34 ).

При­чи­на кро­ет­ся в глу­би­нах духа чело­ве­ка, а не в каких-то телес­ных отправ­ле­ни­ях. Само по себе супру­же­ское сожи­тие не явля­ет­ся гре­хов­ным. Как ска­зал апо­стол Павел, брак честен и ложе не сквер­но: «Брак у всех да будет честен и ложе непо­роч­но» ( Евр.13:4 ).

Поэто­му само супру­же­ство гре­ха в себе ника­ко­го не содер­жит. Более того ‒ спо­соб­ность к рож­де­нию детей вло­же­на в нас Богом.

Но есть и более высо­кий путь, когда чело­век отка­зы­ва­ет­ся от этих даров, кото­рые Бог дал ему, ради более высо­ко­го дара ‒ дара пол­но­го, абсо­лют­но­го слу­же­ния Господу.

«Но, во избе­жа­ние блу­да, каж­дый имей свою жену, и каж­дая имей сво­е­го мужа» ( 1Кор.7:2 ).

Что это зна­чит? Речь не о том, что все долж­ны всту­пать в брак, а о том, что вся­кий, кто всту­пил в брак, дол­жен жить с супру­гом или с супру­гой. Поэто­му Фео­фан Затвор­ник здесь объ­яс­ня­ет так: «Апо­стол гово­рит: вся­кий сла­бый муж­чи­на пусть женит­ся, и вся­кая сла­бая жен­щи­на пусть замуж выхо­дит. Чего ради? Блу­до­де­я­ния ради, ‒ чтоб не падать в блуд от невоз­дер­жа­ния» [2].

Блуд­ных гре­хов очень мно­го раз­ных видов, и апо­стол гово­рит: пус­кай сла­бые люди всту­па­ют в брак, что­бы не впа­дать в раз­ные виды блу­да. Извест­но, что людям, живу­щим в супру­же­стве, лег­че сохра­нить себя от блу­да, чем тем, кото­рые нахо­дят­ся вне бра­ка, в сво­бод­ном состо­я­нии. Тем более в обста­нов­ке, когда весь мир кишит раз­го­во­ра­ми о плот­ской жиз­ни. Вооб­ще Писа­ние опи­сы­ва­ет несколь­ко целей бра­ка: это и сов­мест­ное уча­стие в молит­вах, и уча­стие в дето­рож­де­нии, и вза­и­мо­по­мощь. Как гово­рит Писа­ние, если один чело­век упал, то дру­гой его под­ни­мет, и двум лег­че. Это и насла­жде­ние друг дру­гом, о кото­ром гово­рит царь Соло­мон. Но здесь апо­стол гово­рит об одной, самой низ­кой, цели бра­ка ‒ предот­вра­ще­нии блу­да. Дело в том, что у Бога в любом деле мно­го целей соеди­не­но вме­сте. Неко­то­рые люди, читая эту фра­зу, воз­му­ща­ют­ся: «Как же так? О такой вели­кой вещи как брак гово­рить толь­ко ради того, что­бы в блуд не впа­да­ли?!» Но вооб­ще хри­сти­ан­ство праг­ма­тич­ная вера: оно зна­ет, что есть грех и есть спо­соб его избе­жать. И тот, кто слаб, конеч­но, пусть луч­ше всту­па­ет в брак. Дав­но извест­но, что если чело­век раз­жи­га­ет­ся раз­ны­ми стра­стя­ми, то луч­ше пусть он себя сдер­жит бра­ком, чем пустит­ся во все тяжкие.

«Луч­ше, гово­рит, быть сво­бод­ну от бра­ка, но, кто не может выдер­жать, как долж­но, сего состо­я­ния, луч­ше брачь­ся. Два состо­я­ния вво­дит он в хри­сти­ан­ство. В том и дру­гом мож­но уго­ждать Богу и спа­сать­ся; но в пер­вом это делать удоб­нее, во вто­ром ‒ менее удоб­но. Мож­но к сему при­ба­вить, что брач­но­му нель­зя дой­ти до тако­го совер­шен­ства духов­но­го, как без­брач­но­му» [2].

Об этом и Иоанн Лествич­ник гово­рит: «Кто из жена­тых совер­шал чуде­са, кро­ме муче­ни­ков? Кто из жена­тых вос­кре­шал мерт­вых? Никто, пото­му что это удел, кото­рый дан Богом толь­ко мона­хам и муче­ни­кам». Жена­тые муче­ни­ки эти­ми спо­соб­но­стя­ми обла­да­ли, а все осталь­ные нет.

И даль­ше Фео­фан гово­рит: «Брак ‒ для немощ­ных. Немощь эта телес­ная и духов­ная. Есть сло­же­ния тела, более рас­по­ла­га­ю­щие к похот­ли­во­сти, и есть сло­же­ния более трез­вен­ные [холод­ные]; рав­но есть дух рев­но­сти силь­ный, и есть рев­ность сла­бая» [2].

Быва­ют люди, у кото­рых тело полы­ха­ю­щее, но и дух полы­ха­ет еще силь­нее. Такие люди могут быть дев­ствен­ни­ка­ми. Но тем людям, у кото­рых силь­но полы­ха­ет похоть и у кото­рых сла­бый дух, конеч­но, луч­ше всту­пать в брак, ‒ гово­рит апостол.

«Силь­но рев­ну­ю­щий [пеку­щий­ся, раде­ю­щий] о спа­се­нии духа и есте­ство пре­одо­ле­ет, при бла­го­да­ти Божи­ей, пода­ю­щей и рев­ность ту, а мало рев­ност­ный и с трез­вен­ным сло­же­ни­ем не сла­дит. Пред­ле­жит выбор бла­го­ра­зу­мию и само­по­зна­нию» [2].

Здесь выра­же­на очень важ­ная мысль. Кто выби­ра­ет путь для чело­ве­ка? Батюш­ка выби­ра­ет? Нет, сам чело­век. Поэто­му и ска­за­но: «само­по­зна­ние». Не слу­чай­но имен­но на осно­ва­нии это­го сло­ва апо­сто­ла, тол­ко­ва­ний Зла­то­уста и Фео­фа­на Затвор­ни­ка, наш синод в 98‑м году кате­го­ри­че­ски запре­тил свя­щен­ни­кам при­нуж­дать духов­ных чад к бра­ку или к мона­ше­ству. Сове­то­вать свя­щен­ник может, но при­нуж­дать не име­ет пра­ва. Он не может при­ну­ди­тель­но бла­го­сло­вить на то или на другое.

ап павел о браке и безбрачной жизни о христианской любви. m7245. ап павел о браке и безбрачной жизни о христианской любви фото. ап павел о браке и безбрачной жизни о христианской любви-m7245. картинка ап павел о браке и безбрачной жизни о христианской любви. картинка m7245.

Быть или не быть? В этом ли вопрос? Оди­на­ко­во всех апо­стол при­зы­ва­ет к чистой и цело­муд­рен­ной люб­ви во Хри­сте, жиз­ни в Боге. Эта кни­га — об ори­ен­ти­рах при выбо­ре жиз­нен­но­го пути.

Источник

Православная Жизнь

Учение о браке, по сравнению с другими Таинствами, в православии, вероятно, наименее богословски разработано, считает преподаватель Киевской духовной академии протоиерей Владимир Долгих.

ап павел о браке и безбрачной жизни о христианской любви. bartolomeo montagna saint paul google art project e1468553246420. ап павел о браке и безбрачной жизни о христианской любви фото. ап павел о браке и безбрачной жизни о христианской любви-bartolomeo montagna saint paul google art project e1468553246420. картинка ап павел о браке и безбрачной жизни о христианской любви. картинка bartolomeo montagna saint paul google art project e1468553246420.

Трудами апостола Павла было основано много христианских общин, требовавших пастырской опеки, потому в своих Посланиях он не раз поднимал проблему взаимоотношений супругов в семье.

Ни в каком другом новозаветном тексте мы не найдем такого развитого и глубокого богословского обоснования взаимных отношений супругов, как в пятой главе Послания святого апостола Павла христианам Эфеса. Апостол Павел развивает учение Христа, разрабатывая восприятие брака, которого не встретишь ни у одного из церковных писателей, живших до или после него. Чтобы правильно понять наставления апостола, нужно учесть, что он всегда руководствовался конкретными целями достижения добра и наставления на путь спасения. В тех случаях, когда возникала необходимость давать практические советы – будь то относительно взаимоотношений между членами семьи или между начальствующими и подчиненными – апостол Павел старался лишь облагородить и нравственно возвысить эти взаимоотношения, дабы устранить жестокость и злоупотребление.

Важно отметить, что главной идеей апостола Павла является утверждение, что человек имеет одно призвание, независимо от того, находится он в браке или безбрачии, и это призвание заключается во всецелом служении Богу.

Из стиха «Потому что муж есть глава жены, как и Христос глава церкви, и Он же Спаситель тела» (Еф. 5:23) видно, что жена должна повиноваться мужу, как Церковь Своему Главе – Христу. Святитель Иоанн Златоуст комментирует эти слова следующим образом: «Для жены идеалом ея отношений к мужу служат отношения церкви к Христу. Муж – глава жены, является для нея представителем Христа, главы Церкви. Он первый и главный член семьи, руководитель ея, отвечающий за ея благосостояние и благоустройство». Нужно также обратить внимание на ценность слов прп. Симеона Нового Богослова, ведь он был великим мистиком и, рассуждая о таинстве Церкви как единения главы и тела, приводит пример брака: «Действительно, потому что такое общение и единство, близость и родство имеет жена к мужу и муж к жене, такое боголепно и свыше всякой мысли и слова имеет Владыка и Творец всего со всей Церковью как с одной женщиной, соединяясь с ней непорочно и сверхнеизреченно, и неотторжимо, и нераздельно пребывал и сопребывал с ней, как любимой и возлюбленной им. Так и Церковь, соединенная возлюбленному Богу, прилеплена как все тело к собственной главе Его. Потому что как не может тело без связанной с ним головы вообще жить».

Любовь, которая наличествует между супругами, не является абстрактным чувством, а есть дар Всемилостивого Бога, который освящает сам супружеский союз. «Следовательно, – пишет епископ Аверкий (Таушев), – супружеская любовь должна быть, прежде всего, духовной любовью, а не плотскою, и иметь нравственную цель ‟чтобы освятить ее”».

Посмотрим на дальнейшие наставления апостола Павла: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова» (Еф. 5:25, 26). Западный проповедник Дерек Принс, обращая внимание на этот текст, пишет, что изображение Иисуса Христа в качестве жениха подчеркивает учительский аспект Его служения: «Учение Божьего Слова должно сделать Церковь чистой и святой, годной к роли Христовой невесты. Вот еще один способ представления Иисуса вашей жене и семье, обеспечьте их таким библейским учением, которое подготовит их к тому, чтобы быть частью Его Невесты».

Очень доходчиво и просто истолковывает приведенную выше цитату митрополит Антоний Сурожский: «Христос пришел на землю спасти человечество, Бог стал человеком, и спасение это Он совершает ценою Своей жизни и смерти. И это первое, о чем должны думать мужья, когда они вступают в брак; им вручается Богом хрупкое существо, которому они сказали: ‟Я тебя люблю”, – и эта любовь должна быть такова, что муж готов всем пожертвовать, всей своей жизнью, из-за любви к жене и к своим детям».

Когда в сердце человека появляется искра любви к другому человеку, то она разгорается еще с большей и большей силой и всё второстепенное уходит на задний план. Человек всецело погружается в созерцание любимого существа, у него возникает желание быть с любимым, делить с ним все заботы и радости, даже желание жить только для него. И эта любовь меняет самого человека, возвышает и одухотворяет его, движет к добрым и благородным поступкам. Душа наша потому и ищет любовь, чтобы в любимом человеке найти точку опоры и обрести смысл своего существования.

Идем далее по апостольскому тексту: «Чтобы представить ее Себе Славною Церковью, не имеющую пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5:27). Здесь мы снова обратимся к словам святителя Иоанна Златоуста, который пишет: «‟Не имеющую пятна, или порока, или чего-либо подобного”. Итак, будем и мы искать этой красоты, и мы можем стать ее творцами. Не требуй от жены того, чего у нее нет. Видим, что Церковь все получила от Владыки. Через Него она сделалась славною, через Него беспорочною. Не отвращайся же и ты от жены из-за ее непривлекательности. Она, т. е. жена – Божие создание: не ее ты порицаешь, но Того, Кто создал ее. Чем виновата жена?».

Затем апостол Павел объясняет, как и почему мужья должны любить своих жен: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как Господь Церковь…» (Еф. 5:28, 29). Русский православный церковный писатель и богослов Александр Лопухин в Толковой Библии пишет: «Жены составляют собою собственные тела, своих мужей образуют, по своему происхождению, так сказать, составную часть их собственной личности. Но если это так, то жена может быть названа ‟плотью” своего мужа, а ‟плоть” свою всякому любить естественно и необходимо: никто не станет причинять вред своему организму, лишая его необходимых забот (питает и греет). Так и Христос питает Церковь, как хлеб жизни (Ин. 6:48), и греет ее, как пастырь добрый овечку».

Если в Послании к Ефесянам раскрывается основа учения о браке, то в Первом Послании к Коринфянам апостол Павел затрагивает практическую сторону взаимоотношений супругов. Так, он предостерегает от плотских связей до брака: «Блудники. Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9,10) и далее: «Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: ‟два будут одна плоть”» (1 Кор. 6:16). Что же касается телесной близости в самом браке, то и тут апостол проявляет пастырскую заботу и дает необходимые советы: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7:5). Чтобы устранить в жене стремление к преобладанию над мужем, апостол указывает основание, на котором жена должна слушать мужа: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава – Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» (1 Кор. 11:3; 7–9).

Жизнь в браке имеет в себе три стороны: духовную, биологическую и социальную. Только при нормальном развитии всех этих сторон возможно целостное единство. «Тайна сия велика есть» (Еф. 5:32), – говорит апостол Павел, и только там эта «тайна» существует, где все эти стороны находятся в единстве, подобно тому, как таинственен и нерасторжим союз Христа с Церковью. Но где выступает только одна сторона, там нет «великой тайны» брака, а даже искажается его смысл, извращается нормальный жизненный путь человека.

Обобщая все вышеописанное, нужно сказать, что святой апостол Павел, обращаясь к общинам в греческих городах Эфес и Коринф, раскрывает догматическую сторону учения о браке как великой тайне, которую можно только сравнить с тайной Христа и Церкви. Он это делает в связи с тем, что у греков было достаточно легкомысленное отношение к браку. В брачных отношениях часто возникали кризисы, что приводило к разводам. Те нравы, которые были нормой для эллинов, давали соблазн новообращенным христианам. Исходя из этого, апостол Павел показывает высокий нравственный идеал брака.

Протоиерей Владимир Долгих

Источник

Супружеская близость: что думал о ней Апостол Павел?

Супружеская близость: что думал о ней Апостол Павел?

Нет ни одного христианского обсуждения темы полового общения супругов, где бы не цитировался известный текст Ап. Павла из 1-го Послания к Коринфянам. Но понимаем ли мы его? Знаем ли, что Ап. Павел на самом деле хотел сказать? Задумывались ли над тем, что русские переводчики XIX века могли исказить мысль Ап. Павла – и по элементарному незнанию каких-то филологических моментов, и в угоду существовавшему традиционному мнению?
Давайте сегодня этот короткий, но яркий текст прочитаем и разберем.

Наставление о браке: 7: 1-10
А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, [во избежание] блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не [могут] воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.

Начало этого отрывка: А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины, в истории часто понималось неверно. Чтобы понять мысль Ап. Павла, надо знать следующее:
В Коринфе, наряду с обычной языческой сексуальной распущенностью, существовали и адепты египетских языческих религий, пропагандирующих полное безбрачие и сексуальное воздержание. Их девизом было выражение: «Хорошо к женщине не прикасаться». Вот против них и выступает Ап. Павел в своей беседе на эту тему. И, начиная беседу, он цитирует девиз этих язычников. Именно так – по мнению большинства современных ученых, – следует понимать первую фразу и ее связь с остальным текстом:
«О том, что вы написали, – Хорошо к женщине не прикасаться, – из-за блуда каждый пусть имеет свою жену и каждая пусть имеет собственного мужа».
В словах хорошо человеку не касаться женщины Ап. Павел выражает не свою мысль, а цитирует описанное ему в письме мнение приверженцев маргинальных языческих религий, показавшееся привлекательным коринфским христианам. Синодальный перевод, которым мы пользуемся, совсем затемняет смысл подлинного текста Ап. Павла.

Далее следуют очень важные советы Ап. Павла относительно супружеских отношений. Как пастырь, общающийся с сотнями людей, могу засвидетельствовать: проблема супружеских отношений очень актуальна и остра. Сколько семей распались из-за немудрого отношения к этому вопросу! Сколько семей живут без того тепла и открытости, которые мог бы им сообщить брак при мудром подходе к такой деликатной теме, как супружеская близость.

Итак, Ап. Павел супругам советует:
Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.
Русские переводчики 19-го века подарили нам запоминающееся выражение: «должное благорасположение», тогда как почти тысячу лет до того на Руси знали этот текст иначе: «жене муж должную любовь да воздает» (церковнослав. перевод).
В греческом оригинале все не так благочестиво, как в русском, и не так романтично, как в церковнославянском: «Жене муж должное (причитающееся) пусть отдает». Так что наш ироничный эвфемизм «супружеский долг» на самом деле точно выражает мысль Апостола.

Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.
Переведено точно. Примечательно, что Ап. Павел, сам еврей и знающий именно еврейскую позицию в этом вопросе, идет дальше. У евреев была патриархальная подчиненность жены мужу. Желания жены учитывались, но в гораздо меньшей степени, чем желания мужа. У Павла в этом стихе и предыдущем акцент сделан на взаимную подчиненность супругов. По согласному мнению библеистов, в этом Ап. Павел выходит за рамки принятых среди раввинов представлений.

Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.
Сначала маленький комментарий к русскому переводу. Текст по смыслу переведен верно, но в греческом есть нюансы, которые передать одним словом очень сложно.
Слово уклоняйтесь (греч.: апостерите) означает лишать, грабить;
Согласие (греч.: симфони) означает созвучие;
На время (греч.: проскайрон) означает конкретный период, отрезок времени. Смысл в том, чтобы уклонялись на какое-то конкретное время, а не абстрактно, «на время»;
Для упражнения (греч.: схоластите) – переводится как: иметь свободное время, посвящать себя чему-либо;
В посте и молитве – у Ап. Павла нет слова упоминания о посте. Это слово внесли в текст позже, когда в Церкви появилась практика постов[1].
Невоздержанием (греч.: акрасиан) означает недостаток самоконтроля, безволие. Здесь имеется в виду неумение сдерживать свои сексуальные желания.

Впрочем, парам, желающим уделить время молитве, Ап. Павел не препятствует это делать. Хотят на время воздержаться, пусть воздерживаются, главное, чтобы это было по согласию и на непродолжительное время, чтобы не искусил сатана. Разрешение на воздержание дается как позволение, а не как повеление.

Давайте теперь сделаем парафраз этого очень важного места Ап. Павла, заполняя умолчания и пробелы в разговоре курсивом:

«Теперь о проблемах, о которых вы мне писали. По вашим словам, ради святости и чистоты женатым парам следует воздерживаться от близких отношений. Вы говорите: “Хорошо мужчине не касаться женщины”. Но – поскольку это нереально – пусть каждый муж имеет близкие отношения[3] со своей женой, и каждая жена имеет близкие отношения со своим мужем. Брак создает взаимное обязательство удовлетворять нужды друг друга. Поэтому пусть муж дает жене то, что он ей должен, а жена дает мужу то, что она ему должна. Ибо жена не имеет власти над своим телом, но муж; равно и муж не имеет власти над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, если только вы не решите – по взаимному согласию, на определённое время – воздержаться от близости, чтобы заняться молитвой. Однако потом (когда это время истечет) опять сходитесь, чтобы сатана не смог вас искусить, пользуясь вашей слабостью. Эти мои слова о временном воздержании с моей стороны не повеление, а, скорее, уступка в ответ на ваш вопрос».

Несомненно, что Ап. Павел считал, что лучше в брак не вступать. Это следствие его убеждения, что мир сей проходит и заниматься какими-то новыми проектами, устроением семьи и т.д. не имеет смысла: Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего (1 Кор. 7, 29-31). В межвременье – между этим миром и Иным – важно только одно: всецело посвятить себя Господу. Брак в этом отношении отвлекает.
В то же время Ап. Павел знает, что век сей, в котором мы живем, все еще имеет на нас влияние, в частности, у человека не исчезло сексуальное желание. Именно поэтому Апостол дает коринфянам трезвый и реалистичный совет: продолжать жить в супружестве и удовлетворять свои желания в законном браке.

Хотя это не касается нашей темы, все же вопрос слишком актуальный, чтобы на этом его закрыть. Как в дальнейшем, в Православной Церкви складывалось отношение к супружеской близости? Как регламентировалось время полового воздержания?

Рекомендации Ап. Павла настолько внятны и логичны, что никто, кроме еретиков, вплоть до IV века ничего другого и не советовал.
В IV веке два великих восточных отца – св. Дионисий Александрийский и св. Тимофей Александрийский – по настоянию многих верующих высказались на этот счет.
Св. Дионисий напомнил вышеприведенные слова Ап. Павла и сказал, что «вступившие в брак сами себе должны быть довлеющими судиями», то есть сами должны определять меру воздержания.
Св. Тимофей также напомнил слова Ап. Павла и добавил, что время воздержания должно быть непременно в субботу и воскресенье, потому что в эти дни совершается в храмах Литургия.
Больше никаких канонических предписаний на этот счет святыми отцами сделано не было.

В Византии эту практику соблюдали, кроме того, воздерживались в Светлую Пасхальную неделю и в иные дни по желанию и совету духовника. Из X века известно, что к этому времени установился обычай проводить в супружеском воздержании весь Великий пост.

Но русские не идут по пути наименьшего сопротивления. В подложных, еретических сборниках различных советов, в XIII–XV вв. появляются дополнительные дни воздержания от супружеских отношений – понедельник, среда и пятница. Таким образом, древнерусское «благочестие» (вернее – псевдоблагочестие) лишало супругов телесного общения пять дней в неделю и оставляло для этого лишь вторник и четверг.
Хотя каноны Церкви этого не требовали, но некоторые русские пастыри предписывали супружеское воздержание и во все праздники (а заодно и в дни накануне и после праздников), и во все четыре длительных поста. (Если помнить, что на Руси причащались один или несколько раз в год, то такие требования совсем непонятны.)
Подобные взгляды оспаривали авторитетные иерархи. Так, из источников XII века известно, что новгородское духовенство следило, чтобы их прихожане воздерживались от супружеской близости во все дни Великого поста. Их архипастырь, новгородский архиепископ Нифонт, решительно осуждал подобную практику, говоря, что это нововведение (тогда это еще было нововведением) не согласуется с требованиями святых отцов и правил Церкви. В воздержании от супружеского общения, говорил архиеп. Нифонт, следует проводить лишь только Пасхальную неделю. Другой новгородский владыка того же времени, архиепископ Илия, рекомендовал воздерживаться, кроме Пасхальной, в Феодорову (то есть, первую) и Страстную недели, то есть две седмицы Поста и одну Пасхальную, но никак не весь Великий пост.
Но из книги в книгу, из века в век следовали, хоть и грустно об этом говорить, не разумные мнения иерархов и богословов Церкви, а апокрифические, псевдоблагочестивые мнения. Дожили они и до наших дней.
Как мы знаем, на практике многие священники и сегодня вторгаются в интимную область супружеских отношений и не советуют, нет, а предписывают (!) супругам строгую и для многих неподъемную меру воздержания.

Учитывая это, данный вопрос неоднократно обсуждался на самом высоком уровне нашим священноначалием. Священный Синод в определении от 28 декабря 1998 года указал священникам, несущим духовническое служение, на «недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к… отказу от супружеской жизни в браке», а также напомнил пастырям о необходимости «соблюдения особого целомудрия и особой пастырской осторожности при обсуждении с пасомыми вопросов, связанных с теми или иными аспектами их семейной жизни».
«Ревность не по разуму» некоторых пастырей, приводящая к конфликтам и напряженности в семьях пасомых, когда кто-либо из супругов благословляется к непомерному для другого супруга воздержанию, побудила священноначалие вновь вернуться к этому вопросу. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, принятой на Соборе 2000 года, на эту тему говорится так:
«…Необходимо памятовать слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: “Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим”. Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства… заботясь, прежде всего, о сохранении и укреплении семьи».

[1] Ничего о добавлении «в посте» не знает свт. Василий Великий («Беседа о посте 1-я»). Значит, это добавление попало в текст Ап. Павла позже 4-го века.
[2] Ричард Хейз. Этика Нового Завета. М.: Библейско-богословский институт Св. апостола Андрея. 2005. С. 67-68.
[3] В нашем переводе – каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Слово иметь (греч.: ексо) – это древний эвфемизм, означающий сексуальные отношения.
[4] Апостол Павел убежден, что Второе Пришествие Христа и Конец Истории (прежнего мира) наступят скоро, еще при жизни современного ему поколения людей. Вот что он говорит об этом в самом первом своем Послании, Первом к Фессалоникийцам: Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем (1 Фес. 4, 16-17). То есть, сначала воскреснут мертвые, а потом все живущие (в их числе Апостол предполагает и себя) будут подняты на облаках к Господу навстречу.
В более позднем Послании, именно в том, что мы сейчас разбираем, Ап. Павел чуть корректирует свою позицию: Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся (1 Кор. 15, 52).

В качестве сопровождения к нашему материалу предлагаю фотографии с Таинства Браковенчания, состоявшегося год назад в нашем соборе. Господь да дарует всем читателям, желающим этого, радость честного христианского супружества и все то светлое, что брак несет. А людям, уже состоящим в браке, – помощи Божией, верности, любви, нежности и мудрости в разрешении всевозможных вопросов, которые ставит перед нами жизнь.

И еще: раз мы через личные фотографии супружеской пары (кстати, наших прихожан) оказались причастны их празднику, помолимся, чтобы Господь благословил Яна и Светлану всевозможными милостями (недавно я уже крестил их малыша).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *