апанаева гюзель махмудовна биография
Педагогический Состав
Апанаева Гюзель Махмудовна
ДОЛЖНОСТЬ
Директор и художественный руководитель Школы-студии при Государственном академическом ансамбле народного танца имени Игоря Моисеева.
Ведущий преподаватель Школы-студии по классическому и народно-сценическому танцу.
НАГРАДЫ
Народная артистка России
Кавалер Ордена “Знак почета” и Ордена Дружбы
Обладатель приза “Душа танца” (2007) в номинации “Звезда народного танца”
Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области культуры (2015)
БИОГРАФИЯ
Г.М.Апанаева родилась в Москве. В 1966 г. окончила Московское академическое хореографическое училище при Большом театре и была принята в труппу Государственного академического ансамбля народного танца СССР. Через год (1967) по приглашению И.А.Моисеева начала работать в труппе созданного им концертного хореографического ансамбля “Молодой балет”. Профессионализм и яркая индивидуальность позволили ей сразу занять положение ведущей солистки ансамбля. Здесь она работала с такими выдающимися хореографами эпохи, как И.Моисеев, К.Голейзовский, А.Мессерер, С.Мессерер, которые осуществляли свои постановки в труппе “Молодой балет”.
Первым партнером Г.Апанаевой в постановках “Молодого балета был Александр Годунов, впоследствии ставший всемирно известным танцовщиком.
С 1972 по 2000 годы Г.М. Апанаева работала в Государственном академическом ансамбле народного танца под руководством Игоря Моисеева. И здесь ее дарование раскрылось с новой силой. Стихия народного танца, образы и характеры, экспрессия и настроение – все было выражено ею в танце. Вместе с Ансамблем она с триумфом выступала более чем в 40 странах мира.
Актерская индивидуальность Г.М. Апанаевой столь ярко проявилась на сцене, что И.А. Моисеев многие танцы ставил именно на нее. Среди них: “На катке”, “Добрый охотник”, “Ночь на Лысой горе”, “Спартак”, “Вечер в таверне”.
Продолжая танцевать в ансамбле, Г.М.Апанаева в 1995 г. окончила Российскую академию театрального искусства (ГИТИС им. Луначарского), балетмейстерский факультет, специальность – педагог народно-сценического танца и мастерства актера.
В 2000 году Г. М. Апанаева была назначена директором Школы-студии при Государственном академическом ансамбле народного танца. В настоящее время она не только успешно руководит этим уникальным учебным заведением, но и преподает классический и народно-сценический танец. Г.М. Апанаева с успехом передает весь свой опыт и мастерство подрастающему поколению, учит их любить, чувствовать и понимать народный танец. Она сумела четко и творчески организовать работу Школы-студии, которая продолжает традиции, заложенные великим И. Моисеевым и, главное, воспитывает новых танцовщиков не только для ансамбля, но и для других коллективов страны.
Педагогическое мастерство Г.М. Апанаевой получило высокую оценку у специалистов многих танцевальных коллективов. Её мастер-классы, где она щедро делится своим богатым творческим опытом, неизменно привлекают внимание профессионалов.
Г.М.Апанаева пользуется заслуженным авторитетом у коллег. Многие годы по приглашению творческих организаций она возглавляет или входит в состав жюри различных хореографических конкурсов:
председатель жюри IV Международного конкурса хореографических коллективов “Петербургская метелица”; председатель жюри V Международного конкурса солистов классического и народного танца “Весенний дивертисмент-2009″; член жюри XV Международного конкурса “Роза ветров”; член жюри международной премии “Филантроп”; член жюри III фестиваля-конкурса классической хореографии “Мечта моя – балет” в честь М.Т.Семеновой; член жюри фестиваля народного творчества “Факел”.
Неоднократно Г.М.Апанаева являлась председателем Государственной аттестационной комиссии в Башкирском хореографическом колледже им.Нуреева и Казанском хореографическом училище.
Выпускники Апанаевой Г.М. работают в Государственном академическом ансамбле народного танца имени Игоря Моисеева, а также в других профессиональных труппах нашей страны и за рубежом.
АПАНАЕВА Гюзель. История удивительной судьбы
Выступая в ансамбле с 1966 года, Гюзель Махмудовна, благодаря прекрасным природным данным и яркому темпераменту, заняла место одной из ведущих солисток. И.Моисеев многие танцы ставил именно на нее. Среди них: «На катке», «Добрый охотник», «Ночь на Лысой горе», «Спартак», «Вечер в таверне». В каждом выходе на сцену зрителей не оставляла равнодушными ее то эксцентричная, то лирическая, то характерная пластика.
СЕМЬЯ
ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С БАЛЕТОМ
— Гюзель Махмудовна, когда у Вас появился интерес к танцам?
Родители, чувствуя мою тягу к балету, отвели меня в Городской Дом пионеров, что у метро Кировская, где была танцевальная студия. Но, в связи с тем, что у меня не было никакой подготовки, в первый год я не поступила. Нужно было станцевать, а я ничего не умела. Но решила не сдаваться. Летом меня в пионерский лагерь я записалась в балетный кружок, чтобы разучить какой-нибудь танец и через год еще раз попытать свое счастье в Доме пионеров. Вернувшись домой, я целый год ежедневно тренировалась самостоятельно. Через год поступила, правда, меня так и не попросили станцевать. Первым моим педагогом стала Елена Романовна Россе, у которой я проучилась три года.
— Неужели самостоятельные репетиции дома действительно в Вас что-то изменили? Вас же даже не попросили станцевать…
— В первый год поступления женский педагог приболела, и группу набирал мужской педагог Владимир Семенович Константиновский. Он смотрел лишь тех, кто умел танцевать. А на следующий год детей отбирала уже Елена Романовна Россе, проверяя, в первую очередь, данные: шаг, прыжок и гибкость. Мои природные качества без труда позволили мне пройти вступительный тур. Так я и оказалась в замечательном коллективе. Мы выступали во многих концертах, были удивительно раскрепощены. Главное, чтобы ребенок был выразителен и танцевален, сейчас я могу говорить это уже как педагог. Когда мы проверяем детей на вступительных турах, для нас важно видеть, как ребенок двигается под музыку.
Возможно, мечта о балете так бы и оставалась просто мечтой, а мое стремление танцевать оставалось на уровне Дома пионеров, если бы одна из моих подруг не сказала мне, что идет набор в хореографическое училище при Большом театре. Мы с мамой буквально в последний день сдали необходимые документы. Мне тогда было 12 лет.
— Какие требования предъявлялись при поступлении?
Мне мама тут же заплела косички, завязала бантики, приодела, и мы поехали. Я не скажу, что была каким-то чудо-ребенком. Но комиссию подкупило выразительное и эмоциональное исполнение моего танца. Художественный руководитель училища Юрий Кондратов снова попросил станцевать, а преподаватели поддержали меня, отбивая ритм на столе. Через день повесили списки поступивших. В нем было и мое имя. Так Лидия Иосифовна оказалась тем человеком, который помог определить мою творческую судьбу.
АНСАМБЛЬ ИГОРЯ МОИСЕЕВА
В те годы судьба выпускников хореографического училища во многом зависела от удачи. На государственных экзаменах присутствовали руководители пяти столичных театров (Большой театр, Театр Станиславского, Театр оперетты, «Березка» и Ансамбль И.Моисеева) и выбирали себе понравившихся выпускников. Если же молодого артиста не приглашал на работу ни один из театров, он должен был ехать на периферию (в Саратов, Воронеж, Ригу и др.) и отработать там положенные три года. Но остаться изначально в Москве, было, безусловно, желание многих, если не всех. Игорь Моисеев выбрал Гюзель Апанаеву в свой Ансамбль народного танца, хотя она являлась выпускницей классического отделения. Ей пришлось переквалифицироваться из классической танцовщицы в танцовщицу народного танца.
— Не жалеете о том, что пришлось уйти из классики?
— Тогда я по-настоящему страдала. Классический и народный танец очень отличаются. Разная музыка, пластика, работа тела. До сих пор очень люблю классику. Но я с детства была очень дисциплинированным человеком, и если что-то делала, то выкладывалась полностью. Придя в ансамбль, я постепенно втянулась в эту работу, нашла в народных танцах свою прелесть.
А в 1967 году Игорь Александрович создал труппу классического балета («Молодой балет») (сейчас это Театр классического балета под руководством Н.Касаткиной и В.Василева) и перевел меня туда. Если честно, мне уже не хотелось уходить из ансамбля. У меня появились друзья, был свой репертуар, мы ездили на гастроли. Понимая мою растерянность, Игорь Моисеев обнадежил меня, сказав, что если у меня не получится что-то, я всегда могу вернуться в свой коллектив. И я согласилась.
— Игорь Моисеев говорил, что в его ансамбле нет солистов, все равны. Вас же везде представляют как солистку труппы…
— Правда, что Игорь Моисеев редко хвалит своих танцоров?
— Каких жертв требует ваша профессия?
— Сейчас я буду говорить о себе. Я люблю свою профессию, и она не является для меня жертвой. Каждая из нас стала мамой, другое дело, что я не могла позволить себе взять отпуск по уходу за ребенком. Через два месяца после родов я вышла на работу. Но к этому я шла сама, потому что, во-первых, хотела танцевать, во-вторых, вышла из формы, и мне нужно было завоевывать свои позиции. Я никогда не брала больничный по уходу за ребенком, у меня была возможность подключить в такой ситуации отца. Он очень помог мне в воспитании сына, я на него со спокойной душой оставляла ребенка и уезжала на гастроли. Конечно, бывали случаи, когда я сбивала температуру 38 и бежала на следующий день в театр. Но это не жертва, а, наверное, фанатизм. Мне даже мой сын говорит: «Мама, таких как ты нет». Нужно по настоящему любить свою работу, чтобы с годами сохранить любовь к профессии, не разочароваться в ней, никогда не думать о том, что мало платят и поэтому надо заняться чем-то другим.
— А Ваш сын пошел по Вашим стопам?
— Да. Он уже восемь лет, после окончания училища Большого театра, танцует в балетной труппе в Америке. Видимо, на его выбор профессии повлияли гены, мой муж тоже был балетным танцором.
ЕЕ УЗНАЮТ ПО ГЛАЗАМ.
— Гюзель Махмудовна, как Вы попали на съемки фильма «Влюбленные»?
ОНА ВСЕ ДЕЛАЕТ НА «ПЯТЬ»
— Гюзель Махмудовна, а Ваши родители видели Ваш успех?
— К сожалению, нет. Мамочку я похоронила, когда мне было 12 лет. Может потому, что маму потеряла в таком раннем возрасте, у меня создалось впечатление, что меня словно вели по жизни, как говорят «Аллах саклады»: удачно выучилась, Игорь Моисеев пригласил в свой коллектив, танцевала сольный репертуар, получила звания. Помню, мне одна артистка сказала: «Гюзель, ты очень везучая». Но я так не думаю, легко в жизни никому ничего не дается. Чтобы держать позицию солистки в ансамбле Игоря Моисеева нужен большой труд. Надо было много работать, чтобы никто даже из артистов не мог сказать, что ты стала хуже, слабее, что-то уже не можешь или не тянешь, не говоря уже о том, чтобы Игорь Александрович усомнился.
— Вы верующий человек?
— А есть ли в вашем ансамбле татары?
— Сейчас нет, но были. Игорь Александрович всегда говорил, что татары очень способны к танцу, целеустремленный и трудолюбивый народ. Возможно, он так считал из-за пластики, кошачьей грации, характерной нашему народу. И я совершенно с ним согласна. Вспомните, нашего выдающегося танцовщика Рудольфа Нуриева, татарских девочек-гимнасток с прекрасной грацией. Я сама очень люблю восточных женщин, меня притягивает в них именно их восточная изюминка.
— Вы говорите на татарском языке?
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ И ДИРЕКТОР ШКОЛЫ
— Гюзель Махмудовна, как Вы себя чувствуете на должности директора Школы-студии?
— Горжусь, что Игорь Александрович доверил мне преподавание народного танца в своей школе. Этого удостаиваются не все артисты ансамбля. Хотя сейчас мне приходится много заниматься административной деятельностью, я продолжаю оставаться творческим человеком.
Дина АЛЯУТДИНОВА
Последнее обновление: 9 февраля 2021 г., 20:35
Апанаева Гюзель. История удивительной судьбы
Ансамбль народного танца Игоря Моисеева – визитной карточка нашей страны, ему рукоплещет весь мир. Основоположник особого жанра в хореографическом искусстве, Игорь Моисеев довел народный танец до совершенства, поставив его в один ряд с балетной классикой. В репертуаре ансамбля есть номера, которые поставлены почти 70 лет тому назад, но они и сегодня любимы публикой – все концерты моисеевцев проходят с аншлагами.
Отличительные черты школы танца И.Моисеева – высокий профессионализм, виртуозная техника, способность к передаче импровизационной природы народного исполнительства. Его выпускники – универсальные артисты, свободно владеющие всеми видами танца. Танцовщик моисеевской школы – лучшая рекомендация в любой точке планеты, в любом хореографическом коллективе.
И.Моисеев всегда избегал называть имена своих танцовщиков: “Выделишь одних, обидятся другие. Ансамбль – значит вместе”. Но за каждым именем в программках разных лет встает вереница ярких сценических образов, полюбившихся нескольким поколениям зрителей. Среди них имя бывшей ведущей солистки ансамбля, Народной артистки России ГюзельМахмудовныАпанаевой, являющейся с 2000 года директором Школы-студии при Государственном академическом ансамбле народного танца под руководством И.Моисеева. Выступая в ансамбле с 1966 года, ГюзельМахмудовна, благодаря прекрасным природным данным и яркому темпераменту, заняла место одной из ведущих солисток. И.Моисеев многие танцы ставил именно на нее. В ансамбле народного танца она проработала 34 года, тогда как средний стаж артиста – 20 лет.
Предками Апанаевых являются казанские купцы, предприниматели, общественные и религиозные деятели. ГюзельАпанаева родилась в Москве, куда ее родители перебрались еще до Великой Отечественной войны. Отец – Махмуд Рашидович Апанаев – приехал в столицу из Казани, где окончил татарский педагогический техникум, продолжил обучение в Москве. В столице он встретил свою будущую жену – ЗайнабГибадулловну Хабибуллину, родом из Оренбурга. Апаневы работали в столичных татарских школах – Махмуд Рашидович вел математику, а ЗайнабГибадулловна преподавала в начальных классах. После войны татарские школы закрылись, и семье Апанаевых предложили поехать на периферию. Родители ГюзельМахмудовны, решив остаться в столице, были вынуждены поменять профессию. Махмуд Апанаев пошел работать токарем на завод, а ЗайнабГибадулловна трудилась корректором в издательстве иностранных и национальных словарей.
Брат ГюзельМахмудовны – Шамиль Апанаев– художник.
ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С БАЛЕТОМ
– ГюзельМахмудовна, когда у Вас появился интерес к танцам?
– В пять лет меня родители впервые отвели на балет “Капеллия”, который буквально перевернул всю мою жизнь. До этого я даже представить себе не могла, что существуют такие неземные существа, как балерины. Они до сих пор стоят перед моими глазами в розовых и желтых пачках. Родители, чувствуя мою тягу к балету, отвели меня в Городской Дом пионеров, что у метро Кировская, где была танцевальная студия. Но, в связи с тем, что у меня не было никакой подготовки, в первый год я не поступила. Нужно было станцевать, а я ничего не умела. Но решила не сдаваться. Летом меня в пионерский лагерь я записалась в балетный кружок, чтобы разучить какой-нибудь танец и через год еще раз попытать свое счастье в Доме пионеров. Вернувшись домой, я целый год ежедневно тренировалась самостоятельно. Через год поступила.
Возможно, мечта о балете так бы и оставалась просто мечтой, а мое стремление танцевать оставалось на уровне Дома пионеров, если бы одна из моих подруг не сказала мне, что идет набор в хореографическое училище при Большом театре. Мы с мамой буквально в последний день сдали необходимые документы. Мне тогда было 12 лет.
– Какие требования предъявлялись при поступлении?
– Мое поступление в училище на сегодняшний день выглядит совершенно нереально. Отбор проходил в несколько этапов. На первом туре проверив мои данные и узнав, что я занималась в Доме пионеров, меня, единственную из всех абитуриенток, попросили станцевать. Я исполнила индийский танец. Но второй тур – медицинский я не прошла из-за близорукости. Наша профессия очень сложная, требующая крепкого здоровья – здоровое сердечко, чтобы не было сколиоза, плоскостопия. А если есть небольшие проблемы со зрением, работа на сцене может их усугубить. Сейчас этот недостаток устраняют линзы, но раньше же их не было.
Через две недели, когда я уже стала свыкаться с мыслью, что балериной я никогда не стану, к нашему дому подъехала машина, и незнакомый мужчина, вышедший из нее, спросил: “А где живут Апанаевы?” “Это я!”, – закричала я, подбегая к нему. Он попросил позвать родителей. От него мы узнали, что меня вызывают на третий тур. Мне мама тут же заплела косички, завязала бантики, приодела, и мы поехали. Я не скажу, что была каким-то чудо-ребенком. Но комиссию подкупило выразительное и эмоциональное исполнение моего танца. Художественный руководитель училища Юрий Кондратов снова попросил станцевать, а преподаватели поддержали меня, отбивая ритм на столе. Через день повесили списки поступивших. В нем было и мое имя.
АНСАМБЛЬ ИГОРЯ МОИСЕЕВА
В те годы судьба выпускников хореографического училища во многом зависела от удачи. На государственных экзаменах присутствовали руководители пяти столичных театров (Большой театр, Театр Станиславского, Театр оперетты, “Березка” и Ансамбль И.Моисеева) и выбирали себе понравившихся выпускников. Если же молодого артиста не приглашал на работу ни один из театров, он должен был ехать на периферию (в Саратов, Воронеж, Ригу и др.) и отработать там положенные три года. Но остаться изначально в Москве, было, безусловно, желание многих, если не всех. Игорь Моисеев выбрал ГюзельАпанаеву в свой Ансамбль народного танца, хотя она являлась выпускницей классического отделения. Ей пришлось переквалифицироваться из классической танцовщицы в танцовщицу народного танца.
– Не жалеете о том, что пришлось уйти из классики?
– Тогда я по-настоящему страдала. Классический и народный танец очень отличаются. Разная музыка, пластика, работа тела. До сих пор очень люблю классику. Но я с детства была очень дисциплинированным человеком, и если что-то делала, то выкладывалась полностью. Придя в ансамбль, я постепенно втянулась в эту работу, нашла в народных танцах свою прелесть.
– Игорь Моисеев говорил, что в его ансамбле нет солистов, все равны. Вас же везде представляли как солистку труппы…
– Действительно, он как-то сказал такое. Но, думаю, что он имел в виду, что не терпит премьерства. К тому же, Игорь Александрович при необходимости умел четко ставить человека на место: сегодня ты солист, а завтра танцуешь в массе, никаких тебе поблажек – вставай и работай.
– Правда, что Игорь Моисеев редко хвалил своих танцоров?
– Да, это верно абсолютно. Я бы даже сказала, Игорь Александрович вообще никогда не хвалил. Но с годами становился мягче. В школе он еще мог сказать ребятам: “Молодцы! Браво!”, а артистам – никогда. Видимо, считает, что если ты сделал хорошо – так оно и должно быть. Это же нормально, ты обязан делать свою работу хорошо. Лично мне его похвал не хватало. Сейчас я понимаю, что если я танцевала сольные партии, то, значит, делала свою работу неплохо. Но по молодости мне казалось, что раз меня не хвалят, я что-то делаю не так.
– Каких жертв требует ваша профессия?
– Я люблю свою профессию, и она не является для меня жертвой. Каждая из нас стала мамой, другое дело, что я не могла позволить себе взять отпуск по уходу за ребенком. Через два месяца после родов я вышла на работу. Но к этому я шла сама, потому что, во-первых, хотела танцевать, во-вторых, вышла из формы, и мне нужно было завоевывать свои позиции. Я никогда не брала больничный по уходу за ребенком, у меня была возможность подключить в такой ситуации отца. Он очень помог мне в воспитании сына, я на него со спокойной душой оставляла ребенка и уезжала на гастроли. Конечно, бывали случаи, когда я сбивала температуру 38 и бежала на следующий день в театр. Но это не жертва, а, наверное, фанатизм.
– А Ваш сын пошел по Вашим стопам?
– Он окончил училище Большого театра, танцевал в балетной труппе в Америке. Но сейчас уже не танцует.
ЕЕ УЗНАЮТ ПО ГЛАЗАМ…
– ГюзельМахмудовна, как Вы попали на съемки фильма “Влюбленные”?
– Когда я пришла в ансамбль, там снимался фильм “Вечное движение”. Это был документальный фильм, рассказывающий об Ансамбле народного танца И.Моисеева. Каждый день на протяжении четырех месяцев в репетиционной студии стояли камеры, был наведен соответствующий свет – велись съемки. Я, сама того не зная, оказалась одной из героинь. Основные действующие лица фильма – Игорь Моисеев и ансамбль, работа которого была показана через призму двух героинь – Нелли Самсоновой, собирающейся на пенсию, и молодой артистки, только что пришедшей в коллектив. Ею стала я. В фильме показано, как меня вводят в репертуар, как меня принимает коллектив. Этот фильм является своего рода наглядным документом о нашем ансамбле.
После выхода фильма на меня посыпались предложения от режиссеров. Я была даже утверждена на главную роль в одном фильме, но Игорь Александрович не отпустил. А фильм “Влюбленные” снимался летом, у меня был отпуск, и я смогла поехать. Это было незабываемое для меня время. Я познакомилась с режиссером ЭльеромИшмухамедовым, Родионом Нахапетовым, Рустамом Сагдуллаевым, Настей Вертинской. В то время этот фильм был знаковым, его и сейчас многие помнят, да и по телевидению часто показывают. Даже сегодня, попрошествии стольких лет, меня узнают на улице. Иногда подходят и спрашивают смущенно: “А Вы, случайно, не снимались в фильме “Влюбленные”? “Снималась”, – отвечаю. На мой удивленный вопрос о том, как меня могут узнать, говорят – по глазам.
– ГюзельМахмудовна, а Ваши родители видели Ваш успех?
– К сожалению, нет. Мамочку я похоронила, когда мне было 12 лет. Может потому, что маму потеряла в таком раннем возрасте, у меня создалось впечатление, что меня словно вели по жизни, как говорят “Аллах саклады”: удачно выучилась, Игорь Моисеев пригласил в свой коллектив, танцевала сольный репертуар, получила звания. Помню, мне одна артистка сказала: “Гюзель, ты очень везучая”. Но я так не думаю, легко в жизни никому ничего не дается. Чтобы держать позицию солистки в ансамбле Игоря Моисеева, нужен большой труд. Надо было много работать, чтобы никто даже из артистов не мог сказать, что ты стала хуже, слабее, что-то уже не можешь или не тянешь, не говоря уже о том, чтобы Игорь Александрович усомнился.
– Вы верующий человек?
– Я не хожу в мечеть. Меня в детстве не приучили к этому, хотя я помню, что с родителями мы всегда перед едой проговаривали слова из молитвы. Но в душе я всегда верила и верю в Аллаха. Даже перед выходом на сцену, когда впереди сложная партия, и очень волнуюсь, я всегда про себя обращаюсь к Всевышнему: “Аллах берсен. Аллах сакласын”. Сказала, стало легче, и все – выпорхнула на сцену.
– А есть ли в вашем ансамбле татары?
– Сейчас нет, но были. Игорь Александрович всегда говорил, что татары очень способны к танцу, целеустремленный и трудолюбивый народ. Возможно, он так считал из-за пластики, кошачьей грации, характерной нашему народу. И я совершенно с ним согласна. Вспомните, нашего выдающегося танцовщика Рудольфа Нуриева, татарских девочек-гимнасток с прекрасной грацией. Я сама очень люблю восточных женщин, меня притягивает в них именно их восточная изюминка.
– Вы говорите на татарском языке?
– Говорю, это же мой родной язык, он не забывается. В нашей семье всегда говорили на татарском. Помню, соседи даже маме сказали, что у меня из-за этого могут возникнуть проблемы в школе. Поверьте мне, трудностей в учебе никаких не было. В школе я была отличницей.
– ГюзельМахмудовна, как Вы себя чувствуете на должности директора Школы-студии?
– Горжусь, что Игорь Александрович доверил мне преподавание народного танца в своей школе. Этого удостаиваются не все артисты ансамбля. Хотя сейчас мне приходится много заниматься административной деятельностью, я продолжаю оставаться творческим человеком.
Народная артистка России Гузель Апанаева отмечает юбилей
Сегодня, 23 июля, отмечает юбилей народная артистка России, директор Школы-студии при Государственном академическом ансамбле народного танца под руководством И.Моисеева Гюзель Апанаева.
Со знаменательной датой Гюзель Махмудовну поздравил заместитель Полномочного представителя Республики Татарстан в РФ Азат Ахтареев. «За многолетний плодотворный труд и большой вклад в развитие культуры» Гюзель Апанаевой объявлена благодарность Премьер-министра Республики Татарстан Алексея Песошина.
Азат Чулпанович также передал поздравления от заместителя Премьер-министра Республики Татарстан – Полномочного представителя РТ в РФ Равиля Ахметшина.
Жизнь Гюзель Апанаевой неразрывно связана с Ансамблем народного танца Игоря Моисеева, который является визитной карточкой нашей страны. Вот уже 80 лет ему рукоплещет весь мир.
Выступая в ансамбле с 1966 года, Гюзель Махмудовна, благодаря прекрасным природным данным и яркому темпераменту, заняла место одной из ведущих солисток. И.Моисеев многие танцы ставил именно на нее. Среди них: «На катке», «Добрый охотник», «Ночь на Лысой горе», «Спартак», «Вечер в таверне».
Предками Апанаевой являются известные казанские купцы, предприниматели, общественные и религиозные деятели. Сама Гюзель Махмудовна родилась в Москве, куда ее родители перебрались еще до Великой Отечественной войны.
Ее приход в команду Моисеева совпал со съемками документального фильма «Вечное движение», рассказывающего об ансамбле народного танца.
После выхода фильма на юную Гюзель посыпались предложения от режиссеров. Она была даже утверждена на главную роль в одном фильме, но Игорь Александрович не отпустил.
Но ей удалось во время отпуска сняться в фильме «Влюбленные» режиссера Эльера Ишмухамедова. В нем также снялись Родион Нахапетов, Рустам Сагдуллаев, Анастасия Вертинская.
В те годы этот фильм был знаковым. Даже сегодня, по прошествии стольких лет, Гюзель Апанаеву узнают на улице. Говорят, что по глазам.