апостол павел годы жизни

Апостол Павел

Фото Все

апостол павел годы жизни. 423324 9. апостол павел годы жизни фото. апостол павел годы жизни-423324 9. картинка апостол павел годы жизни. картинка 423324 9.

апостол павел годы жизни. 423432 12. апостол павел годы жизни фото. апостол павел годы жизни-423432 12. картинка апостол павел годы жизни. картинка 423432 12.

апостол павел годы жизни. 4233232 4. апостол павел годы жизни фото. апостол павел годы жизни-4233232 4. картинка апостол павел годы жизни. картинка 4233232 4.

апостол павел годы жизни. 42334234 1. апостол павел годы жизни фото. апостол павел годы жизни-42334234 1. картинка апостол павел годы жизни. картинка 42334234 1.

Видео Все

апостол павел годы жизни. mqdefault. апостол павел годы жизни фото. апостол павел годы жизни-mqdefault. картинка апостол павел годы жизни. картинка mqdefault.

апостол павел годы жизни. mqdefault. апостол павел годы жизни фото. апостол павел годы жизни-mqdefault. картинка апостол павел годы жизни. картинка mqdefault.

апостол павел годы жизни. mqdefault. апостол павел годы жизни фото. апостол павел годы жизни-mqdefault. картинка апостол павел годы жизни. картинка mqdefault.

КАК ПОГИБЛИ УЧЕНИКИ ИИСУСА

Апостол Павел — биография

Апостол Павел — первоверховный апостол, не входящий в число двенадцати и семидесяти апостолов.

Апостол Павел, жил во времена Иисуса Христа, есть предположения, что они могли находиться в одно и то же время в Иерусалиме. Но также известно, что он не был в ближнем кругу учеников и не входил в число семидесяти проповедников. Есть мнение, что ученики Иисуса изменили его учения. При этом как правило упоминается имя апостола Павла. Так как именно он был первым христианским богословом, и именно он основал большое количество общин. По мнению историков, он определил сегодняшний образ христианства. Он написал тексты, на которых основывается фундамент новозаветной богословской мысли. А сам Павел стал самым почитаемым христианским святым.

Детство

Родился Павел в столице Киликии городе Тарсе, сегодня это юго-восточная часть Турции. В Тарсе, эллинистическом городе главенствовали иудейские диаспоры. Его родители были фарисеи, (впрочем, как и он сам), отец являлся потомком колена Вениамина, вероятно поэтому ребёнку при рождении было дано имя Савл или Саул. Он был назван в честь первого царя Израиля, который в свою очередь происходил из этого же колена, что и его предки. Возможно, что его семья занималась пошивом палаток, или была как-то связана с производством ткани и изделий из кожи. Позднее в своих писаниях Павел упоминал, что обучен шитью палаток, и этим зарабатывал себе на жизнь.

Отец будущего апостола являлся гражданином Рима. Савл унаследовал от отца римское гражданство. В те времена это было редкость, особенно для тех людей, которые проживали в провинции. Можно сделать заключение, что его семья занимала достаточно высокое положение в обществе. Иметь такаю высокую привилегию могли только представители провинциальной верхушки, остальные жители были только подданными. Соответственно они подчинялись только римским законам и римскому суду. Римских граждан нельзя было подвергать телесному наказанию, или приговорить к позорной смертной казни, так же было под запретом заковывать их в оковы. Унаследованное гражданство впоследствии не один раз поможет Павлу во время его путешествий.

апостол павел годы жизни. 23424 2. апостол павел годы жизни фото. апостол павел годы жизни-23424 2. картинка апостол павел годы жизни. картинка 23424 2.Апостол Павел

Его точную дату рождения назвать конечно невозможно. Разные исследователи настаивают каждый на своих датах. Но Павла все равно можно назвать исключением. Колеблются даты незначительно, от 6 до 10 года первого века. Имя Павел имеет так же римские корни, на латинском языке оно обозначает «малый». Возможно своё второе имя он получил в детстве, как гражданин Рима. Но в юности ему не было необходимости пользоваться им. Но, когда он начнёт свои странствия по городам Римской империи, когда он станет апостолом, тогда из Савла он превратится в апостола Павла.

Первые уроки грамоте, Савл получил от отца. Именно он прививал сыну почитание фарисейской философии. Отец хотел видеть его ревностным исполнителем Моисеева Закона. Но чтобы разобраться в хитросплетениях и тонкостях, необходимо было хорошее образование. Именно за знаниями отправился юный Савл в Иерусалим. В этом городе он вырос и приобрёл свои убеждения. Его первым наставником стал Гамалиил, который являлся самым значимым и известным богословом в то время.

По Иерусалиму стали ходить слухи, что Иисус воскрес после казни. Город стали наполнять люди, которые называли себя Его учениками. Фарисеи требовали немедленных расправ с ними. Но мудрый учитель Гамалиил говорил: «Если это дело — от человеков, то оно разрушится; а если от Бога, то вы не можете разрушить его». Тем самым он хотел усмирить пыл самых ретивых своих учеников.

Участие в преследовании христиан

Но как позже станет понятно Савл не внял предостережению Гамалиила. В писании Святых апостолов говорится, Павел принял активное участие в гонениях ранней христианской церкви. Сам он также в своих посланиях упоминал, что принимал участие в гонении христиан, ещё до своего обращения.

апостол павел годы жизни. 423 1. апостол павел годы жизни фото. апостол павел годы жизни-423 1. картинка апостол павел годы жизни. картинка 423 1.Савл гонит христиан

Савл как истинный фарисей ожидал Мессию, которая должна была возвысить евреев, и конечно он считал неверным, когда Спасителем назвали неизвестного учителя из Назарета. Савлу пришлось спорить с христианами, но он столкнулся со стойкими убеждениями своих апонентов. Но молодой человек обладающий живым умом, имея блестящее образование, был уверен в своей правоте. Савл считал, что, истребляя христиан он делает богоугодное дело.

Исследователи жизнеописания апостола Павла, склоняются к мысли, что он был членом синедриона, высшего религиозного собрания, выполнявшего роль суда. В Новом Завете сказано, что именно такая организация и вынесла приговор Иисусу Христу. Можно предположить, что в синедрионе и встретил Савл своих христианских соперников.

В «Деяниях Апостолов» сказано, что Савл имел право приговаривать к смерти и отправлять в тюрьму «По всем синагогам я многократно мучил их, и принуждал хулить Иисуса».

Его имя упомянуто в случае с первомученником Стефаном, который был избит камнями. Савл не участвовал в самом избиении, так как в то время он был ещё несовершеннолетний, говорится о том, что он смотрел за одеждой палачей, которая лежала у его ног, тем самым, он как бы поощрял их действия.

Христианское служение

Имея письмо от первосвященника, он отправляется в Дамаск, там была еврейская община, в которой проповедовали ученики Иисуса. Именно с ними и должен был расправится Савл. Но по дороге произошли события, которые в корне поменяли не только убеждение и веру Савла, но и всю его дальнейшую жизнь.

апостол павел годы жизни. 34234234 10. апостол павел годы жизни фото. апостол павел годы жизни-34234234 10. картинка апостол павел годы жизни. картинка 34234234 10.Явление Христа Савлу

Когда они уже были недалеко от Дамаска, Савлу было божественное явление. Внезапно его осиял свет с неба. Савл упал на землю и услышал голос, который обращался к нему. Голос звал его, и спрашивал почему же он гонит его. Савл спросил кого он гонит, на что голос ответил «Меня Иисуса».

Люди, которые сопровождали его тоже слышали голос, но света они не видели. Савл ослеп. Его привезли в Дамаск, несколько дней он молился о прощении, каялся в своих грехах. А на третий день христианин Ананий окрестил Савла, и в тот момент слепота отступила.

Справедливо может возникнуть вопрос, почему же именно к Савлу явился Иисус? Возможно неспроста Господь выбрал именно его. Ответ может оказаться простым, что господь это сделал в назидание сомневающимся, он показал, что если такой непримиримый человек изменился, осознав волю Божью, то остальные тоже должны в него поверить.

апостол павел годы жизни. 233232 16. апостол павел годы жизни фото. апостол павел годы жизни-233232 16. картинка апостол павел годы жизни. картинка 233232 16.Апостол Павел

События, произошедшие под Дамаскам, дают людям понять, что Савл не был учеником Иисуса, потому, что этого не могло произойти с ярым гонителем Христиан. В его случае обращение было не что иное как промысел Божий, высшее откровение. «Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом, воскресившим Его из мертвых».

Факт его обращения в христианство не мог не вызвать самую настоящую ярость у иудеев. Савл скрывается в Иерусалиме. Там он знакомится с апостолом Варнавой, и вместе с ним он отправляется в своё первое путешествие. Они вместе несли людям знания и учения Иисуса Христа. Не все верующие воспринимали нового апостола Павла. Есть мнение, что именно Варнава с апостолом Петром помогли новообращенному стать своим, среди тех, кого он совсем недавно истреблял. Апостол Павел 14 лет находился в поездках. По легендам он объездил всю Азию, добрался до самого Рима, и возможно побывал в Испании и Британии.

апостол павел годы жизни. 24223424334. апостол павел годы жизни фото. апостол павел годы жизни-24223424334. картинка апостол павел годы жизни. картинка 24223424334.Апостол Павел и апостол Варнава

Во время своих путешествий с апостолами Варнавой и Петром они обосновали много христианских общин. Они побывали в Иконии и Антиохии Писидийской, Афинах и Коринфе, Солуни и Верии и ещё во многих поселениях. Жители города Листра стали свидетелями настоящего чуда. Апостолы исцелили хромого человека. Их хотели признать богами, но апостолы избежали соблазна сравняться с Господом, они убедили народ, что они простые верующие христиане.

апостол павел годы жизни. 3243324. апостол павел годы жизни фото. апостол павел годы жизни-3243324. картинка апостол павел годы жизни. картинка 3243324.Апостол Павел с апостолом Петром

Там у Павла появляется первый ученик Тимофей, а в Троаде они знакомятся с евангелистом Лукой, который затем последует с ними. Они обошли со своими проповедями весь Балканский полуостров, а также посетили Кипр, и обратили в свою веру проконсула Сергия. При Сергии был иудей Вариисус, местный волшебник, так он был ярым противником гостей. И тогда Павел явил чудо — Вариисус ослеп. Проконсул был настолько поражён происходящим, что уверовал и принял крещение. Именно с этого момента Лука назвал в своих записях Савла — апостолом Павлом.

Павел во Втором Послании к коринфянам характеризовал свою деятельность, как деяние против иудеев. Его проповеди звучали намного убедительнее других, кому как не ему было знать заранее все возражения фарисеев. Ведь он свободно мог толковать Торы, которые изучал в юности, и которые знал в совершенстве. В своих проповедях Павел зачастую использовал сравнения, он понимал, что так проще объяснять безграмотным людям. Есть мнение, что у Павла было высокое самомнение, он был уверен, что он самый знающий человек, в вопросе христианства. «Тесны врата, ведущие в жизнь, и немногие находят их…много званых, но мало избранных».

Апостол Павел учил, что человек состоит из тела, духа, и души. Что тело – это храм, в котором живет Святой Дух. А дух человека – это его нематериальная часть. Душа – главное жизненное начало, охватывающее человеческий ум, способности и сердце. При этом ум – это не привычное понимание интеллекта или разума, но и манера, склонность думать, чувство, мнение.

Обращаясь к своей пастве святой Павел призывал их оставлять ненужный багаж знаний, а жить по новым заветам, что не личная забота должна быть главной, а нужно искренне любить, и не быть мстительным.

Источник

Апостол Павел

Апостол Павел
День памяти 12 июля (29 июня)

Апостол Павел (от рождения получивший имя Савл) родился в иудейской семье, принадлежавшей к колену Вениаминову, в городе Тарсе, столице Киликии, на юго-восточном побережье Малой Азии, в городе, который тогда славился своей греческой академией и образованностью своих жителей. От отца он унаследовал римское гражданство. Митрополит Владимир (Сабодан) предполагает, что апостол родился около 10 года н. э. и вырос в высокообразованной среде, где язык и культура были греческие.

Последующее образование он получил в Иерусалиме, в славившейся тогда раввинской академии у знаменитого учителя Гамалиила, который считался знатоком Закона и, несмотря на принадлежность к партии фарисеев, был человеком свободомыслящим и любителем греческой мудрости. Здесь же, по принятому у евреев обычаю, молодой Савл изучил искусство делать палатки, которое потом помогло ему зарабатывать средства на пропитание собственным трудом.

Молодой Савл, видимо, готовился к должности раввина (религиозного наставника), а потому сразу же после окончания своего воспитания и образования он проявил себя сильным ревнителем фарисейских преданий и гонителей веры Христовой. Может быть, по назначению синедриона он стал свидетелем смерти первомученика Стефана, а затем получил власть официально преследовать христиан даже за пределами Палестины в Дамаске.

Призвание
Апостол Павел был призван не людьми, не другими апостолами, а Самим Богом. Господь встретил Павла, который тогда еще не носил этого имени, а был Савлом и боролся с христианами. Когда побивали камнями диакона Стефана, Савл караулил одежды тех, кто это делал. Господь, усмотревший в нем «сосуд избранный Себе», на пути в Дамаск чудесным образом призвал его к апостольскому служению.

Апостол сам говорит о себе, стоя перед царем Агриппой: «Я думал, что должно много действовать против имени Иисуса Назорея. Это я и делал в Иерусалиме: получив власть от первосвященников, я многих святых заключал в темницы и, когда убивали их, я подавал на то голос, и по всем синагогам я многократно мучил их и принуждал хулить Иисуса и, в чрезмерной против них ярости, преследовал даже в чужих городах. Для этого идя в Дамаск со властью и поручением от первосвященников, среди дня на дороге я увидел, государь, с неба свет, превосходящий солнечное сияние, осиявший меня и шедших со мною.

Все мы упали на землю, и я услышал голос, говоривший мне на еврейском языке: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна». Я сказал: «Кто ты, Господи?» Он сказал: «Я Иисус, Которого ты гонишь. Но встань и стань на ноги твои, ибо Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я тебе открою, избавляя тебя от народа иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя, открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными».

Поэтому, царь Агриппа, я не воспротивился небесному видению, но сперва жителям Дамаска и Иерусалима, потом всей земле Иудейской и язычникам проповедовал, чтоб они покаялись и обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния».

В том небесном видении Господь повелел Савлу идти в Дамаск, где ему будет указано, что делать дальше. Спутники Савла слышали голос Христа, но света не видели. Приведенный под руки в Дамаск, ослепший Савл был научен вере и на третий день крещен Ананией. В момент погружения в воду Савл прозрел. С этого времени он сделался ревностным проповедником прежде гонимого учения. На время он отправился в Аравию, а затем снова вернулся в Дамаск для проповеди о Христе.

Дело в том, что в то время происходил процесс отрыва Церкви от синагоги, процесс становления Церкви как самостоятельной формации из иудеев и язычников. Павел ощущает особую ответственность за благовестие для язычников, исключающее старый Закон. Исходя из этого, он сам осознает смысл своего чрезвычайного призвания. Через него Богу угодно было нести Евангелие язычникам невозбранно. Миссия среди язычников, Евангелие, свободное от иудейского Закона, – вот в чем заключается суть посланничества иудея Павла, чему он отдает себя целиком, и ничто не может помешать ему на этом пути.

Иная практика у первообщины и иные взгляды у первых апостолов. И тем более очевидным становится выдающееся значение Павла для судьбы первоначальной Церкви. Он в значительной степени воспрепятствовал тому, чтобы христианство было привязано к синагоге и превратилось в иудейскую секту, которая не привлекла бы ни одного язычника».

Вскоре после возвращения из Иерусалима — по повелению Духа Святого — Савл вместе с Варнавой отправился в свое первое апостольское путешествие, продолжавшееся с 45 по 51 год. Апостолы прошли весь остров Кипр, и с этого времени Савл, который обратил к вере проконсула Сергия Павла, именуется уже Павлом. За это время миссионерского путешествия Павла и Варнавы были основаны христианские общины в малоазийских городах: Антиохии Писидийской, Иконии, Листре и Дервии. В 51 году святой Павел принял участие в Апостольском Соборе в Иерусалиме, где горячо восставал против необходимости для язычников, ставших христианами, соблюдать обряды Моисеева закона.

Вернувшись в Антиохию, апостол Павел в сопровождении Силы предпринял второе апостольское путешествие. Сначала он посетил ранее основанные им церкви в Малой Азии, а затем перешел в Македонию, где основал общины в Филиппах, Солуни и Верии. В Листре святой Павел приобрел любимого ученика своего Тимофея, а от Троады продолжал путешествие с присоединившимся к ним Евангелистом Лукой. Из Македонии святой Павел перешел в Грецию, где проповедовал в Афинах и Коринфе, задержавшись в последнем на полтора года. Отсюда он послал два послания к Солунянам. Второе путешествие длилось с 51 по 54 год. Потом святой Павел отправился в Иерусалим, посетив по пути Ефес и Кесарию, а из Иерусалима прибыл в Антиохию.

После недолгого пребывания в Антиохии апостол Павел предпринял третье апостольское путешествие (56 — 58 гг.), посетив сначала, по обычаю своему, ранее основанные малоазийские церкви, а затем остановился в Ефесе, где в течение двух лет занимался ежедневно проповедью в училище Тиранна. Отсюда он написал свое послание к Галатам (по поводу усиления там партии иудействующих) и первое послание к Коринфянам (по поводу возникших там беспорядков и в ответ на письмо Коринфян к нему). Народное восстание, поднятое серебряных дел мастером Димитрием против Павла, заставило апостола оставить Ефес, и он отправился в Македонию.

Два года Павел жил в Риме. Арест с него не был снят, но Павел активно проповедовал, пользуясь большим снисхождением римских властей. Из Рима апостол Павел написал свои послания к Филиппийцам (с благодарностью за присланное ему с Епафродитом денежное пособие), к Колоссянам, к Ефесянам и к Филимону, жителю Колосс (по поводу бежавшего от него раба Онисима). Все эти три послания были написаны в 63 году и отправлены с Тихиком. Из Рима же вскоре написано и послание к палестинским евреям.

Дальнейшая судьба апостола Павла в точности не известна. Некоторые считают, что он оставался в Риме и по повелению Нерона был предан мученической смерти в 64 году. Но есть основания предполагать, что после двухлетнего заключения и защиты своего дела перед сенатом и императором апостол Павел был освобожден и снова путешествовал на Восток. Указания на это можно найти в его «пастырских посланиях» — к Тимофею и Титу. Пробыв долгое время на острове Крит, он оставил там своего ученика Тита для рукоположения пресвитеров по всем городам, что свидетельствует о рукоположении им Тита в епископы Критской церкви. Позже в своем послании к Титу апостол Павел наставляет его, как проходить обязанности епископа. Из этого же послания видно, что он предполагал провести ту зиму в Никополе, близ родного Тарса.

Много страданий пережил Павел во время своего благовествования. Он пишет, что в Дамаске правитель повелел охранять город, чтобы арестовать Павла, но его в корзине спустили по стене, и он остался на свободе.

Во Втором Послании к общине Коринфа Павел возражает против упреков в нерешительности и слабости и пишет: «Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах более в темницах и многократно при смерти… От иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного, три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл в глубине морской, много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневное стечение людей, забота о всех церквах». При этом он владеет ремеслом кожевенника, умеет делать из козьей шерсти ткани для палаток. Это тяжелый физический труд, им он зарабатывает на жизнь, чтобы избежать упреков в корысти.

Есть предание, что после возвращения в Рим он проповедовал даже при дворе императора Нерона и обратил к вере во Христа его любимую наложницу. За это он был предан суду, и хотя милостью Божией избавлен был, по собственному выражению, от львиных челюстей, то есть от съедения зверями в цирке, однако был заключен в темницу.

После девятимесячного заключения он, как римский гражданин, был усечен мечом. Это произошло недалеко от Рима в 64 68 гг. после Р. X.

При общем взгляде на жизнь апостола Павла видно, что она резко делится на две половины. До своего обращения ко Христу святой Павел, тогда Савл, был строгим фарисеем, исполнителем закона Моисеева и отеческих преданий, думавшим оправдаться делами закона и ревностью к вере отцов, доходившей до фанатизма.

После своего обращения он стал апостолом Христовым, всецело преданным делу евангельского благовестия, счастливым в своем призвании, но сознающим свое собственное бессилие при исполнении этого высокого служения и приписывающим все свои дела и заслуги благодати Божией. Вся жизнь апостола до обращения, по глубокому убеждению его, была заблуждением, грехом и вела его к осуждению. Только благодать Божия извлекла его из этого губительного заблуждения. С этого времени апостол Павел старается лишь быть достойным этой благодати Божией и не уклоняться от своего призвания. Он сознает, что нет и не может быть речи о каких бы то ни было заслугах перед Богом: все — дело Его милости.

Апостол Павел не писал философских трактатов. Он пишет деловые письма по конкретным поводам. Он написал 14 посланий, представляющих собой систематизацию христианского учения. Эти послания, благодаря его широкому образованию и проницательности, отличаются большой самобытностью.

Апостол Павел, как и апостол Петр, много потрудился в распространении Христовой веры и справедливо почитается вместе с ним «столпом» Церкви Христовой и первоверховным апостолом. Они оба мученически скончались в Риме при Нероне, и их память празднуется в один день. К этому празднику верующие подготовляются общим летним постом.

Храм апостолов Петра и Павла в Ясеневе (Подворье Свято — Введенской Оптиной пустыни). Адрес: Россия, г. Москва, Новоясеневский просп., 42.

Петропавловский собор в Петербурге.
Петропавловский собор занимает особое место в ансамбле Петропавловской крепости. В 1703 году, почти одновременно со строительством земляных укреплений, на Заячьем острове была возведена небольшая церковь, заложенная во имя апостолов Петра и Павла. В 1713 году на ее месте началось строительство собора по проекту архитектора Д. Трезини, завершенное к 1733 году. 28 июня 1733 года Петропавловский собор был торжественно освящен.
В 1776 году собор украсили часы, выполненные голландским мастером О. Крассом. Каждый час они играли мелодию национального гимна.

Петропавловский собор служил усыпальницей российских монархов. Здесь погребены все русские цари династии Романовых, за исключением Петра II и Ивана VI. Основатель города Петр Великий похоронен у южной стены собора. Уникальные надгробия Александра II и его жены Марии Александровны, отличающиеся от прочих надгробий усыпальницы, выполнены из серо-зеленой алтайской яшмы и розового уральского орлеца. Последнее погребение в Петропавловском соборе состоялось летом 1998 года, в 80 годовщину расстрела Николая II, его супруги Александры Федоровны, их детей и слуг. Последний Российский император и его семья были погребены в Екатерининском приделе Петропавловского (погребенные останки не признаны Церковью. ).

Петропавловские храмы стоят по всей Русской земле.

Название Петропавловский острог получил от имён кораблей-пакетботов «Святой апостол Пётр» и «Святой апостол Павел».

В 1812 г. был получен статус города и имя Петропавловская гавань. Также вышло «Новое положение о Камчатке», по которому управление Камчаткой поручалось особому начальнику. Местом пребывания начальника «назначалась» Петропавловская гавань, которая становится столицей Камчатки.

Крепчал восток, России Богом данный.
Страна звала на подвиг казаков.
На кораблях к открытиям желанным
Команды шли отважных моряков.

Петропавловск-Камчатский — славный город и порт!
Наша вера и сила, и надежды оплот!
Снег искрится на сопках, огнём маяков.
Славься, город любимый, во веки веков!

В Авачинскую бухту заходили
Различных стран большие корабли.
В суровый час эскадру разгромили
И честь морской державы сберегли.

Встречает солнце русская граница,
Форпост России, богатейший край,
Камчатки всей — прекрасная столица,

Живи века, живи и процветай!

Сл. и муз. Евгения Крюкова

Источник

Святой апостол Павел. Его жизнь и деятельность

Боль­шое зна­че­ние име­ло пре­бы­ва­ние юно­ши Савла в рав­ви­ни­сти­че­ской ака­де­мии Га­ма­ли­и­ла и в нрав­ствен­ном от­но­ше­нии.

По ука­зан­ным дан­ным сме­ло мож­но за­клю­чить, что ап. Па­вел си­сте­ма­ти­че­ско­го гре­че­ско­го об­ра­зо­ва­ния не имел. Од­на­ко, это не зна­чит, что ап. Па­вел не был зна­ком с клас­си­че­ской ли­те­ра­ту­рой и фило­со­фи­ей; был зна­ком и до­воль­но хо­ро­шо. В поль­зу это­го го­во­рят не толь­ко его ци­та­ты из язы­че­ских и при­том ма­ло из­вест­ных по­этов, а имен­но из Ара­та, ки­ли­кий­ца, сле­до­ва­тель­но, со­оте­че­ствен­ни­ка ап. Пав­ла, и афин­ско­го по­эта Кле­ан­фа (Деян.17:28), из афин­ско­го ко­ми­ка по­эта Ме­на­д­ра (1Кор.15:33) и из Эпи­ме­ни­да, крит­ско­го по­эта (Тит.1:12), но еще боль­ше его глу­бо­кие мыс­ли о су­ще­стве и раз­ви­тии язы­че­ской ре­ли­гии и фило­со­фии (1Кор.1).

Из ака­де­мии Га­ма­ли­и­ла Савл вы­шел жар­ким рев­ни­те­лем оте­че­ских пре­да­ний (Гал.1:14), т. е. иудей­ство, по­ни­ма­е­мое как фа­ри­сей­ство, бы­ло для него незыб­ле­мой ис­ти­ной, за ко­то­рую он го­тов был по­ло­жить свою ду­шу.

Ко­гда Савл озна­ко­мил­ся с хри­сти­ан­ством и ви­дел ли он Хри­ста Спа­си­те­ля во пло­ти, воз­мож­ны толь­ко до­гад­ки.

Нач­нем со вто­ро­го во­про­са.

Тарс от­сто­ит от Иеру­са­ли­ма око­ло 600 ки­ло­мет­ров. По окон­ча­нии шко­лы боль­шую часть вре­ме­ни Савл, ко­неч­но, про­во­дил в Тар­се, но на боль­шие празд­ни­ки — Пас­ху и Пя­ти­де­сят­ни­цу, ве­ро­ят­но, бы­вал в Иеру­са­ли­ме. Так де­ла­ли боль­шин­ство иуде­ев рас­се­я­ния. Гос­подь Иисус Хри­стос так­же при­хо­дил в Иеру­са­лим на эти празд­ни­ки из Га­ли­леи. В по­след­нюю Пас­ху, за­кон­чив­шу­ю­ся рас­пя­ти­ем Хри­ста Спа­си­те­ля, весь

Иеру­са­лим на­хо­дил­ся в воз­буж­де­нии и осо­бен­но си­нед­ри­он. Ес­ли Савл был в это вре­мя в Иеру­са­ли­ме, он не мог не ви­деть Гос­по­да. Од­на­ко, Ни Де­е­пи­са­тель Лу­ка, ни сам ап. Па­вел в сво­их по­сла­ни­ях не да­ют ни­ка­ких ука­за­ний, что Савл ви­дел во пло­ти Гос­по­да. Ни­что не ме­ша­ет сде­лать нам и та­кое пред­по­ло­же­ние: по тем или иным об­сто­я­тель­ствам Пас­ху, за­кон­чив­шу­ю­ся рас­пя­ти­ем Гос­по­да, Савл про­во­дил у се­бя в Тар­се.

По­-ви­ди­мо­му, уча­стие в кро­ва­вой рас­пра­ве над ар­хи­ди­а­ко­ном Сте­фа­ном бы­ло не пер­вым де­лом рев­но­сти Савла к сво­ей ве­ре и непри­яз­ни к хри­сти­ан­ству. Сво­ей рев­но­стью в пре­сле­до­ва­нии хри­сти­ан Савл вы­де­лял­ся из сре­ды дру­гих. Си­нед­ри­он, вы­пол­няв­ший функ­ции не толь­ко выс­ше­го ре­ли­ги­оз­но­го учре­жде­ния у ев­ре­ев, но и адми­ни­стра­тив­но­го, и су­деб­но­го, за рев­ность Савла упол­но­мо­чил его на про­из­вод­ство ро­зыс­ка и на пре­сле­до­ва­ние хри­сти­ан. В но­вом сво­ем по­ло­же­нии Савл по­ка­зал се­бя рев­ни­те­лем необы­чай­ным: «Вы слы­ша­ли, — пи­шет он впо­след­ствии к га­лат­ским хри­сти­а­нам, — о мо­ем преж­нем об­ра­зе жиз­ни в иудей­стве, что я же­сто­ко гнал Цер­ковь Бо­жию и опу­сто­шал ее, и пре­успе­вал в иудей­стве бо­лее мно­гих сверст­ни­ков в ро­де мо­ем, бу­дучи неуме­рен­ным рев­ни­те­лем оте­че­ских мо­их пре­да­ний» (Гал.1:13-14).

Ис­треб­ле­ние хри­сти­ан­ства Савл счи­тал дол­гом со­ве­сти и — ма­ло то­го — де­лом бо­го­угод­ным.

Савл свой вы­бор оста­но­вил на са­мом древ­нем си­рий­ском го­ро­де Да­мас­ке, от­сто­я­щем от Иеру­са­ли­ма на 300 ки­ло­мет­ров. По­сле го­не­ния на хри­сти­ан, по­сле­до­вав­ше­го за убий­ством ар­хи­ди­а­ко­на Сте­фа­на, иеру­са­лим­ские хри­сти­ане рас­се­я­лись по раз­ным го­ро­дам. Да­маск был гу­сто на­се­лен иуде­я­ми, и, сле­до­ва­тель­но, мож­но бы­ло рас­счи­ты­вать най­ти там мно­го хри­сти­ан.

Об­ра­ще­ние Савла — од­но из необы­чай­ных со­бы­тий апо­столь­ской Церк­ви: оно да­ло хри­сти­ан­ско­му ми­ру ве­ли­чай­ше­го учи­те­ля и ис­тол­ко­ва­те­ля еван­гель­ско­го уче­ния; с дру­гой сто­ро­ны, — необык­но­вен­но­го ор­га­ни­за­то­ра и устро­и­те­ля цер­ков­ной жиз­ни: весь то­гдаш­ний язы­че­ский гре­ко-рим­ский мир обя­зан апо­сто­лу про­све­ще­ни­ем све­том Хри­сто­вой ис­ти­ны.

Об­ра­ща­ясь непо­сред­ствен­но к лич­но­сти са­мо­го апо­сто­ла, мы долж­ны при­знать вне­зап­ное об­ра­ще­ние ап. Пав­ла ве­ли­чай­шим и слож­ней­шим пси­хо­ло­ги­че­ским ак­том.

Несмот­ря на раз­но­об­ра­зие ис­тол­ко­ва­ний вне­зап­но­го об­ра­ще­ния ап. Пав­ла, все их мож­но све­сти к двум ос­нов­ным: для од­них об­ра­ще­ние Пав­ла — есте­ствен­ное, пси­хо­ло­ги­че­ское яв­ле­ние, для дру­гих — чу­дес­ное яв­ле­ние.

Ви­зи­о­нер­ство, или гал­лю­ци­на­ция, как лож­ное зри­тель­ное ощу­ще­ние по­рож­да­ет­ся ду­шев­ным рас­строй­ством, бо­лез­нью моз­га. Ес­ли до­пу­стить, что этим стра­дал ап. Па­вел, то при чем то­гда спут­ни­ки его, ко­то­рые на­блю­да­ли необы­чай­ное яв­ле­ние? Не мо­жем мы до­пу­стить и мас­со­вой гал­лю­ци­на­ции, т. е. ап. Пав­ла и его спут­ни­ков, так как мас­со­вые гал­лю­ци­на­ции все­гда име­ют со­от­вет­ству­ю­щую под­го­тов­ку, че­го не бы­ло при ви­де­нии на пу­ти в Да­маск, так как оно бы­ло «вне­зап­но» (Деян.9:3), в по­лу­ден­ное вре­мя, т. е. ко­гда небо бы­ло, как это бы­ва­ет на во­сто­ке, со­вер­шен­но чи­сто. Что же ка­са­ет­ся пси­хо­ло­ги­че­ско­го объ­яс­не­ния яв­ле­ния, то этот «пси­хо­ло­гизм» с на­ча­ла до кон­ца на­ду­ман­ный. Мысль, что Савл пред пу­те­ше­стви­ем в Да­маск на­чал ко­ле­бать­ся в сво­ей при­вер­жен­но­сти к иудей­ству, рас­ка­и­вать­ся в же­сто­ко­стях, при­чи­нен­ных хри­сти­а­нам, на­ча­лось у него «раз­дво­е­ние» лич­но­сти, за­кон­чив­ше­е­ся «объ­ек­ти­ви­ро­ва­ни­ем» «субъ­ек­тив­ных» его со­сто­я­ний — есть, неудач­ное пред­по­ло­же­ние, сто­я­щее в пол­ном про­ти­во­ре­чии с ис­то­ри­ей. Ис­то­рия же го­во­рит вот что: «ды­ша угро­за­ми и убий­ством на уче­ни­ков Гос­по­да» (Деян.9:1), «в чрез­мер­ной про­тив них яро­сти» (Деян.26:11) — вот в ка­ком рас­по­ло­же­нии ду­ха на­пра­вил­ся Савл в Да­маск. Есть ли здесь при­зна­ки че­ло­ве­ка, на­чи­на­ю­ще­го при­хо­дить в рас­ка­я­ние? Из во­про­са Савла, сде­лан­но­го Хри­сту Спа­си­те­лю: «Кто Ты, Гос­по­ди?» — несо­мнен­но од­но: Савл со­всем не ду­мал, как пред­по­ла­га­ет­ся, о Иису­се Хри­сте. Итак, пси­хо­ло­ги­че­ское объ­яс­не­ние не вы­дер­жи­ва­ет кри­ти­ки.

Что же ка­са­ет­ся объ­яс­не­ния Ре­на­ном вне­зап­но­го об­ра­ще­ния ап. Пав­ла под вли­я­ни­ем разыг­рав­шей­ся гро­зы, то его нуж­но при­знать несе­рьез­ным. Из ка­ких ис­точ­ни­ков Ре­нан по­черп­нул, что при под­хо­де к Да­мас­ку Пав­ла и его спут­ни­ков разыг­ра­лась бу­ря? По ка­ким это за­ко­нам сле­ду­ет, что об­ра­зо­ван­ный иудей, ка­ко­вым был Савл, гро­мо­вые рас­ка­ты при­нял за го­лос го­во­рив­ше­го к нему Хри­ста Спа­си­те­ля? Все это плод до­су­жей, ли­шен­ной вся­ко­го ос­но­ва­ния, фан­та­зии ро­ма­ни­ста Ре­на­на.

Свящ. Н. Ни­коль­ский, доц. Мос­ков­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии

Жур­нал Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии
№ 8 ав­густ, 1950 г.

При­ме­ча­ния

[1] У ев­ре­ев был обы­чай но­сить по два име­ни и в об­ра­ще­нии с ино­стран­ца­ми упо­треб­лять или гре­че­ское или ла­тин­ское имя, напр.: Ки­фа-Петр, Иисус-Иуст, Си­ла-Си­лу­ан. Из кни­ги Де­я­ний апо­сто­лов вид­но, что как толь­ко ап. Па­вел вы­сту­пил пе­ред язы­че­ским ми­ром, то стал на­зы­вать­ся Пав­лом, а не Сав­лом. Мне­ние, иду­щее от бл. Иеро­ни­ма, что ап. Па­вел при­нял это имя в па­мять об­ра­ще­ния рим­ско­го про­кон­су­ла Сер­гия Пав­ла (Деян.13:9-12), не мо­жет быть при­ня­то: во-пер­вых, имя «Па­вел» апо­стол стал но­сить до об­ра­ще­ния про­кон­су­ла (Деян.13:9) и, во-вто­рых, в древ­но­сти был обы­чай на­зы­вать уче­ни­ка по име­ни учи­те­ля, а не на­обо­рот.

[2] Ф. Фар­рар. Жизнь и тру­ды св. ап. Пав­ла, стр. 23-24. С.-Пе­тер­бург, 1905 г.

[3] Тарс со­хра­нил­ся и до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни, пред­став­ляя со­бой до­воль­но гряз­ный, пол­ный раз­ва­лин ма­го­ме­тан­ский ту­рец­кий го­род с тем же на­име­но­ва­ни­ем.
Ф. Фар­рар. Ци­ти­ро­ван, со­чи­не­ние, стр. 26-44.
Рим­ский ис­то­рик и гео­граф Стра­бон, совре­мен­ник им­пе­ра­то­ра Ав­гу­ста, в сво­ей гео­гра­фии (XIV, 5) — в от­но­ше­нии по­ло­же­ния фило­со­фии и ли­те­ра­ту­ры Тарс счи­та­ет да­же вы­ше Афин и Алек­сан­дрии, то­гдаш­них цен­тров про­све­ще­ния.

[7] О пре­крас­ном зна­нии Свящ. Пи­са­ния ап. Пав­лом го­во­рит тот факт, что впо­след­ствии в сво­их по­сла­ни­ях апо­стол при­во­дит ци­та­ты из Свящ. Пи­са­ния по па­мя­ти и ча­сто в од­ной ко­рот­кой ци­та­те объ­еди­ня­ет то, что со­дер­жит­ся в раз­лич­ных ме­стах, напр., Рим.1:24, 3:6, 9:33, 10:18; 1Кор.6:2, 9:7, 15:45 и ряд дру­гих.

[10] Де­е­пи­са­тель Лу­ка на­зы­ва­ет ап. Пав­ла σkηνοποiòς, по слав. пе­ре­во­ду — ски­но­тво­рец. Па­лат­ки во вре­мя апо­сто­ла бы­ли в боль­шом упо­треб­ле­нии, их упо­треб­ля­ли пас­ту­хи, пу­те­ше­ствен­ни­ки, пла­ва­ю­щие на ко­раб­лях, т. к. ко­раб­ли в древ­но­сти име­ли от­кры­тую па­лу­бу. Вой­лок для па­ла­ток из­го­тов­лял­ся из шер­сти коз и был жест­кий и гру­бый. На ро­дине ап. Пав­ла в Ки­ли­кии де­ла­ние па­ла­ток бы­ло ис­кон­ным за­ня­ти­ем на­се­ле­ния.

[11] Проф. Н. Глу­бо­ков­ский, Бла­го­ве­стие св. ап. Пав­ла по его про­ис­хож­де­нию и су­ще­ству, СПБ. 1905, стр. 146-182, Фар­рар, Жизнь и тру­ды св. ап. Пав­ла. Пе­ре­вод свящ. Фивей­ско­го, СПБ. 1905, стр. 986-996.

[12] Фар­рар, Жизнь и тру­ды св. ап. Пав­ла, СПБ. 1905, стр. 47-49.

[17] Деян.9:2. Пер­во­свя­щен­ни­ком в это вре­мя был из­вест­ный по еван­гель­ской ис­то­рии Ка­иа­фа; в кон­це 36 г. он был сме­щен про­кон­су­лом Си­рии — Ви­тел­ли­ем, (См. И. Фла­вий, Иудей­ские древ­но­сти, кн. XVIII, 4, СПБ, 1900 г.).

[18] Деян.9:3-5; 1Кор.9:1, 15:8; Деян.26:19.

[19] Во­прос о вре­ме­ни об­ра­ще­ния ап. Пав­ла и по­сле­ду­ю­щих хро­но­ло­ги­че­ских да­тах из жиз­ни апо­сто­ла один из са­мых слож­ных и име­ет боль­шую ис­то­рию и ли­те­ра­ту­ру. Ис­сле­до­ва­те­ли вре­мя об­ра­ще­ния ап. Пав­ла ста­ви­ли от 31 г. (Бен­гель) до 41 г. (Вурм). Не вда­ва­ясь в по­дроб­ные ис­сле­до­ва­ния этих мне­ний, от­ме­тим, что по­след­ние на­уч­ные дан­ные да­ют вполне удо­вле­тво­ри­тель­ное ре­ше­ние во­про­са о вре­ме­ни об­ра­ще­ния ап. Пав­ла, как и о по­сле­ду­ю­щих хро­но­ло­ги­че­ских да­тах из жиз­ни ап. Пав­ла. Ра­зу­ме­ем так на­зы­ва­е­мую «Дель­фий­скую над­пись», об­на­ру­жен­ную в г. Дель­фах в Гре­ции в на­ча­ле XX сто­ле­тия и от­кры­тую рус­ски­ми уче­ны­ми Ни­кит­ским и Пом­то­вым. Дель­фий­ская над­пись, или ак­кла­ма­ция, пред­став­ля­ет со­бой по­втор­ное про­воз­гла­ше­ние рим­ских им­пе­ра­то­ров в их зва­нии. Дель­фий­ская ак­кла­ма­ция пред­став­ля­ет со­бой по сче­ту 26-ю и от­но­сит­ся ко вре­ме­ни им­пе­ра­то­ра Клав­дия (41-54 гг.); она име­ла ме­сто в пер­вой по­ло­вине 52-го го­да. В Дель­фий­ской над­пи­си со­хра­ни­лось имя ахай­ско­го (гре­че­ско­го) про­кон­су­ла Гал­ли­о­на. Юний Ан­ней Гал­ли­он был брат из­вест­но­го фило­со­фа Се­не­ки, вос­пи­та­те­ля Неро­на. Фа­ми­лия «Гал­ли­он» при­ня­та им от усы­но­ви­те­ля сво­е­го, ри­то­ра Юния Гал­ли­о­на, преж­де же он на­зы­вал­ся Юлий Ан­ней Но­ват. Ис­то­рик Та­цит да­ет по­дроб­ные био­гра­фи­че­ские све­де­ния о Гал­ли­оне. По уста­но­вив­шей­ся прак­ти­ке в рим­ской им­пе­рии, в долж­но­сти про­кон­су­ла на­хо­ди­лись один год и по окон­ча­нии сро­ка про­кон­сул был обя­зан в те­че­ние 30-ти дней сдать де­ла. Про­кон­суль­ство Гал­ли­о­на на­ча­лось в ап­ре­ле 51 г. и, сле­до­ва­тель­но, окон­чи­лось в ап­ре­ле 52 г. На вре­мя про­кон­суль­ства Гал­ли­о­на па­да­ет из­вест­ное столк­но­ве­ние ко­ринф­ских иуде­ев с ап. Пав­лом (Деян.18:12-17). Столк­но­ве­ние это име­ло ме­сто неза­дол­го до от­прав­ле­ния апо­сто­ла в Иеру­са­лим; от­сю­да мо­жем сде­лать сле­ду­ю­щий вы­вод: ап. Па­вел про­жи­вал в Ко­рин­фе 1½ го­да и при­был в него в на­ча­ле зи­мы 50 г. В свою оче­редь, Дель­фий­ская над­пись при­во­дит к сле­ду­ю­щим хро­но­ло­ги­че­ским да­там: вступ­ле­ние апо­сто­ла на ев­ро­пей­ский кон­ти­нент сен­тябрь—ок­тябрь 50 го­да; вре­мя апо­столь­ско­го со­бо­ра — на­ча­ло 50 го­да; на­ча­ло вто­ро­го апо­столь­ско­го мис­си­о­нер­ско­го пу­те­ше­ствия по ма­ло­азий­ским Церк­вам — вес­на и ле­то 50-го го­да. Дан­ные Дель­фий­ской над­пи­си опре­де­ля­ют и вре­мя об­ра­ще­ния ап. Пав­ла. Апо­столь­ский Со­бор был в 50 г. В по­сла­нии к Га­ла­там ап. Па­вел, оста­но­вив­шись на фак­те сво­е­го об­ра­ще­ния, уста­нав­ли­ва­ет две да­ты от это­го зна­ме­на­тель­но­го со­бы­тия в его жиз­ни: 1) «Спу­стя три го­да, хо­дил я в Иеру­са­лим ви­деть­ся с Пет­ром и про­был у него дней пят­на­дцать» (Гал.1:18); 2) «По­том, через че­тыр­на­дцать лет, опять хо­лил я в Иеру­са­лим с Вар­на­вою, взяв с со­бою и Ти­та» (Гал.2:1). Кон­текст ре­чи, ло­ги­че­ский: смысл тек­ста при­ну­ди­тель­но обя­зы­ва­ет счи­тать че­тыр­на­дцать лет от со­бы­тия об­ра­ще­ния, а не от пер­во­го хож­де­ния в Иеру­са­лим, как ду­ма­ют неко­то­рые. Та­ким об­ра­зом, вы­чи­тая из 50 че­тыр­на­дцать, бу­дем иметь да­ту об­ра­ще­ния ап. Пав­ла 36-й год по Р. X. О зна­че­нии даль­фий­ской над­пи­си см. ар­хим. Ана­то­лий (Гри­сюк). Дель­фий­ская над­пись и ее зна­че­ние для хро­но­ло­гии ап. Пав­ла. Тру­ды Ки­ев­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии 1913 г., т. I, ст.р. 49-58; А. Deismann. Paulus. Eine Kultur und religionsgeschichte Skizze, Tubingen 1925; пер­вое из­да­ние в 1911 г. У Deismann’а по­ме­ще­ны и фо­то­сним­ки над­пи­си. На­ши вы­во­ды несколь­ко раз­нят­ся от вы­во­дов Дей­сма­на. Дей­сман по­ла­га­ет, что апо­стол при­был в Ко­ринф в пер­вом ме­ся­це 50-го го­да, на­ча­ло вто­ро­го мис­си­о­нер­ско­го пу­те­ше­ствия апо­сто­ла от­но­сит к кон­цу 49 г. Та­кое пред­по­ло­же­ние недо­ста­точ­но твер­до обос­но­ва­но.

[20] Впер­вые это мне­ние бы­ло вы­ска­за­но тю­бин­ген­цем Ба­у­ром, за­тем Голь­сте­ном, Голь­ш­те­ком и ря­дом дру­гих пред­ста­ви­те­лей от­ри­ца­тель­ной кри­ти­ки.

[32] Деян.12 Иосиф Фла­вий. «Иудей­ские древ­но­сти», кн. XIX 8, 2.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *