Арабская лютня что это

Арабская лютня что это

Арабская лютня что это. oud instrument. Арабская лютня что это фото. Арабская лютня что это-oud instrument. картинка Арабская лютня что это. картинка oud instrument.

Одним из предков европейской лютни считается уд. Этот инструмент широко распространен в мусульманских и арабских странах.

Что такое уд

Уд — струнный музыкальный инструмент. Класс — щипковый хордофон.

Арабская лютня что это. oud instrument. Арабская лютня что это фото. Арабская лютня что это-oud instrument. картинка Арабская лютня что это. картинка oud instrument.

История

Инструмент имеет длинную историю. Первые изображения похожих хордофонов относятся к 8 веку до н.э. Изображения найдены на территории современного Ирана.

В эпоху империи Сасанидов получил популярность лютнеподобный инструмент барбат. Уд получился из комбинации конструкций барбата с древнегреческим барбитоном. В XI веке мусульманская страна Иберия стала главным изготовителем хордофона.

Арабское название инструмента «al-udu» имеет 2 значения. Первое — струна, второе — лебединая шея. Арабские народы ассоциируют форму уда с шеей лебедя.

Устройство инструмента

Строение удов включает в себя 3 части: корпус, гриф, голова. Внешне корпус напоминает плод груши. Материал изготовления — орех, сандал, груша.

Гриф делается из того же дерева, что и корпус. Особенность грифа — отсутствие ладов.

Головка крепится на конце грифа. На ней расположен колковый механизм с прикрепленными струнами. Количество струн самого распространенного азербайджанского варианта — 6. Материал изготовления — шелковая нить, капрон, кишки скота. На некоторых вариантах инструмента они спаренные.

Арабская лютня что это. oud igra. Арабская лютня что это фото. Арабская лютня что это-oud igra. картинка Арабская лютня что это. картинка oud igra.

Армянские виды хордофона отличаются увеличенным числом струн до 11. Персидский вариант имеет 12. В Казахстане, Туркмении, Узбекистане и Киргизии ходофон имеет меньше всего струн — 5.

Арабские модели размером больше, чем турецкие и персидские. Мензура — 61-62 см, в то время как мензура турецкого — 58.5 см. Звучание арабского уда отличается глубиной из-за более массивного корпуса.

Использование

Музыканты играют на уде схожим образом с гитарой. Корпус ставится на правое колено, поддерживается правым предплечьем. Левая рука зажимает аккорды на безладовом грифе. Права рука держит медиатор, которым извлекается звук из струн.

Стандартный строй хордофона: D2-G2-A2-D3-G3-C4. При использовании спаренных струн строй соседних дублируется. Соседние ноты звучат одинаково, создавая более насыщенный звук.

В основном уд используется в народной музыке. Эстрадные исполнители иногда применяют его в своих выступлениях. Активно использовал уд в своем творчестве Фарид аль-Атраш — египетский певец и композитор. Популярные песни Фарида: Rabeeh, Awal Hamsa, Hekayat Gharami, Wayak.

Источник

Лютня

Древний струнно-щипковый инструмент, получивший поэтичное название «лютня» многие ошибочно сравнивают с современной гитарой или домрой. Однако он имеет особое строение, звучание и историю, содержащую интересные факты.

Что такое лютня

Лютня – это музыкальный инструмент, относящийся к группе струнных щипковых. В средние века она имела грушевидный корпус и несколько пар струн. Среди арабских народов считалась королевой музыкальных инструментов, а благодаря мягкому звучанию для многих религий она имела символический смысл. Например, у буддистов игра на этом инструменте означала спокойствие и слаженную обстановку в мире людей и богов, а у христиан – небесную красоту и контроль над силами природы.

Арабская лютня что это. lyutnya instrument. Арабская лютня что это фото. Арабская лютня что это-lyutnya instrument. картинка Арабская лютня что это. картинка lyutnya instrument.

В прошлом лютня относилась к ряду «светских» инструментов, на которых играли только в привилегированных обществах. Ранее также бытовало мнение, что она является «инструментом всех королей».

Строение

В целом с течением истории инструмент не изменил своего первоначального строения. По-прежнему корпус лютни схож с формой груши и изготавливается из древесины. Для этих целей чаще используется вишня, клен или палисандра.

Дека имеет овальную форму, а также по центру украшается резной розеткой. Гриф не нависает, а располагается в одной плоскости с корпусом. В разных вариациях лютня имеет четыре или пять пар струн. Настраивать ее не просто, потому музыканту приходится проводить много времени в попытках подготовиться к игре.

Как звучит лютня

Звучание лютни во многом схоже с гитарным перебором, однако сравнивая эти два инструмента, можно обнаружить различия. Голос лютни отличается особой мягкостью, которой сложно добиться играя на гитаре. Также профессиональные музыканты отмечают бархатистость тембра инструмента и насыщенность обертонами.

Благодаря нескольким парам струн, звук лютни приобретает более трепетный и романтичный характер. Именно потому ее часто изображали художники в руках молодой девушки или юноши.

История происхождения

История происхождения лютни имеет неоднозначный характер. Первые прототипы современного инструмента активно использовались в Египте, Греции и Болгарии. Также некоторые вариации встречались в Персии, Армении и Византии. Тем не менее, определить личность первого лютье историкам так и не удалось.

Распространяться по миру древняя лютня начала благодаря болгарам, которые сделали ее особо популярной в пределах балканского полуострова. Далее руками мавров инструмент был перенесен в Испанию и Каталонию. А уже в XIV веке он распространился по всей территории Испании и начал переходить в немецкоязычные страны.

Арабская лютня что это. lyutnya istoria. Арабская лютня что это фото. Арабская лютня что это-lyutnya istoria. картинка Арабская лютня что это. картинка lyutnya istoria.

За всю историю лютни ее конструкция претерпевала множество изменений. Мастера меняли форму корпуса, строй, количество струн, увеличивали размер. Из-за этого в мире существует немало самостоятельных инструментов, родоначальником которых была лютня. В их числе:

Также к видам лютни часто относят русскую домру, т.к. она является прототипом балалайки и мандолины.

Арабская лютня что это. lyutnya v futlyare. Арабская лютня что это фото. Арабская лютня что это-lyutnya v futlyare. картинка Арабская лютня что это. картинка lyutnya v futlyare.

Известные лютнисты

С древних времен людей, играющих на лютне, называли лютнистами. Как правило, они являлись не просто музыкантами, но и композиторами. В числе известных композиторов-лютнистов значатся Винцесто Капирола, Роберт де Визе, Иоганн Себастьян Бах и прочие.

В XXI веке актуальность лютни значительно снизилась, однако лютнисты продолжают радовать публику своими выступлениями. В списке современных музыкантов, популяризирующих данный инструмент, значатся В. Вавилов, В. Каминик, П. О’Детт, О. Тимофеев, А. Крылов и другие. Репертуар лютнистов состоит из сотен произведений, переведенных на строй лютни, услышать которые можно не только в сольных пьесах, но и в ансамблях.

Лютня – древний инструмент с загадочной историей. Она послужила прототипом для многих современных струнно-щипковых инструментов, потому ее значимость в мире музыки очень велика. Несмотря на то, что в современном мире лютня пользуется меньшим спросом, музыканты продолжают творить на ней музыку, популяризируя инструмент среди слушателей.

Источник

Лютня

Лю́тня — старинный щипковый струнный музыкальный инструмент с ладами на грифе и овальным корпусом. Исполнитель на лютне называется лютнистом, а мастер-изготовитель лютни и вообще любых струнных инструментов — лютье от фр. luthier.

Содержание

Изготовление

Арабская лютня что это. 220px Artemisia Gentileschi Self Portrait as a Lute Player. Арабская лютня что это фото. Арабская лютня что это-220px Artemisia Gentileschi Self Portrait as a Lute Player. картинка Арабская лютня что это. картинка 220px Artemisia Gentileschi Self Portrait as a Lute Player.

Арабская лютня что это. magnify clip. Арабская лютня что это фото. Арабская лютня что это-magnify clip. картинка Арабская лютня что это. картинка magnify clip.

Лютни изготавливаются почти целиком из дерева. Дека, сделанная из тонкого листа древесины (как правило, ели) имеет овальную форму. Во всех типах лютни дека содержит одинарную или иногда тройную розетку вместо звукового отверстия. Розетки, как правило, богато декорированы.

Корпус лютни собирается из отдельных рёбер твёрдого дерева (клён, вишня, чёрное дерево, палисандр и др.). В отличие от большинства современных струнных инструментов гриф лютни монтируется на одном уровне с декой и не нависает над ней. Шейка лютни, как правило, изготавливается из лёгкого дерева с покрытием из чёрного дерева.

История

Происхождение лютни доподлинно неизвестно. Различные варианты инструмента использовались с древнейших времён в культурах Египта, Хеттского царства, Греции, Рима, Болгарии, Турции, Китая, Киликии. В начале VII века схожие по форме варианты лютни появились в Персии, Армении, Византии и Арабском халифате. В VI веке, благодаря болгарам, лютня с короткой шейкой распространилась по всему балканскому полуострову, а в VIII веке была привнесена маврами в культуры Испании и Каталонии, таким образом вытеснив доминировавшие до этого в средиземноморье лютни с длинной шейкой, пандуру и цистру. История последних на этом, однако, не закончилась: на их основе возникли итальянская гитара, колашоне и китарроне.

Арабская лютня что это. 250px Kupetzky Lute 1711. Арабская лютня что это фото. Арабская лютня что это-250px Kupetzky Lute 1711. картинка Арабская лютня что это. картинка 250px Kupetzky Lute 1711.

Арабская лютня что это. magnify clip. Арабская лютня что это фото. Арабская лютня что это-magnify clip. картинка Арабская лютня что это. картинка magnify clip.

На стыке XV и XVI веков многие испанские, каталонские и португальские лютнисты наряду с лютней стали использовать виуэлу де мано («ручную виуэлу»), инструмент, который по форме близок к виоле да гамба и чей строй соответствует строю лютни. Виуэла под названием «виола да мано» в дальнейшем распространилась в находившихся под властью Испании регионах Италии, особенно в Сицилии, Неаполитанском королевстве и папском государстве при Папе Александре VI.

Возможно, важнейшим «перевалочным пунктом» между мусульманской и европейской христианской культурами в данном случае следует считать именно Сицилию, куда лютня была привнесена византийскими или, позднее, сарацинскими музыкантами. В связи с тем, что эти певцы-лютнисты служили придворными музыкантами в период, последовавший за возрождением на острове христианства, лютня чаще, чем какие-либо другие музыкальные инструменты, изображена на росписях потолков построенной в 1140 году церкви Каппелла Палатина (Палермо, Италия), основаннной норманским королем Роджером II. К XIV веку лютня распространилась уже по всей территории Италии и смогла из Палермо проникнуть в немецкоязычные страны, вероятно, благодаря влиянию, оказываемому на культуры соседних государств династией Гогенштауфенов.

Средневековые лютни имели четыре или пять парных струн. Звукоизвлечение осуществлялось с помощью плектра. Размер лютней варьировался: существует документальное подтверждение того, что к концу эпохи ренессанса насчитывалось до семи размеров (включаю басовую лютню). По-видимому, в средние века лютня в основном использовалась для аккомпанемента. Количество сохранившихся до наших дней партитур музыки, написанной до начала XVI века, которую с большой долей уверенности можно отнести к сочинённой специально для лютни, — чрезвычайно мало. Скорее всего, это объясняется тем, что в средние века и в начале эпохи ренессаса лютневый аккомпанемент носил не требующий нотной записи импровизационный характер.

В последние десятилетия XV века лютнисты постепенно отказались от использования плектра в пользу пальцевого способа игры как более пригодного для исполнения полифонической музыки. Количество парных струн увеличилось до шести и более. В XVI веке лютня стала главным сольным инструментом своего времени, однако продолжала использоваться и для аккомпанемента певцам.

К концу Возрождения количество парных струн выросло до десяти, а в эпоху барокко достигло четырнадцати (иногда доходя до девятнадцати). Инструменты, насчитывавшие до 26-35 струн, потребовали изменения самой структуры лютни. На момент завершения история развития инструмента архилютня, теорбо и торбан были оснащены удлинителями, встроенными в основную колковую головку, что создавало добавочную резонируюшую длину басовых струн. Человеческая ладонь неспособна охватить четырнадцать струн для зажима, и поэтому басовые струны были навешаны вне грифа и никогда не зажимались левой рукой.

В эпоху барокко функции лютни были в значительной степени низведены до аккомпанемента бассо континуо, и постепенно она оказалась вытесненной в этой ипостасти клавишными инструментами. Начиная с XIX века, лютня практически вышла из употребления, но несколько её разновидностей продолжали существовать в Германии, Швеции и Украине.

Источник

Самые ранние сведения о музыкальной практике и музыкальной жизни арабов восходят в Хиджаз. Хиджаз (буквально «горы») – прибрежная область Аравийского полуострова (вдоль Красного моря), где расположены древнейшие и священные города арабов Мекка и Медина. Из Хиджаза происходят великие певцы ислама, которые творили при дворах династии арабских халифов Омейядов(660-750) и Аббасидов(750-945). Одним из раннних мастеров из Медины был Туваис Иза бен-Абаллах (632-710), основатель совершенного песенного стиля с обязательным ритмичным сопровождением. Древнеарабская певческая школа Хиджаз утратила первенство в первой половине IX века, уступив его сформировавшемуся в Багдаде музыкальному направлению, которое происходило из Персии.

Высшие достижения в области литературы, науки, художественного творчества приходятся на VIII—IX века — время полного расцвета государства арабов, расцвета всех областей его духовной культуры. Первый период эпохи Аббасидов, так называемый «золотой век», охватывает почти столетие (750—847). Примерно на такой же период (847—945) приходится вторая половина правления Аббасидов — время упадка политического могущества этой династии. В это время в состав халифата уже вошли Иран и Египет, часть Византии, Средняя Азия, Закавказье, побережье Северной Африки, Сардиния, Сицилия, юг Пиренейского полуострова. Новой столицей арабского государства стал Багдад, на строительство которого были затрачены огромные средства. Он быстро завоевал славу одного из красивейших городов мира и стал крупным центром цивилизации на Востоке.

Багдад — «богом данный» — был построен в 762 г. халифом Мансуром на берегу Тигра, недалеко от древнего Вавилона. В 1258 г. войсками Хулагу, внука Чингисхана, Багдад был разрушен до основания и сожжен. По свидетельству историка XIII в. Магриби, незадолго до разорения в Багдаде насчитывалось тридцать шесть общественных библиотек.

Основными центрами арабской культуры в средневековый период развития становились попеременно три столицы государства. Их роль в художественной жизни народа менялась в зависимости от политического и экономического курса халифата. Такими художественными центрами были Дамаск (при правлении Омейядов), Багдад (при Аббасидской династии) и Каир (при мамлюках). Выдающуюся роль в средневековой культуре арабов сыграли также андалузские очаги искусства: Гранада, Севилья и Кордова, прозванная современниками «алмазом мира».

Халифы Багдада стремились окружить себя невиданной до той поры роскошью. Они тратили колоссальные деньги на возведение архитектурных сооружений, на поддержание блеска двора, на науку и искусство. Показательно официальное название столицы: «мединат ас-салам»— город мира и благоденствия. Правители халифата окружали себя пышным блеском и роскошью, художниками, поэтами и музыкантами. Потому так далеко, «за тридевять земель», дошли фантастические рассказы о великолепии восточных дворцов, о таланте их строителей, народных мастеров (впоследствии эти рассказы нашли отражение в замечательных сказках «Тысячи и одной ночи»).

В эту эпоху теоретические влияния Византии начали уступать место практическому воздействию Ирана. Этому способствовали территориальная близость, давнишнее взаимодействие месопотамской и иранской культур. Персидское искусство с его пышной декоративностью как нельзя больше импонировало характеру, духу жизни новой столицы. Это проявилось во всех областях художественного творчества. В отличие от предшествующей эпохи, в Багдаде всячески стимулируется развитие инструментальной музыки. Усовершенствуются музыкальные инструменты, создаются большие профессиональные оркестры и инструментальные ансамбли.

Среди примитивных образцов струнных, духовых и ударных, распространенных во многих странах арабского мира, таких как однострунная скрипка ребаб, или ребаб аль-шаир, на которой аккомпанировали себе поэты-шаиры, мизхар, прототип средневекового уда с кожаной декой; мизаф — один из прародителей кануна; тростниковые и глиняные дудочки и разнообразные бубны, деревянные палочки кадиб (тип кастаньет), отбивающие ритм, и т. п. самым распространённым инструментом был струнный инструмент – уд, похожий на современные лютни с коротким грифом.

Среди музыкантов, внесших вклад в эволюцию арабского музыкального искусства, следует выделить имена Ибн-Мусаиха (ум. ок. 715) и его ученика Муслима ибн-Мухриза (ум. ок. 715). Одной из заслуг Ибн-Мусаиха, является теоретическая разработка восьми наиболее употребительных ладов, получивших в средневековой музыкальной теории название пальцы (тоника лада соответствовала местонахождению пальцев исполнителя на грифе уда). Основным его композиторским достижением было расширение интонационного строя музыки, связанного с древней бедуинской традицией. Поэтому Ибн-Мусаиха принято считать создателем так называемого арабского звукоряда. Из средневековых источников известно, что его ученику Муслиму ибн-Мухризу принадлежит заслуга разработки ритмической формулы (ремаль), значительно расширившей творческие возможности музыкантов. В своих теоретических работах и практической деятельности Ибн-Мухриз уделял много внимания также очень важному вопросу взаимоотношения поэзии и музыки. Особенно хочется выделить музыкальную династию аль-Маусили—Ибрагима (742-804), его сына и ученика Исхака(767-850) и Зальзаля (ум.791), зятя и аккомпаниатора Ибрагима. Выдающийся композитор, певец, инструменталист и ученый, Ибрагим аль-Маусили воспитал поколение талантливых музыкантов. Достаточно сказать, что двое и них — Исхак аль-Маусили и Зариаб (789-857) — встали во главе ведущих музыкальных школ своего времени — багдадской и андалузской. Великолепный певец Ибрагим аль Маусили отличался прекрасным знанием как арабского, так и иранского исполнительского стилей. Ему приписывается создание девятисот песен и напевов. Известен он также как автор сборника «Сто избранных песен», на который ссылались позднее многие исследователи, в том числе авторитетный историк музыки аль-Исфагани.

Зальзаль, один из лучших исполнителей на струнных инструментах, нередко аккомпанировал выступлениям Ибрагима аль-Маусили. Блестящий знаток инструментального искусства, он ввел ряд усовершенствований в звукоряд излюбленного им уда. С ним связано появление в звукоряде лютни интервала нейтральной терции, известного под названием зальзалевой терции. Зальзаль прославился и как создатель уд алъ-шеббут — совершенной лютни, сменившей бытовавшую ранее уд аль-фариси (персидскую лютню). Судьба великого артиста сложилась трагично, и лучшие годы своей жизни он провел, по свидетельству историков, в тюрьме (будучи виртуозом-лютнистом при дворе халифа Харуна аль-Рашида, он навлек на себя гнев властелина, который заточил его в темницу, там Зальзаль пробыл до глубокой старости.).

Исхак аль-Маусили, замечательный певец и инструменталист, выделялся широтой своих знаний: он был поэтом, филологом, правоведом, слыл непревзойденным специалистом в области музыкального и поэтического творчества. Исхаку аль-Маусили принадлежат девять трактатов, в которых он самостоятельно пришел к открытию многих положений музыкальной теории, содержавшихся в трудах Евклида. В своих теоретических работах он зафиксировал «классические» правила игры на уде, иначе говоря, обосновал школу профессионального исполнительства. Как и многие ученые его времени, он, решая практические творческие задачи, уделял пристальное внимание теории ладов — звукорядов.

Зариаб (настоящее имя —Абу аль-Хасан Али-бен-Нафи) покинул Багдад в расцвете славы, став жертвой зависти и козней своих соотечественников. Халиф Кордовы милостиво приютил его и оказывал ему всяческое покровительство. Известно, что Абд ар-Рахман II (Абдурахман II) выплачивал Зариабу щедрую пенсию, позволявшую ему жить на широкую ногу. Отношение халифа к выдающемуся музыканту сказалось и в том, что он сделал его своим личным советником по вопросам искусств. Андалузия стала второй родиной Зариаба, где он жил и работал до конца своих дней (с 822 по 857 год). Как и большинство ученых и художников того времени, Зариаб отличался энциклопедической образованностью: музыка, астрономия, поэзия, география — далеко не полный перечень его интересов. Имеются свидетельства о том, что он хранил в памяти огромное множество образцов родной музыки и обладал к тому же щедрым композиторским талантом. Многие сочинения Зариаба (ему приписывается несколько тысяч песен и напевов) еще при его жизни завоевали такую широкую популярность, что приобрели значение подлинных народных песен. Музыкальная деятельность Зариаба протекала по нескольким руслам: творчество и исполнительство, наука и изобретательство, педагогика. Его педагогика — вернее, вокальная методика — близка современной. Теоретические исследования Зариаба были тесно связаны с практикой. Отличный лютнист, он сам конструировал инструменты, серьезно занимался их усовершенствованием. Как известно, Зариаб добавил к существующей четырехструнной арабской лютне пятую струну, заменил деревянный плектор плектором из орлиного пера, а шелковые струны лютни — жильными, от этого звучание уда стало чище и звонче, наличие же лишней струны обогатило технические возможности инструмента. Следуя теории древних греков, арабы каждой струне лютни приписывали определенную эмоциональную функцию (это отчетливо видно из таблицы аль-Кинди). Первая струна — зир (желтая)— соответствует желчному настроению; вторая — масна (красная)— сангвиническому темпераменту, третья — мислас (белая)— флегматическому состоянию и, наконец, четвертая — бам (черная) —черной меланхолии. Зариаб считал их телом музыки, а потому счел необходимым прибавить пятую — струну души. Зариаб внес значительные изменения также в область музыкальных форм, в частности он создал андалузскую разновидность ноубы, прочно вошедшую в творческую практику народа. Исполнительская традиция зариабской школы достигла расцвета в IX—X веках. Она утвердилась в Андалузии, вытеснив другие направления. Впоследствии эта традиция была ассимилирована народным искусством Испании; при этом она оказала на него огромное воздействие. Продолжателями музыкальной традиции Зариаба, помимо его учеников, были также его дети: сыновья Абайд Алла и Абдеррахман и дочери Хамдуна и Алия.

С ослаблением арабского халифата на юге Пиренейского полуострова образовалось множество самоуправляемых областей и мелких княжеств — эмиратов. Каждый из них стремился придерживаться особых норм придворной жизни, следовать определенному этикету. Хорошим тоном считалось содержать при каждом дворе свой оркестр — ситар (от арабского слова «занавес», за которым в ранний период арабского государства помещались и играли инструментальные ансамбли). Вероятно, нужда в подобных ансамблях была настолько велика, что в Севилье открылись специальные мастерские, где изготовлялись почти все инструменты, бывшие тогда в обиходе. Это такие широко вошедшие в быт того времени инструменты, как уд — лютня, ребаб (однострунная скрипка), канун — цитра, гитара, заломи — волынка, различные варианты флейт, гобоев, труб и ударных инструментов. Сошлемся на свидетельство Ибн-Рошда: «Когда в Севилье умирает ученый и хотят продать его книги, — писал он, — их везут в Кордову, где они расходятся по всему городу; когда же умирает музыкант в Кордове и хотят продать его инструменты, то их, наоборот, везут в Севилью». Об инструментальных школах Севильи сообщают известные средневековые историки аль-Шаканди, аль-Маккари и др. Любовь андалузцев к инструментальной музыке стимулировала рождение ансамблей, порой ошеломляющих своими масштабами. Так, по свидетельству современников, халиф эль-Махди собирал оркестры из «ста лютней и ста флейт, к ужасу правоверных».

Деятельность многочисленных ансамблей и оркестров способствовала процветанию в Андалузии жанров камерно-инструментальной музыки, таких, как ноуба, циклических произведений разного рода, составленных из законченных вокальных и инструментальных пьес, и т. п.

Арабская музыкальная традиция (творческая и исполнительская) оказалась близкой Испании. Особенно прочно она вошла в народную жизнь. И много десятилетий спустя, после ухода арабов с Пиренейского полуострова, повсеместно в творчестве менестрелей и крестьян, торговцев и ремесленников звучали андалузские песни (эта демократическая традиция получила в народе название fucta (фальшивая), в отличие от «ученого» придворного искусства.) Летописцы, а также ученые, отмечали, что интерес и привязанность народа к обрядам и песнетворчеству мавров в христианской Испании были столь велики, что правительственные круги налагали на них строжайшие запреты. Так, религиозный совет Вальядолида издал по этому поводу специальный указ, который запрещал населению «посещать места, где мавры проводят свои свадебные и похоронные обряды». Не разрешалось также «привлекать арабских и еврейских музыкантов к отправлению религиозных церемоний». Таким образом, выйдя с Востока, арабская традиция получает новый стимул к развитию на почве Пиренейского полуострова, впитав и ассимилировав некоторые формы и жанры испанской музыки. В результате реконкисты, вслед за переселением морисков на север Африки — в Магриб, музыка Андалузии переносится на Восток, в собственно арабские страны. Этот процесс взаимного влияния и обновления духовной культуры двух миров оказался весьма благотворным. Здесь, на Востоке, по словам Шоттена, «прививаются утонченные нравы и блестящая цивилизация андалузских городов».

До сегодняшнего дня известная андалузская музыка и певческая традиция Северной Африки является наследием этой старой традиции Зуриаба, которая пришла из Гранады в XIII, XV веках вместе с эмиграцией арабов из Испании и распространилась в Северной Африке.

Замечательный инструменталист, Сафи ад-Дин (1230-1294) вошел в историю также как крупный изобретатель в этой области (известны созданные им басовая разновидность уда под названием мугни, тип кануна — нузга и др.). Научная деятельность Сафи ад-Дина знаменательна еще потому, что он вошел в историю и как единственный музыкант, оставивший в своих трудах нотированные записи (примеры из собственной творческой практики и из сочинений других авторов).

Буквенная запись из тридцати пяти знаков, применяемая Сафи ад-Дином, соответствовала названиям ладов на грифе уда; длительность звуков обозначалась цифрами. В своей основе эта система как бы явилась родоначальницей мензуральной нотации, предшествовавшей европейскому нотному письму.

«Арабы были не только виновниками великого гармонического переворота в европейской музыке, последовавшего вслед за введением в нее терции как консонанса,— пишет В. Беляев, — они влияли также на введение в Европу так называемой мензуральной теории, вошедшей в употребление в первой половине XII века, но известной арабам значительно ранее этого времени, как об этом свидетельствуют труды арабских музыкальных теоретиков аль-Халиля, аль-Кинди и уже ранее упомянутых аль-Фараби и Ибн-Сины». Буквенная запись в арабо-иранской музыке получила название муффасиль— рассыпанные жемчуга. Вероятно, столь изящный термин связан не только с образным восприятием музыкальных звуков, но и с каллиграфией, с тонко разработанным арабами их графическим обозначением.

Ценность трудов Сафи ад-Дина, широта его интересов были настолько велики, что последующие поколения ученых-музыкантов изучали его наследие и ссылались на него в течение нескольких столетий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *