Арафатка для чего нужна
Что такое арафатка и как ее носить?
Что такое арафатка и как ее носить?
Примечательно, что арафатку часто носят молодые мужчины, хотя и женщины не отстают от моды и знают, как правильно завязать арафатку.
Часто (но не всегда) куфия носится с обручем чёрного цвета — эгалем (аgal) — икаль, слово, родственное «Igul» на иврите означающему «круг»), придерживающим платок на голове.
Название «арафатка» куфия получила в русскоязычных странах во время резкой эскалации израильско-палестинского конфликта в конце 1980-х годов, по фамилии лидера палестинцев Ясира Арафата, неотъемлемой частью имиджа которого была куфия. Куфия Ясира Арафата укладывалась на голове таким образом, чтобы находящаяся на плече часть ткани по форме напоминала очертания исторической Палестины (включающей в себя территорию государства Израиль).
Как феникс, восстающий из пепла, черно-белый платок Ясира Арафата переживает свое новое рождение в фантазиях дизайнеров. Перестав быть символом левых сил, коим арафатка оставалась в течение десятилетий, она — по сути, квадратный метр ткани — разожгла нешуточные споры.
Если разобраться, то соль дискуссии в одном: вправе ли политика влиять на мир моды. «Так и должно быть!» — восклицают адепты «политической» фэшн-культуры. «Абсолютно некорректно!» — возмущаются их оппоненты.
А предмет спора — арафатка — преспокойно себя чувствует, например, в Европе, правда, называется она вполне аполитично — палестинский платок либо палестинская шаль. Тончайшая материя с легко узнаваемым узором залихватским шиком покрывает шеи урбанистических модников и модниц, вовсе не выходцев Ближнего Востока.
Своим возвращением на уличный «подиум» этот древний аксессуар обязан Джонни Деппу. Знаменитый голливудский актер, исполнивший роль Джека Воробья в фильме «Пираты Карибского моря», подчеркивал арабским платком внешность экзальтированного корсара.
После такого «дефиле» арафатка стала непременным атрибутом в гардеробе известных и не очень людей, а за ними моду подхватили поклонники и палестинский платок уже прочно вошел в гардероб многих людей.
Гардеробная коллекция Джонни Деппа вдохновила сразу два дома моды: американский Urban Outfitters и английский Top Shop. И поскольку хорошо одетая и политически корректная элита шоу-бизнеса возжелала арабский платок, модные дизайнеры, держащие нос по ветру, быстро подхватили эту тенденцию.
В течение нескольких месяцев кефия как часть весенней коллекции Urban Outfitters продавалась за 20 долл. за штуку. Это не на шутку встревожило представителей еврейских организаций, а в общинах нарастал протест против «антисемитского» аксессуара. «Насколько мирные намерения, по мнению Urban Outfitters, у палестинских террористов-самоубийц?» — вопрошали потомки Авраама в блогах.
Вскоре выразили недовольство и арабские блоггеры из США в связи с маргинализацией их культуры. «С огромным возмущением и обидой мы сообщаем, что Палестина теперь официально является тенденцией! Ведь за 20 долларов каждый может приобрести символ социального протеста. » — упрекали они кутюрье.
Неудивительно, что злополучные арабские платки со скоростью звука исчезли с прилавков магазинов, а в сопроводительных извинениях предпринимателей подчеркивалось, что «их не стоит рассматривать как поддержку террора или террористов». И палестинские шали в США стали продаваться, как правило, только уличными торговцами в качестве молитвенного платка или платка свободы — всего по 15 долл. за штуку.
Между тем немецкие дизайнеры предложили использовать палестинский платок весьма оригинально: его запоминающийся узор мелькает на сумках и даже верхней одежде. Причем особым спросом у жертв моды пользуются модели из кашемира. Так кусок материи, несущий политический заряд, снова превратился в обычный материал.
Арафатка в армии
По причине своей универсальности палестинский платок стал популярен среди рыбаков, таежников и туристов. В походных условиях арафатка хорошо защищает от комаров, паутины, веток и прочих мелких неприятностей, которые могут поджидать вас в дикой природе, да еще выручает в сложных ситуациях.
Для ношения в городской среде вместо шарфа или платка вам подойдет шемаг из любого вида ткани и любого цвета.
Немножко истории арафатки
Если обратиться к истории платка, который сделал популярным бывший президент Палестины Ясир Арафат, то можно обнаружить его крестьянские корни.
Первоначально кефия служила арабским беднякам в качестве простейшего головного убора, хорошо защищавшего их головы от палящего солнца. В 1936 г. муфтий Иерусалима Мохаммед Амин Аль-Хусейни запретил марокканские фески и объявил кефию единственно верным покрытием головы для палестинца. С тех пор арафатка стала символом пролетарского классового сознания и сопротивления сионистам. А сам «законодатель покрытия» — муфтий, протеже гитлеровской Германии, для одних остался первым борцом за свободу, для других — тираном, ненавидящим евреев.
Папа Римский Бенедикт XVI однажды получил в подарок традиционный арабский платок.
Этот платок Бенедикту XVI вручили палестинские католики во время аудиенции на площади святого Петра в Ватикане. Палестинцы, прибывшие в Ватикан из Вифлеема, накинули платок на плечи Папе, а он пожал им руки.
А в чем, собственно, повинны таежники или рыбаки? В том, что неправильно выбрали узор защитного платка, или в том, что бахрома только с двух сторон, а не со всех четырех, а может быть в том, что повязали они его на арабский манер? «Да пошли вы. «, скажут наши мужики и будут совершенно правы))
Арафатка и мода
Итак, давайте не будем обращать внимание на всякие глупости, а рассмотрим арафатку в контексте сегодняшней моды.
Так как с годами вокруг этого платка возникло много идей, никто не удивился, увидев его на шеях молодчиков-неонацистов во время их шествия по Берлину.
А вот ношение арафаток в России популярно среди антифа, байкеров и некоторых молодежных субкультур (например, эмо, или рокеров).
В странах Персидского залива популярна чисто-белая арафатка. В этом случае – рисунок создается переплетением нитей.
Арафатки ткут из хлопковых и шерстяных нитей. В последнее время может использоваться вискоза и синтетическая нить, но это не совсем правильно. По плотности арафатки также бывают более и менее плотными.
Арафатка: способы повязывания
Арабы носят палестинский платок на голове, при помощи крепления кольцом под названием рендели. Но европейцу не обязательно строго придерживаться традиционных правил завязывания арафатки на голове, так как распространённый в арабских странах способ будет смотреться не слишком уместно у нас.
Чтобы завязать палестинку на голове, сложите ее пополам и оберните концы вокруг головы с помощью скручивания. Также шарф можно разложить в длину так, что край длинной стороны окажемся как раз посредине лба. После этого скрутите края палестинки в жгуты и оберните их вокруг головы, начав со лба. Сзади платок завяжите косичками.
Для девушек подойдёт вариант, когда платок вяжется на голову в виде тюрбана. Он складывается большим треугольником, накидывается на голову а концы сворачиваются жгутом. Голову обворачивают обоими концами сзади, через затылок. Затем тюрбан необходимо расправить.
Эти способы несколько экстравагантны, и подходят для смелых модниц и модников. А вот как завязать арафатку таким образом, чтобы это было стандартом для нашей страны?
Для этого нам всего лишь нужно повязать арафатку в виде шарфа, а не платка. Есть несколько быстрых способов подвязывания этого аксессуара на шею.
На шее палестинку можно завязать, чтобы образовались жгуты. Для этого сложенное по диагонали изделие разместите таким образом, чтобы широкая часть была на груди. Теперь концы обмотайте вокруг шеи, предварительно смотав из них жгуты. Кто-то еще предпочитает на такой шарф крепить значки с разнообразными надписями и символами.
Шарф арафатка на фото завязан галстуком. Это тоже весьма быстрый и удобный способ повязать шарф. Его складывают треугольником, а затем вяжут на шею как пионерский галстук. Концы нужно завязать на шее двумя узлами.
Способ, который подойдет для неформалов. Возьмите шарф-палестинку, сложенный треугольником, и сначала расстелите его на любой ровной поверхности. Возьмите изделие за края и приложите к лицу под переносицу. При этом край в правой руке слегка потяните и положите на шею слева, а край в левой руке потяните сильнее и положите на плечо справа. Более длинный конец вложите в ворот, который образовался.
Второй способ – для тех, кто ценит практичность вещей. Палестинку положите на ровную поверхность. Возьмите шарф за верхнюю часть и заложите ее примерно на 10 см вниз. Далее приложите шарф к лицу так, чтобы он закрывал губы. Потяните палестинку за края. При сложенном изделии свисающий край будет более объемным. Его также можно вложить в ворот. Такой способ подходит для защиты от холода и ветра.
Как вы уже поняли, повязав арафатку на шею узел можно спрятать под широкую часть повязки, а можно выложить наверх, заплетя традиционные арабские косички. Молодые люди, предпочитающие спортивный стиль, украшают арафатки значками, а для женщин арафатка на шее – это прекрасная возможность продемонстрировать красивые броши и цепочки.
Невозможно точно сказать, как повязать арафатку правильно, а как нет. У европейца не существует ограничений, поэтому всегда есть возможность поэкспериментировать и придумать собственный способ. Арафатка является универсальным аксессуаром, ее можно сочетать с различными стилями одежды, в том числе классическим и деловым, а значит, и способы завязывания этого платка должны быть разными.
Одежда своими руками, мода и стиль
Не так давно мужская арафатка использовалась исключительно на Востоке. Сейчас же данный аксессуар становится невероятно популярным во всем мире. С его помощью удается создать невероятно красивые, неординарные образы. Правда, многим по сей день неизвестно, как правильно завязывать арафатку. Существует далеко не один способ выполнения такой задачи. Освоить их поможет пошаговая инструкция с фото.
Характерные особенности
Одевать арафатку впервые начали именно на Востоке. Данный головной убор считается традиционным на этой территории. Изначально для его изготовления применялись исключительно натуральные материи. Например, шерстяная и хлопковая ткань. За счет этого аксессуар быстро высыхал, а голова была надежно защищена от солнечных лучей, пыли и даже холода.
Сейчас же при изготовлении этого изделия могут применяться и синтетические материалы. Правда, арабские шейхи такие варианты не признают. Они отдают предпочтение исключительно натуральным аксессуаром. У них также есть ряд других названий:
До недавнего времени этот платок был только национальным и повязывался мужчине на голову с помощью кольца. Правда, стилисты нашли ему широкое применение. Данный головной убор стал превосходным дополнением не только мужского, но и женского образа. Он идеально подходит для непринужденного городского стиля.
Свое название данное изделие получило благодаря Ясиру Арафату, являвшемуся лидером Палестины. Он носил его в самыми разнообразными костюмами. Ближе к концу минувшего столетия, правда, головной убор получил еще одно название. Он также стал известен, как палестинка. Обусловлено это тем, что Ясер Арафат надевал ее особым образом. Часть полотна располагалась на плече таким образом, что по очертанию была схожа с исторически правильной территорией самой Палестины.
Среди характерных особенностей палестинки выделяют следующие:
Инфо! Солдаты Великобритании называли хлопковый большой платок, обладающий темной или же пустынной расцветкой, шемагом. Носить его принято было, чтобы защитить лицо, шею и голову от негативного внешнего воздействия.
Особую популярность среди знаменитостей этот восточный платок обрел после того, как на экраны вышел фильм с Джонни Деппом, где актер с помощью этого изделия подчеркнул неординарную внешность Джека Воробъя. Именно в роли этого героя в киноленте он выступал.
Методы завязывания
Существуют разные способы завязывания арафатки. В зависимости от того, какой из них будет выбран, платок будет выполнять различные функции. Например, он может защищать от палящего солнца и холода, а также стать современной деталью образа. Каждый вправе самостоятельно определиться с выбором. Нужно лишь разобраться, как завязать арафатку на голову или шею различными способами.
На голове
Согласно традициям, принято носить арафатку на голове. Она защищает от пыли и сильной жары. Завязать арафатку на голове можно несколькими способами. У каждого из них есть ряд особенностей. Естественно, что и результат при этом будет несколько отличаться. Поэтому самые популярные способы завязывания арафатки следует рассмотреть более подробно.
Как завязывать арабский шарф традиционным методом, описано в инструкции:
Повязать арафатку можно путем применения метода маски. Технология в данном случае довольно проста и сводится к выполнению всего нескольких действий. В итоге лицо будет надежно защищено от пыли. Например, подобный вариант подойдет в том случае, если запланированы катания на квардоцикле.
Изначально аксессуару придается форма треугольника. Полученную при этом конструкцию накидывают на голову и скрещивают краешки в передней части. Правый хвостик должен получиться немного короче, чем левый. Короткий конец скручивается жгутом, а затем заводится под подбородок.
Левым краешком перевязывается рот. Его следует перекинуть на другую сторону. После этого лишь остается сформировать спереди узелок.
Отдельно стоит рассмотреть, как завязать на кольце палестинку. Ведь именно такой метод считается правильным. Кольцо в данном случае представляет собой шнур из шерсти или же шелка. В будние дни принято использовать однотонные детали, обладающие темным оттенком. Для вечернего лука как нельзя лучше подходят цветные варианты. Завязывать арафатку на голове при этом достаточно просто. Алгоритм действий в данном случае будет следующим:
Данные методы можно использовать в ходе путешествий, чтобы защитить лицо. Завершающим штрихом при создании образа при этом выступают темные солнцезащитные очки.
На шее
Отдельно стоит разобраться, как завязать арафатку на шее. Выполнить эти действия еще проще, чем в случае фиксации полотна на голове. Нужно лишь изучить инструкцию и строго ее придерживаться. Для достижения желаемого результата, выполнить необходимо такие манипуляции:
Экстравагантный образ удастся создать, если сложенный треугольником платок положить на грудь, а его краешки завести назад, обернуть и затянуть. Остается только сформировать узел.
Невероятно элегантно смотрится палестинка, если ее накинуть на плечи, как обычный платок. В этом случае нужно лишь сформировать спереди пару узелков.
Женщины нередко используют данный аксессуар в качестве обычного шарфика. При этом они складывают материю вдоль и просто оборачивают ее вокруг шеи. Краешки, которые остаются свободными, просто продеваются в петельку, образовавшуюся при выполнении подобных манипуляций. Носить подобный шарф можно на любую сторону. Выбор того или иного варианта осуществляется с учетом личных вкусовых предпочтений.
Тонкости создания удачного образа
Благодаря тому, что палестинки представлены в весьма разнообразных расцветках, их можно смело использовать при создании различных образов. Нередко таким аксессуарам отдают предпочтение представители многих субкультур.
Лучше всего арабский головной убор смотрится в стилистических направлениях кэжуал и милитари. Говоря же о том, с чем носить его, на фоне арафатки особо привлекательно смотрятся такие предметы гардероба:
Парни нередко носят куфию в ансамбле с кожаными курточками и кроссовками. В качестве неординарного дополнения при этом может выступать кепка. Как правило, палестинка сочетается с однотонными предметами гардероба.
Как носить арафатку, отлично знают на Востоке. Считается, что она лучше всего смотрится в тандеме с арабскими моделями туфлей. Правда, не менее оригинально платок будет выглядеть на фоне обычных кроссовок или же кожаных сапог.
Альтернативные варианты использования
Подобные платки на протяжении длительного времени используют военные. Особо популярны они на территории засушливых, достаточно жарких стран. Солдаты используют их с целью защиты от песка. Надевают при этом они аксессуар следующим образом:
Использоваться данный аксессуар может далеко не только по прямому назначению. Солдаты нашли далеко не один альтернативный метод его применения. Такие изделия нередко выступают:
Изделие по праву считается универсальным. Не удивительно, что оно пользуется огромной популярностью среди рыбаков, таежников и любителей туризма.
Варианты использования женщинами
Как и множество других вещей, куфия уже перекочевала из мужского гардероба в женский. Модницы нашли аксессуару весьма разнообразное применение. Девушки носят его в качестве шарфов, головных уборов, а также поясов для юбок и штанов. Очень популярно его использование в тандеме с черной кожаной курточкой косухой, а также темными джинсами или же классическими штанами. В такой ситуации палестинка фиксируется на шее. Дополнить образ помогут высокие сапожки или же обычные кроссовки.
В летний период изделие также может использоваться довольно широко. Аксессуар превосходно смотрится в тандеме с топами классического кроя, сарафанами в яркой палитре, а также шортами. Также аксессуары могут применяться и несколько иным методом. Нередко женщины повязывают изделия на сумках из кожи, формируя оригинальный бант.
По сути, вариаций использования палестинки представительницами прекрасного пола существует множество. Достаточно лишь подключить фантазию и не боятся экспериментов. Благодаря этому без труда удастся составить невероятно изысканный, привлекающий особое внимание образ.
Методов завязывания арафатки существует очень много. Подобрав подходящий для себя вариант, удастся создать различные образы. Использовать такие аксессуары могут не только мужчины, но и женщины. Естественно, что при этом будут применяться различные способы, как завязать арафатку на голову или же шею. В любом же случае результат окажется превосходным. Останется лишь подобрать подходящую одежду и аксессуары, чтобы образ получился гармоничным. Благо, данное изделие хорошо сочетается с многими предметами гардероба. Поэтому с их выбором никаких сложностей не возникает.
Видео
Арафатка: как арабский платок завоевал любовь военных и модников планеты (11 фото)
«Вспомогательные функции» шемага очень обширны. Кто-то ранен и нет под рукой полноценной аптечки? Вот вам перевязочная ткань или материя для фиксации поврежденной конечности. Куфию можно свернуть в жгут и использовать как короткую веревку — а можно положить в нее вещи и свернуть в узелок.
Годится куфия и чтобы частично фильтровать слишком грязную, полную мути воду — и в качестве полотенца. С ее помощью можно взять раскаленный чайник — или расстелить ее как скатерть на привале. Она может стать даже оружием: достаточно свернуть платок в пращу и найти подходящий камень или же использовать как удавку.
Григорий Пастушков, полевой эксперт в запасе:
«Забыта главная функция — в арафатке можно изумительно тактикульно фотографироваться. Балбес с калашматом никого не удивит. Балбес с калашматом в темных очках и арафатке — это другое дело.
Арафатка, надвинутая на лицо, прикроет прыщи, отек после вчерашних излишеств, общую неказистость — и сообщит носителю таинственность и угрожающую загадошность. Бог создал людей красивыми и не очень, брутально выглядящими и выглядящими домашне. Арафатка уравняла их, как полковник Кольт и сержант Калашников стерли границу между сильным и слабым».
Ну, а в мирное время арафатку можно увидеть на модниках любых взглядов и вкусов — от богемных хипстеров в кампусе Беркли до неонацистов на востоке Берлина.
И только палестинские активисты уже второй десяток лет мрачно ругаются о культурной экспроприации и «опопсении» их исконного национального символа. Им можно посочувствовать, но поезд давно ушел. Куфия стала элементом глобального дресс-кода и сдавать позиции не собирается. Почему все любят куфию — понятно. Но почему именно она стала так популярна? Ведь платки испокон веков носят практически все народы планеты.
Немного истории
Традиционный головной убор обитателей жарких и сухих районов Азии и Африки — чалма, она же тюрбан. Известный с бронзового века платок длиной в несколько метров, который может сворачиваться на голове тысячей разных способов. Создаваемая им «подушка» из слоев ткани и воздуха защищает и от палящего солнца, и от ночного холода. Чалмы могут делаться из самых разных тканей, в том числе немыслимо дорогих.
Куфия, или шемаг, — гораздо более простой и дешевый предмет одеяния. В развернутом виде она представляет собой не полотнище, а квадратный платок, обычно из хлопка. Дешево, удобно, функционально.
Палестинцы, считающие куфию своей национальной одеждой, отдают пальму первенства жителям иракского города Эль-Куфа. От этого названия и происходит слово «куфия» — куфский платок.
Если копнуть глубже, следы квадратных платков с узорами и характерной бахромой уходят в горы и долины Курдистана. Курдские воины обоих полов по сей день любят совмещать боевую одежду с платком — как куфией палестинского и иорданского типа, так и более традиционной, с яркими и пестрыми узорами.
Вероятно, путь возникновения куфии был таким. В Эль-Куфе, «точке входа» аравийских караванов из пустыни в Среднюю Месопотамию и Багдад, сталкивались бедуины и курды. Простые караванщики оценили удобство, дешевизну и многофункциональность квадратного курдского платка по сравнению с традиционной чалмой.
Они же дополнили его икалем — свернутыми в два кольца вожжами из козьей шерсти, которыми можно прижать платок на голове. Мода захлестнула Аравию — и с караванами распространилась на Сирию и Палестину.Произошло это до Крестовых походов: крестоносцы заимствовали икаль у сарацин и принесли его в Европу под названием бурелет. Его они сделали геральдическим символом участия в Крестовых походах и стали крепить не к платку, а к шлему: для красоты и амортизации ударов.
А вот простой одноцветный узор уже родился как местная мода палестинских и трансиорданских феллахов и бедуинов. Лоуренс Аравийский носил или белый однотонный платок по пустынной моде, или богато украшенный узорами — бедуины аравийских пустынь пользовались именно такими.
Кроме того, жители пустыни делали платки плотными, из смеси хлопковой и шерстяной ткани, чтобы выживать в жестоком зное дневной и убийственном холоде ночной пустыни. Палестинские крестьяне-феллахи жили в более мягком климате, и легкого хлопка им обычно хватало.
Куфия как символ палестинского сопротивления…
К концу османского господства в Палестине куфия была приметой крестьянина-феллаха или кочевника-бедуина. Военные, чиновники и богатые горожане, они же «эфенди», «чистая публика», предпочитали носить фески — пришедшие из марокканского города Феса и ставшие символом позднеосманского дресс‑кода.
Куфиями пользовались те, кому приходилось проводить много времени в полях и пустошах, — крестьяне и бедуины. Именно эти слои к 1930-м годам вошли в жесткий конфликт с евреями-колонистами.
Сионисты мечтали построить государство на родине праотцов, пусть там уже много веков и жили в основном мусульмане. Они всеми правдами и неправдами скупали у местных землевладельцев землю. Обитавших на купленных землях крестьян-феллахов сионисты прогоняли.
По замыслу колонистов, те должны были куда-нибудь деться: арабский мир огромен — от марокканских берегов и сахарских песков до отрогов иранских гор. А землю сионисты хотели обрабатывать непременно сами, из идейного желания «стать из народа торговцев и ремесленников народом крестьян». Арабов старались не нанимать даже в сезонные батраки.
Феллахи никуда деваться не собирались: даже если их деды в XIX веке переехали сюда из Египта, себя они уже считали местными, а евреев — творящими непотребство «понаехавшими». Палестинский араб даже в соседней Сирии — как бы не больший чужак, чем сирийский курд. Согнанные с земель феллахи не эмигрировали, а селились в трущобах у городов. Они жаждали земли и мести.Британским властям это все не нравилось — но соблюсти интересы всех сторон им не удалось. В 1936 году рвануло. Бо́льшая часть восставших были бывшими феллахами, носившими куфии и по привычке, и из удобства скрывавшими ими лицо. Платки в глазах колониальных властей стали подозрительными. Их носителей хватали и сажали, а то и стреляли на месте.
Зато старую городскую публику, почтенных эфенди в фесках, британцы старались не трогать. В 1938 году лидеры палестинских националистов обратились к горожанам с «убедительной просьбой» завести привычку носить платки. В знак солидарности — и чтобы боевикам-феллахам было легче теряться на городских улицах.
Так — еще до Арафата — куфия превратилась в символ палестинского сопротивления и национализма. Обычно она имела черный узор в виде рыболовной сети.
… а также иорданского милитаризма и британских коммандос
Лоуренс Аравийский хотел видеть огромную арабскую монархию под рукой потомков пророка Мухаммеда, шерифов Мекки из дома Хашимитов. Именно это в начале арабского восстания британцы пообещали его другу, королю Хиджаза Хусейну ибн Али.
Но джентльмены к западу и востоку от Суэца сочли, что обещания времен войны Британская империя держать вовсе не обязана. Хашимиты вместо огромной панарабской империи от Индийского океана до Турции сумели удержать только клочок земли за Иорданом.
Там пришедшие с королем бедуины-изгнанники Хиджаза, соратники Лоуренса, стали налаживать непростое соседство с местными феллахами. Именно в это время, после Первой мировой войны, появился очень характерный облик куфии королевской гвардии и Хашимитов: мелкий красный узор, почти шахматный, и по-бедуински плотная ткань из смеси шерсти и хлопка.
Король Трансиордании Абдалла ибн Хусейн из дома Хашимитов предпочел былым обидам сохранение и углубление сотрудничества с Лондоном. Британцы в ответ помогли своему вернейшему союзнику в арабском мире создать Арабский легион: высокопрофессиональную, современную боевую силу, не уступающую в эффективности лучшим частям королевской армии. Куфии с красным узором стали частью униформы.Легионеры дома Хашимитов в составе войск Британской империи подавляли пронацистское восстание в Ираке и били французов-вишистов в Сирии. Во время войны Израиля за независимость они нанесли евреям ряд чувствительных поражений, выбили их из священного Старого города Иерусалима и восточных кварталов. В 1967-м они и их коллеги-десантники оказались единственными войсками арабской коалиции, сражавшимися с ЦАХАЛ на равных.
Воюя плечом к плечу с иорданскими легионерами, британские солдаты быстро уяснили все удобство и пользу куфии в пустынной войне. Во время сражений с Роммелем в Северной Африке куфия стала неотъемлемой частью облика бойцов группы дальней разведки пустыни и SAS, которым приходилось много времени проводить в глубоких рейдах среди песков и пустошей.
Как куфия стала арафаткой
Когда с 1967 года израильтяне взяли под контроль Западный берег реки Иордан и Сектор Газа, местные развернули партизанскую войну. Мир конца 60-х, увлеченный антиимпериализмом, борьбой за гражданские права и левой волной, видел на фотографиях в газетах и в кадрах хроники, как вооруженные до зубов израильские бойцы бьют и тащат в застенки повстанцев в характерных пестрых платках.
Образ куфии «наложился» на традиционные шарфы вьетконговцев: тоже в мелкий черный и красный узор. Прогрессивные, левые и антиимпериалистические активисты старались достать что-то подобное и щеголять в этом назло агрессору. Вьетнамская война скоро закончилась — а вот арабо-израильский конфликт делать этого и не думал.
После Второй мировой и поражения в Войне за независимость Израиля палестинцы и другие арабские народы были увлечены стремлением к модернизации и европеизации.
Куфия сохранилась в быту палестинцев, но понемногу становилась частью «дедушкиного гардероба».
При всем медиарезонансе куфия могла бы стать полузабытой экзотикой к 80-м, если бы Ясир Арафат не решил сделать ее своим личным символом. Другие палестинские лидеры предпочитали костюмы с галстуками или военную форму — но Арафат везде появлялся в куфии. Вскоре он придумал носить ее особым образом, чтобы она походила на условную карту Палестины (она же условная карта Израиля).
Из «платка террориста» в must have спецназовца и наемника
Правда, самые прозорливые из модных домов уловили какие-то «колебания ноосферы». Еще в январе 2001 года «Гардиан» писала о «террористическом шике маскулинности» как о тренде будущего сезона осени-зимы 2001−2002 годов.
Накаркали. В сентябре рухнули башни Всемирного торгового центра. А затем неоконсерваторы США решили, что под шумок можно свергнуть Саддама — и превратить Ирак в полигон эксперимента по превращению тоталитарного режима в общество либеральной демократии.
Массы американских войск на долгие годы оказались в Афганистане и Ираке. В обеих странах куфия не была традиционной одеждой — зато имелись сильнейшие симпатии к палестинцам: американскую оккупацию многие считали «происками сионистов против мусульман». Арафатки стали одним из способов обозначить «фигу в кармане», а также частью облика разнообразных антиамериканских боевиков.
В то же время пришедшие с американцами британские войска имели традицию пользоваться на таких ТВД куфиями — которые обычно называли шемагами — со времен Второй мировой. Неизвестно, от кого именно спецподразделения США подхватили обыкновение носить куфию — от своих врагов или союзников, но она им крайне понравилась.
Естественно, мода спецназа охватила и «обычных» солдат, морпехов и ЧВКшников. Уже в первые годы оккупации Ирака и Афганистана тактический шемаг стал таким же обычным элементом облика солдата США, как шлем, бронежилет и М4.
Ну, а от американцев как законодателей армейской моды это подхватили и многие другие. В том числе и те, кто предпочитают числить Пентагон в разделе «наиболее вероятные противники». Ведь куфия — это не пи… американцы, а свободолюбивые палестинцы!
Тренд глобальной моды
Мимо моднейшего тренда тактикульности никак не могли пройти любители стиля милитари, особенно страйкболисты и «рапторы». Куфии стали все чаще мелькать на улицах городов без малейшей связи с левыми симпатиями или поддержкой палестницев.Уловившие запрос китайцы завалили мировые рынки дешевыми шемагами, как бело-черными, так и защитных расцветок. Палестинским производителям осталось лишь сетовать на культурную апроприацию — что уже бессмысленно — и настаивать на аутентичности своей продукции. В чем они совершенно правы.
Уже к 2007 году «Нью-Йорк Таймз» констатировала: куфия-шемаг лишилась политических коннотаций и стала элементом глобальной моды мегаполисов от Фриско до Токио. А в 2010-х вполне обычным стало зрелище немецких неонацистов с арафатками, зигующих против наплыва беженцев‑мусульман.
Тагельмуст
С арабской куфией не стоит путать тагельмуст туарегов Сахары. Он тоже обычно делается из хлопка, но вместо цветных узоров по белой ткани целиком красится в густо-синий цвет.
Форма тагельмуста — не квадрат, а полотнище в несколько метров. Это во многом ритуальная вещь, мужчина-туарег по традиции носит его постоянно. Не на голове или шее, как арабы куфию, а повязанным полностью, оставляя открытыми только глаза.
Считается, что тагельмуст защищает владельца не только от ветров пустыни, но и от ее злых духов. Как и куфия, он проник в западную моду, в основном французскую, ибо родные земли туарегов были частью колониальной империи Парижа. Французские модники и модницы носят его наподобие шарфа, но в остальном мире он не имеет и доли популярности арафатки.
А легионеры и «не-совсем-колониальные» войска марин используют тагельмусты по прямому назначению, когда сражаются в пустынях. В том числе с туарегами.
Как бы ни сокрушались по этому поводу палестинские активисты, сделать куфию их символом снова уже не получится. Курдский платок, ставший одеждой аравийских бедуинов и феллахов долины Иордана, окончательно глобализировался.
Теперь его носят все — от прогрессивных хипстеров-пацифистов и японских неформалов с Акихабары до мечтающих о расовой войне неонацистов, на дух не переваривающих все арабское и мусульманское.
Каждый может подобрать символическое значение и практическое применение на свой вкус. Шемаг — это антиколониальная борьба и американский турбопатриотизм, деталь богемного шика и удобная штука в турпоходе.
Тем более что это действительно красивая и практичная вещь.