Арагонская хота что это
Испанский танец «Арагонская хота»
Что вы знаете про танец «Арагонская хота»? Страстный и искрометный, с гитарами и кастаньетами, исполняемый с неизменным для испанцев «огнем». Появился он в 18 веке на севере Испании в автономной области Арагон и в переводе означат «скачок». Именно скачки и являются основным из его движений, а польза танцев очевидна.
Танец арагонская хота сохранил свою самобытность до сих пор, и его танцуют во многих странах.
Происхождение хоты
Испания — это несколько областей, и каждая из них оказала на этот танец свое влияние. То, как его танцуют в Валенсии, отличается от исполнения галисийскими танцовщиками. Так же и Кастилия, Кантабрия, Каталония, Астурия и Мурсия — везде хота имеет разный колорит.
Первый образец музыки этого стиля был написан еще в 1779 году, но традиционно считается, что танец появился еще в 17 веке. Его тесно связывают с существовавшим в Арагоне культом Божьей Матери Пилар, покровительницы области. Именно танец арагонская хота впоследствии и будет считаться классическим.
Уже в 19 веку хоту танцуют не только по всему полуострову, она становится популярной и на Канарских, и на Балеарских островах. Выходцы из Испании и путешественники привезли ее даже в Латинскую Америку, и в двадцатых годах девятнадцатого века ее уже танцуют в Аргентине, в сороковых — в Мексике и Перу.
Из-за такого стремительного распространения, уже к началу двадцатого века исследователи насчитывают почти сто вариантов исполнения хоты, и это лишь на территории Испании! Почему так происходит? Для испанцев, хота — это не просто танец, с танцовщицами, облаченными в национальные костюмы своего региона, кастаньетами и зажигательными движениями.
Танец «Арагонская хота» — отображение их жизни, ведь во всех песнях говориться о патриотизме, религии, любви, браке. Есть даже композиции, которыми сопровождаются похоронные процессии. Хоту танцуют по любому поводу, и почитая мертвых, и воспевая любовь и чувственность живых.
Особенности танца хота
Это достаточно ритмичный танец, его шаги напоминают движения вальса, но лишь на первый взгляд. Может исполняться как под песенные композиции, так и под мелодии, не содержащие слов. Чаще всего, пением сопровождаются погребальные и любовные варианты.
Танцуется хота парами, и для нее используют не обычные кастаньеты, а «пульгареты», имеющие более сильное и резкое звучание. Размер звуков трехдольный, мелодия делится на фразы, состоящие их четырех тактов. Даже скорбные танцы написаны в мажорном ладу.
Образцом считается именно арагонская хота, исполняемая под аккомпанемент ансамбля «рондалья», и сопровождаемая пением. Певец не участвует в танце. Примечателен и набор музыкальных инструментов, используемых для аккомпанемента. Это гитары и гитарроны, чуть меньшие по размеру, типле, еще меньшая гитара, и бандуррии. Именно на бандурриях и исполняется собственно мелодия, а все виды гитар лишь подчеркивают ритм, позволяющий танцорам не сбиваться с такта.
Несмотря на быстроту и ритмичность, именно арагонская хота имеет самый глубокий патриотически смысл, и ею сопровождаются различные процессии. Жители региона уверяют, что танец хота способен растопить самое холодное сердце, особенно, если его танцует очаровательная молодая девушка.
Разновидности
Чтобы научиться исполнять, нужно еще раз уяснить, что каждая испанская провинция имеет свою интерпретацию. То есть, движения и фигуры валенийской, будут отличаться от хоты, которую танцуют в Наварре.
В танцевальных школах, как правило, преподают арагорскую, считающуюся классической, а наиболее близка к ней наваррская. Даже несмотря на то, что это быстрый танец, валенсийская исполняется более размеренно и степенно, чем все остальные виды.
Самой популярной в Испании, да и в Европе, считается зажигательная сарагосская хота. Хотя Сарагос и является центральным городом Арагона, разница между танцами существенная. Сарагосская разнообразнее, чем классическая по движениям, скорость ее меняется, по-другому исполняются поклоны, и практически нет движений для рук.
Хореографы разделяют следующие хоты:
— Алканьис (Alcaniz) является относительно быстрой и ритмичной, в ней используются одиночные подскоки, с ударом ног, и приветствия;
— Албалате (Albalate) танцуется гораздо медленнее, чем предыдущая, и движения в ней менее разнообразны;
— Каланда и Андорра также имеют собственные варианты танца, отличающиеся большей грациозностью и величием. Музыка и ритм, более медленные сначала, но набирающие темп к концу;
— Уэска энергична, и исполняется на манер некоторых французских народных танцев.
Научиться танцевать каждый их этих вариаций, достаточно просто и сложно, одновременно. Хотя, для этого в ваших жилах и не должна течь кровь идальго, но искрометность и порывистость, так характерная для этой нации, должны присутствовать обязательно.
Испанцы, и особенно испанки, вкладывают в исполнение собственную душу, и создается впечатление, что все они танцуют хоту с пеленок.
Музыку для хоты писал и русский композитор М.И. Глинка, который, во время своего путешествия по Испании, был очарован танцем.
Так что, если у вас есть желание постигнуть искусство исполнения одного из самых характерных этнических выражений танец арагонская хота — направляйтесь в хореографическую студию.
Хота — народный испанский танец
Хота — народный испанский танец, красота которого подвигла великого русского композитора Глинку на создание неповторимо колоритной оркестровой пьесы «Арагонская хота». Но прежде чем начать творить свой шедевр, композитор тщательно изучил историю возникновения и развития этого танца. Посещение Испании подарило Глинке огромное вдохновение. О чем можно судить, послушав его творение.
Возникновение
Этот старинный испанский народный танец относится к последним десятилетиям восемнадцатого века. Но существует мнение, что он возник гораздо раньше.
Местом рождения этого танца принято считать провинцию Арагон на севере Испании. Популярность танца быстро начала набирать масштабы. На сегодняшний день хоту можно встретить в культурах многих народов. Также мелодия этого танца украшает списки произведений многих европейских композиторов.
Название «хота» (в переводе — «скачок») полностью оправдывает себя. Это движение является основным.
Хота исполняется на всех празднествах, приуроченных к знаменательным событиям в жизни каждого испанца. Танец разворачивается под колоритное пение. Слова песен рассказывают истории о патриотизме, любви, страсти, верности, предательстве, сексуальных победах. В переплетении голоса, мелодии и движения отражается единение народа и гордость за нацию.
Танцевальная площадка пестрит яркими красками национальных костюмов. Завораживающая атмосфера подпитывается эмоциональными движениями пар. Ритмический размер хоты — 7/8, а сами шаги напоминают вальсовые, но преподнесенные с испанской пылкостью, страстью и самозабвением.
Разновидности
Как и все испанские народные танцы, хота обладает ритмичностью, грацией и наполнена особенной энергетикой. Превалирующая часть жителей Арагоны имеет иберийское происхождение. Не смотря на это, на культуру региона значительное влияние произвели мавританские традиции. Но каждый из регионов наложил свой особый оттенок на общую картину танца.
Хота Alcaniz представляет собой сочетание быстрого темпа и традиционного набора танцевальных движений, исполняемых в определенной последовательности. К таким движениям относятся:
Хота Albalate имеет меньший набор движений и меньшую динамичность.
Каландская и андоррская хота отличаются величественным характером. Валенсийская — развивает свой темп от медленного к быстрому.
Хота из Сарагосы располагает большим набором фигур, шагов и значительным выбором темпов.http://finsekrret.ru
Хота из Уэска имеет несколько оригинальных, неповторимых шагов и фигур. Она в некоторой степени наследует традиции французского танца.
Хота де ла вендимиа посвящена празднику винного урожая. Ее зачастую сопровождает игра ударных инструментов, гитарный перебор и чувственные мелодии, исполняемые на бандурриа.
Народный испанский танец — одна из самых больших гордостей этого добродушного народа, с горячим нравом.
«Арагонская хота»
Один из величайших русских композиторов Глинка в середине девятнадцатого столетия путешествовал по городам Испании. Его досуг составляли пешие прогулки по историческим улочкам, конные поездки по окрестностям городов. Глинка с упоением изучал культуру, обычаи, традиции и нравы этой солнечной страны. Народное творчество испанцев глубоко поразило композитора. Изобразительное искусство, песни, стихи, музыка — все это наполняло его внутренний мир особенным светом и умиротворением.
Музыка «Арагонской хоты»
Произведение открывает перед слушателем динамичную, величественную картину, с торжественными нотами в звучании. Основной раздел приобретает выразительность и яркость. Жизнерадостное, веселое пиццикато арфы и струнных сменяется более выразительной и серьезной темой деревянных духовых инструментов. Мелодии идут одна за другой и затем отдают все внимание теме, очень напоминающей шутливую, нежную и изящную игру мандолины.
Михаил Глинка «Арагонская хота»
Михаил Иванович Глинка стал первым русским композитором, побывавшим в Испании. Непосредственным толчком к решению посетить эту страну явилось известие о поездке Ференца Листа в Испанию – впрочем, в 1840 году, будучи в Париже, композитор признавался, что желание побывать там испытывал уже давно. Но намерение свое он осуществил не сразу, а только пять лет спустя. За это время Михаил Иванович великолепно освоил испанский язык, благодаря чему во время своей поездки он мог беспрепятственно объясняться с испанцами.
И вот наконец в 1845 г. – как раз в тот день, когда ему исполнился 41 год – композитор пересекает испанскую границу. Какая область испанской музыки интересовала его в первую очередь? Разумеется, не профессиональная, которую можно было услышать в театрах – она находилась под таким сильным влиянием итальянской музыки, что говорить применительно к ней о каком-либо национальном своеобразии было сложно. По этой причине Глинка обращает взор на то, что он называет «напевами простолюдинов» – и в этом деле он действительно преуспел, записав свыше двух десятков народных испанских мелодий. Возможность познакомиться с подобными напевами предоставляется ему еще до прибытия в Мадрид, куда он направляется через Бургос и Вальядолид.
В Вальядолиде Глинка встречает гитариста Феликса Кастильо. В исполнении этого музыканта он услышал арагонскую хоту – испанский народный трехдольный танец, и эта мелодия становится для композитора одним из самых ярких испанских впечатлений, а для его соотечественников – своеобразной «музыкальной эмблемой» Испании. Это стало возможным благодаря симфоническому произведению, за работу над которым Михаил Иванович принялся сразу же, как прибыл в Мадрид. Этой симфонической увертюре он дал заглавие «Блестящее каприччо на тему Арагонской хоты», ныне же оно более известно под более кратким наименованием «Арагонская хота». Это действительно блестящее произведение, создающее пленительный образ Испании с яркими красками ее природы и пламенными страстями ее жителей.
Увертюру, имеющую сонатную форму, открывает величественное минорное вступление в медленном темпе с красочными гармоническими сопоставлениями, фанфарными оборотами медных духовых и решительными восходящими мотивами струнных. Это своеобразная характеристика «места действия».
Вступление непродолжительно, и непосредственно за ним следует главная партия, в которой заложен внутренний контраст. Состоит она из двух тем. Первая из них – та самая мелодия хоты, которую Глинка слышал в Вальядолиде, в экспозиции увертюры она звучит у солирующей скрипки. Вторую – более напевную тему – интонируют поочередно (по одной фразе) гобой, кларнет и флейта. Деревянные духовые участвуют и во втором проведении первой темы. Оркестровка хоты подражает испанской народной музыке: пиццикато струнных имитирует звучание гитары, кроме того, используются кастаньеты.
Побочная партия не контрастная главной, напротив – две составляющие ее темы родственны двум темам главной, а их обороты вплетаются в сопровождение. Сходство тем усиливается единой гармонической структурой, характерной для хоты: тоника-доминанта-доминанта-тоника.
В развитии, сочетающем приемы варьирования и мотивной разработки, темы драматизируются и приобретают звучание напряженное, суровое и даже грозное. Элементы хоты звучат на фоне грохота литавр, но постепенно ее очертания восстанавливаются – и танцевальная мелодия вновь предстает во всем блеске. В едином потоке вихревой пляски сливаются все темы увертюры. В коде возвращается музыкальный материал вступления – фанфарные обороты – но здесь, окрашиваясь в мажорные тона, они звучат не сумрачно, как в начале увертюры, а празднично.
В Мадриде, где была написана «Арагонская хота», существовала традиция – в драматическом театре перед началом спектаклей исполнялись симфонические пьесы, и Глинка надеялся, что одной из них станет его испанская увертюра. Но надежды композитора не оправдались, и премьеры пришлось ждать пять лет. Состоялась она в Санкт-Петербурге в марте 1850 г.
Испанская Хота — танец (Арагон родина)
Хота (от латинского “скачок”) — испанский народный танец. Арагон является местностью-родоначальником этого ритмичного танца. Хота появилась в этой провинции в восемнадцатом веке и постепенно распространилась по всем другим регионам, ставшая национальным достоянием всей страны.
Хота — испанский народный танец (Арагон родина)
Большинство жителей Арагона имеют иберийские корни, на которых оказывают влияние мавританские традиции, следовательно, получается, что к ним и относится этот танец. Арагон — родина классического танца Хота, тем не менее, существует множество вариантов исполнения танца в зависимости от региона. После распространения танца, появились следующие разновидности танца (около 100):
Конечно, это далеко не весь список (есть и Колумбийская Хота, Астурианская, Мурсианская и мн. др.).
Что же представляет собой Арагонская Хота?
Обычно танцоры одеты в национальные костюмы и танцуют парами. Считается, что Хота — это театральная постановка (классический вариант), однако в повседневных условиях хоту в таком виде не исполняют.
Арагонская хота танцуется с темпераментом, задором и в быстром темпе. Движения в танце исполняются на легких прыжках и слабых приседаниях. Самыми лучшими танцорами считаются те, кто танцует полусидя. Танцоры сопровождают свой танец игрой на кастаньетах или щелканьем пальцев.
Нужно добавить, что в классическом варианте хота существует в трех видах:
Классический танец — арагонская хота подразумевает наличие кастаньет (в данном случае — “пульгареты”, которые звучат энергичней и громче).
Если брать во внимание песни, то они различной тематики — и патриотической, и религиозной, и любовной, и семейной. Эти песни пробуждают национальное самосознание людей, поэтому хоту исполняют на свадьбах, праздниках, на свадьбах, похоронах.
Этот танец участвует и в жизни испаноязычных стран (в Парагвае в городе Пилар на ежегодном фестивале города ключевым событием является хота), так велико патриотическое влияние этого танца и песен.
В танце, в зависимости от региона, используют различные инструменты. Так кастильская хота — это барабаны, гитары, лютни, бандуры, дульзаины, галисийский вариант — это волынки, “бомбос” и барабаны. Хота в исполнении имеет трехдольный размер.
Следует отметить, что первоначальный вариант хоты был довольно сложен, но уже кастильский вариант хоть и быстрее, но более спокойный. Хота продолжает видоизменяться и в теперешнее время. Она постепенно становилась более хореографичной, ее даже использовали в кинофильмах и фестивалях.
Что же до музыкального сопровождения — некоторые неиспанские музыканты включали хоту в свою музыку. (Жорж Бизе “Кармен”, Сен-Санс и Михаил Балакирев писали концерты для оркестра; Михаил Глинка “Арагонская хота”; хота для пианино, написанная Ференц Листом).
Арагонская хота что это
Из истории известно, что Михаил Иванович Глинка в 1845-47 годы – путешествовал по Испании и изучал народную музыку. Он, вообще-то изучал не только испанскую музыку, но и итальянскую, учился пению бель канто ( bel canto ) и в ранний период творчества «впитывал» в себя как губка всю музыку, которую только слышал. Например, его ранние ноктюрны по стилю приближены к миниатюрам Шопена. Это вполне нормально, если учесть, что консерваторий, где обучают музыке, в России тогда еще не было, и надо было у кого-то учиться. Позже, в зрелом возрасте, Глинка осуществил свою мечту – соединить русский мелос (крестьянский фольклор, который он великолепно знал) с западной музыкой.
«Испанские мотивы» можно услышать не только в творчестве Глинки, но и других выдающихся композиторов: Балакирев «Увертюра на тему испанского марша», Римский-Корсаков «Испанское каприччио» , Лист «Испанская рапсодия», «Хота из С еми испанских песен» Фалья.
Но прежде, чем отправиться в Испанию в музыкальное путешествие по следам Глинки, заглянем в глубину истории и посмотрим, откуда взялась хота.
Хота – испанский народный танец в трехдольном метре. Генетически хота связана с культом Пиларской божьей матери – святой покровительнице Арагона – и с празднествами в ее честь. В начале XIX века хота распространилась по всему полуострову, проникла на Балканские и Канарские острова и была завезена из Испании в Америку, Аргентину, Мексику, Перу. Исследователи насчитывают на территории Испании до ста разновидностей хоты.
Арагонская хота – оживленный, подвижный, энергичный танец, аккомпанирует ему инструментальный ансамбль « рондалья ». Полная хота включает в себя еще и пение. Поет обычно тот участник хоты, который не танцует.
Классическая арагонская хота является предметом национальной гордости. Во время осады с наполеоновскими войсками Сарагосы, защитники города, бросаясь в бой, воодушевляли себя пением хоты. Сохранились героико-патриотические хоты, например, «Хота Пиларской девы». Почти в каждой провинции Испании имеется свой тип хоты.
В произведении Глинки призывные торжественные фанфары в начале приглашают к хоте всех желающих. И когда все собрались, изящная трехдольная мелодия зажигает сердца и глаза, передает красочный мир народной Испании, южной природы и быта. Кастаньеты в оркестре, которые обычно не входят в классический состав, блестяще передают огненную пылкость, стремительность испанского танца. Основная мелодия не просто повторяется несколько раз в вариантном развитии. Она словно передает разные настроения – и танцевальные, и боевые, и торжественно-свадебные, и таинственные. Словно все разновидности традиционной хоты проходят перед нами, как экскурс в Испанию. Глинка проводит нас по тем местам, где он сам побывал, показывает, что видел и слышал, что чувствовал. И путешествие это, надо сказать, очень увлекательно.