арам хачатурян биография и творчество
Арам Хачатурян
Биография
Арам Хачатурян – советский композитор армянского происхождения, автор балетов «Спартак», «Гаянэ», музыкальной сюиты «Маскарад».
Арам родился 6 июня 1903 года в селе Коджори недалеко от столицы Грузии. Вскоре семья перебралась в Тифлис. Отец Егия (Илья) Хачатурян был ремесленником, владельцем переплетной мастерской. Женившись на односельчанке, с которой был обручен с детства, Илья переехал из родного селения Верхняя Аза, что на границе с Ираном, в центральную Грузию.
Композитор Арам Хачатурян
Мать Кумаш Саркисовна была на 10 лет младше мужа и занималась домашним хозяйством. В семье родилось пятеро детей – дочь Ашхен и сыновья Вагинак, Сурен, Левон, Арам, но девочка умерла в младенчестве.
Мать любила петь армянские песни, а младший сын Арам в это время подыгрывал ей на всем, что попадалось под руку: кастрюлях или медных тазах. Рвение к музыке не приветствовалось в семье, отец всем сыновьям стремился дать хорошее образование, поэтому Арама вскоре определили в частную гимназию княгини Аргутинской-Долгоруковой. В детстве мальчик легко овладел, помимо родного, еще грузинским и русским языками.
Семья Арама Хачатуряна
Атмосфера улиц и переулков многонационального города была насыщена музыкальными звуками, которые лились отовсюду. Регулярно Отделение Русского музыкального общества принимало Федора Шаляпина, Сергея Рахманинова, Константина Игумнова. В Тифлисе действовал Итальянский оперный театр. Мальчик невольно впитывал мелодии и ритмы разных народов, живущих в столице Грузии. Когда отец приобрел старый рояль, Арам научился подбирать песни.
Арам Хачатурян в молодости
В 1921 году на лето в Тифлис приехал старший брат Арама Сурен, который в то время уже жил в Москве. Отучившись в Московском университете на историка, молодой человек устроился работать в МХТ. Сурен тесно общался с основателями русского театра: Станиславским, Немировичем-Данченко, Сулержицким, Вахтанговым и Михаилом Чеховым. Загоревшись идеей создать национальный армянский театр, Сурен приехал на родину искать талантливых соотечественников для учебы в Москве. Вместе с театралами в столицу России отправились и братья Сурена Левон и Арам.
Арам Хачатурян в студенческие годы
В Москве юноши погрузились в культурную жизнь города с головой: посещали оперу, балет, выступления симфонических оркестров, драматические спектакли. Большое впечатление на Арама произвел поэт Владимир Маяковский. Через год Хачатурян поступил на биологический факультет университета, но любовь к музыке взяла свое: молодой человек начал посещать еще и музыкальное училище Гнесиных, в котором только создавалось отделение композиции. Первым педагогом Хачатуряна стал Михаил Фабианович Гнесин, встреча с которым определила творческую биографию молодого человека.
Музыка
Хачатуряну, начавшему изучать теорию музыки и нотную грамоту слишком поздно, поначалу приходилось очень сложно. В училище Арам помимо фортепиано освоил игру на виолончели. Первые же пробы написания музыки оказались успешными: «Танец для скрипки и фортепиано» до сих пор входит в копилку скрипичного репертуара. Окончив училище, в 1926 году Арам отправляется на родину, где возглавляет музыкальное отделение Московского Дома культуры.
Арам Хачатурян
В 1929 году Хачатурян возвращается в Москву, где поступает в Московскую консерваторию в класс композитора Николая Яковлевича Мясковского. Инструментовку Хачатуряну преподавали Рейнгольд Глиэр и Сергей Василенко. В эти годы Арам создает сюиту для альта и фортепиано, фортепианную «Токкату», «Семь фуг для рояля». Трио для фортепиано, скрипки и кларнета высоко оценил Сергей Прокофьев, который устроил премьеру этого произведения в Париже. В 1933 году на сцене Московской консерватории в исполнении симфонического оркестра прозвучала «Танцевальная сюита».
Арам Хачатурян за фортепиано
Дипломной работой композитора стала Первая симфония. После окончания аспирантуры в 1936 году Хачатурян создал Первый фортепианный концерт, который сразу вошел в репертуар советского пианиста Льва Оборина. В произведениях Арам соединяет восточный колорит гармонии и мелодии с западно-европейскими музыкальными традициями. Сочинения Арама Хачатуряна исполняли советские музыканты Д. Ойстрах, Л. Коган, М. Полякин, Я. Флиер, зарубежные исполнители У. Капелл, А. Рубинштейн.
В предвоенные годы Арама Хачатуряна назначают заместителем председателя Союза композиторов СССР. Он пишет балет «Счастье», Первый скрипичный концерт, музыку к драме Михаила Лермонтова «Маскарад» и комедии Лопе де Вега «Валенсианская вдова». Вальс из сюиты «Маскарад» вошел в число лучших произведений симфонической музыки XX столетия.
Дирижер Арам Хачатурян
В 1948 году Арам Хачатурян испытал шок после выхода постановления Политбюро, в котором его творчество, а также музыка Шостаковича и Прокофьева были названы формализмом. После нападок партии первое крупное произведение мастера – балет «Спартак» – появилось только в 1954 году. С середины 50-х годов балет прочно вошел в репертуар многих театральных коллективов СССР и зарубежья. На музыку Хачатуряна были поставлены спектакли советскими балетмейстерами Л. Якобсоном, И. Моисеевым, Ю. Григоровичем.
Композитор Арам Хачатурян
С начала 50-х годов Арам Хачатурян набирает первый курс композиции в Московской консерватории и в Гнесинском институте. Арам Ильич воспитал маститых советских композиторов Андрея Эшпая, Ростислава Бойко, Алексея Рыбникова, Микаэла Таривердиева, Марка Минкова, Владимира Дашкевича. Его поддержкой пользовались Арно Бабаджанян, Александр Арутюнян и Эдвард Мирзоян.
Портрет Арама Хачатуряна
Арам Хачатурян занимался дирижированием и объездил с выступлениями крупные центры Советского Союза, Европы и Америки. Композитор написал музыку к кинофильмам «Адмирал Ушаков», «Джордано Бруно», «Отелло», «Сталинградская битва». В 60-годы появляются подряд концерты-рапсодии для скрипки, виолончели, фортепиано, в 70-е годы композитор создает ряд сонат для струнных инструментов.
Личная жизнь
Арам Ильич Хачатурян был женат дважды. От первого брака у него осталась дочь Нунэ, которая получила музыкальное образование и посвятила жизнь пианистической деятельности. Первый союз не продлился долго. В 1933 году Арам Хачатурян, будучи разведенным, женился во второй раз на однокурснице Нине Владимировне Макаровой.
Арам Хачатурян с женой и сыном
Во втором браке родился единственный сын композитора Карен, который позже стал известным искусствоведом. Отношениям Арама Хачатуряна и Нины Макаровой посвящен телефильм из серии «Больше, чем любовь», в создании которого использовались свидетельства родных и фото из семейного архива.
Смерть
Последние годы жизни Арама Ильича омрачали постоянные болезни. Композитор много времени проводил в больнице.
Памятник Араму Хачатуряну в Москве
В 1976 году скончалась Нина Владимировна, после чего музыкант окончательно сник. 1 мая 1978 года сердце Арама Хачатуряна остановилось. Могила композитора находится в Ереване, в парке имени Комитаса.
Интересные факты
Несколько интересных фактов из жизни композитора:
Арам Хачатурян
Кто о чем, а я все о композиторах болтаю))
Мое знакомство с Арамом Хачатуряном началось крайне традиционно, с вальса к «Маскараду» Лермонтова.
Это мой любимый вальс. Он прекрасен, восхитителен, неповторим и почему-то ассоциируется у меня с Питером. Когда я его слушаю, я всегда представляю себе, как я кружусь по Дворцовой площади в бешеном танце. Пышная юбка развивается, дыхание сбивается, а я танцую, танцую, танцую. Вальс я танцевать не умею, но мечтать о нем мне это совершенно не мешает)
Об этой мелодии можно говорить бесконечно. Вот, например, что писал Ираклий Андроников:
Что можно рассказать об авторе этой мелодии, о композиторе Араме Хачатуряне?
Он родился в Коджори вблизи города Тифлиса в армянской семье. Случилось это радостное событие 6 июня 1903 года.
Отец его был переплетчиком. Звали его Егия и Арам был его четвертым сыном.
Родился Егия в деревне Верхняя Аза, расположенной вблизи города Ордубад, у самой границы с Ираном. А как только ему минуло 13 лет, он покинул деревню и переехал в Тифлис. На заработки. Приехал он туда в крестьянских лаптях да с парой медных монет в кармане. Не знаю как, но ему удалось стать одним из учеников в переплетной мастерской и за очень короткий срок овладеть профессией. В 25 он уже выкупил пришедшее в упадок дело хозяина.
Мать Арама Хачатуряна звали Кумаш.
Родилась она в все той же Верхней Азе и когда ей исполнилось 9 лет, ее обручили с 19-летним Егией, которого она до этого ни разу не видела. В 16 лет она стала его женой. Он увез ее в Тифлис, где на свет появились пятеро их детей. Дочка Ашхен (умерла во младенчестве) и четверо сыновей: Вагинак, Сурен, Левон и Арам.
«Мать, – говорил Арам Хачатурян, – была очень красивая женщина: высокого роста, стройная. До конца своих дней она была заботливой хранительницей семейного очага и пользовалась глубоким уважением отца, что не часто встречалось в те годы на Востоке». Кумаш любила петь народные армянские песни, и эти напевы очень трогали ее младшего ребенка. Под их впечатлением мальчик забирался на чердак дома и часами выстукивал полюбившиеся ему ритмы на медном тазу. «Эта моя первоначальная «музыкальная деятельность», — рассказывал Хачатурян, — доставляла мне неописуемое наслаждение, родителей же приводила в отчаяние…».
Он с детства любил музыку. Да и как ему было ее не любить, если он рос в мире наполненном музыкой? «Старый Тифлис – звучащий город, – писал Хачатурян впоследствии, – музыкальный город. Достаточно было пройти по улицам и переулкам, лежащим в стороне от центра, чтобы окунуться в музыкальную атмосферу, создаваемую самыми разнообразными источниками…»
Арам Хачатурян родился в начале двадцатого столетия, поэтому волей-неволей стал свидетелем многих страшных событий тех лет. Сначала была революция 1905 года. Араму тогда было не больше двух лет, но все равно некоторые воспоминания глубоко врезались ему в память: «Непонятная суета вокруг, плачущие женщины уводят меня со двора в комнату, запирают ворота, опускают занавески, с улицы доносятся крики…» Потом началась Первая мировая война, экономический кризис, революция, интервенция англо-индийских, немецких и французских войск,установление советской власти… В какой-то момент отголоски геноцида вынудили армянские семьи бежать из Тифлиса. Бросив квартиру и мастерскую, Егия с женой Кумаш вместе с двумя младшими сыновьями отправились в долгий путь на Кубань, в Екатеринодар ( теперь этот город называется Краснодаром), где жил их старший сын. «Это были страшные дни, полные тревоги, морального и физического напряжения. Достаточно сказать, что почти весь путь, в том числе через Военно-грузинскую дорогу, мы прошли пешком, неся на себе какой-то жалкий скарб. К счастью, турецкие палачи не добрались до Тифлиса. Осенью того же года мы вернулись домой…».
Маленький Арам был очень шумным, веселым, говорят, даже задиристым мальчишкой. С раннего детства он знал несколько языков. Дома говорил по-армянски, с друзьями по-грузински, в школе по-русски. Когда подошло время учиться, отец отдал его в частный платный пансион княгини Аргутинской-Долгоруковой.
Там Араму больше всего нравились уроки пения. Однажды Егия зачем-то (он сам потом даже не мог объяснить зачем) купил за бесценок старый рояль, на котором половина клавиш никуда не годилась. Арам стал пробовать свои силы, наигрывая на этом инструменте знакомые мелодии. Он самостоятельно научился играть по слуху и позже стал тапером, совершенно не зная нотной грамоты. Но родители не одобряли это его увлечение. Честно говоря, к музыке они относились с плохо скрываемым презрением. Считали, что музыкант — никчемная профессия, да и не профессия даже. Боялись, что мальчик станет сазандаром, уличным музыкантом. «Это несерьезно! »— наверняка твердили они ему,- «Чем ты будешь зарабатывать себе на жизнь? Му-зы-кой. Вай мэ! Нет-нет-нет!»
Если вы хорошенько представите себе эту сцену, то последующие события совершенно вас не удивят. Что же произошло? Да ничего. Просто в 18 лет Арам Хачатурян покидает родной дом и переезжает в Москву к своему старшему брату Сурену.
О Сурене нужно сказать особо. Он был старше Арама на 14 лет. Закончил историко-филологический факультет МГУ, увлекался театром, работал во МХТе, был знаком со Станиславским, Немировичем-Данченко, мечтал создать армянский национальный театр… Младшего брата Сурен Хачатурян очень любил. И судя по всему, хорошо понимал его склонности. «Ну какой из тебя коммерческий советник?! Займись-ка лучше искусством», — говорил он Араму.
В Москве Арам Хачатурян становится студентом биологического отделения физмата МГУ. Весьма здравый и разумный выбор как по мне.
Но как стать виолончелистом без виолончели? На помощь опять пришел старший брат Сурен. Он нашел хороший инструмент у родственников своей жены. Беда была лишь в том, что ехать за ним нужно было в город Ковров. Арам поехал. Позже он вспоминал: «В вагоне было нестерпимо холодно. Все пассажиры лежали на нарах, тесно прижавшись друг к другу, ехали в полной темноте. Когда наш поезд уже приближался к Москве, я проснулся в объятиях какого-то бородатого мужичка, которому, так же как и мне, подушкой служил футляр виолончели…».
Поначалу Арам сильно отставал от своих соучеников по музыкально-теоретическим дисциплинам. Он осваивал технику игры, теорию и историю музыки. Параллельно изучал химию и сдавал экзамены по зоологии, морфологии растений, остеологии, анатомии человека и прочим дисциплинам на курсах при Московском университете. Успевал даже подрабатывать грузчиком в винном магазине. Однажды порезал палец о разбившуюся бутылку и пришлось на несколько недель прервать занятия.
Елизавета Фабиановна Гнесина, преподававшая в техникуме сольфеджио, предложила Хачатуряну другой вид заработка — репетиторство, который, правда, приносил совсем небольшой доход. По воскресеньям Арам пел в хоре при армянской церкви, получая за каждое выступление по червонцу.
Арам так старался побыстрее овладеть техникой игры на виолончели, так много играл на ней, что в один прекрасный день не смог пошевелить пальцами левой руки. Переиграл. Дело дошло до того, что Михаил Гнесин предложил Араму оставить виолончель и заняться композицией в специально созданном классе. Хачатурян долго отнекивался, но в результате пришлось согласиться. Из МГУ, он, кстати, в конце концов, ушёл. Позже друзья часто вспоминали об этом случае, который «помог Хачатуряну сделаться композитором, а миру обрести Арама Хачатуряна».
А Михаил Фабианович говорил об Араме: «Сочинения, которые он писал чуть ли не к концу второго года занятий, были так ярки, что уже ставился вопрос о возможности их обнародования. Ряд пьес, вскоре принесших известность Хачатуряну, был написан им в бытность учеником музыкального техникума».
Что же было дальше? А дальше лишь сухие факты.
В 1929 г. окончил училище, в 1934 г. — Московскую консерваторию. В 1933 г. женился на своей сокурснице — Нине Макаровой.
Его творческая судьба сложилась удачно. Первая симфония (1934 г.), Фортепианный концерт (1936 г.) и первый балет «Счастье» (1939 г.) сразу принесли ему известность, даже славу.
В 1942 г. балет был переработан и поставлен уже под новым названием «Гаянэ». Именно для этого варианта был сочинён «Танец с саблями», ставший одним из самых популярных произведений Хачатуряна. За рубежом его даже называли «мистер Танец с саблями».
В 1943 г. он закончил свою Вторую симфонию. В 1944 г. написал музыку к Государственному гимну Армянской ССР. В 1946— 1947 гг. создал Виолончельный концерт и Третью симфонию. Как мне кажется, почти во всех его мелодиях чувствуется яркость и самобытность закавказких национальных мотивов. Это чарует.
В 1950 г. он стал преподавателем в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, а в 1951 г. начинает преподавать еще и в Московской консерватории.
Но это всё всего лишь даты да события. Лучше послушаем что говорили о Хачатуряне люди.
Очень мило и светло рассказывала о композиторе его племянница.
Очаровательный, судя по всему, был человек.
А вот его письмо Шостаковичу.
С большим волнением и большой радостью пишу тебе это письмо. Пишу тебе не только, чтобы поздравить тебя с днем твоего рождения, а еще хочу высказать несколько своих мыслей о тебе.
Я благодарен судьбе за то, что дружу с тобой и являюсь твоим современником. Я благодарю тебя за то, что ты своим необыкновенным творчеством поднял уровень советской музыки на недосягаемую высоту
Дорогой и высокочтимый мой друг!
Поздравляю тебя со славным твоим пятидесятилетием, желаю счастья, желаю написать еще много прекрасных сочинений, чтобы ты всегда был бы могуч, как до сих пор.
Тебе еще мало лет, а прожил ты большую жизнь
Обнимаю тебя, преданный А. Хачатурян
А вот что писал о нем Шостакович:
«Узнать его руку можно буквально по нескольким тактам любого произведения. И эта индивидуальность проявляется не только в технологии, но и в самом мировосприятии композитора, основанном на оптимистической, жизнеутверждающей философии».
Были в жизни Арама Хачатуряна и тяжелые времена. Его травили из-за того что он защищал Сергея Прокофьева, смещали его с административных должностей. Но все налаживалось рано или поздно.
В отличие от того же Шостаковича, Хачатурян не отказывался от зарубежных командировок, организовывавшихся властями в пропагандистских целях.
Он встречался и беседовал о музыке с Чаплиным, Хемингуэем, Караяном, Рубинштейном, Сибелиусом, Стравинским, Римским папой, Бельгийской королевой Елизаветой,активно ездил по разным странам и континентам.
У него был счастливый брак.
Были дети. Дочка от первого брака — Нунэ Хачатурян и сын от второго брака — Карен Хачатурян. Нунэ закончила Московскую консерваторию, а Карен — ВГИК.
Арам Хачатурян очень любил свою жену, Нину Макарову. Она тоже была композитором, автором музыки к фильмам и спектаклям. Еще она была спутницей Хачатуряна и его помощницей. Она сопровождала его в поездках, в деловых и дружеских встречах.
Умер Арам Хачатурян 1 мая 1978 г. Жену он пережил лишь на два года.
Чтобы не завершать рассказ на слишком грустной ноте, расскажу забавный случай из жизни Арама Хачатуряна.
В Ереване шел балет «Спартак», последний при жизни Хачатуряна. На сцене – отличная постановка Яна Чанги, безупречная балетная труппа, оркестром дирижировал Я.Восканян. Однако, в середине первого акта, Хачатурян, сидевший в зале, неожиданно встал и вышел. Закончился акт, а Хачатурян не возвращается. Его начали искать. Нашли на улице, неподалеку от оперного театра. «Что случилось?»- спросили его,- «Почему Вы ушли?»
«Если бы я остался, то учинил бы ужасный скандал!» – сердито ответил Хачатурян. Все удивились: «Что же такого произошло? Прекрасная ведь постановка, с оркестром что-то не так. » Долго гадали, пока наконец Хачатурян не сказал: «Вы разве не заметили, что они сократили целых 4 такта моей музыки?!»
Несмотря на то, что публика, естественно, не заметила «потери» крошечного фрагмента хачатуряновской музыки, самого автора (который был очень дисциплинированным музыкантом и чрезвычайно требовательным к исполнителям), подобный факт просто вывел из себя.