Аранжировка с чего начать
14 советов по созданию аранжировки
Хорошо сделанная аранжировка почти так же важна, как и хорошо написанная музыка. Сделаешь хорошо — получишь хит, созданный своими руками, сделаешь плохо — будешь иметь просто кучу разрозненных идей.
Ниже приведены 14 советов, каждый из которых позволит вам улучшить аранжировку.
1. Учитесь у экспертов
Прослушивайте свои любимые записи и обращайте внимание на их аранжировки: в чем их сила и что заставляет их действовать. Чем больше вы будете слушать, тем больше «фишек» сможете поймать. Зачастую вы сможете использовать их у себя.
К слову сказать, я давно уже задумываюсь о собрании всех вот таких находок в словарик, в котором, возможно, будут и примеры музыкальных фрагментов. Вопрос заключается в том, каким образом и в какой среде целесообразней его создать.
2. Относитесь критично к своим работам
Понятно, что, закончив аранжировку, вы преисполнены чувствами и впечатлениями и гордитесь собой. Однако все же попробуйте найти в ней неработающие части. Если вы их найдете — не раздумывая, выбросьте.
Да, в краткосрочной перспективе этот процесс приводит к замедлению работы и даже к определенному откату назад, но в долгосрочной перспективе ваши аранжировки улучшаются.
3. Изучайте теорию музыки
Даже маленького кусочка знаний достаточно для движения в целом новом направлении. Это не всегда подразумевает скуку или излишнюю научность. Изучение новой странички учебника по теории музыки способствует лучшему пониманию того, что в аранжировке действует, а что — нет. Нередко можно решить что-то конкретное предварительно, даже не прослушивая саму аранжировку.
4. Используйте чистый вокал
Вокал играет роль короля (или королевы) в песне. На вокале сосредоточена вся песня, не так ли? Тогда что мешает выделить его максимально? К примеру, пусть в начале или в конце песни будет исключительно вокал. Можно получить действительно сильный эффект. Хорошим примером является начало песни «Waiting For The Rain» группы Roxette.
В течение первых 20 секунд звучит только вокал, который, правда, обработан с помощью «телефонного эффекта» и звучит он на фоне электропиано. Затем, не спеша, по отдельности, добавляются инструменты наподобие того, как музыканты появляются на сцене.
Однако музыка все еще не звучит в полную мощь. «Взрыв» происходит только во втором куплете, когда все инструменты начинают звучать в полную силу. Рассмотрению этого приема аранжировки посвящен следующий пункт. Все это звучит довольно эффектно.
5. Грамотно используйте пространство
Постарайтесь сохранить в аранжировке место. Особенно это актуально в куплете. Совсем необязательно, чтобы аккомпанирующие инструменты звучали всюду.
Иногда целесообразно устранить все, кроме ударных, вокала (или, к примеру, инструментальной мелодии) и, быть может баса. Это позволит достичь сильного эффекта, который особенно заметно проявляется при вступлении в припеве всех остальных инструментов. Это наглядно проиллюстрировано в том же примере с Roxette.
6. Делайте припевы разными
Понятно, что целью многократного повторения припева является его запоминание. Однако простое повторение — это, как правило, скучно. Решить эту проблему можно, немного поменяв комбинацию инструментов в некоторых припевах с помощью изменений в динамике или включений-выключений отдельных инструментов в разных повторениях припева. Это приводит к большему разнообразию.
7. Не допускайте конфликтов
Обратите внимание на места пересечения мелодии и сопровождающих партий в аранжировке. Стоит дать место звучащему вокалу или мелодии. При одновременном звучании соло-гитары или синтезатора в том же диапазоне и с тем же ритмом, что и у мелодии, как раз и появляется конфликт.
8. Экспериментируем с необычными инструментами
От постоянного присутствия в аранжировках одних и тех же тембров быстро устаешь. Следует или менять их, или использовать что-то совсем иное, можно сказать, даже сумасшедшее.
Можно создать сэмплы из немузыкальных звуков. Можно пробовать буквально все, издающее шум. И этот шум совершенно не обязательно должен быть благозвучным.
Безусловно, это задача творческого типа: получить музыкальность из не музыкального материала. Однако эту задачу, как правило, можно решить, даже если не рассматривать экзотические случаи наподобие пьесы, партия ударных в которой состоит из человеческих звуков: чихания, кашля, чмокания и пр.
Самое простое, что можно сделать, чтобы придать аранжировке жирности, это использовать несколько инструментов, которые играют одну и ту же партию. Либо даже несколько одинаковых инструментов, которые играют одно и то же.
10. Применяйте подклады
У подкладов (пэдов) мягкое, тягучее звучание. Они не привлекают внимания слушателей, но добавляют аранжировке атмосферу и глубину. Подклад может исправить невыразительное, «тонкое» звучание песни или пригодиться в ситуации, когда вообще непонятно, в чем причина бедного звучания.
11. Осознавайте ритм
Можно применить жесткую синхронизацию всех инструментов и заставить их играть в одном ритме. Можно же позволить им играть разные ритмы. В любом случае решение в пользу того или иного способа должно быть осознанным. Полное игнорирование ритма приведет к небрежной и разболтанной аранжировке.
12. Пытайтесь постигнуть ожидания слушателей
Создавая аранжировку, бывает, целесообразней всего придерживаться традиций и в конце песни поставить большой припев. Это то, чего слушатель в основном ожидает, и, возможно, хочет услышать. Однако в некоторых случаях можно отклониться от привычных условностей и сделать что-нибудь совсем неожиданное. И это будет классно.
13. Делайте свой необычный начальный отсчет
Как это ни печально, но большая часть слушателей не отличаются терпением и зачастую складывают свое мнение о песне уже по первым нескольким секундам ее звучания. Поэтому начальный отсчет является не столько ритмом перед началом мелодии или вокала, сколько очень важной частью, в которой действуют свои собственные правила.
14. Обращайте внимание на регистры
Регистр обуславливает, насколько высокое или низкое звучание у той или иной партии. В некоторых случаях можно даже использовать смещение всей партии меньше, чем на целую октаву.
Тут существуют довольно тонкие правила, однако в целом звучание всех инструментов в одном регистре или вызывает скуку, или приводит к полной неразберихе. Целесообразней распределить партии по разным регистрам. А еще лучше применять разные регистры по ходу звучания песни.
____________________________________________
Алгоритм аранжировки
Если под словом алгоритм подразумевается последовательность действий, то – да, существует, правда она не у всех может быть одинаковой, и все же.
В первом случае, четко выраженного удара малого барабана на 2 и 4 долю, не будет, эту функцию на себя заберёт хет, отбивая слабые доли, в другом случае, наоборот, будут подчеркиваться удары малого барабана на третью долю такта в размере 4/4.
Далее. Свингуя, бас будет двигаться по основным ступеням лада равномерными четвертями, тем самым подчеркивая каждую долю, а в балладе его рисунок будет исполняться, как четвертными, так и восьмыми нотами.
Это общая схема работы, которой придерживается большинство.
Следует сказать, что аранжировка аранжировке – рознь. Самая простейшая аранжировка – это всегда стандартный набор инструментов и типичные, шаблонные стилистически выверенные партии. Где их можно найти, послушать, проанализировать?
Написать интересную аранжировку – это все равно, что художнику нарисовать картину, с той лишь разницей, что вы рисуете не красками на холсте, а с помощью звуков и в пространстве.
Естественно, за основу берутся уже существующие идеи, которые дорабатываются и преломляются через ваш собственный опыт, и чем он больше, чем больше в вашей памяти, в вашем воображении различных музыкальных образов, тем больше у вас шансов создать что-то оригинальное.
В заключение хочу сказать, что для того, чтобы писать интересные аранжировки, крайне желательно знание гармонии, знание стилистики музыки, знание базовых принципов импровизации.
Я же считаю, что хорошо, когда есть такой опыт, практика, но, когда к этому ещё прилагается и музыкальное образование, тогда получается «гремучая смесь». И тогда можно такого наворотить.
Учимся аранжировке. Введение
Бесплатный видеокурс по аранжировке https://study-music.ru/arranging
Этим уроком начинаю серию статей и видеоуроков, представляющих собой краткий обучающий курс по основам аранжировки, который даст ответ на этот и многие другие вопросы, с которыми сталкивается музыкант, решивший стать аранжировщиком.
Поскольку объем данного курса будет ограничен 10-15 уроками, то здесь будут затронуты только общие основы и приемы аранжировки, необходимые для того, чтобы начать свой путь в этом замечательном искусстве. Однако предполагается, что Вы уже имеете некоторое представление о вопросах композиции, инструментовки, формообразования (или прошли один из моих курсов). Поэтому о них я буду упоминать лишь косвенно.
Все приемы, которые будут рассматриваться, охватывают максимально возможное количество стилей (за редким исключением), поэтому информация будет полезна широкому кругу музыкантов.
Понятие аранжировка происходит от французского слова arranger, которое означает «приводить в порядок». А музыкант создающий аранжировки соответственно называется аранжировщиком:)
Само по себе искусство аранжировки находится где-то посередине, между инструментовкой (оркестровкой) и композицией.
Инструментовка предполагает переложение уже законченного произведения для другого инструмента (или ансамбля). Правила инструментовки довольно просты, их может освоить каждый. По сути, это ремесло, которое не требует наличия таланта композитора, а только знание необходимых формул.
Композиция – это сочинение музыки. И это, по всей видимости, самое условное определение в музыкальном знании, потому что, исходя из него, композитором можно считать и дворового поэта самоучку, написавшего 100500 песен под три аккорда и Шостаковича. Тем не менее, композиция предполагает создание музыки из ничего. Однако композитора никто не обязывает сочинять музыку в том или ином виде, он не ограничен в выборе выразительных средств.
Теперь представим такую картину: композитор сочинил песню и записал ее на ноты примерно в таком виде:
По такой записи не понятно, какой состав должен исполнять такую музыку, в каком стиле она должна быть изложена, какая форма, даже гармония в таком не может быть использована для исполнения.
Задача аранжировщика решить все эти задачи и аранжировать песню.
Аранжировщик музыки (англ. arranger) — музыкант, обладающий композиторскими навыками, который обрамляет мелодию в музыкальную фактуру. Взяв за основу одно-двух голосную мелодию с обозначенной гармонией, созданную композитором, аранжировщик сочиняет партии для всех инструментов, начиная с ударных и заканчивая струнной группой оркестра.
Также аранжировщик может менять гармонию, форму и даже мелодию. Всё зависит от функциональности этих элементов, изначально заложенной композитором. Например, если мелодия песни не является якорем (т.е. яркой запоминающейся), то аранжировщик может заменить ее на более выразительную, сохраняя образный строй произведения. От музыкального вкуса и таланта аранжировщика целиком зависит стилевое направление и убедительность звучания музыкального произведения. Многие композиторы самостоятельно аранжируют свои произведения, с целью, как можно точнее реализовать задуманную идею.
Буквально еще 10 лет назад работа аранжировщика состояла в записывании всех партий в партитуру, после чего музыканты разучивали ее и только тогда аранжировщик мог оценить свою работу.
Сегодня работа аранжировщика напрямую связана с компьютером. Не нужно ждать месяцы репетиций, когда музыканты разучат композицию. Достаточно написать миди партию и вы сможете слушать Вашу аранжировку в любой момент.
Исходя из этого, я буду использовать двойной подход при объяснении нотации. Стандартный нотный и миди-piano roll. Такой подход позволит Вам с легкостью перейти с нотной записи на компьютер и наоборот.
Дело в том, что работа в секвенсорах воспитала уже, наверное, целое поколение музыкантов, которые не могут создать аранжировку на нотном листе или в голове. Это также плохо, как группа, которая не может создать аранжировку в отрыве о своих инструментах. Аранжировка это свободное искусство, которое не терпит ограничений, поэтому в качестве упражнения делайте иногда работу на нотном листе, и Вы удивитесь тому, какие неожиданные решения это принесет.
Перед тем как начать, посмотрим на основные элементы аранжировки. Начинающему аранжировщику достаточно научиться работать с четырьмя из них
В рамках этого курса данный направления будут приоритетными.
Как сделать аранжировку. Введение
Что такое аранжировка? В чем суть аранжировки? Первое с чего стоит начать это определение базовых навыков музыканта для занятий аранжировкой. Чтобы понять, какие знания вам необходимы попробуем провести простую аналогию на примере живописи. Можно представить, что аранжировка в живописи это процесс превращения наброска картины в полноценное полотно.
Для этого художник должен понимать, как работают законы перспективы, сочетания цветов, как управлять светом и тенью, как смешивать краски и многое другое.
Очевидно, что если вы не умеете рисовать, то сделать этого не получится. Тем не менее, я очень часто сталкиваюсь с музыкантами, которые не зная теории, гармонии, основ композиции пытаются освоить аранжировку и естественно не получают никакой пользы.
Поэтому минимальным условием для занятий аранжировкой является наличие твердой теоретической базы на уровне музыкальной школы. Такой уровень знаний можно вполне получить за 3-6 месяцев и использовать их всю жизнь.
Кроме этого у вас должны быть навыки работы в DAW и работы c VST плагинами, это можно сравнить с технической оснащенностью художника — краски, кисти, карандаши, тушь, бумага для рисования аналоги программ и плагинов для создания музыки.
И только после этого вы уже можете переходить к постижению основ аранжировки. Согласитесь никому не придет в голову учиться рисовать без карандашей, бумаги и понимания элементарных законов живописи.
2 пункта которые должны быть освоены:
Теперь можем перейти к аранжировке.
Начнем с определения:
Понятие аранжировка происходит от французского слова arranger, которое означает «приводить в порядок». А музыкант создающий аранжировки соответственно называется аранжировщиком:)
Само по себе искусство аранжировки находится где-то посередине, между инструментовкой (оркестровкой) и композицией.
В чем разница?
Инструментовка предполагает переложение уже законченного произведения для другого инструмента (или ансамбля). Правила инструментовки довольно просты, их может освоить каждый музыкант, даже далекий от творчества. По сути, это ремесло, которое не требует наличия таланта композитора, а только знание необходимых формул и наличие элементарного музыкального чутья и вкуса.
Композиция – это сочинение музыки. И это, по всей видимости, самое условное определение в музыкальном знании, потому что, исходя из него, композитором можно считать и дворового поэта самоучку, написавшего 100500 песен под три аккорда и Шостаковича.
Тем не менее, композиция предполагает создание музыки из ничего. Композитора никто не обязывает сочинять музыку в том или ином виде, он не ограничен в выборе выразительных средств. Именно композиторы изобретают новые стили и жанры, новый гармонический и мелодический язык.
Теперь представим такую картину: композитор сочинил песню и записал ее на ноты примерно в таком виде:
По такой записи не понятно, какой состав должен исполнять такую музыку, в каком стиле она должна быть изложена, какая форма, даже гармония в таком виде не может быть использована для исполнения.
Задача аранжировщика решить все эти задачи и аранжировать песню.
Аранжировщик музыки (англ. arranger) — музыкант, обладающий композиторскими навыками, который обрамляет мелодию в музыкальную фактуру. Взяв за основу одно-двух голосную мелодию с обозначенной гармонией, созданную композитором, аранжировщик сочиняет партии для всех инструментов, следуя законам аранжировки, инструментовки и композиции.
Также аранжировщик может менять гармонию, форму и даже мелодию. Всё зависит от функциональности этих элементов, изначально заложенной композитором. Например, если мелодия песни не является якорем (т.е. яркой запоминающейся), то аранжировщик может заменить ее на более выразительную, сохраняя образный строй произведения.
От музыкального вкуса и таланта аранжировщика целиком зависит стилевое направление и убедительность звучания музыкального произведения. Многие композиторы самостоятельно аранжируют свои произведения, с целью, как можно точнее реализовать задуманную идею.
Буквально еще 10 лет назад работа аранжировщика состояла в записывании всех партий в партитуру, после чего музыканты разучивали ее и только тогда аранжировщик мог оценить свою работу.
Сегодня работа аранжировщика напрямую связана с компьютером. Не нужно ждать месяцы репетиций, когда музыканты разучат композицию. Достаточно написать миди партию и вы сможете послушать аранжировку в любой момент.
Исходя из этого, я буду использовать двойной подход при объяснении нотации. Стандартный нотный и миди-piano roll. Такой подход позволит Вам с легкостью перейти с нотной записи на компьютер и наоборот.
Почему важно уметь записывать Ваши аранжировки нотами?
Бесплатный видеокурс по аранжировке http://study-music.ru/arranging
Дело в том, что работа в секвенсорах воспитала целое поколение музыкантов, которые не могут создать аранжировку на нотном листе или в голове. Это также плохо, как группа, которая не может создать аранжировку в отрыве о своих инструментов. Аранжировка это свободное искусство, которое не терпит ограничений, поэтому в качестве упражнения делайте иногда работу на нотном листе, и вы удивитесь тому, какие неожиданные решения это принесет.
Нотная запись дает возможность видеть партии всех инструментов одновременно, работать над голосоведением и гармонией, формировать партитурный слух. Любые ошибки легко мониторятся через нотный текст плюс формируется правильное, музыкальное мышление.
Естественно, что над некоторыми элементами аранжировки технически удобнее работать в Piano Roll: например, писать партии ударных, рисовать огибающие для midi и т.д
Также советую по этой теме прочитать статью http://study-music.ru/uchite-noti/
Перед тем как начать, посмотрим на основные элементы аранжировки.
Начинающему аранжировщику достаточно научиться работать с четырьмя базовыми элементами.
В рамках этого курса данные направления будут приоритетными.
Создание ритмической основы
Грув ударных или ударных и перкуссии. Задача аранжировщика разработать индивидуальный, интересный по звучанию грув, который будет склеивать акцентные сетки инструментов. Если рассматривать грув с теоретической позиции, то его задача показывать метр и акценты ритма.
Линия баса
Линия баса опирается на гармонию композиции, а также взаимодействует по законам контрапункта с мелодией. Отличная линия баса может быть основной аранжировки. Например, такие басовые риффы как Seven Nation Army или Satisfaction являются яркими примерами индивидуальной линии баса, которая также обозначает гармонию
Мелодия
Работа с мелодией в аранжировке это выбор инструментов для ее изложения, выбор регистра, сочинение контрапунктов.
Гармония
Основные виды изложения гармонии в аранжировке это подклады, ритмическая фигурация, гармоническая фигурация и смешанная фактура.
Фактура
Слово малознакомое любителям быстрого клепания треков в FL Studio, которое обозначает невероятно большой пласт элементов музыки. По сути, без фактуры не существует музыки и одно из определений аранжировки может выглядит так:
Аранжировка это создание фактуры для определенного состава инструментов. В задачи данной статьи не входит описание фактуры вы можете подробнее узнать о ней по ссылке http://study-music.ru/facture/
Нам же важно знать, что первая задача которая стоит перед аранжировщиком это определиться с плотностью фактуры и типами фактуры для партии инструментов. Не нужно путать тип фактуры и состав инструментов для аранжировки.
Например, 3 инструмента могут быть аранжированы в насыщенной, плотной фактуры где каждый будет исполнять самостоятельную партию с элементами скрытой полифонии. А 10 инструментов могут быть аранжированы в прозрачной, минималистичной фактуре.
Выбор фактуры определяется несколькими условиями:
Например, если мы имеем дело с простой гармонией и мелодикой, то основная задача аранжировки дополнить это звучание, сделать его интереснее и свободы для выбора фактуры много. Если же композитор написал сложную, синкопированную мелодику с джазовой гармонией, то в первую очередь мы должны подчеркнуть особенности заложенные композитором и только потом работать над дополнением материала.
Музыкальной чутьё
Не существует музыкантов, которые могут сделать аранжировку музыки в любом стиле. По одной простой причине — опыт и вкусовые предпочтения. Любая музыкальная идея уже содержит в себе определенные образы для воплощения в аранжировке.
Мой личный опыт показывает, что любая песня имеет внутри себя определенные эманации, чувства, образы, которые направляют аранжировщика. Умение слышать это внутреннее наполнение один из признаков наличия таланта аранжировщика.
Посмотрите хороший фильм «Хоть раз в жизни» https://www.kinopoisk.ru/film/596208/, в нем очень ярко показывается различие в мышлении автора песен и аранжировщика. В моей практике не раз бывало такое: сыгранная автором под гитару или фортепиано песня сразу же представлялась в готовом варианте, который исходил из песни. И такие аранжировки получались максимально эффективными. Когда же вместо заложенных в песне идей я пытался навязать своё видение песня звучала интересно, но теряла связь со своей первоначальной идеей.
Итак, что вам нужно для занятий аранжировкой:
Аранжировка в домашних условиях
Очень много людей в нашей стране любят петь и музицировать. За подтверждением далеко ходить не нужно: популярность караоке-баров говорит сама за себя. Но тем, кто хочет попробовать свои силы не только в пьяном угаре, горланя «Рюмку водки на столе», а более серьезно, тем более, если этот человек наделен музыкальным слухом и неким поэтическим даром, эта статья может быть полезна.
Скажу несколько слов о себе, чтобы читающий этот материал человек, понял, что я пишу это все не с бухты-барахты, не от того, что начитал речитатив и скачал какой-то рэпчик с интернета и решил отправить свое «творение» в массы, думая, что это будет кому-то интересно. Возможно, это и будет интересно для его друзей, но вряд ли заинтересует кого-то, кто отличает «до» от «фа», имеет представление о «мажоре» и «миноре», об элементарных музыкальных гармониях.
Что самое главное – это иметь небольшое представление о музыкальных размерах (подавляющее большинство песен написано в размере 4/4) и тактах, знать хотя бы элементарный бит. Также нужно хоть немного знать, нотный размер (целая, половина, четверть, восьмая, шестнадцатая).
Сразу же скажу: если вы хотите записать гитару или электрогитару, лучше иметь этот инструмент в наличии. Если те же скрипки, фортепиано, бас-гитару и ударные можно выбрать из базы инструментов музыкальной программы, то гитарные звуки очень отдаленно напоминают оригинальный звук.
Для начала нужно установить на ваш компьютер музыкальный секвенсор, то есть программу для написания музыки. Самая доступная, на мой взгляд, FL Studio, ее без проблем можно скачать из интернета, с тех же торрентов. Более профессиональные программы, типа «Кубайса», «Сонара», «Контакта» и т.д. так просто не скачаешь. Да и ни к чему, если вы только-только решили попробовать свои силы для написания музыки в домашних условиях. Да и требования FL Studio минимальны: даже на простеньком компьютере со встроенной звуковой картой небольшой оперативной памятью, вы можете создавать какие-то музыкальные зарисовки.
Повторюсь, необходимо знать хотя бы музыкальные азы: ноты, такты, размеры.
Но сразу оговорюсь: качество звуков в FL Studiо весьма сомнительное. С помощью различных регулировок встроенного микшера можно их обогатить объемом, но все равно на «выходе» звук оставляет желать лучшего. Прежде чем начать творить, определитесь, какой размер будет у мелодии.
В разделе Kick выделите мышкой первый, пятый и девятый элементы – это будет у вас начало каждого такта. Затем нажмите мышкой на кнопку воспроизведения и прослушайте бит. В окошке скорость (на картинке оно вверху со значением 130,00) также мышкой выберите нужное значение.
Ударники предлагаю оставить в отдельной куске – «паттерне». Запомните, что для дальнейшего редактирования, вам удобнее каждый инструмент делать в отдельном «паттерне». Допустим, бас (его вы найдете, кликнув в перечне инструментов, который находится слева в кнопку «Packs»). В этом разделе находятся и ударные инструменты, и бас, и скрипки и много чего еще. Но если вы впервые открыли для себя FL, то пока заморачиваться дальше нет смысла.
Итак, на картинке у окна с окном скорости (где стоит значение 130,00) справа есть другое окно с цифрой 1. Это и будет ваш первый паттерн. Мышкой меняете его на цифру 2 и ищете во вкладке «Packs» инструмент который вам хочется выбрать. Затем, меняете цифру в окошке на «3», «4» и т.д.